В научной лит-ре хорошо известна т. н. Агарская икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в.), которую принесли из М. в рачинское с. Агара. Икона (126,5 ´ 75,5 см) написана на дереве и покрыта позолоченным серебром, сильно повреждена. Сохранилось устное предание, которое в 1902-1903 гг. записал настоятель Челиши архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) со слов 80-летнего жителя с. Агара Г. Момцемлидзе. В древности икона вмч. Георгия находилась в с. Хорга в Мегрелии. Царь Баграт III подарил ее одному из представителей рода Момцемлидзе (жалованная грамота хранилась в семье потомков), мусульманину, к-рый позже крестился с именем Георгий. Он перевез икону в Рачу, сперва на гору Св. Георгия (к-рая, по легенде, была названа в честь иконы, а не в честь мон-ря). В XVII в. икона находилась уже в Агаре. В XIX в. во время засухи ее поднимали из села на гору Св. Георгия, к развалинам М., и молились о ниспослании дождя. Икону изучали Бочоридзе и прав. Евфимий Такаишвили , к-рые считали, что она связана не только с М., но и с Мегрелией, т. к. до сер. XX в. на Мариамоба в М. приезжали мегрелы ( Такаишвили. 1963. С. 43-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-205). Сохранилась поврежденная икона вмч. Георгия (Кут. 144; приблизительно XVI-XVII вв.), деревянная, покрытая позолоченным серебром, отличается редкой иконографией. Восседающий на коне вмч. Георгий поражает змея, контуры на туловище и шее которого образуют муж. профиль (очевидно, имп. Диоклетиана). Также в М. находились чеканные серебряные иконы (не датированы): вмч. Георгия («неумелой работы», обновлена в 90-х гг. XIX в.); икона великомучеников Георгия, Феодора, Прокопия, Меркурия «прекрасной работы»; выполненная, очевидно, тем же мастером, что и предыдущая икона великомучеников Димитрия, Феодора Тирона, Нестора и Евстафия; поврежденная икона Спасителя; икона вмч. Георгия, к-рую Бочоридзе назвал ценнейшей, содержавшая фрагмент др. иконы (очевидно, обе иконы были частями либо большой иконы, либо креста); икона вмч. Георгия, украшенная драгоценными камнями (6 крупных жемчужин с нее хранятся в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее, Кут. 145), в надписи письмом мтаврули упомянуты имена заказчика Куцны Мхеидзе и представителей его семьи ( Бочоридзе. 1995. С. 90-95, 99-102).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

IV. Вологодская епархия – Вологда с уездом – 355 цер., Бело Езеро – собор. 1, приходских и ружных в городе и уезде – 217 цер., гор. Чаронда с округом – 34 цер., всего 606 цер. Церкви: в Вологде – соб. Софийский (Сафьянский), прих. – Сретенская, Преображения, Св. Афанасия Александрийского , Казанския Пр. Богородицы, Покрова Пр. Богородицы, Архангела Михаила, Преображения Господня, что на Болоте, Димитрия Чудотворца, Богоявления Господня, Леонтия еписк. Ростовского, св. Димитрия Прилуцкого, Павла Обнорского, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Пресв. Троицы, Николая Чудотворца, что в верхнем доле, Св. жен Мироносиц, Успения Б. М., Иоанна Богослова, Св. вмч. Власия Севастийского, Петра и Павла, Рождества Христова, вмч. Екатерины, Покрова Пресв. Богородицы, Кирилла Белозерского, Феодора Стратилата, Царя Константина, Зосимы и Савватия, Кирилла Белозерского, что на Соляном дворе, Воздвижения, Арх. Гавриила, Владимирския Богородицы, Воскресения Господня, Петра и Павла, что на Житном дворе (лл. 837, 841 – 842); в посаде града Бела Езера – Преображенский собор, прих. цер. Успения Преесв. Богородицы, Всемилостивого Спаса, Вознесения Господня, Рождества