По преданию, Д. Г. еще при жизни удостоился даров чудотворения и власти над нечистым духом. В Житии указано, что он управлял Додос Рка 25 лет (по др. ркп.- 52 года) и скончался в возрасте 90 лет (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 415). Преподобный похоронен в мон-ре Додос Рка в своей келлии, на месте к-рой в IX в. была высечена малая купольная церковь. По свидетельству Жития, «пыль из могилы святого исцеляла людей от всех болезней. На могиле изображен лик святого в виде усопшего, в то время как на стенах его могилы - сцена его вознесения ангелами на небеса» (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 418). По сведению письменных источников XVIII-XIX вв., в основном из архивных материалов свящ. П. Карбелашвили (ЦГИАГ. Ф. 1461. Ед. хр. 47), а также эпиграфического материала, усыпальница Д. Г. находилась в сев. рукаве малой купольной церкви; по описанию Сабинина, во 2-й пол. XIX в. усыпальница и храм были засыпаны песком (Сабинин. Рай. С. 292; он же. 2004. С. 549). 16 марта 1880 г. по инициативе Сабинина гробница Д. Г. была вскрыта, «очистили церковь, и показалась могила, гладко оштукатуренная, а на ней изображен лик преподобного Додо, и имела могила отверстие для продевания руки в нее, дабы богомольцы брали оттуда землю для евлогии и приходящих с упованием» (Сабинин. Рай. С. 638). Мощи Д. Г. были перенесены из опустевшего мон-ря Додос Рка в Давидгареджийскую лавру и упокоены на могиле прп. Давида Гареджийского. 19 марта Сабинин и местный кн. Спиридон заказали в Тифлисе раку из орехового дерева (Бердзенов. 1881. С. 3; Сабинин. 1881. С. 3). Однако когда рака была доставлена в Гареджи, архим. Макарий, воспользовавшись отъездом Сабинина в Россию, направил донос в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, в результате чего появилась резолюция о погребении мощей Д. Г. в церковном дворе. Настоятель мон-ря архим. Григорий (Дадиани) последовал приказу, братия «на скорую руку смастерили небольшую деревянную раку и поместили туда благословенные и священноблагоухающие мощи святого Додо, которые по распоряжению того же Макария были похоронены в монастырской ограде, там, где в прошлом так же были захоронены святые мощи преподобного Шио Младшего и других мучеников, поминающихся 1 июня» (Сабинин. Рай. С. 639; Кекел. S 3283d). Эти действия вызвали неоднозначную реакцию общественности: был опубликован критический отзыв И. Бердзенишвили, возникла полемика (Бердзенов. 1881. С. 3; Сабинин. 1881. С. 3; Макарий, архим. 1881. С. 2; Папуашвили. 1989. С. 271-281), после чего мощи Д. Г. были упокоены в Преображенской ц. Поскольку результаты расчистки двора лавры, осуществленные в нач. XXI в., не выявили следов первичного захоронения раки во дворе, сведения, опубликованные Сабининым, нельзя считать вполне достоверными.

