Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, ко торый Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. XVIII, 1-8). Поэтому и святая Церковь Православная старается приучить к настойчивой молитве, предлагая свои продолжительные Богослужения, на утомительность которых многие ропщут. Таким образом, как говорит притча, надо вопиять ко Господу день и ночь. Не следует приходить в отчаяние, если Господь медлит исполнить нашу просьбу. " Прося того, что достойно Бога, — пишет святитель Василий Великий, — не переставай просить, пока не получишь. На сие наводя мысль, Господь сказал притчу о выпросившем в полночь хлебы своею неотступностью. Хотя пройдет месяц и год, и трехлетие; и большое число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро " . " Нашим да будет всегдашним делом, — поучает другой великий святитель, Иоанн Златоуст, — прилежать молитвам и не унывать при медленности услышания, но являть терпеливо благодушие. Будем приучать себя к тому, чтобы прилепиться к молитве и молиться днем и ночью, особенно ночью, когда никто не докучает делами, когда улегаются помыслы, когда вокруг все безмолвствует и ум имеет полную свободу возноситься к Врачу душ. Всякое место и всякое время пригодно для такого делания. Если ты имеешь ум очищенный от нечестивых страстей, то будь ты на торжище, будь в дороге, будь дома, будь в судилище, будь в монастыре, будь на море, и где ты ни будь, везде, призвав Бога, можешь получить просимое " . Известней когда-то в С.-Петербурге духовник о. А. Колоколов говорил иногда своим духовным детям: " Вы ищете помощи Божией Матери? Так идите в Казанский собор и, стоя как бы воочию перед иконой, говорите: " Владычице, помоги! Я не отступлю, но буду просить, умолять, насколько сил хватит моих. Я приду к Тебе и завтра, и послезавтра и многие годы буду просить и молить, пока не получу просимое! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Тут находился сам храм, а перед ним возвышался алтарь, на котором мы приносим Господу Богу жертвы всесожжения. Ни в одно из этих трех отделений царь Ирод не вступал (ему это было запрещено как не священнослужителю); он лично участвовал лишь в возведении галерей и внешних стен, которые и были воздвигнуты им в течение восьми лет. Самый храм был отстроен священнослужителями за один год и шесть месяцев. Весь народ преисполнился радости и возблагодарил Господа Бога, во-первых, за быстрое окончание работы, а затем и за ревность царя. При этом они устроили радостный праздник в честь освящения храма. Царь принес в жертву Предвечному триста волов; остальные жертвовали каждый сообразно своим средствам; впрочем, невозможно установить совершенно точное число принесенных тогда в жертву животных. При этом день освящения храма совпал с днем восшествия царя на престол (а этот день уже всегда праздновался), и поэтому теперь празднество отличалось особенным блеском» 180 . Именно за перестройку Второго Храма Ирод и получил прозвище «Великий». Недавно в Израиле археологи нашли гробницу этого царя иудеев. Сообщение о том, что в Иродионе – развалинах знаменитой крепости в нескольких километрах к югу от Иерусалима – найдена гробница иудейского царя Ирода I Великого, стало мировой сенсацией номер один. Интерес историков к этому противоречивому человеку не ослабевает до сих пор. Он восстановил Храм и в то же время воздвиг много капищ в честь римского императора, осуществлял жестокие репрессии против религиозных иудеев и за 40 лет своего правления возродил экономику Палестины и раздвинул границы еврейского государства… Итак, далее мы читаем: Мф.21:12 . «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Блаженный Иероним пишет: «Сопровождаемый толпой верующих, которые одежды свои расстилали по пути, чтобы осленок шел, не повреждая ног, Иисус входит в храм и выгоняет всех, которые продавали и покупали в храме: он опрокинул столы обменивавших монеты и разбросал сиденья продавцов голубей и сказал им, – приводя свидетельство Писания, – что дом отца Его