Подпишитесь на наш Телеграм Труды Святых Отцов — это сокровищница духовной мудрости. В них можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся жизни христианина. Для чего я живу? Чего хочет от меня Бог и как с Ним общаться? Как понять себя, своих близких? Как жить, чтобы быть в единстве с Богом и окружающими людьми? Как сохранить в своем сердце мир, любовь, отзывчивость и не ожесточиться в трудных жизненных обстоятельствах? Святые Отцы, имевшие живой опыт богообщения, делятся своими ответами и показывают нам пример жизни в Духе Святом. Одним из самых известных святоотеческих трудов являются «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея . Кто такой авва Дорофей? Подвижник, аскет, живший приблизительно в конце VI в. в Палестине. Известен как автор аскетических и нравственных наставлений. О жизни св. Дорофея мы узнаем из его воспоминаний. В молодости он увлеченно изучал светские науки, приобрел обширные знания и развил в себе природный дар слова. По промыслу Божьему будущий старец избрал монашеский путь и ушел в пустыню, в палестинскую обитель аввы Серида. В монастыре св. Дорофей около 10 лет был в полном послушании у старца Иоанна Пророка, учился добродетельной жизни и у других подвижников, слушая их проповеди и наставления. Преодолевая искушения и сложности иноческой жизни, преподобный служил Богу и людям, трудился, изучал Слово Божие, жития святых, творения Отцов. Основным послушанием св. Дорофея было принимать приходящих в монастырь паломников и странников. А со временем он устроил и возглавил монастырскую больницу, где самоотверженно работал, забывая о себе и порой буквально падая от усталости. После смерти прп. Иоанна авва Дорофей оставил обитель аввы Серида и основал другой монастырь, где был настоятелем и наставником до конца своей жизни. Абсолютно разные по статусу и духовному опыту люди общались к авве Дорофею за советом и утешением. Общение с ними помогало ему учиться смирению, терпению, любви и мудрости. «Преподобный, сообразно с дарованием данным ему от Бога, исполнял святое и мироносное служение равным образом в отношении к богатым и нищим, мудрым и невеждам, женам и мужам, старцам и юным, скорбящим и радующимся, чужим и своим, мирским и монахам, властям и подвластным, рабам и свободным — он всем постоянно был все и приобрел очень многих». Наследие преподобного Дорофея

http://blog.predanie.ru/article/dushepol...

См. Иеромонах Феодосий (Олтаржевский). Палестинское монашество с 9 до 11 века. Изд. Палест. Общ. СПБ. 1896. Гл.1, стр.1–2. 6 Авва Дорофей , основатель последней Киновии, полагал начало в монастыре преп. Серида и был учеником Иоанна Пророка, хотя пользовался и наставлениями Великого Варсануфия, (также и игумена обители аввы Серида). После смерти своих руководителей Прп. о. о. Иоанна и Серида, и по уходе в совершенный затвор Великого Варсануфия, Авва Дорофей ушел из Серидова монастыря и основал свой собственный (между Газой и Маюмой, т.е. почти в той же пустыне). Почил он около 620 года по РХ. См. Преп. Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Св.-Троиц. Серг. Лавра. 1904. Изд. Коз. Опт. Пуст., Кратк. сказ. О прп. Дорофее. Древн. Пал. Обит. Вып. 9, стр. 165–172. Так как основание обители преп. Дорофея выходит за пределы нами исследуемого, то мы ограничимся о ней (обители) только этим примечанием, тем более, что об ней почти не сохранилось никаких сведений. 7 Литература по этому вопросу, которой мы пользовались немногочисленна: 1. Древн. Пал. Обители. Цит. Изд. Стр. 61–163. 2. Краткое сведение о Свят. Варсануфии. Христ. ут. 1827, 25, стр. 249–256. 3. Сама книга – Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Пророка руковод. к духовной жизни. 4. Отдельные заметки, раскиданные по Чет.-Минеям, описаниям св. Земли и проч.. 10 Преп. Аввы Дорофея душеполезные поучения, сл. 11-ое. «Когда я был в общежитии Аввы Серида», говорит о себе преп. Дорофей: «игумен с советом старцев, сделал меня странноприимцем. Бывало поздно вечером приходили странники, и я проводил вечер с ними; потом приходили еще погонщики верблюдов, и я служил им; часто и после того, как я уходил спать, опять встречалась другая надобность, и меня будили»... Из этих слов преп. Дорофея видно, что в – монастыре Аввы Серида, было большое оживление (что причиняло не мало хлопот и искушений преподобному, когда он был еще послушником). Целый ряд вопросов, именно, на эту тему, показывают какова была, например, – (дальше следует читать следующее примечание).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

