В зависимости от политической ориентации и особенностей этнического самосознания униаты Галиции разделялись на русинов, помнивших о своих русских корнях, и украинцев. Польские власти разделяли своих русских подданных на несколько национальных групп: украинцев, русинов, «росийских» (с одним «с») и эмигрантов. Некоторые из русских числились поляками. В документах большинства белорусов, тех, кого не записали «росийскими» или поляками, в графе национальность делался прочерк, который следовало, очевидно, понимать так: пока национальности не имеет, но есть надежда, что впоследствии станет поляком.    На территории Польши находилось несколько православных епархий. Виленской епархией управлял епископ Елевферий (Богоявленский). Правда, он оказался на польской территории только 8 февраля 1922 г., когда Виленский округ вошел в состав Польши. На епископа Белостокского Владимира (Тихоницкого) возложено было Патриархом Тихоном окормление всей Гродненской епархии. Часть Волынской епархии, входившая в пределы Польского государства, находилась под управлением викарного епископа Кременецкого Дионисия (Валединского). Для окормления церквей Полесья Святейший Патриарх Тихон направил в Пинск епископа Пантелеимона (Рожновского), который по отцу был поляком. Назначенный на Варшавскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) не получил от польских властей разрешения на въезд в Польшу.    Польские власти стремились оторвать православные епархии на своей территории от Московской Патриархии. Свои попытки устроить в Польше независимую от Москвы православную юрисдикцию они начали с контактов с Белостокским епископом Владимиром (Тихоницким), видевшим путь к правильному устроению церковной организации в Польше в сохранении канонической зависимости от Патриархии и в созыве Всепольского Собора. И то и другое не соответствовало видам правительства Польши. Польским властям стало вполне ясно, что они не могут рассчитывать на епископа Владимира, после того как он — без согласования с ними, но исполняя поручение Святейшего Патриарха Тихона — рукоположил во епископа Бяло-Подляшского Сергия (Королева) с возложением на него временного управления Холмской епархией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Заявление Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] и митрополита Уральского и Покровского Тихона [Оболенского] о подлинности послания Святейшего Патриарха Тихона от 25 марта (7 апреля) 1925 г. (“Предсмертного завещания”) Послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] об отношении к обновленчеству Послание Блаженнейшего Григория 15 [Аль-Хаддада], Патриарха Антиохийского и всего Востока, по вопросу об отношении к «Живой Церкви» Завещание Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Крутицкого Петра [Полянского] на случай своей кончины Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] о передаче высшей церковной власти в Православной Русской Церкви, в случае невозможности Ему дальнейшего возглавления Церкви Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на имя управляющего Московской епархией, с уведомлением о вступлении его (митрополита) в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Наказ, выработанный организационной группой епископов учреждаемому Временному Высшему Церковному Совету (ВВЦС) Послание Временного Высшего Церковного Совета ко всем верным чадам Святой Православной Церкви Послание митрополита Варшавского «и всея Польши» Дионисия [Валединского] на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] с извещением о состоявшемся провозглашении «автокефалии» Православной Церкви в Польше (02.01.1926). 2/2. Справка административного отдела Народного комиссариата внутренних дел о разрешении деятельности вновь учреждённого Временного Высшего Церковного Совета (высшего церковного управления григорианских раскольников) Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), или «григорианского раскола» с сообщением о передаче высшей церковной власти Местоблюстителем митрополитом Петром [Полянским] автору сего письма Ответное письмо Председателя Временного Высшего Церковного Совета архиепископа Григория [Яцковского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] на его письмо от 1(14) января 1926 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После ухода на покой по болезни игум. Веры в нач. 1918 г. сестры, избравшие своей начальницей мон. Нину (Баташёву), решили вернуться в Вильну. Патриарх Московский и всея России св. Тихон помог им получить пропуски для проезда в Литву, в мае 1918 г. ок. 20 виленских сестер прибыли в Вильну и начали восстанавливать обитель на ул. Росса. Указом Литовской консистории 6 мая 1918 г. мон. Нина (Баташёва) была назначена управляющей мон-рем, 8 сент. 1921 г. архиеп. Литовским Елевферием (Богоявленским) возведена в сан игумении. В 1919 г., когда Виленский край был оккупирован польск. войсками, решением властей инокини были выселены из В. м. и размещены в больничном корпусе Виленской ДС, к-рый располагался на территории расформированного во время первой мировой войны виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Монахиням был передан Троицкий храм, богослужения в к-ром совершались насельниками Свято-Духова (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) мон-ря. В 1924 г. В. м. вошел в состав неканонически провозглашенной Польской автокефальной православной Церкви . Игум. Нину неоднократно командировали на Волынь в Святогорский Зимненский и Корецкий мон-ри для проведения ревизий и для временного управления этими мон-рями. По благословению Варшавского митр. Дионисия (Валединского) насельница В. м. мон. Евгения (Баташёва) была назначена настоятельницей Зимненского мон-ря, а мон. Феофания (Павлюк-Задворная) - Корецкого мон-ря. В 1933 г. Варшавский митр. Дионисий наградил игум. Нину наперсным крестом с украшениями. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. В 1937 г. в связи с закрытием Троицкого храма и семинарии В. м. переехал на ул. Лянку, к приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского (построена в 1898). Инокини устроили кельи в крыльях отремонтированного храма, выкопали колодец, посадили фруктовый сад, разбили цветники.

