776 Другим монахам схиархимандрит Илиодор, указывая на о. Архиппа, не раз говорил: «Это один из древних старцев живет в наше время». 777 О них будет сказано ниже. 778 14-е поучение аввы Дорофея. 779 Камень был давно принесен в келлию по просьбе о. Архиппа. 780 Что за польза, скажут, если праведник узнает имена. Этим он привлекает внимание к себе и тех, кто сами для себя не ищут пользы душевной; но он, желая им спасения, ищет его для них. Привлеченные им из любопытства, часто уходят с пользой. Его слово при содействующей благодати Божией рано или поздно даст какой-либо плод. Во всяком случае само по себе слово человеческое не умирает. Оно так или иначе воспринимается слушающими, в уме или в сердце перерабатывается и снова является на свет, падает опять на сердца слышащих, рождается у них и т.д. 781 Есть основание думать, что о. Архипп не велел келейникам рассказывать о нем, и потому многое из жизни его для нас сокрыто. 782 Св. Марк подвижник говорит: «Невозможно ходить по духу, возлюбив похвалу человеческую и послабление телу. В таких без их хотения прозябают лукавые помыслы (1-й том Русского Добротолюбия. С. 554). 783 Христианский Паломник. М., 1863. 784 Ефрем Сирин в ст. «В подражание притчам» говорит, что бесполезное убранство келлии не дает монаху терпения. 785 Читали о. Архиппу приходящие братия, а в последние годы келейник. 786 Делающий добро и ищущий воздаяния, утверждает Марк подвижник, не по Богу работает, а по своему хотению (1-й том Русского Добротолюбия. С. 565. § 57). В оный страшный день ему скажут: «восприял вси благая в животе своем» (Лк.16:25). Но иное дело принимать самовольно и прилагать к принимаемому свое сердце, иное дело принимать за послушание не лично для себя, а на обитель и братство. 787 См. II главу. 788 1Пет.4:1. 789 Авва Фаласия § 21 третьей страницы. 790 у Феофана в книге «О молитве и трезвении». М., 1889. С. 13. 791 См. ниже XXII главу. 792 Кто не начинал еще молиться молитвой неразвлеченной, сердечной, тот может думать о легкости молитвенного подвига. Святые уверяют, что нет ничего труднее молитвы, конечно, молитвы внимательной, горячей, без примеси пространных помыслов, когда дух ум и сердце сливаются воедино и со страхом предстоят Творцу всяческих. Для такой молитвы требуется большая сосредоточенность, долготерпение, сила воли, а главное, любовь ко Господу и ревность о спасении, при которых и длинная молитва кажется короткой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   Можно тут видеть и урок, как быть, когда раскаиваться станешь — о неправедности приобретений. — В одобрение Закхея Господь указал: возврати. Но когда нельзя возвратить? — Тогда раздай бедным.    «Непонятен 37-й ст. 17-й гл. где труп и проч.». — И мне не понятен и все толковники, и наши и чужие не изъясняют, и будто не считают нужды — толковать о сем.    Мне думается так: — Слово: где Господи? надо переложить: как это, Господи, или почему так Господи? — Ответ: также как где труп, там собираются и орлы. Или: потому же, почему орлы собираются там, где труп. Как это бывает, так и то будет совершаться, что один оставляется, а другой поемлется, т.е. по свойству оставляемых и поемлемых, всякий сам будет причиною своим настроением, что его оставят или поймут.    Вот вам третий том Добротолюбия, читайте.— А первый и второй — есть ли у вас?! Скажите.    Благослови вас, Господи! Спасайтесь!    Ваш доброхот Е. Феофан. 30 мая 1889 г. Письмо 963. Три основных пункта. О блюдении сердца. Необходимость правила    Милость Божия буди с вами!    Прописанное вами превеликое доставило мне удовольствие. Оно очень схоже с тем, которое я возвратил вам прошлый год, чтобы вы иной раз просматривали его, для напоминания себе об изложенном там. — Это таково же, что об нем следует поминать. Однако ж я не хочу его возвратить вам, в уверенности, что вы и без того не забудете, что сказали Господу.    