(CPG, N 1811), посвящено опровержению гностического дуализма и детерменизма валентиниан. Греч. текст дошел в значительных отрывках: главы 1-7. 5 в рукописях самостоятельно; главы 5-12 - в «Евангельском приуготовлении» Евсевия ( Euseb. Praep. evang. VII 22) под именем Максима (ошибочно или даже намеренно вслед. пристрастия Евсевия к Оригену, ср.: Михаил (Чуб). 1973. Сб. 10. С. 33-34; др. взгляд, согласно к-рому Евсевий сохранил имя истинного автора и М. использовал сочинение Максима, был высказан в ст.: Barnes. 1979), откуда отрывок перешел в «Добротолюбие» Григория Богослова и Василия Великого (гл. 24; CPG, N 1502); в «Библиотеке» свт. Фотия ( Phot. Bibl. 236), в «Sacra parallela» и др. В свободном армянском переводе значительные фрагменты (без имени М.) сохранились у Езника Колбаци («О Боге, или Против ересей», изд.: PO. Т. 28. Fasc. 3-4; рус. пер.: Езник Кохбаци. Книга опровержений: (О добре и зле). Ереван, 1968). Рус. перевод основного числа греч. фрагментов выполнен Е. И. Ловягиным: Творения. 1905. С. 171-191. Полностью текст дошел только в слав. переводе. Слав. текст (вместе с греч. оригиналом или ретроверсией и франц. переводом со славянского и греческого) издан А. Вайаном (PO. Т. 22. Fasc. 5). Вайан выполнил издание (с последующей сверкой de visu) по фотокопии рукописи РНБ. Q. I. 265 (основной манускрипт, сигл Sa) и по рукописной копии Бонвеча ГИМ. 110 (496, сигл Sb). Рус. перевод со славянского архиеп. Михаила (Чуба): О свободе воли//БТ. 1964. Сб. 3. С. 192-208 (предисл.: С. 187-192). Переиздание (с опущением фотографий слав. рукописей): Творения. 1996. С. 365-368 [предисл.], 369-389 [перевод и изложение]. В переводе архиеп. Михаила греч. текст приведен лишь в кратком изложении (главы 1-13), перевод глав 14-21 сделан только со славянского - даже там, где текст есть и на греческом, но не переведен у Ловягина (это относится к фрагментам, сохранившимся в диалоге Псевдо-Адамантия «О правой вере в Бога», в «Sacra Parallela» и др. источниках). При подготовке рус. перевода архиеп. Михаил использовал большее число рукописей, чем Вайан, хотя разночтения оказались несущественными; в дополнение к слав. манускриптам, уже использовавшимся при переводе др. произведений М., архиеп. Михаил привлек и слав. рукопись 310 Румынской академии наук. В издании Вайана указаны только листы слав. рукописи, а внизу - страницы издания Бонвеча, без деления на книги и главы, что доставляет значительные неудобства при пользовании. Нового полного рус. перевода со славянского и греческого нет. «О воскресении»

