Календарь Материалы 21 января 2003 г. [Интернет-журнал/Культура] Елена Лебедева Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом опального митрополита под строжайшей охраной отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова - главный опричник задушил его подушкой. [Поместные Православные Церкви/Иерусалимская/История/Выдающиеся личности] За патриархом Тимофеем навсегда закрепилась слава искусного и способного первоиерарха, неутомимого борца Святого Гроба и мудрого клирика. Патриарх Тимофей оставил после себя 37 научных трудов, посвященных основным образом истории и археологии Святых Мест, 187 статей и 59 критических аннотаций. [Поместные Православные Церкви/Иерусалимская/История/Выдающиеся личности] Многолетнее патриаршее служение Дамиана было отмечено многочисленными как внешними, так и внутренними противостояниями и трудностями, причиной которых явились частые разногласия первоиерарха с Синодом, Братством Святого Гроба Господня и коренным населением Палестины, нестихаемые притязания инославных на Святые Места, а также Первая мировая война, вызвавшая экономический кризис в Патриархате. Во всех этих трудностях Дамиан проявил выдержку, твердость характера и необыкновенную находчивость, и ему удалость удержаться на патриаршем престоле до конца своих дней. [Поместные Православные Церкви/Иерусалимская/История/Выдающиеся личности] Патриарх Венедикт был весьма образованным человеком. Помимо родного греческого языка он свободно владел французским, английским и арабским языками. За свои заслуги Венедикт был награжден самим императором Георгием орденом Великого Креста, Высочайшими орденами Короля Иордании Хусейна I: орденом Каукаба первой степени и орденом Нахда первой степени, наградами Ливанского государства, Орденами Святого Дионисия Закинфского и Святого Георгия и многими другими наградами. Новости 21 января 2003 г.

http://pravoslavie.ru/archive/030121

– В то утро мы знали лишь о том, что произошел теракт и все рейсы отменены, – вспоминает отец Пантелеимон. – Мы взяли машину и направились в Нью-Йорк. На ночь остановились в штате Коннектикут, а на следующее утро президент Джордж Буш попросил глав конфессий поехать вместе с ним на Граунд Зиро. Рано утром за архиепископом прислали полицейскую машину, на которой он и приехал в Нью-Йорк: въезд любому другому транспорту в центральные районы города был закрыт. Сам я впервые увидел место трагедии спустя 11 дней после теракта. Мы с архиепископом Димитрием приехали, чтобы отслужить панихиду по погибшим и посмотреть, как продвигается разбор завалов на том места, где находился наш храм. Прилегающие к месту бывшего Всемирного торгового центра районы напоминали военную зону: нужно было проехать через несколько полицейских кордонов, где машину тщательно проверяли… Помню два огромных, продолжавших гореть скелета зданий ВТЦ. Сотни операторов. Никогда не забуду запах: горели тела… Это был ужасный запах. И привкус во рту… В воздухе летали частицы горящих останков, и волей-неволей приходилось эту смесь вдыхать. Трехэтажная Никольская церковь весом падающего здания была смята и как бы «ушла» под землю, образовав воронку. Мы отслужили панихиду по погибшим православным. Архиепископ Димитрий прежде всего был обеспокоен судьбой мощей, которые передал церкви последний Российский император Николай II : святителей Николая Мирликийского и Саввы Освященного, великомученицы Екатерины. Человек, отвечавший за разборку территории на месте храма, оказался греком. Архиепископ попросил его разбирать как можно аккуратнее, и он заверил владыку, что экскаваторы туда не пускают: всё разбирают и очищают только вручную и при помощи миниатюрных инструментов. На месте завалов работали и военные. Они подходили к архиепископу Димитрию и просили благословения. Вскоре после нашего посещения Граунд Зиро в архиепископию стали поступать звонки о найденных на месте храма предметах. Из-под завалов извлекли книги на греческом языке, одна из них – Библия с обгоревшими страницами; небольшой колокол, подсвечники… Нашлись иконы: Божией Матери «Живоносный Источник» и святителя Дионисия Закинфского.

