В Москве открылась XVII ежегодная богословская конференция ПСТГУ 22 января 2007 г. 22:03 В конференц-зале I гуманитарного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова открылась XVII Международная богословская конференция ПСТГУ . Пленарное заседание возглавил архиепископ Верейский Евгений , Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. На Пленарном заседании присутствовали ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прот. Владимир Воробьев, инспектор Православного Свято-Сергиевского богословского института в Париже прот. Николай Озолин, архимандрит Филарет (Псково-Печерский монастырь), профессор СПбГУ С.Л. Фирсов, духовенство, преподаватели и студенты ПСТГУ. Открывая заседание, архиепископ Верейский Евгений зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. «Богословская наука стимулирует и религиозное образование, и процесс одухотворения всех гуманитарных знаний, всей культуры, которые без духовной, религиозной составляющей обречены на вырождение и умирание», говорится в приветственном послании Его Святейшества участникам конференции. Приветствия от Совета профессоров и от декана Свято-Сергиевского института архимандрита Иова (Греча) передал участникам конференции профессор парижской духовной школы прот. Николай Озолин. С докладом на тему «Псевдоправославная мифология, причины и следствия: к постановке проблемы» выступил профессор СПбГУ С.Л. Фирсов. Единственный путь противостояния псевдоправославному мифотворчеству, по мнению профессора, это путь религиозного просвещения. Завершилось пленарное заседание презентацией новых книг, изданных Свято-Тихоновским университетом. Ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев представил первый том дневника митрополита Арсения (Стадницкого) (1880-1901) , монографию иерея Александра Мазырина «Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-1930-х годах» и книгу Суховой Н.Ю. «Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века)». В этот же день состоялось первое заседание секции «История Русской Православной Церкви в ХХ веке».

http://patriarchia.ru/db/text/186444.htm...

В основе его аргументации лежал тот факт, что в 14-15 веках трудоемкое строительство каменных храмов могло вестись только в наиболее важных населенных пунктах, а именно до Куликовской битвы Каменское было пограничным пунктом и строительство здесь храма было оправдано. С.В. Заграевский указывал, что Каменское перестало быть пограничным селением уже в гораздо более отдаленное время. На более раннее время, чем вторая половина 14 века указывает и грубая обработка камня. Кроме того, название " Каменское " , известное с 1325 года, косвенно указывает на наличие здесь каменного сооружения или каменоломен. Камень отсюда, однако сбывать было некуда, кроме как опять же использовать для местного строительства. Впервые в письменных источниках каменная церковь в Каменском упоминается в 1612 году (Дозорная книга Боровского уезда), при этом отмечается, что она уже ветхая. По всей видимости, во время событий Смутного времени церковь обвалилась; в 1629 году в Писцовой книге сообщается, что храм по-прежнему стоит в руинах, а вести в нем службу некому. Лишь в 1649 году церковь восстановили и освятили вновь. В 18 веке церковь расширяют, пристраивая к ней придел во имя мученика Уара, обширную трапезную и трхъярусную колокольню. Тогда же были убраны закомары, сделана четырехскатная кровля, а над световым барабаном надстроена декоративная главка. В 1893 году был пристроен придел Рождества Христова. В таком виде она простояла до разорения и закрытия храма. В 1938 году был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и впоследствии расстрелян последний настоятель церкви отец Евстафий (Сокольский). После ареста священника церковь была закрыта. В 1941 году в окрестностях Каменского велись ожесточенные бои с фашистами, однако храм практически не пострадал. В 1958-1964 году находящуюся в аварийном состоянии церковь реставрируют и удаляют все пристройки. Тем не менее, для полного восстановления первоначального облика храма археологам не хватило данных: не были воссозданы западный и северный порталы, закомары и изначальное покрытие церкви. В 1999 году здание церкви было передано верующим. Альтшуллер Б.Л. Новые исследования о Никольской церкви села Каменского. В журнале Архитектурное наследство, М., 1972г. и Заграевский С.В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца 13 - первой трети 14 века. М., 2003г. Добавить комментарий 11 мая 2007. В подвале Никольской церкви села Каменское в октябре 1941 года располагался командный пункт, а на колокольне - наблюдательный пункт. Из журнала: " Московские Епархиальные Ведомости " . Выпуск --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01597

