(Bucur. Acad. Româna. slav. 101, 505; Panaitescu. 1959. P. 128-129, 342-344), переписанные по его указанию и преподнесенные в дар Нямецкому мон-рю. Так же, как и его предшественник, митр. Феоктист II в конце жизни принял схиму с именем Феодор. Скончался 15 янв. 1528 г., похоронен в Нямецком мон-ре. Следующий митр. Молдавский - Каллистрат - упомянут в 2 колофонах в рукописи «Деяния апостолов», написанной мон. Евлогием в Сэлэжанском мон-ре близ Ясс. Также известно, что в 1529 г. Петру IV отправил его с дипломатической миссией в Польшу ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 471). Митр. Григорий (Рошка) и прп. Даниил Отшельник. Роспись притвора кафоликона мон-ря Воронец. 1547 г. Митр. Григорий (Рошка) и прп. Даниил Отшельник. Роспись притвора кафоликона мон-ря Воронец. 1547 г. Митр. Феофан I (1530-1546) до архиерейской хиротонии предположительно подвизался в мон-ре Воронец (известно его особое попечение об этой обители, где благодаря его заботам была поновлена живопись притвора и начаты работы по росписи фасадов, что было реализовано позже, при митр. Григории I (Рошке) в 1547), затем был епископом Рэдэуцким (1528-1530). При нем М. м. получила новые владения от господаря и бояр ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 471). Буд. митр. Григорий I (Рошка) ок. 1523 г. стал игуменом мон-ря Пробота. Из его письма монахам Проботы, написанного им уже в сане митрополита, известно, что он убедил Петру IV построить в мон-ре новую церковь, к-рая впосл. стала бы усыпальницей господаря. Изображение игум. Григория сохранилось на фреске справа от входа в притвор. Известен и др. его ктиторский портрет, уже как архиерея, в росписи фасада (слева от входа в притвор) ц. во имя вмч. Георгия мон-ря Воронец. В 1551 г. митр. Григорий I покинул кафедру (предположительно из-за конфликта с господарем Ильяшем II Рарешем (1546-1551), который обложил М. м., епископии и мон-ри поборами) и удалился в Воронец († 1570). М. м. в период усиления османского господства С сер. XVI в. с усилением османского господства положение в Молдавском княжестве становилось все более нестабильным из-за частой смены господарей.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

живописи. Не менее значительным источником является творчество киприотов, к-рые обучались в афонских мастерских, находившихся под воздействием рус. иконописания. Местные мастера использовали также образцы русского «византийского стиля», в рамках которого работали художники академической выучки (иконы 60-70-х гг. XIX в. мастерской В. М. Пешехонова из местного ряда иконостаса ц. Честного Креста в Омодосе, см.: Зеленина. 2012. С. 206). В кон. XIX-XX в. на К. было написано множество икон в стилистике живописного примитива. Хотя это направление получило в исследованиях греч. искусствоведов наименование академического, его можно назвать таковым очень условно, т. к. мастера использовали только отдельные академические приемы письма, в основном светотеневую трактовку формы, их работы уступают образцам в профессионализме исполнения. С кон. XIX в. по 1926 г. на К. в живописном стиле работал О. Явопулос (1854-1936), выпускник Школы изящных искусств в Афинах. Его иконы и полотна находятся в соборе мч. Маманта в Морфу, в мон-ре прп. Георгия Аламана, в церквах Честного Креста в