Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.316.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.316. См. публикуемую в наст. изд. Исповедь внутреннего человека, ведущую ко смирению.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.316.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.317—318.    Имеется в виду кн.: Собрание писем Оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия [(Зерцалова)] к монахиням. Издание Введенской Оптиной пустыни. Сергиев Посад. 1910.     Прп.Дорофей Палестинский (?620) — происходил из состоятельной семьи из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость провел в основательном изучении светских наук. Вступив в монастырь преподобного аввы Серида, пользовался наставничеством св.Иоанна пророка, аввы Серида и аввы Варсануфия. Со смертью первых двух и удалением в полный затвор Варсануфия Великого преподобный Дорофей оставил обитель и стал настоятелем одного из монастырей. «Душеполезные поучения и послания» аввы Дорофея, переведенные на русский язык и неоднократно издававшиеся Оптиной пустынью, были одной из излюбленных книг русского монашества. Память 5 июня. Речь идет об умершем брате Клавдии Петровны.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.318.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.318—319.     Авва Зенон (IV-V вв.) — ученик блаженного Силуана; подвизался в Сирии. Слова аввы Зенона, приводимые о.Алексием, см. в «Алфавитном патерике»: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Московская духовная академия. 1855. С.65.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.320. Марии Александровне Залесовой Письмо 43 Добрая Мария Александровна!   Милосердый Господь помог Вам благополучно провести 1-ую половину ревизии, поможет и завтра. Не безпокойтесь. Чаще ищите около себя Милосердого Господа, оглядывайтесь вокруг себя, произнося: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, и Он, Всеблагий, въяве ответит Вам: не бойся, Я с тобою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2652...

Ликиний, с 311 года преемник императора Галерия, был правителем восточной части римской империи, соправителем Константина Великого и впоследствии врагом и жестоким гонителем христиан. их празднуется так же, как и память преподобного Агапита, 18-го февраля. Синада находился во Фригии. Ираклие или Гераклея нахолился в Вифинии на берегу понта Евксинского, ныне Черного моря. Силандея или Селена находился в фригийской области у истоков реки Меандры, впадавшей в Эгейское море. святого Агапита относится к IV веку. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Досифея, ученика преподобного Дорофея Преподобный Дорофей жил и подвизался в конце VI и начале VII века. Прежде чем удалиться в пустыню для иноческих подвигов, он в молодых летах много занимался науками. Потом, сделавшись иноком, он с тою же любовью и неутомимостью предался упражнению в добродетели. Скончался около 620 года. От него осталось несколько сочинений, написанных простым языком, но в которых ясно выразилась духовная мудрость их составителя. Сюда относятся 25 наставлений ученикам в подвижнической жизни, которые представляют собою возвышенное учение об обязанностях и поведении иноков, 30 глав или слов о подвижничестве и многие другие сочинения. Преподобный Серид жил в VI веке и был основателем Палестинской обители близ города Газы. Память его в субботу сырную. Основанная им обитель являла собою такой вид общежительного монастыря, в котором братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. Такие обители и назывались киновиями (от греч. слова — общежительные). какою любовью исполнял преподобный Дорофей такое послушание, показывают собственные слова его: «в то время я только что встал от болезни тяжкой. И вот приходят странники вечером, я проводил с ними вечер, — а там погонщики верблюдов — и им приготовлял я нужное; много раз, когда отходил я спать, встречалась другая нужда и меня будили, а затем приближался час бдения».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил; греч. Εσβιος το Παμφλου] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской , церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания. Жизнь О жизни Е. известно только из его собственных произведений. Жизнеописание Е., составленное еп. Акакием, его учеником и преемником на палестинской кафедре ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 4), не сохранилось. С точностью не известны ни место, ни дата рождения Е. Вероятно, он род. в Кесарии Палестинской между 260 и 265 гг. (на основании данных «Церковной истории» предполагают, что Е. род. в период между гонением имп. Валериана (257-260) и 12-м годом правления имп. Галлиена (264/5). Во всяком случае в этом городе он жил уже с юношеских лет. По-видимому, Е. происходил из небогатой греч. семьи ( Euseb. Demonstr. I 4. 1; Bardy. 1960. P. 20). Е. с юности был знаком с пресв. Памфилом, видным богословом того времени, последователем Оригена . Памфил происходил из Берита, а учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) при его начальнике Пиерии , одном из преемников Оригена. Памфил, поселившись в Кесарии уже после смерти Оригена, унаследовал школу и собранную Оригеном богатую б-ку. Впосл. Е. в знак признательности добавил имя Памфила к своему собственному. По словам Е., кружок Памфила в Кесарии воссоздал ту атмосферу, к-рая существовала при Оригене. Там толковали Свящ. Писание, обучали философии и богословию, изучали труды отцов Церкви ( Euseb. Hist. eccl. VI 30). Памфил собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Ястребов. 1999. С. 8; о кесарийской б-ке см.: Cavallo. 1988. P. 65-68). Е. учился у Памфила и помогал ему в упорядочении библиотечного фонда. На формирование Е. как ученого повлиял также антиохийский пресв. Дорофей, светски и богословски образованный человек, занимавший высокий пост при имп. дворе. Е. пишет, что знал его лично ( Euseb. Hist. eccl. VII 32), однако неизвестно, где и когда он с ним познакомился и как долго продолжалось их общение (возможно, это было еще до гонения имп. Диоклетиана - Лебедев. 1898. С. 9; Bardy, Di Nola. 1996. P. 295). В нач. IV в. (предположительно ок. 300) еп. Кесарийский Агапий рукоположил Е. во пресвитера. Е. отдавал много сил научным занятиям: он совершил путешествия в Антиохию, Кесарию Филиппову и в Элию Капитолину (Иерусалим), где работал в знаменитой б-ке. Тогда же он трудился над своим 1-м сочинением - «Хроникой» (Chronicon; Barnes. 1981. P. 113, 174-175). Между 303 и 312 гг. он пишет «Общее введение в Евангелие» в 10 кн., 2-я ч. к-рого (книги 6-9) дошла до нас под названием «Избранные места из пророков» (Eclogae propheticae).

