Название монастырю дал храм в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. В 1609 году Дмитровский монастырь сожжён и разграблен поляками, после чего его отстраивали заново. В XVII—XVIII веках, владея многочисленными деревнями, пашнями и лесами, обитель стала наиболее крупной и состоятельной в округе. Дмитровский монастырь, окружённый высокими стенами, стал местом заключения для некоторых опальных лиц. Так, в здешней монастырской келье несколько лет пробыл в заточении принц Густав, герцог, сын шведского короля Эрика XIV, который, согласно летописи Бера, погребён был в монастыре. С 1764 года являлся заштатным монастырём. Адрес : Тверская область, Кашинский район, город Кашин, улица Инны Константиновой, территория Кашинского техникума Подробнее... Николаевский Клобуков женский монастырь [ править править код ] Дата основания : не позже нач. XV в. Статус : действ. Адрес : Тверская обл., г. Кашин, ул. Смычка, 6 Телефон : (48234) 2-35-00 E-mail : info@klobukov.ru Web : http://klobukov.ru/ Основан как мужской монастырь не позже нач. XV в. Известен как место иноческого пострига прп. Макария Калязинского. Закрыт в 1920-х. Вновь открыт в 1994 как женский. Подробнее... Вознесенский Оршин женский монастырь [ править править код ] Дата основания : не позже 1-й пол. XVI в. Статус : действ. Адрес : Тверская обл., Калининский р-н, с. Орша Оршин Вознесенский монастырь — женский (бывший мужской) православный монастырь Тверской епархии в Тверской области при впадении реки Орши в Волгу, в 18 км от Твери. Подробнее... Житенный женский монастырь [ править править код ] Житенный (Житный) Смоленский монастырь — православный женский монастырь Тверской епархии, расположенный, в полутора километрах от города Осташкова, на острове озера Селигера Житном. Основан в 1716 году как мужской, на месте, где ранее находился город Кличень. Монастырь посвящён Смоленской иконе Пресвятой Богородицы. С 1773 по 1930 годы на территории обители был создан Некрополь, куда погребались священнослужители, усердные вкладчики и представители известных дворянских фамилий. На средства наследников и родственников, погребенных на кладбище, было установлено много мемориальных памятников.

http://azbyka.ru/palomnik/Все_монастыри_...

Подробнее... Воронцовский Благовещенский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1898 Статус : сохр. Адрес : Тверская обл., Торопецкий р-н, д. Воронцово Женский монастырь образован в 1903 г. из общины в имении Софии Пфейфер и Клавдии Перепечиной, при участии Иоанна Кронштадтского. В 1925 г. закрыт, все постройки переданы сельскохозяйственной артели. Подробнее... Вышневолоцкий Казанский женский монастырь [ править править код ] Казанский монастырь — православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке в Красном Городке на восточной окраине города. Казанский общежительный монастырь был основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины, основанной на средства князя Путятина. Здесь находилась греческая икона, представлявшая поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта святая икона сначала была домашней святыней императора Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (Греция); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 году в Грецию, святая икона была перенесена настоятелем Агапием в город Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Власопуло, сын которого в 1839 году пожертвововал ее императору Николаю I; в Санкт-Петербурге святая икона до 1868 года хранилась а Зимнем Дворце, а до 1877 года в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 года она и была перенесена в Казанский монастырь. Адрес : Россия, Тверская область, г. Вышний Волочек, Красный городок Подробнее... Дмитровский Кашинский мужской монастырь [ править править код ] Дмитровский монастырь (Димитриевский) — православный мужской монастырь в Кашине, возникнувший предположительно в конце XIV века. Возник на реке Кашинка. Достоверные сведения о времени и основателях храма отсутствуют; при этом, согласно народным преданиям, его основал в XV веке преподобный Макарий Калязинский, принявший иночество в Николаевском Клобукове монастыре. О давности и значимости монастыря говорит то, что настоятели его известны с первой половины XVI века: в частности архимандрит Варсонофий (около 1521 года) и Мисаил (1544—1551 годы).

http://azbyka.ru/palomnik/Все_монастыри_...

