Ни одно из сочинений К. полностью не сохранилось. Число приводимых античными авторами отрывков из произведений К., способных служить источниками для установления особенностей их философского учения, крайне невелико. Наиболее подробным источником сведений о раннем кинизме является сочинение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», где кинизму посвящена целиком 6-я кн. ( Diog. Laert. VI; см. также: Ibid. IV 46-58). Вместе с тем отдельные сообщения Диогена Лаэртского о К. совр. исследователи подвергают сомнению ввиду их расхождения с иными, более достоверными источниками (подробный анализ содержания 6-й кн. см.: Goulet-Caz é . 1992; Gugliermina. 2006). Отдельные повествования о К. и их изречения приводили мн. греч. и лат. философы и писатели, в т. ч. Ксенофонт (V-IV вв. до Р. Х.), Аристотель (IV в. до Р. Х.), Страбон (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.), Филон Александрийский (I в.), Луций Анней Сенека (I в.), Плутарх (I-II вв.), Секст Эмпирик (кон. II - нач. III в.), Гален Пергамский (II-III вв.), Иоанн Стобей (V в.) и др. Кроме того, важность ввиду их древности (III-I вв. до Р. Х.) представляют краткие сведения о К., содержащиеся в античных папирусах, исследованных в XIX-XX вв. (см.: Gallo. 1980; Giannattasio Andria. 1980; Dorandi. 1982; Bastianini. 1992; Brancacci. 1996). Во II-IV вв. учение К. подробно обсуждали некоторые греч. авторы, не принадлежавшие по своему образу жизни и убеждениям к кинической школе, однако с симпатией относившиеся к идеям кинизма: стоик Эпиктет (I-II вв.), философствующий оратор Дион Хризостом (I-II вв.), философ и сатирик Лукиан Самосатский (II в.), платоник Максим Тирский (II в.), неоплатоник рим. имп. Юлиан Отступник (361-363). В отечественной науке они получили условное наименование «кинизирующие писатели» ( Нахов. 1982. С. 26-30). Из ранних христианских авторов различные сведения о К. приводят Климент Александрийский (II-III вв.), Тертуллиан (II-III вв.), Лактанций (III-IV вв.), Евсевий , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), Феодорит , еп. Кирский (IV-V вв.), свт. Иоанн Златоуст , архиеп. К-польский (сер. IV - нач. V в); блж. Августин , еп. Гиппонский (IV-V вв.), блж. Иероним Стридонский (IV-V вв.) и др. (см. указатель: SSReliq. Vol. 3. P. 93-238). Популярность кинизма в эллинистическую эпоху привела к появлению ряда псевдоэпиграфических сочинений, в которых идеи позднего кинизма приписываются ранним представителям кинической философии. Наиболее крупным памятником такого рода являются «Письма» сократиков и К.- сборники подложных писем Антисфена, Диогена, Кратета, Мениппа и др. философов.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСЕНОФАН [греч. Ξενοφνης; лат. Xenophanes] из Колофона (VI-V вв. до Р. Х.), древнегреч. поэт и философ, представитель досократовской традиции (см. ст. Досократики ), один из основоположников античного философского монотеизма . Жизнь и деятельность В античных источниках содержатся лишь краткие и отрывочные сведения о жизни К. В посвященном К. разделе соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диоген Лаэртский без особого успеха обобщил нередко противоречившие друг другу сообщения предшествующих доксографов (см.: Diog. Laert. IX 2. 18-20). Соотнося повествование Диогена Лаэртского, к-рое является наиболее подробным собранием сведений о К., с др. источниками, историки античной философии с кон. XIX в. предпринимали попытки построить непротиворечивую биографию К. (см.: Thesleff. 1957; Fritz. 1967. Sp. 1542-1543; обобщающую хронологическую таблицу см.: Schirren. 2013. S. 191). Сложность определения времени рождения К. связана с тем, что, согласно свидетельству Климента Александрийского (II-III вв.), ссылающегося на «Хронику» Аполлодора (II в. до Р. X.), К. род. в 40-ю олимпиаду, т. е. между 620 и 616 гг. до Р. Х. (см.: Clem. Alex. Strom. I 14. 64. 2); такие же сведения c опорой на этот же источник сообщает Секст Эмпирик (см.: Sext. Adv. math. I 257). По мнению ученых, столь ранняя датировка ошибочна, т. к. она противоречит др. сведениям о жизни К. Обычно ее объясняют тем, что Климент Александрийский и Секст Эмпирик опирались на испорченную версию «Хроники» Аполлодора, в которой обозначение 50-й (греч. Ν) олимпиады оказалось заменено обозначением 40-й (греч. Μ) олимпиады (ср. соответствующие отрывки с предлагаемой коррекцией: ФРГФ. 21A8). Т. о., по мнению большинства совр. ученых, К. род. в 50-ю олимпиаду, т. е. между 580 и 577 гг. до Р. Х. (см., напр.: Guthrie. 1962. P. 362; Fritz. 1967. Sp. 1542; Schirren. 2013. S. 190-191). В случае принятия этой коррекции сообщения Климента Александрийского и Секста Эмпирика могут быть согласованы с данными Диогена Лаэртского, к-рый, также ссылаясь на Аполлодора, утверждает, что «расцвет» (κμ) К. приходится на 60-ю олимпиаду, т. е. на 540-537 гг. ( Diog. Laert. IX 2. 20). В «Хронике» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), имя К. упоминается дважды: сообщается, что он «был известен» (γνωρζετο) в 56-ю олимпиаду, т. е. в 556-552 гг. до Р. Х. (см.: Euseb. Chron.//Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. S. 103, 349. (GCS; 47)), а также между 59-й и 61-й олимпиадами (в греч. и лат. версиях; см.: Ibidem) или, более точно, в начале 60-й олимпиады, т. е. ок. 540 г. до P. X. (в арм. версии; см.: Euseb. Chron.//Werke. B., 1911. Bd. 5: Die Chronik, aus dem Armenischen übersetzt. S. 189. (GCS; 20)).

