Преподобный Ефрем Сирин Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова. Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.

http://pravoslavie.ru/51516.html

1885 Поучение в день святых апостолов Петра и Павла, сказанное в Петропавловской церкви по совершении в нее крестного хода 80 Вся благообразно и по чину да бывают ( 1Кор.14:40 ) С какими мыслями и чувствами, братья, сегодня шли вы сюда, в этот священный храм, к которому отлет древних в настоящий день памяти святых апостолов Петра и Павла совершается крестный ход? Думаю, что вы, принимавшие участие в крестном ходе, скорбели вместе со мною о том, что существующие у нас крестные ходы в городе к 4 церквам унижены, пренебрежены и с года на год все более и более упадают; о том, что мы, служители Божьи, идем в крестных ходах по улицам города почти одни с немногими усердствующими, которых так немного, что некому нести святых икон. Грустно и печально, до глубины души прискорбно бывает смотреть на это, если можно так выразиться, унизительное для нашей православной веры, почти одинокое наше шествие. Но печаль эта еще более увеличивается, когда на пути встречаешь людей, которые смотрят в окна на крестный ход без должного благоговения, ни разу даже не перекрестившись, когда видишь суетню торговцев в эту только пору спешащих на две-три минуты притворить двери своих лавок, слышишь смех и шум пирующих в разного рода питейных заведениях. Невольно всякий раз при этом приходит на мысль, зачем мы совершаем такие крестные ходы, не лучше ли бы было совсем их прекратить, если жители города так невнимательны к ним, если те самые братья святого храма, к которым мы идем, не принимают в ходе ни малейшего участия, не встречают святых икон с должной, подобающей им честью и не провожают их? Да, может быть, это и так. Но приходит на мысль и то, знают ли братья святого храма сего и другие жители города, что такое крестный ход, и понимают ли его значение? Побеседовать с вами решился я об этом весьма важном для всех нас предмете. Переносясь мыслью в отдаленные времена древности иудейской, мы видим, что у иудеев было торжественное исхождение из храма Иерусалимского к купели Силоамской в последний день праздника Кущей, когда священники почерпали воду из купальни, несли ее во внутренний двор храма и там вместе с вином возливали на жертвенник в знамение того, что придет такое время, когда все люди будут очищены от грехов Честною Кровью Спасителя в благодатной воде Крещения. Сам Иисус Христос бывал в Иерусалиме на празднике Кущей и принимал участие в этом торжественном ходе к купальне Силоамской. Тысячи, десятки и сотни тысяч людей, все жители Иерусалима и пришельцы на праздник точно так же принимали участие в этом ходе; поэтому-то день этот и был самым торжественным днем праздника. Религиозный восторг двигал сердца людей в это время, и они все от мала до велика в этот день спешили ко храму и источнику Силоамскому. Так это было в древнем Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью, но и, согласно с законом, обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия. Он идет к закону ради закона, чтобы чрез веру освободить учеников от закона: и принимает плоть, и обрезывается вместе с иудеями. Он имел общение в плоти, имел общение и в обрезании: укрепил родство, чтобы они не открылись от происходящего от Давидова семени Христа, Которого и ожидали; показал доказательство родства. В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: не вемы, откуду есть ( Иоан. 9:29 ), то, если бы Он не был обрезан по плоти, отрицание их имело бы основательный предлог. Итак, егда исполнишася осмь дний, да обрежут ( Лук. 2:21 ) дитя, – Иисус ожидал увеличения органа. Егда исполнишася осмь дний, так как закон повелевает обрезывать в восьмой день, и если наступит 8-й день, то выходит на средину врач и берет в руки железное орудие и проявляет свое искусство, и ради обрезания пренебрегает субботою. Спросим же иудеев: суббота – покой: этот день – совершенный отдых; почему восьмым днем вытесняется седьмой? Почему восьмой день становится выше седьмого? Но Иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; Церковь же Христова знает Христа и иудейские учения. Дитя обрезывается в 8-й день, потому что в 8-й день надлежало быть воскресению, то есть, Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в шестой день? почему не в девятый или десятый? Ясен 8-й день, в который воскресает Господь. Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием. Обрезание же – истинное познание и понимание веры. Поэтому, возлюбленный, обрезание передается верным чрез посредство святого крещения; а святое крещение – образ Христова воскресения. Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысься до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь – духовное и очищение грехов. 