Дошел слух, что отвергаемый своею паствою, митрополит Софийский Дорофей (болгарин родом) за какую-то вину приказал остричь волосы одному священнику. Следствием сего был мятеж народный, стоивший ему места. По требованию Порты, Патриарх приказал ему переехать до времени в Адрианополь. Надобно жалеть о случившемся. Оно подает новый повод греческим архиереям говорить, что между болгарами нет людей, способных занимать иерархические кафедры, и с другой стороны – выставлять на вид, что не в греках собственно заключается причина народного неудовольствия против архиереев в Болгарии. Мы начали получать присылаемые из Святейшего Синода богослужебные книги, предназначенные к продаже здесь по половинной цене. Между ними не оказалось ни одного экземпляра Богослужебных Миней. Между тем на книги сии есть большое требование. Их огромный объем, конечно, немало затрудняет пересылку их в отдаленные места. Не было ли бы возможно печатать их в компактном виде, мелкими буквами? (...) РГИА. Ф. 797. Оп. 32. 2 отд. Д. 2. Лл. 1–8об. Копия. Внизу листа примечание о том, что подлинное письмо не возвращено митрополитом Филаретом. 14. Донесение архимандрита Антонина А. Б. Лобанову-Ростовскому 1 апреля 1862 г. Сиятельнейший князь! В исполнение переданного мне Вами поручения Святейшего Синода войти в доверительное сношение со Вселенским Патриархом Иоакимом по поводу искомого у него прощения бывшему болгаро-унитскому архиепископу Иосифу, я был 30 числа истекшего месяца у Его Всесвятости и сообщил ему о намерении Святейшего Синода обратиться к нему с ходатайством о прощении означенного архиепископа. Всесвятейший Патриарх изволил сказать мне на это, что он ни запрещения, ни наказания никогда не налагал на Иосифа; вследствие чего и прощать его не имеет повода. Но если под прощением надобно разуметь забвение его временного отпадения в унию и принятие снова в лоно православия, то Его Всесвятость готов всегда это сделать, снисходя к виновному до того, что признает его в том же священном сане, какой имел до объявления себя унитом, во уважение его раскаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Но может быть, не все так мрачно? Ведь надо еще разобраться: “Законы бизнеса и личной жизни различны, и может быть, то, что плохо в отношениях между близкими людьми, хорошо для бизнесменов?” — пытается не упустить последнюю надежду Шостром. И приходит к неутешительному выводу: “Мы знаем, что манипуляции опасны и разрушительны для межличностных отношений Вспомним, что манипулятор относится к людям как к вещам, но и сам при этом становится вещью” 33 . И уже как врач он свидетельствует: “многие примеры для этой книги мне подарили бизнесмены, которые искали у меня помощи при решении проблем их личной жизни. Это не случайно — по большей части бизнесмены, крайне благополучные в делах, оказывались столь же неблагополучными в личной жизни. Будучи ловкими дельцами, они были беззащитными перед проблемами семейными или в общении с друзьями” 34 . Как же все-таки в условиях рыночной психологии разрешать противоречие между бизнесом, манипулирующим личностью, и стремлением к подлинно личностным отношениям, которое заложено Богом в нашу природу? Шостром сознается, что, являясь директором института, он и сам — бизнесмен, и по сути дела уклоняется от ответа: “с одной стороны, американский образ жизни и ныне действующая мораль предлагают нам быть настойчивыми и агрессивными и убирать конкурентов со своего пути. С другой стороны, деятели церкви внушают нам смирение, любовь к ближнему, которая куда важнее и человечнее конкуренции. Современный манипулятор глубоко чувствует это противоречие” 35 . Ответ на этот вопрос, естественно, надо искать не у современных “пророков” или обличителей американского образа жизни, а в Евангелии. Нагорная проповедь Христа ставит все на свои места: “никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Мф 6:24). “Маммона”, запоминающееся арамейское слово, оставленное без перевода во всех языках, на которые переведен Новый Завет, означает обожествленное богатство, страсть к накопительству. Сегодня маммоной можно было бы назвать и всемирную экономическую систему, превращающую людей в своих покорных рабов.

http://pravmir.ru/karnegi-anti-karnegi-i...

