В 1938-1939 гг. митр. Дионисий способствовал проведению правительственной политики. Особенно ярко это проявилось в Волынском Полесье, в Камень-Каширском и Сарненском повятах, где в отдельных благочиниях от священников требовали произносить проповеди по-польски, несмотря на преобладание в приходах украинцев или белорусов. В 1939 г. в Варшаве по благословению митрополита были изданы украинские Псалтирь и Новый Завет (впервые в полном объеме) в переводе Огиенко. Власовский утверждал, что к нач. 1939 г. в К. е. из 689 храмов в 389 богослужение совершалось полностью или частично на укр. языке. Однако эти сведения, очевидно, неверны, потому что только небольшая часть приходов могла приобрести полный комплект укр. богослужебных книг. Большинство приходов не покупало новые переводы из-за финансовых трудностей, вызванных в т. ч. новым сокращением в 1938-1939 гг. церковных земельных угодий. К. е. стала местом проведения торжеств по случаю 950-летия Крещения Руси. В нач. июня 1938 г. в ходе празднований Кременец и Почаевскую лавру посетили Варшавский митр. Дионисий, посол Греции в Польше К. Коллас и представитель К-польского Патриархата архим. Иларион Васдекас, что имело важное значение в условиях, когда Кременецкий повят был центром кампании по «ревиндикации душ». Состоялись торжественные крестные ходы в Кременце, в Почаеве и во Владимире-Волынском. Памятные мероприятия прошли 14 авг. 1938 г. в урочище «Старая катедра» в окрестностях Владимира-Волынского, где на берегах р. Луга, по преданию, равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич совершил крещение волынян. В торжествах приняли участие неск. десятков тысяч верующих, прибывших из всей Польши. Летом 1938 г. К. е. приняла большую часть священников-беженцев из Варшавско-Холмской епархии, к-рые покинули свои храмы в ходе антиправосл. кампании 1937-1938 гг. В связи с уничтожением поляками большинства правосл. святынь Холмщины во всех приходах, в т. ч. в К. е., по призыву Варшавского митр. Дионисия (Валединского) 1-3 авг. 1938 г. прошло говение, были совершены траурные богослужения.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Оккупационный фашистский режим решил в своей религиозной политике на Украине опереться на польского автокефалиста митрополита Дионисия (Валединского), поддержать для начала его церковь, а затем «нарезать» ее на части – «автокефалии» украинская (создана в 1942 году), белорусская. А их в свою очередь разделять по «местным признакам» и т. д. Архиепископ Алексий не признал притязаний митрополита Дионисия и принял ряд действенных мер к установлению канонических норм церковной жизни на Украине. 18 августа 1941 года он, как старший по хиротонии архиерей, собрал и провел в Почаевской Лавре епископское совещание, на котором был определен статус автономной Украинской Церкви в канонической зависимости от Московского Патриархата. 25 ноября 1941 года это решение было исправлено. Для Православной Церкви на Украине был принят статус Экзархата Московской Патриархии, т. е. восстановлена ситуация на предоккупационное время. Экзархом был избран Алексий (Громадский), вскоре возведенный в сан митрополита Волынского и Житомирского, как сан, приличествующий положению Экзарха. При этом никакого «перевода» на Киевскую кафедру не было произведено, поскольку епископы признали это перемещение прерогативой главы всей Русской Православной Церкви. Огромной заслугой митрополита Алексия было объединение верных своему каноническому долгу епископов, а с ними и их духовенства и мирян. Соблюдение верности Матери-Русской Православной Церкви возглавляемым митрополитом Алексием Экзархатом было и соблюдением верности Отечеству, духовным и нравственным противостоянием оккупантам. В конце жизни митрополита Алексия был сложный момент, когда вся его благотворная деятельность оказалась под угрозой. Он подписал предварительное соглашение об объединении с Украинской автокефальной церковью, созданной в 1942 году — ее возглавляли архиереи Александр (Иноземцев) и Поликарп (Сикорский). Митрополит Алексий внял их доводам и обещаниям, что при этом объединении каждая сторона останется автономной, что обе стороны смогут помогать друг другу в сложных условиях военного времени. Но архиереи, на которых опирался митрополит Алексий, и которые его поддерживали, убедили его, что соглашение обернется обманом, храмы экзархата будут захватываться автокефалистами, начнется смута, которая на руку гитлеровцам. Митрополит Алексий аннулировал соглашение и окончательно порвал все контакты с автокефалистами. Он еще не знал, что этим подписывает себе смертный приговор. 8 мая 1943 года во время поездки по епархии на дороге из Кременца в Луцк в лесу близ с. Смыга митрополит Алексий был убит украинскими националистами. Вероятно, оккупационные власти хотели, чтобы убийство первоиерарха Украины выглядело как внутренняя украинская «разборка». Но объективно убийство митрополита Алексия было расплатой за подрыв религиозной политики Третьего рейха. Деятельность Экзарха и мученическая кончина митрополита Алексия покрывают его прошлые грехи участия в расколе польских «автокефалистов».

