ЖМП 1 январь 2021 /  6 января 2021 г. 18:00 Отрок восстал против богоборцев К ВЕКОВОМУ ЮБИЛЕЮ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СЕРГЕЯ ДОЛГАНЕВА Сто лет назад, в ночь с 18 на 19 февраля 1921 года, в тобольском арестном доме чекисты расстреляли 15-летнего Сергея Долганева — сына священномученика Ефрема Долганева и племянника священномученика Гермогена, епископа Тобольского. По благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) была проведена значительная работа по сбору материалов и составлению жизнеописания Сергея Долганева. Подвиг подростка и сегодня вдохновляет его нынешних сверстников.   PDF-bepcuя.   Племянник епископа, внук архимандрита, сын протоиерея Семья Сергея Долганева родом из села Малаешты Вторые Тираспольского уезда Херсонской губернии (ныне территория Республики Молдовы). Его дед, священник Ефрем Павлович Долганев (1828–1906), отдал 60 лет служению на православных и единоверческих приходах Херсонской епархии. В 78 лет он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и окончил свои дни почетным архимандритом Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1905 году по просьбе родителей новорожденного Сергия 1 архимандрит Иннокентий стал крестным отцом своего внука 2 . Сыновья Ефрема Павловича — Георгий (будущий священномученик Гермоген) и Ефрем — посвятили жизнь служению Богу. Преосвященный Гермоген стал одним из самых видных иерархов Русской Православной Церкви. Его младший брат Ефрем Ефремович Долганев, отец Сергея, окончил Одесскую духовную семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его пастырский путь начался в 1902 году в Санкт-Петербургском Петропавловском придворном соборе 3 . Мама Сергея — Варвара Сергеевна Долганева (1886–1961) — родилась в семье священника Петропавловского придворного собора Сергия Преображенского (1851–1901) 4 . Он начиная с 1890 года и до кончины состоял в Комитете по заведованию Домом призрения вдов и сирот придворного духовенства. Петербург — Петроград — Тобольск Семейство Долганевых проживало на Петроградской стороне в доме причта Петропавловского придворного собора. Через дорогу находился Домик Петра I с часовней Христа Спасителя, где, возможно, крестили детей Долганевых. 15 февраля 1905 года (по старому стилю) на свет появился Сергей 5 , а затем остальные дети: Ксения, Григорий, Варвара и Ефрем.

http://e-vestnik.ru/history/otrok_vossta...

С чувством уважения остаюсь и проч.»... 21 числа писал мне из Иванова племянник, единоверческий дьякон Ф.С. Виноградов и, между прочим, извещал, что к Покровской церкви села Иванова, на место умершего священника Григория Розанова, определён возвратившийся из Иркутска священник Василий Гаврилович Былинский – О. Былинский – мой товарищ по семинарии и земляк, уроженец села Дунилова, он один из числа 10 учеников Владимирской семинарии, отправленных в 1841 г., по распоряжению высшего начальства, в Иркутскую епархию для занятия священнических вакансий. 2 марта писал мне из Вязников о. Вас. Богородский. «Любезный друг! доброта души вашей произвела во мне смелое дерзновение просить вас, как благоприятеля ближнему. Вот моя просьба!.. Родной мой брат Иван волей Божией, а может быть и своей, недоучился в семинарии. Исключённый, поступил во Флорищеву пустынь, откуда о. архимандритом Иеронимом переведён и взят в его Спасский, Муромский монастырь, и около 8 лет проживает в послушническом звании, и кажется вовсе наклонился к одиночеству. Но у нас и монашество не скоро даётся исключённому из словесности, да и что здесь в нём? (Продолжение следует) Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1897 год//Богословский вестник 1898. Т. 1. 3. С. 129–192 (4-я пагин.) —129— что на самом деле эти исследования были известны ему и приняты им во внимание. Неполно им собраны также и известия об абиссинской церкви, сохранившиеся у греческих церковных историков. Сообщений Никифора Каллиста и Кедрина Долганев совсем не знает. Основным источником его сочинения служили труды И. Лудольфа, которыми он воспользовался с должной полнотой и осмотрительностью. Кроме Лудольфа он перечитал много и других пособий подобного рода. О предмете своего сочинения он имеет ясное и отчётливое представление. Язык сочинения, за немногими исключениями, вполне правилен. В нашей литературе г. Долганев уже заявил себя книгой о стране эфиопов и их религиозном состоянии; рассматриваемое сочинение является новым доказательством похвального усердия, с каким он занимается этим, хотя и отдалённым, но весьма примечательным уголком христианского мира. Присуждение г. Долганеву степени кандидата богословия и может послужить лучшим поощрением этого усердия».