Итак, попытаемся выделить основные мысли митр. Димитрия Ростовского , касающиеся значения таинства Евхаристии в жизни христианина. В центре евхаристического благочестия Димитрия Савича лежала вера в то, что Св. Дары – реальные Тело и Кровь Иисуса Христа, и причащаясь их христианин соединяется с Господом. Понимая это, христианин должен относиться к Св. Дарам с величайшим благоговением, в особенности это касается священников, служащих литургию. Следует причащаться часто, дабы получать освящение и помощь от Бога. Эти взгляды митр. Димитрия Ростовского были в разной степени созвучны не только киевской могилянской традиции, к которой они и восходили, но и мыслям великорусских архиереев втор. пол. XVII в., и размышлениям деятелей Католической Реформы, что свидетельствует о том, что деятельность Ростовского владыки в данном вопросе была выражение общеевропейских тенденций. Выступая против старообрядческих призывов к мирянам не приступать к Причастию в православных храмах, Димитрий Савич не стремился выявить тайных «раскольников» через бюрократические механизмы контроля за участия в таинствах. Причиной этого было, вероятно, то, что Ростовский владыка предпочитал противодействовать влиянию «брынских» проповедников не репрессиями против их сторонников, а укреплением православного сознания основной массы прихожан и возвращением колеблющихся в Православие через проповедь. В своих взглядах на место таинств Исповеди и Причастия в церковной жизни митр. Димитрий Ростовский выступает, прежде всего, как выдающийся представитель киевской могилянской традиции, сумевший творчески развить те идеи, которые были заложены в её основание самим митр. Петром Могилой . Митр. Димитрий Ростовский помещает регулярное участие в таинствах Покаянии и Евхаристии в центр религиозной жизни. При этом священник не должен был пытаться исполнять роль старца-наставника для своих духовных чад, его предназначение − быть представителем Церкви Христовой в миру, очищая прихожан от грехов в таинстве Покаяния и причащая уже очищенных за литургией. И то и другое следовало совершать, по крайней мере, четырежды в год. Тем самым, в богословской перспективе, актуализировалась сознание принадлежности верующего к единой Церкви, возглавляемой Иисусом Христом. Непосредственное личностное общение с Божественным Главой Церкви должно было осуществляться через регулярное участие в таинстве Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Ростове пройдут X Димитриевские чтения 8 ноября 2005 г. 17:53 В рамках празднования 625-летнего юбилея победы в Куликовской битве 15-16 ноября в Ростове-на-Дону пройдут юбилейные Десятые Димитриевские образовательные чтения. Этот форум учительской общественности Дона впервые проводился в 1996 году по инициативе Ростовской епархии, при участии администрации области и г. Ростова-на-Дону. Темой первых чтений стали жизнь и творения святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по имени которого был назван город на нижнем Дону. Чтения вызвали интерес и побудили к активному участию в них деятелей образования и культуры, здравоохранения и социальной сферы. Они проводятся ежегодно осенью и собирают на своих заседаниях около шестисот слушателей. Три года назад Ростовской епархией совместно с министерством образования Ростовской области был учрежден конкурс творческих работ имени святителя Димитрия Ростовского, который проводится для всех учащих и учащихся Дона. Юные дончане могут представлять на конкурс свои работы во всех жанрах: стихи и рассказы, краеведческие исследования и эссе, рисунки и вышивки, поделки из различных материалов. Учителя ограничены жанрами методической работы: программы и разработки уроков, методические материалы, в том числе мультимедийные. За прошедшие годы конкурс имени святителя Димитрия Ростовского позволил выявить немало авторских программ и разработок по преподаванию «Основ православной культуры» в светской школе. Ныне в режиме эксперимента в области работает более полусотни школ, в которых этот предмет преподается как по стандартным, так и по авторским программам. Сама возможность создать в области сеть пилотных площадок по преподаванию «Основ православной культуры» в немалой степени была подготовлена ежегодным проведением Димитриевских чтений. Секционные заседания Димитриевских чтений собирают на методические совещания преподавателей и воскресных школ. На конференции практикуется объединение педагогов светских и воскресных школ, что позволяет им ко взаимной пользе обменяться своими наработками. Вхождение учебных заведений Ростовской епархии в единое образовательное пространство области — одна из важнейших задач, которые ставятся организаторами Димитриевских образовательных чтениях. В нынешнем году Димитриевские чтения проводятся в рамках празднования 625-летнего юбилея победы в Куликовской битве. Тема их звучит так: «Патриотизм — путь служения народу и сохранения его». Во второй день работы Чтений будут проведены заседания секций: 1) Путь России (под благодатным покровом); 2) Чада Тихого Дона: служение Отечеству; 3) Христианская семья — светильник веры и опора общества; 4) Язык — основа культурной традиции народа. Патриархия.ru по материалам Пресс-службы Ростовской епархии Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/56395.html