http://pravenc.ru/text/2462135.html

Сказание об Аристотеле Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина «Сказание о еллинском философе, о премудром Аристотеле» присоединяется во многих списках к «Тайная Тайных». Но если последний памятник восходит к еврейской версии «Secretum Secretorum», то источник «Сказания» иной. Как установил В. Райэн, эта статья представляет собой сильно сокращенный перевод жизнеописания Аристотеля, входящего в знаменитую книгу Диогена Лаэртского (III в.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» – одну из самых популярных греческих книг и в средние века, и в новое время (см.: Райэн В. Древнерусский перевод жизнеописания Аристотеля Диогена Лаэртского//Slavia. 1968. Ro. 37, seš. 2. С. 349–355). Вероятно, объединение «Сказания об Аристотеле» с «Тайная Тайных» произошло уже в древнерусской рукописной традиции. «Сказание об Аристотеле» кое в чем пополняло сведения древнерусского читателя о прославленном философе древности: здесь приводятся некоторые данные о его жизни, внешности, а также несколько его афоризмов; наконец, описывается странный прибор, который служил Аристотелю будильником. По наблюдениям В. Райэна, при переводе опускалось все, что могло как-нибудь опорочить Аристотеля. С какого языка сделан перевод, остается неясным. «Сказание о еллинском философе, о премудром Аристотеле» публикуется по изданию: Сперанский М. Из истории отреченных книг, IV. «Аристотелевы врата», или «Тайная Тайных». СПб., 1908 (Памятники древней письменности и искусства, т. 171). С. 240–241, по рукописи 1640 г. – ГИМ, Синодальное собр., 723, лл. 129–131. Текст выверен по рукописи. СКАЗАНИЕ ОБ ЭЛЛИНСКОМ ФИЛОСОФЕ, О ПРЕМУДРОМ АРИСТОТЕЛЕ При Аминте, царе македонском, жил эллинский философ Аристотель премудрый, учитель Александра, царя македонского. А учеником он был Платона, философа эллинского; и он превзошел в обучении всех учеников Платона премудростью, и разумом, и во всяких философских и риторических науках и знаниях. Его любил и знал Аминт-царь из-за премудрости и разума его. Этот Аристотель происходил из места Стагира, а отец его был богатым и славным мужем по имени Никомах. Роста он был среднего, голова у него была небольшой, голос высокий, глаза маленькие, ноги худые; а носил он разноцветную и хорошую одежду. Любил он носить перстни и цепи золотые.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ [греч. Ζνων Κιτιες] (IV-III вв. до Р. Х.), древнегреч. философ, основатель стоической философской школы (см. ст. Стоицизм ). Жизнь и сочинения Точная дата рождения З. К. неизвестна, приблизительная датировка дается по ряду косвенных свидетельств, в частности по известной с достаточной точностью дате его смерти. Согласно сообщению Филодема (SVF. I 36a), З. К. умер во время архонтства Арренида, к-рое приходилось на 262 г. до Р. Х. Сходную датировку дает «Хроника» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской, переведенная на латынь блж. Иеронимом Стридонским , к-рый под 263-264 гг. до Р. Х. (129-я олимпиада) поместил запись: «Умер Зенон стоик» (Zeno stoicus moritur - Hieron. Interpretatio Chronicae Eusebii Pamphili//PL. 27. Col. 487). Ученик З. К. Персей писал, что З. К. умер в возрасте 72 лет, а в Афины прибыл 22 лет (SVF. I 36). В этом случае дата его рождения 334 г. до Р. Х.- такая датировка признается большинством совр. исследователей наиболее вероятной (подробный анализ различных позиций см.: Fritz. 1972. Sp. 83-85). Др. датировка основывается на сочинении Диогена Лаэртского , утверждавшего, что З. К. прожил 98 лет ( Diog. Laert. VII 1. 28). В трактате Диогена содержится письмо З. К. к македонскому царю Антигону, в к-ром З. К. сообщает, что ему уже 80 лет. С учетом того что письмо З. К. было написано в ответ на приглашение Антигона приехать к нему, последовавшее как только тот стал правителем, т. е. ок. 283 г. до Р. Х., З. К. мог родиться ок. 363 г. до Р. Х. Однако нек-рые исследователи полагают, что реальную власть Антигон получил лишь ок. 276 г. и именно тогда направил письмо З. К., на основании чего соответственно корректируют дату рождения З. К. Зенон Китийский. Гравюра. XIX в. Зенон Китийский. Гравюра. XIX в. Местом рождения З. К. считается греч. город-гос-во Китий (ныне Ларнака) на Кипре , имевший смешанное греко-финикийское население. По преданию, сообщаемому Диогеном Лаэртским со ссылкой на Деметрия Магнесийского, З.

