Санкт-Петербург. Домовая церковь Варвары великомученицы в Шереметевском дворце. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь вмц. Варвары при дворце гр. С. Д. Шереметева Государственный канцлер кн. Алексей Михайлович Черкасский (1680–1742) был одним из богатейших людей страны, владельцем 70 000 крепостных. Он жил первоначально на Городовом острове (Петроградской стороне), в доме на берегу М. Невы, где в 1723 была освящена „для немощи супруги его“ домовая церковь во имя святой, тезоименитой единственной дочери князя. Поскольку дом подлежал сносу, 12 мая 1738 церковь в нем упразднили, а антиминс 1711 года передали в Троицкий собор (собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Троице-Петровский). Храм восстановили на Адмиралтейской стороне, в новом доме, проект которого князь заказал П. М. Еропкину. В 1741 церковь уже действовала, и в ней служил о. Леонтий Трофимов. Трехэтажный барочный особняк был окончен только в 1745, уже после смерти канцлера, и унаследован его второй женой – статс-дамой кн. Марией Юрьевной, урожд. Трубецкой, с кончиной которой в 1747 церковь была закрыта. Ее убранство перешло к дочери – Варваре Алексеевне в Шереметевский дворец (церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева), где 26 октября 1750 состоялось новое освящение семейного храма. Дом на Неве был в 1807–1809 перестроен Воронихиным для Департамента уделов, а в 1857–1861 – А. И. Штакеншнейдером во дворец вел. кн. Михаила Николаевича, тоже имевший свой храм (см. церковь МИХАИЛА АРХАНГЕЛА при дворце вел. кн. Николая Михайловича). Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева была в Петербурге самая старая и богатая домовая церковь, принадлежавшая частному лицу. Ее устроил в 1733 в своем деревянном „Фонтанном доме“ фельдмаршал Б. П. Шереметев, сподвижник Петра I, в память о покойной жене Варваре Алексеевне (урожд. кн. Черкасской). В октябре 1749 сюда из церкви в доме ее отца на Б. Невке (упраздненная церковь вмц. ВАРВАРЫ в доме кн. А. М. Черкасского) перенесли иконостас и утварь закрытого там храма. После того как в 1742–1750 дворец на Фонтанке, недалеко от Невского, был перестроен (арх. С. И. Чевакинский?) и принял нынешний барочный вид, храм переместили на второй этаж южной, садовой половины и 26 октября 1750 освятили. Здесь он оставался до своего закрытия 7 сентября 1918. Дважды за историю храма в нем производились переделки: в 1794–1795 (по проекту И. Е. Старова) и в 1859–1860 (акад. Д. В. Кабановым). Будучи большими любителями церковного пения, Шереметевы содержали прекрасный хор из крепостных, который особенного расцвета достиг в 1840–1860-е при гр. Д. Н. Шереметеве. В то время хором руководил известный духовный композитор Г. Я. Ломакин.

http://sobory.ru/article/?object=02327

Санкт-Петербург. Домовая церковь Рождества Иоанна Предтечи при бывшем Первом кадетском корпусе. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:1744. Архитектор:Дж. Трезини Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Университетская наб., 15 Координаты: 59.938733, 30.295942 Проезд:метро " Василеостровская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ при 1-м кадетском корпусе (упраздненные церкви ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА и БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при дворце кн. А. Д. Меншикова) В 1703 Петр I подарил Васильевский остров своему любимцу – кн. Александру Даниловичу Меншикову (1673–1729). Уже через два года в усадьбе князя отмечена Воскресенская „полотняная церковь“, перенесенная с Преображенского острова. Вернувшись в 1710 после пятилетнего отсутствия в столицу, генерал-губернатор Ингерманландии начал по проекту итальянца Дж. М. Фонтана возведение пышного четырехэтажного дворца, законченного девять лет спустя. В западном крыле дворца, в бельэтаже, на половине жены князя Дарьи Михайловны, урожд. Арсеньевой, до 1725 действовала небольшая домовая церковь Благовещения, которую затем перенесли в Воскресенский храм. В 1732 иконостас из нее передали в Андреевскую церковь (собор ап. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО), а позже – в соседнюю Трехсвятительскую (приходскую церковь ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ Грузинского православного прихода). Рядом с дворцом 23 ноября 1713, в именины князя, в присутствии Петра I с супругой, была освящена мазанковая церковь Воскресения Словущего, стройная колокольня которой с курантами „о четырех кругах“ заметно выделялась среди немногих тогдашних строений Васильевского острова. По словам Берхгольца, церковь была „внутри хорошо расписанной и позолоченной“ и считалась, наряду с Троицким собором, одной из красивейших в новой столице. По словам другого путешественника, „внутри имеется несколько вырезанных из дерева скульптур и кафедра“. Церковь простояла до 1729, когда была закрыта. В следующем году ее разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=11217