http://pravenc.ru/text/158672.html

Белград. Изд. [Типография " Слово " ]. 1935. 11 + 431 с. Учение церкви о Святом Духе. Париж. Y.M.C.A.-PRESS. (1926). 40 с. Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 годов. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006. 288 с. Собрание сочинений. Т. 1-2. М.: Даръ, 2007. Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2007. 1056 с. Отзывы Отзыв о сочинении А.И. Вознесенского на тему: " О богопознании " . " Прав. Собес. " 1899, март, с. 192-197. О сочинении проф. П.А. Юнгерова: " Книга пророка Амоса " . Введение, перевод и объяснение. " Прав. Собес. " 1899, март, с. 143-147. На сочинение студента Казанской академии Н. Егорова на тему: " Христианское нравоучение по Мартенсену сравнительно с христианским нравоучением по епископу Феофану " . " Прав. Собес. " 1900, февраль, с. 1-64. О работе архимандрита Иннокентия (Пустынского) на тему: " Пострижение в монашество. Опыт историко-литургического исследования " . " Прав. Собес. " 1900, апрель, с. 1-4. О сочинении и.д. доцента дух. академии И.И. Ястребова на тему: " Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский " . " Прав. Собес. " 1900, апрель, с. 1-3. Отчет. О сочинении проф. В.И. Несмелова на тему: " Наука о человеке " . Том первый – Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни " . " Прав. Собес. " 1900, июнь, с. 1-13. Отчет. Отзыв о сочинении архимандрита Палладия на тему: " Св. Пахомий великий и первое иноческое общежитие. По новооткрытым коптским документам. Очерк из истории пастырства в монастырях " . " Прав. Собес. " 1901, май, с. 1-3, прилож. 2. О сочинении П.П. Пономарева на тему: " Основы христианского аскетизма по творениям отцев, учителей и писателей Церкви четвертого века " . " Прав. Собес. " 1901, октябрь, с. 1-3, прилож. 2. О сочинении проф. стипендиата иеромонаха Дионисия (Валединского) под заглавием " Идеалы православно-русского инородческого миссионерства " , рекомендованном рецензентами на степень магистра богословия. " Прав. Собес. " 1902, апрель, с. 119. Отчет. О сочинении А. Соколова на тему: " Культ, как необходимая принадлежность религии " . " Прав. Собес. " 1902, сентябрь, с. 1, прилож. 2. О сочинении архимандрита Иннокентия (Ястребова) на тему: " Пастырское богословие в России за 19 век " . " Прав. Собес. " 1902, сентябрь, с. 1, прилож. 3. В НЭС т. III, стб. 67, БЭС т. I, стб. 197 и БЭЛ т. I, стб. 904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. " Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии " на 1917 г., с. 41