Пресв. Богородицы, вмч. Параскевы, нарицаемые Пятницы, Покрова Богородицы, Михаила Архангела, Благовещения Пр. Б., Воскресения Христова, Иоанна Предтечи, Рождества Христова, Петра и Павла, Иоанна Богослова (л. 902); в г. Чаронде – ц. Иоанна Златоуста (л. 943). V. Тверская епархия – церкви в Твери: прих. Николая Чудотв., Мины, Виктора и Викентия, Рождества Богородицы, Владимирской Богородицы, Воскресения Христова, Рождества Христова, Космы и Дамиана, Затверецкого посада – Сергиевская, Заволжского посада – Филиппа. Затмацкого посада – Живоначальной Троицы, Симеона Столпника, Жен Мироносиц, Илии Пророка, Вознесения Господня, вмч. Никиты, Бориса и Глеба, Покрова Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи, вмч. Екатерины, Онуфрия Великого, Рождества Богор. (лл. 683 – 684); в г. Кашине – Воскресенский собор, Успенский собор, церкви – Введения Пресв. Богородицы, Воздвижения, св. вмч. Власия, Флора и Лавра, Рождества Хр., Николая Чудотв., Знамения Честного Креста, Входа в Иерусалим, Рождества Б-цы, Живоначальной Троицы, Сергия Чуд., Вознесения Господня Иоанна Богослова, Рождества Б-цы, что на болоте, Богоявления Господня, Преображения Господня, Макария Чуд., Петра и Павла, Архидьякона Стефана, Богоотец Иоакима и Анны (лл. 702 – 703); в г. Клине – Воскресения Хр. (л. 718); в г. Старице – соборная одна, прих. – Симеона Столпника, Богоявления Господня, вмч. Параскевы (л. 721); в г. Зубцеве – соборная одна, прих. – Живоначальной Троицы и Преображения Господня (л. 726).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

обр. в Эксо-Мани, присутствует влияние архитектуры Морейского деспотата. В декоре фасадов доминирует керамопластический декор, характерный для поздневизантийских памятников Юж. Пелопоннеса: зубчатые ленты, ломаные линии, сетчатая плетенка. Стремление к разнообразию и многоцветию фасадов усиливают вмонтированные в стены сосуды. Зап. влияние прослеживается в определенных строительных приемах, таких как кладка из отесанных камней, использование блоков туфа в кладке сводов или в оформлении окон «сросшимися» с кладкой каменными рамами, а также в нек-рых подражаниях готическим образцам, что связано с господством франков на Пелопоннесе. В области резьбы, продолжая средневизант. традицию, маниотские мастерские изготавливали в нач. XIII в. мраморные архитектурные детали высокого качества, однако с середины столетия резьба по мрамору уступает место резьбе по туфу в сочетании с широким использованием сполий, что связано с дезорганизацией местных мастерских мраморной резьбы. Живопись византийского периода По сравнению с др. районами Пелопоннеса на п-ове Мани сохранилось большое количество храмов с фресками, часто росписи имеют неск. слоев. Самая ранняя сохранившаяся живопись находится в однонефном храме вмч. Прокопия близ Мезапоса. Стершаяся в наст. время аниконическая декорация датирована 1-й пол. IX в., т. е. 2-м периодом иконоборчества. К 843-976 гг. относится древнейший слой живописи в ц. ап. Петра в Палеохоре, к 1-й пол. Х в.- 1-й слой фресок в ц. арх. Михаила в с. Керия. Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг. Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг. Создание в кон. Х в. фресок, к-рые сохранились в маленьких однонефных церквах (вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии (первоначальный слой), ап. Филиппа в Корогоньянике, вмч. Георгия Победоносца в Пьонтесе, вмч. Никиты в Кипуле, Таксиарха в Алике, вмч. Георгия Победоносца в Керии и ап. Петра в Палеохоре (2-й слой)), приписывают одной местной мастерской ( Panayotidi. 2005. P. 196-197).

