177 Ср. языческую дикость, с петровских времён вошедшую на Руси в церковный обиход: иллюминацию, фейерверки и салюты во время ночного пасхального крестного хода. 178 Имеются в виду Распутин и Василий Филиппович Ткаченко (1856–?), имевшие успех в высшем обществе нач. ХХ в. 179 Факты монастырской распущенности тогда выявлялись часто. Например, в одной келье с основателем Казанско-Алексиевской пустыни Спасо-Преображенского мужского м-ря (Сердобск) с весны 1911 жила молодая послушница; несмотря на доклады настоятеля, еп. Гермоген никаких мер не предпринимал, хотя в обители бытовали и другие мерзости. В 1909 после ревизии был отстранён настоятель Пятигорского Успенского Второ-Афонского мужского м-ря, в т. ч. за то, что братия бродила по городу в пьяном виде. В 1910 после ревизии Черниговской епархии установлено, что в Батуринском м-ре «царило почти поголовное пьянство, разврат и картёжная игра» (Приходский священник. 1911. 13. С. 14); настоятель вяземского Свято-Троицкого собора был арестован за растрату и другие злоупотребления (Русское слово. 1910. 29 декабря). В 1911 ревизии обнаружили растраты 39 тыс. руб. в московском Даниловом м-ре, 65 тыс. руб. в Покровском миссионерском м-ре и «изумительные безобразия» в Покровском женском м-ре (Уфимская губ., Стерлитамакский уезд). В 1912 за распутную жизнь лишён сана и сослан в Соловки настоятель Сковородского м-ря (Новгородская еп.). В 1906 расстрижен и приговорён к 11-ти годам каторги основатель Сарсинского женского м-ря (Пермская губ., Красноуфимский уезд) архим. Зосима за изнасилования богомолок. Такова была картина «церковного оскудения» – «приниженность духовенства, угодливых и честолюбивых иерархов, сельских священников, погрязших в пьянстве и любостяжании, распущенных монахов: во всей России едва ли удалось бы насчитать десятка два обителей, в которых теплилась духовная жизнь» (Федотов Г. Собр. соч. Т. 5. М., 2011. С. 116). 184 Иннокентий (Беляев; 1862–1913), архиеп. – экзарх Грузии с 1909, сторонник реформ в церковном управлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

1177. Спасо – Суморин, мужской, заштатный (с 1764 г.), Вологодской губ., Тотемского у., в 1 вер. к сев.-зап. от Тотьмы, на мысу, между рр. Ковдою и Песьей Деньгою, впадающих слева в р. Сухону. Основан по просьбе Тотемских горожан в 1554 г. преп. Феодосием, уроженцем гор. Вологды и пострижеником Спасо-Прилуцкого мон. Феодосий скончался 1568 г. 28 янв., в каковой день и чтится его память; мощи его обретены в 1796 г. при копании рва под основание строившейся Вознесенской церкви. В м-ре 3 церкви: собор Преображения, Вознесения и Всех Святых Вологодских чудотворцев; последняя строена в 1844 г. в пещере, где обретены были мощи преподобного. В церкви Вознесения находится чудотв. икона Бож. Матери, принесенная сюда преп. Феодосием; против образа, на возвышении покоятся открыто мощи в кипарисной раке, обложенной серебром. При раке сохраняются: железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно с обручем вокруг головы, железные четки и три железные вериги. Имп. Александр I пожаловал м-рю икону св. кн. Александра Невского, почему совершается крестный ходъ из городского собора Тотьмы 30 августа. Полная ризница для соборного служения из кресчатого пунцового бархата прислана при рескрипте Имп. Павлом в 1799 г. В 1844 г. здесь открыта архимандрия с оставлением по-прежнему вне штата. При м-ре находится ремесленная школа. В 1867 г. в м-ре жил на покое еп. Вятский Христофор. Савваитов, “Опис. Тотемского Спасо-Суморина мон. и приписной к нему Дедов.-Троицкой пустыни», Спб., изд. 1850 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 412 (с грамотами); Ратшин, 66; “Словарь ист. о свят.», 131; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 70; “Опис. монаст.», 1817 г., 104; “Воен. стат. обозр. Волог. губ.», 363; “Полн. собр. Зак.», 1798 г., XXV, 18682; “Извл. из отч. Об.-Прок.», 1844 г., 12 (учрежд. архимандрии); 1852 г., 9 (увелич. штата иноков); 1856 г., 33 (измен. крест. хода вместо 5 сент. на 30 авг.); 1884 г., 235 (ремесл. школа); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 144, 289 (преп. Феодосий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 773, 40; “Дополн. к Акт. истор.», X, 94 (Показание 1683 г. архим. Игнатия по делу оскорбления воеводы Никиты Юшкова); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 52; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», 573, 180 (Отводная 1643 г. на рыбн. ловли; игум. Корнелий); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 9 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 489 (дело о монастыр. солянопромышленниках); “Календарь Вятской губ. на 1880 г.», 117 (в м-ре скончался в 1872 г. епископ Вят. Христофор, живший здесь на покое с 1866 г.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археол. словаря, 26 (Ив. Ильин Клюсов в 1699 г. написал крест для часовни м-ря при архим. Ионе), 28 (в статье Меркурий, протопоп Москов. Благовещ. собора, сказано, что сын его Яков принял здесь иночесгво под именем Ионы и м-рь упразднен в 1799 г. указом Имп. Павла; при этом м-рь называется: Спасо-Суморин Коломенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