 Княжеские грамоты на дарование земель устраиваемому монастырю, архиерейские грамоты, выдаваемые на освящение храма.  Например, именно так поступил преподобный Сергий Радонежский, будучи еще Варфоломеем, прося в Москве благословения у митрополита Феогноста. См. Голубинский Е. Е., проф. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая Лавра… С. 39.   Смолич И. К. Русское монашество (988–1917)/И. К. Смолич. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. С. 34.  Житие преподобного Кирилла Белозерского…С.69; Филарет (Гумилевский), архиеп., свят. История Русской Церкви. Период второй (1237–1410)/свят., архиеп. Филарет (Гумилевский). М.: Изд-во М. А. Ферапонтова, 1888. С. 172.   Шевырев С. П., проф. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в 1847 году… С. 23.  Житие преподобного Кирилла Белозерского… С. 70.  Предположение, что это было не ранее 1415–1416 годов. Карбасова Т.Б . Кирилл Белозерский/Т. Б. Карбасова//Православная Энциклопедия М. Т. 34. С. 318–338.   Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви/П. М. Строев. М., 2007. С. 38. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV–haч. XV вв. Т. 2. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. С. 58.   Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397–1625 гг.) Т. 1. Вып. 1. Об основании и строениях монастыря… С. 23; Житие преподобного Кирилла Белозерского… С. 142.   Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским… С. 183–184.  Житие преподобного Кирилла Белозерского… С. 144.  Там же. С. 144.  В 1447 году был поставлен архиепископом Ростовским, Строев П. М . Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви… С.38; Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии Ч.3… С. 234.  «Церкви, созидания келейная и прочая селения жилищ иноческих вся немногоценны и неукрашены подобает стяжати» Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 3 (вторая половина XIV–XVI вв.). Ч. 2. Л–Я/АН СССР. ИРЛИ/отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград: Наука, 1989. С.396. Федотов Г. П. Святые Древней Руси/Г. П. Федотов. М.: Московский рабочий, 1991. С. 122.

http://bogoslov.ru/article/6174669

Третью премию — Суховой Наталии Юрьевне, 1963 года рождения, магистру богословия, доценту Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москва, за труд «Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века)»; Дополнительную молодежную премию — Мельниковой Любови Владимировне, 1971 года рождения, кандидату исторических наук, Институт российской истории РАН г. Москва, за труд «Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн». Премии по номинации «История России» вручил президент Российской Академии Наук академик Ю.С. Осипов. Первую премию — Лаптевой Людмиле Павловне, 1926 года рождения, доктору исторических наук, профессору МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москва, за труд «История славяноведения в России в XIX веке»; Вторую премию — Седову Павлу Владимировичу, 1960 года рождения, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Института истории РАН г. Санкт-Петербург, за труд «Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века»; Третью премию — Панич Тамаре Васильевне, 1946 года рождения, кандидату философских наук, старшему научному сотруднику Института истории РАН Сибирского отд. г. Новосибирск, за труд « " Книга Щит веры " в историко-литературном контексте конца XVII века»; Третью премию — Тихонову Юрию Александровичу, 1925 года рождения, доктору исторических наук, Институт российской истории РАН г. Москва, за труд «Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и XVIII веков: сосуществование и противостояние»; Дополнительную молодежную премию — Бессарабовой Нине Вячеславовне, 1977 года рождения, кандидату исторических наук, преподавателю Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой г. Москва, за труд «Путешествия Екатерины II по России». Премии по номинации «История Москвы» вручил первый заместитель Мэра Москвы В.И. Ресин. Первую премию по номинации решено не присуждать; Вторую премию — Барановой Светлане Измаиловне, 1950 года рождения, кандидату искусствоведения, зав. сектором музея-заповедника «Коломенское» г. Москва, за труд «Москва изразцовая»;