http://pravicon.com/info-2189

Церковный деятель и путешественник XVIII в. еп. Тимофей (Габашвили) в своих «Путешествиях» упоминает еп. Ниноцминдского Иоанна, к-рый подвизался на Св. Горе Афон после преподобных Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев ( Тимофей (Габашвили). 1956. С. 22), в связи с чем можно поставить вопрос о тождестве этого Иоанна и архиеп. Иоанна, известного по надписи на кафоликоне мон-ря Ниноцминда, к-рый впосл. подвизался на Афоне. С XII по XVI в. сведения о Н. е. в источниках отсутствуют, в то время как документы XVI - нач. XIX в. содержат много информации о ниноцминдели и Н. е. По мнению Б. Ломинадзе, ниноцминдели неск. раз занимали должность архимандритов гареджийских мон-рей: с XVI в. до 1739/40 г. и в 1764-1810 гг. (Давидгареджийской лавры), с XVI в. до 1760 г. (мон-ря Додо), с XVI в. до 80-х гг. XVII в. и с 1760 г. (мон-ря Натлисмцемели) ( Ломинадзе. 1966. Т. 1. С. 146). М. Шаоршадзе внесла уточнения в этот список. Так, ниноцминдели были архимандритами лавры Давидгареджи с XVI в. до 1737 г. Ниноцминдели Иосиф (Вачнадзе) передал в 1737 г. управление лаврой еп. Некресскому Иоанну (до 1751, затем лаврой управлял еп. Бодбийский до 1760) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 843). После этого управление лаврой вновь вернулось к ниноцминдели (1760-1810). Мон-рем Додо ниноцминдели управляли с XVI в. до 1760 г. и с 1794 г. до упразднения мон-ря в нач. XIX в.; мон-рем Натлисмцемели - с XVI в. до 1692/93 г. и с 1760 г.- до нач. XIX в. (в 1692/93 - 1760 гг.- Кацаретский (Самебский) архиерей). Примечательно, что на протяжении XVI-XVIII вв. передача гареджийских монастырей др. епископам носила временный характер и производилась с разрешения Ниноцминдского архиерея в зависимости от ситуации, в то время как в правовом отношении «благословителем» мон-рей всегда оставался ниноцминдели ( Шаоршадзе. 2008. С. 113-134). Над зап. входом в кафоликон Ниноцминды сохранилась надпись ниноцминдели Николая (Андроникашвили), в к-рой указано, что в 1671 г. он «обновил снаружи кирпичом» храм, заказал новый иконостас, «построил и полностью украсил ворота» ( Ростомашвили. 1901. C. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

В Житии описывается, как однажды, преследуя во время охоты фазана, Бубакар оказался рядом с молящимся Давидом, который попросил сохранить птице жизнь. Разгневанный охотник схватил меч и хотел ударить Давида, но его рука окаменела. Потрясенный чудом, он исповедал Христа и был исцелен. Когда по молитве Давида выздоровел и сын Бубакара, эристав вместе с семьей и домом крестился. Вскоре в пещерах стали селиться люди, также искавшие уединения, и образовался мон-рь, позже получивший название Давидгареджийской лавры. Рядом стали возникать новые обители. Ученик Давида прп. Додо Гареджийский по благословению учителя основал напротив лавры мон-рь Додос рка (груз.- ветвь Додо) во имя Пресв. Богородицы; Лукиан, согласно местному преданию,- монастырь Натлисмцемели (груз.- Креститель) во имя св. Иоанна Предтечи (ПДГАЛ. Т. 1. С. 239; Чубинашвили. 1948. С. 31-32). Обители были устроены по сир. общежительному уставу, рядом с мон-рями подвизались аскеты-отшельники. В Житии сообщается о чуде, совершенном Давидом: вняв мольбам монаха, жаловавшегося на горькую воду Гареджи, он претворил ее в сладкую. С именем Давида связано появление Камня благодати , чудотворной святыни Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и ценнейшей реликвии Гареджи. Согласно Житию, Давид с неск. монахами совершил паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню. Достигнув города, он по смирению не вошел в него и молился на Горе благодати, «откуда и виден божественный город, святой Иерусалим» (ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 198-199, 237). Давид взял с горы 3 камня, в ту же ночь Иерусалимскому патриарху Илии II (494-516) во сне явился ангел, к-рый сказал, что груз. монах вынес всю благодать из Иерусалима. Гонцы патриарха нагнали преподобного, направлявшегося в Грузию, и по указанию ангела забрали 2 камня, оставив один, приравненный ангелом к 1/3 благодати Гроба Господня. Монахи Гареджи мн. века сохраняли Камень благодати под спудом возле могилы Давида (ныне хранится в Грузинской Патриархии). По преданию, троекратная молитва возле камня приравнивалась к паломничеству в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/168562.html

