" ). В 1874 г. настоятелем Лужецкого монастыря стал архимандрит Дионисий (Виноградов). Он многое сделал для украшения церкви Преподобного и прославления его имени и, в основном, его трудами храм приобрел тот вид, в котором встретил XX век, а затем и страшный 1917 год. В начале XX века современники так описывали церковь преподобного Ферапонта: " ...небольшая, каменная, тесно примыкающая с северной стороны к Соборному храму, теплая, о двух престолах церковь с изящным вызолоченным и с резьбою трехъярусным иконостасом с обилием святых икон, украшенных среброзлащенными ризами. С левой стороны царских врат находится чудотворная икона Божией Матери " Страстная " , а в иконостасе придельного храма - тоже слева от царских врат - местночтимый святого Иоанна Крестителя, пострадавший с тыльной стороны в 1812 г. от французов. Главная святыня и храма и монастыря - мощи преподобного Ферапонта, находящиеся под спудом. Над ними у самой южной стены установлена весьма простая медно-посеребренная четырехугольная рака, а над нею металлическая сень с позолотою. Такой встретила церковь преподобного Ферапонта приход к власти в России большевиков. В 1922 г. Лужецкий монастырь закрыли. В 1926 г., в год 500-летия преставления преподобного Ферапонта, в монастыре еще шла подготовка ко дню его памяти: на Соборе Рождества Пресвятой Богородицы красили медянкою крыши, а в церкви преподобного Ферапонта инокини Спасо-Бородинского монастыря чистили образа и утварь. Но уже в 1928 г. церковь начали разбирать, и к 1930 году она была разрушена. На ее месте, использовав частично ее стены, было устроено производственное помещение и сделаны фундаменты под станки. В годы Отечественной войны вблизи монастыря проходили ожесточенные бои. Рядом с собором установлен иссеченный пулями и осколками крест, находившийся на одном из куполов храма. В 1998 г. было расчищено место, на котором стояла церковь преподобного Ферапонта, а 26 мая 1999 г. были обретены нетленные мощи преподобного Ферапонта, более 570 лет пролежавшие под спудом в храме его имени.

http://sobory.ru/article/?object=00447

В 1994 году началось возрождение древней обители и на предполагаемом месте захоронения преподобного Ферапонта был утвержден крест, вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер, будто святые мощи Преподобного благоухали через этот душистый ковер. В 1997 году при открытии фундаментов Ферапонтова храма было обнаружено место спуда и 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мощи преподобного Ферапонта были обретены и покоятся в восстановленном храме надвратной церкви Преображения Господня, которая в первый раз упомянута в монастырской летописи в 1629 году. Нынешний ансамбль монастыря начал создаваться при святителе Московском Макарии (ум. 1563), который с 1523 по 1526 год был архимандритом Лужецкого монастыря и впоследствии, уже занимая первосвятительский престол, жертвовал в монастырь большие вклады. При нем на месте простоявшего сто лет первоначального собора Рождества Богородицы, у северной стены которого и находилось захоронение преподобного, было построено новое здание пятиглавого собора с галереей. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия. В настоящее время сохранились лишь фрагменты той росписи. Трехъярусная шатровая колокольня устроена около 1692 года при содействии святейшего Патриарха Иоакима. В палатке нижнего ее яруса было погребено несколько представителей рода Савеловых - жертвователей монастыря и сродников Патриарха Иоакима. Несмотря на то, что надгробия Савеловых не сохранились, здесь сейчас устроена поминальная часовня. Восстанавливается и трапезная церковь Введения Пресвятыя Богородицы во храм, упоминавшаяся впервые в 1547г. и существующая в нынешнем своем виде со второй половины XVIII века. К радости обретения мощей основателя монастыря преподобного Ферапонта уже приобщились многие и многие паломники. В числе первых был Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Свой визит на Можайскую землю 6 июля 1999 года Святейший начал с поклонения честным мощам преподобного Ферапонта. На представленном ему Акте обретения мощей Преподобного Алексий II начертал 31 мая 1999 года следующую резолюцию: " Слава Богу, что еще одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божии, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской " .

