Скачать epub pdf Великопостное богослужение в домашних условиях Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок. При этом следует руководствоваться следующими правилами: 1 . Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 2 . Все те молитвы и песнопения, которые в храме поются, дома могут быть прочитаны. 3 . На вечерне и утрене вместо положенных по уставу ектений произносится только «Господи, помилуй»: за великую и просительную ектении – 12 раз, за сугубую – 40 раз, за малую – по 3 раза. Следует при этом учесть, что в период Великого поста (до Великой Среды включительно) сугубая ектения произносится только по субботним и воскресным дням, а также в праздничные дни (полиелейные праздники и Благовещение Пресвятой Богородицы). Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 4 . Миряне могут самостоятельно совершать все необходимые на великопостном богослужении поклоны, в том числе читать молитву преподобного Ефрема Сирина . 5 . Миряне могут произносить прокимны, «Аллилуиа» и «Бог Господь…» со стихами (потому что по Типикону эти тексты произносит канонарх). 6 . Миряне могут читать паремии, апостольские и евангельские зачала. Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) опускаются. Произносится только название зачала – например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение» – и далее сразу читается текст зачала.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 34. Домашние поминовения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем обсуждать возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Итак, вчера мы говорили о том, что общественное богослужение при поминании обычно ограничивается общими формулами: всех преждепочивших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных или о путешествующих, недугующих, страждущих… о труждающихся, поющих и предстоящих людех,… о всех принесших и ихже ради принесоша… и т.п. В некоторых случаях такие формулы могут быть несколько расширены, но так, чтобы не нарушить меру и не утомить молящихся чрезмерностью. Если же кто имеет особое усердие и хочет показать свою особую любовь к кому-либо, то, согласно предписанию, не в церкви, но в келии и в дому особее да исправляют. При этом порядок поминания таков, что сначала поминаются усопшие, а потом о здравии. Так на сугубой ектении сначала возносится моление о прежде почивших отцех и братиях наших, а потом уже о милости, жизни, мире, здравии и спасении живых. И на литургии Златоуста по освящении святых Даров сначала совершается поминовение всех усопших, а потом поминовение всякого епископства православных и прочих живущих на земле членов Церкви. Таков же порядок поминания и на полунощнице, на которой, как мы выяснили в разговоре о литии, сообразней всего и совершать поименное поминание. А в случае, если это большой праздник, то на Великом повечерии. Часто задают вопр.: Кого поминать можно, а кого нельзя? Если говорить о молитве, то молиться можно обо всем и обо всех, включая еретиков и самоубийц. Не нужно только путать молитву с литургическим приношением (подачей записок в алтарь), ибо это особое приношение Церкви, которое совершаться может только теми и за тех, кто в Церкви. Такого рода приношение не может совершаться не только за иноверцев, неверцев, но даже за «тех, которые явно грешат и живут нераскаянно».

http://azbyka.ru/video/34-domashnie-pomi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 4. Из чего состоит Богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, мы с вами обсуждаем вопрос о том, КАК УСТРОИТЬ СВОЕ ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ ? Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что из себя представляет богослужение . Вы скажете, как из чего? – ИЗ МОЛИТВЫ! И… будете не правы. Богослужение состоит как минимум из четырех дел: Вспомните, об этом я говорил в своем обращении к вам (1 апреля). И это была НЕ ШУТКА! Вообще традиция обманывать 1 апреля, скорее всего, восходит к времени Христова воскресения , которое и случилось в начале апреля! И вот когда жены шли с благовестием о воскресении Господа к Апостолам , а некоторые из стражи (охранявшие гроб Христов) объявили первосвященникам о всем бывшем, т.е. что произошло землетрясение, что камень отвалился сам собою, что в гробе Христа не оказалось. А они, не вразумившись ни чудесами, бывшими во время страдания, ни тем, что по свидетельству воинов случилось при гробе, дали воинам довольно денег и велели всем рассказывать, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; И ПРОНЕСЛОСЬ СЛОВО СИЕ , Т.Е. ОБМАН, МЕЖДУ ИУДЕЯМИ ДО СЕГО ДНЯ . И буквально до сего дня, именно 1 апреля во многих европейских (т.е. христианских) странах принято никому не верить! А почему, никто толком сказать не может! Так вот 1 апреля я говорил, что богослужение монахов состояло в изучении заповедей Божиих и размышлениях над ними, молениях к Богу и псалмопении. Все это и содержится в богослужебных текстах. Чтобы полноценно совершать богослужение обязательно нужно разобраться в особенностях каждого его текста: где излагается св. Писание или сочинение псалмопевца, молитва или пересказ пережитого опыта, воспроизведение духовного ощущения или научение христианской истине? Тогда, во-первых, каждая часть службы заиграет своими красками. А во-вторых, богослужение перестанет для вас быть утомительным, и вы сможете совершать долгие богослужения (как монахи ), так как лучший отдых – это перемена занятий.

http://azbyka.ru/video/04-iz-chego-sosto...

