Н.Д. Струков В Москве, во имя святителя Димитрия, нет отдельных храмов, а существуют при нескольких храмах приделы. В Новоспасском монастыре устроен в 1758 году на левой стороне Покровской трапезной церкви. – В приделе во имя св. Саввы Освященного имеется образ Святителя Димитрия на полотне в рост в святительской ризе. В церкви в честь св. Троицы, что на Хохловке, разрешен к постройке в 1757 г. На престоле находится антиминс, освященный 6-го августа 1784 г. – Храмовая икона св. Димитрия современна основанию придела, писана яичными красками. Псалтирь, печат. в 1750 г. Рукописная книга (житие, проповеди и другие творения) дана 1 октября 1758 г. в поминовение Н. И. Глебова в приделах св. Димитрия, принадлежавшая пономарю села Старой Ситни, Серпуховского уезда, И. И. Староситенскому. В церкви во имя св. Иоанна Предтечи, что в Казенной на Покровке, начало придела, в честь святителя Димитрия, положено в 1766 г. Устроен на средства и по обещанию прихожанина «содержателя шелковой фабрики» Андрея Бабушкина. – Икона святителя Димитрия Ростовского современна основанию придела. Хранится минея св. Димитрия 1767 г. Ha престоле, помянутого придела, хранится крест, пожертвованный строителем его. В церкви во имя святителя Николая, что в Драчах, в приделе во имя святителя Димитрия, его икона с обретением его мощей и чудом (20x10 верш.) конца XVIII века. В приделе во имя святителя Димитрия при церкви Странноприимного дома гр. Шереметева, освященном 3 февраля 1811 г., икона Святителя, повидимому, портретное изображение начала XIX века. В храме во имя святителя Николая, что в Звонарях, придел в честь святитля Димитрия 1762 г. В храме имеется икона святителя, повидимому, портретное изображение. В храме во имя святителя Николая, что в Гнездниках, в приделе святителя Димитрия, храмовая икона святителя писана яичными красками, начала XIX века, риза 1808 года. Кроме того, имеются еще три иконы святителя, из коих две изображают его в святительских ризах, две иконы портретного характера, писаны в рост.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тело св. Димитрия, митрополита ростовского, погребенное в октябре 1709 года в ростовском Яковлевском монастыре, чрез сорок три года, именно 21 сентября 1752 года, при императрице Елисавете Петровне, было обретено нетленным, при поправке церковного пола в ростовском Яковлевском монастыре. После того оно было положено в гробнице поверх земли и, по освидетельствовании чудес от мощей святителя, переложено было в серебряную раку 24 мая 1763 года, в присутствии императрицы Екатерины II. – Тогда же установлено было праздновать память его 21 сентября. Из прилагаемых здесь бумаг, относящихся к прославлению мощей св. Димитрия, видно, что дело об обретении св. мощей его тянулось довольно долго, с 1752 года по 1762 год. Вот эти бумаги: 1. Письмо Арсения Мацкевича, митрополита ростовского, к императрице Елисавете Петровне о мощах святителя Димитрия Всепресветлейшая, державнейшая Великая Государыня Императрица Елисавет Петройна, самодержица всероссийская, Государыня и мати всемилостивая. Сего декабря 14-го дня получил я устное приказание вашего императорского величества чрез княгиню Наталию Григорьевну Белосольскую, дабы мне верно и совестно донесть вашему императорскому величеству о обретенных мощах преосвященного Димитрия ростовского : и я, якоже духовнику вашего величества по повелению вашему же монаршему, представлял и доносил самою моею сущею совестию архиерейскою и христианскою, тако и ныне тоеж представляю и утверждало и умирать в том готов, признавая, что надлежит о сем по премногу благодарить Господа Бога Владыку вышнего чудесного и всемогущего, яко Он, особенное о Церкви своей попечение имея, за благополучные и благочестивые вашего императорского величества державы, Церковь свою удивительным образом прославляет, и явственно уста богохульная раскольническая и других духов Церкви враждебных и противных заграждает. Разве убо что после изыщется новое от чудес преосвященного Димитрия ростовского , то не оставлю объявлять вашему императорскому величеству, а ныне более не имею чего писать, токмо ссылаюся на репорт о чудесном мощей показанного архиерея обретении, который я в тогдашнем же 1752 году в Синод послал, и ныне чрез присланного от Синоду ко мне курьера в последних числах мимошедшего ноября, как я точно ответствовал, копию точную вашему величеству прилагаю и при сем о здравии вашем монаршем и спасении душевном беспрестанно Бога моля и высокома терпему вашего императорского величества призрению и неоставлению мене вручая, навсегда пребываю