http://sobory.ru/article/?object=00447

Дионисий призвал ученика Макария и сказал: «Пришел к нам в монастырь наставляемый Богом инок Амфилохий и хочет с нами приносить молитвы Богу». Макарий отвечал: «Прости меня невежду, отче, не понимаю, что говорить»? «Говори, послушник, что Бог положит на сердце», – сказал Дионисий, и Макарий произнес: «Благословен Бог, хотящий всем человеком спастися». «Да даст тебе Бог говорить полезное», – прибавил игумен. Видя такую простоту наставника и ученика, Амфилохий пал к ногам Дионисия и сказал: «Понимаю теперь пути твои, отче, и как не ища славы человеческой, ищешь ты только славы Божией». Дионисий, подняв его, сказал: «Зачем ты, брат мой, отягчаешь грешного человека? Богу – слава. Он один может спасти и меня и тебя». Амфилохий со слезами объявил, что он решился быть послушником Дионисия. Игумен не скрыл, что жизнь в его обители сурова и трудна. «Если хочешь пребывать здесь, – прибавил Дионисий, – сотворим завет не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле». Амфилохий решился на все и со всею точностью исполнял устав общежития. Он был помощником Дионисия при построении нового, более обширного, храма. Кротость и смирение его были примерные, и забота его относилась только к душе. Пред кончиною своею преподобный Дионисий, призвав Амфилохия, сказал ему: «Вижу, что смерть близка ко мне, тебе же велит Господь жить, – предай тело мое земле; не оставляй сего места, подвизайся каждый день. Кто из нас может заплатить чемнибудь Владыке Христу»? Когда Амфилохий стал плакать о разлуке с учителем, он сказал: «Ты еще не довольно подвизался для получения назначенной тебе награды», – и поручил ему управление обителью 681 . По рукописному описанию святых, преподобный Амфилохий скончался спустя 15 лет после преподобного Дионисия и, следовательно, в 1452 году. В обители замечен день кончины его 12 октября. Преподобный был роста среднего, с бородою невеликою и серебристою 682 . Мощи его почивают под спудом, рядом с мощами учителя его, в храме посвященном их имени. Рака над мощами устроена в 1645 году усердием гостя Бахтеяра Булгакова 683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После Божественной литургии митрополит Дионисий и сопровождающие его лица совершили экскурсию по обширной территории лавры, познакомившись с ее разнообразной хозяйственной деятельностью и посетив монастырские церкви с находящимися в них святынями. Делегация побывала на источнике преподобного Антония, берущем начало на высоте более 400 метров и ежедневно приносящем обители от 80 до 100 кубометров воды. В завершение пребывания в обители преподобного Антония состоялись совместная трапеза и братское общение гостей из России с игуменом и насельниками монастыря, которых сегодня насчитывается около трехсот человек. Владыка Иуст подробно рассказал членам делегации Московского Патриархата о богатой истории и современной жизни вверенной его попечению лавры, а также особенностях ее устава. 1 мая русские паломники посетили другую древнюю лавру Восточной пустыни, возникшую немногим позже обители святого Антония, — монастырь преподобного Павла Фивейского. У главных врат обители делегацию тепло встретил ее настоятель митрополит Маадийский, Басатинский и Дар эс-Саламский Даниил, генеральный секретарь Священного Синода и председатель Патриаршей комиссии по делам монастырей и монашества Коптской Церкви, ранее неоднократно посещавший Россию в качестве главы коптских монашеских делегаций. В сопровождении владыки Даниила митрополит Дионисий и его спутники посетили храм преподобного Павла, где поклонились гробнице подвижника, установленной на том самом месте, где некогда чудесно явившиеся из пустыни львы выкопали почившему старцу могилу в пещерной келии, где подвизался этот угодник Божий. Настоятель обители рассказал русским паломникам о ее истории, показал святыни лавры, древнюю мельницу, старинную трапезную и монастырский музей, а также источник преподобного Павла, который проистекает с высоты около 300 метров и каждый день дает братии около четырех кубометров воды. В тот же день члены делегации совершили Божественную литургию в монастырском храме преподобного Марка подвижника, сооруженном в пещере, где находилась келья этого святого XIII века.

http://patriarchia.ru/db/text/6024361.ht...

