Времена предшествования Синайскому законоположению, не представляют ли детских лет человечества? Состояние его в Иудейском народе, как в представителе под грозою закона, не есть ли юность его? А когда пришла полнота времени, говорит Св. Павел, Бог послал Сына Своего Единородного, который родился от жены, был под законом, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Гал.4:4 ). От того времени начались, и доныне продолжаются, последние дни, которые кончатся не вечерним днем, когда откроется новое небо н новая земля, и новый Иерусалим на земле, сходящий от Бога с неба ( Апок.21:1 −2). И Сам Спаситель глаголет: «Царствие небесное подобно тому, как, если человек бросает семя в землю, и спит, и встает и ночью, и днем, а как семя прозябает и вырастет, не знает сам. Ибо земля сама по себе производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, тотчас посылает серп, потому что настала жатва» ( Мр.4:26 ). И вот история Церкви, и вместе изображение возрождения, возрастания и совершенствования верующей души во Христе, по трем степеням духовной жизни, которые суть – очищение, просвещение, соединение. И так везде – добро добра добрейши. А потому и нам, достопочтенная госпожа, надлежит под руководством Духа Святого, восходить от веру в веру ( Рим.1:17 ), от покаяния к покаянию, от добродетели к добродетели, ибо таким образом открылся бы и нам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:11 ). Для меня весьма знаменательно то, что Вы в такое время предложили мне изображение блаженной памяти Отца Серафима, когда желание иметь его было разбужено во мне особенною чувствительностью, так что я сам уже хотел искать и просить его. Для меня великою милостью Провидением Божьим, и приятнейшим от Вас благодеянием, будет и то, что получу от Вас верный список с изображениями оного, полученного Вами от о. Иоанна. Только сделайте милость, постарайтесь чтобы список был верен до возможного совершенства. И посылая его ко мне, не забудьте уверить меня, что он весьма верен, а я поверю Вам, и от этого утешение будет иметь особенную приятность.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» ( Быт. 1:14–18 ). Водяные микроорганизмы совместно с первобытными растениями очищают атмосферу от тяжелых газов, выделяя кислород. До этого времени, если бы кто-нибудь с поверхности земли смотрел в верх, он не видел бы ничего, кроме размытого света. Очертания Солнца, Луны и звезд скрывались за плотной пеленой, окутывавшей землю. В подобном состоянии находится соседняя с нами планета Венера. Если стоять на ее поверхности, то тоже не увидишь ни Солнца, ни неба, а только размытый желтоватый свет. Когда же очищенная от уплотненных газов атмосфера Земли сделалась прозрачной, «вдруг» стало видным небо. Вот почему «создание» Солнца, Луны и вообще звездного неба Моисеем приурочено к периоду после возникновения растений, т.е. к четвертому «дню». Не зная этого факта, безбожники высмеивали библейское повествование о сотворении Солнца после растений, упрекая составителя Библии в незнании простейшего факта, что растения живут фотосинтезом. Однако, согласно Библии, свет освещал землю еще с первого дня творения («да будет свет!»). Только очертания его источника было сокрыто от зрителя, смотрящего с поверхности Земли. Самый процесс возникновения жизни, при котором органические молекулы сформировались в живые клетки микроорганизмов, бактерий, и позже растений является предметом научного исследования. В каждой ступени творения генетические изменения настолько радикальны и новы, что современная наука еще не в состоянии установить, как они произошли. Где проходит грань между чудесным актом Творца и естественным развитием – остается тайной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Что касается собственно неподвижных звезд, то образование их началось и совершалось параллельно образованию нашего солнца с его планетной системой, и в четвертый период развития земли они также вступили в фазис нормального своего отношения к нашей системе и также засияли на небе; но так как для земли, история которой исключительно имеется в виду бытописателем, они не имеют большого значения, то и истории их дано мало места и самое положение их определяется их видимым отношением к земле. «И создал Бог два светила великие; светило большое, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый». Небо украшалось светилами, на земле развивалась исполинская растительность, но не было еще на земле живых существ, который могли бы наслаждаться дарами природы. Для их существования не было еще надлежащих условий, так как воздух был насыщен вредными испарениями, которые могли способствовать лишь царству растительному. Атмосфера содержала в себе еще столько посторонних примесей, и по преимуществу угольной кислоты, что еще невозможно было существование животной жизни. Нужно было очистить атмосферу от вредных для жизни примесей. Задачу эту и исполнила гигантская растительность под влиянием заблиставшего в четвертый день солнца. Угольная кислота составляет один из существеннейших элементов растительной жизни, и так как ею была насыщена атмосфера, то созданная растительность быстро и грандиозно стала развиваться, поглощая угольную кислоту и очищая от нее атмосферу. Громаднейшее каменноугольные залежи суть не что иное, как та же атмосферическая угольная кислота, превращенная процессом растительности в твердое тело. Так совершилось очищение атмосферы, и когда подготовились условия для существования животной жизни, она не замедлила явиться в силу нового творческого акта. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живу; и птицы да полетят над землей по тверди небесной».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