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В сер. 20-х гг. XX в. главными очагами движения по возвращению в Православие стали Лемковщина, Львов, где действовал построенный для румын. военных правосл. Георгиевский храм, и Перемышль, где в марте 1924 г. образовалась правосл. община, арендовавшая часовню на Липовицком военном кладбище на окраине города. По требованию униат. Перемышльского еп. Иосафата Коциловского часовня была закрыта в дек. 1934 г., после чего правосл. община молилась в частных домовладениях. В 1926 г. присоединился к правосл. Церкви приход в с. Тылява (ныне Кросненского повята), в самом сердце Лемковщины («тылявская схизма»). Это стало результатом конфликта прихожан-лемков с проукраински настроенным настоятелем, к-рый перешел в богослужении с церковнослав. языка на украинский. Для активизации правосл. миссии среди галичан и лемков Варшавский и всей Польши митр. Дионисий (Валединский) в 1925 г. назначил настоятелем Георгиевского храма во Львове насельника Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры иером. Пантелеимона (Рудыка) . Во Львов приехали ок. 10 выпускников правосл. богословского фак-та Варшавского ун-та, некоторые из них приняли постриг в Почаевской лавре. Ближайшим помощником иером. Пантелеимона был иером. Вениамин (Новицкий) , в 1936 г. ставший благочинным правосл. церквей Галиции. Трудами священнослужителей была создана миссионерская школа, организованы хоровые коллективы во мн. городах. Во Львове при помощи возобновленного Успенского братства началось издание ж. «Воскресение». 27 марта 1925 г. был ратифицирован конкордат между Польшей и Ватиканом, согласно к-рому все имущество униат. Церкви было передано в управление Римскому престолу. Поэтому общины, переходившие в Православие, лишались имущества и должны были сами заботиться об устройстве храма, о приобретении утвари, облачений, об обеспечении священника. Невзирая на минимальную материальную помощь со стороны Варшавской митрополии и противодействие властей, в 1923-1929 гг. к Православию присоединилось ок. 30 приходов с общим числом верующих свыше 30 тыс. чел., что составляло более 10% от числа прихожан Перемышльской греко-католической епархии. В 1928 г. новые православные приходы Лемковщины получили регистрацию в Мин-ве вероисповеданий и общественного просвещения Польши. В том же году был образован Малопольский благочиннический окр., в 1929 г. по инициативе митр. Дионисия (Валединского) решением Синода была учреждена Галицкая православная миссия с центром во Львове, ее до 3 дек. 1932 г. возглавлял игум. Пантелеимон (Рудык). С 3 дек. 1932 г. настоятелем львовского прихода и заведующим новообразованной Православной духовной миссией на Лемковщине являлся иером. Георгий (Коренистов) .

http://pravenc.ru/text/2458925.html

16-19 мая 1905 г. И. выступил на созванном по его инициативе Соборе духовенства в Холме, призвав пастырей противостоять нападкам на Православие, которые усилились после указа 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». 16 июня того же года Холмско-Варшавская епархия была разделена на 2 части: Холмскую и Люблинскую с центром в г. Холме возглавил еп. Евлогий (Георгиевский), а Варшавскую и Привислинскую - И. Число правосл. приходов, окормляемых И., сократилось более чем в 4 раза. Последним трудом И. было «Воззвание к пастырям Варшавской епархии о воздействии с их стороны к устранению междоусобной розни среди населения», написанное по поводу усиления в Привислинском крае революционного террора. 25 окт. 1905 г. 8-е из его обращений к пастырям и пастве Варшавской епархии было окончено. 29 окт. И. был напутствован Святыми Таинами, 1 нояб. над ним было совершено таинство соборования. Скончался в архиерейском доме от «закупорки мозговых артерий». На погребение от Синода был командирован архиеп. Виленский и Литовский Никандр (Молчанов) . 4 нояб. он в сослужении еп. Евлогия, архим. Дионисия (Валединского) и др. представителей варшавского духовенства возглавил заупокойную литургию и чин отпевания в Троицком соборе. На церемонии присутствовали варшавский ген.-губернатор Г. А. Скалон и градоначальник Варшавы ген. Н. В. Бибиков. Погребен под престолом в нижнем храме построенной им ц. прп. Иоанна Лествичника в Варшаве. После похорон в одну из карет процессии местными террористами была брошена бомба. 1 нояб. 1906 г. над местом упокоения И., в нижней церкви-памятнике, обустроенной по проекту архит. П. А. Феддерса, кафедральным прот. Павлом Каллистовым был освящен престол во имя прор. Илии и прп. Иеронима Стридонского - небесных покровителей И. в миру и в монашестве. В храме в эти дни молились архиеп. Никандр, еп. Евлогий и архим. Дионисий. Свято-Троицкое братство, попечителем и жертвователем к-рого был И., издало подробную иллюстрированную биографию владыки, дополненную его проповедями и воспоминаниями современников. Книга бесплатно раздавалась членам братства, преимущественно священнослужителям. В том же году в Киеве вышла фундаментальная биография с многочисленными приложениями, вероятно составленная смотрителем Варшавского духовного училища В. Щегловым.