    2 поколение: 1. Преподобный Максим Грек, Святые Казанские: Гурий, Варсонофий и Герман, ученики Корнилия Комельского: Преподобный Геннадий Костромской, Филипп Иранский и др., Святитель Филипп Московский. 2. Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3. Творения Преподобного Максима Грека, Жития Казанских Святителей, Житие Преподобного Геннадия Костромского и др. учеников Преподобного Корнилия Комельского, Житие Святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о Святом Гурии Казанском и Максиме Греке).     3 поколение: 1. Святой священномученик Дорофей, Святой Иринарх Ростовский, Блаженные Ростовские и Московские, Преподобный Трифон Вятский, Святитель Гермоген Московский, Патриарх Иеремия II Константинопольский, Святая Иулиания Лазаревская. 2. Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3. Житие Преподобного Трифона Вятского; «Цветник» священномученика Дорофея, Жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др. Творения Патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами). XVII ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Дионисий Радонежский, Святитель Гермоген Московский, Преподобный Иринарх Ростовский, Преподобный Иов Почаевский, Никодим Хозьюгорский. 2. Московский край, Ростов, Северная Россия. 3. Житие Преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); Творения Святителя Гермогена, Житие Преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; Житие Преподобного Иова Почаевского и Никодима Хозьюгорского.     2 поколение: 1. Блаженный Иларион Суздальский; Преподобномученик Афанасий Брестский; Преподобный Макарий Овручский (Лазарь Баранович и его сподвижники). 2. Флорищева Пустынь, Украина (Чернигов). 3. Житие Преподобного Илариона Суздальского. «Диаруш» Преподобного Афанасия Брестского — Житие и описание его кончины. Житие Преподобного Макария Овручского.     3 поколение: 1. Святитель Димитрий Ростовский, Святитель Феодосий Черниговский, Святитель Иоанн Тобольский, Досифей Иерусалимский, Блаженный Иларион Суздальский. 2. Украина (Киев, Чернигов). 3. Житие и творения Святителя Димитрия Ростовского и других указанных Святых и писателей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

9 В Житии преподобного Кирилла говорится, что Ферапонт узнал об этом видении в Симоновом монастыре, до ухода на Север-Житие преподобного Ферапонта, прямо называя это событие видением Божией Матери, сообщает, что Кирилл поведал о нем своему спутнику, когда они находились уже в Белозерье. Учитывая, что последнее житие на целое столетие моложе, более авторитетным документом в случае отдельных мелких расхождений следует, очевидно, считать житие преподобного Кирилла. 10 Более точную дату назвать невозможно. В 1390 году с возведением на Ростовскую кафедру святого Феодора преподобный Кирилл был избран архимандритом Симонова монастыря. В 1397 году уже он был в Белозерском крае и была построена Успенская церковь будущего Кирилло-Белозерского монастыря. – Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Месяц июнь. Чернигов, 1863, с. 42:45. 11 На месте землянки, вырытой преподобными, в XVII веке был поставлен деревянный крест, над которым в конце XVII – начале XVIII века сооружен деревянный навес. В то же время перестроена деревянная часовня, срубленная самим преподобным Кириллом. 12 Монастырь в период десятилетнего пребывания здесь преподобного Ферапонта был очень скромной небольшой обителью. Крупным духовным и культурным центром он становится позже, при святом игумене Мартиниане (1482 г.). В конце XV века здесь был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, расписанный в 1500–1502 гг. знаменитым русским иконописцем Дионисием. Сохранившиеся до наших дней фрески – единственная в своем роде, всемирно известная жемчужина русского церковного искусства. См.: Данилова И. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970. В конце XV века монастырь был известен также своим книжным собранием. Богатый духовными и культурными сокровищами, Ферапонтов монастырь был сравнительно беден земельными и иными владениями. 15 Можайский Лужецкий второго класса монастырь. М., 1888, с. 3–6; Лужецкий монастырь, несмотря на разорение в Смутное время и в 1812 году, когда погибли первоначальные монастырские иконы и утварь, процветал. В первой половине XVI века здесь построен каменный собор, расписанный тогда же фресками. Редкой красоты архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в основном в XVI-XVII вв., в 1960-х гг. реставрирован и находится под государственной охраной//Памятники архитектуры Московской области». Каталог. М., 1975, Т. II. С. 11–14. Мощи преподобного почивают под спудом у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Над мощами с конца XVI века существовала придельная церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника , в 1720 году перестроенная и освященная во имя преподобного Ферапонта, которая не дошла до нашего времени. В местном ряду иконостаса находилась с 1681 года чтимая чудотворная икона Божией Матери, называемая «Страстная».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

