На окраине Ханьи, второго по величине города на острове Крит, в аристократическом квартале Халепа на пожертвования Ольги Константиновны в 1901–1902 гг. была построена в русском стиле церковь св. равноап. Марии Магдалины. Авторами ее проекта являлись известный петербургский архитектор Д.И. Гримм и греческий архитектор Х. Цолинасу. До 1908 г. церковь использовалась сыном Ольги Константиновны – королевичем Георгием и сотрудниками российского консульства на Крите, а затем перешла в муниципальную собственность и в дальнейшем прихода не имела. В конце XIX в. в Салониках, вблизи набережной было устроено подворье русского афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря с домовой церковью св. вмч. Пантелеимона Целителя. Правда, здание подворья сильно пострадало от пожара в 1917 г. и было продано за небольшую сумму в 1919 г. В 1905–1908 гг. на средства российского правительства и пожертвования афонских обителей в Салониках была возведена Русская лечебница имени святого Димитрия Солунского (Солунь – древнее славянское название г. Салоники), при которой в 1908 г. устроили маленькую домовую церковь св. вмч. Димитрия Солунского. Настоятелями этого храма с самого начала по традиции служили иеромонахи афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря 287 . В 1869 г. русский афонский Свято-Андреевский скит по указанию своего ктитора Андрея Николаевича Муравьева приобрел участок земли в Восточной Македонии вблизи небольшого греческого города Кавала, где устроил свой метох (имение) Нузлы. Площадь имения составила 6 тыс. десятин земли, на которой имелось два лимана, защищенных горами, а также удобная морская бухта «Левтерополь». По преданию, на этих горах имел свою крепость царь Александр Македонский, а на одной из гор, именуемой Орлиной, некогда подвизался в пещере св. Иоанникий Великий. При имении была устроена церковь св. ап. Андрея Первозванного, в начале XX в. в метохе обычно проживало около 30 насельников скита 288 . В 1915 г. Кавала была занята воевавшими на стороне Германии болгарскими войсками, и Свято-Андреевский скит на время потерял расположенный там свой метох (причем около 10 русских монахов при явном попустительстве местной греческой администрации были объявлены военнопленными), что очень негативно сказалось на благосостоянии обители. В 1917 г. имение Нузлы было возвращено скиту, но всего лишь на пять лет. Уже в 1922 г. Свято-Андреевский скит окончательно потерял свой метох, который был отчужден греческим государством и заселен беженцами – греками из Малой Азии 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 26 декабря 1875 года – ректор Костромской духовной семинарии, одновременно был преподавателем по догматическому богословию. 27 января 1885 года хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. С 10 августа 1885 года – епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии. С 16 декабря 1889 года – епископ Тобольский и Сибирский. Здесь он много потрудился в деле благоустройства Обдорской и других северных епархиальных миссий. Им было учреждено братство св. вмч. Димитрия Солунского и при нем устроена братская типография, сделано описание епархии. На третьем году управления епархией он заболел плевритом и вынужден был оставить Тобольск. 17 июля 1893 года был уволен на покой и назначен управляющим Раненбургской Петропавловской пустынью Рязанской епархии. Во время его настоятельства был отделан собор во имя св. Иоанна Предтечи, усовершенствована монастырская служба. Здесь, в Елеонском скиту, епископ провел около 4 месяцев отшельнической жизни, изучая жизнь свт. Тихона Задонского, архиепископа Иосифа (Богословского), епископа Феофана (Говорова).Там же он написал воспоминания о своей жизни и вел дневник. 10 декабря 1894 года был назначен епископом Рязанским и Зарайским. С 14 октября 1896 года – епископ Уфимский и Мензелинский. С 14 июля 1900 года уволен на покой и снова назначен управляющим Раненбургской пустынью. В июле 1903 года перемещен в Григорьево-Бизюковский монастырь Херсонской епархии. Скончался 26 сентября 1903 года в глубоком затворе в одной из башен Бизюковского монастыря. В 1988 году был прославлен как местночтимый святой в лике святителей в Соборе Крымских святых. Труды Сочинения преосв. Иустина весьма разнообразны по содержанию и их можно разделить на четыре группы: догматические, историко-патриотические, нравоучительные и гомилетические. Его учения были изданы в 12-ти обширных томах. Для примера можно указать, что только в 10-ти томах его сочинения 4500 страниц – почти 300 печатных листов. Этот громадный труд потребовал большой усидчивости. Список трудов