7 Прот. Вишняков. Толкование на Псалмы. Стр. 583. Христ. Чт. 1893. 8-й стих 39 псалма ясно говорит о наличности у царя и пророка Давида писанного свитка закона. Всего естественнее предполагать наличность писанного закона и в виду постоянного размышления о законе Божьем, каковое размышление считается свойством мужа блаженного: «... но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» ( Ncaл. I, 2 ). Подобное-же заключение о наличности писанного закона невольно напрашивается, когда читаем красноречивое описание псалмопевцем Давидом свойств закона Господня: Закон Господа совершен, укрепляет душу, откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце, заповедь господа светля, просвещает очи. Страх господень чист, пребывает во век. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда ( Nc. XIX, 8 – 12 ). Если мы обратимся к частным предписаниям Пятокнижия, то увидим, что некоторыя из них находят свое отражение в псалмах царя Давида. Например, преследуемая Законом Моисеевым страсть к ростовщичеству преследуется и псалмопевцем: Господи, кто может пребывать в жилище Твоем? ... Кто сребра своего не отдает в рост ( Nc. XIV, 1. 5 ). Закон об очищении отражается в Ncaл. L, 9 : Окропи меня иссопом, и буду чист ( ); омой меня, и буду белее снега. Здесь несомненно знакомство с Лeb. XIV, 4 – 8 , где говорится об очищении исцелившегося от проказы: а сам он возьмет живую птицу... и иссоп... и покропит исцелившагося от проказы... и будет чист – ( Лeb. XIV, 6. 7. 8 ). Об употреблении иссопа при обрядах очищения от нечистоты вследствие прикосновения к нечистому см. также Чucл. XIX, 6. 18 . Очень много указаний встречается у псалмопевца Давида на текст книги Бытия, напр.: Nc. VIII, 4 . Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил. Быm. I, 16. 17 . И создал Бог два светила великия: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

    П. Кажется, так.     К. Далее закон говорит, что «также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера... празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:27-32). Закон заповедал смирение и пост, принесение всесожжении, а равно и прекращение всякого дела, чрез пост изображая умерщвление плотских похотей, чрез всесожения же — принесение себя Богу в воню благоухания, не по частям, но всецело и всесовершенно; а чрез покой от дел и совершенное удаление от занятий закон превосходно назнаменует то, что нам не следует совершать уже ничего земного. Разве ты не думаешь, что те, которые достигли уже до скончания времен, которые памятуют об оной священной и последней трубе и имеют в мысли Судию, а посему и собирают в вышние сокровищницы богатство духовного плодоприношения своего, должны умерщвлять вожделения и являться высшими телесных страстей, даже более того, должны благоухать пред Богом добродетельным образом жизни и стараться далеко уходить и удаляться от суетных занятий? А это, полагаю, суть занятия мира сего и тягостное житейское попечение.     П. Думаю: как же иначе?     К. Что же? Разве победители страстей, умерщвляющие «земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть» (Кол. 3:5), не принесут себя в воню благоухания Богу и не будут в числе всесожжении, делая это как бы некоторым выкупом и умилостивлением за собственные души?     П. И очень.     К. Итак, день поста Законодатель наименовал днем умилостивления, и весьма правильно и законно, так как он умерщвляет плоть и ее похоти, благоухает же видами добродетели. А тот, кто не прекращает всякого дела мирского, непременно и во всяком случае подвергнется крайним бедствиям, что закон ясно показал, говоря, что не постящийся, не приносящий всесожжения и оскорбляющий закон о неделании потребится от народа своего. Называя же время этого праздника субботою суббот, он дозволяет думать, что оно есть время неделания из неделаний, то есть всесовершенное и в полной мере применяемое отложение от дел, но ясно, что дел, клонящихся к порочности и греху: ибо, если прекращается век сей, и едва не стареет время, то какое уже значение может иметь для нас вообще стремление к суетности? Не более ли, напротив, мы будем благоразумны, если останемся в приятнейшем Богу неделании и совсем будем удаляться от наших хлопот?