Важным шагом на пути реализации этой концепции стало принятие статьи 1 Федерального Закона 309 (от 1 декабря 2007 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В числе других изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе. Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального закона «Об образовании» гласит, что учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание» российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образования должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности». Законом Российской Федерации «Об образовании» воспрещается формирование в государственном и муниципальном образовательном учреждении централизованной или местной религиозной организации, равно как воспрещается создание там организационных структур политических партий и движений. Однако светский характер государства не противоречит праву на получение религиозного образования, поэтому апробация и введение православного компонента образования не воспрещается. Национальным законодательством Украины также предполагается в качестве целей образования сохранение национальных культурных традиций, духовное и нравственное развитие личности. В качестве принципов образования упоминается его светский характер и независимость школы от религиозных организаций (ст. 9 закона Украины «Об образовании» от 23 мая 1991 г. 1060-XII). Преподавание вероучительных дисциплин в общеобразовательных школах возможно при наличии письменного заявления родителей и без ущерба для реализации государственного образовательного стандарта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

а) на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса; б) участие в проводимых Учреждением мероприятиях; в) получение информации об использовании пожертвований и целевых взносов, внесенных ими на нужды Учреждения; г) пользование библиотечным фондом. 76. Родители (законные представители) учащихся обязаны: а) соблюдать настоящий устав и внутренние (локальные) акты Учреждения; б) восполнять в соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный учащимися имуществу Учреждения; в) быть вежливыми с сотрудниками Учреждения; г) при посещении школы иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия. VIII. Локальные акты Учреждения 77. Учреждение имеет следующие внутренние (локальные) акты, которые не могут противоречить действующему законодательству и настоящему уставу: а) решения, приказы, распоряжения Учредителя; б) правила внутреннего распорядка; в) должностные инструкции, штатное расписание; г) учебный план, учебный график, расписание занятий, распоряжения директора; д) договоры с родителями (законными представителями). IX. Реорганизация и ликвидация Учреждения 78. Учреждение может быть ликвидировано либо реорганизовано на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Решение о реорганизации и ликвидации Учреждения принимает Учредитель. 79. Ликвидация Учреждения осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой Учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации, в соответствии с действующим законодательством РФ. 80. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Учреждения. 81. Имущество Учреждения после удовлетворения требований кредиторов и завершения ликвидации Учреждения передается ликвидационной комиссией в собственность Учредителя. 82. Ликвидация считается завершенной, а Учреждение – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. 83. После прекращения деятельности Учреждения все документы (управленческие, финансовые, хозяйственные, кадровые и другие) передаются в установленном порядке Учредителю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Представитель РОСХВЕ подчеркнул, что считает наилучшим введение в школе «общего для всех предмета «Основы религий России», в котором, несомненно, б о льшая часть будет отведена православию. Такой курс, в отличие от предложенного в эксперименте, окажет позитивное влияние на атмосферу в классе, поможет школьникам лучше узнать «свою» и «чужую» религию. Положительный опыт создания такого учебника уже имеется,  отметил епископ.  Протодиакон Андрей Кураев, отвечая К.