Дионисий Ареопагит Догматическое богословие Письма Сочинения Дионисий Ареопагит Афинский аристократ, обращенный ап. Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге, первый епископ Афинский. Первое упоминание о Дионисии Ареопагите содержится в книге Деяний апостольских. Согласно Деяниям, после проповеди апостола Павла в афинском ареопаге, некоторые «мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:34). Считается, что Дамарь была женой Дионисия. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (начало IV в.) со ссылкой на послание к афинянам сщмч. Дионисия, еп. Коринфского (II в.), сообщает, что Дионисий был первым епископом Афин. Древнее церковное предание о поставлении апостолом Павлом Дионисия в епископы засвидетельствовано также в «Апостольских постановлениях» (конец IV в.). Согласно средневековой церковной традиции, сформировавшейся не позже IX века, Дионисий Ареопагит стал первым епископом Афин, впоследствии епископом г. Паризии (совр. Париж) и скончался смертью мученика. На протяжении веков традиция почитания Дионисия, как современника апостолов, совершавшего служение в Афинах, Паризиях, Риме, не была единой. Считалось, что это одно лицо, либо что было несколько Дионисиев. В настоящее время в научной литературе Дионисий Ареопагит и Дионисий Парижский различаются. Тем не менее отождествление двух Дионисиев, сложившееся в церковной традиции Запада и Востока в IX веке, сохраняется в месяцесловах Православной Церкви. Свт. Димитрий Ростовский включил Дионисия Ареопагита в собор 70-ти апостолов и указал празднование его памяти под 4 января. С именем Дионисия Ареопагита связан корпус богословских сочинений, оказавших большое влияние на православное богословие. В современной патрологической науке считается, что до начала VI века этот корпус не был известен, так как первые несомненные упоминания о нем относятся к этому времени. С этого момента и до конца XV века практически никто не сомневался в принадлежности сочинений корпуса апостольскому ученику Дионисию Ареопагиту. В эпоху Возрождения у византийских и западных гуманистов возникли сомнения в подлинности сочинений, предварившие пересмотр времени составления корпуса. С конца XIX века в зарубежной и отечественной науке представление о позднем происхождении корпуса стало преобладающим. Современные исследователи, в т. ч. православные, пришли к тому, что установление конкретного автора сочинений невозможно. В настоящее время акцент переместился с поисков автора на конструктивный анализ содержания корпуса Ареопагитик.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Дионисий Ареопагит 1334 Достоверных известий о личности св. Дионисия Ареопагита очень мало. Обращенный ко Христу проповедью апостола Павла в афинском ареопаге, он был, по свидетельству Дионисия Коринфского у Евсевия, первым епископом в Афинах. Там же претерпел он мученическую кончину. В IX в. аббатом Галдуином он был ошибочно отождествлен с Дионисием Парижским, и эту ошибку до сих пор защищают некоторые из французских богословов. Однако это отождествление не имеет для себя никаких оснований. Ни Дионисий Коринфский, ни Евсевий, ни даже древние французские хроники не говорят о том, что Дионисий Ареопагит предпринимал миссионерское путешествие в Галлию. Согласно древнейшему свидетельству о Дионисии Парижском ( Григорий Турский , VI в. ), этот последний пришел в Галлию в царствование Декия, т. е. в половине III в., и, следовательно, не мог быть Дионисием Ареопагитом. С именем Дионисия Ареопагита сохранились следующие сочинения: 1) «Об именах Божиих»; 2) «О таинственном богословии»; 3) «О небесной иерархии»; 4) «О церковной иерархии»; 5) десять писем к разным лицам. Кроме перечисленных сочинений, автор их упоминает еще о некоторых из своих трудов, отчасти уже написанных, отчасти только предполагаемых. Сюда относятся трактаты: 1) «О душе»; 2) «О свойствах и чинах ангельских»; 3) богословские очерки; 4) «Символическое богословие»; 5) «О духовном и чувственном»; 6) «Божественные гимны»; 7) «О праведном суде Божием». Однако правдивость автора в этом свидетельстве о собственной литературной деятельности подвергается большому сомнению: от упоминаемых им сочинений не осталось ни малейшего следа в истории. Переводчик Ареопагитик на сирийский язык (ранее 536 г.) Максим Исповедник , написавший в VII в. на них комментарии, и римский библиотекарь Анастасий (IX в.) имели перед собой только те из них, которые сохранились и до настоящего времени. Приписываемые также Дионисию Ареопагиту послания – 1) к Титу об Успении Богоматери, сохранившееся в сирийском переводе; 2) к Тимофею о кончине апп. Петра и Павла – существующее в сирийском и армянском переводах, и 3) к Алоллофану в латинском переводе – настолько отличаются по своему характеру и стилю от прочих Ареопагитик, что решительно не могут быть приписаны одному и тому же автору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