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

К., Л. и Л. е. возникла на занятых немцами землях Польши после возвращения 23 сент. 1940 г. на должность предстоятеля Польской Церкви митр. Дионисия (Валединского), к-рого гестапо осенью 1939 г. отстранило от управления. Восстановление его на митрополичьей кафедре стало результатом переговоров представителей немецкой власти c деятелями базировавшегося в Кракове Украинского центрального комитета (УЦК) во главе с В. М. Кубийовичем, проходивших в июле 1940 г. В переговорах помимо греко-католика Кубийовича приняли участие православные политические лидеры: председатель объединения украинских православных мирян проф. И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ) и премьер-министр правительства Украинской народной республики (УНР) в изгнании, глава Украинского юридического бюро А. Н. Ливицкий. Представители УЦК резко негативно относились к временному окормлению православных приходов с большинством украиноязычного населения Берлинским и Германским архиеп. Серафимом (Ляде) - русскоязычным немцем, членом Синода РПЦЗ. Укр. общественные деятели выступали за выделение из Варшавской митрополии в отдельные епархии всех территорий, где среди православных преобладали украинцы. Для утверждения митр. Дионисия в качестве предстоятеля «Автокефальной православной Церкви в Генеральной губернии» нем. власти выдвинули следующие условия: хиротония 2 епископов укр. происхождения, новое разделение епархий. 30 сент. 1940 г. Собор епископов Генерал-губернаторства принял постановление о создании на территории Генерал-губернаторства 3 епархий: Варшавско-Радомской (в границах Варшавского и Радомского дистриктов), Холмско-Подляшской (в пределах Люблинского дистрикта) и Краковско-Лемковской (в рамках Краковского дистрикта). На Холмскую кафедру был избран ближайший соратник Кубийовича глава существовавшей в Варшаве в 1939-1940 гг. Украинской национальной церковной рады проф. Огиенко, на Краковскую - архим. Палладий (Видыбида-Руденко), бывш. протоиерей, принявший в 1936 г. монашество. Будучи мирянином, Видыбида-Руденко в 1918-1919 гг. занимал должность министра финансов в правительстве УНР, затем был тесно связан с правительством УНР в изгнании.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

13-19 мая 1917 г. в Могилёве состоялся епархиальный съезд духовенства и мирян, принявший по сути обновленческую программу. Съезд высказался за упразднение Гомельского вик-ства. В июне 1918 г. Могилёвский и Мстиславский архиеп. Константин (Булычёв) пытался утвердить Гомельского еп. Варлаама (Ряшенцева) как полусамостоятельного викария Могилёвской епархии. Трехсвятителький собор в Могилёве. 1903–1913 гг. Фотография. 1915 г. Трехсвятителький собор в Могилёве. 1903–1913 гг. Фотография. 1915 г. В условиях, когда Гомельский у. в марте 1918 г. вошел в зону нем. оккупации и был включен в состав Полесской губ. Украинской Народной Республики, власти последней, а также митр. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) неоднократно выступали за присоединение Гомельского викариатства к Киевской митрополии. Выполняя их просьбу, 23 авг. 1918 г. патриарх свт. Тихон и Высший Церковный Совет дали согласие на передачу приходов Гомельского у. в состав Киевской митрополии, под управление проживавшего в Киеве еп. Кременецкого и викария Волынской епархии Дионисия (Валединского) . 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор под председательством митр. Киевского и Галицкого Антония принял решение о создании Полесского духовного правления с центром в Гомеле. Главой правления был назначен еп. Дионисий, а его заместителем стал еп. Гомельский Варлаам (Ряшенцев). Однако в янв. 1919 г. указом патриарха еп. Дионисий был уволен с этой должности в условиях перехода Гомельского у. под власть большевиков, приходы Гомельщины были возвращены из подчинения Киевской митрополии в юрисдикцию архиеп. Могилёвского Константина. В апр. 1919 г. была создана Гомельская губ. в составе РСФСР, после чего Гомельское вик-ство Могилёвской епархии было упразднено, епархия переименована в Могилёвско-Гомельскую. Еп. Варлаам (Ряшенцев) стал епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии (см. Мстиславское викариатство ). Могилёвская епархия сильно пострадала в ходе революций и гражданской войны. В 1-й пол. 20-х гг. XX в. были убиты многие священники (в Могилёвском у. погиб 61 священнослужитель), подверглись разграблению церкви и мон-ри, были закрыты и уничтожены храмы, осуществлялись репрессии против активных верующих.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