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Глава X Недостаточность Ветхозаветных жертв для очищения грехов всего человечества и замена их одною жертвою Христа (1–10). Отмена вообще жертв в Новом Завете (11–16). Увещание к верности Своему исповеданию и к добродетели (19–25). Предостережение и напоминание тяжкого гнева Божия и наказания за отступничество (26–31). Похвала за прошлое усердие и терпение и поощрение к дальнейшему преуспеянию в вере и добродетели (32–39). Евр.10:1 .  Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Евр.10:2 .  Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Евр.10:3 .  Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, Евр.10:4 .  ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. «Тень…, а не самый образ вещей», т. е. не самую истину. «Как в живописи, пока набрасывают рисунок, получается какая-то тень, а когда положат краски и наведут цвета, тогда делается изображение, – так было и с законом» (Злат.). – «Не самый образ вещей», т. е. жертвы, отпущения грехов. Как тень только грядущих благ, закон был недостаточен для достижения самой главной цели спасения – очищения грехов, которое не могло быть совершено ни жертвами вообще, ни кровью тельцов и козлов, приносимых в жертву за грех . Эти жертвы служили только напоминанием о грехе (1–4 ст.). «Множество жертв и то, что они приносились непрестанно, показывает, что они никогда не очищали (приносивших)… Если бы они были свободны от всех грехов, то жертвы не были бы приносимы ежедневно, – между тем было определено приносить их за весь народ непрестанно, и вечером, и днем. Таким образом, совершаемое ими было обвинением во грехах, а не разрешением грехов, обличением немощи, а не законом силы… Приношение жертв было обличением грехов, а непрестанность приношения – обличением немощи. А в деле Христовом напротив: Он принес однажды, и этого довольно навсегда» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10 июня 1907 г. «При наступлении дня Пятидесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ). История и смысл праздника. Пресвятая Троице, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бреннаго человека, достойно, насколько возможно, Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду; Твоего света неприступнаго, Твоей красоты! Вот чем я начинаю слово в великий день Пятидесятницы, или сошествия св. Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно – посильною хвалою Троице. А вы, братия и сестры, чада Церкви святой, соборной и Апостольской, со вниманием его послушайте. Предмет слова – высочайший, как превысок над всем созданием своим Господь Бог безначальный, троичный Лицами и единый в существе Своем. В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торжественно открылась св. Троица – Бог Отец, пославший Духа Святаго Апостолам, по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали. Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все собрание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякаго греха, от всякой страсти плоти и духа, освятились и утвердились непоколебимо в вере, надежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во все концы мира и насадить веру в Него; ибо без веры никому невозможно спастись и начать новую жизнь; кто во Христе, тот – новая тварь ( 2Кор. 5:17 ). Чтобы осмыслить, как должно, настоящий праздник Пятидесятницы или чудеснаго сошествия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

19. Ради тебя не знает Он о часе и дне Суда ( Мк 13.32 ), хотя ничто не сокрыто от подлинно [сущей] Премудрости, поскольку все произошло через Нее. Да и среди людей нет ни одного, который бы не знал, что он сделал. [Господь] же Домостроительно устроил это ради твоей немощи, чтобы согрешившие не пали духом вследствие краткости срока, ссылаясь на то, что не оставлено им времени для покаяния, а долго ведущие брань с супротивной силой не покинули бы своих рядов, указывая на то, что они давно [сражаются]. О тех и о других Домостроительно позаботился [Христос, говоря] о Своем якобы неведении: одним за [их] добрый подвиг ( 2Тим 4.7 ) Он сокращает время, а другим за [их] грехи Он предоставляет срок для покаяния. 20. Впрочем, если в Евангелиях [Господь] вследствие немощи многих, как сказано, причисляет Себя к неведующим, то в Деяниях Апостолов, доверительно беседуя с совершенными, Он исключает Себя из числа незнающих, говоря: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян 1.7 ). И если я, согласно предшествующему толкованию, изложил это достаточно грубо, то теперь следует исследовать более возвышенный смысл данного изречения и постучаться в дверь ведения. При условии, конечно, что мне удастся разбудить Домовладыку, Который просящим Его дает духовные хлебы, поскольку мы стремимся угостить [ими] друзей и братии ( Лк 11.5–10 ). VII. 21. Святые ученики Спасителя нашего, оказавшись уже за пределами созерцания, доступного людям, и, очищенные словом ( Ин 15.3 ), вопрошают о конце и желают познать конечное блаженство. Господь же наш, [отвечая им], объяснил, что ни Ангелы Его, ни Сам Он не ведают этого ( Мк 13.32 ). И «днем» Он именует [здесь] точное постижение помышлений Божиих, а «часом» – созерцание Единицы и Единого, знание которых усвояется только Отцу. Как я предполагаю, здесь говорится о том, что Бог знает о Себе, что Он есть, и не ведает, что Он не есть. Ибо говорится, что Бог знает правду и премудрость, поскольку Он Сам есть Правда и Премудрость, но не ведает неправды и лукавства, поскольку сотворивший нас Бог не является неправдой и лукавством.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

