XVI в. В. и. в Троице-Сергиевом мон-ре Первые В. и. появились в мон-ре в тот период, когда были созданы списки святыни для Успенских соборов Владимира и Московского Кремля; они воспроизводят не чудотворный оригинал, а его списки кон. XIV - 1-й четв. XV в. ( Щенникова Л. А. Иконы Богоматери «Владимирской» в Троице-Сергиевом мон-ре и их отношение к первым чтимым спискам чудотворного образа//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 123-145). Большие иконы выполнялись специально для мон-ря, маленькие являются вкладными и келейными троицких иноков. Владимирская икона Божией Матери из Троице-Сергиева мон-ря. Вклад боярина М. В. Образцова. 1-я треть XV в. (СПГИАХМЗ) Владимирская икона Божией Матери из Троице-Сергиева мон-ря. Вклад боярина М. В. Образцова. 1-я треть XV в. (СПГИАХМЗ) Икона 1-й четв. XV в. (87 ´ 62 см; ГТГ) с ростовым изображением прп. Сергия Радонежского на левом поле (осталась только трудноразличимая графья), происходящая, вероятно, из Троицкого собора и впосл. переданная на подворье мон-ря в Москве ( Гусева. 1984. С. 58), по своей иконографии принадлежит к тем изображениям В. и., на к-рых кисть руки Младенца на шее Матери не показана. Эта икона - одно из самых ранних воспроизведений несохранившегося списка, находившегося, вероятно, в Благовещенском соборе Кремля. К данному иконографическому варианту относятся и 2 иконы-пядницы, созданные в тот же период. Происхождение 1-й (29 ´ 18 см, правое поле утрачено; из собр. В. А. Прохорова, ГРМ), наиболее близкой к иконе из Троицкого собора, неизвестно. 2-я (32 ´ 24 см; ГИМ), в первоначальном серебряном окладе, находилась в киржачском Благовещенском мон-ре (Опись 1917 - Гос. архив Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. Д. 5040. Л. 8. 79), связанном с Троице-Сергиевым мон-рем. К ним примыкает икона 1-й трети XV в. (34 ´ 27 см; СПГИАХМЗ), в серебряном окладе с Деисусом и святителями на полях, с золотой цатой, вложенная в мон-рь боярином М. В. Образцовым (воевода Иоанна III). Ее отличительная особенность - изображение поверх мафория пальцев Младенца Христа, обнимающего Мать.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Связи Кассинского мон-ря с франками упрочились в результате пребывания там франк. майордома Карломана . В 747 г. он отрекся от власти и отправился в Рим, а затем удалился в «монастырь блаженного Бенедикта, расположенный в пределах Аквинских» (LP. T. 1. P. 433). Тем не менее Карломан следил за событиями в королевстве франков: вместе с аббатом Оптатом он послал туда монахов, чтобы способствовать примирению брата, майордома Пипина Короткого, со своим сыном Грифоном, а также вернуть мощи св. Бенедикта (MGH. Epp. T. 3. P. 467-468). В то же время лангобардский кор. Ратхис (744-749) был низложен знатью, недовольной его уступками папе Захарии, и укрылся в Риме, а затем принес монашеские обеты в Кассинском мон-ре. Жена и дочь Ратхиса стали монахинями в жен. обители Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-ди-Пьюмарола близ Кассино). После смерти кор. Айстульфа (749-756) Ратхис попытался возвратить себе престол, но был вновь изгнан и вернулся в мон-рь (см.: Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 496-498, 574-576). При кор. Дезидерии (756-774) в Кассинском мон-ре жил опальный лангобардский аристократ Ансельм , основатель аббатства Нонантола ( Pratesi A. Anselmo di Nonantola, santo//DBI. 1961. Vol. 3. P. 413-415; Schmid K. Anselm von Nonantola: Olim dux militum - nunc dux monachorum//QFIAB. 1967. Bd. 47. S. 21-24). По просьбе кор. Дезидерия 12 кассинских монахов отправились в мон-рь Лено близ Брешиа, основанный королем в 758 г. (подробнее см.: Sandmann M. Herrscherverzeichnisse als Geschichtsquellen: Studien zum langobardisch-italischen Überlieferung. Münch., 1984. S. 208-241; Azzara C. Il re e il monastero: Desiderio e la fondazione di Leno//L " abbazia di S. Benedetto di Leno: Mille anni nel cuore della pianura Padana/Ed. A. Baronio. Brescia, 2002. P. 21-32). Оптат, аббат Кассинского мон-ря, и Атон, аббат монастыря св. Винцентия, участвовали в переговорах папы Римского Стефана II (III) (752-757) с правителями лангобардов и франков. В 752 г. понтифик послал настоятелей «достопочтенных монастырей святых Винцентия и Бенедикта» к кор. Айстульфу для переговоров о мире. Король отказался заключить мир с папой и отослал аббатов в их мон-ри (LP. T. 1. P. 441-442). Когда папа Стефан попросил помощи у франков, Айстульф заставил бывш. майордома Карломана, жившего в Кассинском мон-ре, отправиться к франкам и помешать их переговорам с понтификом. Карломан скончался вскоре после прибытия в Галлию. Майордом Пипин Короткий задержал сопровождавших его кассинских монахов; об их освобождении в 757 г. просил майордома папа Стефан II (III) (LP. T. 1. P. 448; MGH. Epp. T. 3. P. 507). При кор. Карле Великом в Кассинском мон-ре укрылся впавший в немилость св. Адальхард, впосл. аббат мон-ря Корби (MGH. SS. T. 2. P. 525). Эпоха Каролингов

