Наиболее ранние сведения о владениях католикосов-патриархов всей Грузии в К. относятся к XI в. Согласно дарственной грамоте католикоса-патриарха Мелхиседека I (1010-1033), мцхетскому кафедральному собору Светицховели были пожертвованы «в Кахети в Ахтани один убани (район.- Авт.); и Носорна, селение одно (возможно, в совр. Телавском муниципалитете.- Авт.); и в Эрети монастырь могущественный Лагодехи; и в Эрети же церковь Катехи с поступлениями ее (ныне в Белоканском р-не Азербайджана.- Авт.); и в Каки (ныне Гах в Азербайджане.- Авт.) купцов 12; и Зиари, селение большое (Дзерна, ныне с. Зарна в Гахском р-не Азербайджана.- Авт.)» (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 26-27; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 119). Согласно дефектному «Документу поступления Эрцо-Тианетской паствы» (XV в. по классификации и датировке И. Долидзе), к кон. XII в. католикос-патриарх Грузии владел 40 селами в Эрцо-Тианети, среди них - Жинвали, Питловани, Бодави, Цобени и др. (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 74-75; ПГП. 1970. Т. 3. С. 233-237). В «Иммунитетной грамоте владений католикоса в Картли, Кахети и Месхети» от 1 дек. 1392 г. перечислены более 60 сел и мон-рей К.: «могила Давида» (имеется в виду мон-рь Давидгареджи с могилой прп. Давида Гареджийского), «Додос-Рка (мон-рь Додо.- Авт.) - мон-рь и пустынь с их доходами», мон-рь Бочорма, «на Иори монастырь Сиони и мон-рь Квабта» (ныне в Сагареджойском муниципалитете), мон-рь Варцанской Божией Матери в сел. Шилда (ныне в Кварельском муниципалитете), «в Базари купцов армян и евреев дымов 27» (ныне в Белоканском р-не Азербайджана), а также села Шашиани (ныне в Гурджаанском муниципалитете), Акура (ныне в Телавском муниципалитете) и др. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 180-181; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 104-106). Распад единой Грузии, образование царства К. В 1466 г. правитель единой Грузии Георгий VIII (1446-1466) утвердился в К. как царь Георгий I (1466-1476) и отторг царство от Грузии, где власть перешла к Константину II (1466-1478). Столица независимого царства К. была устроена в Греми . На западе, по р. Арагви, К. граничила с Грузией (после окончательного распада единого государства - с царством Картли), на юге, по р. Куре,- с Карабахским бегларбегством, на юго-востоке - с Шеккским бегларбегством (оба в составе Ирана, в сер. XVIII в. выделились в самостоятельные ханства), на северо-востоке и севере - с владениями дагестан. князей. В течение XVI-XVIII вв. К. постепенно потеряла вост. провинции Цукети (Цахури), где сформировалось султанство Элису, а также Элисени, в которой поселились вольные общины чарцев, и Дидоети. В 1640 г. царь Теймураз I организовал поход на Дидости, «чтобы обратить их (дидойцев.- Авт.) от идолопоклонства и проложить дорогу в Россию и привлечь их на свою сторону», но цель не была достигнута ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 596).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

«Не смерть ли сих мучеников изображена на стене алтарной? – спросил я, потому что тут видны три инока и над ними человек в восточной одежде, занесший меч, – но для чего подле них олени?» «Нет, это не мученики, но блаженные отцы наши, радующиеся на небесах о мученических подвигах своих духовных чад. Тут написан великий авва Давид Гареджийский с двумя учениками Лукианом и Додо, которых питали млеком своим дикие самки оленей; а воин, занесший на них руку, – языческий обладатель сих мест Бубакар, нечаянно открывший пустынножителей в своих пределах. Но поднятая рука его засохла и исцелилась только молитвой Св. Давида; смягчился жестокий язычник и уверовал во Христа, не так, как неистовый шах Аббас, избивший столько мучеников. Будем теперь осматривать прочие церкви сей обширной лавры; вы удивитесь числу их и множеству келий, иссеченных в три или четыре яруса по