Когда старец окончил молитву, какой-то внутренний голос сказал ему: «Недостаточно только молиться о скорбящих, но необходимо еще утешить их словами, ибо это одно из дел милосердия. Апостол увещевает, чтобы мы утешали малодушных; пойди и ты и утешь!». Послушался старец этого голоса и, помолившись, направился к скорбящему. «Благо, что пришел ты к нам, отец, с благословением своим», – сказал скорбящий, принимая пришедшего старца. «Бог да благословит тебя в жизни твоей», ответил старец. Скорбящий. Нет ли, отец, еще какой-либо другой причины твоего посещения! Утешающий. Слышал я, что некая печаль от превратностей мира посетила тебя; ради этого я и решился прийти в дом плача, не могу ли чем-либо утешить скорбящего. Скорбящий. Благодарю Господа, что Он послал тебя ко мне: я давно ждал, но не было утешающего. Говори, я рад утешиться. Утешающий. Скажи ты мне прежде, что за причина твоей печали, чего ты скорбишь так сильно? Скорбящий. Не спрашивай, отец, об этом, чтобы не растравить раны сердца моего. Боюсь я, что когда начну рассказывать тебе о всем, еще большей горестью исполнится душа моя и вместо того, чтобы утешиться, она еще больше зарыдает. Утешающий. Ты знаешь ведь, что скорби посылаются нам по усмотрению Самого Господа. Не каждый ли день мы молимся к Отцу небесному: да будет воля Твоя, а воля Его не знает зла. Желает ли зла отец сыну своему, ищет ли мать злополучия и бед дочери своей? Так и Отец наш небесный никогда не хочет зла людям, а все им посылает ко благу их самих. Если же когда и попускает печали, то для того только, чтобы мы не гордились; если и наказывает нас, как наказывает отец сына своего, то для того, чтобы мы с благоговением и страхом ходили перед Ним и исполняли заповеди Его. Скорбящий. Если печали и посылаются нам по благой воле Господа, то они все-таки печали, и нельзя человеку не скорбеть и не плакать от них. Бедствие есть наказание за грехи, как же не печалиться от него? Утешающий. Правда, что часто Господь, казня нас за грехи наши, посылает нам бедствие. Но несмотря на это, Он по благости Своей и тогда не желает нам зла. Посмотри на врача. Иногда он приказывает пить самые горькие лекарства, иногда режет, жжет и причиняет страшную боль, а зачем? Затем, что невозможно вылечить без этого; хочет тебе врач не болезни, а здоровья, не смерти, а жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мудрость Соломона устами мертвых также поучает нас. Какая польза нам в гордости, богатстве и величии былом? спрашивают мертвые. Все прошло как тень, как молва преходящая, отвечают они. Оставляет ли след корабль, плывущий по волнам, или птица, рассекающая воздух? так и мы прошли бесследно. И вот, говорю, западет ли нечистое желание в душу, страсть ли станет волновать ее, спроси мертвых, именно жителей Содома, горящих в огне неугасимом; они скажут: если хочешь спуститься в эту геенну и вечно мучиться тут, иди и делай. Захочешь ли пировать каждый день, спроси мертвых, того богача, который просил у Лазаря одной капли воды для утоления жажды. Желаешь ли поднять гонение на невинных, спроси фараона, погибшего в море. Думаешь надеяться на богатство, спроси богача евангельского, говорившего душе своей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, – кому же достанется то, что ты заготовил?» 95 Последуем, возлюбленные слушатели, еще за израильтянами, идущими из Египта в землю обетованную и посмотрим как приносят жертву; они по повелению Моисея и Аарона закалывают ягненка в жертву за грехи всех. Потом кровь ягненка собирают в сосуд, а тело его сжигают вне стана. Наконец пепел сожженного ягненка разводят в чистой воде и этим пеплом и кровью окропляют всех. Таким образом люди очищались от грехов своих. Что же означала жертва ветхозаветная – ягненок, дрова, кровь, вода и пепел? Апостол Павел говорить, что она была прообразованием Самого Спасителя, принесшего Самого Себя в жертву за грехи мира: Если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел. 96 Теперь спросим только одно: что же прообразовал пепел? Он служил прообразованием смерти Христовой: Христос положен был во гроб, как