Прежде обожения — вернуться в реальный мир? Православные интеллигенты и их разговоры казались Сергею очень интересными и необычными, будто шагнувшими в наши дни из далекого Средневековья. За кружкой пива они бурно обсуждали уставы поста и спорили о том, можно ли сегодня закусывать креветками или лучше взять просто ржаные гренки… 13 декабря, 2013 Православные интеллигенты и их разговоры казались Сергею очень интересными и необычными, будто шагнувшими в наши дни из далекого Средневековья. За кружкой пива они бурно обсуждали уставы поста и спорили о том, можно ли сегодня закусывать креветками или лучше взять просто ржаные гренки… У Машеньки появился новый приятель — некрещеный агностик. Его мировоззрение я считаю нужным уточнить в самом начале повествования по той причине, что до сих пор в Машином круге общения преобладала активная православная молодежь из разных церковных клубов и движений. И тут вдруг — человек неверующий, но проявляющий к вере живой и неподдельный интерес! Заветная мечта любого православного миссионера. Агностик , то есть Сережа, не просто появился в Машиной жизни, а даже серьезно в нее влюбился. А потому был готов разделять самые разные Машины интересы и увлечения, в том числе религиозные. В воскресенье он ждал Машу после литургии в церковной лавке, листая возле полки книги с диковинными именами авторов. После службы компания Машиных друзей празднично обедала в одном из ближайших к храму кафе, и Сережа присоединялся к посиделкам. Как и странные «Лествица», «Невидимая брань», «авва Дорофей» с книжных полок, православные интеллигенты и их разговоры казались Сергею очень интересными и необычными, будто шагнувшими в наши дни из далекого Средневековья. За кружкой пива они бурно обсуждали уставы поста и спорили о том, можно ли сегодня закусывать креветками или лучше взять просто ржаные гренки. От еды переходили к традиционным для думающих людей разговорам о судьбах России, ее политике, истории, настоящем и будущем. Сергей не был человеком верующим, но богатая эрудиция позволяла ему чувствовать себя уверенно и не быть в этой компании чужим. В спорах и о политике, и об искусстве, и даже местами о богословии он оказывался на высоте.

http://pravmir.ru/prezhde-obozheniya-ver...

- не ожидайте от других того, что не можете дать сами; - не будьте чрезмерно требовательны, ибо мера во всем - основа мудрости; - не стремитесь переделать всех на свой манер; - находите в человеке положительное и опирайтесь на эти качества в отношениях с ним. 11. Мы люди, и всем нам присущи недостатки. Каждому из нас требуется уяснить: - нельзя быть совершенством во всем: каждый из нас в чем-то силен и в чем-то слаб; - не думайте что вы лучше всех или хуже всех: обретите адекватную самооценку, не унижающую себя и других людей; 12. Сложные отношения между вами и проблемным членом вашей семьи - это поле, на котором действует Бог, давая вам обоим возможность сблизиться с Ним. И это сближение может состояться, если будет происходить: - духовный и личностный рост; - согласование в семье целей, ценностей, интересов, потребностей; - духовные и дружеские связи с другими семьями; - любовь, уважение, доверие и честность в отношениях; - ощущение целостности семьи; - чувство сплоченности; - взаимная поддержка. В заключение хочется отметить следующее: если семья достойным образом выходит из проблемных и кризисных ситуаций, то она духовно и психологически укрепляется, а отношения зависимых и созависимых членов семьи выходят на качественно новый уровень. Будем помнить, что человек создан ограниченным и не самодостаточным. То, в чем он нуждается, он должен искать за пределами себя, во всем полагаясь на Бога и обращаясь к другим людям за тем, что он не в состоянии обеспечить себе сам. Преп. авва Дорофей говорил, что Бога можно представить центром круга, а людей - точками этого круга. Чем ближе точки приближаются к центру (чем меньше радиус), тем ближе они между собой. А чем ближе люди приближаются к Богу, чем больше ощущают Его целительную любовь. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/05/...