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Рука Л. находится в соборе вмч. Мины в Ираклионе (Крит), др. частицы мощей святого хранятся в Киккском мон-ре (Кипр), Пантелеимоновом мон-ре на Афоне, в мон-ре Осиос Мелетиос на горе Китерон (Аттика) и в мон-ре Пресв. Богородицы в местности Кипурия на Кефалинии ( Meinardus. 1970. S. 206). После захвата К-поля крестоносцами частицы мощей Л. были вывезены на Запад: в монастыри Клерво и св. Мартина в Лане (Франция), в мон-рь св. Альбана в Намюре и в капеллу Девы Марии в Брюгге (Бельгия), в Хальберштадт (Германия) ( Janin. Églises et monastères. Р. 302). Частица мощей Л. вложена в воздвизальный крест, изготовленный в 1494-1495 гг. в Смоленске, входившем в то время в состав Великого княжества Литовского (ныне хранится в ГММК; см.: Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 177). Ист.: BHG, N 976-978b; PG. 117. Р. 579-580 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 881-882; Latyš ev. Menol. T. 2. P. 263-266; Passion de saint Laurent (et des ss. Abdon et Sennen, Xyste II et Hippolyte) (BHG3 977c)//Inédits byzantins d " Ochrida, Candie et Moscou/Éd. F. Halkin. Brux., 1963. P. 284-300; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 190-192; ЖСв. Авг. С. 147-159; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6. С. 530-334. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 242; Т. 3. С. 318-319; Латышев В. В. Визант. «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 271-273; Palachkovsky V. La tradition hagiographique sur S. Hippolyte//StPatr. 1961. Vol. 3. N 1. P. 97-107; Janin. Églises et monastères. P. 300-305; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 206; Follieri E. Sant " Ippolito nell " agiografia e nella liturgia bizantina//Ricerche su Ippolito/Ed. V. Loi. R., 1977. P. 31-43; eadem. Antiche chiese romane nella Passio greca di Sisto, Lorenzo ed Ippolito//RSBN. N. S. 1980/1982. Vol. 17/19. P. 43-71; eadem. L " Epitome della «Passio» greca di Sisto, Lorenzo ed Ippolito (BHG 977 d): Storia di un testo dal menologio al Sinassario//Byzance: Hommage à A. N. Stratos. Athènes. 1986. T. 2. P. 399-423; eadem. Sant " Ippolito nell " agiografia bizantina: Ricerche recenti//Nuove ricerche su Ippolito. R., 1989. P. 131-135; Λαυρντιος//ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 163-165; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 270-271; Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния пролог: Текстове, лексикален индекс. Пловдив, 2014. Т. 12: Август. С. 31-32.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320); в ц. св. Таксиархов в Кастории (1359/60); в трапезной Лавры прп. Афанасия на Афоне (1512); на сев. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, мастер Феофан Критский (1527); в ц. Филантропинон на оз. Янина (Памвотида) (1531/32, 1542); в мон-ре Молдовица, Румыния, мастер Фома Сучавский (1537); в нартексе собора мон-ря Большие Метеоры (1552); в Митрополии в Каламбаке (XVI в.); в капелле св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Сересе, Греция (1634); в мон-ре Хорезу, Румыния (1654); в мон-ре Св. Троицы в Метеорах (1692) и др. Образы святых представлены на миниатюрах минологиев: Vat. gr. 1156. Fol. 268r (3-я четв. XI в.); Pantel. 100. Fol. 11 (XI в.) - миниатюра на фрагментах из Жития Г., С. и А.; Sinait. 500. Fol. 281v (XII в.); Bodl. F. 1. Fol. 17r (1327-1340); 2 раза в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58) - оплечно в медальонах среди др. мучеников (Л. 54 об.-55) и в рост (Л. 87). Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. В минеях (рукописных, настенных, иконных) нередко была представлена и сцена мучения святых: на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 183, 976-1025 гг.); на иконе-минее (на сент., окт. и нояб.), т. н. Синайском гексаптихе (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае),- усекновение глав Г. и С.; в росписи нартекса церквей Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350), и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386),- усекновение мечом Г. и С., А. сожжен в печи, ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия, Сербия (1561),- Г., С.