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Двадцать первый день. Св. Димитрий ростовский. (О помощи нуждающимся в пропитании). I. С в. Димитрий митрополит ростовский, память коего совершается ныне, родился в 1651 году в Киевской губернии от благочестивых родителей – сотника Саввы и Марии и при крещении был наречен Даниилом. После домашняго обучения он воспитывался в Киевском братском училище. На восемнадцатом году своей жизни он, по влечению своего сердца, постригся в монашество, а чрез шесть лет черниговский архиепископ Лазарь Баранович посвятил его в иеромонаха и назначил в проповедники при кафедральном соборе. Строгая подвижническая жизнь, которую проводил св. Димитрий, отличала его пред другими, так что он еще в мододые годы сделан был настоятелем одного монастыря в Черниговской губернии. Но тяготясь заботами, соединенными с этим званием, он скоро отказался от настоятельства и удалился в Киево-Печерскую лавру, где предался молитвенным подвигам и ученым занятиям. Здесь он начал составлять «Жития святых», под названием «Четьи-Миней» т. е. помесячные чтения, которые впоследствии сделались любимым и драгоценным чтением благочестивого русского народа. В 1701 году св. Димитрий за свои добродетели и труды был посвящен в сан митрополита тобольского и сибирского для распространения веры Христовой между многочисленными язычниками, обитавшими в этой отдаленной стране. Однако, по слабости своего здоровья, он не мог отправиться туда, вследствие чего в следующем году назначен был митрополитом ростовским. С в. Димитрий, как ревностный пастырь, неусыпно заботился о спасении своей паствы, неутомимо назидал ее словом и примером святой своей жизни. Он всячески старался обратить на путь правый и спасительный проживавших в его епархии раскольников. Словом и писанием он доказывал этим заблудшим овцам стада Христова, что вера их не права, учение душевредно, дела предосудительны. К елейная жизнь святителя Димитрия была преисполнена высоких подвигов воздержания, любви к ближним, милосердия и христианской благотворительности. Пищу принимал он простую и притом в самом малом количестве, а в первую и страстную неделю великого поста вкушал по однажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С 1684 г. по поручению архимандрита Варлаама Ясинского Димитрий работал над составлением жизнеописания всех святых, чтимых Православной Церковью (Четьи-Минеи), – его главным трудом. В 1689 г. в Москве в свите гетмана И.С. Мазепы Димитрий встречался с царем Петром I и патриархом Иоакимом, от которого получил благословение на составление Четьих-Миней. При работе над Четьими-Минеями он использовал как древнерусские, так и латинские, греческие и польские источники; многие из более ранних житий, отобранных им, были им же отредактированы. В 1701 г. по рекомендации Петра I был поставлен митрополитом Сибирским, но, заболев, задержался в Москве. 4 января 1702 г. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися» (2, с. 10). Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов. Указывая на недостатки местного духовенства – необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям и на невежественность и равнодушие к Церкви мирян, святитель видел свою задачу в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства. Он создал архиерейскую школу в Ростове, обучение в которой строилось по образцу киевских учебных заведений. Вопреки требованию Петра I доносить властям об антиправительственных настроениях, обнаруженных на исповеди, митрополит Димитрий обличал священников, нарушивших тайну исповеди, искал достойных иереев во всяком сословии. Известно несколько посланий Димитрия Ростовского ростовскому духовенству дисциплинарного характера. Митрополит Димитрий был автором сочинений религиозно-нравственного характера, а также множества