http://pravenc.ru/text/199735.html

Помимо сообщения Платона, единственным относительно надежным источником сведений о З. Э. является сочинение Диогена Лаэртского, к-рый повторяет рассказ Платона и добавляет ряд подробностей, относящихся к жизни и политической деятельности З. Э. ( Diog. Laert. IX 5). Так, Диоген приводит различные версии истории об участии З. Э. в заговоре против некоего тирана и мучительной смерти от рук последнего. При этом точно не известно ни имя тирана (в ранних источниках встречаются имена Неарха, Диомеда и Демила, в более поздних происходит слияние образа этого тирана с известными тиранами античности, в частности Дионисием I из Сиракуз), ни место заговора (упоминаются как родной город философа Элея, так и др. города). По одной из версий, после того как З. Э. был схвачен и выведен на городскую площадь, он сумел своими речами и упреками в трусости вдохновить окружающий народ, к-рый побил тирана камнями. По др. версии, на допросе в ответ на требование выдать имена соучастников З. Э. назвал всех верных друзей тирана, в результате чего тиран казнил их и лишился своих приверженцев. Согласно более подробной версии, З. Э. был подвергнут жестоким пыткам, так что, будучи не в состоянии их терпеть, он подозвал к себе тирана, якобы намереваясь сообщить ему имена сообщников, но когда тот подошел, вцепился зубами ему в ухо и не отпускал его, пока не был заколот (ср.: Diodor. Sic. Bibliotheca. X 18). Наконец, по еще одной версии, опасаясь проговориться под пытками, он откусил собственный язык и выплюнул его тирану в лицо (эту версию приводит, в частности, Климент Александрийский - Clem. Alex. Strom. IV 8. 56). У Диогена и в лексиконе «Суда» есть свидетельство о том, что З. Э. был подвергнут особой мучительной казни: брошен в ступу и там забит насмерть, истолчен в порошок (DK. 29A2; та же история рассказывается об Анаксархе - Diog. Laert. IX 10). Интересное, хотя едва ли достоверное свидетельство о З. Э. приводит Тертуллиан в трактате «Апологетик»: «На вопрос Дионисия, что дает философия, Зенон Элейский ответил: «Презрение к смерти». Подвергнутый затем тираном бичеванию, он оставался нечувствительным к страданиям, удостоверяя истинность своего изречения до самой смерти» ( Tertull. Apol. adv. gent. 50). О мужестве З. Э. перед лицом мучений Тертуллиан упоминает и в трактате «О душе» ( Idem. De anima 58. 4); об этом же есть свидетельство у Немесия , еп. Эмесского ( Nemes. De nat. hom. 30), Евсевия , еп. Кесарии Палестинской ( Euseb. Praep. evang. X 14. 15) и др. церковных писателей. Согласно нек-рым араб. источникам, З. Э. умер в возрасте 78 лет, однако общая недостоверность араб. жизнеописаний З. Э. и отсутствие греч. свидетельств заставляют относиться к этому утверждению с сомнением (см.: Rozenthal. 1937).