http://pravoslavie.ru/24149.html

Это один из вопросов, который я бы хотел обсудить на круглых столах. Вопрос даже не в искусстве постпостмодерна, к которому относится вторая половина XX века. Вопрос, куда мы идем дальше? В Европе развивается направление метамодерна, и некоторые произведения современной церковной культуры могут быть встроены именно в эту парадигму. Мне бы хотелось послушать ответы на этот вопрос философов и искусствоведов, людей, которые занимаются эстетикой. Алексей Проценко. Корсунская икона Божией Матери — Насколько сегодня художники, клирики и прихожане понимают символический язык изобразительного искусства Церкви? — Последние 20-30 лет были каким-то фантастическим всплеском всего церковного. В церковной науке появилось огромное количество современных трудов по богословию иконы, раскрывающих понимание нюансов церковной культуры. Многие художники живут внутри этой традиции и пользуются плодами науки. Важно, чтобы мы чаще и глубже говорили об этом, чтобы запрос клириков как заказчиков тоже был глубже, чтобы люди подходили к созданию произведения церковного искусства с большим интересом. Фестиваль как раз и задумывался для того, чтобы влить новую энергию, новую пассионарность в этот процесс. Можно говорить о церковном искусстве в целом как о некоем языке: на нем Церковь предлагает зрителю образы, которые вместе с текстом Священного Писания раскрывают смысл православного учения. Этот язык всегда был иносказательным, носил аллегорический характер. В Евангелии Христос говорит притчами, и ученики не всегда Его понимают. Рассказывая о Царствии Небесном, Он использует образы и сравнения, не говорит прямо. Поэтому важна работа самого адресата, чтобы понять сообщение, которое он получает. Прямые слова могут профанировать смыслы. Именно поэтому церковное искусство — сакральное, оно не похоже на светское искусство. Оно всегда символично. Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть и слышать»   Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» пройдет в Московском Доме художника по адресу: Москва, Кузнецкий мост, 11. Время работы: с 12.00 до 21.00. Вход на все мероприятия фестиваля свободный. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Московского союза художников и Российской академии художеств.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6193567

4) Известно послание Даниила к некоему адресату, где Даниил пишет о своей многолетней болезни, в которой он «пребывает немощен трегубо: главою, нутрем, ногами, и от сих много сугубо и печаль, утеснение и оскудение смысла, и зубом болезни и изнурение, и света очию умаление, и крепости и силы изнеможение». Это послание было написано в 1539 году, когда, согласно Герберштейну, Даниилу было всего около 47 лет. Между тем признаки болезни свойственны очень преклонному возрасту. См.: Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. С. 111–114. На этом аргументе особенно настаивает митрополит Макарий (Булгаков). См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. С. 96. С такой точкой зрения согласен В.В. Шапошник и некоторые другие исследователи. См.: Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30–80-е годы XVI века. С. 26; Герберштейн С. Московия. Комментарии. С. 580–582. Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. С. 111. Такой же позиции придерживались и другие историки: Макарий (Веретенников), архимандрит, Турилов А.А., Флоря Б.Н. Даниил//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2007. С. 66; Буланин Д.М. Даниил//Словарь книжников и книжности Древней Руси XI–XVII веков (далее – СККДР). Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1. С. 182. Клосс Б.М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись//Труды Отдела древнерусской литературы (далее – ТОДРЛ). Л., 1974. Т. 28. С. 188–201. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV – XVI в.) М., 1977. С. 99; Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М., 2010. С. 257. К 1513/1514 году относится первая запись об «игумене Данииле», сделанная монахом Нилом (Полевым) в одном из списков Евангелия, данного им вкладом в библиотеку Волоколамского монастыря (РГБ. Ф. 113. 39. Л. 1). Жмакин В.И. Взгляд митрополита Даниила на отношение к еретикам//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1879. 5. С. 3. В той же записи от 1513/1514 года в одном из списков Евангелия монах Нил (Полев) обращается к «игумену Даниилу, отцу нашему духовному, и всем соборным старцем» (РГБ. Ф. 113. 39. Л. 1). Преподобный Иосиф, Волоколамский чудотворец, и основанный им Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1915. С. 83. В житии, написанном епископом Крутицким Саввой (Черным; 1544–1554) в 1546 году, и в анонимном житии. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 99. Особенно подозрительным автору видится рассказ «официозного» жития, написанного епископом Саввой. Непонятно, на основании чего исследователь утверждает, что «решение Иосифа назначить Даниила мотивируется тем, что Даниил собирался уйти в другой монастырь, куда его звали на игуменство» (Послания Иосифа Волоцкого. С. 286). В связи с этим автор, цитируя В.И. Жмакина, усматривает в Данииле большое самолюбие и предполагает, что Иосиф на основании этого не мог назначить его игуменом.

