св. Кирилл Александрийский , блаж. Феофилакт считают рассматриваемое слово именем родного города прор. Наума, помещаемого ими в Палестине; только некоторые из них, как блаж. Феофилакт, псевдо-Епифаний, псевдо-Дорофей, Исидор Испалийский, в отличие от блаж. Иеронима, утверждали, что Елкесе находился за Иорданом, в пределах Вифавары ( Суд 7.24 ; Ин 1.28 . Onomast 233), и что пророк Наум происходил из колена Симеонова. Мнение это трудно примиримо с прямым и ясным свидетельством блаж. Иеронима, но здесь важно указание на палестинское происхождение пророка Наума. Последнее в новое время не раз оспаривалось: некоторые комментаторы (Эвальд, Клейнерт и др.) родиною, а вместе и местом погребения пророка Наума считали деревню Елкуш или Алькуш на восточной стороне Тигра к северу от Массула, обозначающего (вместе с Кронджиком и неби-Юнус) положение древней Ниневии, – на том, во 1-х, основании, что близкое знакомство пророка с местностью Ниневии и вообще Ассирии (см. напр. Наум 2.5–7 ; Наум 3.12–14 его книги) и необычайная живость изображения требуют, будто бы, признания туземного, ассирийского происхождения пророка, а затем и ввиду того обстоятельства, что местное предание близ этой деревни в римско-католическом монастыре св. Антония указывает могилу пророка, чтимую у христиан, мусульман и иудеев и привлекающую к себе тысячи паломников (об этом свидетельствуют Ассхмани, Нибур, Ляйярд и др.). Но предание это об Ассирийском Елкоше очень позднее: оно не восходит ранее XVI века; известный еврейский путешественник XII века Вениамин Тудельский, посетивший территорию древней Ассирии и в частности Ниневии, ничего не упоминает об Елкоше или Алькуше, как родине пророка Наума. Местность эта не имеет никаких признаков древности, и самый дом, в котором помещается гробница, современной архитектуры. Самое содержание книги не заключает в себе ничего такого, что с необходимостью требовало бы написания ее в Ассирии: обнаруживаемое пророком знакомство с природою и культурою последней в VII-м веке до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Укрепление ядра альтернативной политии Но мало просто уйти из Империи в Пустыню: нужно уничтожить в себе паттерны имперского поведения, мышления, чувствования и создать из себя нового не-имперского человека. Это знал, конечно, преподобный Бенедикт; но мы обратим внимание вот на что: параллельно его трудам в Италии — в Палестине трудились преподобные Варсонофий Великий (? – около 563) и Иоанн Пророк, чьи «Вопросоответы» составили веху в формировании христианской духовной традиции (авва Дорофей — их непосредственный ученик; Лествичник наследует им). Дело христианской духовной традиции — углубление пространства альтернативной (немирской, внегосударственной) жизни: ушедший из имперских пространств человек Империю продолжает нести в себе — в своем уме, сердце, привычках, поведении — и заражает ей пространства альтернативной жизни; нужно не только внешне, но и внутренне уйти из Империи в Пустыню, нужен не только внешний, но и внутренний Исход — вплоть до самого дна человека и дальше к соединению с Божеством: Иоанн и Варсонофий концептуализируют важнейшую для функционирования духовной традиции диаду старец — послушник, развивают дискурс и практики Иисусовой молитвы, бесстрастия, борьбы с лукавыми помыслами и т. п. важнейшие элементы христианского мистико-аскетического дискурса. Чтобы сбежать, нужно само место, куда можно сбежать; чтобы сбежать в Пустыню, для начала нужна сама Пустыня: Кассиодор и Бенедикт создают ее у себя в политически коллапсирующей Италии; Иоанн и Варсонофий в уже созданной Пустыне палестинского монашества крепят ее ядро. Кассиодор и Бенедикт создают Пустыню; Иоанн и Варсонофий обживают ее. Что делать в эпоху климатического кризиса, пандемии и войн? Отчаиваться, ждать финальной катастрофы? Нет: можно и нужно формулировать идеал христианской политики, обличать преступления Империи; верить в осмысленность и благость истории, утешаясь и утешая тем изнутри катастрофы; создавать внегосударственные центры всех возможных сфер жизни и культуры; создавать внегосударственные автономные политии; обживать и развивать их. Это так, ибо христианская эсхатология есть не боязнь финальной катастрофы, всеобщего уничтожения, а нетерпеливая радостная вера в конец мира сего, в смысле: в наступление Царства Божьего — этому миру суждено погибнуть, давая место Царству Божьему — в наступление спасенной, блаженной, восславленной, ангельской жизни — притом, коль скоро Христос уже искупил наши грехи, воскрес и вознесся, то мир сей разрушается, обваливается уже здесь-и-сейчас, а ангельская жизнь уже здесь-и-сейчас открыта — как именно ведь всегда и учили Отцы Церкви: надо здесь-и-сейчас оставить мир сей и уйти в Пустыню, жить как ангелы: так понятый Конец уже произошел/происходит: эсхатологическая жизнь уже открыта в Пустыне: мир сей — империи и королевства — проходит, уступая место Царству Божьему: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

http://blog.predanie.ru/article/chto-del...

Какую, скажи мне, поборол ты страсть и умертвил? Не живы ли они все в тебе доселе и не уязвляют ли, не смущают ли тебя? Восстань и побори все страсти, этих мысленных амаликов, живущих в тебе и уживающихся с тобою. Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром ( 2Кор. 6:14–15 )? Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Человеку для того, чтобы понять, преуспевает ли он в отношении духовном, должно прежде всего испытывать себя, радуется ли он, отдавая, а не принимая... И потом, если он правильно трудится в духовном отношении, то, делая какое-то добро, он никогда его не запоминает, но никогда не забывает даже самое малое добро, сделанное ему. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Часто надо спрашивать себя: какой любовью уязвлено сердце мое? Люблю ли я Иисуса Христа более всего? Он ли, Господь и Бог мой, – утешением мне? Не иное ли что-либо занимает меня и памятуется более Бога в сердце моем? Не пристрастилось ли к чему паче Господа окаянное сердце мое, и не мечтает ли воображениями, противными святой любви Божией? Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789–1836). Мы должны испытывать себя не только каждый день, но и каждый год, и всякий месяц, и каждую неделю, и говорить: прошлую неделю меня так беспокоила эта страсть, а теперь каков я! Так же и каждый год спрашивать себя: прошлый год я так побеждался этой страстью, а ныне каков? Так и всегда должны испытывать себя, преуспели ли мы хоть сколько-нибудь, или находимся в том же состоянии, в каком были прежде, или впали в худшее. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе все больше и больше грехов, пока наконец духовным зрением не увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он – грязь и нечистота, что не достоин он призвать даже имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: «Боже, милостив буди мне, грешному». Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в своё время выходит из него оправданным, как вышел мытарь. Если же человек считает себя хорошим, и отдельные свои даже тяжкие грехи – случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват, то это устроение есть ложное, это явно состояние скрытой прелести, от чего да избавит всех нас Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нужен значительный душевный подвиг, нужно содействие Божественной благодати, чтоб усвоить это понятие сердцу, поврежденному грехом, чтоб иметь его непрестанно в памяти при сношениях с братиею. Когда же это понятие, по милости Божией, усвоится нам, тогда оно сделается источником чистейшей любви к ближним, любви ко всем одинаковой. Причина такой любви одна – Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем. Это понятие соделывается источником сладостнейшего умиления, теплейшей, неразвлеченной, сосредоточеннейшей молитвы. Преподобный авва Дорофей говаривал ученику своему, преподобному Досифею, по временам побуждавшемуся гневом: «Досифей, ты гневаешься и не стыдишься, что гневаешься и обижаешь брата своего? Разве ты не знаешь, что он – Христос и что ты оскорбляешь Христа?» 