Москва. Церковь Александра Невского и Сергия Радонежского в бывшем доме генерал-губернатора. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского , Сергия Радонежского Год постройки:1806. Обновлена после пожара 1823, заново отделана в 1867, перестроена в 1892-1893 в русском стиле. Архитектор:И.В. Еготов (оригинальный иконостас), Н.В. Султанов (перестройка 1892-1893) Адрес: Россия, г. Москва, Тверская ул., д. 13 Координаты: 55.76147, 37.609092 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1806 году архитектором И.В. Еготовым в доме московского генерал-губернатора была создана домовая церковь. Здание самого дома генерал-губернатора, выходящее окнами фасада на Тверскую улицу, вл. 31 (современный адрес Тверская, 13), было построено ещё в 1784 году. Именно на эту улицу выходили и окна церкви, устроенной на втором этаже здания. Первоначально эта домовая церковь была освящена во имя Александра Невского. Второе своё название она получила в честь небесного покровителя генерал-губернатора, преподобного Сергия Радонежского, после того как была основательно обновлена в 1892 году. Именно с этого времени она и стала именоваться двойным названием – церковь Александра Невского и Сергия Радонежского. Архитектор Еготов руководил работами по созданию её алтаря. Когда из Москвы были выдворены французские войска, в эту церковь начали свозить иконы и различную церковную утварь из сожжённых наполеоновцами городских церковных приходов. Среди них оказалось и почитаемое москвичами изображение Святого Духа, которое было выполнено в виде золотого голубя над царскими вратами. Несмотря на то, что во время обновления церковь получила изящную отделку, помещение её было не совсем приспособлено для церковных служб. К тому времени домовая церковь приобрела большое значение для проведения торжественных служб, молебнов и пышных бракосочетаний как членов семьи, так и приближённых к генерал-губернатору кругов.

http://sobory.ru/article/?object=25763

Стокгольм. Домовая церковь Спаса Преображения. Преображенская домовая церковь, Kristi Förklarings ortodoxa kyrka Домовая церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Модерн Год постройки:Между 1906 и 1907. Архитектор:В. Дэн Адрес: Стокгольм, ул. Биргер Ярлсгатан (Birger Jarlsgatan), 98. Координаты: 59.346638, 18.061594 Проезд:От станции метро Odenplan пройти по ул. Odenplan до ул. Биргер Ярлсгатан, повернуть налево, пройти 1 квартал. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Не зная точного адреса, непросто найти в Стокгольме русскую православную церковь. Шестиэтажный жилой дом, где она находится, не имеет в архитектуре ничего «церковного». Лишь золоченый восьмиконечный крест в синем окладе над дверью, из которой по ступенькам надо спуститься вниз, указывает, что здесь размещается храм. На нынешнем месте он существует с 1907 года, однако его история намного длиннее: она восходит к началу XVII века, и потому Свято-Преображенская церковь может считаться старейшей русской церковью из действующих ныне в Западной Европе. У русского храма в Швеции были средневековые предшественники. В XII–XIII вв., когда действовал торговый путь «из варяг в греки», в древней шведской столице Сигтуне и в ганзейском городе Висбю на о. Готланд существовали русские фактории, где «торговые люди» из Новгородской Руси имели свои православные храмы. В Стокгольме русская колония появилась после заключения Столбовского мира (1617), по которому купцам из Новгорода и Москвы позволялось иметь торговый двор, а в нем – православную церковь. Спустя 25 лет этот двор переехал на новое место, которое и по сей день именуется Рюсгорден (Russgarden), т. е. Русский двор. Церковные службы совершались здесь «молитвенном» амбаре. Священника в Стокгольм на торговый сезон (июль–сентябрь) направлял новгородский митрополит. Когда летом 1670 церковь перевели в более удобное помещение, в ее жизни случилось дивное событие. У одного шведа русские купцы приобрели небольшую икону – копию чудотворной Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в храм, отслужили молебен, а спустя некоторое время отправили на корабле в Тихвин. Случившуюся в пути страшную бурю укротила лишь молитва к Божией Матери. В память об этом чуде день перенесения иконы в Спасо-Преображенский собор Тихвина (13 ноября 1670) вошел в церковный календарь, а саму икону стали именовать Стокгольмской Божией Матерью.