http://pravenc.ru/text/293716.html

Отказавшись признать каноничность данного постановления и продолжив совершение богослужений по старому стилю, архимандрит Тихон (Шарапов) первое время стремился избежать открытого конфликта со священноначалием митрополии. В своих письмах и сообщениях епископу Алексию (Громадскому) он пытался убедить правящего архиерея в том, что календарная реформа не будет принята народом и породит церковные нестроения. «Назначенные благочинные (…) об этом не донесут, запуганные так не поступают, и т.о. Синод и Архиереи правды не узнают, а если и узнают, то м.б. слишком поздно, когда лицом к лицу столкнутся с гневом народным. (…) Но скрывать правду я не мог, не считаю нравственным даже. Предупредить грядущее легче, нежели врачевать уже поступившись» , – писал архимандрит Тихон управляющему Гродненской епархией. Помимо переписки с епископом Алексием (Громадским), настоятель Жировичского монастыря установил «большую переписку» о календарном вопросе с Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Антонием (Храповицким) , которого лично знал со времени совместного пребывания в Почаевской лавре. Одновременно с этим архимандрит Тихон организовал составление обращения к митрополиту Варшавскому и всея Польши Дионисию (Валединскому) от лица православного населения Слонимского уезда с протестом относительно проведенной календарной реформы . Стремление архимандрита Тихона (Шарапова) сохранить употребление старого стиля в церковной жизни вызвало негативную реакцию священноначалия Православной Митрополии в Польше, которое рассматривало деятельность настоятеля Жировичской обители как «нецерковное и антииерархическое выступление» . Одновременно с церковным руководством на ситуацию в Жировичах обратили внимание представители светской власти, усмотревшие в действиях архимандрита Тихона антигосударственный характер. Резолюцией епископа Гродненского и Новогрудского Алексия (Громадского) 2174 от 17 июля 1924 г., положенной на рескрипте Министерства исповеданий и народного просвещения Польской Республики 4208/811 от 30 июня 1924 г., архимандрит Тихон был устранен от должности настоятеля Жировичского монастыря .

http://bogoslov.ru/article/6192400

Будучи уроженцем г. Тулы, будущий жировичский настоятель в шестнадцатилетнем возрасте поступил послушником в Свято-Макариевскую пустынь Тульской епархии, где по прошествии двух лет принял иноческий постриг. В 1911 г. он был переведен в Успенскую Почаевскую лавру, пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1912 г. состоялась иерейская хиротония Тихона (Шарапова), после которой он получил назначение на должность помощника редактора журнала «Русский инок», а через два года возглавил редакцию журнала. Начало Первой мировой войны коренным образом изменило жизнь почаевского насельника. Распоряжением епископа Кременецкого Дионисия (Валединского) (1876–1960), викария Волынской епархии, в августе 1914 г. иеромонах Тихон был командирован в Галицию для участия в деле воссоединения униатов. В сентябре того же года священнослужитель был зачислен в санитарный отряд Государственной думы, а в апреле 1915 г. его прикомандировали к 177-му Изборскому пехотному полку. Не ограничиваясь исполнением обычных священнических обязанностей, он организовал полковое православное братство Христа Спасителя. В 1916 г. священнослужитель был награжден орденом св. Владимира с мечами, орденом св. Анны с мечами и золотым наперсным крестом, а в декабре 1917 г. удостоился благословения Всероссийского Поместного Собора и Патриаршей грамоты. После заключения Брестского мирного договора и выхода России из войны архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) (1868–1946) направил иеромонаха Тихона на служение в подворье Почаевской лавры в г. Здолбунове (ныне райцентр Ровенской области, Украина). В кратчайшие сроки священнослужитель организовал на базе подворья Здолбуновское православное братство в честь Пресвятой Богородицы, за что был награжден Патриаршей грамотой. К 1919 г. братство стало центром антиуниатской миссии в регионе, успешность которой во многом была обусловлена изданием редактируемого иеромонахом Тихоном миссионерско-апологетического журнала «Православие» . В том же году деятельность братства обратила на себя внимание руководства Украинской Народной Республики, по распоряжению которого иеромонах Тихон (Шарапов) был заключен под стражу и сослан в греко-католический базилианский монастырь в местечке Бучача Тернопольского округа. На протяжении нескольких месяцев он разделял свое заключение с пребывавшими под арестом в этой же обители митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) (1863–1936), архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) (1868–1946), епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) (1868–1938) и архимандритом Виталием (Максименко) (1873–1960) . Поражение петлюровских войск в ходе боевых действий гражданской войны позволило бучачским узникам получить свободу и вернуться к церковному служению. По возвращении в Здолбунов иеромонах Тихон продолжил свою активную миссионерскую деятельность.