Держите же так: всегда принадлежать Господу. Это многого требует: в мыслях всегда носить Господа; в сердце — всегда иметь чувство к Господу; в воле — все делаемое делать для Господа. Три пунктика, но такие, которые все в себе совмещают, — всю жизнь обнимают. Да будет благословенно имя Господа, приведшего вас к такому решению. Буду молиться, чтобы Он дал вам устоять в таком решении.    Эта книга Добротолюбия может быть хорошим для вас руководством в избранном деле, во всех его видах и с препонами и со способами преодоления их.    Блюдите сердце. Господь ревнив, и больше, нежели какой жених, не терпит, чтобы душа, давшая Ему слово — принадлежать Ему, прилеплялась к чему-либо. Сердце чисто требуется, свободное от всего, связующего его в обычной жизни. За сердцем и мысли пойдут чистые — или совсем будут стоять неподвижно на едином Господе. А далее и все намерения и предначинания будут чисты. И будет сердце райское. Ибо в рай вступят только чистые сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Симеон Новый Богослов : «Противоречащий подобен тому, кто произвольно предается противникам царя своего, врагам; противоречие есть удочка, имеющая затравою правдословие (самооправдание, самозащиту), которым будучи прельщаемы, проглатываем мы удочку греха. Так обыкновенно похищается такая бедная душа за язык и гортань духами злобы, и то воздымается горе, то погружается в хаотическую бездну греха и осуждается вместе с ниспадшими с неба» (Добротолюбие. V т. Симеон Нов. Богослов, ст. 30). «Кто неизменно сохраняет сие в уме своем, тот никогда не подвигнется сердцем на недолжное, когда его учат, вразумляют и обличают. Ибо впадающий при сем в пагубный грех прекословия и неверия духовному отцу своему и учителю, еще живой бедственно низводится во глубину ада и становится жилищем сатаны и всего его нечистого воинства, как непокорливый сын погибели» (Там же, ст. 42). Схимонах Зосима Верховский : «Хотящий без откровения своих помыслов жить, много борим бывает, и рождаются в нем разновидные страсти. Враг, ведая, как пагубна скрытность, зельно борет и нудит подвижника, да живет без откровения; сложився же с таковым вражиим всеянием, заблуждается душою и мнит право и безгрешно жити при наставнике, сице неистинствуя и утаивая, и того ради не ощущает покоя и утешения в душе своей, ибо без веры и любви живет при своем отце; отчего побеждается роптанием, и презорством, и осуждением и негодованием, и немирствием; и сии недуги душевные, усилясь скрытностью, делают жизнь при отце несносною и доводят до того, что таковой оставляет и братство и, увлеченный своею волею и своим мудрованием, заблуждает от правого пути святыми отцами преданного» (Поучения схимонаха Зосимы Верховского , гл. 2, об откровении). Приведем в заключение пример того, как опасно делать что-либо без благословения старца, как трудно бороться одному с злым навыком и как спасительно открывать духовному отцу свои грехи. Авва Моисей рассказывает, что авва Серапион передавал ему о себе следующее: «Когда я был молод, сидел вместе с аввою Феоною за трапезою: встав однажды от трапезы, по действу диавола похитил я одну долю хлеба и съел ее тайно от аввы моего; и как я продолжал это делать несколько времени, то преобладаемый уже страстью, не мог преодолеть себя; только одна совесть меня осуждала, а сказать старцу я стыдился.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   Симеон Новый Богослов: «Противоречащий подобен тому, кто произвольно предается противникам царя своего, врагам; противоречие есть удочка, имеющая затравою правдословие (самооправдание, самозащиту), которым будучи прельщаемы, проглатываем мы удочку греха. Так обыкновенно похищается такая бедная душа за язык и гортань духами злобы, и то воздымается горе, то погружается в хаотическую бездну греха и осуждается вместе с ниспадшими с неба» (Добротолюбие. V т. Симеон Нов. Богослов, ст. 30).    «Кто неизменно сохраняет сие в уме своем, тот никогда не подвигнется сердцем на недолжное, когда его учат, вразумляют и обличают. Ибо впадающий при сем в пагубный грех прекословия и неверия духовному отцу своему и учителю, еще живой бедственно низводится во глубину ада и становится жилищем сатаны и всего его нечистого воинства, как непокорливый сын погибели» (Там же, ст. 42).    