Бендасу, еще раз повторил, что в новом курсе ОПК не будет ничего такого, что было бы недопустимым для евангельских христиан. «Что есть такого позитивного в сердцевине протестантской веры, чего нет в православии?» -- вопросил о.Андрей. Он убежден: если «вычесть» из учения евангельских христиан критику в отношении православных, то останется «то, что и так есть у православия». Не продолжая далее богословской дискуссии, о.Андрей опять предложил протестантам сотрудничество, упомянув о том, что в православной педагогике налицо дефицит методик, обращенных к маленьким детям. «Помогите, подскажите, что можно взять из вашей сокровищницы. И в американской христианской педагогике много интересных рассказов. Заменим имя Джонни на Ванечку и включим в нашу хрестоматию», -- сказал о.Андрей. На пресс-конференции ее участники так и не пришли к общему мнению. В заключение о. Андрей  сообщил, что, по договоренности с Министерством образования, решено аттестовывать школьников по новому предмету без указания конфессии. В документе о среднем образовании, видимо, появится графа «Духовно-нравственное воспитание».   Юлия Зайцева Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 29.04.2022 11:20 " Газета.Ru " «Религиозная грамотность родителей оставляет желать лучшего»: интервью с Ольгой Васильевой 19.10.2021 15:34 Кравцов: основы православной культуры в 85% случаев преподают учителя начальных классов 09.09.2021 15:59 Екатеринбург: Основы религии в уральских школах будут изучать 7 тыс. детей 19.03.2019 10:31 Предмет без оценки: эксперты обсудили школьный курс по религиозной культуре 12.12.2018 14:47 " Коммерсантъ " Батюшкам помогут матушки 14.02.2018 10:56 Православный кинофестиваль «Встреча» представляет иранский фильм «Последний ужин» 10.11.2017 11:48 Эксперты предлагают расширить школьный курс религиозных культур и светской этики 26.05.2017 13:21 Васильева: решение о расширении курса основ религии примут после апробации

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

При этом Россия, будучи еще Советским Союзом, в 1966 году подписала Международную конвенцию, согласно которой заказчиком образования, является, в том числе, и семья. Естественно предполагается, что заказчик имеет право влиять на содержание образования. Например в Царской России это право реализовывалось за счет возможности выбора родителями одной из многочисленных форм учреждений среднего образования. Они учреждались и государством, и Церковью, и императорским домом, и иными структурами. В то время существовало более 10 различных вариантов административного, организационного и учредительного устройства средних учебных заведений. Все они получали соответствующее финансирование, поскольку обязанность государства финансировать учебное заведение, если оно получает соответствующую лицензию, сохранялась. Относительно инициатив «Единой России» хотелось бы отметить следующее. Напомню вам, что предлагаемые нововведения затрагивают только старшие классы: десятые и одиннадцатые. То есть речь идет о детях, которые уже получили основное среднее образование, являющееся обязательным, они уже закончили 9 классов и имеют аттестат об основном среднем образовании. Так же надо помнить, что многие из этих детей уходят после 9 класса в разнообразные колледжи. Однажды, когда я еще работал в школе, у нас произошла такая любопытная история. Формируя из двух девятых классов один десятый, некоторым ученикам, которые успевали похуже, было предложено соответственно покинуть наше учебное заведение. В том числе это было предложено одному мальчику, кстати, сыну священника, который теперь уже женат и имеет двух детей. Тогда же, 10 лет назад, когда он только заканчивал школу, было очень жалко его отчислять, так как парень он был хороший, но не очень хорошо успевал по всем предметам. А через год он приехал к нам на очередное собрание выпускников, которое традиционно у нас проводилось, и привез документы о том, что он поступил в институт, закончив за один год экстерном 10 и 11 классы. То есть его ровесникам надо было еще год в школе учиться, а он уже в институт поступил.

http://pravmir.ru/protoierej-maksim-perv...