A 130, 1713 г.; A 170; S 3269; 1720 г. Л. 171-177; Рухадзе. 1949. С. 248-267; Григорий (Вахвахишвили). 1989). Сведения об авторе довольно скудные: он был сыном «Вахваха, главного сокольничего… был человек ученый, в монашестве совершенный, сочинил гимны о некоторых грузинских святых красноречивые, и он же описал житие святой царицы Кетеван и ее мучения от безбожного Шах-Аббаса, и он подвижничал в монастыре Додо пощением и молитвами» ( Иоанн Батонишвили. 1948. Т. 2. С. 181). Мон. Григорий был представителем гареджийской лит. школы (см. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ), которая занимала в жизни позднефеодальной Грузии одно из ведущих мест. Произведение написано архаическим для того времени языком и строго выдержано в грузинском агиографическом каноне, оно богато исторически верными фактами о жизни К., точно передает политическую обстановку того времени в Грузии и Иране. Оно стало источником для грузинских летописей XVIII в.: т. н. «Парижской хроники» (Парижская хроника. 1991), «Новой Картлис Цховреба» Бери Эгнаташвили ( Бери Эгнаташвили. 1959), «Истории царства Грузинского» Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973). В гимнографическом труде «Аколотиа» ( - церковная служба) мон. Григорий также воспел героизм К. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 343). К 1-й пол. XVIII в. относится служба К., написанная анонимным автором ( Кавтария. 1977. С. 157-158, 164-171). Кондак и ямбы, посвященные К., сочинил еп. Руисский Николай (Орбелиани) (1715-1726) (Там же. С. 346-347; Антоний I (Багратиони). 1980. С. 33). В 1769 г. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) составил агиографический сб. «Мартирика», куда включил Жития и Мученичества 29 груз. святых, в т. ч. метафрастическое соч. «Хвала и повествование о подвигах и мучениях святой великомученицы царицы Кетеван» (НЦРГ. Q 78; S 1272 - Антоний I (Багратиони). 1980. С. 12-33). Синаксарные редакции Мученичества К. дошли в 3 вариантах (агиографический сб.: НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

В 1913 г. по инициативе прав. Евфимия Такаишвили была организована экспедиция в неск. мон-рей Гареджийского многогорья. Рака, установленная в сев.-вост. рукаве Преображенской ц., повторявшая формой и размерами могилу св. Давида, была известна как место погребения Д. Г. (Карбелашвили. 1895. С. 2), но Г. Чубинашвили считал ее усыпальницей прп. Лукиана Гареджийского (Чубинашвили. 1948. С. 40). Сохранилась фотография раки, сделанная Ф. Кюне, одним из членов экспедиции. По-видимому, рака была изготовлена из дерева, украшена металлическими, возможно бронзовыми, деталями и находилась под покровом. На гробницу был возложен живописный образ Д. Г. Мощи помещены в специально высеченную в полу небольшую раку (Кекел. Фонд Е. Такаишвили. Ед. хр. 295). В нач. 20-х гг. ХХ в. с закрытием Давидгареджийской лавры и остальные мон-ри Гареджи пришли в упадок и опустели. В 1917-1918 гг. лавра неск. раз подвергалась нападению, пострадали местные святыни, были разорены раки преподобных Давида и Д. Г. В 60-х гг., во время восстановительных работ в лавре, раки покрыли бетонным раствором. В нач. авг. 2000 г. с благословения КатоликосаПатриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) рака Д. Г. была вскрыта. После разборки кирпичной кладки на полу сев. рукава церкви показался обозначенный слегка процарапанным контуром прямоугольник, размерами соответствующий раке прп. Давида. В юго-зап. части было обнаружено высеченное в полу небольшое углубление (70×30 см, глубина 35 см) с мощами Д. Г. Стало очевидно, что рака была создана позднее, для ее устроения был частично расширен и переделан сев. рукав церкви (Схиртладзе. 2006. С. 35, 89. Таб. 53, 54, 62). 6 авг., после вскрытия раки и явления мощей Д. Г., в Гареджи прибыл Католикос-Патри-арх Илия II и отслужил молебен. На основе проекта (автор Т. Беридзе), выполненного в Отделе охраны и поиска святынь Грузинской Патриархии, была создана каменная рака малых размеров в виде саркофага, куда были положены мощи Д. Г. Ее поместили в сев.-вост. рукав Преображенской ц. и т. о. перекрыли полость, созданную при перенесении мощей Д. Г. в 1880 г.

