• в разработке приходского листка или газеты; • подготовке и регулярном обновлении материалов информационного стенда прихода, касающихся катехизической деятельности (схема расположения икон, мощей и других святынь, материалы по истории храма, информация о всех формах катехизической деятельности, о крупных духовно-просветительских проектах других приходов и епархиальных просветительских мероприятий, информация о приходском катехизаторе, брошюры и памятки к Таинствам); • размещении на интернет-сайте прихода материалов информационного стенда прихода, анонсов и отчетов о проводимых приходом мероприятиях в области катехизации, материалов Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ЕОРОиК, благочиния, сведений об образовательных учреждениях по подготовке катехизаторов в епархии и пр. 2.3. Штатный помощник настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению осуществляет регулярное взаимодействие: • с приходскими сотрудниками ответственными за деятельность воскресной школы для детей, миссионерскую, социальную деятельность, работу с молодежью по вопросам катехизической деятельности; • помощником благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению, ЕОРОиК и по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности. 2.4. Штатный помощник настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению составляет: • годовой план работы, соотнесенный с планами по иной деятельности прихода; • годовой отчет о своей деятельности по соответствующей форме и предоставляет его помощнику благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению и в ЕОРОиК. 2.5. Штатный помощник настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению обязан: • соблюдать правила церковного благочестия и нравственности; • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности и послушания, возложенные на него настоящими рекомендациями; • исполнять иные обязанности, вытекающие из настоящих рекомендаций;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

44. Помимо вероучительных дисциплин на каждой ступени проводятся занятия по программам дополнительного образования, реализуемым Учреждением (хоровое пение, хореография, рукоделие, бисероплетение, изобразительное искусство и др.). 45. Учебный год в Учреждении рекомендуется начинать 14 сентября, в день церковного новолетия. 46. Учебный год в Учреждении рекомендуется заканчивать 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 47. Учебными днями являются суббота и воскресенье. По желанию учащихся и их родителей (законных представителей) могут быть организованы занятия в другие дни недели. 48. Учреждение может организовывать паломнические поездки, а также отдых в детских оздоровительных, православных, военно-патриотических и других лагерях. 49. В Учреждении используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Аттестация организуется и проводится в соответствии с «Положением о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей и подростков) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». 50. Аттестационная комиссия возглавляется директором Учреждения и формируется им из числа сотрудников педагогического коллектива Учреждения по согласованию с Учредителем. Общее рекомендуемое количество членов комиссии – не менее четырех человек. 51. Духовник Учреждения назначается Учредителем из числа священнослужителей прихода и заботится о духовно-нравственном воспитании учащихся и педагогического коллектива, являясь по должности членом аттестационной комиссии. 52. Выпускникам выдается документ об окончании Учреждения установленного Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви образца, заверенный печатью Учреждения. 53. Обучение в Учреждении бесплатное. 54. Учреждение вправе предоставлять на платной или бесплатной основе дополнительные образовательные услуги (подготовительные курсы, углубленное изучение предметов и т. п.). Учреждение имеет право на получение дополнительных финансовых средств за счет субвенций, предоставляемых бюджетами субъектов РФ. Решение о предоставлении дополнительных образовательных услуг принимает Учреждение по согласованию с Учредителем. В этом случае Учреждение заключает с заинтересованными лицами типовой договор о предоставлении дополнительных образовательных услуг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

2) овладение традициями церковнославянского языка: графическими, лексическими, грамматическими и другими с целью понимания богослужения и осознанного в нем участия; 3) наличие навыков чтения и понимания церковнославянских текстов. 15.3. В ходе изучения курса «Церковное пение»: 1) наличие представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека; 2) овладение основами культуры церковного пения: осмогласием, видами распевов, жанрами церковного пения (тропарь, кондак, стихиры, ирмосы, акафисты, основные песнопения Божественной литургии); 3) осознанное участие в церковном богослужении; 4) наличие навыков клиросного пения. 16. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися православного компонента основных образовательных программ общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви организует общую проверку уровня и качества подготовки обучающихся, итоговую успеваемость по всем учебным предметам православного компонента общего образования, используя разные формы внешнего контроля: мониторинги образовательных достижений обучающихся (общешкольные контрольные работы), интеллектуальные олимпиады, результаты Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», конкурсы научных и исследовательских работ, в том числе по православному краеведению, и другие. Промежуточный (текущий) контроль знаний обучающихся по всем учебным предметам православного компонента общего образования и их аттестация по итогам учебного периода (четверти, триместра, полугодия), учебного года самостоятельно осуществляется образовательным учреждением в соответствии с требованиями его устава и соответствующих локальных нормативных актов. Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов образования по всем предметам православного компонента общего образования должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие обучающихся в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, научно-практические конференции, различные выступления, участие в общешкольных, городских и районных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