  Библиография     Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589 гг.)/митр. Макарий (Булгаков). М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 173.  Послание Иоанна Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь//Библиотека литературы Древней Руси. РАН Институт русской литературы. Т. 11. XVI в./под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2001. С. 14–42. С. 12.   Будовниц И. У . Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв./И.У. Будовниц. М., 1966. С. 173.  «Церкви у них не бысть… из-за нападения ради неверных человек… не вси приаша святое крещение, но множество живуще неверных человек»: Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г.М. Прохоров и С.А. Семячко. Спб., 2005. С. 34. Синицына Н .В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV–XVI)//Монашество и монастыри в России XI–XX века: Исторические очерки. М., 2005. С. 19.   Шамина И. Н . Глушицкий Сосновицкий во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь/И. Н. Шамина//Православная Энциклопедия. М. Т. 1. С. 615–616.  Житие преподобного Дионисия Глушицкого//Святые подвижники обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Климентский, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели. РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/под ред. Г. М. Прохорова и С. А. Семячко. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. С. 139.  «Да из иных княжений приходящие…податей не платят никаких», Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV – нач. XV вв. Т. 3. М.: Изд-во «Наука», 1964. С. 234.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого….С. 120.  Эти церкви называет и пишет, что они существовали и в последующие столетия. Суворов Н. И . Глушицкий монастырь Вологодской епархии/Н. И. Суворов. Вологда, 1876. С. 32.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого… С. 121.

http://bogoslov.ru/article/6174669

Глебова; в этом храме, по убеждению Тверского архиепископа Димитрия, (Самбикина), в 1904 году прихожанами на свои средства устроен придел во имя преподобного Дионисия, о коем они, к сожалению, и не ведали). Дионисий, через 6 лет лишившись супруги и двух детей, немедленно поступил в Успенский г. Старицы монастырь, принял иночество и вскоре, по избранию его братией настоятелем обители, был возведён в сан архимандрита. Дионисий много потрудился в благоустроении монастыря, в котором и доныне осталось довольно памятников его трудов (особенно по списыванию богослужебных книг и святоотеческих творений); в 1607 г. он участвовал в погребении патриарха Иова. В смутное время на Дионисия, бывшего в Москве по сбору на монастырь, обращено было особенное внимание патриарха Гермогена и царя Василия Ивановича Шуйского. Патриарх в пример всем указывал на Старицкого архимандрита (Дионисия), которого в 1610 г. (по удалению в Псков архимандрита Иоасафа) поставил настоятелем Троице-Сергиевской Лавры. Здесь он выказал неутомимую деятельность в спасении церкви и отечества от врагов. При нём Лавра оказала геройские подвиги и, по молитве пр. Сергия, при умелом и энергичном управлении Дионисия, не сдалась врагам. Все средства богатой Лавры он тратил на содержание больных, раненых воинов, выдавал пособие русским войскам, мирил для блага отечества предводителей русских дружин (Дим. М. Пожарского, Дим. Т. Трубецкого и др.). Не ограничивая своей деятельности одной Лаврой, он, по убеждению патриарха Гермогена, писал обширные и сильные увещания и грамоты к русским людям (в Нижний Новгород, Казань, Рязань и др.), чтобы они восстали на освобождение Москвы и отечества. Особенно сильна и всестороння была его деятельность, когда не стало столпа русской церкви, святейшего патриарха Гермогена; 11 августа 1612 г. Дионисий на горе Волкуше благословил русские войска на изгнание врагов из Москвы и им же, по очищении Кремля от ляхов, на Красной площади, на Лобном месте, был отслужен благодарственный молебен. Затем Дионисий с неутомимой энергией принялся за возобновление Троице-Сергиевой Лавры; им было обращено большое внимание на благолепное пение и чтение при богослужении, церковное чтение святоотеческих творений, на исправление богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