http://pravenc.ru/text/187357.html

В " Великом патерике " ( " Великом собрании изречений старцев " ) находятся довольно обширные отрывки из сочинения некоего аввы Зосимы " Рассуждения " (греч. διαλογισμο; в лат. традиции Alloquia - " Изречения " ). На то, что автор этого сочинения мог быть одним лицом с Зосимой Финикийским, указывает как совпадение времени и места жизни, так и ряд деталей, которые сообщает о себе автор " Рассуждений " , совпадающих с тем, что известно о Зосиме Финикийском. Автор " Рассуждений " жил в Палестине, он упоминает о своем пребывании в Кесарии Филипповой , на р. Иордане и т. д. Автор «Рассуждений» имел учеников, само сочинение представляет собой не столько авторское произведение, сколько стенографическую запись наставлений аввы, сделанную его учениками. Наконец, автор говорит, что он некоторое время подвизался в монастыре близ г. Тир как простой монах еще до своего удаления в пустыню. Зосима знаком с " Аскетиконом " прп. аввы Исаии и, возможно, с сочинениями Евагрия Понтийского . " Рассуждения "  Зосимы использовались прп. Дорофеем Газским , который именует их " О смирении " . Судя по почтению, с которым прп. Дорофей упоминает о Зосиме , тот принадлежал к поколению старших современников прп. Дорофея, и, т. о., время жизни составителя " Рассуждений " следует отнести к первой половине VI века. Тождество Зосимы Финикийского, автора " Рассуждений " , и Зосимы, о котором упоминает прп. Дорофей Газский, со времени исследования С. Веле  признано в науке. Однако попытка этого же исследователя отождествить его с прмч. Зосимой Киликийским  кажется неубедительной. Блж. Иоанн Мосх , который пишет о Зосиме Киликийском , говорит, что видел его в Иерусалиме при патриархе Иоанне IV (574-594), и, т. о., этот Зосима является младшим современником прп. Дорофея Газского. Зосима Финикийский также отличен от прп. Зосимы Палестинского (память 4 апреля), похоронившего прп. Марию Египетскую.  " Рассуждения " Зосимы частично вошли в " Добротолюбие " . Литература Использованные материалы   Ioan. Malal. Chron. VIII

