Собор Спаса Преображения (Олекминск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасский собор - один из старейших храмов Олёкминска, был построен в 1870 году на средства купца Идельгина и пожертвования жителей города. В начале XX века он был разрушен и восстановлен в 2005 году. Содержание История [ править править код ] В начале XVIII века в Олёкминском остроге возвели первый храм в честь Преображения Господня, а в 1787 году поставили деревянную двухэтажную Спасскую церковь с отдельно стоящей колокольней. В 1822-м Олёкминск получил статус города и стал центром одноимённого округа. В честь этого события и началось строительство каменного храма – двухэтажного, с двумя престолами и колокольней. Освятил его в 1870-м первый епископ Якутский и Вилюйский Дионисий (Хитров). Возведённая на средства прихожан и частных жертвователей (основную сумму внёс всё тот же Степан Идельгин) церковь Указом Синода от 1883 года была переименована в Олёкминский Спасский собор. Спроектированный в виде корабля, он отличался прочностью (фундамент двухметровой ширины строители углубили на три метра!) и поражал своим благолепием. Вместо традиционных главок с барабанами, все восьмерики – и над самим храмом, и над пятигранным алтарём – имели шатровое завершение. В общей композиции доминировала четырёхъярусная колокольня, также увенчанная шатром. Центральную двухсветную часть украшали два яруса окон: прямоугольные на первом этаже и арочные меньшей высоты на втором, каждое обрамлял наличник. Наиболее декорированными были килевидные наличники верхних ярусов колокольни. Всё это строителям удалось сохранить. А вот интерьер претерпел некоторые изменения. Раньше по всему периметру здания проходила широкая галерея, которая образовывала своеобразный антресольный этаж, напоминающий широкий балкон. Иконостасы нижнего и верхнего престолов имели единое композиционно-декоративное решение в стиле барокко. Трапезную не стали отделять от молельной части (как в других якутских храмах подобной архитектуры), благодаря чему была достигнута максимальная цельность внутреннего пространства. Убранство интерьера отличалось особым великолепием.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Спаса_Пр...

Среди священнослужителей, внёсших значительный личный вклад в исследования Сибири и Якутии и проявивших себя на научном поприще, хочется назвать, прежде всего, архиепископа Иннокентия (Вениаминова). Его работа «Опыт грамматики алеутского языка», опубликованная в Петербурге в 1846 г., и другие труды по лингвистике алеутов и сегодня являются базовыми. Его впечатления и размышления составили два тома «Творений Иннокентия, митрополита Московского». Велика роль этого святителя и в создании якутской письменности. Именно по его благословению и непосредственной помощи другой  известный  исследователь этнографии и лингвистики народов Севера протоиерей Дмитрий Хитров (первый епископ Якутский и Вилюйский Дионисий) составил грамматику якутского языка. Второй епископ Якутской епархии Иаков (Домский) добился возобновления работы в Якутске новой семинарии, открытия миссионерской школы при Спасском монастыре, женского епархиального училища, расширил сеть церковно-приходских школ. Он продолжил деятельность по переводу и изданию литературы на якутском языке. В начале 1886 г. трудами епископа Иакова в Якутске была открыта первая городская публичная библиотека-читальня. Огромная роль в создании якутской письменности принадлежит протоиерею Димитриану Попову. Мало кто знает, что в основе знаменитого словаря якутского языка Э.К.Пекарского лежит многолетний труд этого священника. Он не только сам составлял проповеди на якутском языке, не только переводил и редактировал Священное Писание и духовную литературу. Всю свою долгую жизнь отец Димитриан записывал якутские слова, пословицы, сказки, а на склоне лет безвозмездно передал их ссыльному студенту Эдуарду Пекарскому и до конца жизни оказывал ему бескорыстную помощь. Благодаря созданию и распространению якутской письменности был сохранён древний якутский эпос «Олонхо», фольклорные, исторические, этнографические сведения. В 1894 г. епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (Якимов) призвал местное отделение Братства Христа Спасителя заняться сбором христианских древностей, старинных предметов, в том числе для Церкви не значимых, «но имеющих историческое значение, в особенности, уясняющие историю Якутского края, верования и быта народов» и организовать в Якутском Спасском монастыре церковное древлехранилище. Он предлагал срисовывать или фотографировать памятники церковной архитектуры, местночтимые святыни, заказывать портреты священнослужителей и беречь образцы церковной живописи.

http://pravmir.ru/tak-nachinalas-nauka-v...