У него был дар прозрения и духовной власти. Священного сана он не имел, но тем не менее разрешал грехи искавшим у него помощи. Сохранились записи его ответов ( " вопросоответы, " или " письма " ). Извлечение из этих писем было составлено Дорофеем, который присоединил сюда и ответы Иоанна (еще ответы аввы Зосимы, из окрестностей Кесарии Палестинской). Позже Дорофей основал свой особый монастырь, на пути из Газы в Маюм. И для братии составил свои " наставления " и слова о подвижничестве. Скончался он в начале века. Его книга стала образцовым руководством в киновиях. Ее очень ценил преподобный Феодор Студит. Дорофей пользовался литературными источниками и старался подвести итог сложившейся уже традиции и накопленному аскетическому опыту. На общих вопросах он мало останавливается. Его наставления имеют практический, часто почти бытовой характер. Однако исходит он из яркого харизматического идеала. Первозданный был харизматиком. В раю он пребывал в созерцании и в молитве, " во всякой славе и чести. " Грех был отпадением от созерцания, в " мимоестественное состояние " (ες τν παρφυσιν). Θ отсюда смерть. С этого Дорофей начинает. От греха и смерти избавил Богочеловек Новый Адам. В крещении начало новой жизни, источник свободы к добру. Однако, свобода осуществляется только в подвиге. И в подвиге всего важнее " отсечение своей воли, " отсечение хотений, - иначе сказать, совершенное подчинение и послушание избранному духовному руководителю. Отсечение воли есть средство к бесстрастию. Исчезают поводы волноваться от неисполнения своих желаний и пристрастий. И тогда потухают самые желания, душа успокаивается. Создается впечатление, что желания всегда исполняются. Только тогда видит человек непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Иначе он не разумеет, что непорочны пути Божии. Однако, послушание не есть только педагогика или дисциплина. Подчиняться нужно духовным старцам, т.е. как харизматикам. Так самый ритм общежития определяется харизматическим идеалом. Задача инока в преодолении страстей, в достижении внутреннего мира и бесстрастия.

http://sedmitza.ru/lib/text/538190/

3). Иоанн Лествичник (ок. 525–606 гг.) – преподобный христианский святой, отшельник и подвижник. Принял пострижение в Синайской обители, провел в уединении более 40 лет, за несколько лет до смерти был избран игуменом. Автор знаменитого руководства к монашеской жизни «Лествицы райской», в которой рассматривал монашеский подвиг как процесс непрерывного и сложного восхождения по лестнице духовного очищения и самосовершенствования и давал аллегорические описания различных стадий на этом пути. Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Сочинение Иоанна Лествичника пользовалось огромной популярностью среди византийского и русского монашества. Память 30 марта (12 апреля). Цит. по Patr. Migne. PG, t. 88 и по книге «Лествица». Дорофей авва (кон. VI в. и VII в.) – святой Преподобный, был учеником преподобного Иоанна Пророка в палестинском монастыре аввы Серида в VI веке. После кончины преподобного Иоанна Пророка, когда авва Варсануфий принял на себя совершенное молчание, преподобный Дорофей оставил монастырь аввы Серида и основал другую обитель. Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Творения аввы Дорофея находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. Поучения аввы Дорофея относятся не только к инокам: во все времена эту книгу читали все, кто стремился исполнить заповеди Спасителя. Празднуется 18 июня (5 июня по старому стилю). Цит. по Patr. Migne. PG, t. 88 и по Добротолюбию (т. 2). Иоанн Дамаскин (ок. 675–753) – преподобный святой, один из отцов церкви, богослов и гимнограф. Служил при дворе калифа в Дамаске, ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В XVIII в. выдвигалась гипотеза о том, что Д. Г. был тайным сторонником монофизитства и покинул мон-рь вслед. несогласия с братией в вероучительных вопросах. Данная гипотеза, основанная на отождествлении Д. Г. с неким монахом-антихалкидонитом по имени Дорофей, большинством совр. ученых отвергается. Еще в IX в. прп. Феодор Студит оправдывал преподобных Варсонофия, Исаию и Д. Г. от подобных обвинений ( Theod. Stud. Test.//PG. 98. Col. 1461-1465). Об отношении к палестинскому монашеству мон. Дорофея (V в.), защищавшего на Вселенском IV Соборе учение Евтихия, согласно упоминанию Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 18) и значительно более позднего автора Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. I 30), сведений нет. Однако известно, что Д. Г. жил веком позже и никогда не покидал пределов Газы. Уход Д. Г. из мон-ря объясняли также на основании гипотезы о том, что он был евагрианином ( Canivet. 1965). Однако, несмотря на широкое распространение богословских идей Оригена и Евагрия в Палестине и в др. странах христ. Востока в сер. VI в., в сочинениях Д. Г. Евагрий упоминается и цитируется исключительно как аскетический писатель. Вскоре вокруг отшельника стали селиться ученики, ради к-рых ему пришлось основать мон-рь между Газой и Аскалоном , продолживший духовные традиции обители аввы Серида. В 634 г. Газа была захвачена арабами. Подвергся разрушению и новооснованный мон-рь, скорее всего покинутый монахами, незадолго до начала вторжения переселившимися в более безопасное место. О дальнейшей судьбе мон-ря сведений нет. Несмотря на исторические катаклизмы, ученики Д. Г. сохранили сочинения учителя, большая часть к-рых была написана, вероятно, в последний период его игуменства. Память Д. Г. в РПЦ отмечается 5 июня вместе с памятью сщмч. Дорофея, еп. Тирского († ок. 362), в то время как в К-польском орологионе 1900 г. и в Римском мартирологе (MartRom. P. 306) в этот день указывается память только сщмч. Дорофея Тирского. Архиеп. Сергий указывал наличие памяти Д. Г. в июньской Минее митр. Макария ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 168), однако под 5 июня в ВМЧ включены лишь поучения Д. Г. В Иерусалимской и Элладской Православных Церквах память Д. Г., его ученика Досифея и аввы Серида празднуется 13 авг. Именно в этот день совершалась служба этим святым в лавре прп. Саввы Освященного ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1891. Σ. 363). Вероятно, память Д. Г. 5 июня возникла из-за смешения с памятью одноименного ему святого (DSAMDH. Т. 3. P. 1654). Сочинения