http://pravoslavie.ru/49574.html

Причта по штату конца XIX века было положено: священник и псаломщик. Причт пользовался доходами от приписного Семендяевского прихода. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. Земли при церкви было усадебной около 2-х десятин, пахотной 26, под перелогами, кустарником и дорогами до 7, сенокосной с кочками и болотами 17, под дровяным лесом и молодой лесной зарослью 18 десятин 229 сажен. В соответствии с «Расписанием приходов и причтов Владимирской губернии», высочайше утвержденном в 1893 году был образован Глебовско-Слободской с Благовещенским приход. В него входили церкви: Богородицкая в селе Глебовском – главная, Казанская селе Выползовой слободке (разрушена в советское время), и Благовещенская в селе Благовещенском (ныне Семендяйка) – приписные. Причт по штату в объединенном приходе должен был состоять из 2-х священников и 2-х псаломщиков. В самом конце XIX века приход снова разделился и состоял из села Глебовское, деревни Елизарки, Афансьевой, Нелидовой, Поповской, Полян, Костенки и Щелканки (все примерно в 2-х верстах от церкви), в коих по клировым ведомостям значилось 305 душ мужского пола, 336 женского. В селе Глебовское с 1894 года действовала церковно-приходская школа, в которой числились 31 учащихся. В советское время храм был закрыт и разорен, сломана колокольня. Ныне он возвращен верующим и восстанавливается. По книге протоирея О.Пэнэжко «Храмы и монастыри г. Переславля-Залесского и окрестностей», Владимир, 2007 год. В небольшом селении Глебовское, что в 125 км от Ярославского шоссе, находится уникальный памятник архитектуры - храм Рождества Пресвятой Богородицы. Селение находится возле реки Выжига, протекающей рядом с трассой Москва-Холмогоры. Село Глебовское возникло очень давно. Есть сведения, что в XVI веке данное поселение уже существовало под властью московских князей. Небольшая его территория в 1620-е годы была подарена Михаилом Федоровичем Юрьеву Степану Борисовичу, а оставшиеся земельные наделы были выкуплены разными помещиками. На сегодняшний день сохранились старинные патриаршие окладные книги, из которых можно узнать, что в период между 1628 и 1629 годами в селении существовало две небольшие деревянные церкви, одна из которых была освящена в честь Николая Чудотворца, а вторая – во имя святого Дмитрия Солунского. До нас дошли наброски первоначального плана села, который был составлен в 60-е годы XVII в. Согласно  представленным чертежам, в то время данный населенный пункт принадлежал трем хозяевам: князю Андрею Лыкову, стольнику Глебу Юрьеву, сыну знатного боярина Ивану Дивову. Во второй половине XVIII в. Глебовское стало достоянием одного из самых известных сподвижников и соратников Петра Великого Алексея Макарова – президента и тайного советника государственной коллегии, при этом за ним числилось 19 изб и 135 проживающих в них рабочих крестьян мужского и женского полов.

http://sobory.ru/article/?object=05889

Нина Васильевна Синицына Примечания Пролог 1 Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. М., 1982. С. 258–267; Nicol D. М. The Immortal Emperor: the Life and Legend of Constantine Palaiologos, Last Emperor of the Romans. Cambridge, 1992; Pitsakis C. G. D e la fin des Temps k la Continuit6 imperial: Constructions id6ologiques postbyzantines an sain du partiarcat de Constantinople. In: Le Partiarcat oecumenique de Constantinople aux XIV- XVI siecles: Rupture et Continuite. Actes du collogue internationale. Rome 5–6–7 decembre 2005. Paris, 2007. P. 223. В византийской литературе легенды об императоре были одной из любимых тем: Веселовский А. Н. О пыт по истории христианской легенды. Легенда о последнем императоре//Журнал Министерства народного просвещения (далее – ЖМНП). 1875. Ч. 178, 179. 2 Рассказ содержится в предисловии Курбского к «Новому Маргариту» – сборнику «Слов» Иоанна Златоуста : Kurbskij А. М. Novij Margarit: Historischkritische Ausgabe auf der Grundlage der Wolfenbilttler Handschrift. Hrsg. von I. Auerbach. Giessen, 1976. Bd. 1. Lfg. 1. S. 4–5. Перевод был выполнен ок. 1572 года Курбским и помощниками в его литературном кружке и книжном центре в Миляновичах, подробнее см.: Калугин В. В. А ндрей Курбский и Иван Грозный (Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя). М., 1998. С. 32. 5 Этот фрагмент рассказа Курбский дополнил собственным рассуждением о причинах в виде обширной глоссы на полях рукописи «О книгах учителей наших восточных»: ««Западные цари " и сам папа просили книги для переписки у " царей греческих и патриархов», предлагая высокую цену, по золотому червонцу за лист, а некоторые говорят, что " по ко- руне», которая стоит три червонца, но не получили книг " изза древнего свару»(то есть ссоры) и " премногой зависти " ». Курбский излагает собственное мнение, намекая на разногласия между «латинянами» и православными по догматическим вопросам в ходе антилатинской полемики. 4 Имя названо ошибочно, патриархом был с 1454 года Геннадий Схо- ларий. Такая же ошибка встречается и в других памятниках того времени, например в сочинениях И. С. Пересветова.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