http://pravenc.ru/text/2633849.html

Г. для назидания монахов («Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» ( Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi. P. 3. 16-17. (CSCO; 8))). Это утверждение дало основание Г. Крюгеру выдвинуть гипотезу о принадлежности И. Г. «Аскетикона», авторство к-рого традиционно приписывается Исаии Скитскому . «Аскетикон» впервые издан Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962. Фрагменты, принадлежащие Исаии - рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). И. Г. не мог быть автором изначального текста «Аскетикона», отражающего традиции и практику егип. отшельников времен становления монашества (IV в.). Кроме того, нет оснований для отождествления «Аскетикона» и «Книги увещаний». В «Аскетиконе» можно найти следы 5 редакций, и И. Г., как человек, знакомый с традициями егип. монашества, мог быть составителем одной из них, адаптированной для палестинских монахов (подробнее см. в ст. Добротолюбие ). И. Г. почитается как святой в Сирийской яковитской Церкви. Его память помещена вместе с памятью Петра Ивера под 25-м днем месяца 2-го тешрина (нояб.) в Мартирологе Рабана Слибы (кон. XIII в.) с титулом «детоводитель». Ист.: BHO, N 550; Raabe R. Petrus der Iberer. Lpz., 1895. S. 96-99, 101-104; Kugener M.-A. Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518: Textes syriaques. P., 1907. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique. P. 78. (PO; T. 2. Fasc. 1. N 6); Nau F. Jean Rufus, évêque de Maïouma. Plérophories. P., 1912. P. 27-28, 47-48, 101, 121-122, 148. (PO; T. 8. Fasc. 1. N 86); Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi//Vitae virorum apud monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P., 1907. [Pt. 1: Syriac text.] P. 1-16; [Pt. 2: Latin trasl.] P. 1-10. (CSCO; 7, 8. Syr.; 25); Peeters P. Le martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 142, 168. Лит.: Krüger G. Wer war Pseudo-Dionysios?//BZ. 1899. Bd. 8. S. 302-305; Kugener M. A. Observations sur la Vie de l " ascète Isaïe et sur les Vies de Pierre I " Ibérien et de Théodore d " Antinoé par Zacharie le Scolastique//Ibid. 1900. Bd. 9. S. 464-470; Vailhé S. Le mystique monophysite, le moine Isaïe//EO. 1906. Vol. 9. P. 81-91; Petit L. Isaïe (2)//DTC. T. 8. Col. 79-81; Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 60; Devos P. Quand Pierre l " Ibère vint-il à Jérusalem?//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 337-350; Draguet R. Les 5 recensions de I " Ascéticon syriaque de l " abba Isaïe. Louvain, 1968. [Vol. 2. Pt. 1:] Introduction au problème isaïen P. (CSCO; 293. Syr.; 122); Chitty D. J. Abba Isaiah//JThSt. N. S. 1971. Vol. 22. P. 47-72; Regnault L. Isaïe de Scété ou de Gaza//DSAMDH. T. 7. Pt. 2. Col. 2083-2095; Perrone L. La Chiesa di Palestina e le controversie cristologiche. Brescia, 1980. P. 27-93; Aubert R. Isaïe de Gaza//DHGE. 1997. T. 26. Col. 115-117. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674850.html

Йозефовичу десять рублей и «Духовной беседы» 17-й том. (Кроме того, подар[ить] две книжки: «Письмо восточных митрополитов» и «Слова» Янышев.) На Страстной неделе ходить в учебную церковь посмотреть, как стоят гимназисты. 19 февраля. 19 февраля. Сход[ить] к Калмыковой о чухонке поговорить. Бог. К Бураковой послать бедных. К Алексею Ив. Мохову сходить. Оводов приглашает крестить младенца. Окрещу и отошлю для записи к Богоявленскому: [сказать], что по слабости младенца крестил. Помяни Архиерея онаго, егоже одесную ста диавол противитися ему (Зах. гл.3, ст.1) – всякому, сиречь десному 2 , помышлению, и слову, и делу, яко да не ужаснешися о случающихся. «Добротолюбие». Ч. IV. Преподобного Иоанна Карпафийского утешительные главы. 74-я глава 3 . Из моего домашнего рая изгоняет меня ядь, сласть, корысть, вообще земность, а я должен быть небесен. Хороший красный портвейн у Штрауха. Вина виноградные у Дмитриева хуже Штрауховских – со спиртом смешаны. По вечерам не ешь на ночь, да мяса не ешь вовсе. Возлюбил еси чрево паче проповеди и Божия слова. Сливки наказывают меня. 26 января. Воскресение. После причащения некстати молоко и сливки. Мутит. О батарее «Первенце» и «Красной Горке» (транс-порте 4 ) надо молиться. О Шмидт справиться. О праздниках Православной Церкви. I. Часть историческая. II. Часть догматическая. III. Часть богослужебная и обрядовая. IV. Часть нравоучительная (каждого праздника). Всякое излишество в пище, питье (тем более курение табака) есть причина расслабления и большей нечистоты сердца (и обильная пища) и источник всех страстей. Поэтому воздержание необходимо христианину для преспеяния 5 в чистоте сердечной и во всякой добродетели. Горе невоздержным! Горе пияницам! Горе чревоугодникам! Благо воздержникам! Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [ Евр. 13, 9 ]. Рыба усиливает золотуху, или гнилости, особенно копченая. Непотребный дом вывести из нашей улицы. сажен всего – 20]. Бесчинства, крики по ночам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ИСАИЯ мч. Кесарийский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские 124-125 125-126 126-127 ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии, издатель 128-130 130-131 131-135 ИСАИЯ (Лукошков Иван Трофимов; ок. 1555 - ок. 1621), архим., мастер усольской школы древнерус. церковнопевч. искусства 135-140 ИСАИЯ (Поликин Иван Федорович; 1830/31 - 1871), иером., член 14-й и 15-й Пекинских духовных миссий 140-141 ИСАИЯ (Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» 141-144 144-145 145-146 146-149 149-150 ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615), преподобные Ручьёвские(пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых) 150-152 152-154 ИСАИЯ КАРТВЕЛИ (Грузин), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные 154-155 ИСАИЯ СКИТСКИЙ (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» 155-156 ИСАЙ НАЗАРОВИЧ († ранее 2-й пол. 90-х гг. XX в.), крестьянский книжник из старообрядческого часовенного согласия 157-158 159-162 162-164 164-165 ИСИДОР прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих), затворник, Киево-Печерский 165-166 166-169 ИСИДОР Решёткин († 1921), псаломщик, мч. (пам. в в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский 169-177 ИСИДОР (ок. 1380-1390 - 1463), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463) 177-182 182-185 ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

