1868. 3. С. 81-84; Бердзенов И. Мон-рь св. Додо//Дроеба. 1881. 10 июня. 118. С. 3; Сабинин М. Мой ответ И. Г. Бердзенову//Там же. 27 июня. 133. С. 3 (на груз. яз.); Каллистрат [Цинцадзе], иером. Пустынь св. Давида Гареджели. Тифлис, 1884 (на груз. яз.); Кирион (Садзаглишвили), еп. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давида Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); он же. Давид Гареджели и его Лавра. Тифлис, 1901; Какабадзе С. Архетипы житий сир. отцов//Исторический сб. Тбилиси, 1926. Т. 1. С. 1-18, 36-42; Peradse G. Die des in Georgien. Gotha, 1927. S. 1-41; Чубинашвили Г. Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 41-53; Кекелидзе К. К вопросу о прибытии сир. отцов в Картли// Он же. Этюды. Т. 1. С. 82-107 (на груз. яз.); Абрамишвили Г. Цикл Давида Гареджели в груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); он же. Роспись мартирия в Бертубани//Спектр. Тбилиси, 1998. 1. С. 52-57 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Романоз Эристави и его неизвестное сочинение//Мравалтави. 1973. Вып. 2. С. 75-93 (на груз. яз.); он же. Жития сир. отцов: О взаимоотношении архетипов//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Поминальные дни груз. святых и праздников по др. груз. рукописям//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 96-109 (на груз. яз.); Вольская А. Росписи средневек. трапезных Грузии. Тбилиси, 1974. С. 30-97; Tomekovic S. Les du cycle peint de la vie de David Garejeli (IXe/Xe - debut du XIIIe des et caucasiennes. 1986. Vol. 2. Р. 114-134; Eastmond A. The Cult of St. Davit Garejeli: Patronage and Iconographic Change in the Gareja Desert//Монастырская жизнь в пустыни: Гареджа и Христ.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Служебник (груз. от греч. 1710 г. в соответствующих частях близко следует списку Кекел. А 448 и состоит из диатаксиса всенощного бдения патриарха Филофея, формуляров литургий святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров, заамвонных молитв на важнейшие праздники, отпустов, чинов хиротоний (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 197). Требник 1713 г.- перевод Киприана Самтависского. Из гимнографов этого времени наиболее известны Николай Магалашвили (автор последования прмч. Шио Гареджийскому), Сулхан-Саба (Орбелиани) (автор последования прп. Давиду Гареджийскому), Григорий Додоркели (Вахвахишвили) (автор последования вмц. Кетеван), католикос Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) (автор последований св. Исе Цилканскому, св. Раждену, Живоносному Столпу (Светицховели)), Мариам-Макрина Багратиони (автор последования св. Иосифу Алавердскому), Иессей Эристави (автор последования св. мученикам Бидзине, Шалве и Элизбару), еп. Руставский Николай (Черкезишвили) (автор последования св. Додо Гареджийскому), Роман Эристави (автор иного последования св. Додо Гареджийскому) (см.: Кавтария. 1977. С. 119-319), еп. Николай (Орбелишвили) (стихиры мн. груз. святым, см.: Tarchnischvili. 1955. S. 256). В целом это время можно охарактеризовать как подъем груз. литургического творчества. Требник. 1829 г. (ЛМГ) Во время эмиграции в 1724 г. царя Вахтанга в Россию за ним последовало много грузин. В России была впервые напечатана груз. Цветная Триодь, исправленная по слав. образцу (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. C. XXIII). Решающей в славянизации груз. богослужения стала деятельность католикоса Антония I (Багратиони) и его окружения. В 1750 г. в Тбилиси появилось издание исправленного по слав. образцу груз. Служебника, к-рый стал точной копией слав. Служебника (не считая сокращения Учительного известия).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Давид с благословляющим жестом помещен среди образов ктиторов в росписи главной церкви (1-я пол. XI в.) и в ц. Благовещения (кон. XIII в.) мон-ря Удабно, в главной церкви мон-ря Натлисмцемели (кон. XII в.). Фронтально Давид представлен в росписях трапезной мон-ря Удабно (1-я пол. XI в.), ц. свт. Николая в Кинцвиси (нач. XIII в.), главной церкви в Ананури (кон. XVII - нач. XVIII в.), вместе с Лукианом - в малой молельне в верхнем дворе Давидгареджийской лавры (нач. XIX в.), в числе 13 сир. отцов в церкви мон-ря Марткопи (1856). Изображение Д. и Л. Г. сохранилось на миниатюре в сб. Житий XVII в. (Кекел. S 3269. Л. 24). Давид представлен на груз. иконе XIV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), вместе с прп. Додо на иконе из иконостаса предположительно сер. XVIII в. (происхождение неизв.; ГМИГ), в числе 12 сир. отцов на иконе XIX в. из мон-ря Шиомгвиме (ГМИГ), вместе с преподобными Иоанном Зедазнийским, Шио Мгвимским и Додо Гареджийским на иконе XIX в. (ГМИГ). Лукиан изображен на иконе из мон-ря св. Додо (кон. XVIII - нач. XIX в., ГМИГ). сохранился негатив, сделанный Д. Ермаковым в XIX в. (ГМИГ) с иконы Давида (вероятно, XVIII в.) с 7 житийными клеймами. Аналогична ей икона кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИГ). Источники: Сабинин. Рай. С. 265-286 (на груз. яз.); Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Вып. 10. Т. 4. (Вып. 1); Абуладзе И., сост. Древние редакции Житий сир. подвижников в Грузии. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); Житие и деяния св. отца нашего Давида Гареджели//ПДГАЛ. Т. 1. С. 229-240 (на груз. яз.); То же (метафрастическая редакция)//Там же. Т. 3. С. 170-207 (на груз. яз.); Житие св. и богоносного отца нашего Давида Гареджели Пустынника (метафрастическая редакция)//Там же. 1971. Т. 3. С. 291-311 (на груз. яз.); Житие св. отца нашего Давида Гареджели (синаксарная редакция)//Там же. Т. 4. С. 407-415 (на груз. яз.); Гавриил Мцире. Житие и деяния преподобного и блаженного отца нашего схимника Онисифора//Там же. Т. 5. С. 115-122 (на груз. яз.); он же. Боговдохновенные повествования, весьма полезные для душ, любящих Господа/Ред.: З. Схиртладзе. Тбилиси, 2002 (на груз.