8-й день обрезание; 8-й – также и воскресение; а крещение – образ воскресения; восхождение бывает от малых вещей к большим, от телесных – к более духовным. Поэтому пусть придут иудеи и преуспеют, так как надлежит преуспеть по сравнению с телесным, а не оставаться при одном и том же. Конечно, Господь наш Иисус Христос, пришедший не нарушить закона, но исполнить ( Матф. 5:17 ), был обрезан вместе с иудеями. Посему Евангелист говорит: исполнишася Ему осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему, Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся Он во чреве ( Лук. 2:21 ). Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде даже не зачатся. Иисусом же был назван, потому что имел дело спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Иезекииля. Гари Холл Исторический и культурный фон Книга Иезекииля – это собрание четырнадцати точно датированных отрывков, включая вводные стихи. Видение Иезекииля в первой главе датировано тридцатым годом, четвертым месяцем, пятым днем месяца (1:1). Во втором стихе уточняется, что это событие произошло в пятом году царя Иояхина, то есть в 593 году до н.э. О каком тринадцатом годе говорит автор – не разъясняется, но логичнее всего предположить, что речь идет о тридцатом годе жизни Иезекииля. 824 Это значит, что Иезекииль родился в 623 году до н.э. во времена правления царя Иосии и был современником Иеремии в Иерусалиме и Даниила в Вавилоне. Он был свидетелем хаоса последних лет Иудейского царства. Его увели в плен во время второй депортации, в 597 году до н.э. 825 Первое видение явилось ему в 592 году до н.э., то есть через год после событий, описанных в книге Иеремии 2728. Иосия воцарился в возрасте восьми лет, в 640 году после того, как был убит его отец Амон, а все участники заговора были казнены. Через восемь лет, в 631 году, он начал реформы и в двенадцатый год царствования стал очищать страну от языческих культов ( 2Пар.34:3 ). В восемнадцатый год царствования Иосии, во время очищения храма был найден свиток закона (возможно часть и большая часть Второзакония, хотя этот вывод подвергается сомнениям; 4 Царств 22; 2Пар.34:821 ). Это придало новый импульс реформам, вершиной которых стало грандиозное празднование Пасхи (4 Царств 23). Год 612 до н.э. стал поворотным для истории всех ближневосточных народов. После многолетней борьбы против союза Мидии и Вавилона, пала Ниневия – столица Ассирии. Спасшиеся после поражения скрылись на западе, в Харане, где в войну на стороне Ассирии в рамках коалиции вступил Псамметих из Египта. В 610 году Харан пал, а с ним завершила свое существование Ассирийская Империя. Псамметих умер в том же году; его место занял сын Нехо II, решивший закрепить господство Египта в Палестине. Для этого он направил войска в Кархемис, чтобы помочь остаткам ассирийского войска в войне против Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов Крещение Господне – 19 января в 2016 году Богоявление Праздник Крещения Господня , или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие). «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

Патриарх Кирилл о событиях на Украине: Власть не должна вмешиваться в церковные дела 24 февраля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Хочу сказать сегодня, обращаясь ко всему украинскому народу: власть не должна вмешиваться в церковные дела. 23 февраля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме Архангела Михаила в Тропареве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братия и сестры! С большой радостью я вступил под своды храма святого Архистратига Божия Михаила — первого храма, который был открыт в городе Москве после долгих лет разрушения храмов Божиих и притеснения Церкви. Хорошо помню время, когда многие, взирая на благолепный внешний вид этого храма, надеялись, что он когда-нибудь откроет свои двери всем, кто пожелает войти под его своды и совершить молитву. И 25 лет назад храм святого Архистратига Божия Михаила в Тропареве был открыт, начав череду открытия в Первопрестольном граде старинных храмов и попранных святынь. Удивительным образом 25-летие со дня возобновления богослужений в этом храме и 320-летие со дня его основания совпадают с воскресным днем, который посвящен Страшному Суду. Мы все знаем из Слова Божия, что в конце человеческой истории, когда откроется новая страница бытия человечества, совершится некое особое таинственное деяние: Бог силой Своею отделит праведных от грешных. Под грешными подразумеваются не те, кто согрешает, но кается, кто идет по пути духовного очищения, а те, кто свою неправедность и свою греховность возводит в ранг праведности, кто свою человеческую правду поставляет на место правды Божией, кто в гордыне своей противостоит Богу. Однако суд, который Господь совершит над каждым из нас и который предопределит судьбу каждого в вечности, не является одномоментным. В каком-то смысле суд начинается здесь, в нашей жизни, только не все мы способны видеть руку Божию и не все способны почувствовать Его любовь и Его справедливость.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-vlast-...