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Максимиан пришел в ярость из-за убийства своего любимца и стал допытываться у юноши, с помощью какого колдовского приема тот одержал победу, на что Н. ответил, что ему помог ангел, посланный «Богом Димитрия». Император приказал отвести Н. в зап. часть города, к Золотым воротам, и обезглавить. Затем был казнен и вмч. Димитрий, к-рый напутствовал юношу. Н. упомянут и в «Passio prima» (Первом Мученичестве) вмч. Димитрия Солунского, которое впосл. стало основой для всех последующих редакций Мученичества, однако в этом тексте отсутствует связь между победой Н. над Лием и казнью Димитрия, а также не сообщается о дружбе между святыми. Т. о., сведения о знакомстве Н. с Димитрием появляются в более поздней агиографической традиции. Наиболее подробно об этом писал в своем сочинении прп. Симеон Метафраст ((60-е гг. X в.) - «Passio tertia» (Третье Мученичество; BHG, N 498, изд. в: ActaSS. Oct. T. 4. P. 96-103 и в PG. 116. Col. 1185-1201)). Н. вместе с вмч. Димитрием Солунским изображался на евлогиях - ампулах с миром от мощей вмч. Димитрия, которые паломники увозили из его базилики в Фессалонике (древнейшие ампулы датируются XI-XII вв.). Этим священным миром воины натирали тело перед битвой. Несмотря на то что Мученичество Н., видимо, не было составлено, ему посвящен отдельный день памяти - следующий за днем памяти вмч. Димитрия. В нек-рых греч. Синаксарях память Н. отмечена также под 25, 26 и 28 окт. В Синаксарях Н. посвящены краткие сказания, где за основу взято Мученичество Димитрия Солунского. В слав. стишных Прологах есть двустишие и сказание о мученичестве Н. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 84), сказание было также включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 117). Ист.: SynCP. Col. 161, 164, 167, 169; ActaSS. Oct. T. 4. Col. 60-62; MartRom. P. 455; MartRom. Comment. P. 441-442; N. 4, 5; ЖСв. Окт. С. 576-578. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 443; Sauget J.-M. Nestore//BiblSS. T. 9. Col. 829-831; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 348. О. Н. А. Гимнография

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Доска с огромной выпуклой фигурой (2,86×0,68 м) из целого ствола дерева стоит в нише у юж. стены. Святой изображен юношей с кудрявыми волосами в лавровом венце. Он одет в хитон до колен, ниспадающий прямыми складками, поверх него - доспех с «кожаным» поясом, узел к-рого весьма искусно вырезан. На плечи наброшен плащ, скрепленный на правом плече застежкой. Ступни и кисти рук статуи не сохранились. Правая рука согнута в локте (возможно, в ней было копье), левая опиралась на щит. Местами видны следы яркой раскраски. Изображение, напоминающее круглую скульптуру, создано, несомненно, под влиянием зап. искусства, проникавшего в этот регион с побережья Адриатического м. и через Эпир. Существует местное предание, согласно к-рому статую вмч. Георгия привезли 2 монахини с Запада. Создание статуи Г. Сотириу относил ко времени построения церкви, Муцопулос, Цигаридас и др.- к кон. XIII в., Стикас - к XV-XVI вв. (в связи с явным зап. влиянием). Наиболее правдоподобной представляется датировка кон. XIII в. Вероятно, к тому же времени относится др. большой рельефный образ - вмч. Димитрия Солунского (1,87×0,76 м) из этой же церкви. Фигура вмч. Димитрия вырезана в невысоком рельефе с плоской поверхностью. В поднятой правой руке он держит копье, в левой - меч, за его спиной - щит. Известны еще 2 подобных рельефных изображения св. воинов из находящихся неподалеку от Кастории деревень. Одно до второй мировой войны почиталось в ц. вмч. Георгия в дер. Несторио, другое хранится в ц. вмч. Димитрия в дер. Лакомата. В ц. вмч. Георгия в Оморфоклисье находится неск. древних икон. В кон. XIII - нач. XIV в., по мнению Сисиу, была создана недавно опубликованная икона Божией Матери «Одигитрия» в рост, находящаяся в иконостасе и близкая по стилю живописи к росписям наоса. Она относится к числу лучших произведений консервативного направления, распространенного в живописи данного региона в раннепалеологовский период, и может быть сопоставлена с иконой вмч. Георгия из Струги (1266/67). Лит.: Nicol. 