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гермоген (Долганев), священномученик//Жития новомучеников и исповедников российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (так на титульном листе. – А.М. ) Орловским . Тверь, 2008. С. 220 – 335. Комментарии ( 23): Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ 13 апреля 2011г. 23:20 Признаться, я в крайнем(!) изумлении... Не побоюсь сказать, что данная рецензия имеет историческое(!) значение. Её автор фактически поднял " внутрицерковный историографический бунт " ! Он бросил вызов патентованным МП-агиографам! Воистину и поистине золотые слова: " Хочется надеяться, что наука о феномене нового мученичества в Русской Церкви, наконец, освободится от вопиющего дилетантизма. Нельзя не пожелать, чтобы в обновленной Синодальной комиссии по канонизации святых исчезла бы странная монополия одного автора на создание агиографических текстов, и в качестве официальных житий будут отбираться тексты прежде всего качественные и правдивые. " Вот только есть один маленький нюанс не в пользу уважаемого А.И. Мраморнова... А именно - что А.И.М. говорит о научно-исторической стороне проблемы, а работы о. Дамаскина (Орловского) никогда таковыми не являлись, поскольку являются агиографическими рассказами. Но вместе с тем по этим рассказам Архиерейскими соборами РПЦ (МП) в 1989, 1992 и 2000 гг. приняты фактически вероучительные акты: ...акты канонизаций. То есть за спиной о. Дамаскина - " мощь 3 (трёх!) Архиерейских соборов во всех их составах! Плюс, церковные историки с 1989 и 1992 гг. фактически получили " сверху " установку: создавать работы в агиографическом ключе. В результате создана едва ли не " килотонна " такого рода литературы. И вот уважаемый А.И. Мраморнов - новый человек в среде церковных историков - поднимает вопрос о необходимости в исследованиях научно-исторического подхода... Пессимистические свои предсказания о будущем А.И. Мраморнова в церковной среде говорить не буду. (В тайне надеюсь, что они не оправдаются, но вряд ли это возможно... Ибо против постановлений Архиерейских соборов " не попрёшь " ...)

http://bogoslov.ru/article/1611011

1172 Савва 1858, 186; Горский, Невоструев 1859, 288–307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др. 1965. 153, Грибов 2002, 106–107. 1174 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193–205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 194. 1178 «Дв книги Иоанна описателя Лствицы, писаны в десть», «Книга Лствица писмяная в полдестъ в доскахь», «Книга Лственникъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ десть», две «книги Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичникъ съ толкованиемъ въ полъдесть на харать», «Книга Лствичникъ въ десть на харатъ», «Книга третья Иоанна Лствичника въ десть», «Книга Предзрние Святые Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичнйкь с толкованиемъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1183 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50–110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39–40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1185 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерикъ Скитцкий въ десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1191 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306–314 387); Покровский 1916, 111, 124–125; Щепкина и др. 1965, 206–207. 1193 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 199. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 380); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 152. 1200 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288–302 385); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 214. 1205 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173–195; Соболева 1990, 75–83; Панич 1992, 17–28. 1209 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164–178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, л. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплёте, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам с начала подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1171 Савва 1858,186; Горский, Невоструев 1859, 288 – 307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др 1965. 153. Грибов 2002, 106 – 107. 1173 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193 – 205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др 1965, 194. 1177 «Две книги Иоанна описателя Лествицы, писаны в десть», «Книга Лествица писмяная в полдесть в досках», «Книга Лественник в десть», «Книга Иоанна Лествичника в десть», две «книги Лествицы в полъдесть», «Книга Лествичник с толкованием в полъдесть на харатье», «Книга Лествичник в десть на харатье», «Книга третья Иоанна Лествичника в десть», «Книга Предзръние Святые Лествицы в полдесть», «Книга Лествичник с толкованием в десть», «Книга Иоанна Лествичника в полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1182 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50 – 110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39 – 40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1184 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерик Скитцкой в десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1187 Горбунова. Лукьянова 2003, 92 – 93, 96 – 97, 100 – 101, 104 – 106; Поздеева 2004, 424 – 426, 428 – 432. 1190 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306 – 314 Покровский 1916, 111, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 206 – 207. 1192 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др 1965, 199. 1198 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 152. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288 – 302 385); Покровский 1916,129; Щепкина и др. 1965, 214. 1204 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173 – 195; Соболева 1990, 75 – 83; Панич 1992, 17 – 28. 1208 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164 – 178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, д. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплете, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам сначало подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНАЯ БЕСЕДА» еженедельный ж., издававшийся в 1858-1876 гг. в С.-Петербурге. Основан Новгородским и С.-Петербургским митр. Григорием (Постниковым) . В 1858-1862 гг. (до 20) выходил при СПбДС под редакцией ее ректоров архим. Нектария (Надеждина ; впосл. архиепископ Харьковский) (1858-1859), архим. Леонтия (Лебединского ; впосл. митрополит Московский) (1859-1860), архим. Платона (Троепольского; впосл. епископ Томский) (1860-1862). Помощником редактора все эти годы был М. В. Шавров . С 21 за 1862 г. издателем и редактором стал прот. Иоанн Яхонтов . Ежегодно выходили 52 номера, объединенные в 1858-1859 гг. в 4 тома, в 1860-1864 гг.- в 2-3 тома (всего в 1858-1864 вышли 22 тома с общей нумерацией, тома 1-4 в 1859 вышли 2-м изданием), в 1865-1876 гг.- в 2 тома. В «Д. б.» печатались «статьи по всем отраслям духовной науки и жизни», написанные доступным языком. «Особенное же внимание… обращено на христианскую педагогику, катехетику и дидактику» («Объявление редактора» (1862. 42)). В 1858-1859 гг. регулярно велась офиц. рубрика «Церковные сведения», в к-рой впервые в церковной периодике стали публиковаться офиц. документы духовного ведомства. Здесь также помещались рецензии на новые книги и статьи из духовных и светских журналов. В 1860-1875 гг. офиц. раздел был расширен и составил «Церковную летопись «Духовной беседы»», к-рая в 1860-1862 и 1865-1875 гг. выходила с отдельной пагинацией и снабжалась своим титульным листом, т. е. фактически была приложением к журналу. В 1860-1862 гг. она содержала 4 раздела: «Внутренние известия (Начальственные распоряжения по ведомству православного исповедания)», «Известия с Востока», «Известия с Запада» и «Библиографические сведения». По программе прот. И. Яхонтова разделов стало 5: офиц., местный (известия по Новгородско-С.-Петербургской митрополии, а также о рус. зарубежных храмах, находившихся в ведении С.-Петербургской консистории), сведения о современном состоянии инославных христ. обществ и вероисповеданий, библиографический и смесь.

