5. В нижней церкви при больнице, в пятницу, в неделю св. Пасхи, в день празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. 6. В верхней больничной церкви, в день Святой Троицы. 7. В храме свв. Ann. Петра и Павла, 29-го июня. В скитах: В скиту Всех Святых в верхней церкви: в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8-го ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13-го июля, и в нижней церкви–в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе. В скиту Свято-Островском в день преподобного Александра Свирского , 30-го августа. В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день Рождества св. Крестителя, 24-го июня, и в день Усекновения честныя его главы, 29 августа, и в нижней в день св. Трёх Святителей, 30-го января, В скиту св. Николая–в день памяти святителя, 6-го декабря, и в день перенесения св. его мощей, 9-го мая. В скиту св. Прор. Илии–20-го июля, в день его памяти. В скиту Коневской чудотворной иконы Божией Матери, 10 июля. В скиту преподобного Авраамия Ростовского– 29-го октября, в день его памяти. В Кладбищенской церкви во имя Всех преподобных Отецов в посте просиявших в день их памяти–в сырную субботу. Во всех часовнях во дни празднования тем святым, в честь которых они устроены, также и у крестов, совершаются молебные пения с водоосвящением. Крестных ходов на Валааме установлено три: 1. 1-го августа крестный ход на воду. С монастырской горы направляется он к месту, нарочно для этого устроенному на монастырском заливе. Оттуда, по совершении освящения воды, проходит он мимо гостиницы, обходит кругом монастыря и через Святые Ворота возвращается, в обитель. Во время этого хода братья поют догматики. Установлен он по общему церковному чиноположению для освящения воды. 2. 29-го июня, в день св. Ап. Петра и Павла. В соборном храме начинается тогда молебен Пресвятой Деве Богородице. С первою песнею канона выходят из храма и крестным ходом обходят кругом монастыря. Этот крестный ход установлен в обители с давнего времени. Он совершался по возобновлении монастыря во дни строителя Иосифа и игумена Ефрема и в последующее за тем время, до настоящих дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

О некоторых первых насельниках Скита упоминает начальная скитская Летопись. Это следующие сведения. Первая смерть в Скиту: 14 мая 1826 года скончался мантийный монах Нифонт, уроженец города Карачева, из мещан. Прожил сорок семь лет, болел семьдесят дней. В Скиту пожил лишь пять месяцев, а до того был отшельником в Смоленских лесах. 18 июня умер послушник Михаил Бакин, орловский мещанин, от лихорадки, проболев сорок дней. От роду ему было двадцать шесть лет, а в Скиту провел только два месяца. До Оптиной некоторое время подвизался в Белобережской и Площанской пустынях. 30 апреля 1827 года отошел ко Господу мантийный монах Иосиф, из калужских мещан, проживший в Скиту четыре года и три месяца. Всего лет ему было – двадцать пять. 22 декабря 1828 года преселился в Небесные дворы Господни старец Досифей, пришедший в Скит из Рославльских лесов, где многие года был соседом старца Афанасия, у которого учениками были отцы Моисей и Антоний. Год и два месяца прожил в Скиту. Незадолго до смерти через него Господь сотворил чудо. Вот как оно описано в Летописи Скита: «Одоевского помещика (Тульской губернии) А. С. Воейкова супруга в молодых летах находилась в горячке. Супруг и родственники ожидали скорой кончины ее, вдруг больная, казалось им, с кем-то поговоривши тихо, – встала