http://pravenc.ru/text/180299.html

Это сказание, помещенное в собрание житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского, дословно взято им из Церковной истории Евагрия Схоластика и помещено под 8 июня. В ВМЧ митр. Макария сказание о З. не включено. В католич. Церкви память З. внесена кард. Цезарем Баронием под 30 нояб. также на основании сведений Евагрия Схоластика. В греч. синаксарях при богослужебных Минеях имеется память аввы Зосимы «благочестивого монаха» под 27 апр. (SynCP. Col. 631), а также аввы Зосимы, в мире скончавшегося, под 24 янв. (Ibid. Col. 421). Последнему в печатных греч. минеях посвящены 2 стиха. Ему также приписываются нек-рые апофтегмы, вошедшие в тематические патерики. В «Великом патерике» («Великом собрании изречений старцев») находятся довольно обширные отрывки из сочинения некоего аввы Зосимы «Рассуждения» (греч. διαλογισμο; в лат. традиции Alloquia - «Изречения»). На то, что автор этого сочинения мог быть одним лицом с З. Финикийским, указывает как совпадение времени и места жизни, так и ряд деталей, к-рые сообщает о себе автор «Рассуждений», совпадающих с тем, что известно о З. Финикийском. Автор «Рассуждений» жил в Палестине, он упоминает о своем пребывании в Кесарии Филипповой, на р. Иордане и т. д. Автор «Рассуждений» имел учеников, само сочинение представляет собой не столько авторское произведение, сколько стенографическую запись наставлений аввы, сделанную его учениками. Наконец, автор говорит, что он некоторое время подвизался в мон-ре близ г. Тир как простой монах еще до своего удаления в пустыню. З. знаком с «Аскетиконом» прп. аввы Исаии и, возможно, с сочинениями Евагрия Понтийского. «Рассуждения» З. использовались прп. Дорофеем Газским, который именует их «О смирении». Судя по почтению, с которым прп. Дорофей упоминает о З. (PG. 88. Col. 1632, 1644, 1648, 1709, 1713), тот принадлежал к поколению старших современников прп. Дорофея, и, т. о., время жизни составителя «Рассуждений» следует отнести к 1-й пол. VI в. Тождество З. Финикийского, автора «Рассуждений», и Зосимы, о к-ром упоминает прп. Дорофей Газский, со времени исследования С. Веле ( Vailhé S. St. Dorothée et st Zosime//EO. 1901. T. 4. P. 359-363) признано в науке. Однако попытка этого же исследователя отождествить его с прмч. Зосимой Киликийским (см. в ст. Зосима , прмч. Киликийский, и Афанасий Комментарисий ) кажется неубедительной. Блж. Иоанн Мосх, к-рый пишет о Зосиме Киликийском ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 123-124), говорит, что видел его в Иерусалиме при патриархе Иоанне IV (574-594), и, т. о., этот Зосима является младшим современником прп. Дорофея Газского. З. Финикийский также отличен от прп. Зосимы Палестинского (пам. 4 апр.), похоронившего прп. Марию Египетскую. «Рассуждения» Зосимы частично вошли в «Добротолюбие» .