Схимонах Зосима Верховский: «Хотящий без откровения своих помыслов жить, много борим бывает, и рождаются в нем разновидные страсти. Враг, ведая, как пагубна скрытность, зельно борет и нудит подвижника, да живет без откровения; сложився же с таковым вражиим всеянием, заблуждается душою и мнит право и безгрешно жити при наставнике, сице неистинствуя и утаивая, и того ради не ощущает покоя и утешения в душе своей, ибо без веры и любви живет при своем отце; отчего побеждается роптанием, и презорством, и осуждением и негодованием, и немирствием; и сии недуги душевные, усилясь скрытностью, делают жизнь при отце несносною и доводят до того, что таковой оставляет и братство и, увлеченный своею волею и своим мудрованием, заблуждает от правого пути святыми отцами преданного» (Поучения схимонаха Зосимы Верховского, гл. 2, об откровении).    Приведем в заключение пример того, как опасно делать что-либо без благословения старца, как трудно бороться одному с злым навыком и как спасительно открывать духовному отцу свои грехи.    Авва Моисей рассказывает, что авва Серапион передавал ему о себе следующее: «Когда я был молод, сидел вместе с аввою Феоною за трапезою: встав однажды от трапезы, по действу диавола похитил я одну долю хлеба и съел ее тайно от аввы моего; и как я продолжал это делать несколько времени, то преобладаемый уже страстью, не мог преодолеть себя; только одна совесть меня осуждала, а сказать старцу я стыдился.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

63. Не отложит человек страстных воспоминаний, если не позаботится уврачевать пожелательной и раздражительной части своей, первую истончая постом, бдением и спанием на голой земле, а вторую укрощая долготерпением, непамятозлобием и милостынею. Из этих двух страстей составляются все почти демонские помыслы, ввергающие ум во всякую беду и пагубу. Но избавиться от страстей невозможно никому, если он не презрит совсем ястие и питие, имущество и славу, еще же и самое тело свое, ради тех, кои часто покушаются поражать его чрез них (т.с. бесов). Потому всякая настоит нам необходимость подражать бедствующим на море, которые выбрасывают вещи по причине натиска ветров и высоко поднимающихся волн. При этом надобно однако ж тщательно внимать, чтобы, выбрасывая подобным образом вещи, не делать этого, да видимы будем людьми. Ибо чрез это мы потеряем мзду свою и подвергнемся еще горше прежнего крушению, когда подует на нас ветром своим демон тщеславия. Почему и Господь наш, поучая в Евангелиях правителя нашего – ум, говорит: «внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими: аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на небесах» ( Матф. 6, 1 ). И опять: «егда молишися», говорит, «не буди якоже лицемери, яко любят в сонмищах и стогнах путий стояще молитися, яко да явятся человеком: аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою» (ст. 5). И опять говорит: «егда же поститеся, не будите яко же лицемери сетующее, помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся: аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою» (ст. 16). Но внемлите здесь Врачу душ, как Он милостынею врачует раздражительность, молитвою очищает ум, а постом умерщвляет похотение, из коих составляется новый человек, обновляемый по образу Создавшого его ( Кол. 3, 10.11 ), в коем по причине бесстрастия, «несть мужеский пол, ни женск, а по причине единства веры и любви, несть Еллин и Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос» ( Гал. 3, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Гончаров И. А. Обрыв. С. 490. Гончаров И. А. Обрыв. С. 641. Гончаров И. А. Собр. соч. Т. 6. М. , 1980. С. 452. Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников… С. 551. Достоевский Ф. М. . Т. 25. Л. , 1983. С. 62. Киреевский И. В. . Избранные статьи. М. , 1984. С. 232. Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М. , 1994. С. 453. Островский А. Н. . Полн. собр. соч. Т. 14. М. , 1953. С. З9. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) . Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . М. , 1996. С. 1178. Преподобного отца нашего АВВЫ ДОРОФЕЯ душеполезные поучения… Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1900. С. 54–55. Архимандрит Киприан, проф. . Православное пастырское служение. Париж, 1957. С. 162. Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1992. Т. 2. С. 275. Преподобного Иоанна ЛЕСТВИЦА. Сергиев Посад. 1908. С. 239. Добротолюбие. Т. 2. С. 221. Добротолюбие. Т. 5. С. 233. Добротолюбие. Т. 5. С. 383–384. Архимандрит Киприан, проф. . Православное пастырское служение… С. 171–172. Бердяев Н. А. . О самоубийстве. Париж, 1931. С. 11, 15, 17. Добролюбов Н. А. Избранное. М. , 1984. С. 370–371. Достоевский Ф. М. . Полн. собр. соч. Т. 21. Л. , 1980. С. 68, 69. «Знамя». 1990. 1. С. 104–105. Здесь и далее ссылки на произведения Щедрина даются непосредственно в тексте по изданию: Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в двадцати томах. М., 1965–1977 — с указанием тома и страницы в круглых скобках непосредственно в тексте. Достоевский Ф. М. Т. 5… С. 79–80. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 140. Печерский Андрей (Мельников П. И. ). Старые годы. Рассказы и очерки. М., 1986. С. 424. Печерский Андрей (Мельников П. И. ). Старые годы. Рассказы и очерки. М., 1986. С. 430. Мельников П И (Андрей Печерский). В лесах. Кн. первая. М., 1956. С. 4 Полн. собр. соч. П. И. Мельникова-Печерского. СПб., 1909. Т. 1. С. 20. Печерский Андрей. Старые годы. С. 128. Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971. Ст. 876. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 11.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

(к подобаетъ мирн теб быти.) г. же, сирчь, мирн быти теб со всми, вственный т совтъ, блженнаг двда, же и хртоноснаг пала: велегласне трбы наг уб: Миръ многъ любщымъ законъ твой, и нсть имъ соблазна. 450 И, съ ненавидщими мира бхъ миренъ. 451 И, взыщ мира, и пожен и. 452 Сег же: миръ имйте и стыню со всми, ихже кром никтоже узритъ гда. 453 И аще возможно, васъ, со всми миръ имйте. 454 (к подобаетъ немтежн быти теб.) д. четвертомъ же, сирчь, немтежн теб быти, преподобный покажетъ т, глагол: к аще чвствъ да умолчатъ убо, съ хранити миръ ума и съ мтежствющими да не имаши (к непечальн и безпопечительн подобаетъ быти теб. ) птомъ же, сирчь, непечальн и безпопечительн благословныхъ и неблагословныхъ вещей быти теб, училище т во глаголетъ гдь: сег ради глаголю вамъ: не пецытес дшею вашею, что сте, ниж тломъ вашимъ, во что блечетес: не дша ли больше пищи, и тло дежди; 455 Воззрите на птицы к не сютъ, ни жнтъ, ни собираютъ въ житницы, и цъ вашъ небесный питаетъ ихъ: не вы ли паче лчше ихъ [ст. кз]; Кто же васъ можетъ приложити возраст своем лакоть и дежди что печетес [ст. ки]; и по малхъ: Не пецытес убо, глаголюще: что мы, ил что ил чимъ деждемс [ст. ла]; Всхъ бо сихъ зыцы ищтъ: всть бо цъ вашъ небесный, к требете сихъ всхъ [ст. лв]. Ищите же прежде и правды и вс приложатс вамъ [ст. лг]. Не пецытес убо на утрей, бо своихъ с печетс: довлетъ дневи [ст. лд]. Глаголетъ же и стый кром свта въ дш твоей да не взыщеши, ниж тишины и во чвствъ твоихъ [ слова]. И лствичникъ: власъ смщаетъ ко, и мало истреблетъ бо и благословныхъ [ кз степени]. Иже воистинн достиже, ниж своей попечетс плоти: неложенъ бо бщавый.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