http://sobory.ru/article/?object=23518

Ульяновск. Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшей Симбирской классической гимназии. Сергиевский храм /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:1867. Здание постройки 1790 г., в 1839-1841 гг. перестраивалось. Архитектор: М.П. Коринфский (перестройка 1839-1841 гг. до устройства церкви) Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 18 (Гимназия корпус начальных классов) Координаты: 54.316214, 48.402479 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сергиевская церковь при классической гимназии. Храм устроен в 1867 г. инженер-штабс-капитаном Александром Николаевичем, и его супругой Марией Петровной Денисовыми. Престол в нём один – во имя преп. Сергия Радонежского. Причт состоит из священника и дьякона. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г. Домовая церковь Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца при Симбирской мужской классической гимназии После пожара 1864 г. здание Симбирской мужской гимназии в течение нескольких лет реконструировалось. 2 мая 1866 г. в канцелярии директора училищ Симбирской губернии было получено прошение инженера, штабс-капитана Александра Николаевича Денисова: «Пользуясь настоящим случаем перестройки дома Симбирской гимназии, я хотел бы исполнить давнишнее моё и жены моей желание устроить в гимназическом здании домовую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Все расходы по устройству церкви принимаю на свой счёт: устройство иконостаса, приобретение образов, лампад, паникадил, а также и прочей церковной утвари, церковных книг и вообще всего, что требуется в церкви для совершения богослужения. Объясняя всё это Вашему Высокородию, покорнейше прошу исходатайствовать мне у кого следует право устроить в доме гимназии церковь и указать для этого место».

http://sobory.ru/article/?object=27705

Суздаль. Домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в епископских (архиерейских) палатах. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1400 и 1700. Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, Суздальский кремль. Координаты: 56.41569, 40.4422 Проезд:Пешком от Торговых рядов или через р.Каменку от Музея деревянного зодчества Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1635 году против южного фасада Рождественского собора архиепископ Серапион строит огромный шатровый столп соборной колокольни, вмещающей в нижнем ярусе небольшую церковь. В отличие от многих других суздальских сооружений этого типа могучий и суровый восьмигранник колокольни с лопатками на углах как бы вырастает непосредственно из земли. Шатер, подобно крепостной башне, имеет пологий выступ кровли — «полицу» — в основании. Высокий и внушительный силуэт здания прекрасно гармонировал с величественным объемом собора, усиливая роль кремлевского центра в разросшемся и усложнившемся городском ансамбле XVII века. На колокольне в конце XVII века были установлены часы, которые отбивали не только каждый час — до недавнего времени над городом каждую минуту звенел серебряный голос маленького колокола... Уже в сообщениях источников о городском пожаре 1577 года упоминается о каменных Архиерейских палатах около собора. Теперь они представляют исключительно сложный комплекс, образовавшийся на протяжении XV—XVIII столетий. Как показали исследования А.Д. Варганова, древнейшей в его составе является угловая юго-восточная часть — епископские палаты конца XV века. На месте северного крыла корпуса против западного портала собора в XVI веке стояла церковь Ивана Богослова (1528). В 1559 году к западу от палат была построена домовая церковь с трапезной палатой епископа, с живописной галереей паперти и редким в строительстве средней России восьмискатным пофронтонным покрытием, напоминающим новгородско-псковские храмы XIV—XV веков. В конце XVII века старые здания епископского двора XVI столетия вошли в состав новых, более обширных Архиерейских палат, построенных суздальским митрополитом Илларионом (1682—1707). Основной корпус палат, обращенный своим фасадом с широкими окнами, обрамленными разнообразными наличниками, в соборный двор, был тесно связан с собором как в композиционном, так и в бытовом отношении. Главный вход в палаты, отмеченный коническим шатриком, крытым бирюзово-зеленой черепицей, помещается на оси западного портала собора. Отсюда два торжественных широких лестничных марша вводят в обширные сени, пройдя которые посетитель попадал в огромный бесстолпный зал Крестовой палаты — главное парадное помещение второго этажа митрополичьего дворца (своды зала разобраны в 1874 г.). За ним располагался ряд комнат различного бытового назначения. Нижний сводчатый этаж занимали разнообразные службы двора, складские и хозяйственные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=03193