http://pravenc.ru/text/200019.html

У студийских монахов было принято каждый день 1787 приходить к игумену 1788 . Во многих типиконах сообщается о том, что духовным лицам вменяется принимать сокровенные признания. Дорофей, полагающий, что такая практика совершенно необходима для спасения, дает такое объяснение: «Будучи страстными, мы не можем совершенно доверяться собственному сердцу; ибо если хоть одно правило (нами) искажено, оно искажает и то, что верно» 1789 . Его наставление 5а озаглавлено «Как не подобает следовать собственному суждению» 1790 . Испытание совести Чтобы исповедывать помыслы, необходимо испытывать (исследовать) то, что происходит в душе. Практика повседневного испытания себя самих рекомендуется прежде всего в пастырской книжности. Среди отцов Церкви чаще других останавливается на этом Иоанн Златоуст 1791 . Но, если мы хотим найти самые скрупулезные советы, каким образом это (испытание) должно производиться, следует обратиться к сиро-палестинской книжности четвертого века. Автор, дающий самое ясное и развернутое наставление об этом предмете, – Дорофей Газский 1792 . Эта психологическая практика кажется достаточно близкой тому испытанию совести, которое было известно раннему стоицизму 1793 , но цель у нее другая. Для Дорофея речь идет не о чистом «возвращении в себя»; мы испытываем себя с целью откровения помыслов, и это испытание входит как составная часть в духовное ведение, послушание ведущему. Иоанн Лествичник сообщает нам о том, что ему приходилось видеть особые книжицы, которые у монахов были всегда при себе и куда они заносили все свои проступки и помыслы в течение дня 1794 . Он говорит: «Если кто увидит, что над ним особую власть имеет тот или иной порок, ему следует вооружиться против этого врага. Ибо если мы не победим именно его, то не обретем и никакого плода победы над всеми другими» 1795 . Всеобщее, постоянно практикуемое испытание себя постепенно превращается в «особое испытание» (позднее формализованное на Западе как особая метода) 1796 . 4.Восемь помыслов Учение о восьми основных, или «родовых» лукавых помыслах