Омодосе и Пресв. Богородицы Паллуриотиссы в Никосии, в сельских храмах Темврии и Капедеса, а образцы настенной живописи сохранились в соборах Агия-Напа в Лимасоле, в церквах Евангелистрии в Лофу и св. Иоанна Предтечи в Вуни. Главными распространителями т. н. афонского стиля стали восстановивший мон-рь Ставровуни старец иером. Дионисий (Христидис; 1830-1902) и братья мон. Кирилл и иером. Нифонт. Старец Дионисий обучался иконописи в каливе сщмч. Харалампия Кавсокаливийского скита, а иером. Нифонт и мон. Кирилл (1875? - 1950) - в мастерской Иоасафеев в Кавсокаливийском скиту. В 1902-1913 гг. братья поселились в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в местности Хавуза (ныне в черте Лимасола), в 1913-1918 гг.- в мон-ре прп. Георгия Аламана, в 1918 г. уехали на Хиос. Необыкновенно плодовитыми были их ученики - братья мон. Харитон (1886-1976), игум. Стефан (1890-1977) и мон. Варнава (1898-1983), которые подвизались в мон-ре ап.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

В VIII-IX вв. франк. правители и церковные иерархи получили из Рима мощи или частицы мощей мн. мучеников, но о реликвиях Л. в источниках почти не упоминается. Так, папа Иоанн X (914-928) подарил частицу мощей мученика Вальдерику, еп. Оксерра (Bibliothèque historique de l " Yonne/Éd. L.-M. Duru. Auxerre, 1850. T. 1. P. 375). С XI в. реликвия мученика почиталась в бенедиктинском аббатстве Л. в Льеже. Согласно повести о перенесении святыни, составленной мон. Людовиком Старшим (BHL, N 4778), это был сосуд с жидкостью (кровью?), вылившейся из тела мученика, когда военачальник Ипполит и пресв. Юстин подняли его с решетки, чтобы похоронить. Годфрид, каноник льежского кафедрального собора, совершил паломничество в Рим и остановился у своего родственника Гумберта, аббата мон-ря при базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Однажды ночью, воспользовавшись отсутствием аббата, он проник в базилику и похитил часть жидкости из хрустального сосуда. После этого Годфрид поспешно покинул Рим, вернулся в Льеж и отдал святыню князю-еп. Теодвину (1048-1075), который поместил ее в мон-ре Л. Стихотворную версию повести о перенесении реликвии составил мон. Ренье (BHL, N 4779), а сказание о чудесах от святыни - мон. Беренгарий (BHL, N 4780-4781; см.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 520-523). Льежский князь-еп. Альберт из Кёйка (1194-1200) получил в Риме частицу обгоревшей плоти мученика, которая впосл. также хранилась в аббатстве Л.; в честь перенесения святыни в мон-ре было установлено празднование 29 апр. Во время франц. оккупации Льежа (с 1794) аббатство было закрыто, хранившиеся в нем реликвии утрачены ( George Ph. Reliques et arts précieux en pays mosan du haut Moyen Âge à l " époque contemporaine. Liège, 2002. P. 103-107). Впосл. частицы мощей Л. хранились во мн. церквах и мон-рях Франции, но их происхождение трудно установить. Так, в премонстрантском мон-ре св. Мартина в Лане находилась рука мученика. По преданию, некий монах, возвращавшийся из Иерусалима, обнаружил святыню в некоем мон-ре в Венгрии и доставил ее в Лан при еп. Ансельме из Мони (1215-1238). Во время Французской революции католики сохранили реликвию и в 1804 г. вернули ее в ц. св. Мартина (Les Petits Bollandistes. Bar-le-Duc, 1873. T. 9. P. 438).