влияния на серб. искусство, обусловленное значительным расширением Сербского гос-ва и тесными связями короля с К-польским двором. Совместная работа византийских и сербских мастеров привела к формированию особой разновидности палеологовского стиля, когда оригинальность и непосредственность изображения уступили роль иллюстративному началу и стандартным средствам художественного выражения. Начало этих изменений в сербской живописи кон. XIII в. обычно связывают с деятельностью греческих мастеров Михаила Астрапы и Евтихия , с появлением фресок в ц. Богоматери Перивлепты (1294/95) в Охриде и в ц. свт. Ахиллия в Арилье (1296). При М. было возведено и расписано больше храмов, чем при всех его предшественниках - 42, в т. ч. церкви Благовещения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница , Успения Пресв. Богородицы (Богородица Левишка) в Призрене, вмч. Георгия в с. Старо-Нагоричино , Иоакима и Анны в мон-ре Студеница , Богородицы Троеручицы, Константина и Иоанна Предтечи и Никитский монастырь в г. Скопье, ц. вмч. Георгия в мон-ре Ораховица , храмы в Осоговском и Прохора Пшинского мон-рях, в Моштанице , и др. Также на его средства возводили соборы вне Сербии: в Хиландаре, мон-рь арх. Михаила в Иерусалиме, в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (ц. первомч. Стефана), в К-поле (ц. Иоанна Предтечи с больницей), в Фессалонике (2 храма). Почитание Первые известия о М. пришли на Русь в кон. XIV или нач. XV в. в уставных указаниях Минеи служебной на окт. по Иерусалимскому уставу, где под 29-м числом упоминается празднование «Уроша краля, ктитора места сего, паче же новые сей церкви», т. е. Хиландарского кафоликона, возведенного по его инициативе. Но память тогда не отождествлялась с М. и переписывалась по инерции, нередко опускалась ( Naumow A. Wiara i historia: Z dzejów literatury cerkiewnosowiaskiej na ziemiach polsko-litewskich. Kraków, 1996. S. 155). В Великом княжестве Московском М. получил большую известность в нач. 20-х гг. XVI в., когда в Москву были принесены, по всей видимости с Афона, Жития его сына кор.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