http://drevo-info.ru/articles/10834.html

После кончины преподобного Иоанна Пророка, когда авва Варсонуфий принял на себя совершенное молчание, преподобный Дорофей оставил монастырь аввы Серида и основал другую обитель, иноков которой окормлял до самой кончины. Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. Святой авва часто обращается к советам великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Послушание и смирение, соединенные с глубокой любовью к Богу и ближним, являются теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь, – эта мысль пронизывает все поучения аввы Дорофея. В изложении везде ощутима личность преподобного Дорофея, которого его ученик, преподобный Досифей (память 19 февраля) охарактеризовал так: «К подвизавшейся с ним братии он относился со стыдливостью, смирением и приветливо, без гордости и дерзости; ему были свойственны добродушие и простота, он уступал в споре, – а ведь это начала благоговения, доброжелательства и того, что слаще меда – единодушия, матери всех добродетелей». Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь. Творения аввы Дорофея находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. На Руси его книга душеполезных поучений и ответов преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка по количеству списков была самой распространенной, наряду с «Лествицей» преподобного Иоанна и творениями преподобного Ефрема Сирина. Известно, что преподобный Кирилл Белозерский († 1427, память 9 июня), несмотря на многочисленные обязанности игумена, собственноручно переписал поучения аввы Дорофея вместе с Лествицей преподобного Иоанна.

http://pravicon.com/info-2201

В том же году вятич Иван стал афонцем Дорофеем. Однако он не сразу поступил в Андреевский скит. Сперва он подвизался на келлии у некоего старца Августина, затем ушел в Ксенофонтский монастырь, всё время стремясь, однако, попасть в Андреевский скит. Игумен Федорит продолжал проявлять сдержанность: «Я писал вам, чтобы вы приняли и обласкали любезного Ивана Ермолаевича Кудрявцева, но в число братии не советовал принимать, не ради чего, а только, чтобы не было неприятностей между св. обителями. Поэтому любя его, я удалялся от него, чтобы не давать повода подумать, что мы его переманиваем». В 1859 г., в следующем году после поступления в скит, когда Иван, теперь уже Дорофей, отправился в Россию ради получения официального разрешения на уход из казенных крестьян в монашество, скитяне доверили ему ответственную миссию – представить в Петербурге обер-прокурору Св. Синоду графу Толстому обстоятельную записку о нуждах скита, в составлении которой он сам и участвовал. Он также, по заданию старцев, подыскал в Петербурге место для строительства скитской часовни – однако эта инициатива затянулась потом на годы из-за разных препятствий. Теперь в миру ему казалось еще труднее – вот что он писал из России на Афон в 1860 г.: «Изнемогаю!.. Помолитесь!.. Я здесь у всех бываю и бывал – суеты и болтовни много, а пользы мало. Надоело страшным образом... Отче! Прошу вас только об одном... Бога ради... поручений и комиссий не возлагайте. Я точно и теперь как угорелый, просто кажись, без головы... Помолитесь к матери Божией!!!». Большое утешение от мирских искушений он получил у преподобного Макария Оптинского, к которому впервые съездил в 1860 г. В Андреевском скиту почти сразу ему доверили ответственное послушание казначея. А в результате своей многолетней деятельности он удостоился высокого титулования «ктитор», т.е. «попечитель обители» – редкий случай для монашествующих. Он – постоянно в разъездах, часто бывает в обеих русских столицах и в столице Оттоманской империи. Он записывается членом вновь учрежденного Православного Палестинского общества, и, как свидетельствует послание 1886 г. тут же стремится использовать возможности этого престижного учреждения. Он проводит немало времени на скитских подворьях и там, знакомясь со скудными жизненными условиями местных греков, предпринимает ряд важных мер – в первую очередь, по устройству водопровода для пограничного с Афоном селения Иерисос, иначе Иерисо.

http://radonezh.ru/2024/04/23/afonskiy-s...