http://sedmitza.ru/text/709007.html

Каждый понимает другого без слов, как бы видит его душу насквозь, так что отпадает надобность в посреднике между людьми - в человеческой речи. Затем, насытившись, как после роскошной трапезы, отшельники встают со своих мест, кланяются друг другу и каждый идет в свою сторону. Иногда они вместе идут по пустыне: один вслух читает Иисусову молитву, а другой внимает ей. Когда в пустыне собрались монахи, то Давид, отлучаясь из Гареджи, поручал их преподобному Додо, который не выходил из Гареджи, как будто она была островом среди океана, - он любил молчание и безмолвие. Преподобный Додо был похоронен в монастыре Иоанна Крестителя - величайшего из пустынников. Этот монастырь, отдаленный от Лавры, отличался особенно строгим уставом. К концу XIX столетия последние монахи покинули его и перешли в Лавру. Они захотели перенести туда мощи преподобного Додо, но святой и по смерти своей желал безвестности и уединения: со временем место его погребения оказалось забытым. Как и при жизни, духом своим он был близок преподобному Давиду, но своего уединения не покидал. В 20-х годах XX века монахи были изгнаны из Лавры. Храмы - разрушены. Пещеры - перерыты в поисках золота, некоторые - взорваны, но монастырь хранит то сокровище, которое невозможно похитить и уничтожить, - это благодать подвижников, которые жили здесь. Монастырь открыт снова. Зажжена пока одна малая свеча, но эту свечу держит в своих руках преподобный Давид Гареджийский. Травинки, пробившиеся сквозь асфальт Одна из картин моего детства, запечатлевшаяся в памяти, - это густая трава и кусты, которые росли у забора нашего дома, выходившего в тихий, безлюдный переулок. Теперь он похож на русло высохшей реки; земля покрыта слоем асфальта, как будто замурована в огромном склепе. Ни дожди, ни лучи солнца не проникают через этот мертвый панцирь. Здесь ни на чем не задерживается взгляд, он безразлично скользит по поверхности кирпича и асфальта. Но как-то случайно я вдруг увидел траву, пробившуюся сквозь щели в асфальте; это были несколько чахлых пожелтевших стеблей, но они самым видом своим, казалось, говорили, что жизнь здесь все-таки не полностью убита. Эти травинки, не задавленные тяжестью асфальта, не погребенные под ним, как под могильным камнем, показались мне героями, которые бросили вызов монстру, именуемому прогресс . Когда я встречаю людей, сохранивших в этом мире, лживом и развратном, чистоту души и веру, я вспоминаю эти росточки, пробившие плотный панцирь асфальта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