27 . Также и каждый ремесленник и художник, не имеющий покоя ни днем, ни ночью, вырезывающий изображения на печатях, и старание его – о тонкой отделке фигур. 28 . Он думает о том, как сделать сходным рисунок, и забота его – об окончании работы. 29 . Также и медник, сидящий у наковальни и размышляющий над тяжелым изделием: пламя огня расплавляет тело его, и от жара печи он раскаляется; 30 . к стуку молота он склоняет ухо свое, и на образец сосуда направляете глаза свои. 31 . Он думает о том, как бы окончить работу, и забота его – об окончательной отделке. 32 . Также и горшечник, сидящий над своей работой и вертящий колесо ногами своими; 33 . он постоянно в заботе о деле своем, и вся работа его исчислена; 34 . руками своими он дает форму глине, а ногами разминает ее жесткость. 35 . Он думает о том, как бы обмуравить сосуд, и забота его – об очищении печи. 36 . Все они искусно работают руками своими, и каждый бывает мудр в деле своем. 37 . Без них не проживешь в городе, и где бы они ни жили, они не голодают. Однако на совете народном их не спрашивают, и на собрании они не выступают; 38 . на судейском седалище они не сидят и не размышляют о законах и праве; они не произносят наставления и суда и не разумеют притчей мудрецов. 39 . Но они искусны в своих житейских занятиях, и забота их – об успехе, своего ремесла. Глава 39, 1. Только тот, кто отдает душу свою и размышляет о закона Всевышнего, – тот исследует мудрость всех древних и изучает пророчества; 2 . он внимателен к речам мужей именитых и вникает в тонкие обороты притчей; 3 . он исследует тайный смысл изречений и привыкает к загадкам притчей; 4 . он служит среди вельмож и является перед правителями; 5 . он путешествует по земле чужих народов, испытывает доброе и злое среди людей. 6 . Он думает о том, чтобы взыскать Создателя своего и молится перед Всевышним; он открывает уста свои для молитвы и молится о грехах своих. 7 . Если благоволить Господь Великий, он наполнится духом разума; 8 . он сам прольет, как дождь, слова мудрости и в молитве исповедается пред Господом;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

4. Поэтому, наравне с арианами, которые хотят, чтобы некое расстояние было между Отцом и Сыном, равно отвергаем мы и македонян, которые, хотя и воздают равенство для Отца и Сына, но однако принижают природу Святого Духа; они ведь и не задумываются о том, чтобы прекратить это хуление, которое не будет прощено судом ни в настоящем, ни в будущем веке, ибо говорит Господь: «Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). Пребывая же в этой нечестивости, лишаются они милости, ибо не допускает их к Себе Тот, через Кого они могли бы исповедаться; и никогда не смогут прибегнуть к исцелению прощением те, кто не имеет себе защитника, Который бы им покровительствовал. Ибо именно благодаря Святому Духу возможно и призывание Отца, и слезы кающихся, и воздыхания молящихся; «и никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ), равное всемогущество Которого с Отцом и Сыном и одинаковую Божественность с наибольшей наглядностью проповедует апостол Павел, говоря: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех ( 1Кор.12:4–6 ). 5. Этими и прочими свидетельствами, возлюбленные, которыми несчетно сияет власть божественных изречений, единодушно побуждаемся мы к почитанию Пятидесятницы, ликуя во славу Святого Духа, через Которого освящается вся Вселенская Церковь , наполняется всякая разумная душа; ведь Он есть вдохновитель веры, учитель знания, источник любви, знак целомудрия и основа всякого нравственного совершенства. Пусть же радуются души верных тому, что во всем мире один Бог – Отец, Сын и Святой Дух – прославляем исповеданием всех языков; и еще тому, что это знамение, явившееся в образе огня, и ныне продолжается в делах и дарах. Ибо сам Дух истины созидает, чтобы сиял дом славы Его и Его света, и хочет, чтобы в храме Его не было ни мрака, ни холода. Его силой и учением было даровано нам очищение с помощью постов и милостынь. Ибо, вслед за этим почитаемым днем, следует обычай целительнейшего образа жизни, его великую пользу всегда испытывали на себе все святые, и к ревностному празднованию которого увещеваем мы и вас своим пасторским служением; так, что, если что в ближайшие дни уменьшилось небрежением или беспечностью, то и это пусть исправится строгостью поста и исцелится благоговением и любовью. Давайте же будем поститься в среду и пятницу, а в субботу с привычным соблюдением обычаев отправлять всенощное бдение, благодаря Иисусу Христу Господу нашему, Который с Отцом и Святым Духом – один Бог, живущий и царствующий во веки веков. Аминь. Почитание св. Льва Великого в России

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010