105 . Преподобный великий Аполлос часто говаривал ученикам своим о принятии приходивших к нему странных братий, что подобает воздавать им почтение земным поклонением: кланяясь им, мы кланяемся не им, но Богу. «Увидел ли ты брата твоего? Ты увидел Господа Бога твоего. Это, – говорил он, – мы прияли от Авраама ( Быт. 18 ), а тому, что должно братию успокоить (приютить, оказать гостеприимство), научились от Лота, понудившего (уговорившего) ангелов ночевать в его доме» ( Быт. 19 ) 106 . Такой образ мыслей и поведения был усвоен всеми иноками Египта, первейшими во всем мире по иноческому преуспеянию и дарованиям Святого Духа. Эти иноки удостоились быть предусмотрены и предвозвещены пророком: «приидут молитвенницы от Египта», – предсказал святой Давид о иноках Египта ( Пс. 67:32 ). Преподобный Кассиан Римлянин , церковный писатель IV века, повествует следующее: «Когда мы (преподобный Кассиан и друг его о Господе преподобный Герман), желая изучить постановления старцев, прибыли из стран Сирийских в область – Египет, то приходили в удивление, что там принимали нас с необыкновенным радушием, причем никогда не соблюдалось правило для употребления пищи, для чего назначен известный час, в противность тому, как мы были приобучены в палестинских монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Епископ Нерчинский и Краснокаменский Димитрий: Надеемся, что разногласия вокруг «Детской деревни» разрешатся 29 мая, 2015. епископ Нерчинский и Краснокаменский Димитрий Министерство социальной защиты выразило готовность пойти нам навстречу. 29 мая. ПРАВМИР. 27 мая клирик Нерчинской епархии протоиерей Александр Тыльевич сообщил на своей странице в социальных сетях, что Министерство социального развития намерено превратить «Детскую деревню» в Шилке в отделение социального приюта. «Детская деревня», где должны были проживать многодетные приемные семьи, по словам протоиерея Александра может стать госучреждением, где вместо пап и мам будут наёмные воспитатели. Епископ Нерчинский и Краснокаменский Димитрий прокомментировал Правмиру ситуацию вокруг «Детской деревни» в Шилке. «Детская деревня» — это важнейший социальный проект, осуществляемый в Забайкальской митрополии Нерчинской епархией совместно с Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края. Инициатором этого проекта является протоиерей Александр Тылькевич. Семь лет он вкладывал огромные усилия в строительство, которое осуществляла администрация Забайкальского края. Слава Богу, мы видим результаты этого труда — проект воплощается в жизнь, готовится заселение первых семей. Но, как это часто бывает, доброе дело сопровождается испытаниями. «Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением», — говорит преподобный Дорофей Палестинский. Однако наша ссылка на искушения будет не совсем верной, если я не скажу об одной ключевой детали. Есть здесь и наша недоработка. К сожалению, на первых этапах мы мало уделили внимания оформлению необходимых документов. В самом начале строительства «Детской деревни» не были должным образом закреплены условия, на которых будут взаимодействовать Церковь и государство. Не был оформлен договор, в котором были прописаны критерии отбора семей. И эмоции, которые сейчас высказываются, созиждутся, в первую очередь, на этом. На мой взгляд, все неурядицы можно преодолеть.

http://pravmir.ru/episkop-nerchinskiy-i-...