отвесной скале. Ко многим уже недоступен вход, потому что обрушились лестницы, другие засыпаны землей: но вся эта западная сторона горы, обращенная к Куре, была жилищем отшельников; по крайней мере увидим то, что еще возможно». Так говоря, старец Архимандрит, несмотря на свои годы, стал бодро спускаться по обрывам скал, и мы последовали за ним вместе с наместником по таким стремнинам, где иногда не было даже места, куда бы поставить ногу. Земля беспрестанно осыпалась под нами и обрывались камни из наших рук, когда мы лепились вдоль утесов по отвесной стене их, чтобы заглядывать в устья опустевших келий или проникать в пещерные церкви, где понемногу отдыхали от трудного пути. Первая весьма тесная церковь , которая нам представилась в пещерах, была, как видно, посвящена святителю Николаю, потому что чудотворец написан на горнем месте подле иконы «Знамения Богоматери»; внутреннее устройство алтаря совершенно одинаково с верхней церковью мучеников. Потом взошли мы в более пространную пещеру, освященную в храм Благовещения; стенная живопись еще сохранилась на стенах. Лики Царя Баграта IV и Католикоса Иоанна, подносящих образ церкви святому Давиду Гареджийскому, свидетельствуют, что она была иссечена не позже XI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Преподобный Давид, остановившись у ворот, послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам, по великому смирению, посчитал себя недостойным войти во Святой Град. Преподобный Лукиан возвратившись, застал своего учителя стоящим на том же месте, погруженным в молитву. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный Давид взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащие у стены, и поспешил в обратный путь. Ночью Иерусалимский Патриарх Илия 122 видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит ее с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб она догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и только взял три камня около ворот. Тогда посланцы Патриарха взяли назад два камня, а третий оставили преподобному, и тот принес его в Гареджийский монастырь. С тех пор в Грузии существует предание, что три раза посетить Гареджийскую пустыню равно паломничеству в Иерусалим. На месте монашеских подвигов преподобных Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая двенадцать монастырей. Преподобный Давид погребен в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан. Гора Давида, возвышающаяся, будто крепость над Тбилиси, известна под названием Мтацминда (Святая Гора), как Афон – удел Богоматери. В пещере, где молился преподобный, из скалы течет родник, который народ прозвал «слезами Давида». Существует обычай, при бесплодии супругов молиться преподобном Давиду о даровании ребенка. В Гареджийской пустыне после краткой весны, которая расстилает свой яркий разноцветный ковер по земле, наступает знойное и засушливое лето. Цветы блекнут, трава засыхает. Кажется, что вокруг все вымерло и уснуло, как будто жизнь ушла в пещеры и недра скал. Гареджийская пустыня, с ее багряными закатами, становится похожей на царство смерти и молчания. Гареджи чем-то напоминает книгу Апокалипсиса, где символическими письменами описаны гибель мира и его будущее преображение. Сила молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

присного ученика преподобного Давида, именуемая ныне Иоанно-Крестительской пустыней, и другие. Так что через некоторое время во всех скалах, окружающих обитель святого Давида, были высечены пещеры для двенадцати святых обителей и для бесчисленного множества келий и киновий, которые существуют до сего дня. Обитель, основанная преподобным Давидом была самой маленькой из окружавших ее монастырей. Эти двенадцать обителей-Воскресенская (Мученическая), Бертубани ( " Квартал иноков " ), Святого Додо, Иоанно-Крестительская, Чичхитури, Тетрсенакеби ( " Белых келий " ), Магазана, или Мгвиме, Колагири, Мохатули ( " Расписанная " ), Веран-Гареджа, Пир-Укугмари и сама лавра святого Давида, Теперь все они в запустении, за исключением двух монастырей. Иноки Давидо-Гареджийской пустыни имели обыкновение, когда был храмовый праздник в какой-либо из обителей, сходиться в нее отовсюду и единодушно праздновали этот день. В 1651 году все братия встречали Пасху в монастыре Воскресения Христова В то несчастное для Иверии время зверонравный персидский шах Аббас I с бесчисленным войском напал на Грузию, предав всю страну разорению и опустошению Он, насытившись кровью христианской, отправился охотиться в степях Караягских, принудив ехать с ним святого царя Луарсаба. Шах превозносился своими делами подобно Навуходоносору и думал, что в Караягах не осталось ни одной живой души,-и что же? К величайшему своему удивлению, ночью, лежа в палатке и предаваясь мечтам, шах увидел, что на краю пустыни, на горе, движется бесчисленное множество огоньков: это монахи всей Гареджийской пустыни обходили крестным ходом маленькую церковь, воспевая радостное для всякой христианской души " " Христос воскресе! " Зверонравный в изумлении спросил своих приближенных: " Что это за огни двигаются на краю степи? " Приближенные отвечали ему, что это монахи гареджийские празднуют Пасху Христову. С яростью заревел алчный зверь: " А! Значит, не вся Грузия предана мечу! Еще остаются в живых монахи, а я думал,-говорил он,-что вся Грузия стерта под моими стопами! Изрубить всех их, чтобы к утру не осталось ни одной живой души, слышите? И все их жилища предать опустошению, и разоритьвсе до основания! " Напрасно приближенные просили и умоляли его пощадить ни в чем не повинных монахов: " " Напротив,-гово рили ему,-они в этой пустыне дают пищу и питие всем неимущим, приходящим к ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Раждену; агиографические сочинения о Раждене, об Иессее Цилканском, о царе Луарсабе, о Бидзине, о Шалве и Элизбаре, о царе Арчиле), Антоний I (Багратиони), Николоз (Магалашвили) (Житие и восхваление новоявленных мучеников Шио и пяти монахов. 1696-1700), Сулхан-Саба (Орбелиани) (с 1698 подвизался в Иоанно-Крестительской пуст. Гареджи, создал песнопение прп. Давиду Гареджийскому - Кекел. А 160), Григол Додоркели (Вахвахишвили) (Мученичество св. царицы Кетеван), Мариам-Макрина (Багратиони) (2 канона-гимна свт. Иосифу Алавердскому), Иессей (Эристави) (канон-гимн Бидзине, Шалве и Элизбару - Кекел. S 3269), Николай (Черкезишвили) (канон-гимн свт. Антонию Марткопскому - Кекел. S 1464), Роман (Эристави) (песнопение св. Додо Гареджийскому - Кекел. А 220). Из каллиграфов Гареджи известны: Закариа Моназони (Кекел. H 1030), Габриел (Сагинашвили) (Кекел. A 130), Иоби (Кекел. A 105, 121, 198, 1348), Давид (Вачнадзе) (Кекел. A 415), Иосеб (Эристави) (Кекел. A 100), Герман (Кекел. A 174), Роман (Эристави) (Кекел. A 220, 914), Порфирий (Кекел. H 902, 1433, 2436), Николоз (Вачнадзе) (Кекел. H 805, 1248, Q 300). В 1699 г. по инициативе родоначальника обновленной гареджийской школы настоятеля Давидгареджийской лавры Онуфрия Гареджийского (Мачутадзе) в мон-ре Иоанна Крестителя впервые был составлен груз. сборник (Кекел. А 160), включающий в основном жития сир. отцов, а также мученичества груз. святых и церковных деятелей. Нек-рые особенности рукописи дают основание предполагать, что часть вошедшего в сборник гимнографического материала была создана в Давидгареджи (напр., песнопения Давиду Гареджийскому Сулхан-Сабы (Орбелиани)). На основе этого сборника были определены принципы составления подобных произведений. Сулхан-Саба (Орбелиани). Портрет Сулхан-Саба (Орбелиани). Портрет Более обширный груз. агиографический сборник (оригинал не сохр.; ркп. 1713 г., переписчик - мон. Габриел (Сагинашвили) из Гареджи - Кекел. А 130) был составлен по заказу католикоса-патриарха Доментия IV (Багратиони) и стал образцом для всех последующих аналогичных произведений.

