Пс.143:4. Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят.     «Человек уподобися суете», т.е. ничтожеству: потому что ни в чем человеческом нет ничего твердого, постоянного, ровного. Но все легко проходит и заменяется другим, так что более можно доверять писанию на воде, нежели человеческому благоденствию. Да и все здешнее подобно детской игре: кто ныне сам судил, на другой день сам бывал судим другими, богатый становился бедным, неизвестный часто овладевал всем; и часты перемены, не ровны переходы... (Григорий Богослов, Златоуст). Пс.143:5. Господи, приклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся.    Здесь приоткрывается тайна воплощения Христа Спасителя. Благой Бог в помощь для исправления людей от зла дал закон, послал пророков... однако человечество не исправилось и зло превозмогло. Тогда, наконец, человеколюбивый и преблагой Бог послал Единородного Сына Своего; ибо только один Бог мог исцелить такую болезнь, и это было не безызвестно пророкам; почему здесь Давид ясно предвозвещает это (Дорофей). Пс.143:6. Блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы Твоя, и смятеши я.    Пророк предсказывает этим будущее, что можно разуметь и о втором будущем пришествии Христовом (Феодорит). Пс.143:7. Посли руку Твою с высоты: изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих: Пс.143:8. Ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды.     «Сынами чуждыми» называет не иноплеменных, но удалившихся от истины нечестивых; подобно как и верующих мы почитаем братьями и своими по признаку истины. Итак, в рассуждении обязанности благотворения всякий человек пусть будет твой ближний; а когда должно открывать истину, то различай своего от чужого. «Водами многими» также назвал народ нечестивый (Златоуст, Феодорит). Пс.143:9. Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе: Пс.143:10. Дающему спасение царем, избавляюшему Давида, раба Своего, от меча люта.    Слова эти сказаны от лица самого Давида. «Новою песнью» обозначил новый (евангельский) завет; ибо словами «нового» уничтожил древний, как сделавшийся ветхим (Афанасий, Евсевий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Из двух твоих писем вижу твое сознание в неправильном прохождении и действиях мнимой твоей умной молитвы и желание положить начало к исправлению себя, т. е. оставлении желать и искать высоких мер, как твоя святыня желала и искала, полна сущи страстей: гордости, тщеславия, своенравия, зависти, гнева, ярости, осуждения и прочих; а где есть сознание себя виновною, и послушание к совлечению своей воли и отвержение своего страстного разума, там есть и надежда к исцелению душевных страстей. А вот ты хотела в скверной одежде (страстей) внити на брак и потому потерпела извержение. – Сознаешься в страсти наставлять сестёр, и из ямки бы вылезла погрызться с ними; для чего же погрызться, а не лучше ли духом кротости и любви? Хорошо, что они в простоте сердца, повинуются тебе, но все от жестокости слов робеют и не могут все сказать, что мне довольно из прежних случаев известно; а кротостью и любовью можно больше покорить в доверие, и им будет польза. Ты говоришь, сатана поиграл тобою за частое поминание имени его, надобно же это оставить и обращаться мирно. Еще находишь, что пострадала, за выслушание от многих о... страстях, без страха Божия. Под видом пользы их говорила с ними подробно, от чего они могли чувствовать раздражение. Св. отцы не велят подробно о сем объяснять, ни при исповеди, ни при откровении; а ты это приняла от страстного своего ума, и в этом впредь имей осторожность, – можно научить иногда их тому, о чем они и понятия не имеют, и оное им не нужно: а узнавши, возбуждается брань; а это вредно.– Обжегшись на молоке, надобно и на воду дуть; ты, искавши высоких, и погрешила ими; должно искать, как бы победить свои страсти, – о чем много учат нас св. отцы: Лествичник, авва Дорофей , Кассиан, Нил Сорский , Симеон Новый Богослов и прочие; и, подвизаема на страсти, познавай свою немощь и смирися, а смирение привлекает Божию благодать; уединения большего не ищи, a имей общение с сёстрами; они тебя любят и состраждут о тебе, в этом я уверен. Частое твоё соборование я не одобряю, для чего это? Конечно, таинство сие нужно для христианина принять; и всегда бывает приятно сердцу, когда кто отойдет с сим напутием; но не всегда оное употреблять, по летах многих, одно после другого; а ты это очень часто повторяешь без разума; да к этому же и С... С..., здоровую присовокупила; кажется, это служит для многих соблазном; но ты это делала в безумии; не надобно же того делать в разуме; дело другое – таинство исповедания и причащения, это нужно и часто повторять, а того часто не нужно. – А... Я... можно и одну пособоровать, внушив ей необходимость и нужду этого таинства, ибо оное и забвенные грехи прощает, и подает исцеление, аще будет воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Из двух твоих писем вижу твоё сознание в неправильном прохождении и действиях мнимой твоей умной молитвы и желание положить начало к исправлению себя, т. е. оставление желать и искать высоких мер, как твоя святыня желала и искала, полна сущи страстей: гордости, тщеславия, своенравия, зависти, гнева, ярости, осуждения и прочих; а где есть сознание себя виновною, и послушание к совлечению своей воли и отвержению своего страстного разума, – там есть и надежда к исцелению душевных страстей. А вот ты хотела в скверной одежде (страстей) внити на брак и потому потерпела извержение. – Сознаешься в страсти наставлять сестер, и из ямки бы вылезла погрызться с ними; для чего же погрызться, а не лучше ли духом кротости и любви? Хорошо что они, в простоте сердца, повинуются тебе; но все от жестокости слов робеют и не могут всё сказать, что мне довольно из прежних случаев известно; а кротостью и любовью можно больше покорить в доверие, и им будет польза. Ты говоришь, сатана поиграл тобою за частое поминание имени его; надобно же это оставить и обращаться мирно. Ещё находишь, что пострадала за выслушание от многих о.... страстях, без страха Божия. Под видом пользы их, говорила с ними подробно, от чего они могли чувствовать раздражение. Св. отцы не велят подробно о сем объяснять, ни при исповеди, ни при откровении; а ты это приняла от страстного своего ума, и в этом впредь имей осторожность, – можно научить иногда их тому, о чём они и понятия не имеют, и оное им не нужно; а узнавши, возбуждается брань; а это вредно. Обжегшись на молоке, надобно и на воду дуть; ты искавши высоких, погрешила ими; должно искать, как бы победить свои страсти, – о чём много учат нас св. отцы: Лествичник, авва Дорофей , Кассиан, Нил Сорский, Симеон Новый Богослов и прочие; и подвизаема на страсти, познавай свою немощь и смирися, а смирение привлекает Божью благодать; уединения большого не ищи, а имей общение с сёстрами, они тебя любят и состраждут о тебе, в этом я уверен. Частое твоё соборование я не одобряю: для чего это? Конечно таинство сие нужно для христианина принять: и всегда бывает приятно сердцу, когда кто отойдет с сим напутием; но не всегда оное употреблять, одно после другого, а по летах многих; а ты это очень часто повторяешь без разума, да к этому же и С... С... здоровую присовокупила; кажется, это служит для многих соблазном; но ты это делала в безумии, не надобно же того делать в разуме; дело другое – таинство исповедания и причащения, это нужно и часто повторять; а того часто не нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