http://pravoslavie.ru/63985.html

М., 2006. Е. В. Жукова Иконография Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Гравюра. 1843 г. Гравер В. Храмцев (ЦАК МДА) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Гравюра. 1843 г. Гравер В. Храмцев (ЦАК МДА) Сохранились неск. живописных и графических портретов Н., большинство из к-рых имеют надпись с его именем. Все они относятся к последним годам жизни иерарха (т. е. запечатлели его достоверный внешний облик) или выполнены после его смерти. Наиболее раннее известное живописное произведение датируется по стилистическим признакам кон. XVIII в. (после 1797, когда Н. был награжден орденом св. Анны 1-й степени, хранится в ЦАК МДА). Н. представлен по пояс, вполоборота вправо, в темной рясе и архиерейской мантии, голова покрыта клобуком, на груди панагия в драгоценной оправе, звезда и орденский знак св. Анны. У владыки правильные аристократические черты лица, указывающие на его греч. происхождение, бледная кожа с легким румянцем на щеках, сравнительно короткая округлая темная борода с небольшой проседью; правой рукой Н. именословно благословляет, в левой держит высокий архиерейский жезл с белым сулоком. Справа вверху на темном фоне изображен герб (вероятно, родовой герб Феотокиев); возле верхнего края надпись: «Преωсщеннйшïй Нïкифωръ [Θеотокïй], архïеп(с)къ Астраханскïй и Стаνропольскïй». К тому же типу изображения принадлежит другой живописный портрет Н., представляющий его более моложавым (Митрополичий дворец, Керкира; см.: Βυζαντιν και μεταβυζαντιν τχνη στιν Κρκυρα: Μνημεα, εικνες, καιμλια, πολιτισμς. Κρκυρα, 1994; Архиепископ Никифор Феотокис. 2006. С. 42). Оплечный вариант этого портрета находится на амвоне в интерьере ц. св. Иоанна Предтечи, св. Параскевы и свт. Дионисия Закинфского (см.: Коккинопулос. 2011. С. 17, Возможно, Н. запечатлен также на близком по иконографии портрете неизвестного епископа сер. XIX в. (НКПИКЗ; по др. версии, изображен архиеп. Полтавский Гедеон (Вишневский), также удостоенный ордена св. Анны). Др. поясной вариант изображения Н. известен на живописном портрете сер.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Проводя строгую, хотя и невидимую миру монашескую жизнь, он тем не менее напряженно внимал пульсу окружающей жизни и в этом смысле отнюдь не был «неотмирным». Беспредельно нищелюбивый и милостивый, Пентаполец, сверх того, использовал любую возможность послужить спасению ближних – и с церковного амвона (как крупнейший проповедник нашего времени), и с преподавательской кафедры, и за исповедальным аналоем, и за письменным столом (как автор множества сочинений), и во всех контактах с внешним миром, и, конечно, живым своим примером. Он от всего сердца прощал всех своих обидчиков, гонителей и клеветников, а приключавшиеся по их вине невзгоды переносил мужественно и терпеливо, по слову апостола: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбъ, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасностъ, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим. 8:35,37 ). Кроме Бога и людей Его, святитель горячо любил природу, особенно цветы, в которых видел отблеск премирной красоты. Он глубоко болел душой о разделениях в христианском мире и пытался, сколько мог, помочь примирению и соединению всех христиан. Коротко говоря, Нектарий Пентапольский – это человек, который смиренно принес себя в «жертву благоприятную» Триединому Богу, от всего сердца послужил Ему и людям, за что и сподобился преестественных видений и откровений (которые были предметом искушения для равнодушных и немощных в вере). Так, Господь удостоил его при жизни беседы со святыми Пантелеимоном, Миной и Дионисием Закинфским. Монах-святогорец Авимелех, в частности, пишет: «Однажды, когда приснопамятный [Нектарий], желая расширить церковь , не знал, как быть с проектом, одна сестра увидела некоего юношу в образе святого Пантелеимона. Сидя за столом, он чертил, указывая Высокопреосвященному, как увеличить храм, так что получился развернутый план. [Высокопреосвященный] одобрил чертеж, признав, что это от Бога, и позже на его основании расширил церковь ». Старец Иероним Симонопетрит вспоминает, как святой Нектарий поведал ему: «Вчера я видел святого Дионисия Закинфского, и он сказал: “Я пас Эгину, а ты ее прославишь”. В другой раз святитель Нектарий признался, что “видел ночью адские мучения и рай. Что за красота в раю!.. А я [уготован] для ада... Но уповаю на милосердие Божие”».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

