Уже с этой стороны, именно с формальной, теперешняя власть не может быть признана законною... хотя как христиане, и не боремся оружием и заговорами... Итак, самый декрет об отделении Церкви от государства, как данный не законным правительством и не утвержденный российской общенародной властью, всеми признанной, – является незаконным, необязательным, и мы можем подчиниться ему не по христианской нашей совести, а только по принуждению...» Естественно, что такой закон, фактически упразднивший Церковь, ею самой был осознан как открытое объявление о начинающихся против нее гонениях; при таком законе любые стороны жизнедеятельности Церкви – будь то благотворительность, просвещение, строительство храмов, дела милосердия – оказывались вне закона и совершавшие таковые действия подлежали наказанию. 25 января 1918 года Священный Собор Православной Российской Церкви квалифицировал изданный советской властью декрет как «злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения» . Особой заботой епископа Гермогена стали возвращавшиеся с полей сражений фронтовики. По существу они были брошены обществом, а власть имущие толкали их на грабежи и разбой. В конце февраля 1918 года в Тобольске в архиерейских покоях состоялось заседание Иоанно-Дмитриевского братства под председательством епископа Гермогена. На собрании владыка произнес горячую речь, в которой обрисовал психологию солдата-воина, отметив, что солдат-страдалец ждет от общества помощи, а не осуждения, и призвал всех помочь солдатам-фронтовикам. Решено было для этой цели организовать особый отдел при Братстве. Забота епископа о фронтовиках привела большевиков в бешенство: они старались разжечь в солдатах классовую ненависть, в то время как архиерей оказывал им материальную помощь и звал к миру. 11 апреля 1918 года в местной газете против епископа Гермогена была опубликована угрожающая статья. Близкие сообщили владыке, что против него что-то замышляется. 12 апреля, открывая заседание совета Иоанно-Дмитриевского братства, владыка сказал, что по имеющимся в его распоряжении сведениям, в одну из ближайших ночей он будет арестован и увезен из Тобольска.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Гермоген, епископ см. Гермоген (Долганов), сщмч., епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганев Георгий Ефремович) (25.04.1858–29.06.1918) – сщмч., епископ Тобольский и Сибирский. Окончил юридический факультет Новороссийского университета, прошел курс математического факультета. В 1889 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, 28.11.1890 пострижен в мантию, 02.12.1890 рукоположен во иеродиакона, 15.03.1892 – во иеромонаха. В 1893 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен инспектором, а затем в 1898 г. – ректором Тифлисской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 14.01.1901 – епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. 21.03.1903 – епископ Саратовский. В 1911г. на очередной сессии Синода выступил против введения института диаконисс и чина заупокойного моления за инославных. Выступал против Распутина, в результате чего был лишен кафедры. 17.01.1912 уволен от управления Саратовской епархией с назначением пребывания в Жировицком Успенском монастыре Гродненской епархии. 25.08.1915 назначено пребывание в Николо-Угрешском монастыре Московской епархии. С 08.03.1917 – епископ Тобольский и Сибирский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Арестован в 1918 г. в г. Тобольске во время совершения городского крестного хода в Вербное Воскресенье. Утоплен большевиками в р. Туре при приближении белых к г. Тобольску. Канонизирован Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16.08.2000. – 12, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 294, 295,296,297, 299, 308 Герштанский Дамиан Иосифович (1855–?) – священник. Депутат II Гос. Думы от Волынской губ., к.-д. Окончил Житомирскую духовную семинарию. Служил священником с. Релавицы Владимир-Волынского уезда. – 318, 353 Гессе Петр Павлович (1846–1905) – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, дворцовый комендант императора Николая II с 21 марта 1896 г. – 36 Гессен Иосиф Владимирович (14.04.1866–22.03.1943) – русский публицист, общественный и политический деятель, адвокат. Депутат II Гос. Думы от Санкт-Петербурга, председатель юридической комиссии. Один из основателей и лидеров кадетской партии, член ее ЦК. Поступил в Новороссийский университет, но был исключен с первого курса. Поступил в Санкт-Петербургский университет. В 1885 г. был арестован и выслан. Автор труда «Судебные реформы». Редактор газет «Речь», «Право». После революции эмигрировал, издавал в Берлине газету «Руль». Автор воспоминаний «В двух веках». С 1921 г. издавал в Берлине «Архив русской революции». – 318