http://pravenc.ru/text/180643.html

Особенно трудно было служение его в должности ректора академии, по причинам выше изъясненным, а из юбилейного слова архимандрита Феофана еще более выясняющимся. Не напрасно он говорил в этом слове, «бросим разделение, тайно проходящее в рядах наших». Те признаки заражения духом времени, духом вольномыслия, которые указывали мы выше в самой академии, не смотря на меры, какие принимаемы были к уничтожению их, продолжали существовать не только в 1858-м, но и в 1859 году «Увы»! – писал от 10 января 1859 года святитель Московский Филарет. – Зараза светских училищ едва ли не переходит в духовные. Слышу из верного источника, что между студентами Петербургской и Невской академий есть секретная переписка. 113 Этим движением духа времени в России вообще и проявлением его в С.-Петербургской духовной академии в частности определяется по преимуществу учено-литературная деятельность ректора сей академии архимандрита Феофана за период его ректорства, являющаяся уже гораздо более плодовитой, нежели какой она была за время, предшествовавшее назначению его на эту должность. В этом отношении прежде всего обращает на себя внимание изданная архимандритом Феофаном еще около половины 1858 года брошюра, под заглавием: Предостережение от увлеченья духом настоящего времени. Спб. 1858, 8° min. Стр. 82. В состав содержания этой брошюры входят – I. Письмо духовного отца к смущенному речами вольнодумцев (стр. 8–19); II. О прогрессе (стр. 21–43); III. О возрождении (стр. 44–73); IV. О св. храме (стр. 73–82) Первая из этих составных частей представляет собой статью, первоначально напечатанную в издаваемом при С.-Петербургской духовной академии журнале Христианское чтение за 1858 г. ч. 1, стр. 343–352; а последние три суть проповеди, в разное время произнесенные архимандритом Феофаном в течение первой половины 1858 года, и именно первая, о прогрессе, представляет собой «слово в день восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича», произнесенное 19 февраля 1858 года, другая, о возрождении, – «слово в день рождения Его Величества», произнесенное 17 апреля того же года и третья, о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Синода 4 марта 1858 г., а в Орловской духовной консистории «дело об увольнении от должности в заштат священника, села Казанского, Иоанна Орлова».., нач. 19 сентября 1860 г., оконч. 1 мая 1861 г., и частью – «дело по указу Св. Правит. Синода от 22 апреля 1858 г., за 467».., 155, нач. 3 мая 1858 г., оконч. 22 ноября 1860 г.). Преосвящ. Поликарп был сильно удручён Сёмовскою историей и поручил бывшему по ней следователю и местному благочинному, Кромскому протоиерею Н. И. Шубину 293 , представить обо всём экстрактную записку, на которой в резолюции 3 ноября 1858 г. выразил, что Сёмов «опустился или ожесточился». 22 декабря 1858 г. Поликарп специально просил Синод об ускорении производства, констатируя, что Сёмов «пал в неизлечимое высокоумие», a 20 июля 1859 г. повторял о том же и. д. Обер-Прокурора Св. Синода, кн. C. Н. Урусову – с прибавлением, что Сёмов, вошедший в подозрительную дружбу с подсудимым военным офицером Полубинским, уже «с Августа 1857 года и по настоящее время противозаконно поставил себя в безотносительное и безотчётное положение к Орловскому Епархиальному Начальнику вообще». При проезде чрез Орёл (в конце 1858 г.) митр. Исидора (Никольского) из Киева в С.-Петербург преосвящ. Поликарп подавал ему записку о Сёмове и о нуждах Орловского архиерейского дома, 18 октября 1859 г. препроводил ему доклад прот. Н. И. Шубина и просил, чтобы «Орловская Епархия избавилась от соблазна, навлекаемого на неё зловредными действиями этого подсудимого священника». Поликарпу «ясно представляется», что «дело, произведённое первою по назначению Епархиального Начальства Комиссиею [из прот. Н. И. Шубина и свящ. Мих. Зимина: см. выше стр. 1147] и обревизованное Консисториею, было сделано правильно». «Это первое следственное дело началось в Орловской Епархии с 1 июня 1857 года вследствие доноса, который дерзнул представить Св. Синоду Священник Сёмов о расколе его прихожан, и попущением Божиим превратилось в продолжительную тяжбу приходского Священника с своим Епархиальным Начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