е) обеспечение безопасности и здоровья детей и сотрудников воскресной школы во время учебно-воспитательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности. 77. Настоятель может являться и директором воскресной школы. 78. Директор воскресной школы (далее – директор) – сотрудник религиозной организации, назначенный на должность настоятелем для обеспечения учебно-воспитательного процесса в воскресной школе. 79. Директор воскресной школы: а) назначается и освобождается от должности распоряжением настоятеля; б) подотчетен в своей деятельности настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования; в) организует учебно-воспитательный процесс в воскресной школе; г) формирует штатное расписание; д) осуществляет распределение должностных обязанностей, контроль над деятельностью и уровнем квалификации работников; е) формирует аттестационную комиссию воскресной школы; ж) предоставляет настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования и катехизации ежегодный отчет о деятельности воскресной школы; з) по благословению настоятеля на основании доверенности представляет школу в государственных и муниципальных учреждениях, а также на епархиальных и общецерковных мероприятиях. 80. Духовник воскресной школы – священнослужитель Русской Православной Церкви, назначенный настоятелем для попечения о духовно-нравственной жизни учащихся и сотрудников воскресной школы. 81. Директор воскресной школы в священном сане может являться духовником по благословению настоятеля прихода. 82. Духовник воскресной школы заботится о духовно-нравственном воспитании детей и педагогического коллектива. 83. Формой самоуправления воскресной школы является педагогический совет воскресной школы. 84. Педагогический совет состоит из духовника, директора и преподавателей воскресной школы. 85. К компетенции педагогического совета воскресной школы относится: а) разработка концепции и определение основных направлений деятельности воскресной школы, обсуждение методик преподавания; б) определение порядка проведения итоговой аттестации;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

1.12. Текст грифа Отдела с указанием даты его присвоения размещается на лицевой стороне титульного листа в подзаголовочных данных издания. Редакция грифа и подзаголовочные данные не могут подвергаться изменениям со стороны издательства (издающей организации), автора, Издательского совета. 1.13. Срок действия грифа «Рекомендовано» – пять лет. Для учебников и учебных пособий один раз в пять лет необходимо подтверждение грифа с целью приведения их в соответствие со Стандартом православного компонента общего образования по предмету обучения. Срок действия грифа «Одобрено» устанавливается Советом на четыре года. Срок действия грифа «Допущено» – три года. Издания, имеющие гриф «Допущено» и прошедшие апробацию в соответствующих религиозных и образовательных учреждениях, при последующем издании получают гриф «Рекомендовано», который дается после положительного заключения Совета. Если за установленные сроки книга не издана, то необходимо получить подтверждение грифа Отдела – пройти установленную процедуру заново. 1.14. При проведении экспертизы изданий в каждом конкретном случае критерием экспертной оценки являются: соответствие православному вероучению, новейшим данным церковной науки, духовно-нравственная, просветительская и педагогическая ценность издания, соответствие культурным и историческим традициям Русской Православной Церкви (с учетом уровня и особенностей образовательной программы), требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату изданий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся, наличие уже изданных аналогов, а также уровню редакционной подготовки изданий и другое. 1.15. Рецензирование и экспертная оценка проводятся по инициативе заказчика (заявителя). Заказчиком проведения работ по рецензированию и экспертной оценке могут являться издатели (издающие организации), авторы (как юридические, так и физические лица). 1.16. Рецензирование и экспертная оценка осуществляются за счет средств заказчика. Размер платы включает в себя расходы на экспертизу (рецензирование), зависит от сложности, объема и иных существенных факторов и определяется в договоре между заказчиком и Отделом, рассчитывается по методике, разрабатываемой Отделом (...).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

9) любовь к ближним через социальное служение и жертвенность; 10) наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества; 11) наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»; 12) наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божиего мира, красоту и внутренний смысл православного богослужения; 13) бережное отношение к здоровью как дару Божиему; 14) бережное отношение к природе и всему живому. 14. Метапредметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать: 1) овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии; 2) формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия; 3) совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности, опыт духовной жизни, которые развивают такие качества ума, как память, понимание, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного и др.; 4) сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству; 5) умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; 6) овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову, помня наставления древнего книжника «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напаяющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания» 54 . 15. Предметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования с учетом содержания предметов должны отражать:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