http://pravenc.ru/text/2462435.html

В 1172 г. была заложена ц. св. Иакова на Яковлевой ул., о ее освящении сведений в летописях нет. В 1179 г. архиеп. свт. Иоанн (Илия) со своим братом Гавриилом за один сезон построили Благовещенскую ц. в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино. Далее с 80 гг. и до конца XII в. строительство в Н. велось практически без перерывов, при этом мн. храмы строили за 1–2 сезона. К этой эпохе относится возведение надвратной ц. Богоявления в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино (1180–1182), перестройка ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (1184), строительство церквей апостолов Петра и Павла на Сильнище (1185–1192), Вознесения на Прусской ул. (1185–1191), Успения в Аркажском мон-ре (1188–1189), Преображения Господня Хутынского мон-ря (1192), Положения Ризы и Пояса Богородицы на воротах Детинца (1195), Воскресения на Мячине (1195–1196), Кирилла (1196), Преображения в Ст. Русе (1198), Преображения Господня на Нередице (1198), св. Илии Пророка на Славне (1198–1202), Сорока мучеников (1199–1211), вмц. Параскевы на Торгу (1207), вмч. Пантелеимона (1207). Заказчиками храмов были как церковные иерархи, так и частные лица, князь. Многие из этих храмов сохранились или изучены археологически. В 10–30-е гг. XIII в. сообщения о новом строительстве носят нерегулярный характер: в 1211 г. новый архиеп. Антоний «створи полату Митрофаню церковь в имя святого Антония» (НПЛ. С. 52), однако характер этих работ не вполне понятен; в 1218 г. владыка заложил ц. вмц. Варвары в Варварине мон-ре, в 1219 г. Твердислав и Феодор заложили ц. арх. Михаила на Прусской ул. (освящена в 1224), в 1224 г. Семен Борисович построил ц. ап. Павла с приделами прав. Симеона Богоприимца и равноапостольных Константина и Елены, в 1226 г. заложили ц. св. Иакова на Яковлевой ул. (очевидно, на месте храма 1172 г.), в 1233 г.— ц. св. Феодора на воротах Детинца от Неревского конца. К данному периоду, вероятно, относится единственный сохранившийся памятник — ц. Рождества Пресв. Богородицы в Перыни, не имеющая летописной даты. Из всех этих построек помимо Перынской ц. изучен только храм арх. Михаила на Прусской ул. (исследования В. А. Булкина), об остальных сооружениях пока сведений нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

быв во Вл. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 710, 43; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 499 ( церковь Знамения в быв. м-ре). 813. Знаменский на Государевом Старом Дворе или на Варварском крестце, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, в Китай-городе в Зарядье, на Варварке. На месте монастыря находился дом Романовых, в котором родился и жил со своею матерью Михаил Феодорович, повелевший при существовавшей церкви Знамения учредить иноческую обитель во имя Знамения Божией Матери, как полагают в память рождения царевича Алексея Михаиловича в 1629 г. и несомненно существовал в 1632 г. В 1858 г. древний дом Романовых приобретен Имп. Александром II, пожертвовавшим взамен сего 20.000 р. Это небольшое камен. здание при м-ре выступает фасадом своим на Варварку. “Ист. опис. Москов. Знам. м-ря, что на старом Государевом дворе», Моск., 1866 г.; “О бывшем доме Романовых, в Москве, на Варвар. улице, при Знаменском м-ре», в “Извест. Археол. Общ.», 1859 г., I, 130, с планом м-ря и дома; Снегирев, “Знамен. м-рь и палата бояр Романовых», М., 1858 г., с 6 литографированн. рисунками; “Ист. Росс. Иер.», IV, 204; Ратшин, 232; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 103; “Опис. монаст.», 1817 г., 45; Проценко, “М-ри в России», 24; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 46; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); 1858 г., 12 (приобрет. Имп. Алекс. II дома Романовых); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. имел 122 дв. крестьян), 36 (воспом. о дом. и дворц. некот. князей); 1858 г., 33 (память ц. Мих. Феод. в м-ре), 38 (опис. торжеств. закладки Романовских палат); “Рязан. губ. в.», 1854 г., 49 (здесь с 1700 г. жил на покое Рязан. митроп. Авраамий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 191, 17 (сказано, что основан в 1630 г.); “Акты Археогр. Эксп.», IV, 155 (О духовн. распорядках 1667 г.; игум. Арсений в Тиун. избе); “Дополн. к Акт. истор.», III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, см. ст. XXVIII и LXXXIV); V, 26 (Выходы патриар. 