Глава 7 . Значение видимой или обрядовой стороны чинопоследований Христианского Богослужения для воспитания веры человека и для возведения оной в человеке от силы в силу, от степени в степень. Мера возраста веры в человеке как условие приятия благодатных даров Св. Духа. Уяснение указанных положений из свидетельств Св. Писания. Созрение веры и момент наивысочайшего напряжения и выражения оной. Совершаемое тайнодействие и священнодействие в отношении к созрению веры и к моментам наивысшего напряжения и выражения оной в человеке При всем том однако этим еще не исчерпывается значение для человека видимой или обрядовой стороны чинопоследований Христианского Богослужения: насаждение или «вера, говорит Апостол, от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). Таким образом, слово – духовнейшее из посредств человеческих предполагается само собою для проповедания Евангелия и для возбуждения веры в людях. Но вера, как всякое другое чувство человека, как всякое вообще проявление духовной жизни человека, имеет степени своего возраста; человек, по слову Св. Писания, может находиться только «в начатках пути Господа, т. е. в начатках веры ( Деян.18:25 ); само членство человека в Царствии Божием, т. е. удостоение получения оправдания и освящения во Христе требует созрения веры, требует, позволяем себе выразиться, нормальной в данном случае высоты оной, ведомой, конечно, в своей мере одному Богу; но, тем не менее, это созрение веры, эта, так сказать, нормальная высота оной основывается нами на данных свидетельствах Священного Писания, Иисус Христос одному из последователей Своих, просившему позволения следовать за Ним, сказал: «следуй за Мною!... Иди, благовествуй Царствие Божие!»; другому на просьбу: «я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими» сказал: «никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия» и вместе с этим отклонил просителя от общества Своих последователей ( Лк.9:59–62 ), а о третьем засвидетельствовал, что «он не далек от Царства Божия» ( Мк.12:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

И в другом месте, перечисляя дары благодати, апостол говорит: «Как по данной нам благодати имеют различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» ( Рим.12:6–8 ). При таком богатстве духовных даров непосредственное воздействие Духа Святого на верующих в богослужебных собраниях вполне заменяло собою так называемую организацию и порядок. Сам Дух Святой был здесь высшим руководительным началом, внушениям Которого подчинялся каждый член Церкви. Таким образом, на первых порах в этих собраниях господствовала полная свобода: каждый, почувствовавший на себе воздействие Духа, становился деятельным участником богослужения. У каждого мог быть свой «псалом, поучение, язык, откровение и истолкование» ( 1Кор.14:26 ). Поэтому и назидание собравшегося общества посредством слова не было здесь исключительною привилегией ни апостолов, хотя их слово имело значение правила для всех, ни пресвитерского звания, хотя от пресвитеров требовалось между прочим, чтобы они были учительны и способны учить других (Тим. и Тит.). Каждый способный и обладающий даром член общества имел право выступить в собрании со словом и учением. Только одним женщинам запрещалось в Церкви говорить и учить ( 1Кор.14:34 ; 1Тим.2:12 ). Личная мысль имела полный простор в области богослужения, точно так, как индивидуальная свобода в области жизни. Различие между учащимися и поучающими было лишь относительное, далекое от той противоположности, какая установилась здесь в последующей дисциплине. Каждый член общества занимал положение мирянина или ιδιωτης только до тех пор, пока слушал речь другого, а потом мог занять место учащего, как только в его душе созревало слово назидания ( 1Кор.14:16 ). Благодаря этой свободе слова проповеднического, при служении апостольском происходил оживленный, искренний обмен речами в форме простого домашнего разговора или беседы (διαλεγεσθαι и ομιλειν) ( Деян.20:7:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