Бийск. Домовая церковь Иоанна Богослова при православной гимназии. Домовая церковь бывшего Миссионерского Катехизаторского училища Карта и ближайшие объекты Алтайское миссионерское Катихизаторское училище – центр по подготовке кадров, необходимых Алтайской духовной миссии (учителей и переводчиков, священников, дьяконов и псаломщиков) было открыто в 1883 г. Училище помещалось в собственном кирпичном здании. При нём имелась однопрестольная домовая церковь. По ходатайству покровителей Алтайской миссии, Всемилостивейшим повелением Государя Императора от 27 марта 1890 г. «учащим и учащимся Алтайского миссионерского Катихизаторского училища дарованы права, присвоенные учащим и учащимся духовных училищ». 21 августа 1890 г. для непосредственного заведывания учебной, воспитательной и экономической частями Катихизаторского училища, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Семипалатинским, учреждён Совет училища в составе: заведующего училищем, его помощника и учителя наук. Ведению Совета передано дело наблюдения за всеми школами Алтайской миссии. 7 февраля 1891 г. совету Катихизаторского училища дано «высшею духовною властию право производить испытания на звание учителя церковно-приходской школы, а местною епархиальною властию учреждена при училище испытательная комиссия для ищущих должности псаломщика, а также диаконского и священнического сана». 17 марта 1893 г. воспитанникам-инородцам Катихизаторского училища даровано право поступать для продолжения образования в духовную семинарию. 14 сентября 1895 г. состоялось торжественное освящение нового кирпичного учебного корпуса Катихизаторского училища. Богослужение возглавил Преосвященнейший Мефодий (Герасимов), епископ Бийский, начальник Алтайской духовной миссии. После водосвятного молебна и окропления всех помещений в большом училищном зале общим хором учащихся из 300 человек была пропета молитва «Царю Небесный». Произносились торжественные речи, исполнялись духовные песнопения. Здание было построено на средства бийских купцов – Алексея Фёдоровича Морозова, Алексея Викуловича Соколова и Василия Николаевича Осипова.

http://sobory.ru/article/?object=35931

Кунгур. Домовая церковь Михаила Архангела и Антонины Никейской при бывшем Михаило-Антонино-Кирилловском сиропитательном доме. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Архитектор Карвовский Р.И. Открытие приюта для мальчиков-сирот и детей из бедных семей было осуществлено по инициативе кунгурского купца-чаеторговца М.И. Грибушина, который выделил деньги не только на строительство здания, но и на функционирование учебного заведения. Кроме этого были использованы средства, завещанные городу Кунгуру известным русским ученым, путешественником К.Т. Хлебниковым. В подвале под домовой церковью сиропитательного дома располагается склеп семьи Грибушиных, где были похоронены Михаил Иванович, его супруга и дети. В здании приюта сейчас располагается средняя школа 2. В 2006 году в здании сиропитательного дома открылся музей семьи Грибушиных. Сайт «Весь Кунгур» http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 Большое внимание в Михайло-Антонино-Кирилловском Сиропитательном доме уделялось религиозно-нравственному воспитанию детей. В здании приюта была устроена домовая церковь в честь Архистратига Михаила и мученицы Антонины, которую 9 мая 1891 года освятил преосвященный Владимир, епископ Пермский и Соликамский. Домовая церковь в честь Архистратига Михаила и мученицы Антонины имела богатое убранство. В иконостасе, разделенном резными позолоченными колоннами коринфского ордера, были установлены большие иконы в позолоченных киотах. По краям иконостаса находились высокие серебряные и позолоченные хоругви. Росписи в храме и большая икона Воскресения Христова и икона с изображением Св. Сергия Радонежского для домовой церкви выполнил пермский художник Алексей Несторович Зеленин. В 1914 году к празднику Светлой Пасхи на средства М.М. Грибушина в домовый храм приюта было проведено электрическое освещение. Последним попечителем Михайло-Антонино-Кирилловского Сиропитательного дома был Николай Михайлович Грибушин. В 1910 г. зав. приютом С.Д. Тарасов представил на рассмотрение почетного попечителя Н.М. Грибушина проект преобразования II-ro класса в Низшую Ремесленную школу по уставу Министерства народного просвещения. Имеющийся при начальном училище приюта I-й класс и пансион комитет предложил оставить в прежнем положении по Уставу Сиропитательного дома», а II-й класс преобразовать «для краткого ознакомления преподаваемых ремесел» в ремесленную школу им. М.И. Грибушина.