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Вопрос длительности Великого поста и постного периода в Иерусалиме является делом сложным, и мы можем только предложить здесь гипоте­зу, согласно которой добавление восьмой недели постного периода свя­зано с созданием литургического восьминедельного цикла. Позвольте сразу подчеркнуть, как указал Верхелст 59 , что необходимо различать Ве­ликий пост как литургический период и Великий пост как постный пе­риод, так как последний может начаться (на одну неделю) раньше того, как литургический Великий пост действительно начнется, и включает Великую неделю. Исторически доподлинно известно, что в Палестине в определен­ный период имело место увеличение длительности предпасхального поста с семи до восьми недель. Святой Дорофей Газский, палестинский старец середины VI в., в своей 15-й дидаскалии объясняет разницу двух способов подсчета τεσσαροκοστ, tessarakoste, «сорока [дней Великого поста]»: первый, «от Апостолов», длится семь недель (шесть недель по­ста плюс Великая седмица) 60 ; второй, «от Отцов», длится восемь недель (XV, 159). Дорофей говорит, что в последнем случае добавляется первая «подготовительная» 61 неделя, и из счета великопостных дней исключа­ются субботы и воскресенья, а также количество дней поста точно соот­ветствует сорока 62 . Такое хронологическое развитие, от первого, семинедельного периода поста (апостольского) ко второму – восьминедельно­му (отеческому), – поддерживает нашу гипотезу. И следующим нашим вопросом будет, когда это изменение могло произойти в Иерусалиме. Все святоградские литургические книги – AL, GL, и AI – содер­жат шестинедельный Великий пост и следующую за ним Великую не­дели. Этот шестинедельный пост (tessarakoste), без Великой недели, за­свидетельствован уже св. Кириллом в тексте, произнесенном на послед­ние дни поста (пятница ваий) 63 , датированном 350 г. по Р. Х. или чуть раньше: ν τας διελθοσαις τς τεσσαρακοστς μρας, «в эти последние дни поста» 64 . Не похоже, что св. Кирилл учитывает подготовительную неделю, предваряющую шесть; следовательно, поэтому постный период около 350-го года должен был иметь семь недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Афонский старец Дорофей (Кудрявцев) 23.04.2024 16:35:36 Михаил Григорьевич Талалай Труднодоступные афонские архивы хранят истинные сокровища – в первую очередь о жизни и подвигах святогорцев. Они ушли из мира, чтобы спасти его. И мы им признательны за это. Однако имена этих подвижников нам по большей части неведомы. Есть редкие и славные исключения – в первую очередь, это святой Силуан Афонский, но и о нем мы узнали лишь оттого, что его ученики вернулись в мир и поведали нам житие старца. Поэтому афонские архивы так ценны – когда прерывается человеческая нить, остаются рукописи, но не всегда. Один из таких архивов - Русский архив Андреевского скита на Афоне. Его история, как история самого скита, драматична. После смерти в 1971 г. последнего русского насельника скита, старца Сампсона, двадцать лет скит пустовал, подвергаясь разного рода хищениям. В 1992 г. сюда, наконец, вселилась группа монахов-греков, однако архив пребывал в плачевном состоянии, пока в 2003 г. его остатки по благословению архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, который является главенствующим по отношению к скиту, не были перевезены в Ватопед. С 2017 г. начался их разбор и систематизация, которые ведет монах Диадох. Пользуясь случаем, выражаю благодарность ему, а также игумену Ефрему, благословившему меня на исследовательскую работу. В недрах архива обнаружилось несколько каллиграфически написанных текстов старца Дорофея (Кудрявцева). Среди них - его прошение в Императорское Православное Палестинское общество, составленное в июне 1886 года. В начале старец посчитал нужным очень кратко изложить свою жизнь, как он пишет, «не похвалы ради или чести, да не буду безумен, а единственно для того, чтобы дать некоторое понятие высокопочитаемым членам Общества о моем сердечном направлении».   «С юности моей я имел глубокое уважение и сочувствие к пустынным отцам и любовь к монашеской жизни. С 1847 года я, ознакомившись чрез переписку с отцами русского православного монастыря на Афоне в течение десяти лет оказывал чрез них помощь и пособие монастырям, скитам и пустынножителям Св. горы. В 1858 году Господь меня удостоил видеть Афон и остаться там на жительстве в Русском Андреевском общежительном скиту, где по новости устрояющейся обители и я в числе прочей братии приношу посильные мои труды в течение двадцати с лишком лет».

http://radonezh.ru/2024/04/23/afonskiy-s...

– Читаешь авву Дорофея, и кажется, что среди святых отцов он выделяется не только ясным, простым и легким языком, но и мягкостью, добротой. Расскажите, что известно о его жизни, каким он был человеком? – О жизни аввы Дорофея мы знаем очень мало, информацию извлекаем из его же творений. Он сам рассказывает, что происходило с ним на его подвижническом пути, какие скорби он терпел, подвизаясь в палестинской обители аввы Сериды. Авва Дорофей был настоящим подвижником, послушником, аскетом. Вот, пожалуй, и все, что мы о нем знаем, но это совсем и не важно. О некоторых святых мы вообще знаем только дату их смерти. Но важен ведь результат их жизни, а авва Дорофей оставил после себя удивительное наследие, которое спустя сотни лет продолжает оказывать на нас огромное влияние. Свое творение преподобный начинает с поучения о том, как важно человеку отречься от самого себя и жить по воле Божией. Он приводит примеры, когда отсечение собственной воли избавляло человека от бед, спасало от смерти. Святой рассказывает о своем ученике, блаженном Досифее, который никогда не слышал слова Божия, но «в какую меру духовного возраста привело его в короткое время послушание и отсечение своей воли! Ибо ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли… и таким образом мало-помалу, с помощью Божией, мы преуспеем и достигнем бесстрастия». Невозможно говорить о послушании, об отсечении своей воли, если человек сам не прошел этот путь, в полной мере не исполнил все то, о чем потом написал. – Для монашествующих понятен этот совет, но зачем христианину, живущему сегодня в совершенно ином мире, постоянно отсекать свои желания? – Я бы не делил христиан на сегодняшних и вчерашних. Во все времена у людей одни и те же переживания, стремления, искушения. И страсти остаются те же самые: зависть, сребролюбие, гнев, раздражительность, блуд и т.д. Отсекать ли современному христианину свою волю? Безусловно, отсекать. Конечно, есть разница между монахом и мирянином, это разная ответственность, разное поле деятельности и разные возможности. В монастыре монах полностью отсекает свою волю, для мирянина это невозможно в полной мере, да и не надо.

http://pravoslavie.ru/134627.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010