И действительно, христианские храмы начали устраиваться по разным местам земли вскоре же после Вознесения Спасителя. Указания на существование этих первых христианских храмов мы находим в Св. Писании. Так, в книге Деяний св. апостолов повествуется, что один из таких храмов или молитвенных домов находился в греческом городе Филиппах. «В день субботний, – повествует писатель книги Деяний апостольских, – мы вышли за город к реке, где был молитвенный дом» ( Деян.16:13 ). Об этих же молитвенных домах, или церквах упоминает в послании к Коринфянам и св. апостол Павел, когда заповедует Коринфским христианам: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома мужей своих – ибо не прилично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34–35 ). В этих словах апостол различает молитвенные дома или церкви от обыкновенных житейских домов: в последних христиане жили, а в первых – собирались на молитву и совершали богослужения. Итак, обычай ходить для молитвы в св. храмы заповедан нам повелением Самого Господа и спасительным примером Его, а также святых апостолов и первых христиан. Для какой же цели заповедал Господь людям собираться для молитвы в храмы? Собираемся мы в храмы для общественной молитвы или Богослужения общественного. Есть молитва домашняя, которую каждый христианин должен непрестанно возносить у себя на дому, и о которой Спаситель сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:6 ). Есть молитва и общественная, когда люди собираются вместе и молятся «целым миром». Об этой общественной молитве Сам Христос сказал: «Где два, или три собраны Во имя Мое, там и Я посреди их». На эту общественную молитву сходились и святые апостолы, когда по сказанию книги Деяний, «все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса и с братьями Его» ( Деян.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Не менее важной традицией считается установка вертепа, то есть домашней копии той самой пещеры, в которой родился Христос. Под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме на полу находится серебряная звезда с надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Это первообраз для последующих вертепов . За 2000 лет в христианском мире сложились самые удивительные традиции празднования Рождества Христова. Предлагаем вам познакомиться с разными способами отметить Рождество Спасителя: —  в Африке , —  в Якутии , —  на Кипре , —  в Индонезии и Японии , —  в Армении . Можно ли гадать? Этим вопросом нередко задаются в преддверии Рождества Христова и святок. Ответы разных священников о том, можно ли гадать вообще, есть ли какие-то исключения, допустимы ли гадания на Рождество и святки, читайте в наш е м материале . Особенности православного богослужения Накануне праздника утреннее и вечернее богослужение сливается в такое «всенощное бдение», которое бывает лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. Открывает богослужение молитва «Царю Небесный». Далее звучит ектенья и гимн «С нами Бог», который напоминает нам о пророчестве Исайи за 700 лет до Рождества Христова о Его пришествии, земной жизни, смерти и воскресении. Песнь Симеона Богоприимца говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения. На Утрени в рождественскую ночь мы услышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Подробнее о самых запоминающихся песнопениях Рождества читайте в нашем материале . Апостольское чтение: Послание Апостола Павла к галатам, глава 4, стих 4 — 7 Читать отрывок 4  но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,  5  чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.  6  А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: " Авва, Отче! "   7  Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

http://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-chto-...

Отходя от богослужений, переставая посещать их, мы отключаемся от участия в домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных даров, от познавания и переживания Истины. Различают богослужения общие и таинствосовершительные. На последних совершаются таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т. д. Совершать их могут только получившие дар и благодать священства. Все общие богослужения: часы, утреню, вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и панихиды может совершать любой православный христианин. Ему не рекомендуется лишь произносить ектении, священнических возгласов и читать тайные молитвы» священников. Уберите ектении из вечерни и утрени — сущность службы останется практически неизменной с ее молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т. д. Конечно, при внехрамовом богослужении несколько изменится его восприятие. В церкви мы погружаемся в молитвенно–эмоциональное восприятие духа службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в текстуально–смысловое значение совершаемых песнопений, — при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать посещение храмов с отправлением в меру сил и возможностей отдельных богослужений дома. Такое чередование храмового и домашнего богослужения позволяет подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле мистического чувства и на крыле ума. В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни.   Место богослужения Самарянка спросила Христа, говоря: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы (то есть иудеи — Авт. ) говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4:20–24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

