А Безбородко на имя синодального обер-прокурора С. В. Ачкурина от 2 мая 1784 г. Но и на этот раз Св. Синод не мог привести дела к надлежащему концу по экономическим затруднениям. Вместо десяти новых самостоятельных епархий, соответственно губерниям, он открыл только пять. При этом необходимо иметь ввиду, что четыре самостоятельных епархии открыты взамен полусамостоятельных викариатствДмитровского, Старорусского, Моздокского и Феодосийского. Таким образом, совершенно вновь открыта только одна епархия. Св. Синод в своем докладе не скрывал, что вследствие экономических затруднений он вынужден был отступать от прямых требований указов, учреждая кафедры, вместо губернских городов, в уездных лишь потому, что там оказывались «праздные» казенные здания. И в губернских городах, где учреждались новые кафедры, по экономическим соображениям в архиерейские дома обращались монастыри, настоятели и братия которых распределялись по другим монастырям. Для помещения Духовных Консисторий также подыскивались старые «праздные» казенные помещения с тем, чтобы они были переданы Духовному Ведомству без всякой платы. Что касается Духовных Семинарий, столь необходимых в каждой епархии, то учреждение их при новых архиерейских кафедрах откладывалось на будущее время. Поэтому дети духовенства вновь открытых епархий вынуждены были обучаться в иноепархиальных семинариях. Только Коломенская семинария с прежним окладом, не требовавшая новых казенных ассигновок, переводилась в кафедральный город Тулу. По вопросу об обеспечении архиерейских домов Св. Синод прибегал к разным комбинациям. Земельные угодья, мельницы, рыбные ловли и т. п., принадлежавшие упраздняемым архиерейским домам (Коломенскому, Моздокскому, Феодосийскому), отдавались казне, вместо них казенные угодья отводились новым архиерейским домом, причем в счет положенных пропорций шли угодья монастырей, превращенных в архиерейские дома. Кафедральные штаты, кажется далеко неполные, набирались самими архиереями. Самое прикрытие викариатств, обеспеченных особыми штатными окладами, по докладу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В центральных епархиях, территории которых введены в границы губерний, встречались слишком значительные отступления от указа 6 мая 1788 года. Вотчинные деревни княгини Мещерской с детьми при разграничении епархий по губерниям отошли от Тверской епархии к четырем селам Московской епархии, собственно Дмитровского викариатства. 859 Опекуны сиротского имения – генерал-аншеф, сенатор, лейб-гвардии подполковник, главнокомандующий в столичном городе Петербурге, в Петербургской и Выборгской губерниях граф Брюс и генерал поручик князь Мещерский находили неудобным отписку деревень в Дмитровское викариатство; они просили Св. Синод, по-прежнему, оставить деревни в Тверской епархии, приписав к старому приходу Старицкого уезда с. Латошину. Синоду нельзя было не уважить просьбы таких важных лиц, но с другой стороны ему не хотелось отступать от указа, требовавшего, чтобы даже деревни отписывались соответственно губерниям. Св. Синод избрал середину. Оставив временно, до указа деревни Мещерских в Московской епархии, он предписал священнику села Латошина исправлять требы в деревнях и сноситься с Московской Консисторией, когда и в чем нужно. Такая уступка высокопоставленным опекунам, однако, не помешала Св. Синоду навести справки. Оказалось, что села Московской епархии от Мещерских деревень несколько не дальше, чем с. Латошино. Поэтому двумя указами (31 июля 1791 г. и 4 марта 1792 года) установлена всегдашняя зависимость мещерских деревень от Московской епархии. Все же Невскому митрополиту Платону пришлось доказывать высокопоставленным просителям, что только две деревни Мещерских отстоят в 11 верстах от сел Московской епархии, к которым приписаны, остальные в 5 – 6 верстах. Для большей убедительности в неосновательности просьбы графу и князю было указано на то, что многие другие вотчинные деревни, бывшие в приходах Тверской епархии, отстояли от Московской епархии гораздо дальше, чем от Тверской епархии (от Тверской в 1 / 2 – 2 верстах, от Московской – в 13 верстах), однако они не просили о перечислении в Тверскую епархию к старым приходам. Доводы м. Платона оказались убедительными, так что мещерские деревни навсегда остались в Московской епархии при новых приходских селах. 860