http://pravenc.ru/text/199737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АББРЕВИАТУРЫ в европ. рукописной традиции [позднелат. abbreviatura - сокращение], сокращенное написание слова или словосочетания. Употребление А., а также тесно связанная с аббревиацией запись целого текста посредством специальных знаков для слов, слогов или букв (тахиграфия, стенография) распространены во всех развитых письменностях, не только буквенных, но и иероглифических. Основные мотивы сокращений следующие: экономия писчего материала, стремление к одновременной и точной фиксации устной речи, выделение наиболее значимых слов и словосочетаний (в поздней рукописной традиции, особенно слав.,- священных имен ); устранение избыточности письменного текста, т. е. изменение подробной буквенной фиксации звуковой стороны слов, что существенно ускоряет и облегчает восприятие текста опытным читателем. Развитие А. в рукописной книжности свидетельствует о высоком уровне письменной культуры об-ва; сокращение количества А., напротив, указывает на упадок образованности. А. в собственном смысле, как и тахиграфия, известны с глубокой древности. По сообщению Диогена Лаэртского (кон. II - нач. III в.), тахиграфия применялась философом Ксенофонтом (IV в. до Р. Х.) для записи диалогов Сократа ; древние эпиграфические памятники содержат систему знаков тахиграфии, к-рая была успешно реконструирована в кон. XIX в. нем. филологом Хильдбауэром. Лат. тахиграфия была введена, по преданию, Цицероном (I в. до Р. Х.), а разработана его учеником и секретарем Тироном, поэтому специальные знаки сокращений и тайнописи иногда называют тироновыми. Впосл. Сенека (I в. по Р. Х.) систематизировал тироновы знаки и довел их число до 5 тыс. Письмо языческой античности широко использовало и обычные сокращения, представленные в эпиграфическом материале, напр. S. P. Q. R.- Senatus populusque romanus (сенат и народ рим.). В основном это были сокращения инициальные: личных имен, имп. титулов, названий гос. учреждений, наиболее употребляемых слов.

http://pravenc.ru/text/62424.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНДИВИД [от лат. individuum - неделимое], понятие, обозначающее представителя к.-л. группы, к-рый обладает отдельным самостоятельным существованием и характерными особенностями, благодаря наличию к-рых он не может быть отождествлен с др. представителями той же группы. В процессе исторического развития понятия «индивид» к его первоначальным логическому и физическому значениям добавились антропологическое и психологическое значения, сделавшие это понятие весьма важным и актуальным для новоевроп. философии человека, этики, эстетики, социальной и политической философии. В совр. философии и психологии понятие «индивид» употребляется преимущественно по отношению к человеку. Индивидом является всякий конкретный человек как единичный представитель всей совокупности людей (в биологическом смысле - вида homo sapiens), обладающий только ему одному присущими свойствами и качествами, а также характеризуемый целостностью психической жизни и самосознанием. Начиная с поздней античной философии понятие «индивид» применительно к разумным существам (человек, ангел , Бог ) разрабатывалось в тесной связи с понятием «личность» (греч. πρσωπον, лат. persona, в христианской триадологии и христологии также Лицо ), однако у нек-рых философов и богословов не во всем совпадало с ним по смыслу. Зарождение и развитие понятия «индивид» ( τομον ) в античной философии Лат. слово individua (индивиды), в терминологическом значении встречающееся впервые у Цицерона (I в. до Р. Х.) (см.: Cicero. De fato. 18, 22, 23; Idem. De fin. bon. et mal. I 6. 17-18; Idem. De natura deorum. I 66), первоначально использовалось для передачи термина τομα, введенного в греч. философский язык Демокритом и другими атомистами. В рамках учения последнего это понятие применялось для обозначения мельчайших неделимых «элементов» (στοιχεα), бесконечных по числу и не воспринимаемых чувствами, которые наряду с «пустотой» (κενν) Демокрит считал первыми причинами всех возникающих вещей (см., напр.: DK. 67A32; 68A1). По словам Диогена Лаэртского , Демокрит учил, «что начало всего - атомы и пустота» ( Diog. Laert. IX 44). Согласно свидетельству Аристотеля в трактате «О возникновении и уничтожении», Демокрит и Левкипп говорили, что «все... [вещи] состоят из неделимых тел (κ σωμτων διαιρτων), бесконечных по количеству и формам, и отличаются друг от друга составом, а также положением и порядком этих [элементов]» ( Arist. De generat. et corrupt. I 1. 314a); в трактате «О небе» Аристотель также упоминал о том, что Демокрит и Левкипп «утверждают, что первичные величины по числу бесконечны, по величине неделимы, из одного не возникает многое, из многого - одно, но все порождается путем их сочетания и переплетения» ( Idem. De cael. III 4. 303a).