бы имеющий обратиться в прах земной; тот же пепел служит прообразом и нашей смерти, после которой мы должны обратиться в землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не бойся! Приступи без сомнения и с верою! Хорошо делаешь, что боишься, но худо, что бегаешь от чаши Христовой. Бог – не враг тебе, а врач: Он хочет исцелить тебя, а не погубить. Бог – не супостат тебе, а Отец: Он желает дать тебе жизнь, а не умертвить. Бог – не зверь и губитель, а милосердный Благодетель: Он желает тебе спасения, а не погибели; зачем же ты бежишь от Его Божественной чаши? Лучше для тебя принять сие духовное врачевство и исцелиться, нежели убежать от врачевства сего и впасть в еще более неисцельные болезни греховные и погибнуть. Причастник чаши Господней с Самим Христом сочетавается, – так говорит Сам Господь наш: ядый Мою плоть и пияй Мою кров во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Соединиться с Самим Христом, Христа в себе иметь и самому быть во Христе! что выше сего? Что дороже? Что лучше? – Ведая сие, будем, возлюбленные, чаще приступать к чаше Господней, хотя мы и недостойны ее; по милосердию Божию будем достойны, когда очистим себя, по мере сил наших, от всякия скверны плоти и духа, и положим твердое намерение и обет не возвращаться больше к прежним грехам. (Из Творений святителя Димитрия, митрополита ростовского, сн. «Троицк, лист.» 308). Неделя 15-я по Пятидесятнице Однажды, рассказывается в евангелии, к Иисусу Христу подошел один законник и спросил Его: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как себя самого. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:36–40 ). Такова заповедь Спасителя! А нужно ли любить самих себя, об этом как будто бы не говорится. На самом же деле, любовь к самому себе здесь сама собою подразумевается. Она имеет тесную связь с любовью к ближнему, сказано: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Кто не любит самого себя, тот не может любить и других, – в ком нет уважения к себе, тот не имеет уважения и к другим, и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храма растлит, растлит сего Бог; храм бо Божий свят есть, иже есте вы ( 1Кор.3:16, 27 ). Сими словами Апостола Павла Дух Святой учит нас чувствовать истинное наше достоинство, и всего того избегать, чем сие, признанное Небом, достоинство унижается, и что противно высокой чести, которою сам Создатель почтил нас. Какое же это достоинство, и в чем сия честь состоит? В том, говорит учитель языков, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас. – Внимайте сему, все человеки! Вот благородство, всем вам принадлежащее: ибо все вы, сотворенные по образу Божию, имеете назначение – быть живым храмом живого Бога. Вы потеряли сие достоинство в ветхом Адаме; но оно вам возвращается в новом, который есть Господь с небеси, Иисус Христос, Единородный Сын Божий. Внемлите сему, все христиане! Разве не знаете, что вы храм Божий во Христе Иисусе? Не доходите же до того, чтобы грех соделывал вас мрачным вертепом невидимых разбойников, миродержителей тьмы века сего, поднебесных духов злобы. Уважайте в себе храм Божий, и Духа Божия, живущего в вас, не оскорбляйте противлением воле Его. Ученики Иисусовы! Уважайте также храм Божий друг в друге; и страшитесь разорить его друг в друге соблазнительными примерами, внушениями и возбуждениями. Злодеяние не останется ненаказанным, Бог поразит и погубит; Бог отмстит за святой храм Свой. Но помните, что сей храм – вы; и сия память да соблюдает вас от порока, да поощряет вас к добродетели. Братия и отцы! По благочестивому усердию вы соорудили и украсили храм сей в славу единого в трех Лицах Бога, и в честь Угодника Божия, святого Димитрия, Митрополита Ростовского, чудотворца российской Церкви. Не говоря уже о том, что Господь послал вам и добрую волю, и здравый смысл, и твердое постоянство на сей прекрасный подвиг; не говоря о том, что вы строили из вещества, которое не вы произвели, а всесозидающий Бог; не говоря о том, что ваши пожертвования и приношения, как в основании сего освященного здания, так и в его возведении к совершенству, были