http://bogoslov.ru/article/6192400

После Пасхи 7 мая 1943 года он, направляясь в машине из Кременца в Почаев, был расстрелян из лесной засады партизанами-националистами. Несмотря на наличие разных версий об этом убийстве, верующие восприняли безвинное убиение митрополита как месть националистов за несостоявшуюся победу националистической церковной структуры. Современные исследования дают возможность определить, какова была цель автокефальной/Луцкой иерархии, стремившейся к слиянию не только с раскольниками-самосвятами, но и с канонической иерархией Автономной церкви. Митрополит Феодосий (Процюк) пишет, что «Администратор УАПЦ» Поликарп (Сикорский) весь 1942 год вел переписку с митрополитом Алексием (Громадским). В начале 1942 года Поликарп писал: «Сейчас стоит вопрос, быть ли Церкви действительно украинской национальной… или быть игрушкой в руках группы епископов- москво филов, стремящихся установить над украинским народом господство Москвы…» Фото 13 Город Кременец Митрополит Феодосий (Процюк) со ссылкой на признания раскольника Феофила (Булдовского), которые тот сделал в Харькове после ухода немцев, указывает, что автокефалия, возможно, рассматривалась представителями автокефалистов как путь к окатоличиванию православных. Булдовский свидетельствовал, что ряд лжеепископов-автокефалистов, включая Мстислава (Скрипника), не отрицали возможность унии с Римом. Это не удивительно, ведь раскольническая иерархия формировалась светскими политиками в политических целях, многие из них являлись униатами. Задачи спасения людей, охранения чистоты Православия и стяжания Благодати Святого Духа перед политиками не стоят. Архиепископ Филарет (Гаврин) в своем исследовании указывает на переоценку митрополитом Алексием (Громадским) своих действий по подписанию «Акта объединения». В апреле 1943 года (за несколько недель до гибели) в своем письме к митрополиту Дионисию (Валединскому) владыка Алексий отмечал: «Ныне всем понятно, что не объединение было нужно, а капитуляция с нашей стороны» В тот период он говорил: «Мои планы, связанные с актом единения, не осуществились. Впрочем, это к лучшему, ибо дальнейшие шаги Луцкой иерархии показали, что нам с ними не по дороге. По-моему, теперь уже нет наших надежд на соединение, ибо они пошли своей дорогой, по коей мы идти не можем, так как не может Православная Церковь быть заодно с «живоцерковниками», для коих каноны не являются оградой Святой Соборной Церкви»

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Таким образом, автокефальная Православная церковь в Польше (а по сути, Западной Украины и Западной Белоруссии) провозглашалась правопреемницей исторической автономной Киево-Галицкой митрополии Вселенского Патриархата. К ней, кстати, относилась Свято-Успенская Почаевская лавра, священоархимандритом которой считался Предстоятель автокефальной Православной Церкви в Польше митрополит Варшавский и всея Польши. Во время немецкой оккупации, уже в 1941 году, из части западно-украинских епархий Православной Церкви в Польше по благословению ее Предстоятеля, митрополита Варшавского Дионисия (Валединского), декретом от 24 декабря 1941 г. возникла “Администрация Православной Церкви на освобожденных украинских землях” во главе с администратором, митрополитом Луцким Поликарпом (Сикорским), который был каноническим епископом автокефальной Православной Церкви в Польше. Очень часто называют эту администрацию “Украинской Автокефальной Православной Церковью (УАПЦ)”, но это совсем неправильно, потому что это было расширением церковной юрисдикции автокефальной Православной Церкви в Польше на оккупированных немцами украинских землях, исходя из того, что автокефалию получила Церковь в Польше на основе Киевской митрополии. Тогда же Местоблюстителем Киевского митрополичьего престола был объявлен митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) как канонический Предстоятель автокефальной Православной Церкви на территории Польши, Украины и Беларуси, признан Вселенским Престолом и другими Поместными Православными Церквами». И вновь то, чем думает хвалиться епископ Иов, является печальной и позорной летописью беззаконий – как светских властей, так и церковных. Во-первых, епископ Иов забывает упомянуть, что издавший этот томос Патриарх Григорий VII устроил самый настоящий раскол в мировом Православии, внедрив новый стиль в Константинопольской Патриархии, что именно он поддерживал советских обновленцев и предлагал законному святому Патриарху Тихону отойти от правления. Но даже он не рискнул объявить акт 1686 г.

http://pravoslavie.ru/116276.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010