113 В греческом тексте PG, очевидно, ошибка в рукописи: «нечестивый». 114 То есть не ставит себя выше мирян. 115 Евагрий Понтийский. О молитве. 121—122, 125. 116 Здесь упоминание об известной святоотеческой аскетической схеме развития страсти и греха на деле из принимаемого диавольского помысла: 1) помысел в уме, 2) сочетание ума с ним, 3) согласие ума с ним, 4) пленение ума, 5) страсть (ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 15, 73). 117 Это то, что святые отцы называют «отсекать помыслы» и не принимать их. Такое отсечение помыслов совершается посредством молитвы и в особенности непрестанного призывания имени Господа Иисуса Христа (ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросо-ответ 429). 118 Ср.: Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. II, 26, 21. 119 Ср.: Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 11. 120 То есть самых главных, от которых происходят и прочие страсти и дурные помыслы. 121 Ср.: Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 12, где автор дает несколько иную тройственную схему: самолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Однако между этими двумя схемами значительной разницы не наблюдается. 122 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 301. 123 Под наказанием подразумевается не кара, но вразумление, научение, воспитательное наказание, хотя оно и может происходить и небезболезненно для наказуемого. 124 Данная фраза не содержится в книге Иова и вообще во всем Священном Писании и должна быть правильным образом понимаема не в смысле того, что зло само по себе насылается Богом, поскольку Бог благ и не желает зла никому, но зло, по определению святых отцов, есть отпадение от Бога и от добра, совершаемое в воле разумных существ — ангелов и людей. Здесь автор под злом подразумевает различные несчастья, которые сами по себе не являются злом, попускаемые Богом для различных целей, прежде всего для того, чтобы отвратить людей от истинного зла — греха (ср.: Свт. Василий Великий. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