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Фактически этим декретом Русская Православная Церковь как религиозная организация лишалась всего имущества, она была упразднена материально как существующая на земле и не признавалась как сообщество, имеющее духовные задачи. Ее как бы не было, а были группы граждан, которым власти могли давать или не давать в силу расплывчатости формулировок декрета во временное пользование те или иные культовые здания. По прошествии девяноста лет мы уже знаем, что большевики надолго утвердились во власти и, соответственно, декреты стали признаваться как государственные законы, однако, с точки зрения людей, живших в 1918 году, когда в стране оставались политические силы, боровшиеся за власть, и сама советская власть не была признана на территории страны повсеместно, декреты одной из политических сил не могли восприниматься законными. Эти сомнения в законности декретов и самого советского правительства в 1918 году нельзя не учитывать, исследуя этот период времени. Выдающийся церковный деятель того времени, протоиерей Иоанн Восторгов, анализируя изданный советской властью декрет, пришел к недвусмысленным выводам о характере и направлении его действия. Для нас суждение протоиерея Иоанна интересно не только его анализом с чисто правовой точки зрения, но как историческое свидетельство того, как оценивал этот декрет современник событий. «Отделение Церкви от государства есть вывод из понятия о свободе государства и о свободе Церкви, – писал отец Иоанн. – Каждый, при таком строе, волен веровать или не веровать, и если он верующий, то и веровать как ему угодно и устроять свою религиозную жизнь по собственному своему желанию, по своим убеждениям и склонностям. Церковь не вмешивается в дела государства, государство не вмешивается в дела Церкви, – вот результат разделения их. Это общее правило, однако, всегда приводило в жизни и в частностях устроения этой жизни к принудительным мерам и господству над Церковью. Так случилось и теперь, Церковь не получает по декрету ничего от государства, но государство забирает... у Церкви все материальные средства, земли, имущества, даже священные сосуды и принадлежности богослужения. Церковь по декрету не имеет никакого касательства к государству, а государство: одно запрещает, другого не допускает, об ином, включительно до пользования храмами, требует ходатайства Церкви пред государством, и даже не указывает точно определенных и обозначенных случаев, когда государство обязано удовлетворить желание церковных обществ, когда верующие в праве потребовать от государства исполнения их желаний. Церкви декретом указаны только обязанности, государству даны только права...

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Честные останки епископа Гермогена были вынесены вместе с камнем на берег реки и 16 июля обнаружены крестьянином села Усальского Георгием Лосевым, который нашел тело епископа со связанными на спине руками и привязанным к рукам веревкой тяжелым тридцатикилограммовым камнем. Впоследствии честные останки священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора на месте могилы прославленного в 1916 году святителя Иоанна, митрополита Тобольского. 24 августа (6 сентября) 1918 года при открытии одного из заседаний Поместного Собора товарищ председателя митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) довел «до сведения Собора, что... расстреляны Преосвященный Макарий (Гневушев) епископ бывший Орловский, и протоиерей И.И. Восторгов. Кроме того... найдено тело Преосвященного Гермогена, епископа Тобольского; оба мученически пострадавшие Преосвященные – Макарий и Гермоген – состояли членами нашего Собора. Воспоем им и протоиерею И.И. Восторгову “Со святыми упокой”» , – сказал он. Дело епископа Гермогена вызвало в свое время широкий общественный резонанс. В своих суждениях авторитетные церковные люди дали высокую оценку общественной значимости поступков епископа Гермогена отстаивавшего достоинство Церкви и независимость ее от светской власти, олицетворяемой тогда в личности обер-прокурора, сравнивали их с поступками митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича), открыто выступившего против екатерининских реформ, направленных на изъятие церковного имущества и ограничение свободы Церкви. Не случайно митрополит Арсений (Мацеевич) и епископ Гермоген (Долганев) были прославлены в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, освободившейся от государственного надзора. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994. Том 2. Деяние ХХ VI . С. 285.  Вырубова Анна Александровна(1884-1964) – фрейлина императрицы Александры Федоровны с 1904 года. Посредница между царской семьей и Г. Распутиным.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

