Церковные богослужения, колокольные звоны, крестные ходы не только обязательно сопровождали праздники усадьбы, но и сами были ее праздниками. На день Спаса Всемилостивого за Литургией следовало водоосвящение: когда священник погружал крест в воду, гремел пушечный салют, а специальная яхта посреди пруда мгновенно распускала праздничные разноцветные флажки. Вскоре после церкви в 1769 – 1775 г.г. был построен главный дворец, обращенный парадным фасадом к роскошному зеркальному пруду, в котором плавали лебеди и утки. Дворец был предназначен исключительно «к великолепию» - не столько для жилья, сколь для торжественных приемов гостей, с фейерверками, с модными светскими гуляниями, с множеством «отрад и приятностей». (Для себя граф построил в рощице «дом уединения», куда не пускал никого, кроме слуг и ближайших друзей.) Архитектором дворца был, по всей вероятности, сам Карл Бланк, хотя иногда называют имя французского зодчего Шарля де Вальи. Еще одна особенность - редчайший для Москвы барочно-рокайльный стиль сооружения, традиционный в ту пору для столичного Петербурга. Роскошный деревянный дворец был окрашен в символический нежно-розовый цвет «утренней зари». У парадных дверей гостей встречали сфинксы. Все здесь должно было поражать великолепием и удивлять не переставая, невиданными новшествами: взору гостей представали изумительные полотна Рембрандта Рафаэля, Ван-Дейка, Веронезе, люстры из горного хрусталя, модная анфилада, коллекция оружия и даже седло короля Карла XII, доставшееся графу Б.П. Шереметеву в Полтавском сражении вместе с королевским скакуном. А на праздничный стол кушанья подавались в посуде из чистого золота. И в парках усадьбы гостям предлагали продолжить удивительное развлечение. Этот парк был одним из самых больших в России XVIII столетия. Достопримечательностями стали Итальянский домик, устроенный для выставки итальянских картин, Голландский домик с изразцами в память о петровской эпохе, грот, построенный для отдыха в летний зной, Эрмитаж, предназначенный для уединенного отдыха и приема избранных без слуг: специальная машина поднимала туда гостей на диване, а за ними следовал стол, накрытый на 16 приборов. Зимний сад и оранжерея поражали лавровыми, лимонными, померанцевыми, апельсиновыми деревьями. Огромные стеклянные двери были устроены специально для дам, чтобы они могли свободно проходить сюда в своих пышных платьях, не умещавшихся в обычные двери.

http://pravoslavie.ru/169.html

При женской гимназии кроме штатных работало много служащих, которые бесплатно предлагали свои услуги - врачи, юристы, преподаватели искусств, танцев, музыки. Подобного рода служба считалась государственной и всегда вознаграждалась чинами и знаками отличия. Учебный процесс в гимназии был настолько хорошо поставлен и общепризнан, что ряд высших учебных заведений того времени, как например Высшие женские курсы, принимали выпускниц Елизаветинской гимназии без конкурса. После революции 1917 года бывшая Елизаветинская гимназия стала трудовой школой городского района и было введено совместное обучение. С 1922 года школа стала школой второй ступени 34 Бауманского района Москвы. Здесь трудилась целая плеяда талантливых учителей: И.В. Митрофанов - первый директор школы ; Т.В. Зырянова - учитель русского языка, К.Х. Маньков, А.К. Маньков. В разные годы в школе преподавали талантливые педагоги, ставшие широко известными педагогической науке: авторы учебников - профессора В.Ф. Капелькин, В.А. Крутецкий, В.С. Грибов, А.П. Аверьянов, А.И. Никитюк, В.Е. Туровский; заслуженные учителя РСФСР А.Т. Мостовой, Н.И. Гусятникова. В школе была организована художественная студия, из которой вышли в дальнейшем такие художники и деятели искусств как заслуженный деятель искусств РСФСР А.М. Михайлов, художники братья Фроловы, член Союза архитекторов и живописец Ю.С. Попов. С 1930 года школа стала называться школой фабрично-заводского обучения 30. В школе работала типография, где учащиеся обучались полиграфическому и печатному делу. В 1936 году школе присваивается номер 330. В этом году значительно увеличилось число учащихся - до 1200 человек, что заставило надстроить еще один - пятый этаж. В 1943 году школа стала мужской гимназией. В 1962 году школа одна из немногих получила право на углубленное изучение математики. Сейчас специализацией школы является углубленное изучение физики, математики и информатики. Основой педагогической концепции современной школы N330 является личностно-ориентированная педагогика. В настоящее время в школе занимается 500 учащихся, классах небольшие - по 25 человек.