http://pravenc.ru/text/639853.html

С тремя сыновьями возвратился Бубакар на гору Давида и, нашедши Авву между его учеников, смиренно просил себе и своим крещения. Давид отослал князя с запасом принесенного им хлеба в многолюдную обитель Додо и велел идти оттоле священнику, окрестить его с домочадцами. Благодарный князь сам пришел опять в пустыню Гареджийскую и близ пещеры Давидовой выдолбил в скале обширную церковь , где теперь почивают мощи Святого. По прошествии многих лет, когда уже совершенно было устроено благосостояние всех обителей Гареджийской пустыни, блаженному Давиду пришло на мысль исполнить давнее желание своего сердца и прежде, нежели водворится в небесном Иерусалиме, посетить земной. Уроженец Сирии, он не успел в первые годы своих подвигов исполнить сего близкого тогда странствия и, зашедши в дальнюю страну по следам своего великого учителя Иоанна, с горестью помышлял, что такая великая святыня осталась ему чуждой. Верному сотруднику своему Лукиану поручил он собранное им стадо, a сам с некоторыми из учеников взялся опять за страннический посох и пошел через Сирскую свою родину на родину своего Господа и Владыки. Но когда уже достиг он желанной цели, когда с ближайших высот открылся ему в пустынном величии святой град, внезапный ужас объял святого старца и глубокое орудие проникло в смиренную душу: как дерзнет он грешными стопами попирать следы Богочеловека? Ах, многим ли или, лучше сказать, кому из нас, недостойных поклонников, приходила подобная мысль, несмотря на все бремя греховное, которым были обременены душевно и телесно! И что же? Блаженный старец остановился и, пройдя столь долгий путь, не смел довершить нескольких шагов! Учеников своих, как более себя достойных, отпустил он поклониться святыне, умоляя их вознести теплые молитвы и за грешного отца их над гробом Искупителя; а сам, простерши к небу руки и помолившись издали, в виду храма святого гроба, взял себе в благословение только три камня земли обетованной, оросил их слезами и пошел в обратный дальний свой путь. Но Господь не восхотел утаить от мира такой глубины смирения своего угодника.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

См. Картлис Цховреба на грузинском языке, Царь Баграт IV Великий, стр. 219, а о перенесении святых мощей-та же статья, стр. 222. 107 21 января (н. ст.) - Прим ред. 108 30 января (н. ет.) - Прим ред. 109 Фирман-указ государя в странах Ближнего и Среднего Востока - Прим. ред. 110 Впоследствии на месте стжжения св. Або, С.В.Сафонов, после полученного им исцеления от святого, устроил в каменной скале часовню. Но с течением времени она совершенно разрушилась. Мною в 1868 г часовня была возобновлена и украшена. 111 26 сентября по н. ст. Житие и страдание святой сначала было описано очевидцем ее жесточайших мучений, затем ее страдание описал в стихах царь Теймураз I, сын ее, затем царь Имеретинский Арчил II, дядя царя Иессея, отца Католикоса Антония I, описал также страдания ее в стихах Георгий, иеромонах обители святого преподобного Додо Гареджийского, потом блаженный Виссарион, Католикос Иверский (+ 1724г.), затем царевич Вахуштий, в своем описании Кахетии, и Католикос Антоний I, по настоянию и просьбам своей бабушки по матери, дочери царя Ираклия I, блаженной памяти царевны, монахини Макрины. Кроме того, свидетелями жесточайших мучений великомученицы были монахи Августинского ордена.См. Аррат. in annal. - 1617 п. 9 Bise1. Med. Hist. sepm. 3, Историю Церкви Флери, том 55, стр. 694, издание латинское. 112 По грузинскому обычаю прежнего времени, который отчасти сохраняется и теперь, дети с самого раннего возраста учились Священному Писанию, и в этом заключалось их первоначальное воспитание, отчего так твердо укрепилось и стояло в Грузии Православие, тогда как вся Передняя Азия в то время была населена дикими варварами. 113 См. о нем " Картлис Пховреба " , на грузинском языке, стр.114 - 123. Царь Теймураз умер схимником в 1663 году в персидском городе Астрабаде - (Астрахан - Б.