1938. С. 24, 54, 56; Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 118, 121; Кератишвили. 1969. С. 54; КГН. 1980. Т. 1. С. 316; Муравьёв. 1981. С. 222, 235; Каухчишвили. 1999. Т. 1. С. 33, 34. 2000. Т. 2. С. 299, 300). Церковный деятель и путешественник XVIII в. еп. Тимофей (Габашвили) в своих «Путешествиях» упоминает еп. Ниноцминдского Иоанна, к-рый подвизался на Св. Горе Афон после преподобных Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев ( Тимофей (Габашвили). 1956. С. 22), в связи с чем можно поставить вопрос о тождестве этого Иоанна и архиеп. Иоанна, известного по надписи на кафоликоне мон-ря Ниноцминда, к-рый впосл. подвизался на Афоне. С XII по XVI в. сведения о Н. е. в источниках отсутствуют, в то время как документы XVI - нач. XIX в. содержат много информации о ниноцминдели и Н. е. По мнению Б. Ломинадзе, ниноцминдели неск. раз занимали должность архимандритов гареджийских мон-рей: с XVI в. до 1739/40 г. и в 1764-1810 гг. (Давидгареджийской лавры), с XVI в. до 1760 г. (мон-ря Додо), с XVI в. до 80-х гг. XVII в. и с 1760 г. (мон-ря Натлисмцемели) ( Ломинадзе. 1966. Т. 1. С. 146). М. Шаоршадзе внесла уточнения в этот список. Так, ниноцминдели были архимандритами лавры Давидгареджи с XVI в. до 1737 г. Ниноцминдели Иосиф (Вачнадзе) передал в 1737 г. управление лаврой еп. Некресскому Иоанну (до 1751, затем лаврой управлял еп. Бодбийский до 1760) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 843). После этого управление лаврой вновь вернулось к ниноцминдели (1760-1810). Мон-рем Додо ниноцминдели управляли с XVI в. до 1760 г. и с 1794 г. до упразднения мон-ря в нач. XIX в.; мон-рем Натлисмцемели - с XVI в. до 1692/93 г. и с 1760 г.- до нач. XIX в. (в 1692/93 - 1760 гг.- Кацаретский (Самебский) архиерей). Примечательно, что на протяжении XVI-XVIII вв. передача гареджийских монастырей др. епископам носила временный характер и производилась с разрешения Ниноцминдского архиерея в зависимости от ситуации, в то время как в правовом отношении «благословителем» мон-рей всегда оставался ниноцминдели ( Шаоршадзе. 2008. С. 113-134). Над зап. входом в кафоликон Ниноцминды сохранилась надпись ниноцминдели Николая (Андроникашвили), в к-рой указано, что в 1671 г. он «обновил снаружи кирпичом» храм, заказал новый иконостас, «построил и полностью украсил ворота» ( Ростомашвили. 1901. C. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/Ниноцминдская ...