сама собою и спросила: “Где же монах, что ко мне сейчас приходил?” И когда они сказали ей и уверяли, что никто не приходил и никого не видели, в ту минуту больная почувствовала облегчение и сказала, что приходивший монах говорил ей сии слова: “Что ты лежишь? Вставай да в Оптину приезжай молебен служить; а я на твое место лягу, так Бог велел”. Больная в несколько дней выздоровела и, приехавши с супругом своим в сию Пустынь, вначале пошли по дороге к Скиту и по Божию смотрению на сей раз братия как из Обители, так и скитские были в послушании на покосе, один отец Досифей оставался в Скиту, – он нечаянно вышел из скитских Святых врат к ним навстречу и с простодушным приветствием показывал им внутреннее расположение Скита; а оная госпожа, бывшая больная, увидавшая отца Досифея, с удивлением, страхом и радостью тихо сказала своему супругу, что сей монах образом и простою беседою во всем сходствен с явившимся ей в болезни. После сего вскоре о. Досифей поболел 12 дней и тихо скончался в твердом уповании спасения своего. Жил 75 лет, а в монашестве 50».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Мятежники собрали братский собор и на нем обвиняли протат и русское начальство, что будто они действуют пристрастно по отношению к скиту, причем предложили братству искать правосудия в Петрограде и просили его подписать бумаги, ранее заготовленные ими. Братство, запуганное ими и держимое в скиту под замком, конечно, не могло бумаг не подписать. Ехать с бумагами в Петроград вызвался сам Булатович. В Петрограде он поместился на частной квартире и стал обвинять у властей и в печати игумена архимандрита Иеронима и прочих ему непокорных и жаловаться на несправедливости протата и прочих властей, а в скит посылал утешительные письма, что они (имябожники) будут в скором времени оправданы и заживут безмятежною жизнью. В скиту по отъезде Булатовича его заместил его секретарь отец П-р, библиотекарь, доселе державший порту в своих крепких руках. Теперь он сделался в скиту полным хозяином. Отец Давид, доселе бывший в подчинении у Булатовича, подчинился ему. Жизнь при новом правителе в скиту для не приемлющих нового догмата стала невозможна. Он требовал от них через посредство собора или вдвоем с архимандритом Давидом, а иногда и один, чтобы они проклинали игумена Иеронима. Но все-таки у многих ревнителей нового догмата благоразумие стало постепенно брать верх. Этому способствовали вести, время от времени проникавшие в скит, что Святейший Синод хотя еще официально и не рассмотрел спорной книги, но большинство его членов, частно ознакомившихся с ней, высказывается против учения ее, что правительство недовольно самосудом Булатовича и сподвижников его. Также дошло, что и новый Вселенский патриарх готовится осудить спорное учение и требует на суд Булатовича и архимандрита Давида. Все это и не в меру усилившееся насилие нового начальства в скиту заставили многих призадуматься, и пыл у многих прошел. Они в душе отшатнулись от учения Илариона и нового начальства и стали смотреть на все открытыми глазами, причем более благоразумные из них самостоятельно стали вдумываться во все происшедшее в скиту и сравнивать защиту святыми отцами церковных догматов с защитой нового догмата Булатовичем и его компанией и, видя, что первые всегда сами страдали от еретиков, а защитники нового догмата, наоборот, сами другим причиняют страдания, поняли, что вместе с ними они стоят на ложном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjabo...