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Виленского повета Бобруйского повета Города: Борисов Мозырь Игумен Речица (л. 24 об.) Всего в епархии: XV. Могилевская и Полоцкая. С 1797 г. Белорусская и Могилевская. Белорусской губернии: Кафедральный город – Могилев Мстиславль Рогачев Чериков Повет Белицкий Повет Сеннинский Витебск Невель Велижский повет Полоцк Динабург Городецкий повет Люцинский повет (л. 11 об.) Всего в епархии: XVI. Московская и Калужская Московской губернии: Кафедральный город – Москва Никитск Богородск Броницкого округа Серпухов Дмитровск (?) Воскресенск – заштатный Волоколамск Можайск Звенигород (л. 14 об.) Всего в епархии: Дмитровское викариатство: Московской губернии: Дмитров Калужской губернии: Калуга Козельск Мещовск Перемышль Пригород Воротынск Жиздра Мосальск Боровск Медынь Таруса Лихвин – заштатный Малоярославец – заштатный Серпейск – заштатный (л.26 об.) Всего в губернии: А во всем викариатстве: XVII. Нижегородская и Алаторская Нижегородской губернии: Кафедральный город – Нижний Новгород Балахна Семенов Горбатов Арзамас Ардатов Лукоянов Василь Княгинин Тут же были заштатные города – Починки, Сергач, Макарьев и Перевоз. Всего в губернии: Симбирской губернии: Алатырь Саранск Курмыш Инзарского уезда Корсунского уезда Всего в губернии: (л. 20). А во всей епархии: XVIII. Новгородская Новгородской губернии: Кафедральный – Новгород Валдай Боровичи Устюжна Тихвин Белозерск Кириллов – заштатный Череповец – заштатный Крестцы – заштатный (л. 13 об.). Всего по губернии и епархии: Старорусское викариатство Новгородской губернии: Старая Руса Петрозаводск Олонец Лодейнополь – заштатный Каргополь Вытегра Всего в губернии: Архангельской губернии: Пудожского уезда Повенецкого уезда Всего в губернии: (л. 28). Всего в епархии: XIX. Новороссийская и Днепровская Новороссийской губернии: Кафедральный – Новомиргород Елисаветград Александров Новороссийск Павлоград Перекоп Акмичет Херсон Бахмут Ольгополь Тирасполь Таганрог Ахтиар Николаев Очаков Бореславл Дубоссары Овидиополь Одесса Кинбурская крепость Уезды:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1768-1769 гг. во главе Переславской ДС стоял префект прот. Герасим Гусельщиков, ранее долгое время преподававший в семинарии. В 1769-1785 гг. ректором был архимандрит Данилова мон-ря Иосиф (Быков), а в 1785-1788 гг.- игумен дмитровского Борисоглебского мон-ря Никандр. В 1788 г. Переславская ДС была упразднена, переведена в Суздаль (куда временно перенесли центр Владимирской епархии) и объединена с Владимирской и Суздальской семинариями. 11 сент. 1788 г. по просьбе переславского духовенства распоряжением еп. Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова) в помещениях бывш. ДС было открыто «малое» духовное уч-ще ( Виноградов Н. С. Ист. записка о Переславль-Залесском ДУ. Владимир, 1888. С. 3). Переславское ДУ просуществовало до 1919 г. Среди его выпускников профессор МДА С. И. Смирнов и основатель Переславского историко-художественного музея М. И. Смирнов. В 1888-2002 гг. на территории П. и У. е. действовало (с перерывами) Угличское викариатство Ярославской епархии. В 1902-1930 гг. существовало Переславль-Залесское викариатство Владимирской епархии, в 1998 г.- одноименное вик-ство Ярославской и Ростовской епархии. Э. П. Р. П. и У. е. в 2015-2019 гг Кафедральный собор в честь Преображения Господня в Угличе. 1700–1706 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Кафедральный собор в честь Преображения Господня в Угличе. 1700–1706 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев 24 дек. 2015 г. образована П. и У. е., выделенная из состава Ярославской епархии и включенная в тот же день в Ярославскую митрополию. Переславским епископом определено быть игум. Феодору (Казанову). 25 дек. 2015 г. он был возведен в сан архимандрита, 27 дек. состоялась его архиерейская хиротония. 9 марта 2017 г. Синод утвердил еп. Феодора священноархимандритом переславского Данилова мон-ря как особо значимой обители епархии. 28 дек. 2018 г. еп. Феодор переведен на Волгоградскую кафедру, на Переславскую кафедру определен викарий Волгоградской епархии Городищенский еп. Феоктист (Игумнов).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Галактион, 3 белых священника, диакон, пономарь. В 1700 г. во владениях В. м. к востоку и юго-востоку от Волоколамска находилось 59 дворов, в 1754 г.- 70 дворов, где жили 502 крестьянина. В 1724-1728 гг. к В. м. был приписан верейский в честь Входа Господня во Иерусалим мон-рь. К 1764 г. мон-рю принадлежали вотчины, занимавшие 3803 дес.: Возминская подмонастырская слобода, с. Никольское, деревни Горки, Жданова, Муромцова. В слободке на р. Городне находились принадлежавшие мон-рю мельница и кирпичный завод. «Доходов денежных, так и хлебных со оных крестьян не сбиралось, а сбирались за столовые припасы». В 1764 г. В. м. был упразднен, насельники переведены в Иосифов Волоцкий мон-рь. Здания В. м. До сер. XVI в. в мон-ре существовали деревянные церковь и кельи. Согласно утраченной к нач. XIX в. закладной каменной доске, в 1537 г. в В. м. «по словеси архимандрита Луки» был заложен каменный собор в честь Рождества Богородицы, к-рый представлял собой крестово-купольный 4-столпный храм с системой повышенных подпружных арок, с 3 апсидами и 3 главами (центральной и 2 располагавшимися над приделами в юж. и зап. апсидах), позакомарным покрытием с круглыми киотами в средних закомарах. С сев., вост. и зап. сторон храм украшали перспективные порталы с килевидными архивольтами, керамическими сноповидными капителями и «дыньками». Церковь имела сложный профилированный цоколь, повторяющий форму баз колонок порталов; ее стены снаружи были украшены лопатками, разделявшими каждую из них на 3 прясла, и тонким карнизом посередине высоты храма, переходившим в карниз апсид. Исследователи относят собор к кругу дмитровско-тверских памятников 30-х гг. XVI в., включавшему собор во имя Св. Троицы («Белая Троица») в Твери, соборы в Дмитрове, в Оршине , в Мефодиевом Пешношском мон-ре и др. Пророки Наум, Аввакум и Софония. Роспись свода арки в ц. Рождества Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. Пророки Наум, Аввакум и Софония. Роспись свода арки в ц. Рождества Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. В 1792 г. храм подвергся перестройке: были разобраны малые главки над приделами, переложены центральный барабан в старых габаритах и все закомары, церковь получила 4-скатную кровлю.