должен быть домом молитвы, а не пещерой разбойников или домом торговых сделок» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Хотя было много поместных церквей, св. Иоанн выбрал семь общин передней части малоазийского полуострова, где проходила проповедь апостолов Павла и Иоанна, чтобы через них узнал остальной христианский мир. «Это сделал ради седмеричного числа, означающее таинственно все церкви, а также по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи церквах, которым шлет свое приветствие» (святитель Андрей Кесарийский ). Сколько будет церквей при кончине мира, Священное Писание нам не открыло. Христос воскрес в субботу, или в воскресенье? иеромонах Иов (Гумеров) В святом Евангелии прямо сказано: Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине ( Мар. 16:9 . Суббота у евреев была седьмым днем. По прошествии ее начинался первый день недели – воскресение. Есть свидетельство и в книге Деяний св. Апостолов: Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых ( Деян.10:40–41 ). Спаситель мира был распят в пятницу, следовательно, третий день приходится не на субботу, а на воскресение. Можно ли толковать притчу о слепорожденном как веру ранних христиан в реинкарнацию? Идея о реинкарнации полностью противоречит библейскому учению. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение( Евр.9:27–28 ). В приведенной цитате подчеркнуты слова, которые как в Ветхом, так и в Новом Завете составляют богословский стержень учения о жизни и смерти человека – однажды умереть. Через все священные книги проходит представление о человеке как образе и подобии Божием, о единственности и неповторимости каждой человеческой индивидуальности. С этим несовместима вера в перевоплощение его в другое человеческое существо. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? ( Иов. 14:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наконец, кидар был головным убором. Это была своего рода митра, имевшая вид чалмы, так как на ней была гиацинтовая повязка. На передней стороне кидара, над лбом первосвященника, была привязана гиацинтовым шнурком золотая диадема, т. е. золотая дощечка, и на ней вырезана надпись: «святыня Иеговы». Кидар дня очищения был льняным, белый. Других первосвященнических одежд, которые надевались обыкновенно на праздники, и которые составляли специально первосвященнические одежды, как, напр, подир, ефод и др., первосвященник для совершения церемонии дня очищения не надевал. Нельзя думать, что первосвященник не надевал специально ему только принадлежащих одежд потому, что должен был входить в святое святых не как первосвященник, а как простой священник. 153 Такому пониманию противоречит, прежде всего, то, что одежды первосвященника в день очищения, существенно отличались от одежд священнических. Как раньше сказано, пояс обыкновенных священников приготовлялся из тех четырех разноцветных тканей, из которых приготовлена была завеса святилища. Между тем, пояс первосвященника в день очищения был льняной, совершенно белый. И кидар, надеваемый первосвященником, также отличался от священнического кидара. Такого кидара священники никогда не носили. Кроме того, такое важнейшее дело, как посредничество между Богом и народом, необходимо требовало, чтобы его совершал не простой священник, а такое лицо, которое было бы представителем не только всех священников, но и всего народа. Таким лицом, конечно, мог быть только первосвященник. 154 Что же касается того, почему первосвященник в день очищения надевал не свои разноцветные, дорогие одежды, но не дорогие, льняные, белые одежды, то это объясняется тем, что день очищения не был днем веселья и радости, но был днем самоуничижения, сокрушения о грехах. Поэтому недорогие, белые одежды лучше всего соответствовали общему характеру этого дня. Недорогие, лишенные всяких украшений, всякого великолепия, свойственного обычным одеждам первосвященника ( Исх.28:2 ), льняные одежды дня очищения выражали то покаяние, смирение и сокрушение о грехах, какими должно было быть проникнуто в этот день все общество сынов израилевых. 