архимандрита Иеронима, принявши во внимание, что о. Давид, как имябожник, волей неволей во всем будет их слушаться. Но выбрали его лишь временно, так как у них уже предрешено было, в тайне от о. Давида, вскоре предложить ему уйти на покой, и возвести на должность игумена иеромонаха Антония Булатовича, или же, по крайней мере, монаха Петра (оба не великороссы, но были солидарны с малороссами. Ранее сего монах Петр, находясь на Константинопольском подворье, возмутил братию подворья против заведующего подворьем великоросса и добился смещения последнего), а по изгнании из скита архимандрита Иеронима, переизбрали и духовный собор, куда вошло большинство малороссов. Ответ 6-й, на вопрос: кто стоял во главе имябожнического движения в Андреевском скиту. Во главе имябожнического движения в скиту стояли помянутые иеромонах Антоний Булатович, монах Петр библиотекарь, несколько влиятельных малороссов и часть великороссов, лично недовольных игуменом и духовным собором. Из тех и других были претенденты на игуменский пост. Впрочем, немногие из главарей великороссов были и убежденные имябожники. Ответ 7-й, на вопрос: каким образом был смещен с игуменства в Свято-Андреевском скиту архимандрит Иероним. Главари имябожнического движения в скиту, предводительствуемые о. Антонием Булатовичем, учинили в скиту бунт против игумена Иеронима, предварительно оклеветав его в несушествующей «имяборческой» ереси; причем, воспользовавшись малограмотностью и простотой братства, у большинства его отобрали, прибегая к репрессиям, подписи под сочиненной главарями бумагой, в которой игумен Иероним признан был еретиком, и постановлялось о его смещении и об избрании на его место нового настоятеля. Ответ 8-й, на вопрос: Какая была в действительности главная цель смещения с игуменства архимандрита Иеронима. Как уже упомянуто выше, главной целью было давнишнее скрываемое, но заметное, желание малороссов захватить в скиту власть в свои руки. Ответ 9-й, на вопрос: почему не было в Ильинском скиту имябожнического движения.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

В то время в Бузэвских землях, где расположился скит Трэинстени, было около 40 скитов, в большинстве из которых проживали русские, сербские и болгарские монахи, покинувшие свои родные края, находившиеся под турецким игом. Платон сначала остановился в скиту Дэлхэуць, но потом перешел в Трэинстени. Оба скита духовно окормлялись старцем Василием Поляномерульским . В Трэинстеньской общине было двадцать монахов 74 и почти столько же пустынников, живших недалеко от скита в отдельных келиях. Здесь Платон впервые «услышал молитвенное правило по чину Афонской горы» 75 , здесь он обрел желанные уединение и покой, а главное – необходимое духовное руководство, так как в скиту жили многие замечательные подвижники. Такие, например, как переписчик книг отец Рафаил, монах Досифей, проживавший со схимонахом Тимофеем, схимонах Протерий, уроженец Полтавского края 76 . Особыми дарованиями обладал духовник Трэинстеньской общины старец Михаил, ученик старца Василия. По воскресным и праздничным дням он собирал всех братьев в саду обители и поучал о многоразличных душевных обстоятельствах, часто встречающихся в аскетической жизни. Видя все это, Платон радовался неизреченною радостию и «со многими слезами благодарил Бога, что сподобил его слышать такие наставления из уст таких мужей» 77 . Старец Василий часто посещал братию, преподавая душеполезные наставления. Однажды, пребывая несколько дней в Трэинстеньском скиту, старец Василий обратил внимание на инока Платона и пригласил его к себе в Поляномерульский скит. Платон же, боясь преждевременного рукоположения в священнический сан, остался жить в своей обители. После двух лет пребывания в Трэинстеньском скиту, возжелав более уединенной жизни, он оставляет Трэинстени и поселяется в Кириульском скиту, о котором узнал от блаженного старца Онуфрия, насельника этой пустыни. Устав в скиту был принят афонский: по воскресным и праздничным дням братия собиралась вместе на церковную службу, по окончании ее принимали трапезу и до вечерни проводили время в духовной беседе. После совершения вечерней службы братья расходились по своим келиям, где каждый совершал свое правило в уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