и дел архива св. Синода», II, ч. 1, прилож., DXIX, XLVII ( церковь Рожд. Богород. неизвестно когда построена, а теплая Иоанна Злат. с приделом св. Николая в 1677 г.); VII, 1727 г., 297 (дело о быв. священнике м-ря Сергие Порфириеве), 377 (прошение прихожан м-ря о рукоположени пономаря этой обители Мих. Федорова во священн. к придельному в м-ре храму во имя св. Николая); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1360 (межев. книга 1652 г. вотчинной земли м-ря в пустоши Кудрявцевой и дер. Поповой Бохова стана), 1382 (межев. кн. 1665 г. вотчин м-ря в селе Хомутове Бохова стана); II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 72, 82, 106 (опись 1680 г. церковн. земли в вотчин. м-ря сел Шабанцова, Меткина и Хомутова); “Древн. Росс. Вивлиоф.», I, 371 (духовная кн. инокини Евпраксии 1427–53 г.); 1773 г., II, 277 (тоже духовная); 1789 г., XI, 306 (церкви в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Рождеству на Рве 10 руб.); 1789 г., V, 106 (под именем Рождество Пречист., что были надо рвом, упоминается в духовной кн. Дм. Ив. Углицкого 1509 г.), 151 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; к Рождеству Пречистой на Рве 10 руб.); “Переписн. книги Москвы», 1738 – 42 г., I, 74, 75 (опись дворов в приходе церкви Рождествен. жен. м-ря), 88 (по описи м-рь занимал 77½ саж. в переднем конце, длиннику 67 саж. и в заднем конце поперешнику 73 саж.; тогда в м-ре были диакон Василий Никитин, поп Михаил Алексеев и дьячек Федор Алексеев), 97, 105 (опись дворов в приходе ц. Николая чуд., что в Рождествен. жен. м-ре); 1638 г., 92 (Рождественново м-ря слободка, а в ней живут монаст. крестьяне: следует перечень дворов). 1129. Рождество – Богородицкая – Богоявленская – Паданская, мужская пустынь, ныне села Паданский Погост и Богоявленское, составлявшие до 1782 г. город Паданск, Олонецкой губ., Повенецкого у., в 100 вер. к сев.-зап. от Повенца, на зап. берегу обширного оз. Сиг. Была приписана к Александро-Свирскому мон. и в 1764 г., при упразднении, обращена в приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Заволжье в то время было средоточием нестяжательствующего монашества - последователей прп. Нила Сорского . А., испытав большое влияние аскетических идей преподобного, неоднократно цитировал его в своих сочинениях. Так же как и прп. Нил Сорский, А. считал скитский образ жизни (см. Скит ) наилучшим для монашества, понимаемого как «внутреннее делание» - подвиг безмолвия, созерцания и молитвы. Прп. Нила и А. сближают критическое чтение книг («Писаниа бо многа суть, но не вся божественна»), терпимость по отношению к религ. исканиям. А. был единомышленником вождя нестяжателей Вассиана (Патрикеева) и прп. Максима Грека . Под влиянием «Послания к неким инокиням» прп. Максима написаны послания А. «Въпросившому слова Божиа» и неуказанному адресату; его послание «Люторским учителям» («На люторы») обнаруживает сходство со «Словом о поклонении святых икон» Максима Грека. В сочинениях А. встречаются ссылки на творения святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, на «Богословие» Иоанна Дамаскина. А. был начитан в мистико-аскетической лит-ре, мн. памятники к-рой появились в России во время второго южнослав. влияния. В числе источников сочинений А.- «Книга о постничестве» свт. Василия Великого, «Ареопагитики» , Постнические слова прп. Исаака Сирина, «Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца и др. Из Порфириевой пуст. А. перешел в Псково-Печерский мон-рь к игум. прмч. Корнилию . В соборной грамоте от 24 янв. 1554 г., содержащей приговор по делу А., сообщается, что он «ездил изо Пскова из Печерского монастыря» в пограничный ливонский город Нейгаузен с целью вступить в диспут о вере: «поговорити книгами», сравнить «хрестьянской закон с римским законом» (ААЭ. Т. 1. С. 251). Однако в Нейгаузене не нашлось ни одного книжника, способного вести богословский спор с А. Поскольку в послесловии А. к «Книге о постничестве» не сообщается о его жизни в Псково-Печерском мон-ре, а весной 1551 г. он был поставлен из монахов Порфириевой пуст. в троицкие игумены, можно предположить, что А. жил в Печорах между 1543 и 1550 гг., затем вернулся в белозерскую пустынь. Возможно, именно в Псково-Печерском мон-ре А. познакомился с Иоанном Грозным, посетившим Печоры 30 дек. 1546 г., о встрече А. вспоминал в одном из посланий царю (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 1440). А. отказался от предложения государя стать настоятелем в Корнилиевом Комельском мон-ре, во время беседы инок говорил Иоанну о том, что монахи должны добывать себе пропитание «своим рукоделием», высказался против церковного землевладения и богатых пожертвований в мон-ри.