Часть 1-я Глава I-я. Общее понятие о Богослужении Православной церкви Христианское общественное Богослужение, как внешнее выражение христианских догматов, мыслей и расположений верующего ума и сердца, облегчает для нас посредством священных действий и обрядов подвиг стремления нашего к Богу, делает нас способными к принятию благодати Св. Духа, преподает эту благодать и, обращая её во благо души нашей, теснейшим образом соединяет нас с Богом. Эти разнообразные цели Православного христианского Богослужения сосредоточиваются в одной главной – в спасении нашем чрез пострадавшего за нас Сына Божия. Так говорить можно о христианском общественном Богослужении, а вообще общественное Богослужение есть Богопочтение или Богоугождение, выражаемое нами во внешних знаках, обрядах и священнодействиях по уставу церкви. Важность общественного Богослужения Общественное христианское Богослужение, действуя на чувства человеческие посредством символов и обрядов, служит самым могущественным средством к теснейшему взаимному соединению членов единой церкви. Оно, собирая их в одно святилище Божие или храм, внушает им чувства взаимной братской любви и поддерживает между ними согласие и порядок. Во времена патриархальные Богослужение скрепляло узы общества домашнего, – а во времена Моисея, времена подзаконные соединяло целый народ в одно тело, в одну церковь . По намерению же Иисуса Христа, нашего Спасителя чрез Богослужение все племена земные должны быть слиты в одно царствие Божие, 37 или, что тоже, из всех людей должно составиться одно таинственное тело, как сказал Апостол: едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся. 38 Характер и свойство общественного Богослужения Православное общественное Богослужение, по самой естественной своей необходимости, имеет открытую, наружную сторону. Эту сторону его составляют обряды, к которым в обширнейшем смысле принадлежит все видимое, вещественное, что человек употребляет для выражения святой веры или благочестивого чувства. Поэтому общественное Богослужение вообще должно иметь символический характер, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

ПРОСКОМИДИЯ Проскомидией называется первая часть литургии. В этой части приготовляются, особо установленным священнодействием, вещества для Таинства Тела и Крови Христовой и совершается предварительное поминовение членов Церкви перед приготовляемой жертвой. Греческое слово проскомидия значит приношение. Так называется первая часть литургии не потому, что в ней приносилась Таинственная жертва Богу, – которое совершается на литургии верных, – а потому, что приготовляемые в ней для Тайнодействия вещества приносятся, или посвящаются, Богу через отделение их от обыкновенных хлеба и вина и через священнодействия и молитвы, так что они становятся для нас священными еще до совершения над ними Тайнодействия и уже не могут быть смешиваемы с обычными хлебом и вином. 1 . На проскомидии приготовляются пшеничный хлеб и красное виноградное вино, употребленные Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери при установлении Таинства Евхаристии. Этот хлеб называется просфорою , от греческого слова приносить, т.е. просфора есть приносимый дар Богу. Почему она так называется? Потому что в древности этот хлеб был избираем для совершения Евхаристии из многих хлебов домашнего приготовления, которые были приносимы в храмы по усердию верующих, отчасти для Таинства, отчасти для употребления за трапезой братолюбия после литургии, а также для содержания членов клира. Также в христианской древности просфорой назывался не только хлеб, но и другие дары, приносимые для совершения богослужения и содержание клира и бедных. С течением времени обычай принимать приносные хлебы домашнего приготовления прекратился. Отчасти потому, что не всегда можно было из множества выбрать пригодные для Таинства, отчасти потому, что вышли из употреблений трапезы братолюбия (агапы) и изменились способы содержания духовенства. Что же касается прочих приносимых даров, то те из них, которые нужны для богослужения, и до сегодняшнего дня нередко приносятся в церковь , например, виноградное вино, ладан, масло, но уже не именуются просфорами. Это наименование осталось только за хлебами для Евхаристии, хотя вместо приносных домашних хлебов принято употреблять для этого Таинства специально заготовляемые при монастырях и церквях просфоры. Заготовление их в монастырях составляет особое послушание. При прочих церквах печением просфор обычно занимаются лица женского пола, или так называемые просфирни, которые избираются из вдовиц 5 , или жены священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. Ссылки Сейчас в разделе 433  чел. Всего просмотров 16 млн. ©2024 Молимся по часам к содержанию Краткий домашний Часослов Данный вариант Часослова позволяет тем, у кого время ограничено ... совершать ежедневную домашнюю молитву в определенное время суток, не нарушая принципов церковного богослужения... Данный вариант Часослова позволяет тем, у кого время ограничено или нет физических и духовных сил для совершения продолжительных молений, совершать ежедневную домашнюю молитву в определенное время суток, не нарушая принципов церковного богослужения. Одной из особенностей этого Часослова является увязка молитвословий трапез с богослужениями суточного круга. Если же и на это у кого-либо не будет времени, то можно ограничиваться самым малым «детским» вариантом службы. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас .   (3 раза с поклонами) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Поклон. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Поклон. Господи, помилуй .   (3 раза) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.  Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Поклон.