В 1933 году организовал в Почаевской Лавре общецерковные празднества в честь 10-летия митрополичьего служения владыки Дионисия (Валединского) . Выступал в поддержку продолжения управления Волынской епархии митрополитом Дионисием, но украинизаторы были против этого. В связи с отречением митрополита Дионисия от Волынской кафедры, 2 марта 1934 года был назначен Острожским викарием Волынской епархии и определен настоятелем отдалённого Дерманского монастыря , куда был отправлен по указанию правительства. В день его отъезда на вокзал Кременца вышла масса православных которые поднесли владыке на память мантию, облачение и чествовали прощальным обедом. В последующие годы украинизация Волынской епархии ускорилась. Владыка Симон старался всячески поддерживать те приходы, которые остались верными церковнославянскому Богослужению. При нём в Дерманском монастыре были заведены строгие порядки, придерживался которых, прежде всего, сам епископ Симон, а по его примеру и другие монахи. Прихожане и богомольцы любили и почитали епископа, а польские власти - которые он смело обличал в проповедях - ненавидели его, но опасались международного резонанса в случае применения к нему жестоких мер. Владыка Симон устраивал крестный ход и ежегодную умилительную службу на православном военном кладбище и чтобы остановить это в 1938 году польские власти уничтожили захоронения. Также владыка Симон тяжело переносил угрозу изъятия у Православной Церкви любимой им Почаевской Лавры. Когда Рим хотел захватить Лавру, владыка закрывался на два-три дня в своей комнате, никого не принимал, ничего не ел, не пил, пребывая в горьких думах и молитве. На Успение Божией Матери 1938 года он прибыл в Лавру и пожелал принять схиму , навсегда оставшись в монастыре Однако, не пробыв в Лавре и месяца, летом того же года владыка Симон был призван митрополитом Дионисием к исполнению своего пастырского долга и определен в Варшаву на должность викария Варшавской епархии . Бесстрашно ездил он на Холмщину, где разрушались и отнимались церкви, ободряя падших духом христиан и вселяя надежду на возрождение Православия.

http://drevo-info.ru/articles/23154.html

вмц. Варвары, с. Бежов Черняховского р-на Житомирской обл.) Бежевская икона Божией Матери (ц. вмц. Варвары, с. Бежов Черняховского р-на Житомирской обл.) После 1921 г. по Рижскому договору большая часть Волынской губ. вошла в состав Польши. Эта часть Волынской епархии перешла под упр. бывш. викария Волынской епархии Кременецкого еп. Дионисия (Валединского) , в 1922 г. возведенного в сан архиепископа, в 1923 г. ставшего главой неканонически провозглашенной автокефальной православной Церкви в Польше с титулом «митрополит Варшавский и Волынский» (с переходом под власть митр. Дионисия не согласилась небольшая часть приходов на Волыни, к-рые остались в подчинении архиерея, находившегося в Житомире). Осенью 1921 г. в Почаевской лавре прошел Волынский епархиальный съезд, на к-ром было принято решение украинизировать Церковь, первым шагом должна была стать замена в богослужении церковнослав. языка украинским. Решения съезда были утверждены еп. Дионисием. Еще определеннее решения об украинизации правосл. Церкви были высказаны Украинским церковным съездом, прошедшим 5-6 июня 1927 г. в Луцке. Ответом на Луцкий съезд явилось Волынское епархиальное собрание представителей духовенства и мирян, созванное митр. Дионисием в Почаевской лавре 15-17 июня того же года. Собрание осудило всеобщую и зачастую насильственную украинизацию правосл. Церкви и внесло некоторое успокоение в церковную жизнь на Волыни. Националистические тенденции вновь активизировались после назначения в 1932 г. на Луцкое вик-ство Волынской епархии Поликарпа (Сикорского) , при к-ром на Волыни было украинизировано ок. 30% правосл. приходов. Националисты требовали смещения митр. Дионисия и назначения на Волынь епископа-украинца. В 1933 г. митр. Дионисий отказался от управления Волынской кафедрой, которая перешла к Алексию (Громадскому) , 15 апр. 1934 г. ставшему архиепископом Волынским и Кременецким. В межвоенный период существования Польского гос-ва правосл. Церковь подвергалась преследованиям, лишилась мн. храмов и почти всего имущества.