http://pravenc.ru/text/76378.html

СПб., 1991. С. 163-199; Летопись Псково-Печерского мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых/Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 21-83, 91-94, 141-150; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: Редакции XVI в.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 258-263; Повесть о Псково-Печерском мон-ре//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 478-535, 820-824; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 277-279. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 275; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре//СККДР. Вып 2. Ч. 2. С. 269-271; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 90; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Псково-Печерского первоклассного мон-ря//Святыни и древности Псковского у.: По дореволюционным источникам. Псков, 2006. С. 101-130; он же. История княжества Псковского. Псков, 2009; Миротворцев М. Псково-Печерский мон-рь//Святыни и древности Псковского у. 2006. С. 131-158; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 406-409. В. И. Охотникова Иконография И. разрабатывалась в Псково-Печерском монастыре. Из-за местного почитания его имя отсутствует в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. В письменных источниках и лит-ре о мон-рях и церквах Пскова и его уездов сведений об иконах И. не обнаружено. Наиболее ранние известные изображения святого относятся к кон. XVIII - нач. XX в. Все они одного извода (преподобный представлен в полной схиме), различаются только отдельными деталями. Предположительно первой иконой И. был нагробный образ, поводом для написания к-рого могли послужить события 1642 г.- переложение св. мощей преподобного в новую раку. Однако в переписных книгах Псково-Печерского мон-ря на протяжении XVII в. не упоминается ни одной иконы И. (Переписные книги 1639, 1652, 1655, 1663, 1682 гг.; напр., 1652 г.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253, и др.). Ростовой образ И., выполненный на рубеже XIX и XX вв. (с поновлениями 2-й пол. XX в.) в реалистической манере, размещен на стене над его ракой в пещерах Псково-Печерского мон-ря. Преподобный написан фронтально (фигура непропорционально коротка), он изображен старцем с аскетическими чертами лица, большими глазами, округлой седой бородой средней величины.

http://pravenc.ru/text/578260.html

В сент. 2018 г. в мон-ре проживали игум. Олимпиада (Рожновская) и ок. 30 насельниц. Духовник сестер - схиархим. Илий (Ноздрин). Арх.: Писцовая книга г. Орла и Орловского у., 1685-1686 гг.//РГАДА. Ф. 1209 (Поместный приказ). Оп. 1. Д. 10049; Об устройстве девичьего мон-ря при Христорождественской ц. в г. Орле, 1846-1847//РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 122. Ист.: Автобиография игум. Серафимы/Предисл.: Г. М. Пясецкий//Орловские ЕВ. 1891. Отд. неофиц. 12. С. 818-852; 13. С. 879-886; Антония (Соколова), игум. Сказание о явлении Балыкинского чудотв. образа Божией Матери в Черниговской губ. и чудесных знамениях от списка с оного в Орловском Введенском девичьем мон-ре, сост. на основании достоверных свидетельств и письменных док-тов. Орёл, 1895; Смирнова-Россет А. О. Дневники. Воспоминания. М., 1989. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 507; Военно-стат. обозрение Рос. империи. СПб., 1853. Т. 6. Ч. 5: Орловская губ. С. 125; Макарий (Миролюбов), еп. Слова и речи, произнесенные в Орловском Введенском жен. мон-ре, по случаю погребения настоятельницы оного мон-ря игум. Амфилохии, 5 авг. 1874. Орёл, 1874; Пясецкий Г. М. Ист. описание Орловского Введенского девичьего мон-ря. Орёл, 1886; он же. Пожар орловского Введенского девичьего мон-ря и положение обители до восстановления ее при Христорождественской ц.//Орловские ЕВ. 1889. Отд. неофиц. 5. С. 351-360; 7. С. 457-469; 8. С. 562-575; он же. Ист. очерки Орловского Введенского девичьего мон-ря. Орёл, 1896; он же. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орёл, 1899; он же. Забытая история Орла. Орёл, 1993; Духонин М. Свято-Ольгинская церк.-приходская школа при Орловском жен. мон-ре//Орловские ЕВ. 1892. Отд. неофиц. 23. С. 676-681; Кулжинский Г. Балыкинский чудотворный образ Божией Матери в Черниговской губ. и список с онаго в г. Орле//Черниговские ЕИзв. 1896. Ч. неофиц. 11. С. 343-348; 12. С. 376-383; Описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орёл, 1901; Веселовский А. Н. В. А. Жуковский: Поэзия чувства и «сердечного воображения».

