84 К сожалению, о барельефах Юрьевского Святославова собора должно сказать, что большая часть их закрыта позднейшими пристройками, а незакрытое остаётся неисследованным. 85 О воско-мастиковых иконах см. у Дюканжа в Gloss. Graecit. под словом K ηρχυτος, cfr под словом Κηρομστιχος. 86 Разумеем Афинский старый собор (которого собственное название Панагия Горгóпико), если только он не построен под влияниями западными. Совершенно несправедливо относимый некоторыми учёными к V Ι веку, он, несомненно, не старее IX-X века; но иные, не знаем, на каком основании, относят его к первой половине XIII века и усвояют его построение (из материала античного) латинскому князю Афин Оттону Де-Ларошу, который умер в 1259 году (Baedeker‘ob Указатель Афин). Отчасти весь он, преимущественно же западная сторона его украшена барельефами. Именно – непосредственно над входными (с запада) дверями в церковь три линии или полосы барельефов, из которых одна обходит его кругом, и потом сплошь украшен ими западный треугольный фронтон. (Западный фасад церкви у Ленуара в Architecture monastique, t. 1, p. 271, западный и восточный фасады у E . Bosca в Dictionnaire raisonné d’architecture под словом cathédrale; подробные снимки барельефов находятся у Couchaud’a, в Choix d’églises Byzantines en Grèce, Paris, 1842, но, к сожалению, мы этой книги не нашли в доступных нам библиотеках). [О приемлемости барельефов Греческой церковью см. в Пидалионе примечание 6 на введение к правилам 7 вселенского собора, Закинфское издание стр. 316 (Пидалион напоминает о барельефных иконках на священных сосудах, на божественных евангелиях и на других книгах).] 87 А решать дело по приёмам техническим, которые разумеются при этом сходстве, далеко не надёжно, ибо в такой сравнительно аляповатой работе, как наши барельефы, сходство может быть совершенно случайным. 88 См. у Гримма церкви в Мцхете, Кабене, Самватисе и Аллаверды, и у Тексье и П. Пуллана, Pl LXIV, Требизондскую св. Софию. 89 Наше название алтаря алтарём есть не греческое и заимствованное не от Греков, а латинское – altare (altar, altarium) и заимствованное от Западной церкви, именно, как должно думать, через посредство Моравов, у которых взяли богослужебные славянские книги Болгары, передавшие их потом нам. На Западе altare, взятое из языческого богослужебного языка, на котором оно значило жертвенник, значит собственно престол или св. трапезу (а наш алтарь там – presbyterium,– место стояния священников). У Греков алтарь называется βμα, от βα νω – восхожу, чтó значит возвышенное место (описательно – θυσιαστ ριον, ερατεον, δυτον).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

7 декабря 1947 г. Патриарх Алексий в разъяснительном письме Александрийскому Патриарху Христофору II по поводу его приглашения на Всеправославное совещание отмечал: «…Вы желаете уверить нас, что греческие церкви неповинны в том, что греческая печать пишет против русской Церкви. И нам хотелось бы, чтобы это было так и на самом деле. Но разве мы можем закрыть глаза на статью в официальном органе Элладской Церкви и притом принадлежащую перу митрополита Закинфского Хризостома, где заявляется, что славянские церкви являются столь же опасными врагами церквей греческих, как и папизм, и что ни одна православная церковь не должна сотрудничать с Московским Патриархатом… («Екклесиа» 29-31 от 1.VIII.1947). И, насколько знаем, ни один греческий иерарх не нашел мужества возразить против такого странного утверждения в защиту единства греко-славянского православного мира, против которого ополчается лукавство инославных». В конце концов, Владыка Дамаскин все же послал делегацию Элладской Церкви во главе с митрополитом Кавалским Хризостомом на состоявшиеся в июле 1948 г. в Москве торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, но участия в работе Всеправославного совещания она не приняла. В этот же период архиепископ Дамаскин неоднократно делал антикоммунистические заявления. Так, в Пасхальном послании к своей пастве от 2 мая 1948 г. он писал: «Мы боремся против тех, кто попирает наши самые святые традиции и поклоняется иностранцам». А в феврале 1949 г. публично присоединился к протестам против приговора к пожизненному осуждению примаса Венгрии кардинала Йожефа Миндсенти, заявив: «Греки… не удивлены этим приговором, поскольку им давно известно, что представляет из себя идеология коммунистов, которые творят в Греции чудовищные преступления, убивая женщин, распиная на крестах сотни священников и оскверняя церкви. Факт осуждения главы венгерской церкви ужасен, но он имеет свою положительную сторону: он дает христианскому миру повод усилить свое стремление защищать святые дела и приблизиться к Богу, так как только в нем мы можем найти основу для свободы, подлинной радости и человеческого достоинства».