http://pravenc.ru/text/182321.html

Категорически против попыток украинизации выступил 30-31 мая 1923 г. Волынский епархиальный съезд учителей религии в Почаеве, на котором председательствовали викарий Варшавской митрополии Люблинский еп. Антоний (Марценко) и наместник Почаевской лавры архим. Дамаскин (Малюта) . Резкий противник украинизации еп. Антоний в 1925-1927 гг. занимал должности ректора Волынской ДС в Кременце и настоятеля Дерманского Троицкого муж. монастыря, являлся представителем в Волынском воеводстве митр. Дионисия (Валединского). В связи с переводом Волынской семинарии с церковного на гос. содержание еп. Антоний по требованию польск. властей был уволен с должности, новым ректором 1 янв. 1927 г. стал прот. Петр Табинский. Сторонники украинизации требовали назначать на благочиннические места на Волыни «проукраинских» священников. В ответ митр. Дионисий постарался устранить наиболее активных украинизаторов: в 1926 г. был уволен благочинный Здолбуновского окр. и настоятель Екатерининского собора в Здолбунове прот. Димитрий Пекарский, в марте 1927 г. митр. Дионисий уволил с должности настоятеля Успенского собора во Владимире-Волынском архим. Поликарпа (Сикорского), к-рый был переведен в Вильно, на его место назначен прот. Георгий Боришкевич (буд. архиеп. РПЦЗ Григорий), после чего в соборе прекратилось богослужение на укр. языке. Однако в то же время полностью украиноязычным стал Николаевский приход во Владимире-Волынском под рук. свящ. Николая Шероцкого. В 1926 г. «украинскому церковному совету» в Луцке во главе с лидером Луцкого об-ва «Просвита» Е. Петриковским удалось добиться украинизации луцкого Крестовоздвиженского братства, в 1926 г. новый настоятель братской Крестовоздвиженской ц. прот. Павел Пащевский перевел богослужение на укр. язык. Украинизировался и крупнейший сельский приход под Луцком - Николаевская ц. в Жидичине. В 20-х гг. XX в. активный сторонник украинизации А. В. Речинский издавал во Владимире-Волынском журналы «На bapmi» (1924-1926), «Piдha церква» (1927-1928), «Наше братство» (1929). Ему противостояли члены действовавшей в городе ячейки «Русского народного объединения» во главе с Е. Коморовичем, который в 1927-1928 гг. издавал газ. «Свет истины».

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Еп. Аверкий наряду с Владимир-Волынским еп. сщмч. Фаддеем (Успенским) являлся заместителем архиеп. Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) после ареста последнего в 1918 г. Кременецкий еп. Дионисий, единственный в 1919-1921 гг. на польск. территории правосл. архиерей, наладивший хорошие отношения и с польск. властями, и с укр. Директорией, не признавал юрисдикцию архиеп. Евлогия. Последний в 1922 г. указом патриарха св. Тихона (Беллавина) был назначен митрополитом Западноевропейским. Отдельные скиты в Острожском и Дубенском уездах, признававшие архиеп. Евлогия, не подчинялись ни управлявшему Варшавской епархией в 1921-1923 гг. архиеп. Георгию (Ярошевскому; с 1922 митрополит), ни Кременецкому еп. Дионисию. В 1919-1920 гг. адм. подчинение архиеп. Евлогию и его викарию по Ровенскому, Острожскому и Дубенскому уездам Острожскому еп. Аверкию сохраняли 4 скита, основанные Типографским Иовским братством (см. в ст. Иова Почаевского преподобного мужской монастырь ) под рук. архим. Виталия (Максименко) : Пляшевский Георгиевский, Иовский, Почаево-Богородичный и скит св. Гавриила Заблудовского. Общую координацию деятельности обителей с 1919 г. осуществлял иером. Тихон (Шарапов) , ставший настоятелем Здолбуновского Почаево-Богородичного подворья Пляшевского мон-ря и возглавлявший созданное при подворье в 1918 г. по благословению патриарха Тихона (грамота от 10 февр. 1918) Почаево-Богородичное братство. В Здолбунове располагалась типография Почаевской лавры, в марте 1919 г. печатня была конфискована правительством С. В. Петлюры (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 5. Д. 222. Л. 22). Архим. Тихон рассматривался Московской Патриархией в качестве возможного епископа для тех приходов, к-рые были не согласны с позицией Георгия (Ярошевского) и Дионисия (Валединского) и пребывали в оппозиции к навязываемой польск. правительством автокефалии правосл. Церкви в Польше. В июле 1920 г. Кременецкий еп. Дионисий при поддержке польск. властей вернул Пляшевский монастырь в подчинение Почаевской лавре и назначил туда наместником иером. Ипатия (Беседина).