http://sobory.ru/article/?object=25389

Приход местной Богоявленской церкви, что находилась около гимназии, был невелик и тесноты в ней не наблюдалось. При исключении домовой церкви из проекта свободное пространство можно было занять актовым залом и сократить постройку. В результате губернатор предлагал поручить выделить архитектору П. Аплечееву 100 руб. для составления более скромного проекта здания, уложившись в 60 тыс. рублей. Уменьшение размеров здания позволяло расположить его на месте, где находился пансион. Попечитель учебного округа передал предложения Тройницкого министру народного просвещения. Однако не признал возможным отказаться от домовой церкви при постройке здания, учитывая не только ближайшие потребности учебного заведения, но и такие, которые могли предвидеться в будущем. В дальнейшем могли возникнуть неудобства посещения учениками приходской церкви. Если при постройке здания помещение для церкви останется даже неотделанным, то найдутся благотворители для окончательной отделки. Таким образом, от казны не требовалось особых затрат на этот счет. В мае 1888 г. Тройницкий сообщил попечителю учебного округа о том, что на счастье Тобольской гимназии «выпал жребий» получить наследство в виде выморочного капитала учителя П. Матросова, составившего с процентами около 15 000 рублей. Губернатор писал: «Делу постройки, по-видимому, сам бог помогает». Он надеялся, что с этими деньгами, возможно, удастся выстроить здание, не запрашивая дополнительного кредита от МНП. Больше к вопросу об экономии средств за счет устройства домовой церкви губернатор не возвращался. При строительстве гимназической церкви возникали спорные вопросы. Строительному комитету по возведению здания Тобольской гимназии 4 августа 1890 г. было доложено заявление архитектора К. Д. Гордеева, наблюдающего за постройкой здания. Гордеев высказался против покрытия церкви каменным сводом, так как ширина церкви была 4 сажени, толщина стены всего 3,5 кирпича, что при значительной высоте, на которую будет поднят свод, представляло опасность, тем более что наружные углы значительно ослабляли силу сопротивления тем, что они выступали из общей линии здания, а потому архитектор предлагал каменный свод заменить деревянным или же простым ровным потолком.

http://sobory.ru/article/?object=35814

В наши дни старая часть практически не изменилась: были заложены окна северного фасада на первом и втором этажах. Самая значительная переделка произведена в корпусе по Ленинградской улице. Двухэтажное пространство бывшей церкви расчленено новым междуэтажным перекрытием. В отдельные интерьеры реконструированного здания введена декоративная обработка с мотивами, отвечающими его современному использованию. Входная часть выделена выступающим объёмом, украшенным балюстрадой балкона второго этажа. В центральном ризалите окна второго и третьего этажей арочные с замковым камнем. Простенки этих этажей украшены пилястрами, которые на втором этаже желтые, а на третьем белые. Первый и второй карниз разделяет междуэтажный карниз. Первый этаж по всему периметру здания выделен рустом. В боковых частях здания окна прямоугольной формы украшены наличниками, причём на втором этаже более тяжеловесной формы. Композиция южного фасада флигеля симметричная и украшена аттиком с овальными окнами, завершёнными замковым камнем. Аттик выделен цоколем и карнизом. Ритм в плоскости стены задан пилястрами. По краям фасад завершается небольшими фронтонами. Восточную сторону флигеля украшает полуротонда, завершенная куполом. Её отделка выполнена в одном ключе с лицевыми фасадами здания. Дворовый фасад здания имеет более простой декор: лопатки фиксирующие углы ризалитов и карнизы. Цоколь выделен рустом и окрашен тёмно-бордовым цветом по всему периметру. Внутреннее пространство соответствовало тем же правилам строгой и чёткой планировки. Сохранились до наших дней парадная, трёхмаршевая лестница, широкие четырёхметровые коридоры и высокие просторные помещения на первых двух этажах, где размещались классы и общежития. Постройка корпуса духовной семинарии внесла заметный вклад в развитие архитектуры в конце XVIII - начале XIX в.в. Здание играет важную градостроительную роль, заняв достойное место в окружающем ландшафте и не затерявшись в череде церквей. В настоящее время в здании расположен учебный корпус Тамбовского Государственного Технического Университета. Здание бывшей духовной семинарии является памятником архитектуры, истории и объектом культурного наследия регионального значения Российской Федерации. http://www.shukach.com/ru/node/63156 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39754