не что иное, как дарования, коими Бог же ущедрил вас, вспомните, где вы поставили храм сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Но вот и сад Иосифа. Они входят в него и, приближаясь ко гробу, с удивлением замечают, что камень отвален ( Мк.16:4 ). Расстроенные и взволнованные вошли жены-мироносицы внутрь гроба и не нашли тела Господа Иисуса ( Лк. 24:3 ), что еще больше увеличило их недоумение. И вдруг в ужасе на правой стороне гроба они увидели юношу, облеченного в белую одежду, который им сказал: – Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам ( Мк.16:6–7 ). Потрясенные жены-мироносицы в ужасе побежали от гроба и сначала от страха ничего никому не сказали ( Мк.16:8 ). Но потом, когда они успокоились, страх сменился великой радостью, поделиться которой, согласно повелению ангела, они и поспешили с апостолами (см.: Мф. 28:8 ). Между тем весть, принесенная Мариею Магдалиною ближайшим ученикам Господа о похищении тела Учителя заставила обоих апостолов тотчас ( Ин.20:3 ) пойти ко гробу. Достигнув гроба ранее Петра, Иоанн наклонился и посмотрел внутрь, и увидел, что тела нет, а лежат одни лишь погребальные пелены; в раздумье стоял возлюбленный ученик Христов, ожидая Петра, который вскоре пришел вслед за ним ( Ин.20:6 ). Апостол Петр вошел во гроб и видит одни пелены лежащие. И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте ( Ин.20:7 ). За Петром вошел в пещеру и Иоанн; погребальные пелены и особенно вид головного плата, свитого и лежащего на другом месте, возбудили в нем веру, что Господь воскрес: «В самом деле, – говорит святой Иоанн Златоуст , – если бы кто перенес тело, то сделал бы это не обнажая его, равно как, если бы кто украл его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять плата, свить его и положить на другом месте, но взял бы тело в том виде, в каком оно лежало. Поэтому евангелист предварительно и сказал, что при погребении Христа употреблено было много смирны, которая не хуже свинца приклеивает пелены к телу». Не с одинаковым чувством покинули ученики опустевший гроб своего Учителя; «Петр не нашел в нем света воскресения и вынес из него только удивление, – пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему ( Лк.24:12 ), Иоанн вошел во гроб и обрел хотя невидимый, но действительный внутренний свет веры в воскресение Христово (см.: Ин. 24:8 ; Филарет, митрополит Москов.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». 89 О, богач, много ты выпил в жизни своей прекрасных напитков, день и ночь упивался с друзьями своими, – можешь ли теперь одной каплей воды угасить целую геенну огненную? Нет, теперь все источники, и реки, и моря не смогут угасить геенны той. Так показана в притче евангельской жизнь богача и жизнь Лазаря, жизнь земная и жизнь загробная. То же самое говорит и св. апостол Иаков: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью, золото ваше и серебро изоржавели, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу как огонь». 90 О нищих же и убогих тот же апостол говорит: «Послушайте, братии мои возлюбленные, не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его?». 91 Слушайте все это вы, убогие, нищие и гонимые, и благодарите Господа, готовящего вам после смерти вашей лоно Авраамово, блага рая, царство небесное. Терпеливо переносите здесь всякие бедствия и неправды, в надежде получить в жизни будущей милость Господню: там нищета ваша превратится в богатство, вздохи в веселье, слезы в радость вечную. Но да будет вам известно, что не все богатые осуждены будут на муки, как и не все нищие будут посланы в рай. Богатые, собирающие себе богатство от трудов своих, богатые щедрые и делающие добро, обретут себе царство небесное. Знаем мы многих, бывших богатыми в жизни этой и все-таки удостоившихся царствия небесного. Богат был царь Давид, не бедны были и наши праотцы: Авраам, Исаак и Иаков, а все спаслись и удостоились славы Господней. Известны также и многие другие цари, вельможи и богачи, которые почитаются теперь в числе святых. Так не все богачи погибнуть, точно также и не все нищие спасутся. Бедные, которые по лености своей ничего не делают, не трудятся, которые питаются воровством и разбоем, – такие бедные не только не удостоятся царствия небесного, но напротив обречены будут на вечную муку. Алфавит духовный