http://pravenc.ru/text/389563.html

В 1476 г. в Милане вышло самое известное сочинение Л.- «Краткое изложение о 8 частях речи» (Επιτομ τν κτ το λγου μερν; факсимильное изд.- Амстердам, 1966), 1-я в истории печатная книга на греч. языке. Эта грамматика была написана в период пребывания Л. в Милане для его ученицы Ипполиты Сфорцы. Грамматика быстро завоевала популярность, в 1480 г. была переведена на латынь, впосл. неоднократно дополнялась и переиздавалась в типографии Альда Мануция в Венеции (1495, 1502, 1512, 1521). Вскоре она заменила в качестве основного пособия для изучения греч. языка грамматику Мануила Хрисолора . Во 2-й кн. «Утопии» (1516) Т. Мор упоминает Л., говоря, что у жителей Утопии из всех пособий по греческому есть лишь грамматика Л., а учебника Газиса Феодора - нет. Ок. 1490 г. было опубликовано дополнение к грамматике - «Вступление к 3-й книге об имени и глаголе». Также Л. является автором соч. «О синтаксисе глагола согласно древним» (Περ τς τν ρημτων συντξεως κατ τος παλαιος) (Anecdota graeca. 1828) и произведений разных жанров: кратких биографий греч. писателей калабрийского (PG. 161. Col. 923-938) и сицилийского происхождения (Ibid. Col. 915-924; 1-я публикация - Мессина, 1499); рассуждений о сочинениях Квинта Смирнского (Ibid. Col. 941-950); перечня визант. императоров, начиная с Василия I Македонянина (Ibid. Col. 965-968); квантитативных эпиграмм (Ibid. Col. 967-970); всемирной компилятивной хроники от Адама до падения Трапезунда и захвата Пелопоннеса турками ( Κωνσταντνου Λασκρεως. 1910); парафраза «Галиевтики» Оппиана ( Cariou. 2015); работ по риторике (Matrit. 4620. Fol. 130-144). Л. принадлежит собрание 489 греч. эпиграмм, в основном восходящее к поэтической коллекции Максима Плануда , схолиям к сочинениям Иоанна Цеца и Диогена Лаэртского (Matrit. 4562. Fol. 101-136; Maltomini. 2011). Л. коллекционировал рукописи античных и визант. авторов: известны 150 кодексов, либо частично или полностью переписанных его рукой, либо содержащих его пометы ( Martinez-Manzano. 1998. P. 32-45; Eadem. 2000). Книги, принадлежавшие Л., в основном хранятся в Национальной б-ке Испании в Мадриде ( Fern á ndez Pomar. 1966).