А она душит меня в своих объятиях, целует-целует без конца и потом с сияющим взглядом говорит: — Верю, верю, сестричка! Я потому и плакала, что видела, как ты мучаешься из-за меня… Какие же мы, взрослые, глупые — хуже детей! После этого случая они стали любить друг друга еще сильней. Приятно смотреть на них. Всегда спокойные, энергичные, заботливые. И труд у них стал спориться. Вот видишь, что делает животворящий Крест Господень! Гордость, как говорится, только на свет народилась, а они тут же ее приглушили. Понудили себя, помучились, зато теперь обеим хорошо. А если бы разошлись, то грех в них так бы и продолжал скрытно жить и развиваться и время от времени мучил бы их. Они остались бы с плохим мнением друг о друге и новый грех приложили бы к своим прежним грехам. А теперь они на факте убедились, что если человек не борется со злой силой, то он сам становится злым. Избави, Господи! Вот как полезны искушения, как полезна борьба с ними! Через искушения человек себя познает, а когда крестик целует — тогда козни врага видит, поэтому от каждого искушения становится все опытнее и опытнее. Только не надо забывать крестик целовать и молиться за тех, кто нам в тягость, и тогда все будет хорошо, враг ничего не сможет сделать. Преподобный авва Дорофей Не оправдывайте самих себя 5 Потом Он научает нас, как посредством святых заповедей очищаться и от самых страстей, чтобы чрез них не впасть опять в те же грехи. Наконец, показывает нам и причину, от которой приходит человек в небрежение и преслушание самих заповедей Божиих, и таким образом подает нам врачевство и (противу) сей (причины), дабы мы возмогли сделаться послушными и спастись. Какое же это врачевство и какая причина небрежения? Послушайте, что говорит Сам Господь наш:  научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим  ( Мф.11:29 ). Вот здесь Он показал нам вкратце, одним словом, корень и причину всех зол и врачевство от оных — причину всего благого; показал, что возношение низложило нас, что невозможно иначе получить помилование как чрез противоположное ему, то есть смиренномудрие. Ибо возношение рождает пренебрежение, преслушание и погибель, как и смиренномудрие рождает послушание и спасение души. Разумею же истинное смиренномудрие, не в словах только или во внешнем образе смирение, но собственно смиренное чувство, утвердившееся в самом сердце. Итак, желающий найти истинное смирение и покой душе своей, да научится смиренномудрию и увидит, что в нем всякая радость и всякая слава, и весь покой, как и в гордости все противное. Ибо от чего подверглись мы всем скорбям сим? Не от гордости ли нашей? Не от безумия ли нашего? Не от того ли, что мы не обуздаем злого произволения нашего? Не от того ли, что мы держимся горького своеволия нашего? Да и от чего же более? Не был ли человек по сотворении своем во всяком наслаждении, во всякой радости, во всяком покое, во всякой славе?