Это очень тонкий момент. В каком случае для христианина создается опасность возгордиться от собственного смирения? Если он всячески себя унижает и доволен своим успехом, даже не подумав обратиться за помощью к Богу? Или, если, осознав всю свою неспособность выбраться из лабиринта страстей, он признается в этом Богу и просит, чтобы Бог Сам вел его путями, которые Он знает? Понятно, что в первом случае. Такие люди и в смирении упражняются единственно под собственным надзором, не допуская Бога в их личные проблемы. Смиряясь, они заставляют себя унижаться и при этом испытывают необычайную гордость за свои успехи... И все это вместо того, чтобы сказать; Господи, Ты видишь, что у меня ничего не получается, Ты видишь, какой я! Одна у меня надежда, что Ты по-прежнему любишь меня... Возможно, в протестантском большинстве американцев, среди которых практиковал в качестве психотерапевта Шостром, это самый распространенный тип верующего человека. И психологи, и христиане одинаково понимают, что происходит с человеком, когда он смиряется. Он больше не может сопротивляться, он отказывается от дальнейших усилий. Но между снятием усилия по Шострому и подлинным христианским смирением есть и очень серьезные различия. Православие учит совсем другому смирению. Вот, например, молитва вечернего Правила, которую православный христианин повторяет ежедневно: «Помилуй нас Господи, помилуй нас! Не зная, как будем нести ответ перед Тобой, мы, грешные приносим Тебе как Владыке лишь эту молитву: помилуй нас!» Слова этого тропаря повторяют мотив 50-го псалма, так что, как видим, для библейской традиции, охватывающей в данном случае как минимум три тысячи лет, «снятие усилия» – смирение – хорошо известно, и не в тупиковом варианте диалога с самим собой (как предлагает Шостром), а в живом обращении к Богу, который любит меня больше, чем я могу сам себя любить. На службе обществу – неверующий священник? И уж, конечно, психологи, ищущие пути оздоровления общества, не могут пройти мимо такого мощнейшего христианского установления, как институт пастырства. Христианство создало новый, невиданный в древнем мире тип взаимоотношения между учениками и учителем. До того как Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10, 11 ), – мир знал только один тип обучения. Становясь учеником ремесленника, философа или гуру, юноша или взрослый фактически принимал на себя функцию его раба, его слуги. В христианстве учитель и руководитель становится не повелителем, а пастухом. Но он не наемник, формально исполняющий свои обязанности, нет, каждая овца ему дорога, к каждой овечке его сердце отзывается теплом и ласковой заботой. Несмотря на то, что Реформация потрясла все основы христианства на Западе, руководитель общины и в протестантизме по прежнему называется пастором. В любой христианской деноминации церковное руководство не мыслится иначе как пастырство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Признание искренне, а лесть лицемерна. Первое исходит от сердца, вторая – только из уст. Первое бескорыстно, вторая же эгоистична. Первым все восхищаются, вторую все осуждают. Нет! Нет! Нет! – трижды отрекается он от малейших симпатий к льстивости. – Я вовсе не рекомендую вам прибегать к лести. Ничуть. Я веду речь о новом образе жизни. Позвольте мне повториться. Я веду речь о новом образе жизни». Прежде чем рассмотреть новый образ жизни, проповедуемый Карнеги, имеет смысл выяснить вопрос о лести и «признании достоинств». Если мы зададимся вопросом, с какой целью люди прибегают к лести, то должны будем ответить: чтобы от этого получить какую-то выгоду, которая может выражаться в самых неожиданных формах. Но давайте чуть разовьем собственную мысль Карнеги, который приравнивает лесть к фальшивым деньгам. К чему в таком случае можно приравнять «признание достоинства»? В его системе мышления признание достоинств сравнивать больше не с чем, как только тоже с денежными знаками, но только не фальшивыми, а по праву находящимися в обороте, за которые смело можно покупать все, что хочешь. Но, как известно, деньги для человека представляют ценность не сами по себе, а потому что в обмен на них мы получаем необходимый товар. Значит, за «бескорыстным» признанием достоинства все-таки притаилась мысль о товаре, какая-то определенно меркантильная цель. Лукавство здесь в том, что признак, по которому Карнеги проводит сравнение между лестью и признанием достоинства, – это всего лишь степень искренности того и другого. Если же сравнить с точки зрения побуждения, с которым делается то и другое, то различие между ними исчезнет. Какая разница между грубой лестью и «бескорыстным» признанием достоинства, если в обоих случаях за ними стоят неискренние мотивы! Можно ли называть бескорыстными пусть даже заслуженные комплименты, если человек их делает, не раскрывая полностью себя другому, оставляя в глубине себя расчеты на расположение и дружбу того, кому он говорит приятные слова? Уже приводившиеся выше российские критики Дейла Карнеги В.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