13 апреля в архиерейских покоях и в обоих домовых храмах был произведен обыск. В поисках епископа красногвардейцы ходили по алтарю в шапках, дотрагивались до жертвенника и до святого престола, смеясь над православными святынями. На следующий день, во время богослужения, епископ Гермоген обратился к присутствовавшим в храме со словом; рассказав об обыске, он заявил, что его общественная деятельность чужда политике и находится в рамках обязанностей православного архиерея. 15 апреля 1918 года, в Вербное воскресенье, епископ Гермоген был арестован и под конвоем доставлен в штаб Красной гвардии, разместившийся в здании духовного училища. 17 апреля исполнительный комитет Тобольского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов опубликовал обращение к гражданам Тобольска и Тобольской губернии относительно ареста епископа, где его обвиняли в том, что он «нарушил данное обещание, обрушившись в проповеди на святотатство...» . Организованная впоследствии согласно постановлению патриарха Тихона и Священного Синода комиссия по расследованию акта насилия, учиненного над епископом Гермогеном, попросила Тобольский исполком предоставить ей документальный материал, на котором строились обвинения владыки, и произвела собственное расследование, на основании которого составила полный отчет об обстоятельствах ареста и смерти епископа. Председатель исполкома Дислер ответил, что епископ Гермоген арестован по распоряжению Центрального исполнительного комитета как черносотенец и погромщик, но у них нет никаких документальных данных, изобличающих его преступную деятельность. В час ночи 16 апреля красногвардейцы тайно вывезли епископа из Тобольска и повезли по испорченной весенней распутицей дороге в Тюмень, а затем в Екатеринбург, куда он прибыл в среду Страстной седмицы, 18 апреля, и был помещен в тюрьму вблизи Сенной площади, рядом с Симеоновской церковью. Дверь камеры, куда поместили владыку, выходила в особый коридор, перпендикулярный главному и отделенный от него глухой дверью с запором. Надзор администрации был очень строгим, камера постоянно находилась на замке, пронести можно было только обед, который доставлялся из местного женского монастыря, воду для чая и одну-две книги религиозно-нравственного содержания, но на это требовалось каждый раз разрешение комиссара.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

1980-е годы Софийский собор Тобольска встретил музейной единицей, вяло реставрируемым памятником архитектуры. Несмотря на то, что реставрационные работы начались более двадцати лет назад, в середине 1980-х годов они и не думали близиться к окончанию. Подобное состояние святыни (лишившейся, к тому же, крестов) безмерно огорчало верующих. Наступала тем временем новая эпоха, и 26 апреля 1988 года в Москве на заседании Совета по делам религии постановили: «Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях». Собор вернулся к верующим, а с разделением Омско-Тюменской епархии и образованием Тобольско-Тюменской вновь стал центром епархиальной жизни. Была проведена реставрация; в 1990-е годы в храме устроили систему отопления, что позволило совершать в нем службы с ранней весны до поздней осени. 26 июня 1994 года Софийский собор освятил Патриарх Алексий II. Важнейшее событие в новейшей истории собора — обретение мощей священномученика Гермогена (Долганева; 1858—1918), в течение недолгого времени в 1917—1918 годах возглавлявшего Тобольскую епархию. Софийско-Успенский собор является древнейшим храмом в Сибири. Это первое кирпичное здание за Уральским хребтом. В 2011 году исполнилось 325 лет со дня окончания строительства храма в каменном исполнении и его освящения.  Деревянный кафедральный Софийский собор впервые был построен в Тобольске между 1621-1624 годами, но при пожаре 1643 года он сгорел. По реконструкции современных ученых, тобольский Софийский собор был очень похож на сохранившиеся деревянные храмы новгородчины и Кижей того же времени. Вместо сгоревшего Преосвященный Герасим (Кремлев) 24 мая 1646 года заложил, а 13 августа 1648 года освятил второй, новый Софийский собор, так же, как и первый, о тринадцати главах и с приделами. Но и этот собор 29 мая 1677 года сгорел при большом пожаре в нагорной и подгорной частях города.