05 Хлеб наш насущный даждь нам днесь С одной стороны, мы просим Господа подать нам все потребное для нашей земной жизни в том количестве, которое нам минимально необходимо. Вспомним книгу Исход: Бог питал народ в пустыне манной небесной, она выпадала каждое утро в количестве, нужном для насыщения, но ее нельзя было хранить до завтра. С другой стороны, Сам Христос называет себя хлеб живой, сшедший с небес (Ин 6:51). В этом смысле, хлеб насущный — это Тело Христово, которого причащаются верующие. Неслучайно молитва «Отче наш» поется на литургии именно перед причастием. 06 И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим «Долги» здесь значит «согрешения». Христос сказал: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15). Произнося эти слова, мы заявляем о своем стремлении следовать заповеди Спасителя о необходимости прощать, просим Бога помочь нам в этом стремлении и простить наши согрешения. 07 И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого Искушение может пониматься двояко: как испытание, посылаемое Богом для нашего духовного укрепления и как соблазн, исходящий от диавола. В этих словах мы просим Господа, с одной стороны, не подвергать нас испытаниям, превосходящим наши силы, а с другой, помочь нам устоять перед лицом диавольских соблазнов. Под лукавым имеется в виду все тот же диавол. 08 Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь Молитва Господня заканчивается славословием, то есть прославлением Бога. Как правило, во время домашней молитвы эти слова не произносятся и молитва завершается словами «избави нас от лукавого». В богослужебной практике Православной Церкви это славословие было расширено: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Во время богослужения эту фразу после чтения или пения «Отче наш» произносит только священник. Сохранить

http://foma.ru/otche-nash-razbor-molitvy...

14) Кресты и хоругви, употребляемые при погребениях и при крестных ходах, должны быть относимы в храм обратно с подобающим священному предмету благочинием; хорошо бы надевать на них при этом чехлы. 15) Обязательно должно быть благоговейное, отчетливое и разумное чтение при богослужении на клиросе. 16) Уставное и рачительное исполнение священником всех пастырских обязанностей. Совершение крещения должно быть чрез погружение и по возможности в святом храме. 17) Рачительное исполнение одиночной исповеди для всех прихожан. «Никак не следует принимать на исповедь по нескольку человек вместе, хотя бы то были и дети, но должно исповедовать каждого отдельно. Для доброго пастыря исповедь служит вернейшим средством к указанию духовного состояния каждого из пасомых и надежнейшим способом к благотворному воздействию пастырских наставлений на их души» (Постановления Юго-Западных преосвященных 1884 года). 18) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должно быть свободно от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, ибо штунда сама заявит ему: «Врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля. 19) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудивших. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино ( Ин.17:11 )! Беседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. ( Кол. 4:6 ) Миссионерство, или веропроповедничество, в Православной Церкви есть, с одной стороны, благородный дар, а с другой стороны – искусство. Благородный дар стяжается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:44 ). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, крепости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их ( Мк.3:5 ). Апостол Павел научает пастырей: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим.2:2425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