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

В 1937 г. мон-рю принадлежали 25 га, а Ферапонтовской обители - 35 га земли. К мон-рю был также приписан Параскевинский муж. скит с ц. во имя прп. Параскевы Сербской (1934), построенный землевладельцем М. Чумаком между селами Фуратовка и Николаевка (ныне Саратского р-на). До 1947 г. в скиту проживали 5 монахов. Последними настоятелями скита были игум. Феофан (Шалле; 1947-1948) и игум. Маркелл (Имеш; 1948-1949). Под давлением властей в 1947-1949 гг. число насельников уменьшилось до 3 чел. По требованию уполномоченного еп. Измаильский и Болградский Анатолий (Бусел) распорядился перевести братию в Рождество-Богородичный женский мон-рь с. Александровка Болградского р-на. 16 июня 1949 г. Одесский облсовет принял решение о закрытии Фуратовского скита, его здания вскоре были снесены. В 1841-1943 гг. в Н. И. м. проживали более 20 монахов. К авг. 1944 г. советские войска освободили Измаил от румын. фашистов; Успенский храм пострадал от военных действий, а почти все монахи обители бежали в Румынию. В течение неск. лет в Измаил приехали 8 монахов из др. епархий, однако новым насельникам не позволили проживать на территории крепости, поэтому для них был обустроен фактически нелегальный мон-рь при Измаильском архиерейском подворье (Покровском кафедральном соборе) в новой части города. В 1945 г. в Н. И. м. уже проживали 11 монашествующих (среди них - только 3 иеромонаха: Иларий (Коссу), Маркелл (Имеш) и Филарет (Касиян)), а также 2 несовершеннолетних послушника, вскоре выдворенные властями из обители (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 645). После войны в обители остались неповрежденными только Никольский храм, братский корпус (16 келий) и глиноземный сарай; уцелели также архиерейский дом с зимней ц. во имя вмч. Димитрия Солунского и Крестовоздвиженский храм, где сохранялась «суворовская» мемориальная доска, посвященная участникам Измаильской битвы. Успенский храм в ходе боев получил трещины, также пострадали расположенные близ него бывш. игуменский дом и 2-й братский корпус (28 келий), занятые Дунайской флотилией под складские помещения.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

Множество святынь стало принадлежностью собора, главные из которых – частицы древа Животворящего Креста Господня и глава апостола Андрея Первозванного, для которой к освящению Андреевского собора на средства схимонаха Иннокентия (Сибирякова) московским мастером Прудниковым был изготовлен специальный драгоценный ковчег. Глава апостола Андрея Первозванного (точнее – лобная ее часть) была передана в скит архиепископом Каллиником (бывшим Мосхонийским), прожившим на Афоне 70 лет. Частицы Животворящего Креста хранились в трех реликвариях. Один из них представлял собой серебряный, украшенный драгоценностями, крест, подаренный скиту по завещанию митрополитом Хрисопольским Панкратием, прожившим на Афоне 40 лет и завещавшим никогда не выносить святыню из скита и не отделять от нее частицы. Другой крест – реликварий с частицей Животворящего Креста подарил скиту архимандрит кириархического Ватопедского монастыря Харалампий. И наконец, третий реликварий тоже в виде золотого креста был передан обители учениками о. Аникиты (Ширинского-Шихматова). Из монастыря Кастамонит в Андреевский скит была пожертвована также локтевая часть руки апостола Андрея. В скит были переданы также часть даров волхвов и частицы мощей 70-ти святых, среди которых первомученик архидиакон Стефан, апостолы Филипп и Варнава, свт. Иоанн Златоуст , вмч. Димитрий Солунский, вмч. Пантелеймон, сщмчч. Харалампий и Власий, свт. Модест, патриарх Иерусалимский, свв. мчч. Севастийские, преп. Нил Мироточивый Афонский, свв. мчч. Трифон и Димитрий Новый, прмц. Марина. Рака для хранения мощей и серебряная лампада к ней были изготовлены в Петербурге. Несколько икон скита прославились чудотворениями. Прежде всего это древние иконы, унаследованные скитом от келлии Серай. Главной чудотворной иконой скита была икона Божией Матери с предстоящими великомучениками Георгием и Димитрием Солунскими, святителями Спиридоном и Николаем, прпп. Антонием Великим , Евфимием Великим, Саввой Освященным, Онуфрием, Предтечей Господним Иоанном и евангелистом Иоанном Богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Новгородском кремле по инициативе И. было построено 4-этажное здание общежития для детей священнослужителей, обучавшихся в духовном училище. В 1885 г. он обратился с призывом к духовенству Новгородской епархии содействовать открытию церковноприходских школ и преподавать в них. В разное время при участии И. были открыты Званская Знаменская община в Волхове, Леушинская и Творожковская женские общины в Новгородской и С.