На территории Российской Федерации промежутке времени между 1991 и 1993 гг. был открыт Российский Экзархат «матфеевского» Синода ЦИПХ Греции. Изначально на должность Российского Экзарха был назначен митрополит Фессалоникийский Хризостом (Митропулос), который в 1997 г. присоединился к «матфеевско-григорианскому» Синоду ЦИПХ Греции, сохранив за собой власть над некоторыми российскими приходами и титул Российского Экзарха. В 1997 г. на должность Экзарха был назначен митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик (Кондояннис), который в 2003 г. отделился от «матфеевского» Синода, снова расколов Российский Экзархат и сохранив звание Экзарха. В настоящее время Старшим священником Российского Экзархата «матфеевского» Синода ЦИПХ Греции является протоиерей Михаил Макеев 727 .   IV.11.2. «Матфеевско-григорианский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1995–2007 гг. В первой половине 1990-х гг. в «матфеевской» юрисдикции произошло всеобщее смущение, вызванное острой полемикой о допустимости написания икон «Новозаветной Троицы», с изображением Бога Отца в виде старца и Святого Духа в виде голубя, а также «Воскресения Христова», с изображением Спасителя в момент Воскресения. Поводом к началу споров стали публикации в 1991 г. трудов молодых священников-богословов Кассиана Брауна и Амфилохия Тамбуроса, высказавших мнение о неканоничности этих образов, возникших под влиянием западноевропейской живописи. Кроме того, ими было предложено произвести повсеместную замену икон неправославного письма на иконы «Троицы Ветхозаветной» и «Сошествия Христа во ад». Данные публикации произвели большое смущение в «матфеевской» юрисдикции, что привело к созыву в сентябре 1991 г. всецерковного собрания, на котором подавляющее большинство присутствовавших высказались против изменений в устоявшейся иконописной традиции 728 . На заседании «матфеевского» Синода, проходившем в январе 1992 г. в присутствии восьми греческих и одного кипрского епископа, было решено опубликовать специальную Энциклику, осуждающую предложение замены имеющихся икон. Однако, несмотря на это, молодые богословы продолжили публикации своих работ, что только лишь усиливало внутреннюю напряженность в ультраконсервативной старостильнической среде. В 1993 г. «матфеевским» Синодом была опубликована вторая Энциклика, в которой вышеназванные публикации были подвержены анафематствованию. Спустя два месяца молодым богословам, занимавшим в Синоде весьма влиятельные посты, удалось убедить дезавуировать свои подписи под второй Энцикликой следующих иерархов:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексидзе А.Д. Византийская литература XI-XII веков. Тбилиси, 1989. Бармин А.В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII веков. М, 2006. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов: (Запад в крестоносном движении). М., 2003 (2 изд.). Ермилов П.В., Фокин А.Р. (ред.). Епископ Николай Мефонский и византийское богословие. М., 2007. Заборов М.А. Крестовые походы. М., 1956. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. Заров И. Византиската естетика и средновековниот живопис во Makeдohuja од XI и XII век. Ckonje, 2003. Златарски В. История на българската държава през средните векове, II-III. София, 1972 (3/2 изд.). Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М., 1974. Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. Каждан А.П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002 (2-е изд.). Каждан А.П. Никита Хониат и его время. СПб., 2005. Князький И.О. Византия и кочевники южнорусских степей. СПб., 2003. Культура Византии, [II]: вторая половина VII-XII в. М., 1988. Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI-XII вв. М., 1960. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб., 2000. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М, 2001. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь, 1997. Морозов М.А. Монастыри средневековой Византии: Хозяйство, социальный и правовой статусы. СПб., 2005. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII веков. М., 2001. Оке Ж.-К. Средневековая Венеция/Пер. с фр. М., 2006. Пападимитриу С. Феодор Продром: Историко-литературное исследование. Одесса, 1905. Полякова С.В. Из истории византийского романа: Опыт интерпретации «Повести об Исмине и Исминии» Евмафия Макремволита. М., 1979. Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения. Л., 1987. Степаненко В.П. Византия в международных отношениях на Ближнем Востоке (1071–1176). Свердловск, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010