Познаем же Православие. Не теоретически, почувствуем его, переживём его во всей его глубине и широте. Только так мы сможем раскрыть его для себя и других. Ведь Православие – это не музейный экспонат, не старинная вещь; это жизнь, творчество и радость! Это великая идея нашего народа, золотая надежда нашего спасения, наша похвала во Христе. Будем же проповедовать его с мужеством и героизмом, как истинные потомки великих героев Православия. Лучезарное прекрасное Православие, кровью украшенная невеста Христова, никогда, никогда да не отречёмся от тебя мы, недостойные, но, если придётся, удостой нас пролить за тебя и последнюю каплю крови! Аминь. 438 (Καππαδοκα) – историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции, употребляющееся со времён античности до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными христианскими монастырями. 439 Поликарп (ερο Πολκαρπο, ок. 70–156) – ученик апостола Иоанна, епископ Смирнский, «вождь всей Азии» в христианстве (Иероним). Активно боролся против гностиков. Отказавшись отречься от Христа, был заживо сожжён на 86-м году жизни. Святой Поликарп представляет собой ключевое звено, связующее апостолов (Иоанн Богослов) с отцами церкви ( Ириней Лионский ). Из сочинений сохранилось только «Послание к Филиппийцам». Память – 23 февраля по ст. ст. 440 Никодим Святогорец (Νικδημος о Αγιορετης, до пострига – Николай Калливурси; 1749– 1809) – афонский монах, богослов. В возрасте 26 лет пришёл на Афон и подвизался в м-ре Дионисиат. Из Дионисиата Никодим перешёл в м-рь Пантократор, где изучал Священное Писание и труды святых отцов. После этого до своей смерти Никодим занимался литературно-богословской работой и оставил обширное наследие, среди которого: предисловие к «Добротолюбию»; перевод сочинения «Брань духовная» (в русск. переводе – «Невидимая брань»); «Венец Приснодевы» (собрание из 62 канонов Богородице, собранное из афонских рукописей); новое издание «Пидалиона» (греч. «Кормчей книги»); «Новый избор житий святых» и «Новый Синаксарь» в 3-х томах; «Толкование правил семи Вселенских соборов»; «Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха». Канонизирован в 1955 г. Мощи Никодима (глава) хранятся на Афоне. Память – 14 июля по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Нет необходимости, поэтому, говорить о важности изучения Нравственного богословия для кандидатов священства, будущих пастырей. В своей пастырской деятельности священник является нравственным руководителем своих духовных детей. От него ждут духовного руководства, советов и указаний. Священник поставлен лицом к лицу с душой ближнего, он должен понимать ее, врачевать, направлять, поддерживать, возводить ко Христу. А для этого нужны знания в области религиозно-нравственной жизни и нужен свой духовный опыт. Приобретается же это изучением систематического курса христианского нравоучения, вдумчивым, с молитвой, чтением слова Божия, жития святых н писаний святых отцов и подвижников древней и русской Церкви, усвоением опыта духовной жизни святых отцов и подвижников, усвоением их глубокого знания человеческой души. Всегда необходимо помнить, что вера наша действенна только любовью. А одна только теоретическая вера (как звание «вера по науке – не освобождает человека от гордости и самомнения» (св. Исаак Сирин . Слова подвижнические. Изд. 3. Серг. Посад, 1911, слово 89, стр. 426). «Закон свободы поучает всякой истине, – говорит св. Марк Подвижник , – многие читают его разумом (т.е. изучают теоретически), но не многие понимают соответственным деланием заповедей» (Добротолюбие, т. I, стр. 523, ст. 30). Святитель Тихон Задонский тех ученых богословов, которые ограничивались исключительно только теоретическим изучением веро-нравоучения, – уподоблял столбам «на пути поставленным, которые от града до града указывают идущим путь, но сами неподвижно стоят» (Творения, т. 3й, 20). Поэтому тот, кто будет Церковью призван научать людей вере Христовой и жизни по вере, – должен прежде всего сам жить по вере. Так поступали и так жили подвижники и истинные пастыри Церкви Христовой всех времен («Величайшее из всех безобразий безобразие – есть заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь», говорит св. Антоний Великий (Добротолюбие, т. 1, §86). Подвижники считали, что плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование духовных предметов так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии. Благословствование возможно для того, кто покаянием очистит свою душу (Преп. Исаак Сирин . Слово 56, стр. 236). Вера или религия и нравственность

