Епископская кафедра устраивалась в губернском г. Калуге. На нее, при самом учреждении епархии 16 октября 1799 г., был переведен дмитровский викарий с титулом Калужского и Боровского, епископ Серапион, но 21 октября он получил Казанскую архиепископию, после чего Калужскую кафедру 30 октября занял Феофилакт (Русанов) , из архимандритов Иверского монастыря; он, собственно, считается устроителем новой епархии. Во избежание «знатных» казенных расходов на постройку архиерейского дома в Калуге, для места жительства архиерея отведен тамошний третьеклассный Лаврентьевский монастырь, обращенный в архиерейский дом. Калужская и Боровская епархия заняли всю территорию бывшего Дмитровского викариатства с городами: губ. – Калуга, уез. – Козельск, Мещовск, Перемышль, пригор. Воротынск, Жиздра, Масальск, Боровск, Медынь, Таруса, упразд. гор. Лихвин, Малоярославец и Серпейск. В них с уездами насчитывалось – 689 церквей. Так на развалинах некогда славной Крутицкой митрополии снова образовалась самостоятельная епархия. XXXIII Открытием самостоятельной Пермской епархии, по докладу Св. Синода 1799 г., осуществлено, более чем на сто лет забытое, постановление собора 1667 г. «в Перми Великой быть особой епархии». Пермская и Екатеринбургская епархия, открыта в границах одной Пермской губернии. Кафедральным городом её сделан губернский г. Пермь. Место жительства для Пермского архиерея отводилось в ставропигиальном пермском Преображенском (Пыскорском) монастыре, обращенном в архиерейский дом по тем же побуждениям, по каким Лаврентиев монастырь назначен местом жительства калужского архиерея. На Пермскую кафедру определен был, только что переведенный (1 октября 1799 г.) в Воронеж, епископ Арсений (Москвин)) . 1173 Но 26 ноября того же года он оставлен на Воронежской кафедре, в Пермскую же епархию назначен Иоанн (Островский) 5 февраля 1800 года, из архимандритов Калязинского монастыря, ск. 24 декабря 1801 г. По своей территории Пермская и Екатеринбургская епархия, в пределах одной губернии, составилась из двух неравных частей: одна по эту сторону Урала, другая – по ту сторону его. Первая отошла к ней от Вятской епархии с городами: Пермь, Кунгур, Оханск, Оса, Красноуфимск, Соликамск, Чердынь и Обвинск; в них насчитывалось 185 церквей; вторая часть отделена к новой епархии от Тобольской епархии. Здесь находились города: Екатеринбург, Шадринск, Верхотурье, Ирбит, Камышлов, Далматов и Алапаевск; в них насчитывалось более 200 церквей; во всей новой епархии оказалось до 400 церквей. С образованием Пермской и Екатеринбургской епархии, Вятская епархия введена в границы своей губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Значительной женской обителью Дмитровского викариатства был Спасо-Влахернский монастырь. Хотя утвержден он был поздно, в 1861 году, но в начале ХХ века насчитывал уже более ста тридцати насельниц. Епископ Серафим особенно ценил чинность, благообразие и стройность богослужения, отличавшие обитель, приезжал туда во все престольные праздники. Он сам установил праздник в честь чудотворного образа Спасителя, называвшегося в обители «Беленьким». Здесь подвизалась болящая схимонахиня Серафима (Кочеткова), известная высокой духовной жизнью. Матушка жила в затворе. Она была парализована и двадцать лет лежала в очень маленькой келье, непрестанно творя Иисусову молитву. В монастырской книге за 1913 год о ней единственной сделана запись: «неусыпная молитвенница и великая постница» 57 . В монастыре матушку Серафиму считали прозорливой. Ее чтили как старицу епископ Трифон (Туркестанов) , архимандрит Серафим (Битюгов), протоиерей Владимир Богданов, сами бывшие молитвенниками и прозорливыми старцами. Настоятель Николо-Пешношского монастыря схиархимандрит Онуфрий перед смертью передал своих духовных чад матушке Серафиме. Глубоко почитал и часто посещал схимонахиню Серафиму и епископ Дмитровский Серафим. Он знал о ней (а возможно, и посещал ее) задолго до того, как стал епископом и Спасо­Влахернский монастырь оказался в его викариатстве. Владыка рассказывал 58 , как в 1918 году вместе с епископом Арсением (Жадановским) он, еще в сане архимандрита, гостил у митрополита Макария (Невского) в Николо-Угрешском монастыре. Митрополит Макарий рассказывал им, как тяжело переживает он восставшую брань духа уныния: «Помолитесь обо мне, трудно, тяжко, совсем никну, дух безнадежья полнейшего томит меня». Но они ничем не могли его утешить, никак. Просили о нем матушку Серафиму. Она