1956.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Михаила в Принесе, 1410), свящ. Георгий Партзалий (ц. вмч. Георгия Победоносца в Каламьосе, 1441), Ксенос Дигенис из Мореи (ц. св. Отцов в Апано-Флория, 1470, в росписи участвовал еще один мастер - Ibid. P. 216), Георгий Проватопул (церкви вмч. Георгия Победоносца в Кустойерако (1488), вмч. Георгия Победоносца в Като-Флория (1497), прп. Онуфрия в Камбаносе (кон. XV в.)). От XIV-XV вв. сохранилось значительное количество памятников монументальной живописи, при этом большое число церквей в этот период украшены фресками в исторической обл. Селинон, особенно в окрестностях Канданоса. Наиболее интересные фресковые ансамбли представлены в следующих храмах: мучеников Кирика и Иулитты на территории древнего Лисса (до 1306, в зап. манере), св. Зосимы в Ахладиакесе (1-й слой росписей в алтаре нач. XIV в., 2-й слой - 60-х гг. XIV в.), арх. Михаила в Вати (по мнению К. Ласситиотакиса, 1-я четв. XIV в.- Λασσιθιωτκης Κ. Ε. Δο κκλησες στ Νομ Χανιν//ΔΧΑΕ. 1962. Τ. 2. Σ. 9-56; согласно Биссингеру, после 1350 (?) - Bissinger. 1995. S. 102), вмч. Георгия Победоносца в сел. Цуруниана (1327), ап. Иоанна Богослова в Асфендилесе (ок. 1330), равноап. Константина в Вутасе (ок. 1340), свт. Иоанна Златоуста в Саракине (1343 или 1346), великомучеников Феодоров в Мертесе (1344, от здания XIV в. сохр. только вост. стена, включенная в позднейшую постройку), Пресв. Богородицы Миртиотиссы в Ефире близ сел. Племениана (1-я (?) пол. XIV в.), свт. Николая Чудотворца (пристроенная к ц. вмч. Георгия Победоносца) в Анидри (сер. XIV в.), прмц. Параскевы Римской в Тополии (50-е гг. XIV в.), мч. Маманта в Лофосе близ Канданоса (1355/56, от здания XIV в. сохр. только сев. половина), Спасителя в Айия-Ирини (1357/58), прмц. Параскевы Римской в Трахиньякосе (1362), Спасителя в Вутасе (60-е гг. XIV в.), вмч. Георгия Победоносца в Эпископи (2-я пол. XIV в.), вмч. Димитрия Солунского в Платанесе (1372/73), прмц. Параскевы Римской в Китиросе (1372/73), св. Апостолов близ Дриса (1382-1391), прп. Антония Великого в Суйе (1383), арх.

http://pravenc.ru/text/1841123.html

В систему росписей собора Н. м. включены сцены из житий святых, в честь которых освящены храмовые престолы,- вмч. Пантелеимона («Вмч. Пантелеимон исцеляет больных», «Вмч. Пантелеимон, брошенный зверям», «Усекновение главы вмч. Пантелеимона», также ростовой образ великомученика расположен в зап. части храма), свт. Николая Чудотворца и блгв. кн. Александра Невского (нижние боковые приделы), вмч. Георгия Победоносца и равноап. Марии Магдалины (приделы на хорах). По всему храму размещены многочисленные образы святых - ростовые и оплечные, в медальонах. Среди них есть святые как особо чтимые, так и сыгравшие значительную роль в становлении на Руси государственности и в христианском просвещении гос-ва: ростовые образы вмч. Феодора Стратилата и Евстафия Плакиды, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, благоверных князей Михаила Тверского, Андрея Боголюбского, прав. Симеона Верхотурского, оплечные образы вмч. Димитрия Солунского, бессребреников Космы и Дамиана, мч. Иоанна Воина и др. Между основными композициями на стенах центрального нефа расположены ростовые изображения равноапостольных святых. Св. жены представлены преимущественно оплечными образами, за исключением равноапостольных кнг. Ольги, царицы Елены, Марии Магдалины, мц. царицы Александры. Существенное внимание в программе росписей уделено святым, известным своими монашескими подвигами и нестяжанием: преподобным Герасиму Иорданскому (изображен со львом), Пимену Великому, Зосиме и Савватию Соловецким, Сергию и Герману Валаамским, Пахомию Великому, Симеону Столпнику, прав. Симеону Верхотурскому и др. В алтаре находятся ростовые образы прп. Макария Египетского и блж. Иеронима (в облачении преподобного, с подписью «Святой преподобный Иероним Блаженный»). Вероятно, эти святые являются покровителями иеросхим. Иеронима (Соломенцева) и архим. Макария (Сушкина) из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне; мч. Иерон, изображенный на южной стене,- небесный покровитель настоятеля Н. м. архим. Иерона (Васильева). Традиционно в нижнем регистре юж. части алтарного пространства изображены архидиаконы Стефан и Лаврентий. Под образом св. Иеронима написан Ангел Господень.