http://pravenc.ru/text/2463141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРНЕАД [греч. Καρνεδης; лат. Carneades] (ок. 214/3 г. до Р. Х., Кирена, совр. Ливия - 129/8 г. до Р. Х., Афины), древнегреч. философ, представитель античного скептицизма , руководитель и преподаватель Академии Платоновской ; основатель т. н. Новой, или Третьей, Академии. Жизнь Примерная дата рождения К. вычисляется на основании отнесения Аполлодором Афинским (II в. до Р. Х.) и вслед за ним Диогеном Лаэртским (кон. II - нач. III в.) даты смерти К. к «четвертому году 162-й олимпиады», т. е. к 129/8 г., а также на основании сообщения, что К. скончался «в возрасте 85 лет» ( Diog. Laert. IV 9. 65). Сообщение Марка Туллия Цицерона (I в. до Р. Х.), что К. прожил 90 лет ( Cicero. Acad. II 6. 16), впосл. часто повторявшееся в античной лат. лит-ре, признается совр. исследователями ошибочным ( Arnim. 1919. Sp. 1964; Wi niewski. 1970. S. 92-93; Mette. 1985. S. 121). Карнеад. Гравюра. 1685 г. Карнеад. Гравюра. 1685 г. О жизни К. в Кирене до прибытия в Афины и начала обучения в Платоновской Академии ничего не известно. Его отцом в большинстве источников называется Филоком, однако Диоген Лаэртский предлагает и др. возможное имя - Эпиком ( Diog. Laert. IV 9. 62; CFrM. T1a1; ср.: G ö rler. 1994. S. 851-852). В Афинах К. обучался у схоларха Платоновской Академии Гегесина Пергамского, продолжавшего скептическую философскую традицию основоположника Средней Академии Аркесилая (IV-III вв. до Р. Х.). Согласно Цицерону ( Cicero. Acad. II 30. 98), К. также значительное время обучался у философа Диогена Вавилонского (Селевкийского), представителя стоицизма , к-рый познакомил К. с учением известного стоика Хрисиппа (III в. до Р. Х.). Именно философская критика стоицизма стала делом всей жизни К.; по словам Диогена Лаэртского, К. нередко шутливо говорил: «Не будь Хрисиппа - и меня бы не было» ( Diog. Laert. IV 9. 62). Главным оппонентом К. среди совр. ему стоиков был руководитель афинской стоической школы Антипатр из Тарса, к-рый избегал вступать с К. в открытую устную дискуссию и отвечал на его критику стоицизма в многочисленных сочинениях ( G ö rler. 1994. S. 852).

http://pravenc.ru/text/1681111.html

Статистика Диоген Лаэртский Диоген Лаэртский (др.-греч. Διογνης Λαρτιος) — позднеантичный историк философии. Никаких данных о личности и биографии Диогена Лаэртского не сохранилось. Неизвестны даже даты его жизни; приблизительная биографическая датировка возможна лишь на основании его сочинения и предположительно указывает на конец II — начало III в. н. э. Определенно лишь то, что он жил после писателя Секста Эмпирика (II—III в.), которого Диоген упоминает, и до писателя Стефана Византийского (VI в.), который цитирует трактат Диогена. Столь же загадочно и его географическое происхождение (возможно, он уроженец Киликийской Лаэрты). Нельзя исключить, что мы имеем дело не с реальным именем, а с псевдонимом, заимствованным из гомеровского эпоса: и греч. διογενς (рождённый от Зевса), и др.-греч. Λερτιδης (сын Лаэрта) — эпитеты Одиссея. Именем Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с архаической эпохи (Фалес, Солон) и вплоть до рубежа нашей эры. Диоген не стремится ни к хронологической связности материала, ни к его систематическому изложению, ни даже к фактической достоверности. Важнейшим критерием для него, как и для многих других эллинистических авторов, является пестрота (греч. ποικιλα) — разнообразие и живость подачи сведений. Об одних философах (о Платоне, стоиках, скептиках, эпикурейцах) Диоген пишет достаточно подробно, о других — вскользь. Изложение воззрений мыслителей перемежается у него занятными биографическими анекдотами (в том числе и явно легендарными), фантастическими «письмами» философов известным историческим лицам, а также стихотворными эпиграммами, часто — довольно язвительными. Несмотря на то, что метод и стиль Диогена весьма далек от современных представлений о научном изложении, историко-философская ценность его трактата велика. Мы находим у него, к примеру, целый ряд изречений Гераклита, неизвестных из других источников, уникальный список несохранившихся трудов Демокрита, ценные текстологические сведения о сочинениях Платона, достаточно внятное изложение логики и этики ранних стоиков. Кроме того, трактат Диогена сам по себе является важным памятником позднеантичного стиля исторической мысли, стоящим в одном ряду со «Строматами» Климента Александрийского и «Пестрыми рассказами» Элиана. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1067

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010