-Петербургской епархии. При И. в Александро-Невской лавре были закончены работы по устройству Крестовой ц. (1863), основано Никольское кладбище с ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1871), построены ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1869-1873), в Киновии - скиту лавры на правом берегу Невы - Троицкий собор (1868) и Всехсвятский храм (1861), церковь-усыпальница во имя прп. Исидора Пелусиота (1889-1891). Все эти храмы, кроме Всехсвятского, освятил сам митрополит. И. был попечителем монастырей, в частности Новодевичьего (в 1861 освятил Воскресенский собор, в 1888 - ц. св. прор. Илии; в память о митрополите в 1892-1895 была устроена Исидоровская ц. в колокольне). В С.-Петербурге И. освятил церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при приюте принца П. Г. Ольденбургского, Успения Пресв. Богородицы при Волковской богадельне (1861), во имя арх. Михаила при Александровском механическом заводе, вмч. Георгия Победоносца при Технологическом ин-те и в честь Рождества Пресв. Богородицы при богадельне цесаревича Николая Александровича (1862), во имя вмч. Димитрия Солунского греческого прихода (1865), апостолов Петра и Павла при детской больнице принца П. Г. Ольденбургского (1869), в честь Успения Пресв. Богородицы на Сенной пл. (1870), во имя апостолов Петра и Павла при Коммерческом уч-ще и равноап. Марии Магдалины при Ивановском девичьем уч-ще (1871), Марии Магдалины при Имп. воспитательном доме, прп. Сергия Радонежского при Громовском приюте и Марии Магдалины при общине сестер милосердия Литейной части (1872), равноапостольных Кирилла и Мефодия в колокольне Крестовоздвиженской ц.

http://pravenc.ru/text/674896.html

В скиту главный соборный храм был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. По своей древности он очень замечателен. Второй храм, небольших размеров, был посвящен прп. Иоанну Рыльскому. Монастырь ватопед (штатный) На берегу залива Контесса, на северо-восточной стороне горы, расположен один из древнейших монастырей – Ватопед. От внутренней части дороги, по хребту, к нему ведет одна дорога, которая расползается, как нити, в разные монастыри и скиты. Вся история обители проходит под покровом Владычицы: основана она в честь спасения юного императора Аркадия (во время бури он упал с корабля в море и был найден спящим под кустом); не раз Пресвятая Дева защищала обитель от нашествия разбойников. Во всем монастыре двадцать шесть храмов (с соборами и параклисами). Главнейший из них храм Благовещения. Здесь хранятся такие святыни монастыря, как Пояс Божией Матери, находившийся раньше во Влахернском монастыре, в Константинополе, и подаренный обители свт. Саввой Сербским ; большая часть Древа Животворящего Креста Господня; крест царя Константина Великого , с которым он ходил на войну; часть трости, которой бичевали Иисуса Христа. Все это древности, насчитывающие за собой более восемнадцати веков; ими монастырь очень дорожит и не всем их показывает. В этом храме имеются мощи сподвижников Иисуса Христа и многих святых и преподобных угодников. Все эти святыни хранятся в особенных серебряных ковчегах в алтаре собора. Есть еще три древние чудотворные иконы Богородицы: «Возвестительница», «Закланная», «Утешение». Кроме богатства святынь, Ватопед имеет большую свою библиотеку, в которой множество книг и более тысячи рукописей, большинство из них относится к IX веку. Есть больница. Скит св. вмч. Димитрия Солунского Находится к югу от монастыря Ватопед, в расстоянии от него на полчаса пути, в самом уединенном и безмолвном месте, в нем было тридцать иноков. Название свое скит получил от храма, посвященного св. вмч. Димитрию. Этот храм, по преданию, построил сам великомученик в честь Пресвятой Богородицы. Монастырь Есфигмен (общежительный)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрофану Хиосскому или его артели); в экзонартексе Протата (ок. сер. XVIII в.; мастера Афанасий и Константин из Корицы); в экзонартексе кафоликона монастыря Ксиропотам (1783; мастера Константин, Афанасий