И Лука в Деяниях поименно упоминает наиболее известных. (5) Рассказывают, что Тимофею первому выпал жребий быть епископом в Эфесской Церкви, а Титу — в Критских церквах. (6) Лука, уроженец Антиохии и врач по образованию, большей частью находился вместе с Павлом и деятельно общался также с остальными апостолами. От них приобрел он умение врачевать души, каковое и показал в двух богодухновенных книгах: в Евангелии, которое начертал, по его свидетельству, «как передали ему бывшие изначально свидетелями и служителями Слова»; им, по его словам, он и следовал с самого начала книги и в Деяниях Апостолов, которые составил не по рассказам, а как очевидец. (7) Говорят, что именно его Евангелие обычно имеет в виду Павел, когда пишет о некоем своем Евангелии: «по Евангелию моему». (8) Из остальных спутников Павла Крискент, по собственному свидетельству апостола, был отправлен в Галлию, а Лин, который во Втором послании к Тимофею упомянут как находящийся вместе с Павлом в Риме, первым после Петра получил епископство в Римской Церкви (об этом сообщалось выше). (9) Климент, собрат и сподвижник Павла, по его свидетельству, был третьим Римским епископом. (10) Лука сообщил также в Деяниях, что член Ареопага, Дионисий именем, который первым уверовал после речи Павла к афинянам в Ареопаге, был первым епископом Афинской Церкви. Какой-то другой Дионисий, из старших, был пастырем Коринфского прихода. (11) Продвигаясь дальше, мы расскажем своевременно о последовательной смене апостольских преемников. Теперь же перейдем к следующим событиям. 5 После Неронова тринадцатилетнего правления прошло полтора года, пока события зависели от Гальбы и Отона, и Веспасиан, прославившийся в Иудейской войне, был в самой Иудее объявлен царем, ибо войско, там находившееся, провозгласило его императором. Он немедленно отправился в Рим, а войну поручил своему сыну Титу. (2) После же Вознесения Спасителя нашего иудеи, осмелившиеся восстать на Него, стали всячески усердствовать в злоумышлениях против Его апостолов: сначала побили камнями Стефана, потом обезглавили Иакова, сына Зеведеева, брата Иоаннова, и, наконец, как мы уже рассказывали, умертвили Иакова, который первым по Вознесении Спасителя нашего был избран на епископское седалище в Иерусалиме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Форма послания была слишком удачной находкой, чтобы ею не соблазнились фальсификаторы. Стали множиться апокрифические послания. Самые немногословные из апостолов вдруг обрели дар красноречия. Были фальсифицированы четырнадцать писем, которыми якобы обменялись апостол Павел и Сенека 210 . Не обошли стороной даже самого Христа, приписав ему авторство одного из посланий царю Абгару 211 . В свою очередь Понтий Пилат засвидетельствовал в письме Клавдию воскресение Христа 212 . Впрочем, в этом нет ничего удивительного для эпохи, культивировавшей чудеса, когда множились «небесные послания» 213 . Насмешник Лукиан сочинил одно такое послание, дабы высмеять легковерие своих современников 214 . Переписка позволяла Римской церкви информировать других и самой получать информацию, а также исполнять, начиная с 97 года, роль третейского судьи. Прибытие в Рим Петра придало должности епископа Римского авторитет, о котором свидетельствует послание Климента, направленное «церкви Божией, обосновавшейся в Коринфе» 215 . Узнав о затруднениях, испытываемых коринфской общиной, он направил к ней трех представителей, доставивших послание, в коем выразил свое мнение – тактично, но твердо, как человек, привыкший, чтобы ему повиновались. Спустя почти век Дионисий Коринфский писал, что это послание до сих пор читают в церквах во время воскресного богослужения 216 . Солидарность между различными церквами проявилась, в частности, в периоды кризисов. Так, в эпоху монтанизма активная переписка связывала Рим с церквами Азии и Галлии 217 . То же самое было и во времена папы Виктора, когда разгорелся спор о дне празднования Пасхи 218 . Дионисий Коринфский составил целую подборку писем, которыми обменивались Рим и различные общины Греции, Крита и Малой Азии, обеспокоенные непримиримой позицией некоторых братьев 219 . Со II века епископы переписывались, консультировались друг с другом, сообщали друг другу о своем назначении, просили поддержки, информировали о конфликтах по вопросам вероучения или простого поддержания дисциплины 220 . Эта переписка позволяет