По крайней мере, известно, что в 1850 г., по смерти патриарха Мефодия, сирийцы уже " умоляли синод Константинопольского патриархата назначить им патриарха из своей среды " (т. е. фанариотской), что, конечно, Константинополь с удовольствием и сделал. Правда, потом, с развитием самосознания сирийцев, последние сами стали избирать себе глав патриархата, но они еще не осмеливались выбирать никого другого, кроме грека. Так, в 1892 г. на Антиохийскую патриаршую кафедру был избран сирийцами митрополит Спиридон, грек, который, возлюбя этот сан, сам предложил за него 90 тыс. рублей, но денег этих, однако, не соблаговолил заплатить. Но в настоящее время случилось очень важное событие, которое, быть может, положит конец порабощению Сирийской церкви греками и уничтожит навсегда ксенократию в Антиохийском патриархате. Дело в следующем: когда после правления Спиридона патриаршая кафедра стала вакантной, тогда выступила на сцену довольно сильная церковная партия, которая пожелала иметь патриархом не грека, а природного араба. Довольно долго происходила борьба между грекофильской и арабо-фильской партиями, пока последняя не одержала верх — и наконец в 1899 г. на патриаршую кафедру Антиохии был посажен араб — митрополит Лаодикийский Мелетий. Есть основание думать, что сирийцы обязаны таким счастливым результатом благовременному содействию со стороны России… Во всяком случае в жизни Антиохийского патриархата совершился в наши дни благодетельный кризис, значение которого узрит и оценит последующая история.    Ни в одном из рассматриваемых нами патриархатов не произошло такого быстрого и крутого переворота в положении патриаршей кафедры, с падением господства мамелюков и с утверждением турецкого владычества в них, какой произошел в патриархате Иерусалимском. Во все время владычества мамелюков в Палестине, православное народонаселение которой состояло исключительно из арабов, патриархи Иерусалимские избирались из одних арабов. Но едва успел навеки сомкнуть глаза араб-патриарх Дорофей (в 1534 г.), начавший править Церковью еще во время мамелюкского господства, как дела приняли совершенно новый оборот.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Оно имеет своей задачей проследить те перемены, какие претерпевало резиденция патриарха в столице. Для нас оно важно постольку, поскольку разъясняет дело по отношению к турецкому периоду. Патриарх Константинопольский, как известно, не сразу стал жить в Фанаре, а перед этим последовательно жил еще в разных частях Константинополя. Как и при каких обстоятельствах это произошло — вопросы любопытные. Впрочем, должны оговориться, что детальная разработка вопросов о патриаршем доме и храме, как это находим у Гедеона, при тех небольших размерах, какие должен иметь наш труд, и при скромности задачи, нами на себя принятой, представляет почти роскошь для нас; но известно, что по части ученых пособий приятнее изобилие, чем недостаток. Сочинение написано частью на основании первоисточников, частью на личных наблюдениях автора. В русской литературе ссылок на эту книгу мы, кажется, совсем не встречали; 4) Ματθαος Κιγαλας.Να σνοψις διαφρων ιστοριν («Новый синопсис разных историй — от сотворения мира до настоящего времени»). Венеция, 1637. Это сочинение Матфея Кигалы, или Кикалы, совершенно неизвестно в русской науке. Мы ни у одного русского писателя не встречали следов пользования «Синопсисом» Кигалы; мало того, один русский ученый историк, найдя в иностранном источнике, относящемся к XVIII в., упоминание о «Хронографии» Матфея (т. е. о «Синопсисе» Кигалы), даже усомнился, что существовала на свете «Хронография» Матфея, принял указание на Матфея за ошибку автора и предложил читателю вместо имени Матфей читать Дорофей (Монемвасийский). Так мало у нас знают историки XVII в. Матфея Кигалу! О «Синопсисе» этого историка, быть может, следовало бы вести речь при «обзоре источников» (каковой сделан нами раньше); но, принимая во внимание полную несамостоятельность «Синопсиса», там речь о нем была излишней. Тем не менее, по некоторым своим сторонам «Синопсис» может оказывать нам хотя и не существенную, но добрую услугу — при написании истории патриархов турецкого периода; вот почему мы и решились сказать