http://pravenc.ru/text/2581557.html

В составе повествования о Страстях в Евангелиях присутствует диалог с правителем (напр.: Ин 18. 33-38) - лит. форма, известная как в греко-рим. (Диоген и Александр Македонский - Diog. Laert. 6. 38), так и в раввинистической традиции (Йоханнан бен Заккай и имп. Веспасиан - Вавилонский Талмуд. Гиттин. 56b). (О молитвах и гимнах в Евангелиях см. статьи Библейские песни , «Величит душа Моя Господа» , песни прав. Захарии и прав. Симеона , «Отче наш» .) Среди повествований выделяются прологи - краткие в Евангелиях от Матфея и от Марка (Мф 1. 1, 17 (созвучен Быт 2. 4; 5. 1 [LXX]) и Мк 1. 1), развернутые в Евангелиях от Луки (Лк 1. 1-4 больше всего напоминает вступления к произведениям греко-рим. авторов) и от Иоанна (Ин 1. 1-14; об истоках, о лит. форме и содержании до сих пор нет единого мнения). Генеалогические списки, характерные для всех древних культур, присутствуют в Мф 1. 1-17 и Лк 3. 23-38. Обычно подобные перечни преследовали неск. целей: установление личности, легализацию статуса, объяснение характера. Восходящие генеалогии (как в Евангелии от Луки) встречаются в Езд 7. 1-5; Тов 1. 1; Ios. Flav. Antiq. I 3. 2; II 9. 6. Нисходящие генеалогии (как в Евангелии от Матфея) характерны для ветхозаветных книг и встречаются в греко-рим. лит-ре ( Plut. Vitae. Pyrrh. 1; Lycurg. 1. 1). В этих же Е. присутствуют развернутые повествования о Рождестве и детстве Спасителя. Их лит. прообразы находят как в ВЗ (где неоднократно упоминаются лица (Исаак, Иосиф, Самсон, Самуил), рожденные женщинами, прежде бесплодными, но получившими благословение Божие; в НЗ так был рожден Иоанн Предтеча, но Рождество Спасителя оказывается еще более чудесным - от Пресв. Девы), так и в греко-рим. лит-ре (прежде всего в биографиях). Значительное место в евангельских повествованиях занимают рассказы о совместных трапезах Господа. Застольные беседы в качестве лит. формы широко использовались именно в греко-рим. лит-ре («Пир» Ксенофонта, «Пир» и др. сократические диалоги Платона, «Сатирикон» Петрония, «Пир 7 мудрецов» и «Застольные беседы» Плутарха, «Пир софистов» Афинея и др.). В раввинистической лит-ре, несмотря на значимость трапез для фарисеев, подобных повествований нет.

http://pravenc.ru/text/347622.html

При К. в 1768-1778 гг. были перестроены здания бывш. севского в честь Преображения Господня монастыря, в к-рых располагался архиерейский дом, в 1774 г. обновлен монастырский собор, построены каменные ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорня. В архиерейском доме проживал не только К., но и его родные - мать и сестра с детьми. Вероятно, решением К. в 1767 г. была закрыта Борщёвская во имя свт. Николая Чудотворца пустынь Севского у., а братия и монастырское имущество переведены в соседний Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь . Вслед. рапорта (6 июня 1770) архиерея в Синод в 1774 г. была упразднена Белобережская брянская пустынь . По инициативе К. в 1768 г. чтимая Глинская «Рождество Пресв. Богородицы» икона была перенесена в кафедральный собор г. Севска. По преданию, образ чудесным образом троекратно возвращался в Глинскую пустынь. Тогда К. повелел вернуть чтимую икону в пустынь и стал заботиться о возобновлении обители: в 1770-1781 гг. его повелением была построена монастырская каменная ц. в честь Рождества Богородицы. В Одрином во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре К. «ободрал» жемчуг и др. украшения с чтимого резного образа свт. Николая для украшения своей митры, омофора и др. При К. были возведены обширный Успенский собор (1776-1779) в Каменском Успенском мон-ре, теплая Никольская ц. (1772) в Климовском Покровском мон-ре, Тихвинская ц. (ок. 1770) в орловском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре и др. При К. в г. Севске построили деревянный Никольский храм (1774) и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (ок. 1775-1778) на новом кладбище, а на месте городской Пятницкой ц. в 1774 г. заложена каменная Скорбященская; в Брянске достроена и освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1755-1769), возвели орловские церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца («на Песках»; 1775-1790). В 1769 г. был отстроен сгоревший Никольский храм с. Батогова (ныне Лесное). Также были сооружены: ц. арх. Михаила (1771) в с. Бойтичи, храм Преображения Господня (1772) в г. Мглине, 2-этажный храм свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (1772) в с. Высоком, 2-этажная ц. в честь Вознесения Господня и Покрова Пресв. Богородицы (1772) в с. Угривище (ныне Угревище), 2-этажный храм вмч. Георгия Победоносца (24 марта 1778 освящен самим преосвященным) в с. Добрунь и др. Были заложены Богоявленский храм (1770-1789) в г. Стародубе и ц. Рождества Пресв. Богородицы (1768-1779) в с. Кабаличи. По благословению К. в 1778 г. деревянный Богородице-Рождественский храм в с. Кропотове был перенесен на новое место, на 90 саж. к северу.