Через два года пребывания в Колымском округе миссионер мог объясняться с чукчами без переводчика, что, несомненно, облегчало его общение с местным населением. В феврале 1846 г. Якутское духовное правление сообщило отцу Андрею резолюцию архиепископа Нила относительно строительства церкви на Чукотке. Священник нашёл и мецената – купца В.Трифонова, который на свои средства к сентябрю 1848 г. построил храм при устье Большой реки на берегу Ледовитого океана. Благодаря усилиям батюшки церковь была снабжена иконами, книгами и необходимой утварью. Архиепископ Нил в начале 1849 г. представил в Синод проект об образовании самостоятельного прихода на Чукотской земле. Синод определением от 21 июля 1849 г. разрешил образовать приход с ежегодным выделением жалования священнику и причетнику, средств на путевые расходы для объезда паствы, а также на строительство дома для проживания причта. В 1850 г. иерей Андрей Аргентов и дьячок Заровняев переводятся на служение в Чауно-Чукотскую миссионерскую деревянную однопрестольную церковь Колымского округа. Кроме обязанностей приходского священника на отца Андрея возлагались и функции проповедника. В 1850 – 1852 гг. он составляет переписные листы на прихожан чукчей, при этом каждый год прибавлялось от 200 до 300 новокрещённых. В ноябре 1851 г. новая церковь была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. Служение в отдалённых приходах Иркутской губернии сопровождалось, кроме всего прочего, трудностями и материального характера. Задержки в получении жалования и средств на путевые расходы исчислялись годами, часто миссионеры и их семьи голодали, и тогда чукчи-прихожане помогали продуктами. Православные чукчи с уважением относились к духовным лицам. В 1869 г., когда Нижнеколымск посетил епископ Дионисий (Хитров), они предоставили в его распоряжение оленей. Отец Андрей Аргентов отмечал, что под влиянием христианства постепенно стали исчезать некоторые чукотские обычаи, например, самоубийство стариков, многожёнство, кровная месть: «Сами чукчи смотрят на эти обычаи как на остаток язычества, достойный  порицания».

http://pravmir.ru/tak-nachinalas-nauka-v...

263 Еп. Дионисий (Хитров), Якутский и Вилюйский, жил с 1841 г. в г. Якутске, в епархии преосв. Иннокентия, и год был его викарием; дркгие два года был викарием еп. Вениамина. 265 Отец архим. Владимира в 1871 г. поставлен был в священники к церкви Всемилостивого Спаса в Улале. 266 Преосв. Мартиниан (Муратовский), тогда Забайкальский епископ (с 1869 г.), потом Камчатский (1877) и Таврический (1885). † 1898. 269 Насколько важным для интересов дела считал пр. Вениамин отделение Камчатки и северных округов Приморской области от Благовещенской епархии с присоединением к Якутской, видно из того, что еще в сентябре 1870 г. им было послано в синод третье представление об этом (см. его 5 письмо к Н.И. Ильминскому в нашей брошюре: «О христианском просвещении инородцев»). Но план еп. Вениамина не удался: епархия Камчатская, Курильская и Благовещенская существовала в прежнем составе с 1870 по 1899 г., когда из нее была выделена епархия Владивостокская, Охотская округа Приморской области перечислена в Якутскую епархию, а остальная часть Камчатской епархии переименована в епархию Благовещенскую. 271 Речь идет об архим. Иакове (Домском), в 1870 г. назначенном в ректоры Благовещенской семинарии, из инспекторов Иркутской. 275 С. П. Петров – томский купец, почитатель и друг преосв. Вениамина и о. Владимира; П. В. Михайлов – томский купец, тоже находившийся в дружественных сношениях с ними обоими. 276 Прот. Гавриил Вениаминов – сын м. Иннокентия, служивший с 1856 г. миссионером в Нижне-амурском стане Камчатской епархии (см. его записки в «Духовной беседе» 1858 г.), а с 1862 г. протоиереем в Благовещенске. 278 Семинария в Благовещенске устроена в 1870 г., быв переведена сюда из Якутска. О хлопотах пр. Вениамина по устройству семинарии и об его отношениях к ней – см. «Двадцатипятилетие епископского служения высокопр. Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского» (Иркутск, 1888), 39–44. 279 Архим. Иаков (Домский), знакомый еп. Вениамину и архим. Владимиру по Томской семинарии, где в 1858–1861 гг. служил преподавателем и экономом (см. выше 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Уфимский 12 декабря 1883 года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру . С первых же дней своего служения в Уфе , он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола , много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он 8 сентября 1896 года и был погребен на кладбище Покровского миссионерского монастыря. Награды Труды Переводы с русского на якутский Литература Использованные материалы   Юрганова Инна Игоревна, " К 155-летию Якутской духовной семинарии " , официальный сайт Учебного кабинета Русской Православной Церкви со ссылкой на сайт Якутской духовной семинарии,   Первое издание – в Москве в конце 1850-х. Второе издание богослужебных книг, исправленное еп. Дионисием – в Казани в 1883 - 1889 годах. Редакция текста от: 24.10.2019 07:31:50 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8328.html