После революции духовное училище было закрыто. В годы Гражданской войны в здании бывшего духовного училища размещался отряд красноармейцев. Вскоре здесь снова разместились учебные заведения: до 1927 г. в здании располагалась школа 2-й ступени, затем — школа-девятилетка с педагогическим уклоном, средняя школа (в 1977 г. она была переведена в новое двухэтажное здание на улице Осипенко, 5), восьмилетняя школа. В настоящее время в южном и восточном крылах здания размещается Тотемская средняя общеобразовательная школа а в помещении бывшей домовой церкви находится актовый зал школы. С 1923 г. в здании бывшего духовного училища (в кирпичном двухэтажном здании, построенном купцом Кузнецовым) размещается Тотемский краеведческий музей — один из самых старых краеведческих музеев Русского Севера. Источник: http://qr35.ru/ru/obekty/o3500264000 Здание, где располагается музей, построено в 1899 г. для духовного училища. Оно двухэтажное, кирпичное, неоштукатуренное, под металлической кровлей. Угол здания, выходящий на перекрёсток улиц, срезан. На срезанном углу находится центральный вход в здание. Над входами в здание установлены кованые ажурные козырьки. Этажи разделены тянутым карнизом. Первый этаж главного и бокового фасадов рустован; окна прямоугольной формы, оформлены на первом этаже стилизованным замковым камнем, на втором - прямоугольными наличниками и сандриками. Этажи разделяет междуэтажный, многообломный раскрепованный пояс. Стены венчает карниз с сухариками. С начала ХХ в. здание не подвергалось значительным перестройкам. В советское время была утрачена главка с крестом над домовой церковью. В 1960 г. к зданию сделана двухэтажная пристройка по улице Ворошилова, в которой разместились фонды музея. С 1979 г. здание духовного училища является объектом культурного наследия регионального значения. По материалам: http://www.booksite.ru/fulltext/;  http://qr35.ru/ru/obekty/o3500264000 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=50289