14 ст. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Лука – написавший 3-е Евангелие. «Димас был сначала ревностным учеником св. апостола Павла, а затем про этого Димаса апостол в послании к Тимофею говорит: Димас меня оставил, возлюбив нынешний век и ушел в Солунь (Фессалонику)» ( 2Тим. 4:10 ). 15 ст. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. «Нимфан, надо полагать, был блюститель той Церкви, – пресвитер, заступавший место Епафраса, в его отсутствие. Вся семья его состояла из верных... У него бывали и собрания церковные» (Еписк. Феофан. Посл. Кол. 246 ). После приветствий апостол делает поручение Колосской церкви и некоему Архиппу. 16 ст. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. «Относительно этого стиха св. Златоуст замечает: справедливо утверждают некоторые, что здесь, разумеется, не послание Павла к Лаодикийцам, а их послание к Павлу; ибо не сказал он: написанное к Лаодикийцам, а говорит: написанное от Лаодикии». 17 ст. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Возможно, что Архипп был пресвитером и, за отсутсвием Епафраса, совершал богослужение в домовой церкви своего отца Филимона. Впоследствии он был епископом Лаодикийским (Пост. ап. § VII, 46). (Рук. к изуч. свящ. кн. Нового завета Иванова). Ввиду такого положения Архиппа среди верующих, апостол наказывает передать ему, чтобы он исполнил врученное ему Господом служение, был на высоте своего положения и зорко наблюдал за тем, что вокруг него совершается. 18 ст. Приветствие моей рукой Павловой. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь. Чтобы Колоссяне не сомневались в подлинности этого к ним послания, апостол сам собственной рукой как бы скрепляет его, посылая им привет и прося помнить его узы, т. е. иметь их пред глазами, как воодушевляющий Колоссян пример. Наконец, апостол желает Колоссянам, чтобы, с помощью благодати Божией, они исполнили все, чему он их научал в своем послании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1 из скинии собрания. См. Исх., гл. 26. Этот стих указывает, что Божий постановления, изложенные в книге Левит, Моисей получил не на горе Синай Господь Бог сказал о них из скинии собрания. 1 объяви сынам Израилевым. Всему народу Израилеву, а не только левитам. жертву Господу. В отличие от обрядов богослужения, принятых у других народов, доступ к священным пределам или обрядовым предписаниям открыт не только для царя или священника, но и для всего народа завета. Из всего того, что происходило в Святом Святых, куда могли входить только первосвященники, равно как и из действий самих священников, не делалось тайны Бог ясно открыл все это в Священном Писании. из скота крупного и мелкого. В жертву полагалось приносить только домашних животных и без какого бы то ни было порока (1,3); дикие животные в жертву не приносились. 1:3–17 Перечень жертв открывает жертва всесожжения, поскольку она приносилась чаще других. В этом случае жертвенное животное полностью (за исключением кожи) сжигалось на жертвеннике. Это символизировало полное посвящение человека Богу и служило для него выкупом (ст. 4 и ком.). Предписания относительно данного вида жертв начинаются с самого дорогостоящего жертвенного животного тельца (ст. 2–9) и заканчиваются наименее ценным молодым голубем (ст. 14–17). 1 приведет. Израильтянин, приносящий жертву (ст. 4–6, 9), должен был заколоть животное, снять с него кожу, разрезать на части и вымыть. Затем священник приносил ее Богу, возлагая кровь и плоть на жертвенник. к дверям скинии собрания. Имеется в виду вход в огороженный двор, окружавший скинию собрания. Во дворе скинии находился большой жертвенник и умывальник для омовения жертв (ст. 9). 1 во очищение грехов его. Букв.: «для того, чтобы стать выкупом за него». Смерть животного рассматривается как плата, благодаря которой человек, совершающий поклонение Богу, освобождается от наказания за грех. 1 благоухание, приятное Господу. Образное выражение, подразумевающее, что Господу приятно благоухание святости, исходящее от человека, очистившегося от грехов посредством жертвоприношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 Кор 15:58–16:3 Послание к коринфяном первое, зачало 165. Братие, аще достойно будет и мне ити, со мною пойдут. Прииду же к вам, егда Македонию преиду: Македонию бо прохожду. У вас же, аще случится мне, пребуду, или и озимею, да вы мя проводите, аможе аще поиду. Не хощу бо вас ныне в мимохождении видети, уповаю же время некое пребыти у вас, аще Господь повелит. Пребуду же во Ефесе до Пентикостии, дверь бо ми отверзеся велика и поспешна, и сопротивнии мнози. Аще же приидет Тимофей, блюдите, да без страха будет у вас, дело бо Господне делает, якоже и аз. Да никтоже убо его уничижит, проводите же его с миром, да приидет ко мне, жду бо его с братиею. О Аполлосе же брате, много молих его, да приидет к вам с братиею, и всяко не бе воля, да ныне приидет, приидет же, егда упразднится. 1 Кор 16:4–12 Послание к коринфяном первое, зачало 166. Братие, бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Вся вам любовию да бывают. Молю же вы, братие: весте дом Стефанинов, яко есть начаток Ахаии, и в служение святым учиниша себе, да и вы повинуйтеся таковым и всякому споспешствующу и труждающуся. Возрадовахся же о пришествии Стефанинове и Фуртунатове и Ахаикове, яко ваше лишение сии исполниша. Покоиша бо мой дух и ваш. Познавайте убо таковыя. Целуют вы церкви Асийския. Целуют вы о Господе много Акила и Прискилла с домашнею их церковию. Целуют вы братия вся. Целуйте друг друга лобзанием святым. Целование моею рукою Павлею. Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любы моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь. 1 Кор 16:13–24 К КОРИНФЯНОМ ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПАВЛА. Послание к коринфяном второе, зачало 167А. Павел, посланник Иисус Христов волею Божиею, и Тимофей брат, церкви Божией сущей в Коринфе, со святыми всеми сущими во всей Ахаии: благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всяцей скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всяцей скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога. Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше. Аще ли же скорбим, о вашем утешении и спасении, действующемся в терпении техже страданий, яже и мы страждем, и упование наше известно о вас. Аще ли утешаемся, о вашем утешении и спасении, ведяще, зане якоже общницы есте страстем нашым, такожде и утешению.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010