«Храма же я не видел…» (Откр. 21: 22) Крошечный греческий храм во имя святителя Николая всегда находился в тени огромной башни Всемирного торгового центра. Мир молитвы в тени финансовой громадины. Его белоснежные стены, крыша уголком контрастировали с внешним лоском известных нью-йоркских небоскребов. Но когда они обрушились, то увлекли за собой и этот островок мира горнего. Так погиб маленький храм большого города. Как это было «В 9 часов утра я был в своем церковном доме при храме, – рассказывает священник сербского кафедрального собора святого Саввы Сербского Дьокан Майсторович. – Наш храм находится в двух милях от Всемирного торгового центра, и я слышал, как очень низко, с грохотом, пролетел самолет. Вскоре я увидел информацию о теракте в Интернете; по телевидению показали, как рухнули башни-близнецы. Это было ужасно!.. 11 сентября по православному календарю – день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. В 10 часов началось богослужение, и за литургией мы стали молиться о погибших и о здравии пострадавших, кто в те часы так нуждался в церковной молитве, в физическом укреплении и моральной поддержке». Тогда еще не было известно, что южная башня ВТЦ, в которую в 9:03 утра на скорости около 959 км/час врезался самолет рейса 175, падая, в буквальном смысле раздавила греческий православный храм. Утром в Никольском храме работал 50-летний Василий Таразанос. Он сразу выбежал из церкви и увидел, как из окон небоскребов прыгают люди и, бездыханные, падают к подножию храма. Позже к храму хотел подойти его настоятель отец Иоанн Ромас, но полиция его остановила. И только на следующий день ему разрешили пройти, чтобы поискать возможно уцелевшие церковные святыни. «То, что я увидел, на всю жизнь разбило мое сердце, – говорит отец Иоанн. – Одно дело – видеть все это по телевизору, другое – лично быть на том месте, где служил 17 лет и где сейчас пусто и храма нет… “Святой Николай” был буквально погребен под обрушившимися грудами бетона и стальными конструкциями небоскребов». Отец Иоанн рассказал, что ему чудом удалось найти две иконы: Божией Матери «Живоносный Источник» и святителя Дионисия Закинфского, а также бархатный, ручной вышивки, переплет Евангелия, небольшой колокол и восковые свечи, спаянные в узел.

http://pravmir.ru/xrama-zhe-ya-ne-videl-...

«Храма же я не видел…» Церковь святого Николая Чудотворца в Нью-Йорке, разрушенная 11.09.01 Крошечный греческий храм во имя святителя Николая всегда находился в тени огромной башни Всемирного торгового центра. Мир молитвы в тени финансовой громадины. Когда они обрушились, то увлекли за собой и этот островок мира горнего. 12 сентября, 2012 Крошечный греческий храм во имя святителя Николая всегда находился в тени огромной башни Всемирного торгового центра. Мир молитвы в тени финансовой громадины. Когда они обрушились, то увлекли за собой и этот островок мира горнего. Церковь Святого Николая (греч. ελληνορθδοξη εκκλησα του Αγου Νικολου) — храм Греческой православной архиепископии Константинопольского Патриархата на Либерти-стрит в Манхэттене, Нью-Йорк, находилась напротив Южной башни Всемирного торгового центра. Стала единственным зданием, не относящимся к ВТЦ, которое было уничтожено во время террористического акта 11 сентября 2001 г. Здание, занимавшее церковь, построено около 1832 года. В 1916 основана греческая община св. Николая, с 1922 года купившая здание и переоборудовавшая его в храм. Здание было дополнено крестом и навершием с колоколом, а также крестами на фасаде. Ширина здания была всего 7 м, глубина — 17 м, высота — 11 м. Когда в 1972 году были построены 110-этажные башни ВТЦ, церковь стала совершенно малозаметным зданием на их фоне и труднодоступным для верующих. Община составляла 70 семей, во главе её стоял священник Иоанн Ромас. В церкви имелись частицы мощей Николая Мирликийского, Екатерины Александрийской и Саввы Сербского, подаренные американским грекам Николаем II (церковь в этом здании появилась уже после гибели императора). Во время атаки 11 сентября в здании никого не было; маленькая церковь была полностью погребена под Южной башней ВТЦ. На развалинах удалось найти повреждённые иконы Дионисия Закинфского и Богоматери «Живоносный источник». Мощи утрачены. Община и священник перешли в греческий собор Константина и Елены в Бруклине. Часть площадки Граунд Зиро, где стояла церковь, в 2008 году продана за 20 миллионов долларов службе нью-йоркского порта. Планируется восстановить церковь на новом месте недалеко от прежнего и учредить при ней музей.

http://pravmir.ru/xrama-zhe-ya-ne-videl-...