Согласно позднему преданию, записанному в нач. XIX в. К. Ф. Калайдовичем , прп. Мефодий по благословению прп. Сергия поселился в пустынном месте в дубовом лесу, окруженном болотами, за р. Яхромой. Здесь он построил келью. Когда собралась братия, по совету своего наставника прп. Мефодий переселился на более удобное место, к устью реки. По преданию, преподобный сам носил («пеш нося») бревна для постройки мон-ря через реку, названную с тех пор Пешноша. Иногда преподобный уходил для уединенной молитвы в часовню св. прор. Иоанна Предтечи, расположенную на расстоянии 2 верст от обители. В XVII в. появились утверждения, что прп. Сергий посетил М. П. м. в 1382 г., однако ни в одной из редакций его Жития, написанного преподобными Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом (Сербом) , это событие не было отмечено. Между 22 февр. 1522 г. и 25 авг. 1530 г. дворянин В. И. Пересветов, посол удельного кн. Юрия (Георгия) Ивановича, был отправлен на переговоры из Дмитрова в Москву. Речь на них шла о подтверждении прежних жалованных грамот и сохранении размеров митрополичьих даней и пошлин, к-рые пересылались из М. П. м. Московскому митр. Даниилу . Последний потребовал от местного келаря и братии обители «грамот жаловалных прежних митрополитов», к-рые они ему «не являли» (АИ. Т. 1. 129. С. 191; РФА. 1987. Ч. 3. 142. С. 519-520. Л. 427 об.- 428 об.; Попов. 1973. С. 103-104 [в 1522 г.]). Учитывая время правления в Дмитрове кн. Петра, можно полагать, что наиболее ранняя из митрополичьих жалованных грамот властям М. П. м. относилась к периоду архиерейства Киевского митр. Фотия . Помимо кн. Петра Дмитриевича М. П. м. покровительствовали дмитровские князья Юрий (Георгий) Васильевич и его племянник Юрий (Георгий) Иванович. К 1547 г. кроме указанных сел за М. П. м. числились монастырские купли с. Широбахшино, сельцо Васильково с деревнями и меновные деревни в Лутосне, расположенные в Каменском стане, сельцо Базарово и сельцо Шилково Вышегородского стана Дмитровского у., а также сельцо Яхромское с деревнями в Дубенском стане Кашинского у. При этом общая пашня в этих монастырских владениях достигала 11 сох ( Будовниц. 1966. С. 154-155). Характерно, что в сер. XVI в. земельные владения монастыря находились на территории Дмитровского и Каширского уездов, т. е. на землях княжества Юрия Ивановича. Вероятно, тогда же М. П. м. получил право сбора таможенных пошлин в Дмитрове, и эти средства позволили приступить к строительству в мон-ре каменного собора. Но в 1549 г. М. П. м. лишился права собирать таможенные пошлины в Дмитрове и с. Кимре (ныне г. Кимры Тверской обл.).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Среди др. известных настоятелей О. У. м.- архим. Авраамий (Юхов; 1680-1681), впосл. возглавлял Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь в Москве (1681-1684), затем хиротонисан во митрополита Белгородского и Обоянского (1684-1702). В 1740-1741 гг. обитель возглавлял архим. Серапион (Лятошевич; впосл. епископ Можайский и Волоколамский, викарий Переславль-Залесской епархии в 1745-1753, епископ Переславль-Залесский и Дмитровский в 1753, Вологодский и Белозерский в 1753-1761). В 1760-1761 гг. настоятелем О. У. м. был свт. Тихон Задонский, в 1768-1771 гг.- архим. Арсений (Верещагин ; впосл. архиепископ), в 1771-1774 гг.- архим. Тихон (Малинин ; впосл. епископ), в 1823-1831 гг.- архим. Михаил (Добров; впосл. епископ Оренбургский и Уфимский в 1831-1836), в 1831-1832 гг.- архим. Арсений (Москвин ; впосл. митрополит), в 1857-1866 гг.