http://azbyka.ru/chaso-slov/short/

О частном и общем Богослужении Понятие о Богослужении в частном смысле Когда общие, всегдашние действия Богопочтения, каковы суть хвала Богу, призывание имени Божия и молитва во всех видах ея, совершаются в известном порядке и в известное время: то сие собственно называется Богослужением. По двоякому образу совершения оно есть двоякое частное и общественное. Частное Богослужение Частное Богослужение есть совершение Богослужебных действий в частом доме или месте одним лицем, или в совокупности членами целого семейства по известному принятому или свободному порядку, зависящему от благочестивого расположения совершающих оное. Частное Богослужение составляет всегдашнюю необходимую обязанность и пр./Смотри в книге «Черты деятельного учения веры» стр. 160; издание второе, 1825 г. – стр. 158./ Поскольку же каждый дом, каждое семейство есть особенная домашняя церковь ; то под именем частного Богослужения разумеется совершение Богослужебных действий как одним лицем, так и совокупленное целым семейством. Таковое совокупное совершение частного Богослужения в патриархальной церкви непосредственно Самим Богом заповедано: Вм, говорит, Господь ко Аврааму: яко заповсть сыном своим и дому своему по себ, и сохранят пути Господни творити правду и суд ( Быт. 18:19 ). В законе подтверждено – научите, заповедует Бог чрез Моисея каждому отцу семейства: сим чада своя глаголати сия, седящу теб в дому и идущу теб в пути, и возлежащу ти и востающу ти ( Втор. 11:19 ), а от христиан ясно требуется как всеобщею благоустроенностию христианской жизни, так особенной ревностию о взаимном созидании вообще ближних, особенно своих – присных: глаголюще себ во псалмх и пниях и пснех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Еф. 5:19 ). Польза и необходимость совершения домашнего Богослужения в совокупности очевидна во 1 х из того, что в домашнем Богослужении мы с большею свободою и удобностию можем входить в собственное наше состояние и состояние домашних наших и отселе смотря по надобности учить и назидать и их и самих себя. β .) Ничем не может столько утвердиться в семействах Богобоязненность в благочестии, утвердиться взаимный мир и согласие, облегчиться христианское воспитание, и вообще водвориться порядок и благоустройство, как взаимным общением в благочестии. γ .) поскольку и в домашнем Богослужении кроме молитвы не исключается – ни чтение слова Божия ни пения духовных песней ни взаимные наставления: отселе домашнее Богослужение есть лучшее приготовление к общественному. Общественное Богослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 9. Годовой круг богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Богослужебные молитвословия зависят не только от времени суток и дней седмицы, но и дней года. Суточный круг образует канву богослужения, а с тем или иным видом его богослужения соединяются службы седмичного и годового кругов. Сегодня мы поговорим о годовом круге богослужения . Каждый день церковного года, посвящен или воспоминанию каких-либо священных событий или памяти различных святых. Все это именуется праздниками. Годовой круг делится на две части – неподвижные и подвижные праздники. Неподвижные праздники образуют собой систему месяцеслова. Здесь уже большее разнообразие служб, чем в седмичном круге. Что касается подвижных праздников годового круга, то это богослужения Великого Поста и Пасхального времени. Виды праздников В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Каждый из них имеет свои, ему одному присущие особенности. Правда, о составе великих праздников Типикон говорит достаточно расплывчато, т.е. из 47 его главы нельзя узнать четко, какие именно праздники являются великими. Там сказано только: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла». Кроме перечисленных великими являются так называемые двунадесятые праздники. Эти праздники относятся как к неподвижной, так и к подвижной частей годового круга. К последней, например, относится праздник « Входа Господня в Иерусалим ». Число 12 при этом достаточно условное. К примеру, Антипасха по богослужебному строю то же двунадесятый праздник, но формально к ним не причисляется, чтобы не нарушать то число, которое воспринимается церковным сознанием как священное. Какие именно праздники причисляются к праздникам двунадесятым? – это будет вашим домашним заданием на сегодня.

http://azbyka.ru/video/09-godovoj-krug-b...