http://pravenc.ru/text/168390.html

В описи 1582 г. о м-ре сказано: «На Вспалевском острове на Онеге озере монастырь общей Рождественской. А на монастыре церк. Рожд. Преч. Богородицы, да церк. Никола Чудотв., да церк. теплая Илья Прор. с трапезою, древяные. А церкви поставлены и церковное строенье прежнего игумена Корнилия. Да на монастыре же келья игумена Ионы, да 23 кельи, а живет в них 2 священника да 49 братов.» Это известие заставляет усомниться, чтобы м-рь был основан в XII ст., так как церкви и строенье деревянные, построенные Корнилием, едва ли могли сохраниться более, чем в течение 300 лет. Впрочем, есть примеры долголетия деревянных построек, как, напр., кладбищенская церковь в Муромском м-ре, существующая поныне. С 1654 г. здесь находился в заточении еписк. Коломенский Павел, сделавшийся главою раскола в православной церкви. В соборном храме Рожд. Богородицы под спудом покоятся мощи преп. Корнилия и преемника его Авраамия; память их чтится 19 мая. В XV ст. в м-ре подвизался преп. Зосима. “Палеостров, его судьба и значение в Обонеж. крае», помещено в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1868 г., I, смесь, стр. 19 – 262; “Донесение 1688 г. Новгор. митр. Корнилия о расколо-учителе Емельке Иванове, вторично засевшим в Палеостр. м-ре», там же 1882 г., III, смесь, 30; “Ист. Росс. Иер.», V, 450; Ратшин, 419; “Словарь ист. о свят.», 160; Озерецковский, “Путеш. по Ладож. и Онеж. оз.», 250; “Журн. Мин. Вн. Д.», 1841 г., XLVI, 325; “Акты истор.», V, 151 (Три цар. грам., 1687–1689 г., Новгор. митроп. Корнилию и Олонец. воеводам Вас. Долгорукову и Ив. Ловчикову о завладении поморскими раскольниками Пале- остр. монастырем и принятии мер к прекращению распространения их в тамошнем крае), 223 (Дело 1693 г. о Пудожских раскольниках); Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож., VI, 166; Дашков, “Опис. Олон. губ.», 109; Пушкарев, “Опис. Олон. губ.», 80; “Памят. кн. Олон. губ.», 1857 г., 140; 1860 г., 19, 24; 1867 г., Отд. III, 19; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.», 1848 г., 7, смесь, 128 (Иоаким, патриарх Москов.); “Олонец.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Л. Г. прибыл на Св. землю в возрасте 25-26 лет (между 991 и 993) и оставался там до разрушения храма Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 г. халифом аль-Хакимом Биамриллахом. После поклонения всем святыням Иерусалима подвижник был принят в число братии лавры прп. Саввы Освященного, где подвизался ок. 6 лет, исполняя обязанности канонарха. Из-за разногласий с игуменом Л. Г. на короткое время перешел в мон-рь прп. Евфимия и затем вновь вернулся в лавру прп. Саввы, где был рукоположен патриархом Иерусалимским во диакона и после - во иерея. В этот период Л. Г. начал уделять особое внимание уединенной молитве. Однажды в Иудейской пустыне Л. Г. проводил Великий пост, где услышал голос, повелевающий ему вернуться на родину. После разрушения храма Гроба Господня святой имел намерение отправиться в Рим, однако его долгое путешествие по мн. паломническим центрам закончилось прибытием на родину, в М. Азию. Посещение горы, где подвизался прп. Симеон Столпник Младший (Дивногорец) , произвело на него особенное впечатление. Нек-рое время проведя в местах своего детства, повидавшись с матерью после 20-летней разлуки, подвижник поселился в небольшом мон-ре во имя св. Марины близ Эфеса, где жили 2 брата-монаха. Они построили для него столп, и Л. Г. в возрасте ок. 45 лет начал подвиг столпничества. Молва о подвижнике быстро распространилась по округе. Состоятельная женщина Иудита пожертвовала крупную сумму на возведение храма во имя св. Марины и усыновила младшего брата Л. Г. Игнатия, к-рый находился под его духовным руководством. После 7 лет пребывания на столпе в мон-ре св. Марины Л. Г. переселился на гору Галисий, в пещеру, где до него жил подвижник по имени Пафнутий. Однако митрополит Эфесский, выделивший землю для обители св. Марины под рук. Л. Г., воспротивился этому поступку и настаивал на его возвращении. Окончательно Л. Г. остался на горе Галисий ок. 1019 г. Неподалеку от пещеры Пафнутия для него был построен новый столп. Постепенно вокруг подвижника возникло монашеское братство. Л. Г. провел в мон-ре, названном обителью во имя Спасителя, 12 лет, а потом поднялся еще выше в горы, начав подвизаться на столпе во вновь образованном мон-ре во имя Пресв. Богородицы (1030/31).

