В 1890-х гг. строительные работы на усадьбе приюта были продолжены. На средства А.И. Грибушиной были построены 2-х этажный каменный корпус учебных мастерских со столярной мастерской и каменный одноэтажный корпус, в котором разместились кузница и конюшня с каретником; в 1896 году особое деревянное здание больницы, состоявшее из двух комнат для больных, приемной и ванной; в 1910 г. - дом для проживания священника. В состав усадьбы приюта также входили парк, двухэтажный каменный корпус служб и комплекс надворных построек. Вся территория усадьбы приюта была ограждена кирпичным забором с коваными металлическими решетками. С востока к усадьбе примыкала территория дачи Грибушиных, центром которой был двухэтажный деревянный дом в псевдокитайском стиле, сгоревший в 1915 году. В 1886 году на средства М.И. Грибушина, кунгурского купца мецената, чаеторговца был открыт Михайло-Антонино-Кирилловский сиропитательный дом, для которого в 1891 году был построен трехэтажный особняк. Учрежденный дом имел своей целью призрение и религиозно-нравственное воспитание бедных мальчиков, преимущественно сирот, из среды местных жителей. Дети обучались грамоте, работали в слесарно-токарных мастерских, построенных позже рядом с сиропитательным домом. Многие кунгурские мальчики-воспитанники этого приюта вспоминают о временах, проведенных там. Их воспоминания хранятся в фондах Краеведческого музея. Бушуев К.Г.: «В рождественские дни 1916 года Грибушиными был дан вечер в сиропитательном доме. На вечер были приглашено все купечество Кунгура. Для них готовили ужин, состоящий из уральских пельменей, которые стряпались целую неделю. Воспитанники приюта готовили увеселительную часть с участием хора, струнного оркестра и постановку. При центральном входе, который вел на 2-й этаж, была изготовлена голова кита, в одном из классов 2-го этажа было оформление ночного неба, усеянного звездами. Другой класс был оформлен декорациями из сказки " О рыбаке и рыбке”, в третьем – играл духовой оркестр. После постановки все купечество поднялось на 3-й этаж, где были спальни. В одной половине этажа играл струнный оркестр и пел хор, кружились танцующие пары. Во второй половине были накрыты столы, подавались пельмени, пиво и вино. Этот вечер можно было назвать прощальным, т.к. через несколько дней Н.М. Грибушин, приехав в приют, сослужил напутственный молебен в приютской церкви (где находился родовой склеп) при всем освещении и приютским хором. После чего, попрощавшись с воспитанниками, забрав с собой воспитателя приюта, своего лучшего друга, уехал в Америку, предварительно сняв все капиталы в банке…»