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Но и рассудочное знание основ нашей веры — это ещё не всё, что от нас требуется. Верующий православный человек должен стремиться жить в согласии со своей верой, то есть стараться все свои поступки и слова и даже мысли сверять и приводить в согласие с заповедями Христовыми. Это ведь тоже просто, согласитесь. По крайней мере, понять и принять. А в исполнении веры, то есть в деятельном её воплощении в жизнь, и заключается смысл нашего земного странствования. И в этом делании нам помогает Сам Господь, почему и говорит апостол Иоанн Богослов, что «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Ин. 5:3). Понятия же минимума и максимума в богословии относительны, потому что единение с Богом достигается, несомненно, не обширностью и глубиной догматических познаний, а чистотой и смирением жизни в согласии с Богом. Вот к этому и будем стремиться всеми силами, помня, что главное для нас — это стяжание Духа Святого Божия, без которого мы — ничто. Последняя же цель всего — это боговселение или жизнь в Боге (Добротолюбие. Т.1. С. 138. Ст. 58). Рейтинг: 9.9 Голосов: 626 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей Пеплов 15 сентября 2019, 20:37 Я думаю,что надо знать свою веру. Надо чётко понимать что и как. Виктор 26 августа 2019, 11:22 Спасибо, ув. И! Пособий действительно полно... Но я говорил не столько о них, сколько об авторах - " Но авторским коллективом д/б Церковь, а не отдельные священникм " . Вот что важно! Иоанна_ 23 августа 2019, 19:27 Виктору: " Основы Православия " . Издательство ПСТГУ. Замечательный краткий курс, где выверено каждое слово. Виктор 21 августа 2019, 13:44 И все-таки... Можно взглянуть с другой стороны? Хорошо бы иметь грамотый, краткий/стр. на 30-50, больше не потянем!/, живой и доступный учебничек БАЗОВЫХ знаний о православии для начинающих. Но авторским коллективом д/б Церковь, а не отдельные священники; просто авторитет доверия... Чтобы в нем не было никаких разночтенией, разномнений, разнотолкований и недопоняток, разрывающих основы неокрепший веры неофитов... Нет?