155 Эти одежды были самыми подходящими для того, кто со смиренным сознанием своей греховности шел в святое святых пред лице Божие, просить прощение не только своих грехов, но и всего народа ( Иез.9:2 ). Белизна одежд указывала на ту нравственную чистоту и невинность, какая необходима для того, чтобы приблизиться пред лице Господне. 156 Мнение, 157 будто белые одежды дня очищения были торжественнее всех других одежд, прямо противоречит Исх.28:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Кроме того, если согласиться, что церемонии 1−28 стихов совершались после каждого осквернения, то мы должны будем признать, что стихи 29−34, есть прибавление позднейшей руки, так как эти стихи не допускают толкования, чтобы очищение непременно совершалось после каждого осквернения. Мысль о том, чтобы очищение совершалось в какой-либо другой день, кроме означенного в 29 стихе, совершенно исключается ст. 29−34. Таким образом, не позднейшая практика ограничила совершение этих церемоний днем очищения, но 29-й ст. своим предписанием совершать очищение непременно только в 10-й день 7-го месяца. Если же стих 29 принадлежит первоначальному автору 16 гл., то непременно нужно отрицать повторение церемоний очищения, так как отрицает это повторение 29 ст. А раз мы допустим, что повторение существовало, но было отменено 29 стихом, то мы, как уже выше замечено, нашли бы указание на эту замену. Но указания нет, следовательно, и повторения не было. Наконец, если согласиться с Дилльманом, что ст. 1−28 содержать только очищение, установленное по случаю осквернения святилища Надавом и Авиудом, очищение, повторявшееся после каждого осквернения, и только спустя некоторое время обращенное в очищение дня очищения, тогда станет непонятным, зачем в 1−23 ст. говорится об очищении народа. Ведь если Надав и Авиуд осквернили святилище, то не нужно было вместе с очищением святилища очищать и народ. Предполагать же, что вместе с учреждением очищения святилища, по случаю осквернения его, было установлено и очищение народа, мы не имеем никакого основания, так как не было достаточного повода к такому установлению. Осквернение святилища не оскверняет всего народа. Если же, тем не менее, 1−28 ст. содержат вместе с очищением святилища и очищение народа, то понятно, что эти стихи не составляли первоначально только церемонии очищения святилища, данной по случаю его осквернения, и затем повторяющейся после каждого осквернения, но всегда составляли церемонии дня очищения. Таким образом, ст. 1−28, содержа вместе с очищением святилища очищение и народа, всегда были изложением постановлений о дне очищения, а не были·обращены в это изложение прибавлением впоследствии ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Но против такого перевода нужно сказать, что не значит «очищения», а «очищение» подобно тому, как и означают вода и небо, а не воды и небеса. Последующие еврейские и греческие писатели, упоминая о дне очищения, называют его не днем очищения, а днем поста, исходя, очевидно, из той мысли, что в этот день все израильтяне должны были соблюдать строгий пост. Так, Иосиф Флавий, рассказывая в своих «Древностях иудейских» о завоевании Иерусалима Помпеем, 112 а также завоевании Иродом, 113 в обоих случаях упоминает о празднике очищения, но называет его не днем очищения, как в Пятикнижии, а днем или праздником поста, хотя тот пост, о котором говорит Флавий, относится к третьему месяцу, а не к седьмому. Равным образом и Филон Александрийский, упоминая о дне очищения, называет его не днем очищения, а праздником поста ( τς νηστεας μρα или νηστεας ορτ) , 114 или только постом, т. е. днем поста, 115 а иногда просто величайшим праздником (ορτ μεγστη). 116 Просто постом ( νηστεα) называет день очищения Плутарх. 