Надо отказаться и от той точки зрения, что в человечестве есть два враждебных стана, две породы людей: праведные и грешные, предназначенные блаженству и обреченные гибели. Этого нет. Мы все грешны, все поражены первородным грехом, а за всех нас пострадал Господь. Он друг грешников. Он предостерегает считающих себя праведными, что мытари и блудницы впереди них идут в Царство Небесное. Ему дороги одинаково все, и это Ему принадлежит окончательный суд. Вот почему непосредственно за словами Христа о любви идут слова о неосуждении — Не судите, да не судимы будете . Не судите — вам легче будет тогда полюбить всякого, не судите — и у вас не будет врагов. Смотрите на «врагов», как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих. Оставьте точку зрения личного суда и станьте на точку зрения Божьего дела в мире. Вспомните, что добро должно победить окончательно и повсюду, ничего не оставив дьяволу. Священник Александр Ельчанинов. Ваш враг недостоин прощения! Но Иисус Христос разве недостоин того, чтобы вы из любви к Нему простили оскорбившего вас ближнего? Протоиерей Иоанн Толмачев. Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: «не ведят бо, что творят» . Делай и ты то же и получишь милость и помощь Божию и успокоишься… Преподобный Амвросий Оптинский. Не очень раздражайся против оскорбляющего тебя, но раздражайся скорее против своего греха, который возбуждает твое сердце против оскорбителя. Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709). Как кротко Господь отвечал хулителям Своим, не укорял их в ответ, но с любовью обличал их и устрашал судом Божиим, чтобы покаялись, как видно из святого Его доказательства и учения. Отсюда учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвечать или молчать, а не хулить хулящих нас. Если Он, Господь наш и Бог наш, так кротко поступал с хулящими Его, то тем более мы должны делать то же. Мы, говорю, которые достойны всякой хулы, будучи грешниками. Святитель Тихон Задонский . Если кто-нибудь досадит… или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову Отцов, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу. Молись от всего сердца и говори: Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его. Таким образом, человек молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося помощи ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность или злопамятность, или другая страсть? Преподобный Дорофей Палестинский

http://pravmir.ru/o-proshhenii/

2–е поколение 1. Преподобный Симеон Столпник, (блаженный Феодорит), святой Лев Великий, папа Римский, блаженный Диадох, епископ Фотики, святой Евфимий Великий, преподобный Исихий Иерусалимский, преподобный Нил Постник Синайский. 2. Сирия, Италия (с Галлией), Палестина и Карфаген. 3. Житие преподобного Симеона Столпника (Великие Четьи–Минеи), «История Боголюбцев» блаженного Феодорита и некоторые его письма (о примирении с Иоанном Антиохийским); творения преподобного Нила Синайского и святого Льва, папы Римского, блаженного Диадоха (в «Добротолюбии» и отдельно); житие преподобного Евфимия Великого; творения преподобного Исихия Иерусалимского; Деяния IV Вселенского Собора. 3–е поколение 1. Святой Евфимий Великий, преподобный Феодосий Великий, преподобный Иоанн Козанит и преподобный Савва Освященный, Авва Филимон, святой Роман Сладкопевец. 2. Палестина, Константинополь, Сирия. 3. Жития палестинских святых: Евфимия, Феодосия, Саввы и др. Творения Аввы Филимона и святого Романа Сладкопевца.   VI век 1–е поколение 1. Преподобный Зосима Палестинский, преподобный Савва Освященный, преподобный Феодосий Великий, преподобный Венедикт Нурсийский, святой Ефрем, патриарх Антиохийский. 2. Палестина, Финикия, Италия и примыкающие страны. 3. Наставления Аввы Зосимы («Добротолюбие» и у Аввы Дорофея), житие преподобного Макария Египетского (и у историка Евагрия об Авве Зосиме), житие преподобного Саввы, Феодосия; Беседы Григория Двоеслова. 2–е поколение 1. Преподобный Варсонофий Великий (и Иоанн Пророк), святой Венедикт Нурсийский и его ученики; ученики преподобного Саввы Освященного. 