С.), откуда тело его перевезено было в Алавердский собор и предано земле. Он описал в стихах мученичество своей матери, его перу принадлежат стихотворение " Роза - Соловей " и многие другие. 114 Мудрая Кетевань знала, что старый царь Александр любит Георгия и поэтому может завещать престол ему, а не законному наследнику Теймуразу. Знала также, что Георгий, сделавшись царем, может легко погубить Теймураза. Поэтому, призвав к себе своего вельможу Шермазана Чолокаева, взяла с него клятву в верности себе и своему сыну и с ним послала Теймураза к персидскому шаху Аббасу I как заложника. Шах воспитал Теймураза, и тем юноша был спасен от погибели. См. Картлис Цховреба, статья Царь Давид II, стр.112. 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Этот монастырь, отдаленный от Лавры, отличался особенно строгим уставом. К концу XIX столетия последние монахи покинули его и перешли в Лавру. Они захотели перенести туда мощи преподобного Додо, но святой и по смерти своей желал безвестности и уединения: со временем место его погребения оказалось забытым. Как и при жизни, духом своим он был близок преподобному Давиду, но своего уединения не покидал. В 20-х годах XX века монахи были изгнаны из Лавры. Храмы - разрушены. Пещеры - перерыты в поисках золота, некоторые - взорваны, но монастырь хранит то сокровище, которое невозможно похитить и уничтожить, - это благодать подвижников, которые жили здесь. Монастырь открыт снова. Зажжена пока одна малая свеча, но эту свечу держит в своих руках преподобный Давид Гареджийский. Травинки, пробившиеся сквозь асфальт Одна из картин моего детства, запечатлевшаяся в памяти, - это густая трава и кусты, которые росли у забора нашего дома, выходившего в тихий, безлюдный переулок. Теперь он похож на русло высохшей реки; земля покрыта слоем асфальта, как будто замурована в огромном склепе. Ни дожди, ни лучи солнца не проникают через этот мертвый панцирь. Здесь ни на чем не задерживается взгляд, он безразлично скользит по поверхности кирпича и асфальта. Но как-то случайно я вдруг увидел траву, пробившуюся сквозь щели в асфальте; это были несколько чахлых пожелтевших стеблей, но они самым видом своим, казалось, говорили, что жизнь здесь все-таки не полностью убита. Эти травинки, не задавленные тяжестью асфальта, не погребенные под ним, как под могильным камнем, показались мне героями, которые бросили вызов монстру, именуемому " прогресс " . Когда я встречаю людей, сохранивших в этом мире, лживом и развратном, чистоту души и веру, я вспоминаю эти росточки, пробившие плотный панцирь асфальта. Весь уклад современной жизни напоминает план всемирного масштаба: как усыпить и уничтожить дух человека - внутреннее око, устремленное к вечности, как приковать человека к земле, точно каторжника к галере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Богородица с Младенцем и с предстоящими архангелами. Мозаика в конхе апсиды ц. Рождества Пресв. Богородицы в мон-ре Гелати. Ок. 1130 г. Богородица с Младенцем и с предстоящими архангелами. Мозаика в конхе апсиды ц. Рождества Пресв. Богородицы в мон-ре Гелати. Ок. 1130 г. В интерьере собора, несмотря на стилистическое разнообразие слоев живописного декора, господствует алтарная мозаика: на золотом фоне представлена в рост Богородица в имп. одеждах, с Младенцем на руках, по сторонам - архангелы Михаил и Гавриил. Высокий художественный уровень выполнения мозаики, ее изысканное цветовое решение, богатство тонов мелкой смальты, к-рой набраны фигуры архангелов (особенно лики и крылья), позволяют предположить, что в ее создании принимали участие к-польские мастера, однако отличный от визант. тип образов, равно как и линейный стиль изображения, свидетельствуют о том, что мозаичная композиция была выполнена местным мастером, получившим образование в Византии. В росписи нартекса представлены редкие для христ. живописи того времени изображения семи Вселенских Соборов с пространными пояснительными надписями. Включение их в программу декора могло быть обусловлено важным событием в церковной жизни страны - Руис-Урбнисским