• учет подготовленности обучающихся к принятию и усвоению духовного знания, к принятию Божественной истины; • построение уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач; • обеспечение вариативности и дифференциации православного образования; • соответствие содержания образования возрастным нормативам физического и психического развития детей на каждой ступени образования; • учет возможности социализации детей за пределами Церкви. Область применения Стандарта православного компонента общего образования: • педагогические коллективы православных общеобразовательных учреждений, иных общеобразовательных учреждений; • обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся православного вероисповедания или желающие приобщить своих детей к культурно-историческим традициям Православия; • епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации. I. Общие положения 1. Православный компонент общего образования (для конфессиональных образовательных организаций) – это система непрерывного православного образования, которая реализуется через внедрение в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви. Православный компонент общего образования (для иных образовательных организаций, выбирающих его в качестве основы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания) – это учебные курсы, дисциплины, предметы, модули, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви, реализуемые в общеобразовательных учреждениях путем включения в основные образовательные программы общего образования. 2. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ православного компонента общего образования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

3. Требования к разделам Православного компонента дошкольного образования Основной общеобразовательной программы дошкольного образования 3.1. В пояснительной записке говорится о том, что основной целью Православного компонента дошкольного образования является приобщение ребенка к ценностям и традициям Православия, а также целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, которое осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач: • обучающие задачи направлены на открытие и познание ребенком окружающего мира (дать первые понятия о Боге, вере и человеке, о мироустроении, культуре народа, Православной Церкви и православном храме, о семье как «малой Церкви» и др.); • воспитательные задачи должны заложить основы духовного опыта ребенка, нравственного сознания и поведения (воспитывать чувство сопричастности к жизни Церкви, заложить основы христианского образа жизни, благоговения к святыням, чувства любви и уважения к своему краю, Родине, своему народу и его культуре, уважительного отношения к старшим по возрасту, умение заботиться о младших и опекать их, бережно относиться к природе и др.); • развивающие задачи направлены на формирование внутреннего мира ребенка (совестливости) и навыка самоанализа собственных поступков путем приобщения к духовно-нравственным ценностям. 3.2. Организация режима дня детей в православном образовательном дошкольном учреждении реализуется с учетом возрастных особенностей детей, состояния их здоровья при проведении ими разных видов деятельности: игровой как ведущей деятельности, учебной, трудовой и др., а также должна способствовать приобщению детей к молитве как к естественной форме богообщения. Основным условием организации жизни детей в группе детского сада является создание социальной микросреды, помогающей ребенку активно общаться со сверстниками, преодолевать трудности, приобретать и закреплять знания и навыки, воспринимать группу как сообщество друзей. Немаловажным является взаимодействие педагогов детского сада с родителями в целях осуществления полноценного развития ребенка (чтобы семья и детский сад дополняли друг друга) (...).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

• знание десяти заповедей Божиих, заповедей блаженств; • умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи; • осознанное участие в таинствах Исповеди и Причащения. Умение использовать свои знания: • для выявления и осознания собственных греховных поступков; • построения исповеди и исправления грехов. Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей: • сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов; • раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви; • овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви. Предметные результаты изучения церковнославянского языка: • знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия; • знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка; • знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы; • знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса; • знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири; • знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен; • овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста; • умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые); • умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах; • умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч; • умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

17. Имущество Учреждения является собственностью Учредителя – «Местной религиозной организации православный приход храма (полное наименование Учредителя) епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления; 18. Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются: а) средства, выделяемые целевым назначением из государственного бюджета различных уровней бюджетной системы, а также целевые гранты общественных организаций и благотворительных фондов, в том числе международных; б) средства, выделяемые Учредителем; в) имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; г) доходы от разрешенной настоящим уставом предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности; д) добровольные пожертвования организаций и граждан; е) средства родителей (лиц, их заменяющих); ж) поступления за выполненные обучающимися (в процессе производственного труда) и сотрудниками Учреждения работы (предоставленные услуги) согласно договорам с государственными учреждениями и предприятиями, коммерческими и общественными организациями, а также за выполнение заказов населения; з) иные источники, не противоречащие действующему законодательству и нормативным актам Российской Федерации. 19. Права Учреждения на объекты интеллектуальной собственности регулируются действующим законодательством Российской Федерации. 20. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, приобретенным за счет средств Учредителя и закрепленным за ним на праве оперативного управления, в том числе отдавать в залог или обременять его иным способом. 21. Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности Учреждения, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в распоряжение Учреждения. 22. Учреждение владеет и пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя, целевым назначением имущества, настоящим Уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010