http://sobory.ru/article/?object=16304

Москва. Домовая церковь Александра Невского при бывшей Покровской богадельне. Карта и ближайшие объекты В эпоху Александра II широко создавались дома призрения, богадельни, учебные заведения, и их домовые храмы, освященные в честь тезоименитства императора, передавали эти богоугодные заведения под защиту святого Александра Невского. Таковой была домовая церковь при богадельне Московского мещанского общества на Покровской (Бакунинской) улице, где ее основала еще Елизавета Петровна, и посему она находилась под особым августейшим покровительством. Для нее выстроили собственное здание, и домовый храм был освящен в декабре 1858 г., а позднее устроили придел во имя св. Ксении, по именинам великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III. Покровская богадельня, предназначенная для " престарелых и неспособных к труду мещан " , была основана в 1840 г. и представляла собой одно из самых крупных учреждений такого рода в Москве (в начале XX в. число призреваемых превышало 1000 чел.). Ныне сохранился почти весь комплекс бывшей богадельни, закрытой в 1920-х годах. В советское время в здании находились квартиры, техникум, фабрика, техно-торговый центр. Комплекс богадельни с храмом частично возвращен Русской православной церкви в 1998 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II учреждено Подворье Патриарха Московского и всея Руси с храмом святого благоверного князя Александра Невского. Покровская богадельня, предназначенная для «престарелых и неспособных к труду мещан», была основана в 1840 г. и представляла собой одно из самых крупных учреждений такого рода в Москве (в начале XX в. число призреваемых превышало 1000 человек). Ее каменные здания по Покровской улице начали строиться в конце 1850-х - начале 1860-х гг. Домовая церковь, апсиды которой видны у входа на двор, освящена 7 декабря 1858 г. во имя св. Александра Невского. В декабря 1858 года в здании богадельни святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский освятил домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Впоследствии с севера был пристроен придел преподобной Ксении, освященный 7 ноября 1883 года митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием в честь тезоименитства великой княжны Ксении Александровны.

http://sobory.ru/article/?object=02180

Москва. Домовая церковь Воскресения Словущего при бывшей Покровской общине сестёр милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Год постройки:Между 1870 и 1872. Обустроена в здании постройки 1753. Архитектор: Б.Ф. Растрелли Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, ул. Гастелло, д. 44 корп. 1 Координаты: 55.782382, 37.695135 Проезд:метро " Электрозаводская " , " Бауманская " , " Сокольники " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменный Покровский дворец построен в 1753 году по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, взамен сгоревшего деревянного дворца, возведенного в 1742 году для Елизаветы Петровны. Дворец был одноэтажным, на высоком подклете, с повышенным двухсветным центральным залом, вокруг был разбит большой парк. Более ста лет дворец пустовал или использовался под казармы. В 1870 году здание отдали Покровской общине сестер милосердия. Первые подобные организации появились в России в 1840-х годах и получили широкое распространение после Крымской войны. Общины составляли женщины, желавшие посвятить жизнь уходу за ранеными и больными. В процессе этой деятельности они чаще всего становились монахинями, продолжая выполнять обязанности сестер милосердия. При общине были: 6-классная школа, фельдшерская школа, амбулатория для приходящих больных, аптека, а также богадельня для престарелых сестер милисердия. Община просуществовала до 1923-26 годов. В 1872 году здание надстроили вторым этажом и обработали снаружи в псевдорусских формах. В центре дворца была освящена домовая церковь Воскресения Словущего. Здание сохранило симметричную планировку дворца. После закрытия общины в 1930-х годах дворец был превращен в одну большую коммуналку, где в полуподвальных кельях доживали свой век милостию Божией 4 монахини. С 1992 года и по сей день здание занимает Научно-исследовательский институт реставрации Минкультуры РФ. В настоящее время, после ремонта дворца, глава Воскресенского храма с крестом восстановлены не были, реставраторы ограничились сооружением вместо них, на сохранившемся барабане, купола со шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=17105

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010