молилась о митрополите Макарии, и отошел от него этот дух уныния и никновения. Но на нее он напал! И напал так, что она в голос кричала молитву Иисусову: «Иисусе, Иисусе!!! Иисусе! Христе! Иисусе Христе, Господи, Господи, Господи, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Сыне Божий, Господи! Иисусе Христе, помилуй, помилуй, помилуй мя, грешную!» И с помощью Божией справилась с ним. Позже она писала обэтом штурме души сатаною 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Квартиру епископу вначале приготовили недалеко от собора, у вала, в доме Сычевой, из одной комнаты в одно окно, но его нынешний хозяин не расставался с папиросой. В дальнейшем архиерейским стал дом священника села Подлипичья на высоком холме, по строенный Елизаветой Семеновной Ляминой. В большой комнате устроил Владыка домашнюю церковь в память преподобного Серафима Саровского . Ежедневно совершал он литургию при закрытых дверях в находившейся напротив его дома Казанской церкви, приносил Бескровную Жертву за свою паству. У епископа было два келейника из Пешношского монастыря: иеродиакон Валентин и иподиакон Аристарх, который читал, пел, был за псаломщика и подавал на стол. Отец Аристарх был человеком простым. Владыку он любил как милостивого отца, а иеродиакона Валентина боялся: «Отец Валентин, пожалуйте кушать! А ты, Владыка, иди ешь, а то остынет», – говорил спроста. В феврале 1921 года епископ Серафим тяжело заболел: стоя в соборе на кафедре, простудился: из-за множества молящихся входные двери были раскрыты настежь. Крупозное воспаление легких уложило надолго в постель. Усердный уход главврача С. Н. Ивановск ого и медсестры Софьи Степановны Кузьминой помогли поправиться и на Пасху служить. Объезжая вверенные его управлению приходы, архипастырь непременно навещал монастыри. Их было три в Дмитровском викариатстве. Древний мужской Николо-Пешношский монастырь, основанный в XIV веке преподобным Мефодием, известный строгостью духовной жизни своих насельников. Епископ Серафим часто посещал обитель, любил и настоятеля отца Ксенофонта (Чернышева), подвижника и молитвенника, к которому обращалась за духовной помощью вся округа. Владыка возвысил его до чина священноархимандрита, а в день великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля (6 мая) 1921 года постриг отца Ксенофонта в схиму с именем Онуфрий. Отец Онуфрий был по духу близок своему епископу и, почитая его, все дела обители решал по его совету. Когда епископ Серафим приезжал в Пешношский монастырь, отец настоятель с любовью заботился о нем. Но однажды случилось недоразумение. Летней ночью Владыка не мог уснуть в архиерейских покоях от нашествия клопов. Утром любезное приветствие настоятеля:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Митрополит Серафим был сын дьячка Калужской Космо-Дамианской церкви. Родился в 1763-м году. При крещении получил имя Стефан. Его отец именовался Василий Тимофеев. В 1776-м году он поступил в низший класс Перервинской Семинарии, с фамилией Глаголев, и в январе 1779-го года перешел в Троицкую Семинарию, – с фамилией Глаголевский. Тогда было в обычае давать учившимся в Семинарии фамилии, которых простые Великороссийские семьи не имели. Калуга в то время входила в состав Московской епархии. В 1783-м году Стефан Васильевич Глаголевский перешел в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию и, будучи в Академии, посещал вместе с Матфеем Десницким, впоследствии его предшественником по Петербургской митрополии, лекции в Московском Университете, пользуясь, как и тот, пособием Дружеского Ученого Общества. В марте 1785-го года он был назначен учителем Троицкой Семинарии грамматического класса. Потом перешел в класс Риторики. Он еще не решил в то время, по какому пути направить свою жизнь, и в подписке, данной в мае 1787-го года, написал: «в какое состояние, духовное или светское, вступить намерен, теперь еще решиться не могу». Колебания, впрочем, длились недолго. В сентябре 1787-го года он был переведен в тот же класс в Москву, в Академию, и 2-го декабря уже принял здесь в Заиконоспасском Монастыре пострижение, с именем Серафим. В августе 1790-го года назначен префектом Академии, в 1799-м году – ректором. Как префект, он получил класс Философии, как ректор – класс Богословии, который, впрочем, он имел за собою еще с 1798-го года. С 1795-го года он был произведен во архимандрита Лужецкого Монастыря, а в 1798-м году переведен в Заиконоспасский. 