проповедей, обличавших невежество, корыстолюбие, леность, забвение священных заповедей. Стиль ораторских произведений Димитрия Ростовского стал классическим образцом для проповедников XVIII–XIX вв. Скончался святитель Димитрий в 1709 г., в ночь на 28 октября, через день после своего тезоименитства. Погребен святитель Димитрий был в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре. При переделке монастыря в 1752 г. были обретены его мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий, митрополит ростовский, принадлежит к числу тех святых, слава коих не меркнет с переменой времен: заслуги его для Церкви Христовой необъятны и могут быть приравнены к заслугам величайших святителей вселенской Церкви. И не напрасно он именуется в церковных песнопениях «Российским Златоустом», «Великим Учителем», «Цевницею Духовною». Св. Димитрий, этот – воистину – русский «Златоуст», подобно Златоусту константинопольскому, вместе с великим даром проповедничества соединил в себе и святость жизни и всестороннее для того времени образование. Поучая вверенную ему паству ростовскую своим словом «благовременне и безвременне», – Св. Димитрий, вместе с тем, нес труды для той же паствы и по занятию сочинениями. «Моему сану, его же несмь достоин, – пишет он Феодору Поликарпову, управляющему печатного московского двора, – надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущею рукою». И если в русской Церкви, среди множества иерархов, справедливо чтутся имена таких администраторов, как Филарет Московский , – историков, как Филарет Черниговский , – проповедников, как Платон Левшин , или Иннокентий Херсонский , – богословов, как святитель Феофан Затворник , – даже знатоков литературы и музыки, как митрополит Евгений или епископ Александр (Светлаков) , – наконец, имена целого сонма подвижников: то всю эту разнообразную деятельность умел совместить в своей недолгой жизни один святитель Димитрий. Своей жизнью св. Димитрий преподал такой же поучительный урок, какой проводил и в своих беседах к пастве. Он до такой степени выполнял проповедуемые им добродетели, что уже при жизни своей был называем современниками «праведным и богоугодным». Ярко сияли добродетели его, как в келье иноческой, так и на кафедре святительской. Молитва , пост, смирение св. Димитрия были постоянными спутниками его жизни; обет нестяжательности соблюден им во всей строгости. Всю свою собственность он употреблял на украшение храмов и на нуждающихся: он был отцом сирот и вдовиц, часто учреждал трапезы для нищих, давал им одежды и оказывал другие пособия, во многом сам себе отказывая. И не напрасно в духовной грамоте, в духовном завещании святителя Димитрия, было сказано в заключении «Если кто начнет старательно искать после меня злата, сребра, то если и много потрудится, ничего не найдет, судить его будет Бог». Венцом же всех добродетелей св. Димитрия была любовь к Бону м милосердие к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово в 10 километрах от Киева, в семье простого казака, дослужившегося до сотника, Саввы Григорьевича Тупталы и его супруги Марии Михайловны. Великий русский святой появился на свет на Украине, в то время фактически в другом государстве — Речи Посполитой. В этом польско-литовском государстве Украина была бесправна — у нее не было своего правительства; правда, была своя армия, командующий которой — гетман — и был главой страны. Со времени монгольского завоевания Киевская Русь жила своей, отдельной от Московской Руси жизнью. Только во второй половине XVII века состоялось их объединение: в 1654 году на Переяславской раде украинские казаки присягнули московскому царю Алексею Михайловичу (1645–1676). Отметим такой поразительный факт — тогда украинцы и русские нуждались в переводчиках для общения, объединяла их только православная вера и язык богослужений. Начальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней будущий святитель всегда вспоминал с нежностью. В 1662 году, вскоре после переезда семьи в Киев, 11-летний Даниил был отдан в Братское училище при Богоявленском монастыре. В то время это была единственная школа на юге России, которая давала своим воспитанникам серьезное религиозное образование, готовя из них будущих служителей Православной Церкви. Здесь во всей полноте раскрылись дарования и незаурядные способности Даниила: он освоил польский язык (на нем вел впоследствии дневник и писал письма), греческий и латынь, которая открывала ему мир западного богословия. Полный курс обучения был рассчитан на 11 лет, но Даниил получил лишь начальное образование, так как при очередном нападении поляков на Киев училище было разрушено. 