Ученик воспринимает встречу со своим учителем, как обновление и воскрешение своей души. Он чувствует свое сердце воскресшим Лазарем, пребывавшим во тьме могилы, а теперь вновь видящим свет. Ученик видит в учителе своего Ангела-хранителя, а в глазах его - небо. Когда авва говорит со своим учеником, то он как будто на камне резцом вырезывает каждое слово. Как луна заимствует свой свет от солнца, так Лукиан заимствовал духовную мудрость и силу от своего учителя. Даже смерть не разлучила Давида и Лукиана. Их могилы находятся рядом в пещерном храме, как два родника, бьющие из скалы, потоки которых соединяются воедино и орошают Гареджийскую пустыню. Когда преподобный Давид вступил в Гареджи как в свое новое владение, он встретил подвижника, который прожил там долгие годы - преподобного Додо. Так некогда, на заре монашества, преподобный Антоний встретил в дебрях Египетской пустыни преподобного Павла Фивейского. С тех пор Додо стал духовным другом преподобного Давида. У пустынников особая любовь друг к другу. Это тень и образ той любви, которую будут иметь святые в Небесном Царстве. Один пустынник для другого - как бы живая икона, явление в человеке Божественного света на земле. Они видят красоту этого Божественного света и потому смотрят друг на друга с великим благоговением. О чем беседуют пустынники между собой? Редко о богословских вопросах. Они говорят о борьбе со страстями, ибо в свете молитвы пустынникам особенно глубоко видна бездна человеческого сердца; о демонических видениях, которые встречают монаха в пустыне, как миражи - путников в Сахаре; о том, как различать духов света от духов тьмы; и главное, о сокровище монаха - Иисусовой молитве, которая звучит в сердце пустынника как эхо среди гор. Иисусова молитва похожа на четки из драгоценных камней: так каждое слово ее, повторяемое раз за разом, озаряется новым сиянием, сверкает новыми цветами, открывается в новой глубине и красоте; на чистый ручей, тихо струящийся из самого сердца; на таинственную песнь, которую поет душа. Отшельник как бы ощущает слова Иисусовой молитвы, звучащие в сердце другого, и радуется им, как царской короне, венчающей чело его друга. Но чаще всего отшельники сидят друг от друга поодаль и беседуют между собой молча, как ангелы, о том, что выше слов. Они похожи на две свечи, свет которых сливается в одно сияние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