2. Палестина, Италия. 3. Творения преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка («Вопросы и ответы» и житие преподобного Варсонофия); «Луг Духовный» — то, что относится к середине VI века; Беседы святого Григория Двоеслова и другие его сочинения; Деяния V Вселенского Собора. 3–е поколение 1. Преподобный Авва Дорофей, (блаженный Иоанн Мосх,) святой Григорий Двоеслов (Великий, папа Римский), святой Григорий Акраганский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И все, чего вы просили у Меня, дам вам; но не только сие, но и больше сего, ибо славящих Меня прославлю и уничижающие Меня посрамятся» (Ср. Цар. 1, II, 30). И сказав сие, Господь восшел со святыми своими ангелами на небеса. Когда же святые склонили головы пред Господом, ослепленный тиран спросил предстоящих: «Зачем все эти несчастнейшие и трикраты жалкие склонили свои головы? Не делают ли они снова против нас волшебства, большие прежних»? И вскипев гневом, повелел варварскими копьями пронзить бока их, и тотчас множество рук диких служителей Арабов стали пронзать святых, и немедля все природное и сдерживающее расположение тела истекло, уничтожилось и распалось. Затем святые, сказавши «Господи, Господи, приими дух наш в мире» и прибавив «Аминь», предали освященные и блаженные души всецарю Богу нашему, показавши и в этом силу над смертью и то, что они скорее волею переселились из здешнего мира. 29. После таких подвигов, после таких состязаний оканчивают жизнь трижды величайшие мученики в двадцать первый день Октября. Имена их суть следующие: Евсевий, Феодул, Давид, Пигасий, Неофит, Акакий, Дорофей, Стефан, Дометий, Герман, Дионисий, Епифаний, Стратоник, Леонтий, Мануил, Феофил, Илия, Иоанн, Самуил, Евлампий, Алексий, Фотий, Евтропий, Мефодий, Харитон, Феофилакт, Анастасий, Андроник, Симеон, Феоктист, Ролан, Павел,Агафоник, Мина, Афанасий, Иаков, Никифор, Порфирий, Тимофей, Иринарх, Авксентий, Иосиф, Григорий, Каллиник, Аарон, Кириак, Феодосий, Евстафий, Исаакий, Александр, Елевферий, Адриан, Христофор, Антиох, Исидор, Парфений, Сергий, Евпл, Игнатий, Феофан, Кирилл, Захария и Анфим. 30. Жестокие Арабы, даже после смерти не сжалившись над солнцевидными, подвижническими и богочтимыми телами непобедимых божественных мучеников, но все еще побуждаемые гневом, яростно сбросили с дерев святые и честнейшие тела, как проклятые, на бесчестную и полную грязи землю. И вот они сохранились на месте довольное время невредимыми и непричастными телесной природе. Все видящее и все сохраняющее неусыпное око Божие спасало и охраняло их от уст плотоядных зверей и птиц неприкосновенными и нетронутыми; они не были также увлечены временем к тлению и разложению, которые служат признаками человеческой слабости и бренности, но издавали мимоидущим некое величайшее и сверхъестественное благоухание и благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См.: Кирилл Скифопольский . Житие преп. Саввы Освященного, 58. Преп. Савва упоминается также и в письмах преп. Феодора: 149, 555 (TSGC. Р. 180). – Ред. 65 Преп. Феодор рассматривает взаимоотношения тела и души в человеке с точки зрения аскетической жизни. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 54 («плоть – наш друг и в то же время наш враг»); 5; 10; 13; 32; 36; 41; 48; 67; 81. В то же время тело – враг не как Божие творение (тогда оно – друг), но после грехопадения, когда оно враждует против духа. Ср.: Свт. Василий Великий . Беседа 22, 7; Слово подвижническое 13, 4//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 1. С. 10641066; Т. 2. С. 142; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 14, 31; 15, 30, 88. – Ред. 66 В «Великом оглашении» I, 54 преп. Феодор сообщает о кораблекрушениях, произошедших в Пропонтиде в районе Кизика. Возможно, что среди этих кораблей был и корабль с монахами, направлявшийся в Студийский монастырь (см.: TSGC. Р. 185). – Ред. 69 Здесь преп. Феодор Студит перечисляет примеры святых, особо прославившихся своим послушанием. Преп. Досифей (f 515) – ученик преп. аввы Дорофея Газского. О нем см.: Преп. авва Дорофей Газский. Сказание о преп. Досифее. Память преп. Досифея Палестинского в Православной Церкви – 19 февраля/1 марта. О преп. Акакии Синайском (f 305) см.