За эти полтора года я определился со стратегией развития Церкви в регионе. Большое участие в этом принимал Патриарх. Одно из ключевых положений — подготовка национальных кадров для духовенства. Для этого мы переводим богослужебные книги на якутский язык, стимулируем священников, даже не из якутов, учить язык, хотя бы в составе богослужения. Евангелизация должна идти на родном языке. Приоритетными направлениями в работе также считаю социальное служение и работу с молодежью. Все это немыслимо без знания местной специфики. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, хочу сказать, что я, конечно, буду учить якутский язык. —На Литургии в храме Христа Спасителя в Москве Патриарх Кирилл назвал нынешних иереев Якутии наследниками «великих миссионеров православия» XIX beka. О них мы все хорошо знаем по классической русской литературе (например, в рассказе Лескова «На краю света» в качестве главного героя выведен епископ Иркутский и Якутский Нил Исакович). Вы ощущаете себя наследником дела этих людей? —Безусловно. Для нас такие люди, как просветители Якутии архиепископ Иннокентий (Вениаминов) и протоиерей Дионисий Хитров, — настоящие герои духа, которым мы можем лишь подражать. Нам, конечно, проще, чем им: трудами наших предшественников Якутия уже была освящена светом Христовой Истины. 90% якутов, и даже больше, стали тогда православными и верующими. Среди народа сформировалось глубокое уважение к православию: ко всему, что с ним связано, отношение очень трепетное. И это было бы невозможным без усилий моих предшественников. Всякий раз, когда я сталкиваюсь с проблемами, которые мне кажутся неразрешимыми, я вспоминаю об архиепископе Иннокентии: будучи 27 лет от роду, еще до пострига, он взял свою семью и выехал из Иркутска, а затем 10 лет прожил на крохотном острове у берегов Аляски, деля с алеутами все трудности их суровой жизни. —Скажите, а в чем особенность служения в Якутии? —Климат накладывает особый отпечаток на людей, формирует национальный характер якутов. Конечно, это не ограничивается тем, что, выезжая в улус, ты надеваешь унты. Приведу такой пример. В Якутске зимой пешеходы всегда смотрят друг другу прямо в лицо. Иначе нельзя. При низких температурах человек не сразу заметит обморожение. Зато белый нос хорошо виден другому человеку, который может вовремя тебя предупредить. Забота о ближнем становится фактором выживания в суровом климате.

http://pravmir.ru/faktor-vyzhivaniya-int...