http://pravenc.ru/text/2462541.html

свт. Ионы 1455 г. в обитель о послушании братии игумену и соблюдении иноческих обетов, в послании упоминается игумен мон-ря Вениамин. Сохранилась запись грамоты царя Иоанна IV сер. XVI в. о порядке поминания владимирских князей и епископов, похороненных в кафедральном соборе и Георгиевском мон-ре, в грамоте имеются сведения об участии в годовых заупокойных богослужениях боголюбовских соборного попа и диакона. В 1687 г. братия Б. м. состояла из игумена, казначея, 3 иеромонахов, 8 служебных старцев, 11 старцев рядовой братии, белого диакона, 2 клиросных дьячков, крестьянских детей, служивших дьячками (6 чел.),- всего 33 чел. В 1702 г. в мон-ре жили 22 инока, включая игумена. В 1763-1764 гг. в мон-ре значились игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, 12 служебных монахов, 2 конюха, 3 слуги, целовальник «у присмотра хлеба», столяр и 9 отставных военных. В XIX в. в мон-ре жили от 20 до 40 насельников, а также до 20 учеников. Ведомости мон-ря за XIX - нач. XX в. свидетельствуют, что иноки обители отличались благонравием и добрым поведением, в документах зафиксировано крайне незначительное число дисциплинарных проступков. Святыни, крестные ходы Крестный ход из Боголюбова мон-ря во Владимир. Литография. 1880 г. Крестный ход из Боголюбова мон-ря во Владимир. Литография. 1880 г. Главной святыней мон-ря была Боголюбская икона Божией Матери (в наст. время - в Успенском соборе владимирского Княгинина мон-ря), в Боголюбском соборе мон-ря у правой колонны находится одна из чудотворных копий иконы кон. XIX в. До 1917 г. в Б. м. хранилась перенесенная из владимирского Успенского собора по благословению архиеп. Феогноста (Лебедева) гробница с частицей мощей блгв. кн. Андрея Боголюбского. Среди находившихся в Б. м. предметов старины следует отметить рукописное Евангелие 1543/44 г.- вклад Рязанского еп. Ионы в Волосов мон-рь; уникален монастырский синодик с поминальными записями вкладчиков мон-ря XV-XVII вв. (оба памятника - в собрании ГВСМЗ). Ежегодно с 20 мая по 18 июня из Б. м. во Владимир совершались крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери в память о прекращении чумы в городе после принесения чудотворного образа (1771).