http://bogoslov.ru/article/1089182

Весьма примечательно, что митрополит Закинфский Хризостом (Димитриу) не только примыкал к группировке оппозиционных иерархов, но был и личным другом митрополита Димитриадского Германа 245 . В пользу предположения об использовании старостильнической проблематики для подрыва авторитета и, возможно, смещения Предстоятеля Элладской Православной Церкви свидетельствует интервью митрополита Германа от 29 мая 1935 года, данное газете «νεξρτητος». Здесь скандальный митрополит заявил о том, что его позицию в отношении необходимости возврата к старому стилю поддерживают около 25 архиереев 246 . В контексте вышеизложенных фактов обретает определённую логику послание митрополитов Германа Димитриадского, Хризостома Флоринского и Хризостома Закинфского к Священному Синоду Элладской Православной Церкви, опубликованное ими в день уклонения в раскол, в котором высказывалась надежда, на то, что их поступок вернёт Церковь к юлианскому календарю 247 . Вполне очевидно, что дискредитация календарной реформы должна была продемонстрировать несостоятельность церковной политики архиепископа Афинского Хризостома (Пападопулоса). Таким образом, заслуживает особого внимания предположение того, что уход в раскол трёх иерархов был провокацией, необходимой для осуществления заговора архиереев против своего Первоиерарха. Однако неудача данного предприятия была во многом обусловлена активным противостоянием расколу со стороны правительства, всегда оказывавшего огромное доверие и поддержку архиепископу Афинскому Хризостому. IV.2. Первые старостильнические несогласия и разделения (1937–1943) В июне 1937 года синод церкви ИПХ Греции был охвачен серьёзным внутренним кризисом, вызванным разногласием его иерархов по вопросу признания благодатности Элладской Православной Церкви. Митрополиты Герман Димитриадский и Хризостом Флоринский утверждали, что Элладская Православная Церковь лишь «потенциально раскольническая, но не действительно» («ν δυνμει σχισματικς ουχ μως ν νεργεα») до тех пор, пока она не будет осуждена Вселенским Собором 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был во второй половине V века Пётр Гугнивый (т. е. косноязычный заика, Πτρος Μογγς), патриарх Александрийский, державшийся ереси монофизитской, но не бывало папы Петра Гугнивого. Откуда взялся он у греческих полемистов, у которых берёт его составитель нашего поучения, это до сих пор составляет вопрос (остроумные соображения об этом см. в Критических опытах г. Павлова стр. 23 fin. – О греческих источниках всего нашего поучения см. у него же – Павлова стр. 8 sqq. В переводе исповедания веры Михаила Синкелла, составляющего первую часть поучения, загадочную особенность составляет то, что греческое μοοσιος переводится: подобосущен). [В Пидалионе, в примечании к 96 правилу 6 вселенского собора, в котором ведётся речь о брадобритии латинского духовенства, Закинфское издание стр. 307 col. 2 sub fin., читаем: «Мелетий исповедник ( ποθεσ. ζ. περ ζμ.) говорит, что некий папа Пётр, ради его злодеяний, был схвачен королём (не сказано каким) и что ему для бесчестия (для посрамления) была обрита половина бороды». Этот Мелетий исповедник был монах Гал(л)исийский (из одного монастыря с патриархом Константинопольским Иосифом 1, который отказался от престола в 1274г.) и жил в правление императора Михаила Палеолога († 1282г., т. е. одновременно с Иосифом) и называется он исповедником потому, что император, за его противодействие унии с латинянами, урезал ему язык (о нём архимандрита А. Димитракопула ρθ δοξος λλς, стр. 60 начало; Никодим упоминает о нём в Синаксаристе под 19 января, но отсылает читать жизнь его к Νо ν κλ γιον, а этой последней книги у нас нет под руками). Кое-что из написанного Мелетием против латинян, по свидетельству Димитракопула – ibidd., напечатано в книге αντισμο Στηλτευσις (о которой см. греческую библиографию Врето – Νεοελληνικ Φιλολογα, I, но и этой книги мы не имеем под руками. В рукописи сочинения Мелетия есть в Афонской лавре св. Афанасия, см. Саты Μεσαιων. Βιβλιοθ. I, 274. Зная из речей Мелетиевых о папе Петре только немногое, приведённое выше, мы ничего не можем сказать о них. Но нам весьма подозревается, что первый, у которого должно искать папу Петра, есть Николай Идрунтский (Идрунт – Отранто в южной Италии), который жил в конце XII – начале XIII века и который между прочим написал: Περ το μ ξυρ σθαι τ γνειον (о нём и о не изданных его сочинениях у Димитракопула ibid. стр. 34).]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Епископы Элладской Церкви спорят об архиерейском «пенсионном» возрасте 23.08.2011 Желание митрополита Закинфского Хризостома ( Элладская Православная Церковь ) уйти в отставку в связи со своим возрастом стало своего рода сигналом для многих епископов. Некоторые из молодых архиереев заявили, что последуют примеру Закинфского архипастыря и также будут уходить в отставку по достижении 72 лет. 48-летний Митрополит Кифисский Кирилл (Мисиакулис) , который был избран на кафедру чуть больше года назад, заявил, что он оставит кафедру в этом возрасте. По его словам, священные каноны предоставляют возможность епископу до конца жизни исполнять свои обязанности, однако это не всегда возможно, поскольку не всякий пожилой священнослужитель может совершать богослужения в этом возрасте и достойно управлять епархией. 52-летний епископ Касторский Серафим (Папакостас) сказал, что он будет занимать кафедру, пока сможет служить, а в противном случае уйдет в отставку, чтобы кто-нибудь занял его место. 63-летний митрополит Идрийский Ефрем (Стенакис) считает, что если епископ не имеет физических и духовных сил, то он должен уйти с кафедры с достоинством. Но устанавливать конкретный возраст для отставки должен Архиерейский Собор Элладской Церкви, сказал митрополит Ефрем. В то же время 81-летний епископ Янинский Феоклит (Сетакис) отверг идею ограничения возраста архипастыря, а епископ Маронии Дамаскин (Румелиотис) (92 года) заметил, что епископ образно женат на Церкви, поэтому он может уйти в отставку только по своему усмотрению, если для этого есть причины. Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.08.2011 20:10:34