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 4, 110. Память в Православной Церкви – 7 июля/20 июля. О преп. Захарии см.: Достопамятные сказания. Авва Захария; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 72. Память в Православной Церкви – 5 декабря/18 декабря. – Ред. 76 Данное оглашение также было послано в виде письма, а не произнесено самим преп. Феодором. – Ред. 77 Под стихословием ( στιχολογια) подразумевается чтение псалмов стих за стихом, причем не только во время богослужения (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 32. £. 235; 16. £. 110), но также и вне его, например во время работы: (см.: Он же. Великое оглашение I, 14; 32; 35; Великое Оглашение II, 52. £. 378; 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Уже не в первый раз Церковь Восточная заявляет отрицание своего сочувствия этим главам. Сперва в самом пылу противодействия и личной вражды к Кириллу Лукарю со стороны преемника, его низвергшего, они отринуты были с осуждением самого Лукаря (24 сент. 1638г.). Потом на Соборе Ясском (в мае 1642г.) предано осуждению лжеучение в них содержащееся, но сохранено неприкосновенным имя Кирилла. Теперь Церковь Иерусалимская находила возможным провозгласить, что не только Церковь Восточная, но и сам Кирилл Лукарь так не учил, как учат эти главы. Для этой цели сделаны были, конечно, в Константинополе выписки из церковных поучений Кирилла и других его Богословских сочинений, доказывающие его несогласие в образе мыслей с известными главами. В Соборе Иерусалимском принимали участие, как видно по подписям, кроме Патриарха Досифея, Пастыри Иерусалимского патриархата, Митрополиты: Петрский Дорофей, Назаретский Парфений, Птолемаидский и Сидонский Иосафат, Вифлеемский Неофит и Архиепископы: Лиддийский Антоний, Наилузский Христофор, Архимандрит Св. Гроба и Игумены монастырей, находящихся в Иерусалиме и других городах Палестины, представители некоторых Церквей, находящихся в ближайших сношениях с Церковью Иерусалимскою по делам о монастырях, как то: Трапезундской, Иверской или Грузинской, Молдавской, Македонской и Московской, и наконец, лица духовные разных городов Св. земли, всего около 60 человек. Апокрисиарием Московского Царя был Архимандрит Иосафат, и кроме того подписался еще из великой России Иеромонах Тимофей, которого трудами, по возвращении его с Востока, положены первые основания училища, преобразованного потом в Академию Славяно-Греко-Латинскую 38 . Время и место учреждения сего Собора прямо указываются в заключение его определений, где сказано: «в лето спасения 1672 марта 16 дня, в святом граде Иерусалим». Кроме того, в самом введении к рассуждениям Собора сказано: «поскольку мы, по благодати Христовой, собрались для обновления (т.е. для освящения обновленного) Божественного храма Рождества по плоти Спаса нашего Христа и Бога в Вифлееме, каковой храм истинным чадам Церкви Кафолической, повсюду сущим, благоволил Господь видеть воссозданным в настоящие тяжкие времена гонения и украшенным; с нами же находятся и пришедшие от конец земли поклонники: Иереи, Клирики и прочие христиане 39 : то признали мы за должное вкратце изложить мнение матери нашей Церкви Апостольской о тех предметах, в каких она подвергается обвинению». – Из сего можно было бы вывести и такое заключение, что Собор был собственно в Вифлееме 40 , а не в Иерусалиме: но общепризнанное название Собора Иерусалимским не подлежит сомнению. Освящение храма Вифлеемского было только поводом к приглашению других Архипастырей Церкви Палестинской; но для рассуждений Соборных Вифлеем не представлял достаточно удобства 41 . Кроме того в самом изложении соборных определений, Иерусалим упоминается, как место собрания рассуждающих 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010