1666 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Казанская Ярославская икона Божией Матери в Казанском соборе Казанского Богородицкого мон-ря в Ярославле В ярославском Казанском мон-ре деревянный храм в честь Казанской иконы по благословению Варлаама, митр. Ростовского и Ярославского, в 1649 г. на средства жителей города был заменен каменным трудами священника мон-ря Ермила Михайлова (впосл. протопресвитер Успенского собора Ярославля). В сер. XVII в. в мон-ре подвизалось более 100 монахинь. Существующий ныне большой каменный Казанский собор 1835-1838 гг. (освящен в 1845) выстроен на месте снесенного аварийного храма 1649 г. в классицистических формах. В 1910 г. в обители подвизалось ок. 400 сестер. В 1918 г. мон-рь упразднен. Сестер перевели в Толгский мон-рь , а К. Я. и. в 1921 г. была перенесена в Крестовоздвиженскую ц. Ярославля, откуда ее похитили 11 окт. 1925 г. В 1997 г. начались богослужения в подклетной части Казанского собора, 1 авг. 1998 г. обитель открыли. Ныне в мон-ре особо почитается список К. Я. и., написанный сестрами мон-ря в 1881 г. (благословение игум. Феофании в дар священнику обители Иоанну Крылову). В 70-х гг. XX в. этот список был отдан архим. Михею (впосл. архиепископ Ярославский и Ростовский) с наказом вернуть его в мон-рь, когда в нем возобновится монашеская жизнь, что и было сделано сразу после открытия монастыря; публикуется во всех монастырских изданиях. Икона имеет оклад (золото, серебро с позолотой, драгоценные камни - турмалин и хризопраз) ювелирной работы, выполненный в 2009-2010 гг. Валерием Созиновым из приношений (крестиков, колечек и т. п.) к иконе в благодарность за исполнение просимого, и множество драгоценных прикладов (т. к. от иконы продолжают происходить чудеса, ведется их запись). Крестные ходы с К. Я. и. совершались из Ярославля дважды в год в др. города епархии, с 1761 г.- ежегодно в Романов. С 1781 г. во время крестного хода икона 3 недели стояла в Романове в выстроенном в 1758 г. каменном Казанском (Преображенском) храме под горой, на берегу Волги, а затем переправлялась в Крестовоздвиженский собор Борисоглебска, на др. сторону реки. С 1800 г. ежегодный крестный ход совершался в Рыбинск. С 2000 г. совершается ежегодный общегородской крестный ход до Казанской часовни, сооруженной в память создания ополчения Минина и Пожарского, в 2002 г. возрожден крестный ход до г. Тутаева. Ныне в крестных ходах выносится почитаемый в Казанском ярославском мон-ре список К. Я. и., перед которым молится множество людей, прибывающих в мон-рь из разных регионов России.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

портиком в XIX в. по аналогии с убранством фронтона восточного фасада добавлены крест и малые колонны). Ввиду древности, а также в связи с проведенным в XIX в. ремонтом нек-рые древние надписи храма (все выполнены асомтаврули) были частично или полностью утрачены. Г. Марсагишвили Роспись Роспись датируется 20-ми гг. XI в. В куполе помещены композиция «Вознесение Креста ангелами» и персонифицированное изображение солнца, в барабане находится композиция Деисус с фигурами 8 пророков. Остальная роспись была утрачена в результате ремонта храма в XIX в. Композиция «Вознесение Креста ангелами» характерна для груз. настенной живописи. Она находится на месте, традиционно отводящемся изображению Христа Пантократора, и встречается как во мн. купольных храмах (в мон-рях Ишхани , Хахули , Долискана, Тбети , Икорта, , Кинцвиси , Тимотесубани , Никорцминда ), так и в зальных церквах (кафоликон монастыря Шиомгвиме , собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы в мон-ре Удабно , диаконник кафоликона в