http://pravoslavie.ru/123170.html

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин 3. БОРЬБА ПЛОТИ И ДУХА (Соб. 4-е) 1. Есть брань в членах наших, как читаем у Апостола: «плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите» (Гал, 5, 17). По промыслительному распоряжению Божию, она внедрилась как бы в самую природу нашу. И можно ли почитать ее иным чем, как не естественной как бы принадлежностью человеческого естества после падения первого человека, если она всем без исключения обща? Надлежит однако верить, что она имеется в нас по воле Божией, во благо нам, а не во зло, если она всем природна. Она оставлена в нас для возбуждения в нас ревнования о высшем совершенстве. 2. Слово «плоть» в сем месте должно принять не в смысле человека, как существа, а в смысле воли плотской, или худых пожеланий: равно и под словом «дух» разуметь надо не какое либо существо личное, а пожелания души добрые и святые. Такой смысл определил сам же Апостол, говоря так: «духом ходите, и похоти плотские не совершайте: плоть бо похотствует на духа», и проч. (там же, ст. 16. 17). Так как те и другие пожелания находятся в одном и том же человеке, то и ведется внутрь нас непрерывная междоусобная брань. Тогда как похоть плоти, главным образом стремящаяся к греховному, находит удовольствие в одном том, что относится к удовлетворению потребностей настоящей жизни; дух, напротив, весь желает прилепляться к делам духовным, оставляя даже самые необходимые потребности плоти, и желает предаться исключительно тем одним, не уделяя даже и малой заботы тленной плоти сей. Плоть услаждается изобилием и всякими удовольствиями; духу не приятно попечение даже о предметах естественных потребностей. Та желает насыщаться сном и наполняться пищей; этому так питательны бдения и посты, что он не хотел бы допускать сна и пищи даже и сколько нужно для жизни. Та желает изобиловать всякими богатствами; этот не доволен даже тем, что имеет малое количество хлеба на каждодневное употребление. Та желает нежиться и окруженной быть толпою ласкателей; этому отраднее жестокое житие и просторность неприступной пустыни, и не приятно присутствие смертных. Та пленяется почестями и похвалами человеческими; этому радостны гонения и обиды.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Праздничные рецепты постных блюд Постная тушенка – не оксюморон 1 января, 2016 Постная тушенка – не оксюморон Ни тело без поста и молитвы не очистится, ни без милости и истины душа. (Добротолюбие) Праздничные рецепты постных блюд Вы найдёте в этой статье. Постные пироги, вторые блюда, супы и салаты — мы отобрали для Вас только самые лучшие рецепты. Рецепты постных блюд Постные салаты Салат из капусты, моркови, яблок и сладкого перца Промытую белокочанную капусту нарезают соломкой, перетирают с небольшим количеством соли, сливают сок, смешивают с очищенными нарезанными яблоками, морковью, сладким перцем, заправляют сахаром и растительным маслом. Посыпают мелко нарезанной зеленью. 300 г капусты, 2 яблока, 1 морковь, 100 г сладкого перца, 4 ст.ложки растительного масла, 1 чайная ложка соли, 1/2 чайной ложки сахара, зелень. Икра свекольная Лук мелко нарезать, морковь натереть на крупной терке. Всё обжарить в растительном масле до золотистого цвета. После добавить натертую на терке свежую свеклу. За пять минут до готовности добавить соли по вкусу и томатной пасты. 1 луковица, 1 морковь, 3-4 средних свеклы, 100 г растительного масла, 1/2 стакана томатной пасты, разведенной водой, соль. Салат из редьки с маслом Очистить и хорошо промыть редьку, положить ее в холодную воду на 15-20 мин., затем дать стечь воде, измельчить редьку на терке, заправить растительным маслом, солью и уксусом, положить в салатник, украсить зеленью. В тертую редьку можно добавить рубленый лук, пассерованный на растительном масле. Редька 120 г, масло растительное 10 г, 3 г уксуса, 15 г репчатого лука, зелень. Витаминный салат Свежую капусту мелко нашинковать, морковь натереть на крупной терке. Всё перемешать и посолить. Добавить зеленый горошек (консервированный). Полить уксусом, растительным маслом, посыпать черным молотым перцем и зеленью. Можно добавить свежие огурцы и зеленый лук. 300 г свежей капусты, 1 крупная морковь, 5 столовых ложек горошка, соль, 1 столовая ложка уксуса. 10 г растительного масла, 2 г черного перца.

http://pravmir.ru/prazdnichnyie-retsepty...

[xx]  Каллист Таликуд. О безмолвнической жизни. Ст. 10//Добротолюбие. Том V. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010 г., с. 417. [xxi]  Каллист Таликуд. О безмолвнической жизни. Ст. 3//Добротолюбие. Том V. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010 г., с. 413-414. Греческий текст приведен по PG147, col. 817-820. [xxii]  Евагрий Понтийский. Слово о молитве. Ст. 43//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М.: Мартис, 1994 г., с. 81. Греческий текст приведен по PG 79, col. 1176. [xxv]  Фалласий, авва. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Сотн. 1:50//Добротолюбие. Том III. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010 год., с.291. [xxvii]  Игнатий (Брянчанинов), свт. О духовном видении духов.//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том III. М.: Паломник, 2006 г., с. 53 [xxviii] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том III. М.: Паломник, 2006 г., с. 156 [xxix]  см. Антоний Сурожский, митр. Без записок//Труды. Том 1. М.: Практика, 2002 г. стр. 257. Вот как он описывает видение Христа: «Я сидел, читал и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел, я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно». [xxx]  Евагрий Понтийский. Слово о молитве. Ст. 114-116//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М.: Мартис, 1994 г., с. 89. [xxxi]  Диадох Фотикийский, еп. Подвижническое слово, разделенное на сто глав. Гл. 36//Добротолюбие. Том III. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010 г., с. 27. [xxxiv]  Никита Стифат, преп. Сотница вторая. Об очищении ума. Ст. 67//Добротолюбие. Том V. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010 г., с. 126.

http://bogoslov.ru/article/3415902

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010