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Николая, Космы и Дамиана с житием свт. Николая, 1-я пол. XIV в., ГРМ; на иконе XVI в., ЦМиАР); на серебряном окладе иконы апостолов Петра и Павла (святые Косма, Дамиан, Пантелеимон, Кир и Иоанн, XII в., НГОМЗ). Почитание Б. выразилось в посвящении им храмов. В К-поле святым Косме и Дамиану были посвящены 4 храма. Известно, что в ц. святых Космы и Дамиана получил чудесное исцеление имп. Юстиниан. Им же в К-поле была основана ц. вмч. Пантелеимона. Ц. святых Космы и Дамиана (Санти-Косма э Дамиано) и 4 церкви вмч. Пантелеимона были в Риме, мон-рь в честь вмч. Пантелеимона в Иорданской пустыне в Иерусалиме, ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164 г., ц. Б. в Кастории, ц. Малые св. Врачи в Охриде (Македония), XIV в., капелла Б. в мон-ре Ватопед, XIV в. (Афон), мон-рь вмч. Пантелеимона (Афон), ц. святых Космы и Дамиана мон-ря св. Врачей на Косовом Поле, 1327 г. (разрушена в 1999) и др. церкви, посвященные Б., часто имели специальные помещения для больных, т. н. врачебные палатки, к-рые могли находиться в храме или в нартексе. При храмах строились дома для ожидающих исцеления. О почитании Б. на Руси свидетельствует рассказ в рукописи XII в. (обнаружена А. В. Назаренко в архиве г. Кёльна) о чудесном исцелении раненного на охоте кн. Мстислава Владимировича явившимся ему вмч. Пантелеимоном. В честь святого в Крещении был назван сын князя, Изяслав, в XI в. в Новгороде был основан мон-рь вмч. Пантелеимона, в княжеской резиденции на Городище ц. святых Космы и Дамиана (сгорела в 1386). Неск. храмов, посвященных Б., имеется в Москве: святых Космы и Дамиана на Б. Полянке, XVII в., св. Трифона в Напрудном, XIV в. Лит.: Reau. Vol. III/1. P. 332-338; Wendt C. H. Die Heiligen Artze in der Ostkirchenkunst: Centaurus. Copenhagen, 1950/1951. Vol. 1. P. 132-139; Skrobucha H. Kosmas und Damian. Recklinghausen, 1965. (Iconographia ecclesiae orientalis); RBK. Bd. 2. S. 1077-1082; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож.

http://pravenc.ru/text/149067.html

М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приидите, вернии...» (дважды), стихиры мучеников, глас 2-й – 4 (см. в Минее 9 марта; первая или вторая стихира – дважды), и стихиры вмч. Феодора Тирона (из Триоди), глас тот же – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосуда употребив враг...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услышит тя Господь в день печали»; стих: «Защитит тя имя Бога Иаковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознесися, Господи, силою Твоею...»; стих: «Господи, силою Твоею...») и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с коливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою...» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся паче смысла...». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит окрест стола с коливом и священнослужителей. Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «...Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона. По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й. По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобрачную Матерь...». Чтец: Трисвятое. По «Отче наш...» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления...». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Веру Христову...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Якоже Предстательство...». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010