http://sobory.ru/article/?object=16304

Домовладение было занято Пермской школой семилеткой 22, которая находилась на городском бюджете. В 1937 г годы в здании фабрично-заводскойшколы 22выступал летчик Герой Советского Союза В.П. Чкалов, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде школы; часть помещений в здании школы по ул. К. Маркса, 80 занимали детский сад и Пермский Коммунально-Строительный техникум (1930-1931 гг.). В годы войны (в 1941-1943 гг.) в здании располагался госпиталь 1719. В 1943 году здание по ул. К. Маркса, 80 возвращено школе 22, в которой с начала 1960-х гг. было введено преподавание ряда предметов на французском языке. В 1991-1993 г. к зданию школы по проекту архитектора О.В. Горюнова сооружен пристрой с входом со стороны ул. П. Осипенко. В плане здание Г-образное с вытянутой частью по главному фасаду вдоль ул. Сибирской. В декоре здания широко использованы поливные зеленые изразцы и белый кирпич. Окна церкви с полуциркульным завершением. Окна фасадов основного здания прямоугольные, обрамленные прямоугольными плоскими белыми наличниками. Главный фасад обнесен металлической ажурной оградой на каменном фундаменте. Здание находится на балансе Гор ОНО и используется средней школой 22. Здание по адресу: Пермь, ул. Сибирской (быв. Карла Маркса), 80 принято на учет госоргана охраны памятников как памятник истории Пермской области «Здание бывшего училища для слепых детей, основанного в 1890 г. Е.П. Серебренниковой» решением Пермского Облисполкома 3 апреля 1980 г. 234-р. Это решение было подтверждено распоряжением губернатора Пермской области от 5 декабря 2000 года 713-р. В связи с произведенными в 2012 году историко-архивными и библиографическими исследованиями целесообразно уточнить название ОКН Пермского края, которое должно получить наименование: «Здание бывшего училища для слепых детей, основанного в 1890 г. Е.П. Серебренниковой с домовой церковью во имя Святого Князя Михаила Черниговского», а также этапы строительства и расширения здания, имена архитекторов и строителей: 1) 1889-1890 гг. — строительство здания приюта и училища слепых на средства екатеринбургского купца М.Ф. Рожнова по проекту архитектора О.Ю. Дютеля; 2) 1893-1895 гг. — строительство пристроя здания для помещения домовой церкви во имя Святого Князя Михаила Черниговского на средства екатеринбургского купца М.Ф. Рожнова, подрядчик П.Е. Драгунов, архитектор В.В. Попатенко. 3) 1912-1913 гг. — расширение здания училища и церкви на средства Главного Попечительства о слепых и членов Пермского отделения Попечительства о слепых П.С. и Д.С. Жирновых, подрядчик Пермское инженерное товарищество (К.П. Икорский). Олег Гайсин Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=21129

Епархиальное училище не оставалось в стороне от церковной жизни города, сочувственно отзываясь на все добрые начинания. С началом Первой Мировой войны преподаватели училища и сами епархиалки жертвовали немало средств в пользу больных и раненых воинов.Так, в сентябре — декабре 1914 года в пользу Красного Креста во Введенской домовой церкви было собрано 25 руб. 3 коп., а в Епархиальный Комитет помощи беженцам осенью 1915 года был перечислен 1% от жалованья всех должностных лиц училища: за сентябрь — 14 руб. 47 коп., за октябрь — 20 руб. 70 коп., за ноябрь — 17 руб. 83 коп. С 1 сентября 1914 года из жалованья всех преподавателей и должностных лиц Епархиального Училища удерживалось 2% жалованья на устройство лазаретов для больных и раненых воинов. До 1 августа 1915 года было собрано 343 рубля 40 коп., из которых половина была передана в комитет местного духовенства по устройству лазарета, а другая половина отправлена в Петроград для устройства лазарета Преподобного Серафима Саровского от учебных заведений Российской империи. 128 рублей было отослано в Петроград в Комитет Великой Княжны Татьяны Николаевны для оказания помощи пострадавшим от военных бедствий. Кроме того, за это же время было собрано добровольных пожертвований 499 рублей для местного вольского лазарета, устроенного учительской организацией города. Епархиалки, возглавляемые преподавательницами З. А. Афонской, Л. П. Ворониной, П. Э. Метцгер регулярно дежурили в учительском лазарете как сиделки. Воспитанницы участвовали в проведении благотворительной лотереи, устроенной Вольской Городской управой, продавали на благотворительных базарах свои рукоделия. В действующую армию вольские поповны отослали немало посылок с бельем, чаем, сахаром, табаком, мылом, карандашами и бумагой. В связи с началом Первой Мировой войны новое здание училища было отдано военным. Занятия в 1915-1917 годах проходили в две смены в здании церковно-приходской школы при Покровской церкви. В сентябре 1917 года пришлось отложить на неопределенное время занятия в младших классах. В декабре училищная казна оказалась полностью опустошенной. С начала 1918 года воспитанниц стали вызывать только на консультации и экзамены. 1918 год стал последним учебным годом не только для Саратовских епархиальных училищ. Перестали существовать все духовные школы России.