 Там же. С. 121.  Там же. С. 122.  «не мог преподобный отказать имъ въ праве посещать монастырь, какъ единственное доступное имъ место для познания закона Божия», Житие преподобного Дионисия Глушицкого… С. 120.  «И украсиша благолепно храмины сии… иконами». Житие преподобного Дионисия Глушицкого... С. 122.   Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Книга 3… С. 150.   Башнин Н. В . Дионисиево-Глушицкий монастырь и его архив в XV–XVII вв.: исследования и тексты/Н. В. Башнин. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2016. С. 315.   Варлаам (Высоцкий), архим . Обозрение рукописей собственной библиотеки преподобного Кирилла Белозерского/архим. Варлаам(Высоцкий). М.: Университетская типография, 1860. С. 87.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого… С. 125.  Житие преподобного Дионисия Глушицкого… С. 124; Верюжский И. П., свящ . Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей Церковью и местночтимых/свящ. И. П. Верюжский. Вологда, 1880. С. 191.  Житие преподобного Дионисия Глушицкого… С. 125.  Там же. С. 126.  Полное собрание русских летописей. Вологодско-Пермская летопись. Т. 26. М. 2006, С. 182.  Там же. С. 182.   Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России (Материалы и очерки)/К. Г. Васильев, А. Е. Сегал. М., 1960. С. 36–38.  Житие преподобного Дионисия Глушицкого… С. 131.  Житие преподобного Корнилия Комельского//Канонник. Житие Корнилия Комельского и Евфросинии Суздальской (по рукописи XVI века)/под ред. А. Л. Сергеева. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. С. 290.  «Близ обители святаго живяше Олеш Павлов, диак монастырскый. Дело его беаше книгы писати и учити ученикы грамотныа хытрости». Житие преподобного Мартиниана Белозерского (печатается по рукописи РНБ, Софийское собрание, 467, 60-е гг. XVI века)//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/под ред. Г. М. Прохорова, Е. А. Шевченко, Е. Г. Водолазкина. СПб.: «Глаголъ», 1993. С. 236.   Васильев К. Г., Сегал А. Е . История эпидемий в России… С. 43.   Романенко Е. В. повседневная жизнь русского средневекового монастыря/Е. В. Романенко. М.: Молодая Гвардия, 2002. С. 298.

http://bogoslov.ru/article/6174669

Тогда он осознал в себе грех дерзости своей, чувствуя угрызения совести, ибо щедростью и добротою преподобного всегда накормлен у него подобными яствами с благословением его, ныне же сделался как алчный вор, дерзнув насытиться без его благословения. И стал он каяться со слезами в таком дерзновении. И когда гости ушли, тогда он припал к преподобным его ногам, рассказав про свой грех , прося прощения. Преподобный же, сильно наказав, простил его. Он же во многом наставлении ничего другого не услышал, только то же, что и раньше слышал из его уст, а именно: «Бог простил, больше не дерзай так делать». И ушел от него, радуясь. Такую повесть исповедал мне, недостойному, сам преподобный отец архимандрит, а потом и тот Иван то же нам сказал о себе, благодаря Бога и преподобного сего архимандрита Дионисия, как его молитвами был удостоен исцеления. Но по устроению Божию архимандрита Дионисия возвратили с дороги к Москве, так как не смогли проехать из-за нечестивых поляков, и послали его на усмирение в Новоспасский монастырь. На преподобного сего архимандрита наложили епитимию: сверх обычных служб по тысяче поклонов. По прихоти же разбойников и корыстолюбцев приказано было его мучить: 40 дней держать в дыму на полатех, поклоны класть. И подал ему Бог силу свыше, как он мне, грешному, сам сказал: выполняя назначенные ему правила и поклоны, он мысленно всегда говорил, что не свое, а приказанное он должен выполнять, но сверх приказанного он еще за себя от своего усердия по тысяче поклонов добавлял. Да еще мне, грешному, поведал: Был я, – сказал, – в келии там, и после утренней службы шли архимандрит спасский, и келарь, и братия от церкви к келиям своим и увидели, как из той кельи, где он находился, ярко светился белый дым и огненный свет из трубы, как бывает у каменных труб в конце топки. Монастырские власти послали спешно осмотреть все и запретить, если их топят без разрешения. Посланные, осмотрев все и не найдя ничего в печи, сообщили властям; и удивлялись всему этому. Преподобный же, поверив этому, порадовался душою, надеясь, что будет ему милость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010