Для ясности и цельности представления о положении таврической епархии в 1884 г., прилагается статистическая таблица.   города Итого в 16 городах Селения Итого в 212 селениях А всего в православном и единорверч. населении 16 городов и 212 селений А) 3 северных уездов: Бердянск, Орехов, Ногайск, Мелитополь и Алешки (5) Б) 5 уездов. Крымского полуост. Симферополь. Бахчисарай. Карасубазар. Перекоп. Ялта. Балаклава. Севастополь. Евпатория. Феодосия, Старый Крым и Керчь (11) А) 3 северных уездов: 175 селений с церквями Б) 5 уездов Крымского полуострова: 37 селений с церквями Приходы. Соборы. Приходские Приписные Учебных заведений Богоугодных и благотвор. Кладбищенские Домовые и монастырские 2 При архиерейском доме и при подворье 1 домовая 6 домовых, кроме дворцовых Число духовенства Протоиереи 14 В том числе и ректор семинарии Правосл. 3, Единовер. 1 Правосл. 3, Единовер. 1 Священники 33 В том числе 3 на псалом. вакансиях Правосл. 210, Единовер. 3 Правосл. 241, Единовер. 3 Диаконы 19 в том числе 1 протодиакон и 2 иподиакона Правосл. 47, Единовер. 2 Правосл. 50, Единовер. 2 Псаломщики Правосл. 163, Единовер. 1 Правосл. 183, Единовер. 1 Церковники Правосл. 8    Образование протоиереев и священников Магистры и кандидаты 2 маг. 9 кандидатов 2 м. 11 кан. Студенты семинарии Оконч. курс семинарии воспит. Начетчики Онконч. курс в средних гражд. заведениях Увол. из семинарии Оконч. курс в дух. училищах Увол. из дух. учил. Домашнего образования Неслужащие дух. лица Прихожане Правосл. 233359, единовер. 5157 252914 (кроме единоверцев) 296607 Правосл. 227986, единовер. 5312 245468 (кроме единоверцев) 286223 Правосл. 461345, единовер. 10469 498382 (кроме единоверцев) 582830 Содержание духовенства От казны 829 р. 8к 10076 р. 50 к. 10905 р. 58 к. Правосл. 18508 р. 15 к., единовер. 346 р. 92 к. 3824 р. 28 к. (кроме единов. дух.) 33584 р. 93 к. От прихожан 3400 р. 4130 р. Правосл. 154243 р. 6661 р. 160904 р. (кроме единов. дух.) 165034 р. Разных источников 5828 р. 85 к. 5828 р. 85 к. 1000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Главная идея " петербургского " проекта (авторский коллектив НИИ " Ленпроектреставрация " и музея-заповедника " Царское Село " подготовил эскизные предложения буквально за месяц): тактично " войти " в историческое здание, создав все интерьеры - и представительские апартаменты 2 этажа (зал для вручения верительных грамот, зал заседаний, рабочий кабинет и др.), и квартиру Президента на 3 этаже - в традициях ампира конца XVIII - начала XIX века. Арбитром конкурса выступил сам Президент Б.Н. Ельцин, отдав предпочтение петербургским роскошной простоте и единому стилю отделки перед московской дробностью. Сжатым срокам исполнения работ можно только удивляться: два месяца - на проектирование, два месяца - на закупку необходимых материалов и оборудования, менее года - на работу в интерьерах. Генподрядчиком выступила швейцарская строительная фирма " Мабетекс " , интерьеры 2 этажа выполняли московские специалисты, реставраторы музея-заповедника " Царское Село " - более 100 человек - создавали личные комнаты Президента. Работа шла " с колес " : интерьерные " полуфабрикаты " (до 90% готовности) фурами доставлялись из Царского Села (где на московский заказ работало еще 200 мастеров) прямо в Кремль. По ходу работы над проектом родилась идея создать в личных Президентских апартаментах небольшую часовню. Ее проект (арх. Самусенко С.В.), сюжеты и эскизы икон получили благословение Патриарха Всея Руси Алексия II. Царскосельскими реставраторами была выполнена уникальная работа: для иконостаса создано 7 янтарных икон в технике флорентийской мозаики. Особенное впечатление производит икона " Святая Троица " : рельефное изображение ювелирной четкости и изящества вырезано на тыльной стороне прозрачных янтарных пластин, под которые подложена блестящая фольга. Этот заказ - работа над молитвенной комнатой - в 1995-96 годы, когда ГМЗ " Царское Село " испытывал серьезные проблемы с финансированием, помог сохранить реставрационную мастерскую, созданную для восстановления " Янтарной комнаты " . Лепные и резные работы для молитвенной комнаты и других помещений были выполнены лучшими мастерами реставрационных мастерских ГМЗ " Царское Село " , прославившимися восстановлением интерьеров Екатерининского дворца в послевоенные годы.