К сожалению, не удалось найти информации о престольном Празднике в Цилемском скиту, но по имеющимся данным особенно почитался святитель Николай. Епархиальное начальство узнало про скит в 1831 году, но попасть в скит оно не могло в виду отсутствия дорог и больших трудностей связанных с водным путем (мели, камни, перекаты, поваленные деревья в реке – тащить лодки нужно было в некоторых местах на руках). До строительства Печерского тракта в Цилемский скит можно было попасть зимой, пока ещё не выпал глубокий снег. После строительства Печерского тракта в 1895 году от ближайшей к Цилемскому скиту почтовой станции Борковская было порядка 40 вёрст, а от Койнаса до Цилемского скита 167 верст тяжелейшей дороги, которая шла по болотам, через ручьи и высокие крутые холмы. Информации о том, что в Цилемском скиту была церковь, не найдено. Была лишь часовня. В часовне имелось много древних икон ( не менее 28 больших икон), колокола, богослужебные книги, различная храмовая утварь. Старообрядцы Цилемского скита принадлежали к беспоповцам Даниловского толка, при этом православные жители Цилемского скита венчались в храмах Койнаса, Усть-Цильмы, Ценогорах. В 1846 году рассматривался вариант обращения имеющейся в скиту часовни в приписную православную церковь, однако он не был решен положительно. Более того, было решение разобрать часовню как «построенную самовольно». Согласно переписке официальных лиц, можно сделать вывод, что древняя часовня в Цилемском скиту была разобрана в период с 1854 по 1856 годы. При этом имеются данные про вторую часовню в Цилемском скиту. Нет данных, когда она была устроена ( вероятно, после послаблений в начале 20-го века), но просуществовала вторая часовня до 30-х годов 20-го века. Часовня была меньше в размерах и в ней были старинные иконы. В 1903 году некогда большой Цилемский скит имел 4-5 домой и порядка 30-ти жителей. Позже население Цилемского скита увеличивается. В 1926 году уже было 4 дворов и 39 жителей, в 1929 – 46 жителей. Основными занятиями были охота, рыболовство, хлебопашество, скотоводство.

http://sobory.ru/article/?object=53429

Глава 2. Жительство иеромонаха Леонида в Валаамском скиту. – Его переход в Александро-Свирский монастырь, затем в Площанскую пустынь и, наконец, в Оптину Пустынь Калужской епархии Слава милосердому нашему Богу, – писал вскоре по прибытии на Валаам отец Феодор подвижнику Площанской пустыни отцу Афанасию, – слава милосердому нашему Богу, что сподобил и меня недостойного и скверного сожительствовати со отцы моими в скиту Валаамском. Уже теперь перед милосердым нашим Создателем и Искупителем не можем никакого извинения и оправдания принести. Он исполнил все наше желание... Вправду можно похвалиться милосердием Божиим, на нас недостойных явленным. Привел нас в место безмолвное, спокойное, от человек удаленное, молвы свобожденное. Отец Леонид определен у нас в скиту смотрителем. Только помолитесь милосердому Богу, да даст поне отныне начало положити Его возлюбити, и по Его святой воле жити, и Божественные Его заповеди сохраняти». Около шести лет пробыли три доблестных сподвижника, отцы Феодор, Клеопа и Леонид, в Валаамском скиту как в надежном пристанище спасения и, как выражался иносказательно живший в то время в тех пределах юродивый Антон Иванович, «торговали здесь хорошо», чем намекал он, с одной стороны, на их происхождение из купеческого звания, а с другой – на духовную их куплю – приобретение Христу душ чрез честнейшие злата и сребра их мудрые советы и наставления. Ибо и здесь великие старцы своей духовной мудростью и смирением привлекли к себе многих братий, которые начали к ним ходить, желая пользоваться их духовным руководством. Ученик же их, прежде переместившийся из Белобережской пустыни в Валаамский