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Память 28 Октября Страдание Святой Великомученицы Параскевы Память Святого Священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского Память Святых Мучеников Терентия И Неониллы Память 29 Октября Память Святой Великомученицы Анастасии Римляныни Житие Аврамия Затворника И Блаженной Марии Житие Преподобного Отца Нашего Аврамия Ростовского Память 30 Октября Страдание Святого Священномученика Зиновия Епископа Эгейского, И Сестры Его Зиновии Память Святой Мученицы Евтропии Память Святых Апостолов Тертия, Марка, Иуста И Артемы Память Святого Маркиана, Епископа Сиракузского Память 31 Октября Память Святого Мученика Епимаха Память Святых Апостолов Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия И Аристовула Житие Преподобных Спиридона И Никодима Жития Святых — месяц октябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц октябрь Память 1 октября Слово на Покров Пресвятой Богородицы В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия — во исполнение слов святого Апостола Павла: «в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор.11:26); когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Мф. 24:7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, — Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого [ 1 ], в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах [ 2 ]. Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца [ 3 ], в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый [ 4 ], возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию [ 5 ]:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Память 29 Мая Память Святой Мученицы Феодосии Страдание Святой Преподобномученицы Феодосии Память Святого Юродивого Иоанна, Устюжского Чудотворца Память 30 Мая Житие Преподобного Отца Нашего Исаакия Исповедника Память 31 Мая Страдание Святого Мученика Ермия Страдания Святого Мученика Философа Жития Святых — месяц май Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц май Память 1 мая Житие и страдание святого пророка Иеремии Святой пророк Иеремия [ 1 ] родился в Анафофе, городе священническом [ 2 ], в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Сын священника Хелкии, он был предызбран и предназначен к пророческому служению, подобно Самуилу (1 Цар.2), еще прежде рождения своего, как сказал о том Сам Господь: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:4–5). Святой Иеремия, священник по рождению своему, учитель же и пророк по званию от Бога, был, по свидетельству святого Игнатия Богоносца, девственником в продолжении всей жизни своей (Иер.16:2). На пророческое служение он выступил в 630 г. до Р. Х., — еще в нежном юношеском возрасте, как то видно из первой главы его книги, где повествуется, что на призыв от Господа к пророчеству он так выразил свое смущение: — О Господи Боже! — я не умею говорить, ибо я еще молод — отрок. Господь же ободрил его и, одаряя его разумом человека взрослого и совершенного, сказал: — Не говори: «Я молод», ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что Я повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя. Сказав это, Господь простер руку Свою и, коснувшись уст Иеремииных, изрек ему: — Вот Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в день сей над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать (греховную, беззаконную жизнь людскую) и на месте разрушенного и искорененного вновь созидать и насаждать (добрые нравы и богоугодную жизнь людей) (Иер.1:7–10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Препятствует пришествию к нам Господа и болото нечистот наших греховных. Постараемся осушить его воздержанием и намостим чрез него мост милостыней. А стену нечувствия и ожесточения нашего сокрушим умилением, по примеру мытаря ударяя себя в перси. Широко отверзем врата сердец наших любовью и усердием нашим ко Господу, и