и Наум); в трапезной мон-ря Ватопед (1786; мон. Макарий из Галатисты); в литийном притворе кафоликона мон-ря Хиландар (1803; мастера Вениамин и Захария из Галатисты); в кириаконе вмч. Димитрия (1806; тех же мастеров); в парекклисионе келлии св. Саввы (Типикарница), принадлежащей Хиландару в Карее (1806; возможно, художники из Галатисты); в парекклисионе в честь Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Ксенофонт (ок. 1820; возможно, мон. Вениамин из Галатисты); в литийном притворе кафоликона мон-ря Зограф (1816-1817; артель художников из Карпенисиона). Нек-рые детали облика М. К. могут варьироваться. В росписи литийного притвора одноименного парекклисиона каливы ап. Иоанна Богослова в Кавсокаливийском скиту (1777; мон. Митрофан Хиосский) М. К. представлен как монах-средовек, с покрытой головой, на его запястье четки, двумя руками держит открытый свиток. Молодым святой изображен в медальоне в росписи парекклисиона каливы во имя сщмч. Харалампия в Неа-Скити (1817). Положение рук святого может быть разным: иногда он держит обеими руками сомкнутый или раскрытый свиток, иногда - крест в правой руке и четки - в протянутой левой. Неск. композиций из житийного цикла М. К. составляют роспись в кириаконе во имя Св. Троицы в Кавсокаливийском скиту Великой Лавры (1820; мон. Митрофан из Визии и его артель). Девять сцен житийного цикла располагаются в нижнем ярусе на стенах и на своде. Цикл включает афонские деяния святого, его чудесное восхождение на гору Афон и беседу с Пресв. Богородицей, общение с 2 императорами, разговор с прп. Григорием Синаитом, притворное юродство, наставления молодым монахам, сожжение каливы, искушение демонами и преставление. Со 2-й четв. XIX в. появляются изображения М. К. с др. насельниками обители, носящими тот же эпитет, или с др. афонскими преподобными: с прп.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

и разоренного арабами в 862 г,). До середины XI в. Ватопед был экономически независимым, но впоследствии пользовался поддержкой императоров династии Комнинов. В 1276 (80?) г. католические миссионеры разорили монастырь за отказ принять Лионскую унию; игумена Евфимия, сковав цепями, утопили в море близ Каламицы, а 12 монахов повесили. В начале XIV в. в Ватопеде подвизался свт. Григорий Палама . На протяжении XIII–XIV вв. Ватопед неоднократно страдал от набегов пиратов и каталонцев, но восстанавливался с помощью Палеологов и сербских правителей. С XVI в. большую помощь монастырю оказывали русские цари и дунайские господари, в 1526г. он был возрожден влахийским воеводой Неангом. Однако положение монастыря улучшилось лишь в XVIII в. По переписи 1885 г. в Ватопеде проживало 214 монахов, в основном греческих, и 30 послушников. Главный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами свт. Николая (южным) и вмч. Димитрия Солунского (северным), над которым расположен небольшой придел на хорах во имя иконы Пресвятой Богородицы «Отрада» («Утешение»), был построен в конце X – начале XI в. Сохранились фрески XIV в. и несколько прекрасных мозаик, частью датируемых XI в. В монастыре более двух десятков церквей. Ему принадлежат два скита: ап. Андрея (русский) и св. Димитрия (греческий), 27 келлий и множество калив. Русские монахи подвизались не только в Андреевском скиту, но и в молдавских келлиях, приписанных к Ватопеду: мч. Марина (с 1875 г.), св. Иоанна Предтечи (с 1894 г.) и Живоносного Источника (с 1906 г.). К святыням Ватопеда относятся: пояс Пресвятой Богородицы, части хламиды Иисуса и древа Животворящего Креста Господня, частицы: главы свт. Григория Бог слова, мощей св. Андрея Критского , ап. Варфоломея и др. Библиотека монастыря – одна из самых богатейших на Афоне, насчитывает 1700 пергаментов и рукописных хартий, множество хрисовулов и более 10 000 старопечатных книг. К началу XXI в. в монастыре подвизалось около 90 иноков и 54 – в скитах. Из 27 келлий заселены 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Варзарештский Димитриевский скит в Кишиневском уезде. Этот заштатный общежительный скит расположен на косогоре, при потоке Синешты, и находится у селения Варзарешты, в 3 в. от почт. ст. Ниспорены или в 20 в. от ст. Быковца Ю.