http://sobory.ru/article/?object=07153

Находится в центре города в районе городского сада. Занимает обширный участок при пересечении ул. Свободы (бывш. Владимирская) и ныне безымянного отрезка между ул. Полонского и Урицкого (бывш. ул. Пятая, позднее Приклонская). В конце 18 в. здесь сформировалась обширная городская усадьба влиятельного откупщика купца Гавриила Васильевича Рюмина. Владение располагалось на склонах большого оврага, занимая значительную часть квартала, между ул. Пятой и Садовой. В 1785–87 гг. по линии Пятой ул. была возведена центральная часть дома, с симметричной анфиладной планировкой и главным фасадом предположительно в девять осей. Почти квадратный объем зафиксирован на плане Рязани Тулаева 1792 г. Во 2-й пол. 1790-х гг. к юго-востоку от главного дома по кромке оврага был выстроен отдельно стоящий флигель со скругленным углом и загибающейся ломаной в плане хозяйственной пристройкой. С севера по ул. Владимирской располагался еще один меньших размеров квадратный флигель. Постройки показаны на плане Рязани 1798 г. Вероятно, в сер. 1800-х гг., предположительно под руководством московского зодчего Ф.К. Соколова, была проведена капитальная перестройка усадьбы. Дом и флигели были объединены общим протяженным фасадом по улице Пятой. Фасад был украшен колонным портиком и рельефами. Тогда же или чуть позднее на углах здания были надстроены мезонины, окружённые балконами. Балконы на железных подкосах имели ажурное металлическое ограждение, поверх дощатого пола были уложены свинцовые листы. Торец крыла по ул. Владимирской замыкала обширная терраса на арочном основании. Существующий объем дома, вероятно, сложился уже к 1808 г., когда Рюмин предоставил его в залог казне по крупному соляному подряду. В 1816 г. за недоимку по этому самому контракту дом был описан. Судя по описи, уже тогда дом имел существующий ныне объем. Северо-восточнее дома, в центральной части усадьбы в начале 19 в. находился сад и большой овальный пруд на ручье, протекавшем по дну оврага. К ручью выходил торец одноэтажной кирпичной бани. Вместе с коротким северным крылом главного здания она фиксировала границу усадьбы по красной линии ул. Владимирской. Сквозная ограда с двустворчатыми железными воротами соединяла баню и ледник, примкнувший с торца к юго-восточному крылу усадебного дома. Все эти сооружения уже существовали к 1816 г. Вероятно, тогда же были возведены каменные постройки (не сохр.) по другую сторону пруда. Они обозначены на плане Рязани 1818 г. Возможно, это были оранжереи, упоминающиеся в документах 1825 г. В 1833 г. старший сын Г.В. Рюмина Николай выкупил дом у брата Василия, получившего его в наследство, и подарил здание 1-й мужской гимназии, чтобы разместить здесь гимназический «Благородный пансион». С 1833 г. до самой смерти (1870) тайный советник и камергер Н.Г. Рюмин был бессменным попечителем гимназии.

http://sobory.ru/article/?object=10421

На протяжении почти двух десятилетий со времени приобретения земельного участка строительные работы не велись. Возможно, земля приобреталась Гофман впрок с учетом постоянного возрастания ее цены, то ли жалко было вырубить плодовый сад, разбитый здесь прежними владельцами. На фиксационном плане города 1853 г. обширный участок на углу улицы Большой Печерской и Провиантской показан «пустопорожним», а условные обозначения показывают, что на нем имелся сад. В 1858 г. А.В. Гофман представила в губернскую строительную комиссию «фасад и планы на постройку каменного двухэтажного с подвалами дома на углу Б.Печерской и Провиантской улиц». По сохранившемуся в ЦАНО проекту, составленному нижегородским архитектором Н.И. Ужумедским - Грицевичем, дом Гофмана предполагалось расположить на пересечении улиц. Угловое расположение дома подчеркивалось его объемно- пространственным решением - срезанным углом и выносным эркером на втором этаже. Фасады, обращенные на ул. Б. Печерскую и ул. Провиантскую, имели одинаковое архитектурное решение. Центральная трех осевая часть каждого из фасадов была выделена пилястрами в виде слабораскрепованого ризалита. Окна второго этажа в этой части имели лучковые сандрики в отличие от простых горизонтальных профилированных полочек, завершающих наличники остальных окон. Окна первого этажа обрамлялись прямоугольными наличниками простого профиля. Плоскость стены в уровне цокольного этажа была разбита горизонтальным рустом на отдельные элементы, выявленная фактура которых имитировала отделку цоколя «диким» камнем. Постройка дома началась в 1858 г. В конце апреля 1859 г. жена надворного советника А.В. Гофман обратилась на имя нижегородского Военного губернатора с просьбой: « В минувшем 1858 году выстроила я вчерне каменный двухэтажный дом на принадлежащем мне месте, но отстроить его окончательно по обстоятельствам своим не могу…». Однако через месяц владелица отказалась от ссуды. В конце года дом был выстроен. В оценочной ведомости недвижимого имущества Н. Новгорода за 1865 год за надворной советницей А.В. Гофман значились «каменный трехэтажный с антресолями дом и деревянный на фундаменте флигель».