http://sobory.ru/article/?object=38050

В апреле 1896-го появляется постановление губернатора о ремонте зданий лазарета на основе акта от 15 марта. В акте говорится — «в правом корпусе у входа во двор в канцелярии необходимо разобрать чистый пол, сделать вместо старого черного пола новый, настлать новый чистый пол» с употреблением в дело, по возможности, старых материалов, так как «дует холодом». Исправить покосившиеся двери, оконные переплеты, исправить и поставить к ним закладные крючки, оштукатурить потолки, покрасить полы и оконные рамы, и переложить голландскую печь в палате. Видимо, речь идет уже о новых зданиях, куда лазарет переместился из манежа. В акте от июня 1896 года лазарету опять не везет — градом в здании выбивает 119 стекол — снова требуется срочный ремонт. В апреле 1897-го еще один акт, подписанный подполковником Пепеляевым, рассказывает о необходимости ремонта церкви в лазарете: «В церкви одну дверь заделать бревнами и обшить левую от входа стену на вышину человеческого роста досками, окрасив их масляной краскою; подобная работа вынуждается тем, что при... помещений для молящихся... от прикосновения всякого рода одежды постоянно грязнится, грех, что вид церкви не имеет надлежащего благолепия». В другом документе того же времени городская управа отказывает в работах в церкви, под предлогом того, что «городское общественное управление в устройстве ее никакого участия не принимало, а если таковая и устроена помимо городского управления и без его ведома и согласия», тогда как помещение занятое церковью могло бы использоваться для нужд лазарета, то и ремонтировать его город не будет. 20 августа 1903 года в городскую управу из уездного батальона — от его командира, уже полковника Пепеляева, направлен запрос: «Прошу распоряжения Городской управы о переводе лазарета из казарм». В сентябре 1903-го работы по очередному переносу военного лазарета закончены — акт об осмотре помещений подписан командиром 8-го Томского уездного батальона полковником Успенским, начальником лазарета. Источники: документы из архива ГАТО. Томск: история города в иллюстрациях, 1604 — 2004/Томский государственный университет, Томский областной краеведческий музей. — Томск: Издательство Томского университета, 2004. Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. — Томск, 1900. Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год. — Томск, 1903.

http://sobory.ru/article/?object=44012

Приют был одним из первых в городе частным воспитательно-учебным заведением, где на полном обеспечении жили девочки, оставшиеся сиротами после смерти неимущих родителей, получая там начальное образование и навыки рукоделия и домашнего хозяйства. В течение 20 лет А.И. Лобков оставался председателем попечительского совета. Делом его жизни (принесшим ему звание почетного гражданина, кавалерство орденов Владимира и Станислава, медали " За усердие " и генеральский чин) и стало это убежище на 40 девочек-сирот. Помощником попечителя Варваринского сиротского приюта Лобковых состоял живший неподалеку другой знаменитый столичный предприниматель и благотворитель Гавриил Гавриилович Солодовников, выделявший большие суммы в фонд этого заведения, за что был удостоен чина действительного статского советника и звания дворянина. Позже этот сиротский дом находился под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны, супруги московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. По имени приюта назывался один из примыкавших переулков - Варваринский, или Сиротский (ныне ул. Шухова). После революции приют был преобразован в детский дом имени Некрасова. В 1919 г. здание было реквизировано для строящейся радиостанции. В бывшем приюте девочек-сирот большевики поместили дуговые радиопередатчики, а в 1927 г. здесь установили самый мощный тогда в Европе передатчик, названный " Новой радиостанцией имени Коминтерна " (в отличие от " Старой " , находившейся рядом с Вознесенской улицей). Через шесть лет под Москвой соорудили радиостанцию еще более мощную, а на Шаболовке обосновалась радиолаборатория, откуда с 1937 г. велись опытные передачи телевидения, ставшие после войны регулярными и продолжавшиеся до 1967 г. - года вступления в строй Останкинского телецентра. В 1938-1967 гг. здесь находился Телецентр СССР. Несмотря на перенос в 1967 г. основной телевизионной площадки страны в Останкино, к новопостроенной башне, Шаболовский комплекс сохранил свою специализацию: здесь располагались редакции программ для детей и научно-популярных программ Центрального телевидения СССР.