мон-ре Моцамета , церковь Калаубани во имя вмч. Георгия в Тбилиси, храм в мон-ре Вардзиа , кафоликон и трапезная в мон-ре Бертубани). По мнению Г. Н. Чубинашвили, фресковые изображения композиции «Вознесение Креста ангелами» появляются в XI в. и их предваряют рельефные кресты, помещенные в более ранней росписи куполов храмов (Мцхетский Джвари, Дзвели-Шуамта, Атени Сиони , церковь в Канчаети). Тема «Вознесение Креста ангелами» была популярна и в каменных рельефах (Мцхетский Джвари, Тетри-Цкаро, Сапара, Качаганский Джвари, Никорцминда, Кацхи, Хахули и др.). Манглисская композиция является древнейшей из сохранившихся до наших дней в монументальной живописи Грузии. На фоне голубого звездного неба представлен большой равноконечный Крест, помещенный в мандорлу и возносимый архангелами Рафаилом, Уриилом, Михаилом и Гавриилом. Лики парящих архангелов, облаченных в серо-белые одежды, обращены друг к другу. Центральный и внешний сегменты мандорлы, а также глаза и концы крыльев архангелов огненно-красные - один из характерных традиц.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Во В. е. восстанавливается система духовного образования. В 1991 г. при епархиальном управлении были созданы годичные пастырские курсы, реорганизованные в 1992 г. во Владимирское ДУ. В 1997 г. ДУ было преобразовано во Владимирскую Свято-Феофановскую семинарию (в 2004 помимо существовавшей ранее заочной формы была открыта очная форма обучения). В епархии действуют духовные уч-ща в Гусь-Хрустальном и муромском Спасо-Преображенском мон-ре, а также регентская школа в Княгинином Успенском мон-ре. В Суздале при Покровском жен. мон-ре существует катехизаторская школа, в Лакинске действуют курсы псаломщиков. Во В. е. открыты более 100 воскресных школ, 6 правосл. гимназий (2 во Владимире, по одной в Суздале, Вязниках, Гусь-Хрустальном, Петушках). Большое значение в епархии придается проповеди, лучшие проповеди публикуются в епархиальной печати. Интерьер Успенского собора во Владимире. Фотография. 2004 г. Интерьер Успенского собора во Владимире. Фотография. 2004 г. В 1999 г. 14 исправительно-трудовых учреждений Владимирской обл. были закреплены за священнослужителями благочиния тюремных храмов и приходов, окормляющими ок. 17 тыс. осужденных. Храмы действуют в 3 колониях, еще 3 храма находятся на завершающей стадии строительства, во всех остальных учреждениях, за исключением следственных изоляторов, есть молитвенные комнаты. В 2003 г. во Владимире была создана Ассоциация тюремного духовенства, решающая вопросы работы священников в тюрьмах с учетом опыта подобного служения в России и за рубежом. В епархии открыты 6 правосл. детских приютов (в Успенском Княгинином мон-ре, в Свято-Введенской Островная пуст., в муромском Свято-Троицком, Боголюбском, в Стефано-Махрищском мон-рях и в г. Радужном). В храмах установлены кружки для сбора средств «для самых бедных», при приходах и мон-рях действуют ок. 90 благотворительных столовых. В 90-х гг. XX - нач. XXI в. благодаря деятельности епархиальной комиссии по канонизации святых было возобновлено местное почитание преподобных Зосимы Пустынножителя, Лукиана и Корнилия Александровских, Софии Суздальской, Романа Киржачского, свт.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Максима Исповедника и прп. Антония Великого. Наличие в одном храме 2 столь редких и ранних изображений свт. Григория Паламы свидетельствует о тесной связи В. с движением исихастов. Мощи святителя были перенесены в мон-рь из храма Св. Софии в Фессалонике, превращенного в мечеть, и хранились там до XVI в. Деревянный резной иконостас сооружен в XVII в. В музее хранятся коллекция икон XII-XIX вв., рукописи (93 кодекса, древнейший манускрипт - Sacra Parallela, Х в.), старопечатные книги и актовые документы. В собрание музея, в частности, входят современная росписям кафоликона икона Божией Матери «Одигитрия» (60-80-е гг. XIV в.), икона со сценами Страстей Христовых (3-я четв. XIV в.), «Троица Ветхозаветная» (XV в.), двухсторонняя литийная икона (кон. XV в.), на