http://sobory.ru/article/?object=30160

-Хорошая практика. -Батюшка, я вам вопрос задам: в чем отличие домовой церкви от обычной?  - Приходская церковь открыта для всех. Живет своим укладом, своим ритмом, весьма напряженным. Домовая же церковь предназначена для тех, кто эту церковь открывает. Организация какая-нибудь, больница или учебное заведение. В МГУ есть домовая церковь в честь мученицы Татьяны. Наш храм существует в основном на пользу тех, кто учится, трудится в этой гимназии, в этом учреждении. И потом как некое дополнение могут быть и прихожане. У нас есть и свой приход небольшой. Но в первую очередь домовая церковь предназначена на благо учащихся и начальствующих. -То есть люди, которые живут по соседству рядом, тоже могут приходить в храм?  -Ну да, у нас храм не закрытое учреждение. Никакого пропускного режима нет. В будни сложно совершать богослужение. Потому что идет учебный процесс. И чтобы не нарушать его, службы совершаются только в выходные дни, по большим праздникам чтимых святых. -А вот по сути, что означает эта домовая церковь для школы? Как дети к этому относятся? Для них это важно, что есть домовая церковь? Понятно, если православная школа, то должна быть церковь. Вот как здесь? -Ну это непростой вопрос, потому что в 93-ем году это было действительно что-то фантастическое. Чтобы была своя домовая церковь? И среди ребят, среди нас всех был энтузиазм, восторг. Мы все были готовы там служить полуночницы, совершать богослужения. Довольно долго с момента открытия богослужение у нас было полностью по уставу, с исполнением библейским песен, всенощная длилась часов пять, и при том, что мы были все такие восторженные, в пятнадцать лет, это подростковый возраст… -Религиозность такая… -Да, рвение большое. Очень хотелось петь, читать, канонаршить, поучения какие-то читать. Кроме того, у нас был дополнительный стимул для посещения служб. Первый настоятель нашего храма любил совершать не только уставные богослужения, но еще и ночные. И при этом он естественно понимал, если люди на ночном богослужении побывали, они уже учиться не будут. Поэтому он издал распоряжение, чтобы те, кто присутствовал на ночном богослужении, могли потом на следующий день не учиться. Представляете, сколько двоечников, хулиганов и асоциальных элементов участвовали в ночном богослужении! Они, конечно, не стояли в храме, они в коридорчике лежали под дверью. Очень большой популярностью пользовалась наша церковь при том, что была бедность, храм у нас был сделан из шкафчиков. Это же было здание детского сада! У нас все так было бедно, просто и довольно таки долго. А потом с течением времени, это стало таким привычным. Храмов стало больше. Многие дети, у которых не было возможности петь, например, в церкви, пели, когда появились детские хоры при храмах, куда они ходили со своими родителями. И это стало привычно и обычно. Что ну церковь, ну свой храм.

http://radonezh.ru/text/moy-rebenok-oche...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010