http://sobory.ru/article/?object=25433

Правда, еще в прошлом году мы в нижний этаж перешли уже классами и провели здесь весь год; но это было сделано только в силу крайней необходимости: нам пришлось весь год не жить, а мучиться. Какой-то пройдоха немец обманул нас, построил нам так называемую «амосовскую» печь, которая, по его красноречивым обещаниям, должна была согревать одна все трехэтажное здание; но на деле; оказалось, что она не могла нагреть и одного нижняго этажа; поэтому здесь весь год господствовали сырость и порядочный холод, так что всем, как наставникам, так и ученикам приходилось сидеть на уроках в теплых одеждахъ, даже просто в шубах, у кого они были. Результатом немецкаго искусства было то, что нынешним летом пришлось ломать хитрую амосовскую печь и приняться за постройку обыкновенных печей двадцати пяти, а целая тысяча рублей потрачена напрасно по нашей неопытности и неосмотрительности. Как бы то ни было, к началу настоящаго сентября новое здание, хотя и без надлежащей отделки, было уже готово и мы решили расположиться в нем жить по настоящему. 14-го сентября, в 4 часа пополудни, было назначено освящение здания, а для придания этому торжеству большей полноты, кстати оказалось присоединить к нему другое торжество – годичный акт (за прошлый учебный год). Заблаговременно от имени Совета училища заведующим были приглашены принять участие в вашем торжестве чиновныя лица и другие представители города, причем в приглашении была указана краткая программа торжества, именно следующая. 1) Водосвятный молебен и окропление святой водой всего новаго зданиия училища. 2) «Царю небесный – в начала акта споют все ученики. 3) Чтение краткаго отчета о состоянии училища за 1894–1895 уч. г. 4) Актовая песнь: «Светлой радостью горя, день торжественный встречайте»... муз. Главача. 5) Краткая речь заведующаго училищем. 6) Гимн Славянским Просветителям – Свв. братьям Кириллу и Мефодию – «Славяне! песнию высокой почтим Апостолов славян»... 7) Раздача наград. 8) Легенда, муз. Чайковскаго: «Был у Христа Младенца сад»...

http://sobory.ru/article/?object=35931

Софийская больница стала «красой и гордостью» учреждений Ведомства императрицы Марии. Плата за лечение составляла 4 рубля серебром в месяц, но дети неимущих получали помощь бесплатно по предоставлении свидетельства о бедности. Врачи ее славились высокой квалификацией, но даже Н.Ф. Филатов так и не смог спасти Ванечку, младшего и любимого сына Льва Толстого. Писатель хорошо знал и доктора Е.И. Покровского, тоже бывавшего на консилиумах в Ясной Поляне; он и посоветовал доктору переработать научную монографию о физическом воспитании детей в книгу для простого народа, и она вышла как пособие по уходу за малолетними. Расскажем немного о последних Щербатовых. Князь Александр Алексеевич, совершивший дарение, занимал должность городского головы Москвы. При нем появилась новая детская больница – святого Владимира (в советское время – Русаковская), построен «старый» Бородинский мост, Москва украсилась газовыми фонарями, сменившими спиртовые и керосиновые. Дочери Щербатова были членами Дамского попечительства о бедных. Софья Александровна вышла замуж за В.М. Петрово-Соловово, племянника писателя А.В. Сухово-Кобылина, а Вера Александровна – за русского философа-правоведа Е.Н. Трубецкого. Сын Щербатова, Сергей Александрович, владевший ценной художественной коллекцией, тоже остался в памяти Москвы. В 1913 году архитектор А.И. Таманов построил для него на Новинском бульваре, 11 необычное владение, сочетающее в себе личный особняк и доходный дом. Его считают первым прообразом современного пентхауза: вопреки традиции, съемные квартиры были в нижней части, а свои апартаменты князь разместил на верхнем этаже. Там была устроена и смотровая площадка, откуда домовладелец любовался широкой панорамой на башни Кремля. Вход украшали традиционные каменные львы и даже фонари из Московского университета, стоявшие в день его открытия в 1755 году на парадной лестнице, – это было под стать хозяину, которого называли «последним московским барином», а дом получил первую премию на конкурсе городских фасадов. Квартиры в этом доме были крайне дорогими – 1000 рублей в месяц, но весьма удобными, с интерьерами в стиле модерн. Одну из них перед Первой мировой войной занял А.Н. Толстой. В этом же доме В.А. Серов писал свой последний портрет – княгини Полины Ивановны Щербатовой, жены Сергея Александровича, подаренный потом Третьяковской галерее. Хозяин строил этот дом и для своей коллекции, и для экспонирования частных собраний, а в дальнейшем собирался завещать его городу как музей, но грянула Октябрьская революция.