- архим. Серафим (Протопопов; впосл. епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии в 1866-1869, епископ Смоленский и Дорогобужский в 1869-1874, Рижский и Митавский в 1874-1877, Самарский и Ставропольский в 1877-1891). В 1866-1872 гг. мон-рь возглавлял архим. Нафанаил (Соборов; впосл. епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии в 1872-1879, епископ Архангельский и Холмогорский в 1879-1882 и 1885-1890, Псковский и Порховский в 1882-1885, управляющий московским Спасо-Андрониковым монастырем на правах настоятеля в 1896-1907). В 1883-1918 гг. настоятелями О. У. м. считались главы Старицкого викариатства Тверской епархии, при этом непосредственное управление мон-рем находилось, за некоторыми небольшими исключениями, в руках казначеев обители. Еп. Антонин (Державин) и еп. Гавриил (Голосов) (настоятель О. У. м. в 1886-1897) подготовили ряд работ по истории обители. Принято считать, что именно в О. У. м. подвизался ученый мон. Акиндин , к-рый в Послании вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому (между 1310 и 1314) назвал себя «мнихом лавры светые Богородицы». Пострижеником О. У. м. был архиепископ Новгородский свт. Моисей . В 1360-1367 гг. на покое в обители жил епископ Тверской свт. Феодор II Добрый, к-рому св. блгв. кнг. Анна Кашинская (вдова кн. мч. Михаила Ярославича) «села... подавала въ монастырь» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 72). В 1702-1704 гг. на покое в О. У. м. жил бывш. архиепископ Тверской и Кашинский (1682-1702) Сергий.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

Дмитровский Кашинский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Возник на реке Кашинка. Достоверные сведения о времени и основателях храма отсутствуют; при этом, согласно народным преданиям, его основал в XV веке преподобный Макарий Калязинский, принявший иночество в Николаевском Клобукове монастыре. О давности и значимости монастыря говорит то, что настоятели его известны с первой половины XVI века: в частности архимандрит Варсонофий (около 1521 года) и Мисаил (1544—1551 годы). Название монастырю дал храм в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. В 1609 году Дмитровский монастырь сожжён и разграблен поляками, после чего его отстраивали заново. В XVII—XVIII веках, владея многочисленными деревнями, пашнями и лесами, обитель стала наиболее крупной и состоятельной в округе. Дмитровский монастырь, окружённый высокими стенами, стал местом заключения для некоторых опальных лиц. Так, в здешней монастырской келье несколько лет пробыл в заточении принц Густав, герцог, сын шведского короля Эрика XIV, который, согласно летописи Бера, погребён был в монастыре. С 1764 года являлся заштатным монастырём. Известность монастырю принёс также один из выпускников его духовного училища — известный русский юрист, преподаватель Царскосельского лицея и Петербургского университета Александр Петрович Куницын, любимый учитель А. С. Пушкина. Одна из святынь монастыря — икона XIII века, старейшая во всей Тверской области До 1917 года в монастыре существовало два каменных храма: Троицкая церковь (1682 год) с тремя приделами (во имя св. Димитрия Солунского, в честь Казанской иконы Богоматери и во имя св. прор. Илии и Николая Чудотворца) и ещё один новопостроенный. Троицкая церковь (Собор Троицы Живоначальной), одна из старейших в городе, будучи перестроена, сохранилась до наших дней. Также сохранился и Собор Страстной иконы Божией Матери (1890—1903 годы). Последний представляет собой кирпичную четырехстолпная церковь, построенную в псевдорусском стиле, завершением которой служили пять деревянных декоративных шатров на барабанах. На данный момент шатры разобраны. Среди святынь обители упоминаются 2 местночтимые иконы: первая — Страстной Божией Матери, чьё празднество совершалось 13 августа; вторая — икона св. Димитрия Солунского — находилась в приделе имени этого святого. Также ежегодно в день 26 октября из Воскресенского собора в саму обитель проводился крестный ход.