монастырь, иеромонах Гавриил, хотя имел с ними духовное общение, но вместе с ними в скиту не жил. В числе пользовавшихся духовными наставлениями о. Феодора и о. Леонида был келлиарх Валаамского монастыря о. Евдоким, духовник Валаамский. Прежде он проходил жизнь монашескую без духовного руководителя, уповая достигнуть духовного преуспеяния одними внешними подвигами и совершенной покорностью своему о. настоятелю, игумену Иннокентию, которого он считался присным учеником. Но ни послушание, изъявляемое готовностью умереть во исполнение заповеди настоятеля, ни внешние подвиги его не приносили существенных плодов монашеской жизни. Отец Евдоким не замечал в себе ни кротости, ни смирения, ни слез, ни любви. Напротив, сухость, жестокость души, зазрение всех и другие, хотя и скрываемые, страсти томили подвижника. Он не находил себе покоя, хотя исполнял все, по его мнению должное и по книгам, и по опыту. Отец Евдоким доходил до отчаяния, и лукавые помыслы склоняли его к самоубийству, советуя броситься со скалы в залив. Но вот Господь внушил ему, оставив надежду на свою праведность, прибегнуть к о. Феодору и к о. Леониду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

917 М. Евгений. Описание Киево-Соф. собора, стр. 247. Все киевские монастыри мужские и женские с указанием в них церквей и числа братии в начале 40 х гг. XVIII в. названы в Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. XX, 567, стр. 588–593. В 1749 году в Киевской епархии насчитывалось 28 мужских монастырей (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XXXI, прилож. 1. Тут названы все настоятели муж. монастырей Киевской епархии-митрополии за 1749 г.). 918 М. Евгений... прибавление 43. Тут издана полная именная ведомость о киевских монастырях за 1756 г., ср. свящ. Н. Шпачинский. Киевский митрополит Арсений Могилянский... стр. 107–108, проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 72–73. 919 Проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия... стр. 73; Н. Шпачинский. Митр. Киевский Арсений Могилянский, стр. 108–109. Вот этот постоянный состав киевских монастырей: 1. Кафедральный Киево-Софийский и приписные к нему: 2. Моравский Онуфриевский, 3. Задесенский Николаевский и 4. Трехсвятительский киевский, 5. Киевский Пустынно-Никольский и приписной к нему, 6. Пивогородицкий Николаевский, 7. Киево-Златоверхо Михайловский и два приписных к нему, 8. Красногорский Чернусский и Онуфриевский в Липянском ските, 10. Киево-Братский Училищный Богоявленский, 11. Киево-Выдубецкий Михайловский, 12. Киево-Кирилловский Троицкий, 13. Киево-Греческий, 14. Киево-Петровский Павловский, 15. Козелецкий Свято-Георгиевский и приписной к нему, 16. Козелецкий в скиту Троицкий, 17. Нежинский Благовещенский и приписной к нему, 18. Ветхорождественский, 19. Максаковский Преображенский, 20. Батуринский Николаевский, 21. Гамалеевский Харлампиевский, 22. Глуховский Петропавловский, 23. Мгарский Лубенский и приписной к нему, 24. Слепогородский Онуфриевский в скиту, 25. Густынский Троицкий и приписной к нему, 26. Дейманский в скиту, 27. Сорочинский Михайловский, 28. Нехворощанский Успенский и приписной к нему, 29. Соколовский в скиту, 30. Полтавский Крестовоздвиженский и приписной к нему, 31. Богоявленский в скиту, 32. Пустынно-Скельский Преображенский, 33. Красногорский Гадяцкий и приписной к нему, 34. Преображенский в скиту. Женские монастыри: 1. Киево-Флоровский, 2. Киево-Богословский, 3. Киево-Иорданский, 4. Козелецкий Богословский, 5. Нежинский Введенский, 6. Новомлинский Успенский, 7. Пустынно-Мутинский, 8. Глуховский Успенский, 9. Ладинский Покровский, 10. Велпкобудинский Преображенский, 11. Пуиикаровский Покровский и 12. Быстрицкий Вознесенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Уходя из скита, он братии сказал, что уходит из скита потому, что игумен не признает Иисуса Богом, умышленно скрывая, что игумен лишь не следует его учению, по коему самое имя, то есть наименование Божие, есть сам Бог . Это было 26 июля 1912 года. Спустя короткое время отец Антоний при получении своих документов выдал скиту собственноручную расписку такого содержания: «IC. ХС. Сим удостоверяю, что документы из Андреевского скита я получил и вообще никаких претензий к скиту Андреевскому не имею, ухожу, ибо так Богу угодно. Аще же угодно будет Господу Богу, дабы возвратился в место своего пострижения, то не отрицаюсь, аще братия и игумен с любовию соизволят. Иеросхимонах Антоний (Булатович). 