http://pravenc.ru/text/149505.html

Вещество, из к-рого состоит И. и с к-рым она соприкасается, имело особое значение и ценность для церковной традиции. Уже в IX-X вв. создавались драгоценные оклады для И. (о символике и формах иконного убора см.: Стерлигова. 2000. С. 27-90). Наиболее достойными считались драгоценные металлы, что привело к возникновению И. целиком из золота или серебра, с использованием эмалей для воспроизведения цветных элементов. Как правило, такие произведения характерны для столичной имп. культуры, напр. к-польские по происхождению 2 иконы архангелов из сокровищницы собора Сан-Марко в Венеции (XI-XII вв.). В поздневизант. период известны И., составленные из специально подобранных разновременных перегородчатых эмалей и чеканных рельефов, напр. икона из собрания Г. С. Строганова с визант. эмалями XI-XII вв. и чеканными рельефами XIV в. (ГЭ: Искусство Византии. 1977. Т. 3. Кат. 538. С. 78-79). В поздний период визант. культуры и поствизант. время особым почитанием пользовались воскомастичные И. К числу таких святынь принадлежит Влахернская икона Божией Матери (2-я пол. XV в., XVII в., ГММК; VII-XVII вв., ГТГ; см.: Христ. реликвии в Моск. Кремле: Кат. М., 2000. Кат. 38). По сведениям документов XVII в., Влахернская икона из Успенского собора Кремля была выполнена из материала со «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава» («пепел святых мучеников, сожженных в Никомидии, и преподобных отцов, избиенных сарацинами в Синае и Раифе» - Казанский. 1847. С. 17). На правосл. Востоке почитался ряд И., выполненных в подобной технике: икона Божией Матери Сумелиотиссы в мон-ре Сумела близ Трапезунда (ныне Трабзон, Турция) ( Кондаков. 1915. С. 221), а также ее список, некогда находившийся в Успенском мон-ре близ Бахчисарая (XV в.) и впосл. перенесенный в Мариуполь (наст. местонахождение неизвестно). Обе И., по оценке Кондакова их художественных особенностей, возникли не ранее XIV в. (Там же. С. 221-222). «Созданный из воска и других веществ» образ Божией Матери Спилеотиссы почитается в мон-ре Мега Спилео на Пелопоннесе и по иконографии близок к произведениям палеологовской эпохи. По наблюдению В. Г. Ченцовой, все И., «изображенные мастикой», в XVII в. отождествлялись с И. письма ап. Луки, созданными «воском и красками», напр. воскомастичная икона Божией Матери в мон-ре Дионисиат на Афоне, пожертвованная трапезундским царем Алексеем III Великим Комнином (1349-1390) ( Ченцова. 2007. С. 94). Малоизученными произведениями иконописцев остаются И., включающие мощи святых (см. статьи Мощи , Реликварий ).