25-го декабря 1799-го года он был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московского митрополита Платона (Левшина) . Как и на предыдущих местах служения, он пробыл на викариатстве недолго. В 1804-м году он получил Вятскую епархию, в 1805-го году переведен в Смоленск, в феврале 1809-го года – в Минск, с званием архиепископа. В Минске ему пришлось быть только 3 месяца: по случаю нашествия Французов он отбыл в Петербург и там присутствовал в Святейшем Синоде и Комиссии Духовных Училищ, а в 1814-м году он переведен в Тверь и пожалован званием члена Святейщего Синода, в 1819-м году назначен митрололитом Московским, 19-го июня 1821-го года переведен в Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Наречение его состоялось 29 марта 1745 г., а посвящение 30 марта. Для жительства ему назначался Никитский монастырь близ Переяславля. Воспоминать его, где следует, после настоящего архиепископа велено так: «боголюбивого епископа Серапиона», в великих возглашениях – «и боголюбивого епископа Серапиона, викария, архиепископа переяславского и дмитровского». 593 У Амвросия в Истории Рос. Иерархии (1, стр. 232) Серапион именуется епископом «боголюбывым», а в списках Юр. Толстого изд. 1896 г. 78 – «боголюбовским». Тут ясное недоразумение, основанное на искажении слова указа именовать за настоящим архиепископом его викария «боголюбивого епископа Серапиона», а не «боголюбского» и не «боголюбова». 17 февраля 1746 г. епископу Серапиону велено именоваться можайским и волоколамским и быть коадъютором Переяславской епархии, пока существует переяславская архиепископия. В ведение викария отданы церкви и монастыри в городах Можайске и Волоколамске и устроено особое Духовное Правление. Все можайское и волоколамское духовенство по своим делам должно было обращаться к епископу Серапиону, как к епархиальному архиерею. Местом жительства его по выбору Консистории и апробации самого епископа Серапиона, утвержденной архиепископом Арсением, назначен был Иосифо-Волоколамский монастырь. Доходы с него шли на содержание викария. В сомнительных делах епископ Серапион должен был обращаться к архиепископу Арсению и дела, таким образом, решались сообща. 594 После увольнения на покой архиепископа Арсения (1752 г. 27 мая) Можайское и Волоколамское викариатство упразднено (3 марта 1753 г.), а сам викарий епископ Серапион (Лятошевич) назначен на самостоятельную Переяславль-Залесскую кафедру, но скоро (29 октября того же года) переведен на Вологду в сане епископа. Переяславль-Залесскую кафедру после него занял знаменитый впоследствии страдалец московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский. Будучи первоначально назначен в Вологду, он выпросил себе кафедру поближе к Ново-Иерусалимскому монастырю, которым управлял до 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Не пора ли Высшему Церковному Управлению убрать с нашего горизонта эту двусмысленную фигуру? Кстати, не пора ли «Живой церкви» вообще подумать об упразднении [сана] епископа, этого мрачного пережитка церковного средневековья». А пока меры прещения готовились, в Дмитровском викариатстве начались провокации, сначала в Борисоглебской обители, потом в Николо-Пешношском монастыре. 16 июля 1922 года настоятель Пешношского монастыря схиархимандрит Онуфрий скончался. Нужно было выбирать нового. Епископ Серафим отслужил молебен у раки преподобного Мефодия, молясь с братией, да укажет преподобный, кого он желает поставить в игумены своей обители. Братья подавали записки с именами тех, кого желали избрать. Записки клали на раку. Избранником стал иеромонах Варнава (в миру Сергей Жуков). Он поступил в обитель в 1905 году и был духовным сыном и ближайшим послушником старца отца Ксенофонта. После серьезного искушения (оставшегося неизвестным) тогдашний настоятель монастыря игумен Савва для обновления духа послушника тайно постриг его в мантию с именем Варнава, что значит «сын утешения». Девять лет никто не знал о постриге. В 1914 году, когда по летам, прожитым в обители, пришло время пострижения в монашество, архиерею сообщили, что инок уже тайно пострижен. Тогда епископ распорядился облечь его в мантию открыто. После кончины игумена Иувеналия настоятелем монастыря был избран и возведен в сан игумена казначей монастыря и духовник братии иеромонах Ксенофонт 73 . Отец Варнава помогал настоятелю в управлении обителью. Теперь пришла его очередь руководить жизнью монастыря. Тревожно напутственное слово, сказанное отцу Варнаве епископом Серафимом: «Возьми жезл. Прими его. Буря поднимает волны, море волнуется, тебе вручает Господь свой корабль, Пешношскую обитель. Управляй кораблем как добрый кормчий, веди его со всем вниманием и осторожностью. Вот и подводные камни, смотри, не сел бы на мель твой корабль, не разбился бы. Подводные камни – сердца братии обители, тебе врученной. Смотри зорко, зорко смотри... О, если быты знал, какие скорби ждут тебя, ты бы сейчас отдал мне посох обратно, убоялся бы. Но нельзя этого сделать. Ты выбран братией и самим преподобным Мефодием. Прими посох. Но еще раз скажу: не повреди свой корабль».