придет Он, и внидет к нам Царь славы, и воцарится в душевном нашем граде! Аминь. (Из творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского) 652. Слово к распутному сыну («Но плоть его в нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов. 14:22)) Этими словами древней книги священной хочу я начать с тобой беседу мою. Не смотри на меня так неприязненно, так подозрительно. Зачем этот взгляд недовольный? К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь? ( Иов. 15:12 ). Не врага, не грозного обличителя ты видишь пред собой. Нет, пред тобой стоит тот, кого любил ты когда-то слушать, к кому ласкался ты когда-то со всей детской доверчивостью души твоей. Не говори в сердце своем: «Знаю, начинается проповедь , будут предлагать советы и наставления, предписывать разные скучные правила, устрашать угрозами». Что мне осталось советовать тебе, чего бы я уже не советовал? Что проповедовать, чего бы ты уже не знал? Что мне угрожать? Послушай, послушай меня, я буду говорить с тобой так, как говорил бы ты сам с собой, если бы хотя на одну минуту захотел ты войти в себя. Тело твое тужит о тебе, и душа твоя плачет по тебе. Что ты был? Что ты есть? И что будет с тобою? Тело твое тужит в тебе, и душа твоя плачет о тебе, – ты совсем не тот ныне, что был прежде. Друг мой! Ты жил не так еще много, чтобы совершенно забыть свое счастливое прошедшее. Ты жил не так уже и мало, чтобы, с грустью вспоминая свое прошедшее, с чувством утраченного спокойствия не обратиться к блаженным дням невинного детства твоего. Обратись же, умоляю тебя, и душа твоя молит тебя об этом! Вспомни, ведь тогда, в эти дни блаженства твоего, тело твое не тужило в тебе! Оно было свежо и здорово, как прекрасный цветок от благородного семени, его питала и украшала рука доброй матери твоей, его берегла и согревала любовь и ласковая грудь отца твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Пример такого чистосердечного сокрушения о своем недостоинстве представляет Мария египетская. На исповеди преподобному Зосиме она рассказывала, что когда нога ее коснулась церковной паперти, ей показалось, что церковь , принимающая всех, ее к себе не принимала, и что какая-то невидимая сила не позволяла ей войти внутрь. После же того, как упавши перед иконой Богоматери, она искренно раскаялась в своей прежней жизни и дала обет никогда не возвращаться к ней, она не только вошла в церковь , но вечером того же дня удостоилась причащения тела и крови Христовой Если мне не веришь и сомневаешься, что всякому истинно кающемуся святое причащение служит к очищению от грехов, поверь непреложным словам Спасителя, повелевающим делать все это во оставление грехов. Истинно верующий должен верить всякому слову Спасителя и потому из одной боязни не устранять себя от причащения, а напротив, со страхом и трепетом приступать к нему. Подумай только, грешный человек, что Бог тебе не враг, а врач и хочет исцелить тебя, а не погубить; памятуй, что Он тебе Отец, ищущий твоего спасения, что он твой Промыслитель, заботящийся о тебе. Зачем же избегать божественных тайн Его? Не лучше ли получить от врача духовного исцеление и не жить больше с недугами греховными, не лучше ли прийти к Отцу и насытиться Его бессмертною пищею? Из Евангелия ясно, что причащающийся чаши Господней соединяется со Христом: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем». 109 В толковании этого места святой Феофилакт пишет; «Здесь-то мы постигаем великую святыню тайн Христовых». Выть в единении с Христом, иметь Христа в себе и самому соединиться с Ним, о, что может быть больше, важнее и дороже! Не причащающийся же чаши Христовой, пьет чашу бесовскую. Знаете ли, что есть такая чаша? Святой Иоанн Богослов в откровении своем пишет: «Я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями». 110 Вот это-то и есть чаша бесовская. Кто живет развратно; прелюбодействует, погрязает в нечистоте и порабощен страстями, тот пьет чашу бесовскую; о ней и апостол Павел говорит: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». 111

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010