http://pravoslavie.ru/29027.html

В конце 1870-х - начале 1880-х гг. усадьбу Гофман приобрело Нижегородское уездное земство для своего размещения. С этого времени вплоть до революции этот комплекс зданий принадлежал земству и все работы по переделке дома и строительству новых зданий связаны с потребностями этого учреждения. В начале XX в. в глубине двора было встроено каменное краснокирпичное двухэтажное здание Арестного дома с домовой церковью, ныне дом 28 В. Земство также произвело ремонт главного дома, в результате чего фасады по ул.Б.Печерской и Провиантской получили новое архитектурное решение в стиле «модерн» с сохранением общих габаритов здания и положения оконных и дверных проемов. Дворовые фасады сохранили облик дома 1850-х гг. К сожалению, проектные чертежи на все перечисленные строительные работы в ЦАНО не обнаружены и автор переделки фасадов не установлен. В настоящее время в доме расположены офисные и жилые помещения. Здание располагается в исторической части Н.Новгорода и отмечает перекресток Б.Печерской и Провиантской ул. Главным южным фасадом выходит на красную линию Б.Печерской ул. Угловое расположение дома отмечено срезом угла здания. Дом представляет собой отдельно стоящую постройку на небольшом участке, сохранившем размеры владения середины XIX в. Здание каменное, двухэтажное с цокольным и антресольным этажами. Фасады оштукатурены. В архитектуре фасадов по ул.Б.Печерской и ул. Провиантской явно просматриваются черты модерна на основе семиосевого построения фасадов периода эклектики середины XIX в. Западный и северный (дворовые) фасады сохранили декор первоначального дома середины XIX в. Здание сохранило объемно-пространственную композицию и свой исторический облик, сложившийся к началу ХХ в. Архитектурный декор здания сосредоточен на фасадах по Б.Печерской и Провиантской ул. Эти фасады имеют строго симметричную композицию с выделением центрального трехосевого, акцентированного четырьмя упрощенного построения пилястрами, ризалита. Прямоугольные окна уличных фасадов первого этажа имеют простые одинаковые обрамления: в криволинейного очертания верхних частей окон включены разные по размеру таблетки - характерный элемент декора модерна. Обрамления окон второго этажа составляют узкие криволинейные боковые желобки в сочетании с парными таблетками. Подоконные части окон включают прямоугольные выступы с цилиндрическими объемами. Карнизы основных фасадов имеют сложные профили в сочетании с прямоугольными плоскими элементами, отмечающими положение пилястр в простенках окон и акцентированных тремя таблетками.