приоткрыть завесу, скрывающую от нас период, о котором мы имеем весьма туманные представления. Еретики и гностики также прибегали к переписке для распространения своих учений 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Поскольку лат. епископ островов Фердинандо Медичи пытался подчинить себе греч. духовенство, в 1480 г. К-польский патриарх Максим III обратился к дожу Джованни Мочениго с просьбой прекратить религ. давление на греч. население принадлежащих Венеции островов. В результате власти республики распорядились прекратить нападки на греков. В свою очередь папы Лев X, Климент VII и Павел IV издали обращенные к латинским клирикам запреты притеснять греч. духовенство. Когда в 1550 г. Коринфский митрополит назначил закинфца Пахомия Макриса епископом Кефалинии и Закинфа, недовольные кефалинийские клирики добились от властей утверждения прежней системы избрания архиереев. Впосл. греч. предстоятель жил на Кефалинии, а латинский - на Закинфе. На Закинфе время от времени появлялись греч. хорепископы, осуществлявшие рукоположения и занимавшиеся адм. делами. Таким хорепископом был Иоанникий Маркопул, к-рый действовал на Закинфе с разрешения венецианских властей, но был обвинен перед ними собственным предстоятелем Пахомием Макрисом во вмешательстве в управление духовенством. В итоге функции хореп. Иоанникия были ограничены участием в богослужении. В 1578 г. право назначения закинфского протоиерея было передано большому совету острова, избиравшему того на 5 лет тайным голосованием. Протоиерей по разрешению дожа имел право в дни праздников Рождества Христова, Пасхи и ап. Марка (покровителя Венеции) помиловать 3 заключенных или сосланных. Приходским храмом протоиерея сначала была ц. Богородицы Лоретанской в верхней части г. Закинтос, позже - храм свт. Николая Чудотворца «тон Ксенон» - в нижней. В 1579 г. хорепископом Закинфа стал занимавший до этого престол Эгины свт. Дионисий Закинфский. Когда еп. Кефалинии Никодим I Метаксас обвинил его перед венецианскими властями в превышении полномочий, Дионисий был вынужден отречься от хорепископства (1581). В 1628 г. закинфец Парфений Доксарас был избран еп. Кефалинии и Закинфа; усилиями кефалинийца Никодима II Метаксаса епархия перестала подчиняться Коринфскому митрополиту, получив статус архиепископии.

http://pravenc.ru/text/182503.html

7. Говорят, что именно его Евангелие обычно имеет в виду Павел, когда пишет о некоем своем Евангелии: «по Евангелию моему». 8. Из остальных спутников Павла Крискент, по собственному свидетельству апостола, был отправлен в Галлию, а Лин, который во Втором послании к Тимофею упомянут как находящийся вместе с Павлом в Риме, первым после Петра получил епископство в Римской Церкви (об этом сообщалось выше). 9. Климент, собрат и сподвижник Павла, по его свидетельству, был третьим Римским епископом. 10. Лука сообщил также в Деяниях, что член Ареопага, Дионисий именем, который первым уверовал после речи Павла к афинянам в Ареопаге, был первым епископом Афинской Церкви. Какой-то другой Дионисий, из старших, был пастырем Коринфского прихода. 11. Продвигаясь дальше, мы расскажем своевременно о последовательной смене апостольских преемников. Теперь же перейдем к следующим событиям. Глава 5 1. После Неронова тринадцатилетнего правления прошло полтора года, пока события зависели от Гальбы и Отона, и Веспасиан, прославившийся в Иудейской войне, был в самой Иудее объявлен царем, ибо войско, там находившееся, провозгласило его императором. Он немедленно отправился в Рим, а войну поручил своему сыну Титу. 2. После же Вознесения Спасителя нашего иудеи, осмелившиеся восстать на Него, стали всячески усердствовать в злоумышлениях против Его апостолов: сначала побили камнями Стефана, потом обезглавили Иакова, сына Зеведеева, брата Иоаннова, и, наконец, как мы уже рассказывали, умертвили Иакова, который первым по Вознесении Спасителя нашего был избран на епископское седалище в Иерусалиме. Так как тысячами способов покушались они на жизнь и остальных апостолов, то апостолы, изгоняемые из Иудейской земли, отправились с помощью Христовой на проповедь всем народам, ибо Он сказал им: «Идите, научите все народы во имя Мое». 