http://drevo-info.ru/news/11302.html

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с делегацией Элладской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с делегацией Элладской Православной Церкви 26 сентября в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял митрополита Закинфского Хризостома (Элладская Православная Церковь) и сопровождавших его лиц: монаха Максима (Святая Гора Афон) и г-на Манолиса Васармидиса сообщает Патриархия.ru. Фото Патриархия.Ru / 26 сентября в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял митрополита Закинфского Хризостома (Элладская Православная Церковь) и сопровождавших его лиц: монаха Максима (Святая Гора Афон) и г-на Манолиса Васармидиса. Во встрече также приняли участие Леонид Леонидович Ежов, генеральный директор общества «Русский Афон», и Сергей Николаевич Говорун, сотрудник ОВЦС МП. Представители Элладской Православной Церкви преподнесли в дар Святейшему Патриарху образ святого великомученика и целителя Пантелеимона, написанный мастерами из Центра византийской иконописи в Афинах. Вручая икону Его святейшеству, митрополит Хризостом отметил, что подобный образ, написанный теми же иконописцами, недавно был подарен Президенту России В.В.Путину в ходе его визита на Святую Гору Афон. В ходе состоявшейся беседы обсуждались вопросы развития отношений между Русской и Элладской Православными Церквями и братскими русским и греческим народами. В частности, речь шла о расширении сотрудничества между иконописцами России и Греции. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