Республика Саха (Якутия) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский храм (Вилюйск) Республика Саха (Якутия) (якут. Саха рспблкэтэ, Саха Сирэ) — субъект Российской Федерации, республика в её составе, крупнейший по территории субъект Российской Федерации. Кроме того, Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире. Входит в Дальневосточный федеральный округ, является частью Дальневосточного экономического района. Якутия — единственный субъект Российской Федерации, на территории которого применяется время трёх часовых поясов, разница с московским временем составляет +6, +7, +8 часов. Столица республики - город Якутск . Содержание Православие в Якутии [ править править код ] Датой вхождения Якутии в состав России считается 1632 год, когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены острог, из которого впоследствии вырос Якутск. В городе есть маленькая улочка, названная в честь Бекетова. Им были также основаны города Жиганск, Чита, Нерчинск, открыты серебряные месторождения на Нерчи. С 1620 года по 1731 год Якутия входила в состав Тобольской епархии. С 1731 по 1852 годы Якутия в составе Иркутской епархии. Епископ Мелетий (Якимов) и духовество Якутской епархии 1896 С 1853 года по 1870 год Якутия оформляется в Якутское викариатство Камчатской епархии. Первый епископ Камчатский и Алеутский, святитель Иннокентий (Вениаминов) , пребывал в Якутске с 11 сентября 1853 года, а переселившись в Благовещенск в 1860 году оставил за собой викарием епископа Павла (Попова). Официальное учреждение викариатства относится к 11 января 1858 или, по иным сведениям, к 16 ноября 1859 года. В конце 1869 года в результате многолетних трудов святителя Иннокентия (Вениаминова) был подписан Царский Указ об образовании Якутской епархии. Якутская письменность появилась благодаря православным миссионерам. В 1812 году в Иркутске была издана первая религиозная книга на якутском языке — «Молитвы. Символ веры и заповеди Божьи: начатки вероучения». В 1819 году священник Олекминской Спасской церкви Георгий Попов впервые составил якутский алфавит. Главная же заслуга — перевод Писания — принадлежит святителю Иннокентию, просветителю народов Сибири и Америки. По его инициативе в 1853 году был создан Комитет по переводу священных и богослужебных книг на якутский язык. Над переводами трудился и его сподвижник, протоиерей Дмитрий Хитров (будущий епископ Якутский и Вилюйский Дионисий), который составил первую «Краткую грамматику якутского языка» (1858). Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Якутия

Попов Г. М. В якутской глуши. Сборник статей из приходской жизни Якутской епархии. Иркутск: Паровая типо-лит. П. И. Макушина, 1910. Преосвященный Дионисий, епископ Уфимский и Мензелинский: (Автобиография.)//Прибавления к церковным ведомостям. СПб., 1900. 14. С. 575–584. Титов А. Н. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. М.: б. и. 1910. Учреждение для управления Сибирских губерний//Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 38: 1822–1823. 29.125. С. 345. Хитров Д. прот. Краткая грамматика якутского языка. М.: Синодальная типография, 1858. Чирков Н. В . Миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутии//Религиоведение. Научно-теоретический журнал. Благовещенск, 2014. 3. С. 152–160. Широков С. А. Валаамский монастырь и американская православная миссия. М.: Либрис, 1996. Щукин Н. С. Поездка в Якутск. СПб.: Н. Щ., 1844.   Об отыскании достойных людей для проповеди Евангелия Сибирским инородцам и Китайцам//Полное собрание Законов. Т. IV: 1700–1712. 1800. С. 59–61. Тойон — титул представителя господствующего слоя у якутов. Глава отдельного племени в XVII в. Тойоны владели большими стадами оленей, вели хозяйство, эксплуатируя зависимых от них улусных людей. Акишин М. О. Петр Великий и православная миссия среди народов Сибири. [Электронный ресурс]. URL: http://zaimka.ru/akishin-mission/ (дата обращения: 04.04.22). Конев А. Ю. Вестник Новосибирский государственный университет. Серия: История, филология. 2006. Т. 5. Выпуск 3. С. 20–25. Попов Г., свящ. Сочинения. Т. 1. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области. Якутск, 2005. C. 86. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Вып. 80. Якутская область. С. 9. Карих Е. В. Этническая структура населения Якутской области в конце XIX в.//Вестник Томского государственного университета. Серия: История. Томск: НИТГУ, 2007. 296. С. 94. Учреждение для управления Сибирских губерний//Полное собрание законов Российской империи.