http://azbyka.ru/palomnik/Дмитровский_Ка...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛОБУКОВ КАШИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Клобуков (Клобуков, Клабуков) Кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Тверской и Кашинской епархии Тверской митрополии), находится в г. Кашине Тверской обл., на левом берегу р. Кашинки, при впадении в нее р. Вонжи. XIV-XX вв. Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1900 г. (ГПИБ) Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1900 г. (ГПИБ) Первоначально мужской, до XVII в. К. м. являлся одним из 3 (вместе с Димитриевским и кашинским в честь Сретения Господня ) мон-рей, окружавших удельный г. Кашин. К. м. основан не позднее 2-й пол. XIV в. Косвенно об этом свидетельствуют сведения Жития прп. Макария Калязинского (Колязинского), к-рый подвизался в К. м. в 20-30-х гг. XV в. Наименование К. м. включает в себя 2 компонента: посвящение, вероятно, единственного до посл. четв. XVII в. соборного храма во имя свт. Николая Чудотворца; версии о значении 1-й части названия - Клобуков, известного по документам с XV в., имеют и легендарное и топонимическое объяснение. Наиболее ранняя легендарная версия, записанная в ВМЧ свт. Димитрия (Савича (Туптало)) XVIII в., связывает это название с находкой на месте основания обители клобука, упавшего с головы свт. Иоанна, архиепископа Новгородского , направлявшегося в Иерусалим. Др. авторы связывают происхождение именования К. м. с фамильным прозвищем землевладельца той местности, где построена обитель. Однако нельзя исключить, что название происходит от рельефа местности нагорной части р. Кашинки, где построена обитель,- формы изгиба реки, напоминающей каблук; местное название формы некоторых возвышенностей - «клобук» ( Мурзаевы Э. и В. Словарь местных геогр. терминов. М., 1959. С. 110). Не позднее XVI в. к К. м. был приписан Введенский муж. мон-рь, находившийся за оградой, «подле... на Кашинке реке на берегу против Святых ворот» (АСЭИ. Т. 3. 176. С. 191-192). Введенский мон-рь был пожалован К. м. по грамоте от 2 окт. 1510 г. дмитровским и кашинским кн. Юрием Ивановичем. В Смутное время , в нач. XVII в., Введенская обитель запустела. В писцовой книге 1628/29 г. указывается: «Под монастырем слободка, а в ней храм Пресвятыя Богородицы Введения, древян верх шатром» ( Архангелов. 1909. С. 11). Т. о., после запустения мон-ря оставался действующим храм, ставший приходской церковью г. Кашина, очевидно, уже с XVII в.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Продолжая путь свой по реке Волге, усмотрел он на берегу оной красивое место, расстоянием от города Углича в 15 вёрстах, где остановившись с некоторым числом из сопутствующей ему братии, водрузил крест и поставил келью; а потом по благословению Преосв. Тихона, Архиепископа Ростовского, соорудил церковь во имя Успения Божьей Матери, которая вскоре вместе с прочими монастырскими зданиями от разлития реки Волги много повредилась; почему иждивением Князя Ростовского Андрея построена вновь обитель на другом (где и доныне стоит) безопасном от наводнения месте и сооружены две церкви: 1) во имя Успения Божьей Матери, а 2) во имя Св. Иоанна Предтечи. Преп. Кассиан по преставлении в 7072 году, Октября 2, погребён в этой обители, в которой и доныне св. мощи его почивают нетленны. До учреждения в 1764 году Штатов Духовных было за монастырём сим 255 душ крестьян, а по Штатам обращён в приходскую церковь . Каташинский Николаевский монастырь См. Коташинский Николаевский. Катромский Николаевский монастырь Мужской, упразднённый после Штатов 1764 года. Находился в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде при озере, именуемом Катромским, от коего и название получил, расстоянием от Вологды к северу в 104 вёрстах. Он основан Преп. Онуфрием, коего там и мощи находятся; но когда, неизвестно. До Штатов этот монастырь имел за собой 168 душ крестьян в деревне Ваулихе.