117 В талмудической литературе, как и в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Плутарха, праздник очищения также не называется днем очищения. Здесь этому празднику даются различные названия. Наиболее часто встречается в талмудической литературе название . Это название дня очищения сообщило свое имя почти всем тем талмудическим трактатам, которые говорят об этом дне. Так, в Мишне отдел, трактующий о дне очищения, называется . Название это носят также те части Иерусалимской и Вавилонской Гемары, которые составляют толкование на трактат Мишны о дне очищения. Давая дню очищения халдейское название раввины, очевидно, имели в виду обозначить особенно важное значение этого дня. значит не просто день, но день по преимуществу κατ ξοχν, день величайший, имеющий преимущество перед всеми днями целого года. 118 Позднее раввины стали называть день очищения для обозначения его важности не просто , т. e. день, но великий день, . Такое название дня очищения мы находим в Гемаре, как Иерусалимской, так и Вавилонской. В талмудической литературе встречается иногда для обозначения дня очищения название , что значит «великий пост». Такое название дано потому, что в день очищения предписывался самый строгий пост. Но так как у евреев после плена установлено много других постов, то для отличия поста дня очищения от других постов, раввины стали называть этот пост великим постом, 119 а не просто постом, как писатель кн. Деяний св. апостолов, Плутарх и Филон Александрийский. Но из всех этих названий наиболее употребительным было название , так как это название было употребляемо всегда в культовом или богослжебном языке. Простой народ называет праздник очищения , что значит день очищения. 120 Это простонародное название дня очищения, почти тожественное с названием книги Левит, подобно этому последнему наилучше выражает суть праздника очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Данная глава образует центр всей книги Левит по тем чрезвычайно важным религиозным идеям, которые выражаются в институте дня очищения, поскольку здесь выступают: а) факт всеобщей и разнообразной греховности и нечистоты пред Богом даже избранного народа; б) необходимость периодического очищения их; в) средство для сего: всенародное покаяние и сокрушение о грехах с определенным жертвенным ритуалом. Не названный технически в Лев.16 гл., данный день в двух др. мм. кн. Лев.23.27 и Лев.25.9 , назван по евр. jom hakkippurim, по LXX: μρα ξιλασμο, день очищения или умилостивления, Vulg.: dies expiationum. У Иосифа Флавия (Древн. Иуд.14:4–3 и Иуд.16:4 ) и Филона (Opera II, р. 206, ed. Mangey), он называется днем поста или праздником поста ( τς νηστεας μρα или νηστεας μρα). В талмудической литературе обычное название дня очищения – joma (день по преимуществу; целый тр. 2-го тома Талмуда, посвященный постановлениям о дне очищения, назв. Иома), или joma rabbah (великий день). В этот величайший в смысле важности жертвоприношений день, совершавшийся 10 числа месяца тисри ( Лев.23.27, 25.9 ; ср. Чис 29.7 ), все таинственно-очистительные обряды в скинии или храме совершал исключительно один первосвященник. Ему, а также и священникам, внушается прежде всего глубочайшее благоговение к святилищу, в силу которого сам первосвященник мог входить во внутреннюю часть ветхозаветного святилища лишь однажды в год. Законоположения о дне очищения связываются исторически с трагическим случаем внезапной смерти сыновей Аарона – Надава и Авиуда ( Лев.10.1–2 ), логически же вполне естественно примыкают к законам о чистом и нечистом ( Лев.11–15 ). Завеса, parocheth, за которую первосвященник входил во святое святых лишь в день очищения, эта так называемая вторая ( Евр 9.8 ) завеса ( Исх 26.31, 32–36 ), отличная от первой, разделявшей святилище и двор. «Крышка», слав.: » очистилище», евр. – kapporeth, LXX: ιλαστριον, Vulg.: propitiatorium, – вероятно плита на ковчеге завета, символизировавшая престол Иеговы, где Он благоволил являться в «облаке». Это облако ( Лев.16.2 ) некоторые толковники (Розенмюллер) отождествляют с «облаком курения», Лев.16:13 . Но традиция иудейская отождествляла это облако святого святых с тем чудесным облаком, которое указывало евреям путь в пустыне ( Исх 13.21 ) и затем покрыло скинию, когда она была устроена ( Исх 40.34–38 ; Чис 9.15–23 ). И по блаж. Феодориту (вопр. 21 на Лев.), Бог открывался в скинии «в светозарном облаке».