В качестве объектов проверок были выбраны две академии — Московская и Санкт-Петербургская — и семинарии, потому что это базисная составляющая церковной образовательной системы. Конечно, у нас есть Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и ряд других учебных заведений открытого типа, иконописные и регентские школы и классы, епархиальные и духовные училища и так далее. Они, без сомнения, важны, но если мы говорим о подготовке будущих священнослужителей, то речь идет прежде всего о семинариях и академиях. Кроме того, одной из целей было подготовить семинарии к проверкам Рособрнадзора. Как известно, большинство семинарий имеют лицензии Рособрнадзора или близки к их получению, это притом что задача получить лицензию поставлена перед всеми семинариями. В прошлом году Рособрнадзор совершил ряд проверок высших учебных заведений, в том числе семинарий. Проверки ожидаются и в предстоящем году, так что мы надеялись, что эти инспекции будут упреждающими и помогут нашим учебным заведениям подтвердить свое право на образовательную деятельность в соответствии с лицензией. — Как именно проходили инспекции? — Предварительно во все семинарии Учебным комитетом был разослан опросник. К началу нынешнего учебного года мы получили ответы, а далее совершили ряд поездок по всем 36 семинариям, с тем чтобы посмотреть, как обстоят дела и насколько полученные бумаги соответствуют тому, что происходит на самом деле. То, что написано в официальной бумаге, далеко не всегда соответствует реальности, и бывали случаи, когда ситуация на месте в целом оказывалась благополучнее, чем то, что мы ожидали видеть по итогам изучения бумаг. Проверка каждой семинарии занимала в среднем два дня. В первый мы знакомились с официальной документацией, смотрели «материальную часть»: в каких помещениях учатся и проживают ученики, чем питаются, как устроена и укомплектована библиотека, насколько она востребована учащимися и преподавателями, как ведутся журналы, какова реальная посещаемость занятий студентами и преподавателями; встречались с руководством семинарии и, если получалось, с правящим архиереем.

http://patriarchia.ru/db/text/2859085.ht...

( I Nem. 2, 25 ). С тех пор я стал чувствовать потребность посещать могилу Владыки Серафима при всякой возможности, и моя радость от этих посещений была несравнимой ни с какой другой земной радостью. Вскоре я установил, что научные мои книги мною забыты, и я мечтаю стать монахом… После вышеописанного случая в моей жизни я продолжал жить в миру, но уже с горестным чувством изгнанного из рая. Однажды после молитвы на могиле «моего» Владыки, в душе моей появилось желание познакомиться с самым верным и преданным его учеником архим.П., который жил в основанном Владыкой девическом монастыре. Я отправился туда. На перекрестке ул. «Алабин» и бул. «Витоша» при зеленом свете я стал переходить улицу вместе – с другими пешеходцами. Зеленый свет неожиданно сменился красным. Около меня уже не оказался никто. Справа – поток автомобилей и трамвай. Осознав обстановку, я встал взывать: «Владыко, помоги!» Бросился вперед. Заскрипели тормоза… Я оказался распростертым на земле. Рядом со мною колеса трамвая, а около головы и распростертых рук – автомобиль. Сумка далеко в стороне. Слава Богу, чудом остался жив! Только чувствуется боль. Колени ободраны, по ладоням струится кровь. Но в больницу не пошел, ибо моя душевная рана была значительно болезненнее. Часто, вспоминая об этом событии, задаю себе вопрос: если бы я не обратился к Владыке, остался ли бы я жив? Едва ли… Получил благословение поступить в Духовную академию. Мне никак не хотелось становиться студентом, однако, не дерзая поступить по своей воле, я решил пойти на могилу Владыки и просил его помочь мне и умолить Господа, чтобы проявилась воля Божия. Я стал собирать документы. Серьезным препятствием оказалось то, что мой диплом о среднем образовании был уничтожен. Я пошел в школу, где раньше учился, чтобы достать дубликат. Как раз там выписывали дипломы для только что закончивших учеников последнего выпуска гимназии. К моему счастью, «случайно» у них оказался лишний формуляр. Кроме того, заместитель директора неожиданно согласился заполнить этот формуляр для меня. Пока чиновница заполняла документ, она спросила меня: «Понимаете ли вы, что этот диплом – для вас настоящее чудо? В подобных случаях мы посылаем данные в милицию, где в течение одного года совершается следствие по розыску документа. Затем в официальной газете потерянный диплом объявляют недействительным. Платите большой штраф, подаете заявление в Министерство просвещения и после утверждения прошения, вам может быть выдан дубликат. А вы сегодня получите оригинальный экземпляр и то сразу. Это чудо по молитве Владыки Серафима показало мне волю Божию и рассеяло мое нежелание стать студентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Реже других говорят от том, что знают или что-то слышали о предложениях Патриарха Кирилла в данном направлении, молодые люди, бездетные респонденты, респонденты, не имеющие работы, а также жители сел и поселков городского типа. Православные христиане (в особенности участвующие или желающие участвовать в церковно-приходской жизни) чаще всех оказываются  осведомлены о том, что Святейший Патриарх Кирилл направил руководству РФ «Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье, материнстве и детстве». 