·Настоятельство было Игуменское. По упразднению же определён был туда приходской Священник с причтом. Но когда около 1795 года сгорела церковь и все оставшиеся здания; то упразднён и сей штат, а угодья сего монастыря и само озеро Катромское приписаны во владение к Семигородной пустыни. Кашиношиверский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Тобольской Епархии в Томской Губернии, при селе Кашине. Крестьян было за ним 48 душ. Кашинский Дмитровский монастырь Тверской Епархии мужской. См. Дмитровский Кашинский. Кашинский Сретенский монастырь той же Епархии 2 класса девичий, находящийся в уездном городе Кашине·на берегу реки Кашинки подле большей Московской дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Мужской. Упоминается в начале XIII столетия. Из монахов сего монастыря Кирилл в 1216 году хиротонисан в Епископа Ростовского. Дисенский Воскресенский монастырь Минской Епархии заштатный мужской. Находтося внутри города Дисна, на устье реки Двины и Дисны, построен в 1633 году Дисенскими мещанами по грамоте Польского Короля Владислава IV. Здания в монастыре сем все деревянные следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Воскресения Христова с двумя приделами: а) во имя Зачатия Св. Анны; б) во имя Св. Николая, построена в 1737 году иждивением Дисенских обывателей; 2) ЦЕРКОВЬ во имя входа во храм Божьей Матери, построена в 1711 году иждивением тех же обывателей; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские на каменном фундаменте, построены в 1760 году; 4) СЛУЖБЫ; 5) ОГРАДА кругом монастыря. Этот монастырь содержание своё получает от доброхотных дателей и земледелия. Настоятельство здесь было с 1697 до 1709 года Игуменское, с 1709 до 1780 года Строительское, а с того времени до 1795 года паки Игуменское, ныне же с 1795 года Строительское. Дисенский Успенский монастырь Девичий упразднённый. Находился Минской Епархии в городе Дисне. Дмитриев монастырь Упразднённый мужской. Находился в Рязанской Епархии, в уездном городе Пронске. Дмитриевская Югская пустынь См. Югская Дмитриевская. Дмитровская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Московской Епархии и была приписной к Высокопетровскому монастырю. Добавление из VI тома Дмитриевский Псковский монастырь Находился близ Губернского города Пскова (в полуверсте). В 1617 году квартировали в нём Шведы, и при выходе своём весь выжгли. Дмитриевский Суздальский монастырь Упразднённый. Находился в городе Суздали на берегу реки Каменки, против кремлёвской башни, прозванной по монастырю сему Дмитриевской. Дмитриев Ряжский монастырь См. Ряжский Дмитриев монастырь. Дмитриев на Хлибу монастырь См. на Хлибу Дмитриев монастырь. Дмитровский Борисоглебский монастырь См. Борисоглебский Дмитровский. Дмитровский Кашинский монастырь Тверской Епархии заштатный мужской. Находится в уездном городе Кашине, на берегу реки Кашенки. О начале оного сведений не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В 1625 г. к Н. П. м. был приписан Ураевский Троицкий мон-рь в Казанском у., в 1635 г. патриарх Московский и всея Руси Иоасаф I закрепил за Н. П. м. приписанный к нему еще в 1631 г. Симеоновский мон-рь близ Александровой слободы ( Снегирёв. 1863. С. 17; см. также: Описание ГКЭ. 2018. Т. 2. 6370. С. 254; 6531. С. 287; 6591. С. 297; 9148. С. 749; 9179-9180. С. 754; 9188-9189. С. 755; 9193. С. 756). С 1650 г. Симеоновский монастырь стал приписным к Троице-Сергиеву мон-рю ( Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России кон. XVI - XVII в.: По арх. Троице-Сергиевой Лавры. М., 2004. С. 69, 133-134, 304); по сведениям В. В. Зверинского, в 1724 г. он был упразднен ( Зверинский. Т. 3. С. 158). В 1646-1647 гг. к Н. П. м. был приписан тетюшский Покровский мон-рь ( Пашина. 2014. С. 153; упоминание указной грамоты о его приписке от 30 апр. 1647 г. см.: Описание ГКЭ. 2018. Т. 2. 6478. С. 276), что расширило фонд рыбных ловель обители (Там же. 6523. С. 283; 6530. С. 286; 6552. С. 290-291). В 1653 г. имела место попытка приписать к мон-рю рязанскую Благовещенскую Федосееву пуст. (Там же. 9937-9938. С. 892). В 1674 г. Саратов был перенесен с левого берега р. Волги на правый, на территорию, к-рая некогда составляла подворье Н. П. м. При постройке новой крепости предполагалось снести рыбный двор мон-ря, к-рый, однако, был сохранен царем по челобитью властей Н. П. м. (Тр. Саратовской УАК. 1888. Т. 1. Вып. 4. С. 448-449 и др.; см. также: Круглик. 1999. С. 161. Примеч. 86). В 1661 г. за мон-рем числилось 1976 крестьянских дворов, по этому показателю обитель занимала 7-е место среди русских мон-рей ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 377). Согласно ружной книге 1681 г., в Н. П. м. было 2257 крестьянских дворов ( Забелин. 1884-1891. Ч. 2. Стб. 410). По сведениям на 1700 г., обители принадлежало 2854 крестьянских двора в Московском, Костромском, Переславль-Залесском, Ростовском, Ярославском, Кашинском, Угличском, Владимирском, Юрьев-Польском, Дмитровском, Коломенском, Переяславль-Рязанском (Рязанском), Касимовском, Шацком, Можайском и Холмогорском уездах; в приписных мон-рях числилось: в Казанском у. «за Троицким Ураевским 79», в Тетюшах «за Покровским монастырем - 47» (Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII в. М., 1988. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010