http://pravenc.ru/text/2581685.html

324 Имеется в виду циркуляр Президиума ВЦИК от 21 августа 1924 г. «О порядке ведении работы по делам культов». 325 В своем послании от 5 июня 1924 г. митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому) Патриарх Тихон не благословил автокефалию Польской Церкви (см.: Акты Святейшего Тихона. С. 320–321). Это послание Патриарха Тихона было рассмотрено на соборе польских епископов в Почаевской лавре, где 16 августа 1924 г. был заслушано и одобрено, обращение к Святейшему с обоснованием провозглашения автокефалии. Именно это письмо и должна была доставить упомянутая делегация (см. Митрофан ( Шкурин). игум. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг. С. 171; Свитич А. К. Указ. соч. С. 140–141). См. также коммент. 271 326 Церковь адвентистов седьмого дня известна пропагандой здорового образа жизни и устроением медицинских центров. Верующие придерживаются установлений Ветхого Завета о запрещенных продуктах питания. Кроме того, не рекомендуется употребление в пищу яиц, твердого сыра, чая, кофе, специй и пряностей. Поощряется вегетарианство. 328 Газета «Безбожник» издавалась с декабря 1922 г. В августе 1924 г. было образовано «Общество друзей газеты «Безбожник»» (ОДГБ). целью которого являлось ведение антирелигиозной пропаганды среди широких слоев населения. I съезд ОДГБ состоялся в апреле 1925 г. На нем было принято решение о создании единого антирелигиозного общества, которое получило название «Союз безбожников». Прекратил свое существование в 1941 г. официально распущен в 1947 г. 329 Имеются в виду вайсовцы – сугубо татарское консервативное идейное и политическое течение, стремящееся к восстановлению некогда существовавшей «чистой» религии и отрицающее компромисс с современной европейской цивилизацией. 330 Восточный отдел ОГПУ создан 2 июня 1922 г., начальник Я. Х. Петерс. Отдел координировал работу ОГПУ на Кавказе, Башкирской, Татарской, Туркестанской и Крымской автономных республиках, а также в Бухарской и Хивинской народных республиках. 332 Имеется в виду католический священник Леонид Иванович Федоров – экзарх Российской Католической Церкви восточного обряда. 26 марта 1923 г. по «делу архиепископа Цепляка» был приговорен к 10 годам лагерей. См. коммент. 177.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом мы твёрдо решили не входить ни в какие отношения и общение с обновленцами и обновленчеством во всех его видах: каковы так называемая синодальная Церковь , антониновщина, самосвятчина и т. п. и крепко стоять на основе Слова Божия и священных канонов Святой Православной Церкви. Вместе с тем мы считаем своим долгом засвидетельствовать нашу совершенную законопослушность предержащей власти Правительства СССР и веру в его добрую волю, в чистоту его намерений в служении благу народа. Взаимно мы просим верить нашей лояльности и готовности служить на благо того же народа в меру наших сил, разумения и возможности. Сообщая о сем всем верным чадам Святой Православной Церкви Российской, мы просим их молитвенной помощи нам в подлежащем нам подвиге благоустроения дел церковных по заповеди апостола: «Молитеся о нас, уповаем бо, яко добру совесть имамы во всем добре хотяще жити... Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великого кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе, творя в вас благоугодное пред Ним Иисусом Христом, Ему же слава во веки. Аминь» ( Евр.13:18, 20–21 ). Архиепископ Григорий [Яцковский] Екатеринбургский и Ирбитский. Смиренный Борис [Рукин], епископ Можайский викарий Московский. Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский. Тихон [Русинов], епископ Усть-Медведицкий, управляющий Царицынской епархией. Архиепископ Константин [Булычев]. Владимир [Соколовский-Автономов], архиепископ Екатеринославский и Новомосковский. Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Ириней [Шульмин], епископ Елабужский. Митрофан [Русинов], епископ Уразовский. Смиренный Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской. Мелхиседек [Паевский], епископ Минский, митрополит Белорусский. Православный Церковный Календарь на 1927 г. Изд. E. Н. Львова Послание митрополита Варшавского «и всея Польши» Дионисия [Валединского] на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] с извещением о состоявшемся провозглашении «автокефалии» Православной Церкви в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010