http://pravenc.ru/text/155102.html

Величина потерь и ужас святотатства «галлов» сегодня уже не ощущается столь остро, как воспринималась она современниками. Причина не только в прошедшем времени, которое заживляет раны. Практически сразу же задача возрождения духовных памятников Москвы и власть, и Церковь, и населением страны считали первоочередной. Восстановление Москвы и ее храмов воспринималось не просто как реставрация памятников и зданий, но и как способ очищения святого города от скверны и надругательства. Уже 26 ноября 1813 г. император предписал выделить из фондов Комиссии духовных училищ 3,5 млн рублей, которые пошли, в первую очередь на возвращение святынь Вернуться к тому образу разрушенной и поруганной Москвы и других городов края позволяют воспоминания очевидцев, оказавшихся здесь сразу после изгнания неприятеля. Публикуемые ниже документы хранятся в РГИА, ф. 796. В настоящей публикации представлены 3 типа документов. Это отчеты церковных и светских инспекторов, прибывших на освобожденные от врага территории с целью выяснить положение дел, и видевшие последствия нашествия в первые дни после изгнания неприятеля (см. публикацию, документы 1–5). Теме военных утрат, которые не видны без специального изучения, посвящен документ 6 о прерывании в Москве программы развития собственной духовной академии, которая к 1812 г. шла полным ходом. Итогом стал отказ от этой структуры и ее вынужденный перевод (в первую очередь ради детей-учащихся) под опеку Троице-Сергиевой лавры. Документ 7 представляет собой прошение вдовы, которая включила в себя описание жизни и смерти мужа – простого священника оккупированного наполеоновской армией провинциального и некогда богатого города Вереи. Перед нами пример исполнения долга и тяжести бремени, оказавшихся на простом человеке, которое он нес, преодолевал, и из-за которых расстался с жизнью, уже после освобождения не вынеся всей массы ниспосланных ему бед и забот.   © Белов А. В., 2015   Обсервационный корпус (от фр. фр. observation – наблюдение). Специально выделенная группа частей, задачей которой является выполнение функции по обеспечению связи на стыках между частями армии, а также ведение разведки. Благодаря личной инициативе Ф. Ф. Винцингероде (одобренным вскоре главнокомандующим М. И. Кутузовым) генерал взял на себя ответственность за оборону от проникновения неприятеля по Санкт-Петербургскому, Дмитровско-Ярославскому и Владимирскому направлениям.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074367/