http://pravenc.ru/text/1840353.html

726. Вознесенский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Смоленске, на Воскресенской горе, близ собора. Основан в 1515 г.; с 1610 по 1660 г. им владели иезуиты; в 1660 г. обитель возобновлена и тогда же переведены сюда из Кутеенского мон. инокини и игуменья Ироида, урожд. княжна Куракина; в 1812 г. разграблен и сожжен французами, но в 1813 г. восстановлен. В 1851 г. при м-ре учреждено училище для девиц духовного звания. Собор Вознесения воздвигнут в 1692 г. по плану, начертанному самим имп. Петром I по случаю отмены казни собранных в Смоленске стрельцов, за которых усиленно ходатайствовала игуменья Марфа Радванская. В день Вознесения из Успенского городского собора в м-рь совершается крестный ход. И. Токмаков, “Ист. свед. о Вознес. дев. м-ре в губ. г. Смолен.», 1882 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 598; Ратшин, 495; “Путеш. Платона в Киев», 18; “Памят. кн. Смоленск. губ. на 1860 г.», 19; Цебриков, “Смолен. губ.», 329; “Ист. стат. опис. Смолен. епар.», 223; Мурзакевич, “Ист. Смолен.», 181; Никитин, “Ист. Смолен.», 218; Проценко, “М-ри в России», 16; “Акты истор.», IV, 212 (Цар. грам. 1670 г. Смолен. воеводе кн. Ив. Хованскому о выдаче монастырю денежной и хлебной руги); в примечании 36 к тому же т. IV (история монаст.); “Опис. монаст.», 1817 г., 99; “Воен. стат. Смол. губ.», 126; “Чтения в И. Общ. ист. и древн.», 1846 г., 2, смесь, 8 (Достопам. Смолен.); “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., Отд. I, 31, 32; “Извл. из отч. Об.-Пр. св. Син.», 1840 г., 92 (наделен лесн. участком); 1850 г., 92 (пожертв. дом дерев. на кам. фунд., с огородом и фрукт. садом); 1852 г., 56 (перевед. жен. учил. из Аркадиев. мон.); 1855 г., 86 (надел. лесом), 88 (пожертв. дер. дом с землею); 1884 г., 245 (школа); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.», I, 8 (Дело 1692 г. по челобитью игум. Евпраксии с сестрами о починке и постройке м-ря); Токмаков, “Сборн. матер. для ист. и археол. опис. Смол. губ.», 7 (несколько грамот о возобновл. и постр. м-ря), 53 (Смета строению кам. церкви, какой быть в Возн. м-ре); “Таврич. губ. в.», 1853 г., 26 (Предание о м-ре); “Смолен. губ. в.», 1853 г., 16 (тоже самое), 27 (праздник Вознесения и опис. м-ря); “Краткий хронолог. очерк истории г. Смолен.», 1888 г., 53 (ист. опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 602, 9; Шишкиной, “Замет. и воспом. Русск. путеш.», I, 68; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 93 душ. крест.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1838 г., XXVII, 212 (статист. обозр. Смоленска); “Опис. докум. и дел архива св. Син.», VIII, 1728 г., 188 (доношение игум. Марфы Радванской о пострижении 5 искусниц и 10 белиц).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010