http://pravicon.com/info-2189

Диадох , еп. Фотики в Эпире, учитель церкви 5 века. Канон сырн. субб. Христ. Чт. т. 1827 г. XXVII. Додо , ученик Давида гареджийского, грузинский святой, в среду святой недели память его. Дометиан , ученик пр. Саввы освященного. Канон сырной субботы. Евандр . Была во имя его церковь в Царьграде, в коей погребен иконописец Лазарь (17 нояб.). Евпраксия , отличная от фиваидской (25 июля). Сырн. субб. канон. Евфимий сорбский. Царственник. Евфимий, последний патриарх болгарский, во 2 половине 14 века. Паис. Елевферий , патриарх антиохийский с 1012 года. Совершил многие чудеса. Список патриархов у преосв. Порфирия. Труды Киев. Академии 1874 г. июнь. Емилия , баба Васидия В., † 375 г. Филарета: Подвижницы. Зоил , преп. скитский 5 века. Канон сырн. субб. Луг I. Мосха, 171 гл. Игнатий тудевский. Царственник. Исаия пр. отшельник египетский 4 века. Канон сырной субб. (Пролог. 3 июля). Иеремий , ученик пр. Саввы. Канон сырн. субб. Иоаким III, патриарх болгарский при царе Асене I (1185–1195). Паис. Иоанн евхаитский † ок. 1100. Ему написад канон Феодор Цетонит. См. Филар. учение об отцах § 306 и Алляция против Готтингера стр. 180. Иоанн раифский и Иоанн Савваит в Лествице. Канон сырн. субб. Лествица ст. 4, гд. 110. Иоанн , патриарх болгарский при царе Асене I (1185–1195). Паис. Иоанн ктитор монастыря Предтечи, Богом богатого в Царьграде. Мощи его добызал Стефан новгородец. Каллия константинопольская. † 891. Филарета: Подвижницы. Паломник Зосима. Каллист пр. Канон сырной субб. Кандида константинопольская, † 418 г. Филарета: Подвижницы. Константин из мусульман новомуч. 2 июня 1819 г. Солов. Ласкарис св. царь. Мощи лобызал в Царьграде паломник Антоний. Лука племянник Иоанна рыльского. Житие I. рыльского. Магна кесарийская, † 425. Филарета: Подвижницы из I. Мосха. Макарий , патриарх антиохийский, † 1012. Труды Киев. Акад. 1874 г. июнь. Манассий , габровский муч. Паис. Мария егисская, † 607 г. Филарета: Подвижницы из 1. Мосха. Мария пред. константиноп. † окт. 886. Филарета: Подвижницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

К. б. был помещен в ц. в честь Преображения Господня в лавре прп. Давида. После кончины преподобного на протяжении долгого времени К. б. хранился возле его могилы, доступ к к-рой был открыт для верующих ( Кирион (Садзаглишвили). 1899. С. 8-9). Сохранилось мн. сведений о чудотворениях, связанных с К. б.: прикосновением к нему и молитвой перед ним верующие лечились «от всех болезней и боли». Гареджи, обладающий такой святыней, по благодати приравнивался к Иерусалиму. Считалось, что троекратное паломничество к могиле прп. Давида заменяет паломничество в Иерусалим. В период увеличившихся набегов на Гареджи лезгинских племен и персов К. б. был сокрыт в специальной нише в вост. стене рядом с могилой прп. Давида. В 1811 г. настоятель лавры прп. Давида архим. Иларион (Бебуришвили) начал обновление Преображенской ц., в к-рой находилась могила святого. Во время работ было решено расширить свод, под к-рым помещалась рака с мощами. Когда разобрали один из столпов алтарной преграды, была найдена стена с иконой прп. Давида и его ученика прп. Додо Гареджийского ; когда убрали и ее, «обнаружили другую, тоже оштукатуренную, с небольшой полкой внутри; а за той полкой - маленькое отверстие, в к-ром был спрятан драгоценный Камень... На нем сохранились следы от свечей, выцветшие от древности». Как пишет очевидец событий архим. Тарасий (Алекси-Месхишвили), братия «по примеру своих предшественников» для безопасности поместила К. б. в тайник в той же церкви, «известный лишь старейшим монахам, и только во время церковных праздников достают его для поклонения, а затем убирают обратно в тайник» ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 42-43; Кирион (Садзаглишвили). 1899. С. 10-11; Он же. 1901. С. 23-24; Каллистрат (Чичуа). 1884. С. 15-16). В сер. XIX в. К. б. хранился в маленькой серебряной дарохранительнице под трапезной Преображенской ц. А. Н. Муравьёв видел его на могиле прп. Давида ( Муравьев. 1848. Ч. 1. С. 106). 18 июля 1851 г., во время нашествия лезгин, лавра прп. Давида была разорена, но Преображенская ц., где находилась могила прп. Давида, которую нападавшие так и не нашли, уцелела. 1 окт. могила прп. Давида все же была обнаружена и вместе с др. сокровищами мон-ря лезгины унесли и К. б. Во время дележа награбленного К. б., назначение к-рого они не знали, спрятали на чердаке одного из домов. За святыней следил взятый в плен иером. Митрофан (Нацвлишвили). Спустя год он был освобожден из плена, тайно вынес К. б. и вернул его в лавру ( Грдзелишвили. 1868. 3. С. 81, 84).