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Одновременно со строительством храма в приходе активно развивалось социальное служение, основными направлениями которого стали: встречи студентов и преподавателей МГИМО с клириками храма с целью обсуждения актуальных для молодежи вопросов; сотрудничество с общеобразовательными школами района, Городской клинической больницей 31, Детской инфекционной клинической больницей 6; помощь детям из Дмитровского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками и поддержка выпускников этого интерната, проживающих в пансионате для ветеранов труда 29; поддержка многодетных семей и людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. В 2014 году в клир храма вошли диаконы Георгий Думби и Александр Кузнецов, которые в начале 2015 года были рукоположены во пресвитеры. 11 сентября 2015 года епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил освящение накупольных крестов, которые затем были установлены на строящийся храм. 27 сентября протоиерей Игорь освятил колокола для церковной звонницы. 19 декабря 2015 года, в праздник святителя Николая, архиепископа Мирликийского, епископ Егорьевский Тихон, управляющий Западным викариатством, совершил малое освящение храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО и отслужил в нем первую Литургию. В честь великого освящения храма представители монастыря Дохиар на Афоне, где находится чудотворный образ Богородицы «Скоропослушница», передали в дар новоосвященной церкви список этой иконы, написанный на Святой Горе. День празднования этой иконе является также днем основания МГИМО. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 4 марта, 2016 18 октября, 2023 29 мая, 2022

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-k...

Получив книгу, я писал в ответ г. Воронову от 13-го числа: «С особенным удовольствием получил я, вслед за Вашим письмом, Ваше ученое произведение, которое не замедлю прочитать. Искренне желаю, чтобы оно выдержало неумытный суд ученых судей и доставило Вам право на получение высшей ученой степени. А известно ли Вам о сочинении о Кирилле и Мефодии Профессора Моск. академии Евг. Евс. Голубинского, увенчанном Демидовской премией 849 ? К сожалению, оно остается у него ненапечатанным, вероятно, по недостатку средств и по неуверенности в достаточном требовании на него со стороны читающей публики в случае напечатания». 15-го ч. в 6 1/2 ч. утра получил я из Москвы от Казначея Высокопетровского монастыря игумена Иосифа телеграмму с прискорбным известием о кончине Преосвященного Никодима, епископа Дмитровского, викария Московской епархии. На другой же день по получении этой телеграммы 16-го ч. писал я о. Иосифу: «Телеграмма ваша с прискорбным известием получена была мною во время ранней литургии, и потому я имел возможность сейчас же помянуть пред престолом Божиим имя новопреставленного раба Божия Преосвящ. Епископа Никодима. В продолжении 90-летняго существования московского викариатства, это – первый пример кончины викария в Москве. Многие, я думаю, сожалеют о преждевременной кончине Преосв. Никодима, который в начале, без сомнения, подавал о себе добрую надежду на помощь для старца – Митрополита». 16-го числа получен было мною из Витебска от И. В. Павлова ответ на мое письмо от 4 числа: «Преосвященнейший Владыко! Вчера мы сподобились получить от Вашего Преосвященства образ Ахтырской Божией Матери и сердечное слово утешения в нашей скорби. Да наградит Вас Бог ! Дорога, говорят, милостыня во время скудости, но участие и сострадание ещё дороже тому, чья душа зол исполнися, и нет сил возвестить печали своя... Чтобы показать неизмеримую глубину нашей потери, я выпишу несколько строк из последнего письма, которое наш незабвенный сын писал нам за несколько дней до смерти, когда уже начались страшные судороги шейных и жевательных мышц.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