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-g...

Ты, хотя и попросишь прощения, но только языком, а в сердце с самооправданием то и нет мира. Самое лучшее тебе наставление св. аввы Дорофея поучение: «О еже укоряти себя, а не ближняго», лист 49-й на обороте, и о злопомнении лист 55-й. Прочти сие не один раз, – да впечатлеется в сердце твое и понудит оное к смирению. К этому ж относится, что надобно истребить и немирствие твое к N. N., о чем я тебе здесь много говорил, что надобно обращать внимание на свое устроение, а не на чужое; чужого мы не можем и не обязаны исправить, а за свое дадим отчет Богу. Люди выносят сор из своих келлий, а ты допустила N. N. внести сор в твое сердце: воспользовали ли тебя ее наговоры? – Кажется, больше масла на огонь возлила; а причинивши обиду ближнему, ты никогда не умиротворишься. Внемли себе и о своих немощах пекись, а не о чужих. И. М. 13 августа 1851 года. Письмо 426 Да исполнит Господь во благих желание твое, чтобы видеть свои согрешения и не осуждать ближних твоих; но к сему требуется и с нашей стороны внимание и труд удерживать себя от осуждения других. Видеть свои грехи и поползновения очень нужно и о них приносить покаяние, и изъяснять, перед кем должно; чему учит св. Иоанн Лествич- ник: «Язвы являемыя не преуспеют на горшая, но уврачуются»; и еще много о сем пишет св. Симеон Новый Богослов ; также много учит в главах, а паче в 121 и 122, св. авва Дорофей  и авва Кассиан, да и много других о сем ясно поучают. Читай сама и подвигайся на дело, то и обрящешь пользу; а сокрываяй своя злая, – являет тем свою гордость. И. М. 25 сентября 1851 года. Письмо 427 На вопрос твой: исповедывать ли паки тот грех , который прежде уже исповедывала? отвечаю: если оный еще не делала, то о том уже не нужно говорить духовнику; но чувствовать свою греховность надобно; память своих грехопадений приводит нас к смирению. После исповеди, готовясь сообщаться Св. Таин, находишься в смущении, что будто не все грехи исповедала? Отвергай этот злой вражеский помысл верою и смирением, и надеждою на милосердие Божие успокаивай себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