-З. ж. д. и в 62 в. от Кишинева. Он один из древнйших скитов в Бессарабии, так как уже в грамоте молдавского воеводы Александра Доброго от 1420 г. он упоминается под именем разоренного татарами «Кишнов Варзарева монастыря» и первоначально был мужеским монастырем. Возобновлен он был в 1770 г. проин-протопопом Константином Макаренко и отцом его свящ. Власием (в иночестве Валаамом), а переименован в женский скит в 1815 г. В нем два храма: теплый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (построен в 1868 г.) и холодный – во имя вмч. Димитрия Селянского (с 1863 г.). В 1840 г. из Рудянского скита принесена сюда и находится здесь местночтимая Варзарештская икона Богоматери. При ските церковноприходская школа с 1872 г. Управляет им игуменья. Рудянский скит при Варзарештском ските. Находится Рудянский скит в Кишиневском уезде. Он по ветхости зданий и недостатку средств в 1846 г. приписан к Варзарештскому скиту. Кошелевский Успенский скит в Сорокском уезде. Скит этот находится при р. Черной, в 7 в. от Добрушского монастыря и в 40 в. от у. г. Сорок. Основан он жительницей с. Котюжан Марией Токаносовой (в иночестве Митродорой) в 1790 г. Каменный храм этого заштатного общежительного скита освящен в честь Успения Богоматери и построен в 1841 г. старанием духовника архиерейского дома архимандрита Никандра и сестрой его схимонахиней Ириной, бывшей начальницей скита. Управляет игуменья. Речульский Рождество-Богородичный скит в Оргеевском уезде. Речульский скит расположен в долине, идущей к ю.-з. от р. Икела, при селении Речуле, в 6 в. от ст. Ю.-З. ж. д. «Калараш» и в 26 в. от у. г. Оргеева. Основан был для иноков в 1797 г. священниками села Пашкан Андреем и Иоанном Рошка, но въ 1811 г. сюда были переведены инокини из упраздненного Мановского скита, близ Курковского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Для посетителей открыты Дальние и Ближние пещеры. Отреставрированы корпуса 53 и 56, где находятся паломнические гостиницы. На цокольном этаже корпуса 53 расположена паломническая трапезная, в корпусе 39 - монастырское экскурсионное бюро. На территории К.-П. л. действуют Киевские ДС и ДА, находятся адм. здания Киевской митрополии, резиденция Предстоятеля УПЦ, митрополита Киевского и всея Украины. В доме настоятеля лавры на Ближних пещерах на цокольном этаже расположен свечной завод. Остальные постройки используются в качестве общежития для братии и под хозяйственные нужды. К нач. 2013 г. в К.-П. л. проживало ок. 180 чел. братии. В. В. Воронин Скиты и подворья В ведении К.-П. л. в различные периоды находилось не менее 14 приписных скитов или подворий с храмами (не считая отдельных приписных мон-рей или приходских храмов). Первое из подворий, упоминаемое в летописи под 1096 г., существовало в Суздале (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 228); впосл. преобразовано в суздальский во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-рь . В 1631 г. был основан скит в Голосеевском лесу близ Киева (см. Голосеевский в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь ). Видимо, с сер. XVII в. в Ст. Киеве у Нижнего вала существовало подворье в честь Покрова Пресв. Богородицы. В сер. XVIII в. Покровский храм подворья был обращен в приходский, к 1784 г. он обветшал, был упразднен, а приход приписан к Верхне-Местской ц. святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова ( Берлинский М. История г. Киева//Киïвська старовина. 1992. 1(292). С. 99). В люстрации Киевского замка за 1552 г. упоминается подворье на территории Замковой горы (горы Киселёвка), а также церковь, вероятно относившаяся к подворью (АрхЮЗР. 1886. Ч. 7. Т. 1. С. 107). Правосл. храм на Замковой горе отмечен и на плане Киева, приложенном к кн. «Тератургима» (1638) мон. Афанасия (Кальнофойского). В 1651 г. Киевский замок был сожжен казаками Б. Хмельницкого, храм с подворьем разрушены. С XVI в. известно подворье с храмами во имя прор. Илии и свт. Николая Чудотворца в с. Городок (Гродек, Грудек) Луцкого у. Первое известие о с. Городок как о лаврском имении датировано 6 марта 1516 г. (в этот день кн. Константин Иванович Острожский, женатый на дочери кнг. Анастасии Гольшанской Татьяне, подтвердил завещание тещи о передаче Городка обители). О проживании монахов в Городке известно из документа Луцкого суда от 22 мая 1562 г., в к-ром упоминается иером. Иларий, урядник подворья (Опись актовой книги Киевского Центрального Архива. 2036/Сост.: О. И. Левицкий. [Офиц. изд. архива]. К., 1883. С. 18). В янв. 1593 г. в скиту скончался еп. Владимирско-Брестский Мелетий (Хребтович-Богуринский). В 1702 г. подворье было обращено в загородную резиденцию Луцких униат. епископов.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010