9 июля 1668 года, в 17-летнем возрасте, Даниил принял монашество с именем Димитрий в честь великомученика Димитрия Солунского в киевском Кирилловом монастыре. Почти восемь лет, до весны 1675-го, проходил здесь молодой монах иноческое послушание и продолжал свое самообразование. Здесь началась его проповедническая и литературная деятельность: вышла первая книга «Руно орошенное» — о чудесах, совершавшихся от образа Богоматери из черниговского Троицко-Ильинского монастыря.

http://pravoslavie.ru/2671.html

61. Святители Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим, подвижник Саровский За последние два века, кроме святителя Иннокентия, епископа Иркутского, святостью жизни в особенности прославлены Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские, Феодосии, епископ Белгородский, и преподобный Серафим, подвижник Саровский. Святитель Дмитрий, сын сотника Саввы Туптало, родился в Малороссии в 1651 году и учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить ее и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему преподавать в своем кафедральном соборе, а через два года после сего он уже так прославился своими проповедями, что Литва и Малороссия спорили о нем, приглашая его к себе в проповедники. На 33-м году жизни святой Димитрий приступил к бессмертному своему труду – составлению Четьих Миней (житий святых на каждый день месяца для чтения в церкви и на дому), которым неуклонно с необыкновенной энергией занимался целых двадцать лет, с 1684 по 1704 год. Оканчивая свой колоссальный труд, он уже занимал кафедру Ростовского митрополита. Здесь доблестный святитель выступил на борьбу с расколом и написал капитальное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием «Розыск о брынской вере». Семь лет архипастырского его служения в Ростове с 1702 по 1709 год представляют непрерывный ряд трудов на пользу пастве: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он устроил в Ростове на свои средства училище и был, как отец, близок к своим воспитанникам, которые часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. О многих из этих возвышенных песней святителя Димитрия («Иисусе мой прелюбезный», «Вопию к Богу в беде моей», и др.) до сих пор сохраняется память в народе. В 1709 году великий подвижник науки и благополучия скончался во время келейной своей молитвы (его нашли коленопреклонно упавшим пред иконой Спасителя), а через 43 года, в 1752 году обретены были его нетленные мощи, и он причтен к лику святых 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

священник Алексей Петухов Свт. Димитрий, митрополит Ростовский, прославлен указом Св. Синода от 15 апреля 1757 года. Предыдущая канонизация состоялась в 1665 году – прославление Арсения, архиеп. Тверского. Последующая – в 1798 году – к лику святых причислен прп. Феодосий Тотемский. За период времени в 133 года прославлен лишь один святой – свт. Димитрий Ростовский ! 1 Цифры говорят сами за себя. Даже самая неблагоприятная обстановка для развития церковной жизни, связанная с закрытием множества монастырей и изъятием церковных имений (по этой причине была закрыта школа свт. Димитрия в Ростове) не смогла воспрепятствовать прославлению одного из самых почитаемых русских святых 2 . Мы не говорим о том, что в этот период наблюдается практика деканонизации святых… 3 Прот. Александр Державин, автор монументального труда, создававшегося несколько десятилетий, – «Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник» – писал: «Вплести хотя малую веточку в тот венок Славы, каким увенчан Святитель Димитрий, прибавить новые черты к его привлекательному, с детства знакомому образу, – вот те внутренние побуждения, которые руководили мною во время работы» 4 . В 2009 году исполняется триста