В марте 1951 года, в первую седмицу Великого поста, Венедикт был рукоположен в епископа и сразу же назначен на Тивериадскую кафедру. 29 января 1957 года решением Священного Синода он избирается патриархом Иерусалимским. Интронизация была совершена 1 марта того же года. В этом новом качестве Венедикт принес еще большую пользу родной Церкви. Ему удалось разрядить царившую в Палестине вот уже много лет опасную атмосферу неопределенности и нестабильности относительно вопроса о привилегиях и прерогативах Иерусалимского Патриархата на Святых Местах. Патриарх добился даже издания Иорданским государством соответствующего закона (1 июля 1958 года), который подтверждал за Братством Святого Гроба Господня право владения Святыми Местами, принадлежащими православным греческим монахам, и охранялась их собственность. После юридического закрепления собственности патриарх Венедикт стал неустанно трудиться над организацией и благоустроением Палестинских святынь, организацией приходской жизни, духовных школ и недостающих в Палестине медицинских заведений и социальной помощи. Патриарх Венедикт был весьма образованным человеком. Помимо родного греческого языка он свободно владел французским, английским и арабским языками. За свои заслуги Венедикт был награжден самим императором Георгием орденом Великого Креста, Высочайшими орденами Короля Иордании Хусейна I: орденом Каукаба первой степени и орденом Нахда первой степени, наградами Ливанского государства, Орденами Святого Дионисия Закинфского и Святого Георгия и многими другими наградами. Существенную роль в жизни своей Церкви патриарх Венедикт усматривал в осуществлении всеправославного единения и продвижении экуменического христианского движения. Он укрепил авторитет своего Патриархата посредством разностороннего общения и частых поездок в такие страны как Греция, Соединенные Штаты и Англия, участием членов Священного Синода в ряде Всеправославных Конференций и праздновании тысячелетия Святой Афонской Горы на острове Родос, а также улаживанием неразрешенного на протяжении многих лет вопроса относительно реконструкции Гроба Господня и др.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Итак, до учености ли? До искусств ли изящных? Не процветают они там, где свирепствуют меч и огонь. Однако была в Афинах народная школа, основанная в 1648 году неким Епифанием, по прозванию Игуменосом; в 1778г. ее поддержал своими благотворениями афинянин Стефан Рутти. А учителями в ней были: Дионисий, бывший епископ преспонский в 1683г. Аргирос Вернардис, афинянин, 1687–1692гг. Тогда, по причине войны турок с венецианами преподавание наук из Афин перенесено было в Палеопатры. Никодим Ваватенис, иеродиакон.......1691–1694гг. Феофан Кавалларис, иеромонах.........1709–1712гг. Павел Каравиас с острова Ифаки.......1729–1734гг. Паисий Димарос с сего же острова....1738–1748гг. Виссарион Косма с острова Лимноса.............................1749г. Афанасий Пелопоннесец....................1753–1790гг. Самуил священнословеснейший........1790–1793гг. 240 Заговорился я об Афинах. Пора сказать несколько слов об острове и городе Закинфе. Май, 22, суббота. Сюда пароход прибыл сегодня вечером и останавливался недолго. Посему я не съезжал на берег и рассматривал остров и порт его с пароходной палубы. Порт хорош, но не безопасен. Он соединен с островом насыпью, на которой есть место для прогулки и стоит огромный бюст английского адмирала сир-Томаса Майтланда. Какое добро он сделал для закинфян, пока не знаю сего. Самый же город Занте красиво расположен у средины широкого и полукруглого залива и вдоль его. Над ним господствуют две горы. На одной высится старинный замок венецианской постройки, а другая называется Скопос; это – древний Елатос (по-нашему Ельник), воспетый Омиром и Виргилием и покрытый ныне не елями, а деревами масличными и апельсинными. В городе нет ничего особенно замечательного, кроме немалой исторированной церкви св.Дионисия Закинфского, почившего в 1624г., и кроме малого храма близ помянутого замка, в котором чествуется образ Богоматери Златотворной, – Παναγα Χρυσοποι, написанный на доске в восьмом веке. Мне очень хотелось видеть сей образ, но не удалось. Быть так! В Закинфе родился наилучший греческий поэт нашего века Саломос. Соотечественники его особенно любят музыку. Их народные песни напоминают неаполитанские баркароллы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но было нечто и другое между его божественными преимуществами, наиболее достойное, удивления всех, – отсутствие надмения в его поведении (нраве) и крайнее смирение. Усиленно старался он укрываться от окружавших его и оставлять ихв неизвестности относительно сокрытой в нем сверхъестественной благодати, конечно, для того, чтобы, получая хвалу от людей, не лишиться божественных наград. Но невозможно было укрыться под спудом тому, кого благодать как светильник светлый возвела на вершину