3. Более того, люди, принадлежавшие к Иерусалимской Церкви, повинуясь откровению, данному перед войной почтенным тамошним мужам, покинули Иерусалим и поселились в Перее, в городе Пелле; уверовавшие в Христа выселились из Иерусалима; вообще все святые оставили столицу Иудеи и всю Иудейскую землю. Божий суд постиг, наконец, иудеев, ибо велико было их беззаконие пред Христом и Его апостолами; стерт был с лица земли род этих нечестивцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Они усвояли это учение Аполлинарию и в тоже время возбуждали вопрос об отношении Божества к человечеству во Христе. При этих обстоятельствах Аполлинарий и взял на себя задачу отклонить от себя обвинение, выяснить свое учение и примирить спорящие партии. Эту задачу он и выполняет в письме к Дионисию. Кто был этот Дионисий? В полемической противо-монофизитской литературе это послание было известно просто под именем Дионисия, – без обозначения того, кто разумеется под этим именем 978 . Позднее возникли догадки о личности, упомянутой в надписании послания. Амвросианский кодекс помещает этого Дионисия в Египте и называет его епископом Александрии 979 . Автор „De sectis» знал это послание под именем послания к Дионисию, еп. коринфскому 980 ; наконец, в истории александрийских патриархов Иоанна, патриарха антиохийского, жившего в средине Х-го века, помещена цитата из этого послания под заголовком „из письма к Дионисию, еп. кипрскому» 981 . Но ни одно из этих указаний не может считаться правильным. История ІV-ro века не знает епископа с именем Дионисия ни в Александрии, ни в Коринфе, ни в Кипре; к тому же и более ранние свидетельства об этом послании не обладают ясными сведениями о лице Дионисия. Геннадий в книгах о церковных писателях отмечает это послание под именем „письма к какому то Дионисию». Точно также и ученики Аполлинария, Валентин и Тимофей, ни слова не говорят о том, кто такой был этот Дионисий, письма Аполлинария к которому они цитируют в своей полемике 982 . Сравнительно более подробные сведения о надписании послания сообщает автор „Patrum doctrina de Verbi incarnatione». В его время послание начиналось словами: „Юлий, еп. римский – во Христе радоваться». Эти слова упомянутый автор признаёт делом ложнописцев и сообщает подлинную надпись его, которую он, без сомнения, заимствовал из указателя сочинений Аполлинария, составленного Тимофеем. Она читалась так: „господину моему, любезнейшему сослуживцу (συλλειτουργ) Дионисию Аполлинарий» 983 . Но и здесь нет ближайшего указания на личность Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

380 Св. Лука, повествуя о проповеди Павловой до Троады, говорит об Апостоле и его спутниках в третьем лице. Начиная же от Троады (XVI, 8 –10) уже говорит в первом лиц множественного числа и доказывает тем, что, начиная с Троады, стал неотлучным спутником Павла. 384 I к Фессал. III, 1, 2, 5, Павел говорит, что, по отшествии Тимофея, остался в Афинах один, из чего должно заключить, что Сила туда не приходил, а оставался в Верии. 386 Ученые старались доказать, что Дамарь была женой Дионисия. Оборот речи, употребленный св. Лукой, хотя отчасти, этого и не опровергает, но также нельзя, опираясь на слова его, с уверенностью поддерживать это мнение. Св. Дионисий, был первым епископом Афинским. Евсевий утверждает это, по свидетельству св. Дионисия Коринфского (Ц. И. III, 4). Некоторые из ученых приписывают св. Дионисию Ареопагиту многие творения, а именно: О Небесной Иерархии, об Иерархии церковной, об именах Божиих, о Мистическом Богословии; многие Послания и Литургию. Творений этих было несколько изданий и многие старались доказать их подлинность. По мнению нашему, усилия эти не увенчались успехом. Главный факт, в котором все соглашаются, тот, что о творениях этих, как о принадлежащих св. Дионисий, впервые упомянуто было только в шестом столетии (в 533 г.) при переговорах в Константинополе между православными и Евтихианами. Последние приводили в свою защиту эти творения, а православные отвергали их подлинность (См. Labbe Concil t. IV, р. 1766). Это чрезвычайно важно. Из самых творений видно, что автор послал их к св. Тимофею, ученику ап. Павла, епископу Ефесскому; кроме того, что он препоручил их своей церкви Афинской. Они должны бы были с самого начала, быть известными в Азии и в Греции; однако никто в продолжение пяти столетий о них не знал; а историки, как Евсевий Кессарийский, которые заботились о том, чтобы творения мужей Апостольских были известны, о них не упоминают. Доказательство это не только отрицательно, потому что творения эти были бы самыми замечательными из всех творений, написанных во времена апостольские. Не возможно, чтобы о них не упоминали или из них ничего не приводили если бы они действительно существовали с того времени. В пятом даже столетии, они не были известны и бл. Иероним не поместил даже св. Дионасия Ареопагита, в своем списке писателей первых веков. Молчание о столь важных творениях, и еще с именем человека, которому их приписывают, следовательно равносильно положительному отрицанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010