http://sobory.ru/article/?object=30160

Это означало, что ни епархиальное, ни тем более центральное церковное управление новая власть юридически не признавала, соглашаясь иметь дело только с приходскими общинами. К домовым храмам, находящимся в частной собственности или в ведении учреждений, сам по себе декрет доступ не открывал. Имущество домовых храмов, принадлежавшее ранее не Церкви, а частному лицу или учреждению, благодаря этому не подпадало под действие декрета. Ключевую роль в вопросе ликвидации домовых храмов сыграло Постановление Наркомата Юстиции «О порядке проведения в жизнь декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”» — т. н. Инструкция. Ею предписывалось: «В государственных и в иных публично-правовых общественных помещениях безусловно не допускается: а) совершение религиозных обрядов и церемоний (молебнов, панихид и проч.); б) помещение каких-либо религиозных изображений (икон, картин, статуй религиозного характера и проч.). 24 августа 1918 г.». Также в августе 1918 г. была выпущена инструкция Наркомпроса, предусматривающая обязательное закрытие домовых церквей при учебных заведениях». Доля таковых домовых храмов от общего их числа составляла, по данным на 1920 г., порядка 20%, однако на деле обе указанные инструкции применялись и к другим видам домовых храмов, включая больничные и даже те, что действовали при богадельнях, в т. ч. для душевнобольных и глухонемых. Таким образом, домовые храмы закрывались большевиками очень активно, хотя и не настолько оперативно, как планировалось (к сентябрю 1918 г.). За 1918 г. в Москве были закрыты 3 домовых храма, в 1919 г. – 7, в 1920 г. – 13, а завершить эту кампанию властям удалось лишь к 1923 г. Выходом для общины домового храма могла стать перемена статуса – теоретически можно было оформить бывший домовый храм как приходской. Власти, однако, допускали это лишь в исключительных случаях. Домовые церкви в России в настоящее время В настоящее время традиция создания домовых церквей, особенно при учреждениях, возобновлена. Например, 22 ноября 1990 г.

http://azbyka.ru/domovaya-cerkov

Перед главным фасадом разбит партерный сад. Главный фасад 2-этажного корпуса, построенного в 1845-1849 гг. и надстроенного третьим этажом в 1901-1904 гг., имеет 26 осей. Его северо-западная часть в 17 осей до надстройки представляла собой симметричную постройку, у которой централыные 7 осей объединены в слабо выступающий ризалит, имевший ранее над вторым этажом треугольный фронтон с модульонами и рельефными изображениями всевидящего ока, креста и дароносицы.  На коньке фронтона был укреплен металлический или деревянный крест. После перестроек начала ХХ века ризалит увеличился на один этаж, за счет ряда окон, освещающих вторым светом помещение церкви, расположенной во втором этаже " . Первый обработан декоративньм горизонтальным рустом и отделен от второго плоской тягой. Все окна 1-го этажа прямоугольные, без наличников, с декоративным замковым камнем. Окна второго этажа также прямоугольные имеют профилированный рамочный наличник и сандрик на кронштейнах, между которыми размещен лепной орнамент в виде двух пальмовых ветвей. Под окнами-филенки с лепным растительным орнаментом, объединенные на уровне низа окон сплошной горизонтальной тягой. Стены завершены выносным карнизом. Окна, расположенные в ризалите, имеют такую же отделку, только их сандрики завершены треугольными фронтонами. Во всех простенках ризалита находятся пилястры тосканского ордера, проходящие на высоту 2-го м 5-го этажей. На уровне 5-го этажа между каждой пилястрой находится по два небольших прямоугольных окна без наличников, разделенные маленькими, тоже тосканскими пилястрами. Все пилястры, большие и маленькие, поддерживают фриз под фронтоном, на котором расположены лепные рамки с растительным орнаментом в углах. Треугольный фронтон над ризалитом имеет плоский тимпан с маленьким прямоугольным окном в центре и карниз с модульонами. Вход в здание находится в центре ризалита. Над филенчатой деревянной дверью, украшенной резьбой, находится двускатный металлический козырек на ажурных кронштейнах с ажурным кованым узором во фронтонной части. В интерьере, против входа, находится распашная лестница с ажурными металлическими ограждениями. Остальные фасады лицевого корпуса имеют такие же вертикальные членения. Нижний этаж также рустован. Окна второго этажа - без сандриков, наличников и лепки в филенках под ними. Юго-западный корпус комплекса, состоящий из первоначального здания Семинарии/1758-1740 гг./с достройками 1901-1904 гг., сохранил первоначальную отделку только на заднем фасаде, обращенном к берегу реки Великой.

http://sobory.ru/article/?object=48069

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010