" Когда случится тебе сделать что-нибудь доброе, ты должен знать, что это дар Божий. Все доброе есть Божие... Итак никогда не прельщайся поверить помыслу, который хвалит тебя за доброе дело " (преп. Варсонофий Великий, В - 299, 300, 305). Он же советовал при похвалах и от собственных помыслов и от людей всегда говорить себе слова Писания: " Людие мои, - блажащие вас прельщают вас и стези ног ваших возмущают " . Как же научиться смирению - этому предтече любви? Ведь, как сказал преп. Никита Стифат, - " смирение состоит не в наклонении выи или в распущении волос, или одеянии неопрятном грубом и бедном, в чем многие поставляют всю суть добродетели сей, но в сокрушении сердца и смирении духа " (Д V - 128). И преп. Симеон Новый Богослов предупреждает нас: " Есть мнимое смирение, происходящее от нерадения и лености и от сильного осуждения совести. Возымевшие его нередко почитают его виною спасения, но оно не есть таково воистине, потому что не имеет радостотворного плача, который бы соединен был с ним " (Д V - 29). " Путь к смирению состоит в том, чтоб человек возложил на себя иго телесных трудов, чтоб считал себя грешником, чтоб считал себя низшим всех? Старец отвечал: быть низшим всех значит не обращать внимания на согрешения ближних, взирать непрестанно на свои согрешения и непрестанно молиться Богу " (От. 495, 496). " Путем к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно, и то, чтоб считать себя ниже всех, и непрестанно молиться Богу " (авва Дорофей, Д II - 607). " Некто был спрошен - как может человек приобрести смирение? И сказал: непрестанным памятованием своих прегрешений и близости смерти... " (св. Исаак Сирин, Д II - 678). Учение о памяти прежних грехов можно найти почти у всех Отцов. Кто-то из них сказал: " человеку лучше увидеть свои грехи, нежели увидеть сонмы Ангелов " . " Соперник нашей жизни диавол разными помыслами умаляет грехи наши и часто покрывает их забвением, чтобы мы поослабили себе в трудах и не думали более оплакивать свои падения. Мы же, братия, не дадим себе забыть о своих падениях, хотя бы, казалось, они прощены уже нам в силу покаяния нашего, но всегда будем памятовать о грехах своих и оплакивать их не перестанем, чтобы, стяжав себе, яко добрую сожительницу, смирение, избежать нам сетей тщеславия и гордости " (св. Федор Эдесский, Д III - 364).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

– Я же вам недавно принес, – удивился помощник. – Да, но пришел один человек, который только что освободился из тюрьмы. Я отдал ему одеяла, чтобы он их продал и купил еду для своей семьи. В другой раз о. Венедикт велел помощнику свернуть и отдать одной бедной женщине церковный ковер. – Батюшка, так мы же только что его купили, не успели даже нарадоваться! Да и холодно, ты же простудишься в алтаре. О. Венедикт был непоколебим: – Возьми, дитя мое, – сказал он женщине, вручая ей ковер. – Продай его и заплати долги твоей дочери-студентки. Крест вместо креста Среди подопечных о. Венедикта были, среди прочих, восемь студентов, за которых он вносил плату за учебу. Сумму ему передавали благодетели, однако в какой-то момент о. Венедикту стало неудобно причинять им неудобство. Надо было найти сумму в 12 тысяч драхм. Удалось собрать почти всю сумму, но не хватало полторы тысячи драхм платы за одного студента. Не зная, откуда добыть не хватающую сумму, о. Венедикт собрался продать свой единственный наперсный крест! Его помощник возмутился: – Если продашь крест, то я уйду от тебя! Пусть некоторые останутся без образования, мы же не в ответе за то, чтоб все дети мира получили образование! Но о. Венедикт все же тайком продал крест. Помощник заметил отсутствие креста лишь тогда, когда две недели подряд о. Венедикт произносил проповеди без наперсного креста. – Отче, а где крест? – спросил помощник. – Он нашел свое место, чадо мое, не беспокойся. Слова Божьи можно произнести и без креста. Я отдал старый крест, а Христос прислал мне новый Через несколько дней о. Венедикт заболел гриппом. Когда помощник пришел его навестить, батюшка отдал ему извещение о почтовой посылке. Помощник принес с почты небольшую коробку. Когда его открыли, увидели шкатулку с совершенно новым архиерейским наперсным крестом! Оказалось, что его прислал митрополит Триккский и Стагонский Дорофей. Он незадолго до этого попал в автомобильную аварию, и единственным знакомым священнослужителем, который послал ему телеграмму, беспокоясь о его состоянии, оказался о. Венедикт. Другие даже словечка не написали митрополиту, спасшемуся от верной гибели! В знак глубокой благодарности владыка и прислал в дар любвеобильному о. Венедикту архиерейский крест.