74% опрошенных признались, что впервые слышат об этих предложениях Его Святейшества. Чаще, чем в среднем, в этом признаются  молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (83%), рабочие (81%), граждане, имеющие образование ниже среднего (84%), а также жители Дальневосточного округа (86%). Итоги опроса прокоммментировал председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда : «Тот факт, что почти четверть (23%) населения страны знает про конкретную инициативу Патриарха Кирилла в сфере семейной и демографической политики, — положительный показатель интереса наших сограждан к социальной деятельности Церкви. Ведь россияне, к сожалению, в большинстве своем традиционно проявляют не слишком сильный интерес к проектам любых документов, которые могут быть приняты на уровне государства, за исключением узкой прослойки тех, кто активно интересуется политикой, гражданской сферой. Это одна из особенностей современного информационного общества: сегодня информации очень много, источников поступления этой информации множество, но люди оказываются весьма избирательны при выборе и усвоении тех сведений, которые действительно оказываются им нужны. К примеру, в последнее время большую, казалось бы, популярность по степени упоминаемости в СМИ приобрел антикоррупционный проект " РосПил " . Однако, согласно данным опроса " Левада-центра " , про основателя проекта, блогера Алексея Навального, знают лишь 6% россиян. И вместе с тем выясняется, что значительная доля людей помнит про " Предложения по совершенствованию национальной политики… " , которые, отмечу, были направлены Предстоятелем государственному руководству России почти полгода назад. Это означает, что стремление Церкви проявлять заботу о социально незащищенных людях, нуждающихся в поддержке государства, находит отклик. Конечно, для нас идеальным показателем были бы не 23%, а 100% — то есть осведомленность максимально возможного количества людей про идеи Патриарха по улучшению семейной политики. И рост этих данных относится к числу тех задач, которые мы решаем при развитии информационной деятельности нашей Церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1499844...

(утверждено Патриархом Московским и всея Руси 6 июня 2012 г.) I. Общие положения 1.1. Настоящие рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению включают в себя примерный перечень обязанностей, права и ответственность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению. 1.2. В своей деятельности штатный помощник благочинного руководствуется: • действующим законодательством Российской Федерации или других стран канонического присутствия Русской Православной Церкви; • Каноническим уставом Русской Православной Церкви; • постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов; • определениями Священного Синода; • указами Патриарха Московского и всея Руси; • документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» 30 ; • рекомендациями Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви; • указами и распоряжениями правящего архиерея; • уставом прихода Русской Православной Церкви 31 ; • распоряжениями епархиального отдела религиозного образования и катехизации (далее – ЕОРОиК); • данными рекомендациями; • распоряжениями благочинного округа; • иными, в том числе гражданскими, нормативными актами. 1.3. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению относится к категории специалистов, то есть сотрудников, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения той или иной работы. 1.4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению является сотрудником прихода, возглавляемого благочинным округа, либо иного прихода, относящегося к данному округу. 1.5. На должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению назначается православный верующий: • регулярно участвующий в церковных Таинствах, • имеющий хорошую репутацию в среде прихожан, • активно участвующий в жизни прихода. 1.6. Претендент на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению получает образование или подтверждает квалификацию в образовательном учреждении по подготовке катехизаторов. Наличие документа об окончании образовательного учреждения по подготовке катехизаторов (или обучении в нем) или документа о прохождении аттестации является необходимым условием для назначения на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Определили: Ведомость внести в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. V. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом магистерской диссертации преподавателя Суздальского духовного училища Евгения Воскресенского («Религиозно-нравственные, исторические и политические воззрения древнерусских летописцев. Опыт изложения») он назначает члена Совета – доцента по кафедре —307— русской гражданской истории Μ.Μ. Богословского; рассмотрение же магистерской диссертации преподавателя Лебединской мужской гимназии Николая Гальковского («Борьба христианства с язычеством в древней Руси. – Историко-литературное исследование») поручает, согласно постановлению Совета, – исправляющему должность доцента Академии по кафедре истории и обличения русского раскола И.Μ. Громогласову. Определили: Принять к сведению. VI. а) Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 4 октября за 2162: «Учебный Комитет имеет честь препроводить при сем в Совет Московской духовной академии, для сведения, копию циркулярного предложения Министерства Народного Просвещения Попечителям Учебных Округов, от 13 июня сего года за 14454, относительно проверки подлинности документов о среднем образовании лиц, обучающихся в высших учебных заведениях». б) Копию циркулярного предложения Министерства Народного Просвещения Попечителям Учебных Округов, от 13 июня с. г. за 14454: «Предпринятой Министерством Народного Просвещения проверкой подлинности документов о среднем образовании лиц, обучающихся ныне в высших учебных заведениях его ведомства, установлено, что некоторыми лицами, при прошениях о приеме в названные учебные заведения, были представлены подложные аттестаты и свидетельства зрелости или же подложные удостоверения других высших учебных заведений о пребывании в числе студентов. Пока обнаружено, что подложные документы о среднем образовании были изготовлены от имени следующих мужских гимназий: Виленской 1-й, Варшавской 2-ой и 6-ой, Лодзинской, Петроковской, Киево-Печерской, Тифлисских 1-ой и 3-ей, Кутаисской, Харьковской 3-ей, а подложные удостоверения от имени Варшавского университета. При этом подложными документами об образовании пользовались для зачисления как в студенты, так и в слушатели фармацевтических курсов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Урюпинской епархии представлена книга «Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесоборный периоды 1917-1930 гг.» 6 апреля 2019 г. 14:35 4 апреля 2019 года в Урюпинском художественно-краеведческом музее состоялась презентация книги секретаря комиссии Урюпинской епархии по канонизации святых иерея Евгения Агеева «Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесоборный периоды 1917-1930 гг.» Монография отца Евгения вышла в конце февраля в издательстве «Спасское дело». В книге представлены ранее неизвестные или малодоступные документы, в том числе, приходские летописи, газетные публикации, документы церковного делопроизводства и надзорных советских органов, следственные дела, воспоминания. В приложении к основному тексту приводятся часть Летовской летописи за 1918-1929 годы и книга решений Филоновского благочиннического совета за 1917-1920 годы. Особое внимание в книге уделено жизни приходов и духовенству станицы Урюпинской, поэтому она вызвала большой интерес не только местных историков и краеведов, но также членов клуба экскурсоводов «Серебряные волонтеры», жителей города. После приветствия директора музея Н.П. Яковенко со словом выступил руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, кандидат педагогических наук протоиерей Константин Зелинский. Он вкратце рассказал о содержании книги, отметил богатство фактического материала, простой язык и увлекательную подачу сведений, акцент на личностях конкретных людей и т.д. В свою очередь, автор рассказал о поразившем его активном участии в церковной жизни простых людей, о чем свидетельствуют документы первых послереволюционных лет. Приходские советы брали на попечение не только церковные, но и светские школы, занимались народным просвещением, работой с молодежью, множеством других общественных дел. Когда начались репрессии против Церкви, эти люди добивались открытия закрытых храмов, освобождения арестованных священников. Примером успешных усилий стало открытие урюпинского Покровского храма, который был закрыт три месяца. Священник ответил на вопросы присутствующих, все желающие смогли приобрести книгу. Один экземпляр передан в дар научной библиотеке музея. Начальник отдела культуры и туризма городской администрации Н.Ю. Мелованова поблагодарила отца Евгения за интересную встречу и подарила на память книгу об истории Урюпинска, выпущенную к 400-летию города. По материалам сайта Урюпинской епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010