При бездорожье на своей территории Казанская епархия, имея до 1200 церквей и приходов с полуинородческим населением, в пространственном отношении, по-прежнему, занимала одно из первых мест. Управлять ей одному архиерею было слишком трудно. Св. Синод отлично сознавал это, но не находил надобности учреждать особой епархии в Симбирской губернии единственно во избежание излишних казенных издержек. Он ограничился назначением только викария в помощь казанскому архиерею «в отправлении епаршеских дел». Положение викарных архиереев в докладе определено точно. Оно значительно отличалось от положения прежних полунезависимых викариев. Новые викарии отдавались в непосредственное ведение и полную зависимость своих епархиальных архиереев; они исправляли только порученные им дела, производимые в местных Консисториях, получая от своих архиереев ризницу и все нужное для богослужения. В непосредственное управление викариев передавались только монастыри, в которых назначалось им место жительства, Киевскому – Киево- Златоверхо-Михайловский монастырь, Новгородскому, по-прежнему, Варламиев Хутынский, Московскому – Саввин Сторожевский, Казанскому – Свияжский Успенский Богородицкий монастырь. В качестве настоятелей монастырей, викарии получали от своих монастырей жалование и часть доходах по архимандричьему положению, с прибавкой каждому викарию по 1000 рублей денег и назначением 12-ти служителей, сверх монастырских. Служителям положены были особые оклады. 1182 Киевский викарий получил титул епископа Чигиринского, новгородский и московский викарии сохранили прежние титулы старорусского и дмитровского, казанский викарий назван епископом свияжским. Епископство Чигиринское занял 12 февраля 1800 г. Феофан (Шиянов), на Старорусской кафедре остался Антоний Знаменский, только что назначенный (9 октября 1799 г.) на нее; дмитровским епископом назначен 25 декабря 1799 г. Серафим (Глаголевский); Свияжское викариатство получил (15 января 1800 г.) Ксенофонт (Троепольский). Таким образом; общее число викариатств в 1799 году сократилось на одно викариатство, если не иметь в виду Кодъякского викариатства и Житомирского коадъюторства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При учреждении в 1836 году викариатства в тверской епархии, с пребыванием викарному епископу в Желтикове монастыре, штатное 2-го класса положение Антониева монастыря перенесено на Желтиков, а сего последнего штат 3 класса обращен на Антониев мон. По особому определенно Св. Синода и распоряжению министра финансов прибавочная сумма в 200 р. оставлена за краснохолмским монастырем. Архимандрит Серафим перемещен во второклассный суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. 68. Павел Алимпиев (1836) С поступлением Желтикова монастыря в управление викарного Епископа и с обращением на здешний монастырь желтиковского штата перемещен сюда и тамошний архимандрит. Умер в том же году 20 ноября и погребен близ собора на южной стороне. 69. Игум. Виктор Лебедев (1837 – 1839) С мая по ноябрь 1837 г. исправлял должность настоятеля, бывши иеромонахом и смотрителем духовного училища; 27 ноября утвержден настоятелем и произведен во игумена. Отсюда перемещен в Томский Алексиевский монастырь во архимандрита, где и до ныне (1882 г.) настоятельствует. 70. Амфилохий (1839 – 1843) Из архимандритов Томского Алексиевского монастыря. Отсюда перемещен на должность смотрителя петрозаводского дух. училища, с поручением ему в управление Александро-Ошевенского монастыря. 71. Паисий (1843 – 1853) Перемещен из полоцкого Богоявленского второклассного монастыря с оставлением за ним степени настоятеля второклассного монастыря. Вследствие запутанности в Полоцке денежных счетов по разным строительным комиссиям, которых он был членом, прибыл сюда в конце 1845 года; а до него управляли монастырем сначала казначей, а последние полгода – смотритель училища иеромонах Иоасаф. Паисий умер здесь 10 августа 1853 года и погребен близ собора на южной стороне. 72. Иннокентий Одинцов (1853 – 1861) Произведен сюда в архимандриты из иеромонахов и экономов тверского архиерейского дома. Умер 13 сентября 1861 года и погребен там же, где и Паисий. 73. Антоний Диевский (1861 – 1864) Из строителей кашинского Дмитровского монастыря; отсюда перемещен в новоторжский Борисоглебский монастырь. 74. Игум. Виктор Гумилевский (1864 – 1869)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008