Собором, созванным св. Давидом Строителем. Конфессиональная ориентация Грузии определила сюжет изображения на одном из окон нартекса - сцену чудотворения вмц. Евфимией, связанную с IV Вселенским Собором (451) (благодаря мощам святой был разрешен спор о монофизитстве). Вознесение креста. Роспись церкви мон-ря Удабно в Гареджи. XIII в. Вознесение креста. Роспись церкви мон-ря Удабно в Гареджи. XIII в. Др. ведущая живописная школа той эпохи связана с Гареджи - обширным монастырским комплексом в полупустынной местности Вост. Грузии, основанным в VI в. прп. Давидом Гареджийским. Фрески, сохранившиеся в церквах пещерных мон-рей Гареджи, в их трапезных, мартириях и кельях, образуют группу росписей, складывавшуюся в IX-XIII вв. Росписи отличаются от памятников др. регионов Грузии своеобразием иконографических программ, стиля, композиционным построением, теплым, предельно простым колоритом (желтоватая охра, темно-красный, зеленый, белый). Наряду с сюжетами цикла двунадесятых праздников в них часто включены образы аскетов и столпников, а также прп. Давида Гареджийского, в т. ч. сцены из его Жития. В росписях трапезных представлены сюжеты: «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря», «Чудо умножения хлебов». Фрески пещерных мон-рей IX-XIII вв., св. Додо, Саберееби, Цамебули, Удабно, св. Иоанна Крестителя, Бертубани отражают непосредственность художественного видения, присущую монастырскому искусству в целом, что роднит их с росписями каппадокийских храмов.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Стефан – (казанский) мрт. 24, (комельский) июня 12. Тит – авг. 28. Тихон – (луховский) июня 26, (медынский) июня 16, (соколовский) в первое воскресенье после 29 июня. Трифон – (вятский) окт. 8, (печенгский) дек. 15. Филипп – нбр. 14. Харитана – окт. 5. Харитон – снт. 28. Ярополк – нбр. 22. Феодор – (новгородский) янв. 19, (острожский) авг. 28, (печерский) авг. 28, (суздальский) июня 8. Феоктист – дек. 23 и янв. 23. Феофил – (новгородский) авг. 28, (омучский) окт. 21, (печерский) снт. 28 (сн. 179 стр.). Ферапонт – дек. 12 и мая 27. III. Указатель имен грузинских святых Або – янв. 8. Авив – нбр. 29. Антоний – янв. 19. Арчил – июня 21. Бидзин – снт. 18. Гавриил – июля 12. Георгий – июня 27 и нбр. 10. Гоброн – нбр. 17. Григорий – окт. 5. Давид III – (царь) янв. 26, (преподобный) мая 7 л в четв. по Вознесении, (мученик) мая 18, (князь) окт. 2. Додо – в среду по Вознесении. Евстафий – июля 29. Евфимий – мая 13. Зенон – мая 7. Иларион – нбр. 19. Исаак – снт. 16. Исе – дек. 2. Исидор – мая 7. Иоанн – мая 7, июля 12. Иосиф – снт. 15 и 16. Кетевань – снт. 13. Константин – окт. 2 и нбр. 10. Луарсаб – июня 21. Михаил – мая 7. Неофит – окт. 28. Пирр – мая 7. Ражден – авг. 34. Стефан – мая 7. Сухий – апр. 15. Тамара – мая 1 и в нед. Мироносиц. Таричан – мая 18. Шалва – снт. 18. Шио – мая 9 и в четв. Сырной нед. Шушаника – авг. 28. Элизбар – снт. 18. Фаддей – мая 7. Пр.-мучч. Гареджийские – во вторн. Пасхи. Чудесный столп и хитон Господень – 1 окт. Отдел церковно-практический (Канонические, церковно-уставные и церковно-гражданские постановления, распоряжения местных Епархиальных Начальств, разъяснения, мнения, заметки и советы редакций духовных журналов и частных лиц по вопросам церковной практики). Примечание Так как указанные постановления имеют общеобязательное значение в пределах всей православной Российской Церкви, а распоряжения местных Епархиальных Начальств обязательны только в пределах той епархии, где они изданы, и те же распоряжения для других епархий, равно как разъяснения, мнения и советы редакции и частных лиц по вопросам пастырской практики, могут к имеют лишь некоторое руководительное значение для уразумения точного смысла общеобязательных постановлений и способа их применения к тем или другим частным случаям, – то для различения значимости помещенных в этом отделе сведений необходимо обращать внимание на поставленные в тексте цитаты, откуда заимствованы эти сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010