http://bogoslov.ru/article/6193057

Якуты восприняли обиходные вещи, связанные с православием, — нательные кресты и домашние иконостасы. Также часто воспринимали и ограничения в еде, связанные с говением перед принятием святых Христовых Тайн. Нельзя не отметить, что очень часто миссионеры обращали внимание на благочестие якутов, и это несмотря на наличие двоеверия и большого количества шаманов. Вне всякого сомнения, миссионерское служение, о котором свидетельствовали православные священнослужители Якутии, — это подвиг христианского подвижничества, свойственный людям с глубокой христианской верой, и, безусловно, он может свидетельствовать о глубокой религиозности, свойственной российскому православному духовенству XIX века. Статья подготовлена в рамках защиты выпускной квалификационной работы на кафедре церковной истории Московской духовной академии. Хотелось бы выразить особую благодарность научному руководителю М. В. Первушину за оказанную поддержку и внимание при написании работы.   Библиография Акишин М. О. Петр Великий и православная миссия среди народов Сибири//Меншиковские чтения//Меншиковские чтения — 2015: научный альманах/Гл. науч. ред. П. А. Кротов. СПб.: XVIII век, 2015. Вып. 6 (15). С. 10–31. Источник: [Электронный ресурс]. URL: http://zaimka.ru/akishin-mission/ (дата обращения 04.04.2022). Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М.: Синодальная типография, 1883. Галкина Е. В . «Апостол Русской Америки». Святитель Иннокентий (И. Е. Вениаминов) и его миссионерская деятельность//История: факты и символы. Вып. 4 (9). Елец, 2016. С. 52–57. Георги И. Г. О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения Северных Сибирских. СПб.: При Имп. Академии наук, 1799. Гуляева Е. П . Издательская деятельность русской православной миссии в Якутии (1812–1916)//Илин. Историко-географический, культурологический журнал. 1–2. С. 79–96. Дионисий (Хитров), еп. Стопами миссионера. Труды Дионисия (Хитрова), епископа Якутского, а затем Уфимского, на миссионерском поприще: в 6 т.

http://bogoslov.ru/article/6193057

URL: http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_ (дата обращения 08.05.2022). Там же. Там же. Щукин Н. С. Поездка в Якутск. СПб., 1844. С. 110. Дионисий (Хитров), еп. Стопами миссионера. Т. 1. Тверь: Булат, 2013. С. 142. Там же. С. 130. Там же. С. 131. Там же. С. 143. Широков С. А. Валаамский монастырь и американская православная миссия. М., 1996, С. 133. Там же. С. 134. Щукин Н. С. Поездка в Якутск. СПб., 1844. С. 107. Дионисий (Хитров), еп. Стопами миссионера. Т. 2. Тверь: Булат, 2013. С. 58. Там же. С. 59. Там же. С. 72. Там же . Указ. соч. Т. 4. С. 11. Там же. С. 17. Дионисий (Хитров), еп. Указ соч. Т. 2. С. 146. Щукин С. Н. Поездка в Якутск. СПб., 1844. С. 107. Там же. С. 45. Там же. С. 25. Эту проблему отмечал и священник Григорий Попов, который передавал даже диалог с отцом девушки, которая переехала к своему жениху: «Как же ты до венца-то отделяешь свою дочь, разве это возможно?» — в недоумении спрашиваю я. «Ведь он высватал мою дочь, отдал мне за нее следуемый калым». Попов Г. М. В Якутской глуши. С. 24. Дионисий (Хитров), еп. Стопами миссионера. Т. 2. Тверь: Булат, 2013. С. 40. Там же. С. 33, 186. Священник Григорий Попов по этому поводу писал: «В большинстве якуты, по своей бедности, а главным образом по отдаленности и крайнем неудобствам путей сообщения, привозят священника к себе только раз, именно пред смертию для напутствования Святыми Тайнами, а после смерти для отпевания не приглашают …» Попов. Г. М. В Якутской глуши. С. 6. Там же. С. 63. Дионисий (Хитров), еп. Указ. соч. Т. 2. С. 77. Там же. С. 43. Титов А. Н. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. С. 14. Там же. Дионисий (Хитров), еп. Стопами миссионера. Т. 2. Тверь: Булат, 2013. С. 36. Дионисий (Хитров), еп. Указ соч. Т. 1. С. 133. Там же. С. 137. Дионисий (Хитров), еп. Указ соч. Т. 2. С. 295. Дионисий (Хитров), еп. Стопами миссионера. Т. 2. С. 295. Дионисий (Хитров), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 25. Там же. С. 24. Георги И. Г. О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения Северных Сибирских.

http://bogoslov.ru/article/6193057

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010