1246 Человек, уже давший обет отречения от мира и подвижничества, при пострижении в великий образ снова спрашивается: отрицаешися от мира и яже в мире, по заповеди Господа.... Пребудеши в монастыре и в подвизании до последнего издыхания, и пр. 1247 Вальсамон в толковании 2 правила в Храме Софии: μικρν σχμα αβν κενου το τελεου λγεται, у Ралли и Потли II, 710 начало, Симеон Солунский Contra haereses cap. 20,– у Миня в Патрологии t. 155, р. 104. 1249 В Патрологии Миня t. 99, р. 1820 n. 12: ο δοης περ λγουσι μικρν σχμα, πειτα ς μγα· ν γρ τ σχμα, σπερ κα τ βπτισμα, καθ ς ο γιοι πατρες χρ σοντο. То же в наставлении ученику Николаю, ibid. p. 941. [Cfr Пидалион, примечание к 42 правилу 6 вселенского собора, Закинфское издание стр. 259.] 1250 Рукопись листы 224, 232 и оборот, 265 оборот, 266 оборот, 273 оборот. В Уставе нет прямых речей о двух образах, но непрямые упоминания о них, предполагающие разделение, многократны. 1252 ασοφρος, т. е. φορν μφια σα – носящий монашеские одежды (подразумевается мирянин – λακς ασοφρος). 1253 См. трактат Вальсамона Περ τν ασοφρων у Ралли и П. ΙV, 497 sqq. и его же в толковании на 5 правило Двукратного собора, ibid. II, 665 sqq. Все или не все монашеские одежды были надеваемы на рясофоров, Вальсамон прямо этого не говорит, выражаясь неопределённо – μφια μοναχικ, σα μφια. Из нашего Феодосия Печерского видим (сейчас ниже), что всё, за исключением мантии (т. е. как теперь). Образов одевания рясофоров в монашеские одежды по Вальсамону было два: один в присутствии всей братии руками игумена с переменой имени и с пением Трисвятого (нынешний чин); другой без всего этого, вероятно – просто с частного благословения или дозволения игумена (у Ралли и П. II, 665 и 666 и IV, 501. По уставу императрицы Ирины, о котором ниже, монахини рясофорные надевают τ μτιον, как называет императрица хитон или рясу, κα τν μανδαν, гл. 30). 1256 K υρως π καρσις το μεγλου κα γγελικο σχ ματος περιβολ στι, τ γρ μικρν σχ μα αβν κενου το τελεου λγεται, Вальсамон в толковании на 2 правило собора в храме Софии, у Ралли и П. II, 710 начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Власти Греции планируют ввести пенсионный возраст для митрополитов Элладской Православной Церкви 20.09.2010 Греческие СМИ активно комментируют намерение правительства ввести пенсионный возраст для митрополитов Элладской Православной Церкви , которые в этой стране имеют статус государственных служащих. Эта законодательная инициатива еще не провозглашена официально, поэтому и официальной реакции Церкви пока не было, но клир также живо обсуждает эту перспективу. «Правительство дало понять, что намеревается ввести предельный возраст для митрополитов и отправлять высших иерархов на пенсию. Параллельно идет суровое ограничение зарплат и пенсий в государственном секторе», заявил один митрополит, имя которого не называется, агентству «Ромфеа». Среди тех, кого власти, скорее всего, пожелают отправить на пенсию, - один из самых авторитетных иерархов митрополит Каристиийский Серафим, зам. председателя Архиерейского собора (это один из ключевых постов в структуре ЭПЦ). По сведениям газеты «Неа» («Новости»), на предстоятеля Элладской Церкви архиепископа Иеронима оказывают давление, чтобы заставить его принять решение об отправке престарелых иерархов на пенсию. Пожизненный сан в наши дни - анахронизм, считают власти. Пенсионный возраст, вероятнее всего, будет установлен в 80 лет. Из 82 высших иерархов 12 старше этого рубежа. Скорее всего, эта идея вызовет бурную полемику в Церкви: сторонники митрополита Закинфского Хризостома предлагают установить даже более низкий пенсионный возраст, а один из ведущих нынешних богословов митрополит Навпактский Иерофей (Влахос), напротив, утверждает, что с точки зрения богословской и канонической подобное решение невозможно. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.09.2010 20:42:59