http://pravoslavie.ru/118838.html

Не убегай из рук приведшего тебя к Господу; никого во всю твою жизнь не должен ты столько почитать, как его. И святый авва Дорофей в поучении о несоставлении своего разума в притчах глаголет: «Им же несть окормления, падают яко же листвие, и яко же град не огражден бывает, тако и муж без совета — спасение же есть во мнозе советы. Видите силу слова, братие, видите, что учит нас Святое Писание, утверждает нас, да не последуем сами себе, да не имамы сами себе разумных, да не веруем, что яко можем сами себе устроити: требуем помощи, требуем по Бозе окормляющих нас. Ничто же есть окаяннейше, ничто же губительнейше не ищущих, наставляющих нас в путь Божий. Что бо глаголет, им же несть окормления, падают, яко же листвие? Лист изначала есть зелень, благоцветущ, красен, также помалу истлевает и падает, небрегом бывает и попирается. Тако есть и человек, не окормляемый от кого: изначала убо имать теплоту на пощение, на бдение, на безмолвие, на послушание, на ина какие блага; та же помалу теплота угасает и не имущу ему окормляющего его, напитающего его и вразумляющего ону, иссохнет, аще нечувствен, и падает, и бывает подручник врагам, и творят с ним, еже хотят. О извещевающих же о себе и с советом вся творящих глаголет — спасение есть во мнозе совете. Не глаголет — многим советом, яко да с коим же советует, но сказуя, яко с коим должно есть имети извещение, и не ова убо молчать, ова же глаголати, но вся извещати и во всем советоватися, ибо таковому известное спасение есть во мнозе совете. Егда бо держим свою волю и последуем оправданием (мнением) нашим, то проча, яко же добру вещь творяще, сами себе наветуем и ниже вемы, яко погибаем. Како бо можем разумети волю Божию или всяко взыскати, верующе сами себе и держаще свою волю». ...Убедительнейше о сем же предмете пишут и другие отцы: Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, св. Симеон Новый Богослов, Феодор Студит и прочие отцы, полагаю, что довольно и сего учения Богодухновенных великих отец к удостоверению вашему в нужде и пользе иметь наставляющего на путь спасения, а не следовать своему разуму и воле. Ищущий спасения получает наставления по мере своей веры и произвола

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3579...