http://pravenc.ru/text/1470105.html

Так что через некоторое время во всех скалах, окружающих обитель святого Давида, были высечены пещеры для двенадцати святых обителей и для бесчисленного множества келий и киновий, которые существуют до сего дня. Обитель, основанная преподобным Давидом, была самой маленькой из окружавших ее монастырей. Эти двенадцать обителей: Воскресенская (Мученическая), Бертубани («Квартал иноков»), Святого Додо, Иоанно-Крестительская, Чичхитури, Тетрсенакеби («Белых келий»), Магазана, или Мгвиме, Колагири, Мохатули («Расписанная»), Веран-Гареджа, Пир-Укугмари и сама лавра святого Давида – теперь все они в запустении, за исключением двух монастырей. Иноки Давидо-Гареджийской пустыни имели обыкновение, когда был храмовый праздник в какой-либо из обителей, сходиться в нее отовсюду и единодушно праздновали этот день. В 1651 году все братия встречали Пасху в монастыре Воскресения Христова. В то несчастное для Иверии время зверонравный персидский шах Аббас I с бесчисленным войском напал на Грузию, предав всю страну разорению и опустошению. Он, насытившись кровью христианской, отправился охотиться в степях Караягских, принудив ехать с ним святого царя Луарсаба. Шах превозносился своими делами подобно Навуходоносору и думал, что в Караягах не осталось ни одной живой души. И что же? К величайшему своему удивлению, ночью, лежа в палатке и предаваясь мечтам, шах увидел, что на краю пустыни, на горе, движется бесчисленное множество огоньков: это монахи всей Гареджийской пустыни обходили крестным ходом маленькую церковь , воспевая радостное для всякой христианской души «Христос воскресе!» Зверонравный в изумлении спросил своих приближенных: «Что это за огни двигаются на краю степи?» Приближенные отвечали ему, что это монахи гареджийские празднуют Пасху Христову. С яростью заревел алчный зверь: «А! Значит, не вся Грузия предана мечу! Еще остаются в живых монахи, а я думал, что вся Грузия стерта под моими стопами! Изрубить всех их, чтобы к утру не осталось ни одной живой души, слышите? И все их жилища предать опустошению, и разорить все до основания!» Напрасно приближенные просили и умоляли его пощадить ни в чем не повинных монахов: «Напротив, они в этой пустыне дают пищу и питие всем неимущим, приходящим к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это было более 30 лет назад. И тогда я имел счастье встретиться с настоятелем этого храма Преосвященным митрополитом Зиновием, которого вы все глубоко почитаете. Он почитается не только в Грузинской Церкви, но и в Русской Церкви, потому что это был удивительный человек, который сочетал святительское служение со служением старчества. Он был старцем, духовником. За советом к нему приезжали многие люди не только из Грузии, но и из России. Запомнился он всем нам как светлый и добрый пастырь, как человек, который еще в этой земной жизни достиг ангельского образа — не только в том смысле, что был монахом, но и в том смысле, что жил он по подобию ангелов, отличался очень глубоким аскетизмом, простотой, смирением. До сих пор память о нем сохраняется в сердцах очень и очень многих людей. Я надеюсь, что в Грузинской Церкви, которой митрополит Зиновий отдал основные годы своего служения, он будет прославлен в лике святых. Дай Бог, чтобы это произошло. Всем вам, дорогие братья и сестры, желаю помощи Божией. Храните твердо православную веру, храните любовь к святым — и грузинским, и русским. Передавайте православную веру своим детям. Пусть Господь всех вас и каждого укрепляет на жизненном пути. Аминь». После посещения келии митрополита Зиновия председатель ОВЦС и сопровождающие его лица пропели «Вечную память» на могиле приснопамятного святителя и на могиле схиархимандрита Виталия, погребенного при храме. В тот же день митрополит Иларион направился в Бодбийский женский монастырь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, где был тепло принят игуменией и сестрами и поклонился главной святыне обители — гробнице святой Нины. В поездке председателя Отдела внешних церковных связей сопровождали митрополит Самтависский и Горийский Андрей и митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим. 15 января митрополит Иларион по просьбе настоятельницы обители игумении Феодоры прочитал сестрам обители лекцию, посвященную актуальным темам церковной жизни. В завершение поездки по монастырям и святыням Грузии делегация Русской Церкви во главе с председателем ОВЦС посетила Лавру святого Давида Гареджийского, где была встречена экономом Лавры иеромонахом Кирионом и братией монастыря. Делегация поклонилась гробницам преподобного Давида Гареджийского, основателя обители, и его ученика преподобного Додо Гареджийского, после чего возвратилась в Тбилиси. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2734811...