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 «Жена... аще зачнет и родит мужеск пол... по днем... очищения ее... нечиста будет: и в день осмый да обрежет плоть конечную его... и в святилище да не внидет, дóндеже скончаются дние очищения ея». Семь дней и тридцать три дня «сидети будет в крови» очищения ( Лев.12:2–5 ). Ибо в первые семь дней кровотечение бывает постоянно, а в последующие тридцать три дня постепенно уменьшается и, наконец, совершенно прекращается. Поэтому жена бывает нечиста от своей крови, а не от рожденного ею. Ибо в благословении сказано: «раститеся и множитеся» ( Быт.1:28 ). Но почему, «аще... родит женский пол " 4 ( Лев.12:5 ), время очищения удваивается? Потому ли, что женский пол досточестнее мужского, или потому, что во столько времени совершается первоначальное образование женского пола в утробе матерней, так что младенец мужского пола получает в утробе первоначальное образование в сорок дней, а младенец женского пола в восемьдесят? Родившим женам повелено было молиться перед дверьми скинии. Поскольку обычай этот соблюдали и язычники, то, чтобы не сказали Евреи, что языческие капища досточестнее дома Божия, закон удерживает родивших жен перед дверьми скинии, хотя бы они были и благочестивыми, тогда как дозволяет входить в скинию мужам и нечестивым. Глава 13 «Человеку, емуже аще будет на кожи плоти его... желтяница или блеск... и влас в язве изменится в бело... язва проказы есть» ( Лев.13:2–3 ). Это образ обнаженной перед Богом души, когда, лишившись своей красоты, осквернилась она грехом и, как зараженная нечестием, не может взирать на Бога с открытым лицом. Кто прокажен, " ризы того будут раздраны, и глава его не покровена, и около уст своих да обвиется» ( Лев.13:45 ). Уста нечестивых ничего не могут сказать в свое оправдание, как бы уздой удерживаются от всякого дерзновения. Глава 14 «И повелит жрец», и принесут «два птичища жива чиста и древо кедрово, и... червленицу и иссоп... и заколют птичище едино... над водою живою... и да омоча т... птичище живое в крови закланаго птичища над водою живою, и да воскропят на очищаемого» ( Лев.14:4–7 ). Две птицы ( «птичища»), которыми очищаем был прокаженный, представляют образ синагоги, отверженной Богом. Птицу закалывали при источнике во образ того источника крови, который источен Распятым Господом – Источником очищения. Заколотая у источника птица есть Еммануил, и это изображает Его вочеловечение, которым Он как бы влил кровь в жилы языческим народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 12 (2) Жена, аще зачнет и родит мужеск пол, по днем очищения ея нечиста будет; (3) и в день осмый да обрежут плоть конечную его; (4) и в святилище да не внидет, дондеже скончаются дние очищения ея. Семь дней и тридцать три дня сидети будет в крови очищения. Ибо в первые семь дней кровотечение бывает постоянно, а в последующие тридцать три дня постепенно уменьшается, и наконец совершенно прекращается. Посему, жена бывает нечиста от своей крови, а не от рожденного ею. Ибо в благословении сказано: раститеся и множитеся (Быт.1:28). Но почему - (5) аще родит женский пол время очищения удвояется? Потому ли, что женский пол досточестнее мужеского, или потому, что во столько времени совершается первоначальное образование женского пола в утробе матерней, - так что младенец мужеского пола получает в утробе первоначальное образование в сорок дней, а младенец женского пола в осмьдесят? Родившим женам повелено было молиться пред дверьми скинии. Поелику обычай сей соблюдали и язычники, то, чтобы не сказали Евреи, что языческие капища досточестнее дома Божия, закон удерживает родивших жен пред дверьми скинии, хотя бы они были и благочестивые, тогда как дозволяет входить в скинию мужам и нечестивым. Глава 13 (2) Человек, емуже аще будет на кожи плоти его желтяница или блеск (3) и влас в язве изменится в бело: язва проказы есть. Это образ обнаженной пред Богом души, когда, лишившись своей красоты, осквернилась она грехом, и как зараженная нечестием, не может взирать на Бога с открытым лицом. (45) Кто прокажен, ризы того будут раздраны, глава его непокровена, и около уст своих да обвиется. Уста нечестивых ничего не могут сказать в свое оправдание, как бы уздою удерживаются от всякого дерзновения. Глава 14 (4) И повелит жрец, и принесут два птичища жива чиста, и древо кедрово, и червленицу, и иссоп: (5) и заколют птичище едино над водою живою; (6) и омочат птичище живое в крови закланнаго птичища над водою живою (7) и да воскропят на очищаемого. Два птичища, которыми очищаем был прокаженный, представляют образ синагоги, отверженной Богом. Птичище заколаемо было при источнике во образ того источника крови, который источен Распятым Господом - источником очищения. Закланное у источника птичище есть Еммануил, и изображает его вочеловечение, которым Он как бы кровь влиял в жилы языческим народам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1081...

28:16–25. Праздник опресноков. Праздник опресноков знаменует начало уборки ячменя (март-апрель). Опресноки пекли из зерна нового урожая без добавления закваски и вкушали с радостью, ибо это был первый знак будущего урожая. Дополнительную информацию см. в коммент. к Исх. 12:14–20 . 28:26–31. Праздник седмиц. Второй из трех великих праздников, наступающий через семь недель после уборки начатков пшеницы ( Исх. 34:22 ; Втор. 16:9–12 ), называется также праздником жатвы, или Пятидесятницей ( Исх. 23:16 ). Как и праздник субботы, праздник седмиц не связан с лунным календарем (в данном случае из-за неточности календаря, основанного исключительно на фазах луны). В цикле земледельческих работ этот праздник знаменует окончание жатвы пшеницы и традиционно связывается с получением закона на Синае. Кроме того, праздник седмиц ассоциируется с возобновлением завета и сопровождается паломничеством. Празднование включает «жертву потрясания» (см. коммент. к Лев. 8:27 ) из двух хлебов, жертвоприношение животных (семи годовалых агнцев, двух тельцов и одного овна) и жертву возлияния в благодарность за добрый урожай (см.: Лев. 23:15–22 ). Как и в случае других больших праздников, в жертву за грех народа полагалось принести козла ( Чис. 28:30 ). 29:1–6. Праздник труб. Первый день седьмого месяца (самого священного месяца еврейского календаря) должен был оглашаться трубным звуком бараньего рога (shofar) в память о заключении завета с Богом и Его попечении об Израиле. Возможно, большое значение этого праздника объясняется тем, что он приходился на седьмое новолуние седьмого месяца (что сопоставимо с субботним циклом). Все работы в этот день прекращались, и в дополнение к ежедневным жертвоприношениям приносилась жертва всесожжения. Праздник продолжался до десятого дня месяца, называемого Днем очищения (см.: Лев. 16:29–34 ). Позднее праздник труб превратится в праздник нового года, но это произойдет уже в послепленный период (см.: Лев. 23:23–25 ). 29:7–11. День очищения. День очищения – особый день, выделенный для избавления народа от грехов. О значении этого события свидетельствует тот факт, что все ритуалы должны были совершаться первосвященником в святая святых. Согласно Лев. 23:27–32 , День очищения приходится на десятый день после наступления нового года (в седьмом месяце). В этот день все израильтяне постились в своих домах, а первосвященник вступал во внутреннее помещение скинии и воскурял благовоние на золотом жертвеннике курения. Кровь приносимых в этот день жертв возлагалась на рога жертвенника, чтобы соединить этот святейший из жертвенников и дым его благовоний с потребностью народа в избавлении от грехов. Подробное описание этого ежегодного ритуала, включая возложение грехов народа на козла отпущения, содержится в Лев. 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010