Может ли молитва о других людях вызвать усиление соблазнов и скорбей у молящегося? Если я одержим страстями, могу ли я себе эту молитву позволить? Молитва друг за друга является одной из заповедей Нового Завета. Всякое доброе дело, особенно молитва, вызывает зависть и злобу демонов. Авва Дорофей предупреждает: «Если сделаешь добро, то готовься к искушению». Но следует помнить, что, допуская испытание, Господь укрепляет человека Своей благодатью. Поэтому советую Вам молиться за людей, и, ответно, их Ангелы Хранители будут молиться за Вас. Святой Симеон Новый Богослов пишет, что молиться нужно со страхом Божиим и что кто не молится так, тот берет на себя великий грех. Батюшка, у меня есть такие моменты: иногда я молюсь легко, и молитва течет во мне плавно, и Ангел Хранитель дает страх Божий, но иногда молиться очень трудно, ум настолько дебелый, что о страхе Божием и говорить нельзя. Как быть в таком состоянии, объясните, пожалуйста. Грех – это небрежная молитва, а не та, которая совершается с трудом и усилием воли. Окаменение сердца – это состояние, которое испытывали даже святые при промыслительном оставлении их благодатью, может быть для познания человеческой немощи. Можно ли вычитывать правило, закрыв глаза? Мне так проще – меньше ум разбегается. При желании можно произносить молитвы с закрытыми глазами. Вечерние молитвы (по Молитвеннику) можно ли читать за час-два до сна: например, в 20.00 начать читать вечерние молитвы по Молитвеннику, спать же ложиться в 22.00? Вечернее правило можно разбить на два малых: первое – молитвы по Молитвеннику, второе – молитва Иисусова? И между ними промежуток времени – около получаса? Хорошо ли ложиться спать и вставать в установленное время? Или это неважно? Если можно, посоветуйте какой-нибудь «чин» для новоначального в миру. И еще: можно ли утром завтракать после молитвы, до обеда? Полезно ли ужинать непосредственно перед сном или лучше, например, поужинать в 19.00, помолиться в 21.00, а лечь спать в 22.00? 1 . Вечерние молитвы можно читать за час до сна, если после этого Вы будете заниматься Иисусовой молитвой. 2. В промежутке времени между молитвами по Молитвослову и Иисусовой молитвой можно прочитать житие святого этого дня. Ложиться и вставать в установленное время хорошо, но не обязательно. Чтобы посоветовать какой-нибудь молитвенный чин, надо знать образ жизни человека. 4. Время трапезы нужно сообразовать со здоровьем и служебными обстоятельствами. Святые отцы не советовали рано завтракать, пока человек еще не проголодался, и не ужинать непосредственно перед сном, что не полезно ни для души, ни для тела. Ужинать за три часа до сна я считаю нормальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

И Карнеги не может с этим не считаться. О, он тоже горячо осуждает лесть! “Лесть — это фальшь и, подобно фальшивым деньгам, которые вы попытались бы сбыть, может в конце концов довести до беды” 44 , — разъясняет он пагубность этого порока на языке, хорошо понятном его читателям-бизнесме­нам. А что касается его собственных советов, как завоевывать друзей, то на этот счет у него припасена концепция, не лишенная правдоподобия даже в свете строгой христианской морали. То, что на первый взгляд кажется лестью, может оказаться еще какой добродетелью! Все приемы “нравиться людям”, которые Карнеги выводит в своей книге, он представляет в качестве законного “признания достоинств” в окружающих. “В чем разница между признанием достоинств и лестью? — спрашивает он и тут же спешит объяснить: — на этот вопрос легко ответить. Признание искренне, а лесть лицемерна. Первое исходит от сердца, вторая — только из уст. Первое бескорыстно, вторая же эгоистична. Первым все восхищаются, вторую все осуждают Нет! Нет! Нет! — трижды отрекается он от малейшей склонности к лести, — я вовсе не рекомендую вам прибегать к лести. Ничуть. Я веду речь о новом образе жизни. Позвольте мне повториться. Я веду речь о новом образе жизни” 45 . Прежде чем рассмотреть новый образ жизни, проповедуемый Карнеги, имеет смысл выяснить вопрос о лести и “признании достоинств”. Если мы зададимся вопросом, с какой целью люди прибегают к лести, то должны будем ответить: чтобы от этого получить какую-то выгоду, которая может выражаться в самых неожиданных формах. Но давайте чуть разовьем собственную мысль Карнеги, который приравнивает лесть к фальшивым деньгам. К чему, в таком случае, можно приравнять “признание достоинства”? В его системе мышления признание достоинств сравнивать больше не с чем, как только тоже с денежными знаками, но только не фальшивыми, а по праву находящимся в обороте, за которые смело можно покупать все, что хочешь. Но, как известно, деньги для человека представляют ценность не сами по себе, а потому, что в обмен на них мы получаем необходимый товар. Значит, за “бес­корыстным” признанием достоинства все-таки притаилась мысль о товаре, какая-то определенно меркантильная цель!

http://pravmir.ru/karnegi-anti-karnegi-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010