http://sobory.ru/article/?object=00976

21.01.1930 г. пять храмов, колокольню, часть стены и башен монастыря взорвали. В 1991 г. была создана приходская община; в 1994 г. остатки монастыря передали Русской Православной Церкви. Единственный сохранившийся храм Тихвинской иконы Божией Матери начала восстанавливать уникальная православная община плохо слышащих и глухих. С 11.12.1995 г. регулярно совершается богослужение с сурдопереводом. Подробнее о монастыре см.: Православные монастыри. С. 399–400; Сорок сороков. 2004. Т. 1. С. 337–352.) 447 (В бытность его ректором Петербургской академии он меня постриг и рукоположил во диакона и иеромонаха. – См.: Дневник. Т. 1. С. 271–273.) 448 (Назначен туда [в Саратов] его викарий Гермоген... – Гермоген (Долганев (Долганов) Георгий Ефремович, 25.04.1858–29.06.1918) – в дальнейшем епископ Тобольский и Сибирский, священномученик. Родился в семье единоверческого священника Херсонской губернии. Окончил юридический факультет Новороссийского университета, прошел курс математического факультета. В 1889 г. поступил в СПбДА. 28.11.1890 г. пострижен в мантию, 02.12.1890 г. рукоположен во иеродиакона, 15.03.1892 г. – во иеромонаха. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1893); назначен инспектором Тифлисской ДС, а в 1898 г. – ее ректором с возведением в сан архимандрита. 14.01.1901 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. С 21.03.1903 г. епископ Саратовский. В 1911 г. на очередной сессии Св. Синода выступил против введения института диаконис и чина заупокойного моления за инославных. 15.01.1912 г. Св. Синод предписал ему немедленно отбыть из С.-Петербурга в свою епархию. Невзирая на приказ, Преосвященный задержался в столице; выступал против Г. Распутина. 17.01.1912 г. Император подписал указ об увольнении его от управления Саратовской епархией с назначением пребывания в Успенском Жировицком монастыре Гродненской епархии. 25.08.1915 г. в связи с эвакуацией переведен в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. С 08.03.1917 г. епископ Тобольский и Сибирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

291, 292, 294, 295 Герасимов А. – делопроизводитель мобилизационного Отделения Петергофского уездного Комиссариата по военным делам. 215 Герасимов Павел Матвеевич (в монашестве Павел); (1 января 1863 – 3 марта 1934). Окончил ДУ. С 24 сентября 1898 – преподаватель церковного пения Олонецкой ДС. Диакон Петрозаводского кафедрального собора; 23 августа 1898 рукоположен во священника к Крестовой церкви архиерейского дома; с 18 августа 1899 – сверхштатный священник Александро-Невской церкви Петрозаводска; с 28 ноября 1902 – священник церкви с. Виданы Петрозаводского уезда; с 1903 – эконом Олонецкого ЕЖУ; с 18 сентября 1906 – священник на диаконской вакансии Кондушского прихода Олонецкого уезда; с 6 сентября 1907 – священник Чуриловской церкви Вытегорского уезда; с 1911 – делопроизводитель Олонецкого епархиального свечного завода; 3 января 1913 назначен на штатную диаконскую вакансию к церкви Петрозаводского ДУ, одновременно с января 1913 – и. о. настоятеля Скорбященской тюремной церкви г. Петрозаводска; 13 ноября 1913 назначен на вновь открытую вакансию священника тюремной церкви (в мае 1917 при ней открыт приход); протоиерей. Уклонился в обновленчество. 18 октября 1925 был хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Карельской (Олонецкой) епархии. С 20 августа 1930 – на покое. С 11 марта 1931 – временно управляющий Карельской епархией; с 15 июля 1931 – на покое. 123 Геркен Екатерина Сергеевна; (ок. 1871 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. Бухгалтер. 357 Герман Валаамский, прп. (? – около 1353). 8 Герман Нина Борисовна; (ок. 1906 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Гермоген (Долганев Георгий Ефремович); (25 апреля 1858 – 15 (или 16) июня 1918). Окончил юридический факультет Новороссийского университета (1889) и С.-Петербургскую ДА (1893), к. б. Пострижен в монашество 28 ноября 1890, рукоположен во иеродиакона 2 декабря 1890, во иеромонаха – 15 марта 1892. С 17 сентября 1893 – инспектор, с 18 июля 1898 – ректор Тифлисской ДС, архимандрит. 17 декабря 1900 назначен и 14 января 1901 хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии; с 21 марта 1903 – епископ Саратовский и Царицынский. 