88 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9—10//PG. T. 79. Col. 1153, 1156. 89 Данное предложение практически дословно содержится в «Духовных наставлениях преп. Серафима Саровского» (Глава 34. «О прощении обид»). 90 То есть помазанника Господня. 91 Дословно: «невыразимо». 92 Или еще можно перевести более конкретно: «был бы возведен в клир». 93 Букв.: угасшему, иссякшему. 94 Источник данной цитаты не идентифицируется. 95 Букв.: единовидный. 96 «Пастырь Ерма». Заповеди. 6. 97 Внутренние — аналог верных, то есть православных христиан, а внешние — язычники и еретики (ср. 1 Кор. 5:12—13). 98 «Пастырь Ерма». Заповеди. 3. 99 Здесь, очевидно, имеется в виду напоминание об отсутствии почестей для такого богатого и знатного грешника в Царстве будущего века, что должно побудить его задуматься о прекращении греховной жизни. 100 То есть стыд. 101 То есть по стыду что-то обещающий и не исполняющий впоследствии. 102 То есть сохраним их неизглажденными до дня смерти и Суда. 103 См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23. 104 В древнемонашеской письменности монашеская община не раз именуется единым телом — по образу именования Телом Христовым всей Церкви у апостола Павла (см.: авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 6, 77; Преп. Иоанн Кассиан . Установления египетских подвижников. 1, 2; 2, 5; 4, 5; 7, 13; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение. I, 5, 12, 13, 60. 105 «Пастырь Ерма». Заповеди. 12, 1. 106 То есть красоты (женской). 107 Ср.: «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость — смиренномудрие, сребролюбие — милосердие, блуд — воздержание, малодушие — терпение, гнев — кротость, ненависть — любовь» ( Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 12). 108 То есть отчаяние. 109 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 168. 110 Известна как молитва покаянная преп. Антиоха. Ее также советовал читать преп. Серафим Саровский. 111 В церковнославянском переводе: неволею. 112 «Пастырь Ерма». Заповеди. 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Просмотрены также вошедшие во 2-е издание «Духовного дневника» следующие изданные отдельно его части: Архим. Арсений. Новогодние пожелания христианину. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с.; его же. Наше неверие. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с. (Цензурное разрешение 20.3.1907); его же. Христос Воскресе! М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с. (Цензурное разрешение 10.4.1907); его же. Храни, христианин, чистоту и целомудрие. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с. (Цензурное разрешение 12.4.1907); его же. О духовной прелести. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1911. 10 с. (Цензурное разрешение 13.3.1911); его же. К годовщине прославления святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца//Голос Церкви. М. 1912. 9. С. 197–200; епископ Арсений Серпуховский. Любовь за гробом. (Посвящается современным женщинам, потерявшим дорогих лиц на войне). М. Печатня А. И. Снегиревой . 1915. 8 с. Сохранились четыре книги дневников архимандрита Арсения за 1909–1914 ГГ. (РГАДА. Ф. 1207. Е.х. 1577–1580). 97 Преподобная Мария Египетская (†522) – в молодости была блудницей. Отправившись с паломниками в Иерусалим, по предстательству Божией Матери, внесшей в ее душу стыд и раскаяние, была допущена до Креста Господня. Став ревностной христианкой, 47 лет провела в покаянии в Заиорданской пустыне. Память 1 апреля. 98 Мученик Вонифатий (†14.5.290) – принял мученический венец в Тарсе, куда послан был своей госпожой из Рима, чтобы принести оттуда честные мощи мучеников. Усечен мечем. Память 19 декабря. 99 Преподобный Дорофей Палестинский (†620) – происходил из состоятельной семьи из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость провел в основательном изучении светских наук. Вступив в монастырь преподобного аввы Серида, пользовался наставничеством св. Иоанна пророка, аввы Серида и аввы Варсануфия. Со смертью первых двух и удалением в полный затвор Варсануфия Великого, преподобный Дорофей оставил обитель и стал настоятелем одного из монастырей. «Душеполезные поучения и послания» аввы Дорофея , переведенные на русский язык и неоднократно издававшиеся Оптиной пустынью, были одной из излюбленных книг русского монашества. Память 5 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Дионисий, из 7 Ефесских отроков. 4 авг. и 22 окт. Дионисий, муч. Лампсакский при Декии, с Петром и др. 18 мая. Дионисий, муч. Коринфский при Декии, с Кодратом и др. 10 марта. Дионисий, муч. Коринфский при Декии, закланный после Кодрата и друж. 10 марта. Дионисий священномуч., еписк. Александрийский, ум. 265. 5 окт. Дионисий отрок, муч. Византийский при Аврелиане, с Дукиллианом и др. 3 июня. Дионисий, муч. при Диоклетиане, с Емилианом, еписк. Тревийским и др. 18 авг. Дионисий, и с ним др. Дионисий, мучч. Палестинские, постр. от Урбана 305 г., с Агапием и др. 15 марта. Дионисий, муч. Фракийский ок. 362, с Варваром и др. 6 мая. Дионисий, архиеп. Суздальский, ум. 1385. 26 июля. Дионисий преп., игумен Глушицкий, ум. 1437. 1 июня. Дион, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Диоскорид, муч. Мирликийский при Декии, с Фемистоклием. 21 дек. Диоскор муч., постр. в Перге Памфил. (во 2 в.), с Феодором. 21 апр. Дометиан, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Дометиан, еписк. Мелитины Армянской, ум. 601. 10 янв. Дометиан, преп., ученик Саввы освященного, 6 века. В субб. с. Дометий Персянин, диакон, муч. с двумя учениками при Иулиане. 7 авг. Дометий преп. 8 марта. Домна, муч. Никомидийская, ок 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Домника, муч. Аназарвская при Диоклетиане (303 г.) от Лисия. 12 окт. Домника, преп. Цареградская, прест. в конце 5 века. 8 янв. Домникия преп. 28 февр. Домнина, муч. Римская, с св. Фотиной. 20 марта. Домнина и две дочери ее, Виринея и Проскудия, мучч. из Иераполя (в начале 4 века). 4 окт. Домнина дева, Сирийская подвижница 5 в. 1 марта. Домнин Солунянин, муч. прп Максимиане. 1 окт. Домн, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Донат, муч. Антиохийский при Максимиане, из 84 детей, с Вавилой еписк. 4 сент. Донат, еписк. Еврии Епирской, ум. 387. 30 апр. Доримедонт, муч. Синадский при Прове (ок. 280), с Трофимом и Савватием. 19 сент. Дорофей препосит, итал., муч. Никомидийский ок. 302, с двумя тмами мучч. 28 дек. Дорофей, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном. 7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010