13 августа 1912 года». IV Поселившись на Благовещенской келлии, Булатович почувствовал полную свободу действий в своей пропаганде и, подстрекаемый имябожником настоятелем келлии, продолжал пропагандировать свое учение с большей прежнего ревностью. Фиваидские и пантелеимоновские имябожники, посещавшие его до сих пор более секретно, стали открыто его посещать, доносить о состоянии обителей относительно учения его и еще и еще доставлять выдержки из книг. Благодаря кипучей деятельности Булатовича и его агентов его пропаганда имела большое влияние преимущественно на Пантелеимоновский монастырь. Число имябожников в нем быстро росло. В скиту Фиваида не отставали от них. В последнем преимущественно восставали на отца Алексия (Киреевского). Даже был слух, что они намеревались его убить. Во избежание сего он с разрешения игумена Мисаила переехал в Пантелеимоновский монастырь, но и в нем не встретил покоя: здесь имябожники также преследовали его. Влияя на Пантелеимоновский монастырь и скит Фиваида, Булатович едва ли не большее внимание уделял Андреевскому скиту и старался увлечь его за собой через посредство своих агентов-скитян, еще в его бытность в скиту влекшихся его учением. Они под прикрытием кустарника, затенявшего дорогу к Благовещенской келлии, тайно бегали к нему, носили от него в скит прокламации и вербовали на его сторону простодушных скитян. Но, несмотря на это, в скиту было спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjabo...

Мы, нижеподписавшиеся, и все иже в рассеянии сущие за сладчайшее имя Иисус Христово, смиренные афонские иноки слезно просим Всероссийский Церковный Собор в силу своего священного долга, стать за честь и славу достопоклоняемого имени Божия. И неотложно разобрать наше афонское дело. И восстановить нас, как в церковных, так и в жизненных правах нашего достояния, чего мы лишены противозаконно. Вручая себя отеческому попечению Священного Всероссийского Церковного Собора, остаемся неотметные чада и члены Святой Православной Церкви, иноки Свято-Афонские. Иеросхимонах Николай Иванов . По повелению архиепископа Никона избит до полусмерти и изгнан из обители. Иеромонах Флавий Лаба (прожил 19 лет в пределах Пантелеймоновского монастыря в скиту Фиваида. Лишен собственной келии стоимостью в 1200 руб.) Схимонах Герасим Тишевский (прожил 42 года в Пантелеймоновском монастыре). Иеродиакон Поликарп Мацюцкий, прожил 24 года в пределах Пантелеймоновского монастыря в скиту Фиваида. Лишен келейного имущества и собственной келии стоимостью 1500 руб. Схимонах Дисон Легенький. Схимонах Мартиниан Белоконь, (прожил 18 лет в пределах Пантелеймонова монастыря в скиту Фиваида, лишен келейного имущества и собственной келии, стоимостью 2000 руб.) Схимонах Иларион Мовчан, (прожил 5 лет в Пантелеймоновском монастыре, лишен келейного имущества на 400 руб.) Схимонах Ириней Белоконь, (прожил 18 лет в пределах Пантелеймонова монастыря в скиту Фиваида, лишен келейного имущества и собственной келии стоимостью в 3000 руб.) Монах Владимир Губа, (прожил 20 лет в пределах Пантелеймоновского монастыря в скиту Фиваида, лишен келейного имущества и собственной келии стоимостью в 1000 руб.) Схимонах Терентий Олифер, (прожил 15 лет в пределах Пантелеймоновского монастыря в скиту Фиваида). Схимонах Фока Лисуренко, (прожил 20 лет в Пантелеймоновском монастыре, лишен келейного имущества на 300 руб.) Схимонах Каллист Кравченко, прожил 32 года в пределах Пантейлеймонова монастыря в ските Фиваиде, лишен келейного имущества и собственной келии стоимостью 1000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010