лицевой стороне к-рой помещены 3 ряда изображений - Христос и Архангелы, апостолы Петр и Павел, великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий, на оборотной стороне - Распятие (в центр вставлена двухрядная икона XIV в. с образами Христа и предстоящих ангелов, а под ними Богоматерь с Младенцем и предстоящими арх. Михаилом и Иоанном Предтечей) и др. Престольный праздник - Преображение Господне (6 авг.) и память апостолов Петра и Павла (29 июня). Согласно местному преданию, в мон-ре хранилась чаша, из к-рой Христос причащал апостолов во время Тайной вечери. Из сигиллия Кирилла I Лукариса известно, что в 1633 г. св. чаша уже находилась в мон-ре, в 1836 г. она распалась на куски от ветхости и были изготовлены 4 чаши, в к-рые были вставлены фрагменты этой святыни. Одна из них в 1850 г. была послана в дар имп. Александре Феодоровне. В мон-ре находятся частицы мощей свт. Григория Богослова, вмч. Иакова Персянина, свт. Модеста, свт. Афанасия Великого, бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Прокопия. В мон-ре - 8 монахов, игумен - Пантелеимон (Родопулос), митр. Тиролойский и Серентийский (Δπτυχα. 2005. Σ. 893). Лит.: Παπαγεωργου Π. Η ν Θεσσαλονκ μον τν Βλαταων κα τ μετχια αυτς//BZ. 1898. Bd. 8. S. 402-428; Ξυγγπουλος Α. Τσσαρες μικρο ναο τς Θεσαλονκης κ τν χρνων τν Παλαιολγων. Θεσσαλονκη, 1952. Σ. 49-62; Θεοχαρδης Γ. Ο δρυτα τς ν Θεσσαλονκ μονς τν Βλαττδων//Πανηγυρικς τμος ορτασμο τς ξακοσιοστς πετεου το θαντου το γου Γρηγορου το Παλαμ, ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης, 1359-1959. Θεσσαλονκη, 1960. Σ. 49-70; Στογιγλου Γ. Α. Η ν Θεσσαλονκ Πατριαρχικ Μον τν Βλατδων. Θεσσαλονκη, 1971; Mavropoulou-Tsioumi Ch. Vlatadon Monastery. Thessal., 1987; Μαυροπολου-Τσιομι Χ. Τα βματα του Αποστλου Παλου απ τους Θιλππους ως τη Βροια προφορικ παρδοση και αρχαιολογικς γνσεις. Βροια, 1995; Τορτα Α. Σκευοφυλκιο Ιερς Μονς Βλατδων. Αθνα, 1994.

http://pravenc.ru/text/155027.html

XVI-XVII века были эпохой бурного строительства М. В XVII в. основано было ок. 220 М. В структуре М. все было наполнено смыслом. Св. врата, служившие главным входом в обитель, обычно могли иметь роспись, символизировали тесные врата спасения, через к-рые «многие поищут войти, и не возмогут» (Лк 13. 24). Над вратами мог строиться храм, называемый надвратным, который свидетельствовал о небесном покровительстве и заступлении М. Первоначальные строения в М., обычно деревянные, со временем заменялись каменными. Каменные жилые корпуса могли быть 2-этажными, с отдельными входами в каждую секцию келий. В обители обязательно была звонница или колокольня, традиционно располагавшаяся около алтаря. По колокольному звону благочестивые паломники могли различать М., по нему же богомолец судил о приближении к обители задолго до того, как ее можно было увидеть. Трапезная в рус. обителях обычно размещалась к югу, западу или к северу от монастырского храма, но не впереди алтаря, что было целесообразно во время шествия с панагией по окончании литургии. В крупных М. обязательно устраивали больничные кельи для престарелых и больных монахов. Иногда в них находился больничный храм. В Кирилловом Белозерском мон-ре больничный комплекс со временем значительно разросся и составил отдельный Иоанновский мон-рь. Обители становились очагами культуры и просвещения, училищами благочестия, книжными центрами. В М. создавались Жития святых подвижников, к-рые были любимым назидательным чтением для благочестивых рус. людей. Крупные М. имели большие б-ки (книгохранительницы, или книгохранилища): в течение неск. веков фонды монастырских книгохранилищ пополнялись за счет переписывания рукописей, Киево-Печерский монастырь до XIV в. был на 1-м месте по производству книг, к кон. XV в. значительно увеличилось количество книг в Троице-Сергиевом мон-ре. Монастырские книгохранилища пополняли дарения и вклады книгами, напр. в Соловецком мон-ре, Иосифовом Волоколамском мон-ре, о чем свидетельствуют вкладные подписи на книгах.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010