III. Брак и евхаристия Мы входим в сокровенную область духовной жизни, чуждую и непонятную большинству современных людей; но если мы хотим строить свою жизнь и семью на духовных началах, то нужно с осторожностью и терпением углубляться в эту область и осваивать ее, желательно – под руководством духовника. Язык духовных понятий и символов чужд и непонятен светскому обществу подобно тому, как ученику младших классов непонятны категории и символы высшей математики. Последние постигаются рационалистически развитым умом, а духовные категории – чистотою сердца, духом и любовью. Если следующие страницы кому-то покажутся трудными, он может пропустить настоящий очерк и при желании вернуться к нему позже. Этот очерк – не для тех, кто венчался ради моды и видит в венчании лишь красивый и торжественный обряд, а не сокровенное благодатное таинство Святой Церкви. В глубокой древности не было отдельного чина венчания как частного богослужения, или требы. Бракосочетание совершалось на литургии как часть общецерковной службы и завершалось причащением Святых Даров, ибо, как писал Симеон Солунский : «...завершением всякого священнодействия и печатью всякого божественного таинства является Святое Причащение». В этом таинстве таинств, по мысли древней Церкви, получают завершение и все остальные христианские таинства. Принятием Св. Даров завершалось на специальных «Крещальных Литургиях» и крещение. Воспоминанием этого является пение «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» 16 в некоторые праздники вместо обычного «Трисвятого». На Литургии и ныне совершается хиротония (рукоположение) во диакона, священника и епископа. В «Послании к жене» Тертуллиан (II в.) писал, что «брак согласовывается с церковью», «знаменуется благословением», «написуется ангелами на небеси» и закрепляется Приношением, то есть Евхаристией 17 . Бракосочетание происходило на Литургии оглашенных и завершалось, как можно полагать, на Литургии верных причащением новобрачных от единой чаши: он – «во имя Отца», она – «во имя Отца», он – «во имя Сына», она – «во имя Сына», он – «во имя Святого Духа», она – «во имя Святого Духа», – причащались совместно друг за другом как единая тварь, единая плоть, как вновь созданная домашняя церковь . Священники причащаются из чаши трижды; при совместном богослужении – последовательно друг за другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

     В сегодняшнем апостольском чтении обращает на себя внимание двукратное упоминание апостолом Павлом святых семейств. Предлагая заключительные наставления коринфянам в конце своего Послания, Павел говорит: «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся» (1 Кор.16:15–16). И далее: «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (1 Кор. 16:19). Стефана и его семью апостол именует «начатком Ахаии». Ахаией в древности называлась либо область на севере Пелопоннеса, южного полуострова Балканского полуострова, либо вся Греция. Очевидно, Стефан со своим семейством не только были крещены первыми в Греции, но именно от них вера распространялась и далее по всей территории страны. Возможно, Стефан носил епископский сан и в его доме проходили христианские молитвенные собрания. Акила и Прискилла – также очень значимые имена в новозаветной истории. Эта супружеская пара непрестанно проповедовала Евангелие, устраивала богослужения в своем доме, принимала живое участие в нуждах Церкви. Они помогали в благовестии самому Павлу и не раз рисковали жизнью за него. Апостол неоднократно с любовью упоминал о них в своих письмах (см. Рим. 16:4; 2 Тим. 4:19). Выражение «с домашнею их церковью» указывает как на детей и ближайших родственников Акилы и Прискиллы, так и на всех тех, кто молился в их доме. Как прекрасно, что из множества христиан Павел выделяет два этих семейства. Очевидно, на таких «домашних церквях» держалась Церковь целого города и даже страны. Надо сказать, история христианства сохранила память о многих подобных семьях, имеющих большое значение в жизни Церкви. Например, семья святителя Василия Великого, где было десять детей, шестеро из которых прославлены как святые. Это сам Василий, его братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще один брат Навкратий и сестры Макрина и Феозва. К лику святых причислены также отец и мать святителя – Василий и Емилия, а также бабка Макрина. В подобном окружении вырос и святитель Григорий Богослов. Его святые родственники: отец-епископ Григорий Назианский, мать Нонна, брат Кесарий Назианзин и сестра Горгония.

http://pravoslavie.ru/106131.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010