http://pravenc.ru/text/389040.html

Безбрачное арм. духовенство находилось в основном в мон-ре Христа Всеспасителя, к-рый стал центром высшего образования, лит. и книгоиздательской деятельности, а также изобразительного искусства. Школу мон-ря, к-рая в XVII в. стала важнейшим центром образования, называли ун-том, т. к. в программу были включены грамматика, философия, риторика, естественные науки, геометрия, музыка, теология и изучение Свящ. Писания. В скриптории работали десятки переписчиков и миниатюристов, создававших рукописи по заказу церквей и богатых арм. семей. В наст. время в мире сохранилось 680 рукописей из Нов. Джульфы. Архиеп. Хачатур Кесараци основал в мон-ре 1-ю в И. типографию с технологией высокой печати. Были напечатаны Книга псалмов (1638), Жития св. отцов (1641), Требник (1641) и Молитвенник (1642). В 1639 г. архиепископ отправил своего ученика Вардапета в Европу изучать книгопечатание. В 1646 г., через неск. месяцев после смерти архиепископа, Вардапет вернулся в Нов. Джульфу с печатным станком, новыми шрифтами и гравировальными пластинами с изображением библейских сюжетов. В 1647 г. он приступил к печати Библии на арм. языке. Однако вскоре был вынужден покинуть монастырь Христа Всеспасителя, т. к. его деятельность не устраивала многочисленных переписчиков и миниатюристов. Типография заработала вновь лишь в 1687 г., но в 1693 г. была остановлена шахским указом. После смерти архиепископа в 1646 г. в мон-ре Христа Всеспасителя начались внутренние разногласия, новый архиепископ был назначен только в 1652 г. Архиеп. Давид отобрал 40 монахов для обучения в мон-ре, расширил и отремонтировал монастырские здания и кафедральный собор, а также построил мон-рь в с. Хазарджериб. Это строительство по времени совпало с упомянутой выше депортацией армян из Исфахана. Их переселение в Нов. Джульфу удвоило население города, и в период с 1658 по 1666 г. были построены 16 новых церквей (всего их стало 24). В наст. время сохранилось 13 из них (внесены в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО). К кон. 50-х гг. XVII в. Нов. Джульфа достигла религ., культурного и экономического расцвета и стала одним из самых богатых и влиятельных центров арм. диаспоры, пользовавшейся поддержкой Сефевидов и тесно связанной с Эчмиадзином. Нов. Джульфа стала церковно-адм. центром иран. армян (кроме Азербайджана), а затем и Индии, обладала широким самоуправлением, имела собственный суд и главу города. Арм. колония контролировала практически всю внешнюю торговлю И. В сер. XVII в. была основана «Армянская торговая компания Нор-Джуги», к-рая заключала договоры с иностранными гос-вами и торговыми компаниями; на арм. купцов часто возлагались и дипломатические миссии.

http://pravenc.ru/text/673877.html

В 1706 г. комиссар рус. торгового каравана в Китай Осколков обратился к Тобольскому митр. св. Филофею (Лещинскому) с просьбой разрешить ему постройку в Посольском мон-ре за свой счет ц. в честь Преображения Господня. После получения благословенной грамоты Осколков, намереваясь возвести 1-й каменный собор в Забайкалье, заготовил 300 тыс. штук кирпичей, иконостас, книги и колокола. Однако его намерение не осуществилось, поскольку все нанятые каменщики были отправлены на строительство С.-Петербурга. Деревянная Преображенская ц. была освящена в Посольском мон-ре в 1722 г. На средства Осколкова в обители построили настоятельские и братские кельи, службы. Осколков дал вкладом в мон-рь дер. Дворецкую с пашенными землями и сенокосами, а также богатые рыболовные тони от р. Прорвы до устья р. Селенги. 10 дек. 1714 г., возвращаясь из Пекина, Осколков скончался в Монголии, был погребен в Посольском мон-ре, на его могиле позднее была поставлена часовня-склеп. Селенгинский и Посольский монастыри стали центрами Д. д. м. 12 мая 1692 г. по челобитью игум. Феодосия руководителем Д. д. м. и игуменом Селенгинского мон-ря был назначен иеродиак. Мисаил, в 1699 г. возведенный в сан архимандрита, 11 нояб. 1703 г. назначенный заказчиком (благочинным). В этой должности ему поручалось «ведать церковные догматы в Иркуцку, и в Селенгинску, и в Нерчинску, и тех городов в уездах, и Посольскую церковь, протопопов, и попов, и дьяконов, и монахов, и церковных причетников, и в них надлежащие церковному суду дела» (цит. по: Мелетий. С. 126-127), в 1714-1718 гг. он управлял также иркутским в честь Вознесения Господня мон-рем . Архим. Мисаил умер в 1743 г. в Селенгинском мон-ре, пережив всех своих соратников по Д. д. м., прибывших вместе с ним из Москвы. В кон. XVII в. активным участником Д. д. м. был иеродиак. Трифиллий из рода местных князей Гантимуровых (крестился в 1684 в Нерчинске). Известно также о деятельности в миссии старца Филарета, иером. Иова (Иосифа?), 18 нояб. 1715 г. переведенного из Троицкого мон-ря в Посольский «по указанию братии для священнослужения» и в 1719 г. ставшего игуменом Посольской обители. В 1726 г. в числе активных участников Д. д. м. упоминаются иером. Митрофан, строитель-старец Рафаил и мон. Серапион - все они, очевидно, не входили в первоначальный состав миссии.

http://pravenc.ru/text/171434.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010