382 У Чистовича в той же статье, стр. 69–70 и в том же указе Св. Синода от 7-го июля 1858 года на имя митрополита Московского. 384 Она напечатана в 3 кн. этого журнала и затем, кроме того, вышла отдельным оттиском в Москве 1858 года. 385 См. цитов. выше указ Св. Синода на имя Филарета, митроп. Москов. от 7 июля 1858 г.; срав. статью Чистовича в Христ. Чт. за 1873 г. ч. 2, стр. 605–606. Срав. также извлечение из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1858 г. стр. 71. Спб. 1860. Другие правила того же постановления Св. Синода в подробности определяющие самый способ ведения дела перевода академиями будут рассмотрены в критической части нашего настоящего исследования. 386 См. цитованный в предшествующем примечании указ Св. Синода от 7 июля 1858 г. за 853, рукописный список с которого хранится в библиотеке Моск. дух. академии. В исполнение резолюции Его Высокопреосвященства, академическая конференция мнением положила: «первоначальное производство перевода поручить профессору академии по классу церковной истории Александру Горскому. Комитет же для пересмотра перевода составить из ректора академии Сергия (Ляпидевского , ныне архиепископа Кишиневского), профессора математических наук протоиерея Петра Делицына (сконч. в 1863 году) и профессора Горского» (см. в делах архива Академической конференции это постановление последней, помеченное 21 числом июля 1858 года за 37). Подлинное постановление хранится в Академической библиотеке между бумагами по делу перевода Св. Писания Нового Завета на русский язык. Последовавшею от 23 июля резолюцией на этом постановлении Конференции владыка изъявил свое согласие на таковое избрание. Срав. С. К. Смирнова, История Моск. дух. академии. стр. 115. Москва, 1879. В начале 1861 года, когда ректор академии архимандрит Сергий призван был к высшему служению церкви в сане епископском, его заменил в переводном Комитете заступивший на его место по должности ректора академии архимандрит Савва, ныне архиепископ Тверской. См. дело переводного Комитета за 1861 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Однако противники Общества одержали верх: сперва был приостановлен перевод, а затем закрыто и само Общество. Только в 1858 году по указанию государя Александра II работа над переводом Писания была начата вновь 706 . Краткое напоминание истории Библейского общества и перевода Писания на русский язык понадобилось здесь потому, что подробная разработка святителем учения о слове напрямую связана с этой историей. Это учение изложено прежде всего в проповедях святителя: на память святителя Алексия 12 февраля 1822 года, на Благовещение (25 марта) 1822 года, на Благовещение 1824 года, на Вознесение того же года, на память преподобного Сергия 1833 года, в день рождения государя Александра II 5 июня 1858 года. Нетрудно заметить, что речи в защиту распространения слова Божия, произнесенные на ежегодных собраниях Общества (соответственно 26 февраля 1822 и 23 марта 1824 тесно связаны датировкой с первыми тремя, а Слово 1858 года, в котором подводится итог учению, явилось, очевидно, непосредственной реакцией на последовавшее 5 мая 1858 года «Высочайшее соизволение» 707 . Сказанное подтверждается еще одним не лежащим на поверхности фактом. Слово 1858 года содержит явные аллюзии на текст из времен петербургской юности святителя 708 , также, вероятно, давший импульс к становлению учения в целом. Это текст из «Божественной философии» Дютуа. Ниже он приводится в сопоставлении с упомянутым выше «гимном слову» 1858 года. Табл. 13 Дютуа Свт. Филарет Главная цель моя относится к тому, чтобы открыть и показать одну разительную и доселе мало известную черту образа сего божественного Слова в человеке, одну, говорю, черту из всех. Греческое слово логос, в оригинале помещенное, значит вместе слово, разум, глагол, речь, выражение; а Слово-Бог Иисус Христос есть идея, разум, премудрость, выражение, глагол Отца или внутренния Троицы, в коей Он содержится, и из коей вечно исходит и истекает во внешность В Нем [в Боге] глаголать значит творить и производить, значит выводить из ничтожества существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010