лет со дня преставления свт. Димитрия Ростовского , и этой небольшой веточкой пусть послужит, боголюбивый читатель, и этот диск, который ты держишь перед собою. По мере сил мы постарались собрать воедино дореволюционные публикации, посвященные светлой памяти свт. Димитрия, поместив среди них и несколько современных исследований. Свт. Димитрий обессмертил свое имя составлением корпуса «Житий Святых», создание которого продолжалось более двадцати лет (1684 – 1705) и потребовало, воистину, титанических усилий: как телесных, так и духовных. Но дело не только в «Житиях». Его творения, осоленные благодатью Св. Духа, были любимым духовным чтением русского народа вплоть до середины XIX века. Примечательно, что ростовский Святитель пользовался глубоким уважением среди самых разнообразных слоев русского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дмитрий, святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (Туптало Даниил Саввич) († 1709, память 23 мая/5июня, 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября, 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово близ города Киева в семье благочестивых христианских родителей. Отец его всю свою жизнь служил в казацких войсках и большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием Даниила в основном занималась его мать, которая отличалась исключительным благочестием. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. Во время обучения он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события. 23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности иеромонах Димитрий трудился до 1677 года. В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно Орошенное», в которой описал чудеса, происходившие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Житие Димитрия Ростовского, написанное Я.А. Татищевым Подготовка текста и комментарии М.А. Федотовой Житие иже во святых отца нашего Димитриа, митрополита ростовскаго, чудотворца Следующее святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго, чудотворца, житие выбрано из дневных собственноручных сего святителя записок, которыя напечатаны в Древней Российской вивлиофике, 462 и от книги Епистоляра, при тех же записках напечатаннаго, 463 от предисловий, положенных при Четиих Минеях, 464 от книги «Розыска» 465 и Историческаго о российских писателях словаря, 466 от Духовной его грамматы, 467 и от двух поучений, писанных им к священникам паствы его, 468 и от письменнаго его же Жития, 469 сочиненнаго по Имянному блаженныя и вечнодостойныя памяти благочестивейшия государыни императрицы Елисаветы Петровны указу 470 в Ростове во время обретения сего святителя мощей, которое основывается на достоверных записках, 471 отысканных в Ростове, и на вероятных разного звания людей свидетельствах, бывших при сем святителе в семинарии и служивших при келлии его, кои, егда обретены были мощи, в живых находилися. Сию райскую ветвь, святителя и чудотворца Димитриа, произрасти Малая Россиа: родися бо в малом и незнаменитом граде, нарицаемом Макарове, 472 иже от богоспасаемаго града Киева отстоит за пятьдесят поприщь, 473 в лето 1651 месяца декемвриа от родителей благородных, верою же и благочестием христианским украшенных и в заповедех Божиих неуклонно ходящих: отца именем Саввы, иже в воинстве малороссийском бысть чином сотник, 474 матере же Марии. 475 При рождении наречено имя ему Даниил, вскоре потом и святым крещением просвещен. 476 По крещении же воспитываем бысть отрок от родителей своих в страсе Божии и поучаем христианскому закону, растяше леты же и разумом, и добродетельми, аки Лествицею от силы в силу грядущи. 477 И егда добре навыче чтению и писанию славенскаго диалекта, тогда вдан бысть во граде Киеве в училищный Богоявленский монастырь 478 ради обучения иностранным языкам и другим свободным тамо преподаваемым наукам. 479 По определении в сие училище отрок Даниил остроты ради ума своего и неусыпнаго ради прилежания в скором времени хорошие нача в учении показывати успехи и паче сверстников своих преспеваше; не многим же летам минувшим, явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учимь бысть. 480

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010