добродетелей. Посему и после его блаженного в Господе успения божественная сила воочию всех явила божественное его обиталище и священные мощи совершившими и ежедневно совершающими бесчисленное множество поразительных чудес, о которых имеющий желание знать узнает точно, обратившись к содержащей их подробной записке, и (здесь) увидит их способными возбуждать необыкновенное изумление в тех, которые принимают с верою и благочестно Божественные знамения, ибо засвидетельствованы яснейшими подписями священных и церковных лиц й собственноручными удостоверениями знатных и высокопоставленных начальников. Но между тем как это так себя имеет, по сообщению сказанных донесений, скрывал себя преподобный, пока находился между живыми, и по возможности утаевал пребывавшие (в нем) благодатные дары, отвращаясь славы у людей. И умирает как человек и земле предается, будучи известен и знаем весьма малочисленным некоторым людям. Что же потом? Чудотворитт о нем вседействующая сила Господа, открывает сокрытое сокровище одному из благоговейных чтителей предметов божественных, я взводятся на свет священные его мощи, издавая сверхъестественное благовоние и источая врачебное и спасительное миро приходящим с благоговением и верою, Господу содействующую в славу и хвалу служителя Его и отца нашего Дионисия преблаженного. В благодарность за сие постоянно пребывающие на сих двух островах 626 обитатели архиепископии Кефалонийской и Закинфской, все без изъятия священные и миряне вместе с боголюбивейшим их архиепископом кир Тимофеем не сочли благопристойным и не признали справедливым прославленному от Бога столь великими в столь многими достославными впадениями и чудесами не воздавать и от благочестивого общества церкви подобающих ежегодных почестей и надлежащих празднеств не потому, чтобы нуждался преподобный в человеческих почестях, но дабы мы чрез почести (воздаваемые) ему могли привлекать (себе) милость от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  III.3. Начало крупномасштабных гонений на старостильников Несмотря на озабоченность по поводу старостильного движения, являвшегося дестабилизирующим фактором для нации и государства, греческое правительство долго не решалось на принятие радикальных мер по отношению к схизматикам. На активную борьбу со старокалендарным расколом государственную власть подтолкнуло чрезвычайное происшествие, произошедшее в 1927 г. Во время престольного праздника храма святых Константина и Елены в Пиреях, проходившего 21 мая 1927 г., к совершавшему торжественное богослужение архиепископу Афинскому Хризостому подбежал активист старостильного движения парикмахер К. Караяннидис и ножницами отрезал часть бороды Первоиерарха, поранив при этом его лицо 212 . На внеочередном собрании Постоянного Священного Синода 23 мая 1927 г., проходившем, под председательством митрополита Закинфского Дионисия, иерархи высказали соболезнование архиепископу Хризостому и просили правительство сурово наказать виновных в этом нападении, а также оградить Элладскую Церковь от подобных действий. В качестве мероприятий по снижению активности старостильнического движения Синод предлагал наложить запрет на выезд со Святой Горы монахов, которые настроены на старостильную пропаганду, ликвидировать отделения ГРОИПХ в Афинах и Фессалониках, а также не позволять носить монашескую одежду тем лицам, которые не живут в общежительном действующем монастыре 213 . Представители гражданской власти прислушались к голосу Церкви и по всей стране началась активная борьба с расколом путем применения административных мер. С Афона было изгнано девятнадцать человек, часть которых была заключена в монастырь на острове Лесбос, а часть начала свободно перемещаться по Греции, призывая к противлению Элладской Церкви. В деревне Мандра Элевсинская (в Аттике) 8/21 ноября 1927 г. произошел печальный инцидент. Пригласив в свою деревню старостильнического священника Христофора Псаллидаса, крестьяне заперлись в храме для совершения литургии. В это время церковь была окружена полицией имевшей намерение арестовать священнослужителя по окончании богослужения. В ответ на попытку народа воспрепятствовать этому, полицейские начали разгонять толпу ружейными прикладами. По разбегающимся людям было сделано несколько выстрелов. В результате проведенной операции две женщины оказались госпитализированы. Одна получила огнестрельное ранение, но вскоре оправилась. Другая женщина, по имени Екатерина Рутти, поступила в клинику с черепно-мозговой травмой и умерла спустя неделю. Впоследствии она была причислена старостильниками к лику святых мучениц 214 . Описанное происшествие не возлагает моральной ответственности на руководство Элладской Церкви и всецело ложится виной на местную полицию, не сумевшую справиться с ситуацией и допустившую со своей стороны грубые действия, повлекшие за собой человеческие жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010