Священное торжество по окончании реставрации Успенского Кафедрального собора во Владимире Приготовления к этому торжеству начались одновременно с окончанием реставрации. Немедленно, по окончании работ, были отняты леса и вся возвышенность вокруг собора была очищена от навалившегося за время построек мусора. От большой улицы до собора разбита, выровнена и вымощена широкая площадь, делающая вид на собор несравненно более открытым, чем было до сего времени. От бульвара площадь отгорожена довольно красивой решеткой. По получении указа из Св. Синода с разрешением совершить торжество в предположенном виде 226226 , составлен был подробный «порядок» торжества и отпечатан в значительном количестве экземпляров с целью заблаговременно известить народ об этом торжестве. Днем торжества назначено было 29-е число сентября. Для участия в совершении церковного торжества к назначенному дню прибыли во Владимир – из Нижнего Новгорода Преосвященнейший Владимир, Епископ Нижегородский и Арзамасский, и с ним протоиерей и протодиакон Нижегородского кафедрального собора, из Москвы – настоятель ставропигиального Симонова монастыря архимандрит Андрей и настоятель Знаменского монастыря архимандрит Андрей и настоятель Знаменского монастыря архимандрит Сергий. Из уездов Владимирской епархии прибыли архимандриты – Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Досифей, Переславского Данилова монастыря Модест, Флорищевой пустыни Антоний, Юрьевского Архангельского монастыря Владимир и настоятель Лукьяновой пустыни игумен Иероним, многие протоиереи и священники. Так как настоящее торжество имело характер церковный и вместе исторический, то из Москвы и Нижнего Новгорода, состоящих в ближайшей исторической связи с Владимиром 227227 , прибыли уполномоченные представители разных официальных учреждений и обществ. От Московской Духовной Академии явился заслуженный профессор Н. И. Субботин , – от Императорского Московского Археологического Общества товарищ председателя Комиссии по сохранению древних памятников К. М.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Скачать epub pdf Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью, но и, согласно с законом, обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия. Он идет к закону ради закона, чтобы чрез веру освободить учеников от закона: принимает плоть, и обрезывается вместе с иудеями. Он имел общение в плоти, имел общение и в обрезании; укрепил родство, чтобы они не отреклись от происходящего от Давидова семени Христа, Которого и ожидали, показал доказательство родства. В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: «не знаем, откуда Он» ( Ин.9:29 ), то, если бы Он не был обрезан по плоти, отрицание их имело бы основательный предлог. Итак, «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать» ( Лк.2:21 ) дитя, – Иисус ожидал увеличения органа. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать», так как закон повелевает обрезывать в 8-й день, и если наступит 8-й день, то выходит на средину врач и берет в руки железное орудие и проявляет свое искусство, и ради обрезания пренебрегает субботой. Спросим же иудеев: суббота – покой; этот день – совершенный отдых; почему 8-м днем вытесняется седьмой? Почему 8-й день становится выше 7-го? Но Иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; церковь же Христова знает Христа и иудейские учения. Дитя обрезывается в 8-й день, потому что в 8-й день надлежало быть воскресению, то есть Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в 6-й день? Почему не в 9-й или 10-й? Ясен 8-й день, в который воскресает Господь. Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием. Обрезание же – истинное познание и понимание веры. Поэтому, возлюбленный, обрезание передается верным чрез посредство святого крещения, а святое крещение – образ Христова воскресения. Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысись до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь – духовное и очищение грехов. 8-й день – обрезание; 8-й – также и воскресение; а крещение – образ воскресения; восхождение бывает от малых вещей к большим, от телесных – к более духовным. Поэтому, пусть придут иудеи и преуспеют, так как надлежит преуспеть по сравнению с телесным, а не оставаться при одном и том же. Конечно, Господь наш Иисус Христос , пришедший «не нарушить... закон, но исполнить» ( Мф.5:17 ), был обрезан вместе с иудеями. Посему евангелист говорит: «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» ( Лк.2:21 ). Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде зачатия. Иисусом же был назван, потому что имел дело спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Май Благодать 01 мая. «Хочу, очистись!» ( Мк. 1:41 ) На улице в стоке воды мутная грязь: дождевые капли, смешанные с песком и мусором, превратились в мутную волну. Но яркий солнечный луч, с небесной высоты спустившись на землю, любовно и бережно привлек к себе каплю мутной воды и унес высоко на снежную вершину. Там эта капля прониклась солнечным светом, отдалась его теплоте и в чистом, прозрачном горном воздухе, среди окружающей ее снежной белизны вдруг сама превратилась в чистую, блестящую, как алмаз, снежинку, отражающую в себе яркие солнечные лучи. Грязь земная, нечистота греха, удушливый смрад пагубных страстей затемняет, загрязняет, губит человеческую душу, угашает в ней искру Божию. Она лежит во зле и мраке, как дождевая капля в стоке мутной воды, – но всесильная любовь Божия своею благодатью, как солнечный луч, проникает сквозь этот мрак, побеждает силу греха и, не гнушаясь падшей душой, вселяется в нее, согревает, оживляет и подымает от земли. Бедное погибающее, затемненное, застывшее сердце просыпается, в нем зарождаются новые стремления, голод и жажда духовные, тоска по небесной родине! Взгляд устремляется к горным вершинам, ищет небесного света, трепетная надежда наполняет грешную душу, и Дух Божий, всесильный и неудержимый, влечет ее к Богу, к Источнику благодати и истины! Мало-помалу жизнь Христова проникает в грешное сердце, перерождает его, и, очищенная, омытая в Крови Агнца, убеленная белее снега, душа, радостная и сияющая, вступает в обитель вечного света и вечного блаженства! Доколе есть день 02 мая. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин. 9:4 ) Как часто мы теряем случай помочь бедному, выразить сочувствие скорбящему, навестить больного, порадовать и обласкать старого и малого и узнаем слишком поздно, какой страшный ущерб причинило наше упущение в жизни этого человека! Может быть, горечь налегла ему на душу, или ее затопляет земное зло, а доброе слово увещания, своевременно сказанное, могло бы рассеять мрак, грозящий вечной тьмой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы 19 Сей день Господень; радуйтеся людие. Так воспевает ныне святая Церковь , прославляя Рождество Пресвятой Богородицы. Совершая празднественно воспоминание сего великого события, она не хочет, чтобы кто из нас, христиане, оставался без участия в торжестве; называет настоящий праздник днем Господним, и всех приглашает к радости. Сей день Господень, радуйтеся людие. Каждый день есть день Господень, – ибо кто сотворил время, тот сотворил и день. Но есть дни, которые ознаменованы важными событиями христианской веры, есть дни, которые освящены особенными милостями Божиими к человеку: эти дни преимущественно называются днями Господними. Таков настоящий день. Ибо кто рождается ныне? Та Жена, о Которой еще в раю было возвещено: семя жены сотрет главу змия. Та Дева, о Которой предрек один из Пророков так: се дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Мф. 1:23 ). Не Господень ли ныне день? И не обязаны ли мы воспоминать о нем с чувством особенного благоговения? Для чего рождается? Дабы быть Материю Сына Божия, силою Коего все живет, движется и существует, Материю нашего Спасителя, кровь Которого искупляет нас от греха, проклятия и вечной смерти, Материю всех верующих и первою ходатаицею о нашем спасении. Не Господень ли ныне день? И не должны ли мы радоваться и торжествовать? Спаситель мира, как Бог Всесильный, мог сойти с неба на землю и прежде рождения Девы Марии. Он сошел однако же не прежде и не после, как когда произошла на свет Мария, и явилась способною принять Его. Очевидно, что рождество Богоматери связано с рождеством Христовым особенным таинственным действием промышления Божия. Не Господень ли ныне день? И не должно ли смотреть на настоящее торжество как на событие, имеющее величайшую важность в Царстве Христовом. Пойдем мысленно за рожденною ныне Мариею по путям жизни Ее и извлечем из оной важнейшие черты для назидания ума и сердца. Св. Дева Мария произошла на свет от престарелых родителей, св. праведных Иоакима и Анны. Предание Церкви говорит, что Иоаким и Анна были приготовлены к рождению дщери многими испытаниями их смирения и преданности воле Божией, тяжко скорбели и плакали, страдая от поношения и укоризн за бесчадие, долго молились о разрешении уз естественного неплодства и постились, обещая посвятить будущий дар на служение Богу. Так, поистине, и долженствовало быть – у родителей Девы – Матери Сына Божия. Промысл Божий вел Иоакима и Анну к рождению Марии путем очищения чрез скорби и страдания и путем усовершения, научая их смирению и преданности судьбам Всевышнего. Но все это происходило без нарушения свободы, в естественном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010