17 января 1912 уволен на покой, с пребыванием в Жировицком монастыре Гродненской епархии, 25 августа 1915 – местопребыванием назначен Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. С 8 марта 1917 – епископ Тобольский и Сибирский. Утоплен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оказавшись в екатеринбургской тюрьме, епископ Гермоген потребовал, чтобы ему было разрешено написать объяснительную записку Екатеринбургскому областному Совету народных комиссаров. В ней он, в частности, писал: «Политическую агитацию... я отнюдь нигде и никогда не допускал, даже вообще для себя всякую политику считаю ненужным балластом, старым тряпьем; ни в каких партиях или политических группах не был и не знаю об их существовании в Тобольске. Обвинение заведомо ложное...» Из тюрьмы владыка написал патриарху Тихону письмо с изложением всех происшедших за последнее время событий и смиренно просил, если то Богу будет угодно, оставить его на Тобольской кафедре, а пребывание в тюрьме и всякое другое насильственное задержание вне епархии считать за продолжение служения. Прибывшая в Екатеринбург от епархиального съезда делегация, состоявшая из протоиерея Ефрема Долганева, священника Михаила Макарова и Константина Александровича Минятова, начала хлопоты по освобождению епископа на поруки. Руководители Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов назвали сумму залога в сто тысяч рублей. Узнав об этом, владыка написал: «Дорогие о Господе... отец Ефрем, отец Михаил и Константин Александрович! Милость Божия будет со всеми вами. Узнал, что мое освобождение возможно под условием залога, вернее выкупа (так как “отданные раз деньги уже не выдаются обратно”, как говорят повсюду), в сто тысяч рублей!!! Для меня это, конечно, несметное количество денег; сто рублей я бы еще дал из своего старого... небольшого жалованья – даже, пожалуй, до трехсот рублей (это последняя грань). Если же паства будет выкупать меня, то какой же я “отец”, который будет вводить детей в такие громадные расходы вместо того, чтобы для них приобретать или им дать. Это что-то несовместимое с пастырством. Наконец, я ведь вовсе не преступник, тем более уж не политический преступник... Затем, можно ли поручиться, что они, взявши сто тысяч (страшно даже выговорить), вновь не арестуют меня через сутки всего... Если я “преступник” для них со стороны церковной среды, то перестанут ли они считать меня таковым, сами преступая все правила и законы церковные, вторгаясь в Церковь и вынуждая меня вступать в защиту Церкви» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Полный текст жития священномученика Митрофана (Крас­но­польского), архиепископа Астраханского и Царевского опубликован в книге “Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Ор­ловским). Июнь”. Тверь, 2008. От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). Священномученик Гермоген (Долганев), Епископ Тобольский и Сибирский апреля 1858 — †16/29 июня 1918 Прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. 2 Память празднуется 16/29 июня и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Есть три рода отношений священнослужителей к Родине. Для одних Родина и связанные с нею события воспринимаются как более важные, чем служение христианской истине и Богу, и, так сказать, само христианское и пастырское служение приспособлено у них для служения Отечеству, и сердце их скорее склоняется к тому, чтобы служить алтарю Отечества, нежели христианскому. Другие, будучи по-видимому искренними служителями алтаря, к судьбам Отечества совершенно безразличны, и в некотором роде им всё равно, где и в какой стране жить, хотя, конечно, вслух они о том не говорят, потому как и трудно говорить о том, чего нет. Третьи беззаветно любят Христа и Его прекрасную невесту Церковь Божию, но их любовь естественно проходит через любовь к ближним, а при большем великодушии и сердечности — и через любовь к Отечеству. Для них любовь к Отечеству Небесному органично сплетается с любовью к Отечеству земному, и они весьма заинтересованы в таких условиях жизни в их земном Отечестве, чтобы наибольшее число их земных сотрудников и соплеменников достигло Отечества Небесного. Для них главный вопрос и ценность всех политических и экономических преобразований в стране — насколько удобнее будет людям достигать Отечества Небесного. И потому они далеко небезразличны к тому, топят ли принятые правительством законы их собратий-сограждан в пучине греха или наоборот, способствуют тому, чтобы человек, родившийся в этот мир с целью просветиться светом Христовым, как можно раньше подошёл к осознанию, что за всё придётся дать ответ, и достиг границы жизни с незамутнённой душой и совестью, будучи зрячим, а не ослеплённым грехом. Таким и с таковым отношением и был священномученик Гермоген. Он был одним из тех, кто загодя предупреждал русского православного человека всех должностей и сословий о грозящей России катастрофе и о том, что то ликование, радость, торжествующие песни, с помощью которых многие пытались тогда забыться, были всего лишь погребальным звоном над будущим России.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010