Бодби. Игумения Теодора на стройке Бодбийский храм Бодбе. Чтимая Иверская икона Пресвятой Богородицы Чтимая Иверская икона Пресвятой Богородицы, изрезанная скальпелем в советские годы Священник со своей семьей в Бодби Дети в бодбийском храме Другие монастыри Алазанской долины Алазанскую долину называют сердцем Грузии. Здесь расположен не только известный винодельческий центр, но и главные действующие грузинские монастыри – Бодби, Греми, Алаверди, Шуамта, Некреси, которые вот уже около 10 лет заботливо восстанавливают их насельники. Алазанская Долина Алазанская Долина Монастырь Некреси Монастырь Некреси: первый храм Грузии IV века Монастырь Некреси Матушка Соломея. Некреси Монастырь Шуамта Монастырь Алаверди Монастырь Греми Монастырь Греми Фреска с изображением святителя Афанасия Александрийского. Монастырь Греми Монастырь Греми Река Алазани Храм в Алазанской долине Абастумани Абастумани – затерянное в горах местечко, куда туристы и паломники добираются редко. Здесь есть слабоминерализованные термальные источники, воду которых используют для лечения различных болезней. Видимо поэтому император Николай II построил здесь в 1899 году летнюю резиденцию для больного туберкулезом брата Георгия Александровича. В построенном тогда же храме сохранились первые фрески М.В. Нестерова, в том числе и образ святой Нины. Деревянный дворец, где жил великий князь Георгий, сгорел в 2010 году, и пока неизвестно, будут ли его восстанавливать. Храм в Абастумани Храм в Абастумани Абастумани. Имение Георгия Романова Храм в Абастумани. Росписи Нестерова Храм в Абастумани. Росписи Нестерова Вардзия Вардзия – пещерный монастырский комплекс в долине реки Куры. Создан во второй половине XII века, в царствование царя Георгия III и царицы Тамары. В комплексе более 300 пещер, расположенных на восьми уровнях. В главном храме сохранились оригинальные фрески XII столетия. Вардзия Вардзия Давид-Гареджи Монастырский комплекс Давид-Гареджи состоит из высеченных в скалах 20 помещений, в которых размещалось несколько монастырей. Древнейший из них – лавра Давида – основан в начале VI века сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившихся в естественной пещере Гареджа. В том же веке его ученики Додо и Лукиан основали еще два монастыря – Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит сейчас Давид-Гареджийский монастырский комплекс на две части.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery93....

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010