1594 Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 55; Исаак Сирин, преподобный. Слово 59. С. 323. 1595 Лука (Войно-Ясенецкий), святитель . Великопостные проповеди. С. 18. 1596 Там же. С. 22. 1597 Канон Пасхальный, творение Иоанна Дамаскина, глас 1, ирмос на 6-й песни. 1598 Лука (Войно-Ясенецкий), святитель . Великопостные проповеди. С. 120—121. 1599 Макарий Великий /Добротолюбие. Т. 1. С. 251. 1600 Один пример: вопросы свободы совести и вероисповедания совмещены в одной статье (ст. с вопросом свободы мнения и правом на отказ от несения военной службы и рассматриваются в разделе II «Свобода» Хартии Союза об основных правах (ч. II Конституции), устанавливающей основные правовые принципы функционирования личности в системе Евросоюза (см.: Европа без России. М., 2005. С. 73). 1601 Иоанн Златоуст, святитель . Творения. Т. 2. Ч. 2. С. 586 (О святом Вавиле). 1602 Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 111. 1603 Лука (Войно-Ясенецкий), святитель . Великопостные проповеди. С. 121—122. 1604 Елевферий (Богоявленский), митрополит . Неделя в Патриархии/Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 180—181. 1605 Лк. 23:39—43: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»: 1606 Лк. 22:59—62: «Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал»:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

    Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 55; Исаак Сирин, преподобный. Слово 59. С. 323.     Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Великопостные проповеди. С. 18.    Там же. С. 22.    Канон Пасхальный, творение Иоанна Дамаскина, глас 1, ирмос на 6-й песни.     Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Великопостные проповеди. С. 120—121.     Макарий Великий/Добротолюбие. Т. 1. С. 251.    Один пример: вопросы свободы совести и вероисповедания совмещены в одной статье (ст. с вопросом свободы мнения и правом на отказ от несения военной службы и рассматриваются в разделе II «Свобода» Хартии Союза об основных правах (ч. II Конституции), устанавливающей основные правовые принципы функционирования личности в системе Евросоюза (см.: Европа без России. М., 2005. С. 73).     Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Ч. 2. С. 586 (О святом Вавиле).     Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 111.     Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Великопостные проповеди. С. 121—122.     Елевферий (Богоявленский), митрополит. Неделя в Патриархии/Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 180—181.    Лк. 23:39—43: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»:    Лк. 22:59—62: «Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал»:    Лк. 18:9—14 (см. с. 368).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

256. См.: Пс. 118. 73. 257. Пс. 118. 19. 258. 1 Кор. 2. 2. 259. Мф. 7. 14, 15. 260. Ср.: 1 Кор. 13. 9, 10, 12. 261. Ин. 15. 5. 262. См.: Псалом Давида на единоборство с Голиафом, ст. 5. 263.  …водами Силоама, текущими тихо (Ис. 8. 6). 264. Ин. 8. 11. 265. Гал. 6. 2. 266. Иак. 1. 2. 267. Ин. 16. 33. 268. Иак. 4. 7. 269. «Невменяемость» — выражает: не ставить, не вменять себе ничего в достоинство, в добродетель, в заслугу, в подвиг, не приписывать себе ничего хорошего. 270.  Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117. 18). 271. В том же 1857 г. 27 октября архимандрит Игнатий хиротонисан во Епископа Кавказского и Черноморского, и немедленно отправился в Ставрополь. Он действительно никогда более не свиделся с этою ученицею своею. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 272. Мк. 2. 27. 273.  …поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы (Исх. 32. 7–8). 274. N. — старец инока Леонида. 275.  у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10. 30). 276.  Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1 Пет. 4. 19). 277.  …сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение (Исх. 32. 29). 278.  усиль войну твою против города и разрушь его (2 Пар. 11. 25). 279.  …проклят, кто удерживает меч Его от крови! (Иер. 48. 10.) 280.  Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы (Мф. 12. 18–21). 281.  духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2. 15). 282. 1-я часть Добротолюбия, гл. 70, 71 и 72. 283.  Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим (2 Кор. 5. 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010