С той горы, куда часто восходил для молитвы блаженный Авва, указал мне Архимандрит еще две обители из числа двенадцати, в двух противоположных сторонах. «Видите ли, – сказал он, – вдали, как бы на расстоянии одного часа по направлению того же кряжа горы, на котором мы стоим, утес, выдавшийся над Карайской степью, и на нем будто признаки зданий? Это Бертубани, собственно, участок иноков по значению слова, одна из больших обителей сей Фиваиды, не уступающая своими остатками лавре Моцамети. А вот гораздо ближе, на той стороне ущелья Гареджийского, видны в скалах несколько ярусов, иссеченных келий, и внизу их развалины: это бывший общежительный монастырь Додо, позже всех оставленный иноками. Я помню последнего старца, который сиротел там, постепенно, пережив всю свою братию, переселился наконец в ближайшую обитель Св. Давида, ибо уже не мог долее оставаться на гробе блаженного Аввы Додо. И самый гроб сей, только в прошедшем году, завален был обрушившимся на него утесом, так что невозможно более подступить к нему, как будто бы угодник Божий хотел даже утаить от нас или, быть может, от зверей хищных, могилу свою, брошенную нами в пустыне. Итак, – продолжал Софроний, – вы уже видели, вблизи или вдали, пять обителей из числа двенадцати; остальные слишком далеко рассеяны, чтобы вам можно было посетить их в короткое время. Но спустимся к общей их матери, в самую лавру Давидову, на гроб великого отца нашего, который и доселе охраняет своими молитвами малый остаток некогда многочисленных чад своих». Лавра Св. Давида Мы стали спускаться по каменистой тропе, в расщелину утесов, которая, расширяясь, мало-помалу образует ущелье Гареджийское. Между голых скал начала показываться тощая зелень миндалей и гранат, сперва одиноких, потом более частых, составляющих убогий сад монастыря. Пещера в полугоре источает родник из-под мрачных сводов, который поддерживает скудную растительность между утесов: этот источник испрошен был молитвой Давида и носит поэтическое название его слез, ибо слезы сии пробили жесткость камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Как повествует Житие, они молились под открытым небом, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления, питались травой, кореньями и молоком, к-рое давали 3 лани с детенышами (этот эпизод стал одним из наиболее ярких иконографических сюжетов в росписях Гареджи). С ланями связаны еще 2 житийных эпизода: о драконе, похитившем одного из детенышей и испепеленном ангелом, и об охотниках, гнавшихся за ланями. Эриставом Рустави Бубакаром в скале напротив пещер отшельников была высечена первая небольшая церковь зального типа, освященная в честь Преображения Господня. В Житии описывается, как однажды, преследуя во время охоты фазана, Бубакар оказался рядом с молящимся Давидом, который попросил сохранить птице жизнь. Разгневанный охотник схватил меч и хотел ударить Давида, но его рука окаменела. Потрясенный чудом, он исповедал Христа и был исцелен. Когда по молитве Давида выздоровел и сын Бубакара, эристав вместе с семьей и домом крестился. Вскоре в пещерах стали селиться люди, также искавшие уединения, и образовался мон-рь, позже получивший название Давидгареджийской лавры. Рядом стали возникать новые обители. Ученик Давида прп. Додо Гареджийский по благословению учителя основал напротив лавры мон-рь Додос рка (груз.- ветвь Додо) во имя Пресв. Богородицы; Лукиан, согласно местному преданию,- монастырь Натлисмцемели (груз.- Креститель) во имя св. Иоанна Предтечи (ПДГАЛ. Т. 1. С. 239; Чубинашвили. 1948. С. 31-32). Обители были устроены по сир. общежительному уставу, рядом с мон-рями подвизались аскеты-отшельники. В Житии сообщается о чуде, совершенном Давидом: вняв мольбам монаха, жаловавшегося на горькую воду Гареджи, он претворил ее в сладкую. С именем Давида связано появление Камня благодати, чудотворной святыни Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и ценнейшей реликвии Гареджи.

http://sedmitza.ru/text/708977.html

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/Ниноцминдская ...

2002. С. 41-44). Согласно Житию, на могиле Д. Г. находилось его изображение, на стене -роспись на сюжет о вознесении его души ангелами (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 418), что подтверждают и сведения участника перенесения мощей в 1880 г. (Кекел. S 3283d). Сабинин писал, что, когда они поднялись в мон-рь преподобного, с трудом нашли погребальную церковь Д. Г., «которая была целиком заполнена песком и илом. Сначала стали чистить, после чего появилась могила преподобного Додо, на которой был нарисован образ в арке обернутого в мантию преподобного» (Сабинин. Рай. С. 638). Плита была разбита при перезахоронении мощей и утрачена. Возможно, она относилась к более позднему периоду, т. к. жизнь в мон-ре Додос Рка не прекращалась до кон. XVIII в.тав В алтарной конхе церкви-усыпальницы Д. Г. сохранилась роспись «Слава Христа» (IX в.), до 20-х гг. ХХ в. в верхней части сев. стены еще было видно симметричное изображение всадников, великомучеников Георгия и Феодора Стратилата, внизу - образы 3 старцев, Д. Г. и др. гареджийских подвижников (Схиртладзе. 1991. С. 109-112). Известны 2 иконы с изображением Д. Г. в виде старца с длинной белой бородой, в черном с крестами облачении схимонаха и в куколе: вместе с прп. Давидом на иконе из иконостаса предположительно сер. XVIII в. (происхождение неизв., ГМИГ. V 64) и вместе с 3 сир. отцами: преподобными Иоанном Зедазнийским, Шио Мгвимским и Давидом Гареджийским, на иконе XIX в. (ГМИГ. V 13). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел Додо Гареджийский, прп. .

http://pravicon.com/info-2189

  001     002    003    004    005    006    007    008