здесь о нем несколько слов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Об антинойских [подвижниках] (58.1) Пробыв в Антиное Фиваидском четыре года, за это время я приобрел знание тамошних монастырей. Ибо находится и среди города мужей около тысячи двухсот, проживающих трудом своих рук, чрезвычайных подвижников. Среди них и отшельники, заключившие себя в пещерах скал. Был среди них и Соломон, некий муж, кротчайший и целомудренный, имеющий благодать терпения. Он говорил, что пребывает пятидесятый год в пещере, довольствуя себя трудами своих рук и изучив все Святое Писание. (58.2) Дорофей, пресвитер, живший в другой горе, добрейший с преизбытком, – и он жил безупречной жизнью, а удостоившись пресвитерства, совершал и службу братьям в пещерах. Некогда блаженная Мелания младшая, племянница старшей Мелании, о которой скажу позже, послала пятьсот номисм, прося его послужить тамошним братьям. Он же, взяв только три, остальные отослал Диоклею отшельнику, мужу чрезвычайно сведущему, говоря, что: «Мудрее меня брат Диоклей, и может без вреда ими распорядиться, умея благоразумно позаботиться о нуждающихся. Я же сим довольствуюсь». (58.3) Сей Диоклей, сначала обременив себя грамматикой, позднее же предавшись философии, когда, со временем, повлекла его благодать, достигши двадцативосьмилетнего возраста, отрекся от светских наук 162  и сочетался Христу. И он провел тридцать пять лет в пещерах. Говорил он нам, что: «Ум, удалившийся от помышления о Боге, становится или бесом, или скотом». Когда же мы любопытствовали об образе того, что он говорит, молвил, что: «Ум, удалившийся от помышления о Боге, непременно подпадает похотению или гневу». И похотение называл скотским, гнев же – бесовским. (58.4) Когда же я возражал: «Как же может ум человеческий непрестанно пребывать с Богом?», – говорил он: «В каком бы помышлении или деле ни пребывала душа, благочестивом и Божественном, – она с Богом». Близ него пребывал некий Капитон, бывший разбойник. Он, проведя пятьдесят лет в пещерах за четыре мили от города Антиноя, не выходил из пещеры даже до реки Нил, говоря, что никак не может встречаться с народом, так как весьма восстает на него враг. С ними видели мы и другого отшельника, и его также в пещере. Он, быв обманут страстью тщеславия от сновидений, разрушал обольщение обманутых, пасущих ветры 163 . И относительно тела имел целомудрие, и по старости, и по времени. Пожалуй, и по тщеславию. Испорчен был его ум разнузданностью тщеславия. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ты во всю жизнь свою увлекалась мни­мо благим и нерассудным желанием и оттого повредила себя душевно и телесно. Святой Симеон Новый Богослов, пиша о первом образе молитвы, говорит, что повредившиеся прелестью вражиею, ради сожития с другими, не впадают в помешательство ума, которому подвергаются уединенные. Святой Лествичник пишет, что безмолвие есть благоустроение нрава и благочиние чувств и помыслов. О сем безмолвии позаботимся и живя с другими, по слову Апостола, «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим. 12, 16) (преп. Амвросий). В прежнее время и в пещерах жили люди толковые: знали и твердо помнили, зачем они там жили, то есть, чтобы удержать не только язык от зла, но и ум от лукавых и скаредных помышлений. Везде обносится слово опытных: чего не видишь, того и не бредишь. Прежние разумные пещерные жители жили в пещерных местах для того, чтобы стяжать истинную любовь к Богу и искреннюю любовь к ближним, памятуя всегда Апостольское слово: «мняйся любить Бога, а ближняго своего ненавидяй — ложь есть» (Ср.: 1Ин. 4,20). Еще видим в отеческих писаниях, тогдашние люди, уединяющиеся — совершенные, жили одному, а не достигшие еще совершенства жили вдвоем и втроем, для познания своей немощи и для снискания кротости, и терпения, и смирения. Хотя иногда и тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного еще самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей: а то уединенному часто кажется, что он живет хорошо и исправно, и чрез то удобно впадает в самомнение и обольщение. Лучше видеть свои немощи и недостатки и чрез то навыкать смирению и самоукорению, нежели обольщаться мнимым исправлением и чрез то впасть в гордость, за которую и ангелов согнали с неба (преп. Амвросий). сАвва Дорофей пишет, что «спасение — во многом совете», но не со многими. Потому что в Святом Писании сказано: «друзи твои да будут мнози, советницы же един от тысящ» (Ср.: Сир. 6, 6). Поэтому нахожу неполезною для тебя поездку в К., кроме сказанной причины и потому, что находишься в тревожном состоянии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010