http://drevo-info.ru/news/9225.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Греческие архиереи прервали заседание Синода из-за угрозы взрыва 06.03.2006 Анонимный телефонный звонок о якобы заложенной бомбе заставил членов Синода Элладской Церкви прервать свое заседание в конце прошлой недели. Телефонный террорист вызвал немалый испуг участников заседания, которые были незамедлительно эвакуированы из здания, однако поиски полицейских ни к чему не привели, сообщила греческая газета " Катимерини " . Впрочем, отмечает издание, председатель Синода архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул проявил самообладание и отнесся к происшествию с юмором, предположив, что кому-то, возможно, надоело трудиться и захотелось пораньше отправиться на выходные. Заседания Синода продолжались уже несколько дней, и на них были приняты важные кадровые решения. В частности, на почетную кафедру Пирейской митрополии, охватывающей часть афинских приходов и монастырей, избран епископ Христианупольский Серафим (Метзелопулос) , бывший главный секретарь Синода. Пирейский митрополит Калинник , духовник архиепископа Христодула и влиятельный член греческой иерархии, ранее объявил об уходе на покой без объяснения причин своего решения. Между тем сайт ERT.gr сообщает, что в ходе заседания Синода в монастыре Петраки на прошлой неделе все архиереи получили письмо митрополита Закинфского Хризостома , в котором этот иерарх, традиционно занимающий позицию, близкую Константинопольскому патриарху Варфоломею и критическую по отношению к предстоятелю Элладской церкви, обвинил последнего в " тоталитарном поведении " и стремлении к установлению полного контроля над архиереями. Интерфакс Редакция текста от: 18.10.2014 18:36:38

http://drevo-info.ru/news/236.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялось очередное заседание Синода Элладской Православной церкви 09.03.2006 Очередное заседание Священного Синода Элладской Православной церкви состоялось на прошлой неделе в монастыре Петраки. На нем были приняты важные кадровые решения, сообщает " Интерфакс-Религия " . В частности, на почетную кафедру Пирейской митрополии, охватывающей часть афинских приходов и монастырей, избран епископ Христианупольский Серафим (Метзелопулос) , бывший главный секретарь Синода. Пирейский митрополит Калинник, духовник архиепископа Христодула и влиятельный член греческой иерархии, ранее объявил об уходе на покой без объяснения причин своего решения. Между тем, все архиереи, участвовавшие в сессии, получили письмо митрополита Закинфского Хризостома, в котором этот иерарх, занимающий позицию, близкую Константинопольскому Патриарху Варфоломею и критическую по отношению к Предстоятелю Элладской церкви, обвинил последнего в " тоталитарном поведении " и стремлении к установлению полного контроля над архиереями. Заседание Синода, проходившее в последний день, было прервано по причине анонимного телефонного сообщения о якобы заложенной бомбе. Участников собрания эвакуировали из здания, однако поиски полицейских ни к чему не привели. Впрочем, как отмечает греческая газета " Катимерини " , председатель Синода архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул проявил самообладание и отнесся к происшествию с юмором, предположив, что кому-то, возможно, надоело трудиться и захотелось пораньше отправиться на выходные. Русская линия Редакция текста от: 18.10.2014 18:35:41

http://drevo-info.ru/news/290.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010