Приказ Воеводы прошлого столетия Копии с бумаг об Иеромонахе Арсении, бывшем Митрополите Ростовском нахо-дившемся в заключении в Нерчинском Успенском монастыре, тело коего погребено в го-роде Верхнеудинске при кладбищенской Троицкой церкви. Сообщ. В.Н. Баснин, с Преди-словием Кандидата прав Н.В, Баснина Перевод Инструкции, данной Г. Действительному Статскому Советнику Струдзе Адмиралом Чичаговым О классах бессарабских жителей Проект рескрипта Преосвященному Гавриилу, Митрополиту Сербского Вождя Георгия Петровича Черного, 13-го Ноября, 1815 года К биографии Митрополита Московского Платона Письмо Московского Митрополита Филарета к Исидору, Епископу Дмитровско-му, Викарию Московской Митрополии Протокол заседания Императорского Общества Истории и Древностей Российских 1874 года, Февраля 22-го дня Протокол чрезвычайного Заседания 1875 г., Апреля 21-го дня Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1875. Апрель-Июнь. Книга вторая I. Исследования Историческое описание Ставропигального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам Настоятелем оного, Д. Члена Общества, Архимандритом Леонидом. Глава X II. Материалы отечественные Историческая записка о Китайской границе, составленная Советником Троицко-Савского Пограничного Правления Сычевским, 1846 года. Сообщил В.Н. Баснин III. Материалы славянские История религиозного движения в Чехах (Окончание) Д. Члена А.С. Клеванова IV. Материалы иностранные Донесение о поездке в Москву Придворного Римского Императора Михаила Шиля, в 1598 году. Перевод с Немецкого с Предисловием Д. Чл. А.Н. Шемякина V. Смесь Исторический очерк Николаевской Берлюковой пустыни, Строителя пустыни И. Нила Письма Преосвященного Игнатия Брянчанинова , Епископа Казанского и Черно-морского, и Антония Бочкова, Игумена Череменецкого, с предисловием А.Г. Сообщ. Д. Б.во Восточная Сибирь. Записка о командировке на остров Сахалин Капитан-Лейтенанта Полушкина. Сообщ. В.Н. Баснин

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апокрифические сюжеты вошли в духовные стихи («Стих о Голубиной Книге», «Сон Богородицы»), заговоры («Сказание о двенадцати пятницах»), молитвы (от нежити, от грома, от 12 «трясавиц», св. Сисинию и др.). Нек-рые А. существовали в книжной форме, в виде фиксированного текста, и одновременно в устной - в виде духовного стиха или заговора. На материале слав. традиции трудно говорить о к.-л. определенном и устойчивом отношении книжников (включая представителей высшей церковной иерархии) к апокрифическим текстам, за исключением, пожалуй, антиканонических А., обличение к-рых можно проследить уже в X в. ( Афанасий Иерусалимский в послании к Панку осуждает «Сказание о крестном древе попа Иеремии») и позднее (напр., сочинение прп. Максима Грека против «Сказания Афродитиана»). В рукописях имеется достаточно примеров своеобразной цензуры книгописцев (начатые и незаконченные апокрифические тексты) и читателей (вырезание листов, на к-рых находились А., зачеркивание текстов, предупредительные пометы о неканоничности того или иного памятника). С др. стороны, вполне обычным является использование А. в сочинениях разных жанров, принадлежащих перу представителей церковной иерархии. Свт. Кирилл Туровский , использовал в своих поучениях сюжеты «Никодимова евангелия» и апокрифических гомилий Евсевия Александрийского и Епифания Кипрского. Широк круг апокрифических источников «Послания о рае» Новгородского архиеп. Василия (Калики) . Тверской еп. Нил (Грек) (XVI в.) в послании дмитровско-кашинскому кн. Юрию Ивановичу излагает особый вариант легенды о происхождении крестного древа, связанный с «Покаянием праотца Лота». Значительное число А. (в т. ч. «Сказание Афродитиана») включено в Великие Минеи-Четьи . Достаточно свободному обращению апокрифических текстов (даже антиканонического характера) в средневек. слав. книжности способствовала в немалой степени неразработанность системы запретов в отношении неканонических сочинений в правосл. мире в целом. Списки «ложных» книг (см. Индекс запрещенных книг ) носили здесь скорее ознакомительный, нежели строго запретительный характер.

http://pravenc.ru/text/75608.html

   001    002    003    004    005    006    007   008