Изложенные выше наблюдения позволяют сделать вывод, что Димитрий Савич как один из наиболее выдающихся богословов России рубежа XVII–XVIII вв., сохраняя верность Православию, гармонично сочетал в своём мировоззрении традиции Востока и Запада христианской Европы. Обращение митр. Димитрия Ростовского к католическому наследию было вызвано общностью проблем и вызовов, которые в Раннее Новое время вставали перед Римо-католической церковью и Православной церковью России. При этом подобное обращение происходило только в том случае, когда в рамках восточно-христианской традиции − в том виде, в каком она существовала на начало XVIII в. − не удавалось найти адекватного ответа на вызовы эпохи. Именно эта логика побуждала Димитрия Савича пользоваться философской терминологией схоластической сакраменталогии, прибегать к богословским энциклопедиям иезуитских теологов или стилистике барочной проповеди. Причём следует отметить, что митр. Димитрий выделялся среди своих современников именно способностью выйти за привычные рамки, в том числе − и логики рассуждений схоластической теологии. И помогали в этом Ростовскому архиерею совершенное знание Писания и Предания Православной церкви, а вместе с тем и тесное знакомство с трудами латинских духовных писателей Раннего Нового времени. Именно это открывало перед владыкой новые горизонты и помогало в богословских исследованиях. На Ростовской архиерейской кафедре владыка Димитрий в своей деятельности явился продолжателем своих великорусских предшественников. Причина этого коренится в том, что основные тенденции развития религиозной жизни и способы её организации были общими для Великороссии и Малороссии Раннего Нового времени. Поэтому поставление в Ростов представителя могилянской школы не означало, что традиции великорусских архипастырей XVII в. навсегда останутся в прошлом: в своей деятельности митр. Димитрий развивал и углублял те направления в церковной жизни, контуры которых наметились здесь за десятилетия до него. Эти наблюдения логически соотносятся и с наблюдениями о взаимоотношениях митр. Димитрия Ростовского с просвещёнными клириками и мирянами Великорусской церкви. Учёные москвичи и новгородский владыка Иов, с которыми Димитрий Савич общался после прибытия в Великороссию, для малороссийского архиерея были не соперниками, но друзьями, коллегами и единомышленниками, пусть и не столь искушёнными в тонкостях барочной культуры, как его соотечественники, окончившие Киево-Могилянский коллегиум. Тем самым, в среде образованных великороссов митр. Димитрий ощущал себя не чужаком, а своим, близким по духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Из слов Макария в одном письме к Серафимову мы уже знаем, что труд Макария по составлению сборника догматического учений св. Димитрия Ростовского заслужил всеобщее одобрение и автор удостоился получить благодарность за него от многих лиц. Слова эти отнюдь не были преувеличением действительности, или самовосхвалением молодого писателя. Не только духовные лица, но даже и светские писатели с радостью приветствовали появление в печати первого богословского труда Макария. Обозреватель периодической литературы в «Журнале Министерства Народного Просвещения» называл «Догматическое учение св. Димитрия Ростовского », собранное Макарием, «драгоценным памятником, свидетельствующим, что Россия и в конце XVIII столетия имела знаменитых богословов» 203 . Когда Макарий окончил составление догматического сборника, преосв. Афанасий, вполне довольный его трудом, поручил ему составить таким же образом и «нравственное богословие» по сочинениям с в. Димитрия Ростовского . Над составлением этого нового сборника Макарий трудился уже во вторую половину 1842–43учебного года. «Предложил мне» писал Макарий Серафимову 15 декабря 1842 года, «преосвященный ректор уже давно таким же образом составить и нравственное богословие из сочинений св. Димитрия. И я составил уже для этого план и по прежнему раздал было сочинения студентам. Но так как теперь студентам не до того, я вчера взял у них и план и все книги к себе и, если поможет Бог , об святках займусь сам» 204 . Во вторую же половину первого года своей службы в С.-Петербургской духовной Академии Макарий приступил к составлению известного труда его по введению в богословие. «Чем я занимался»? спрашивал самого себя Макарий в одном из писем к Серафимову, и отвечал: «немногим и сделал мало: составил и продолжаю составлять по своему конспекту, представленному в Св. Синод, введение в богословие: десять листов уже выдал» (письмо было писано пред праздником Пасхи 1843 года) 205 . Для справок при составлении этого нового труда по богословию Макарий во втором своем письме к тому же Серафимову (от 15 декабря 1842 года) просил последнего достать его курсовое сочинение «план христианской аскетики» и поскорее выслать ему в С.-Петербург: «он мне очень нужен», прибавлял Макарий, «так как после святок я буду читать и сочинять для студентов энциклопедию богословских наук, при чем он пригодился бы мне для соображений» 206 . Макарий, очевидно, составлял введение в богословие одновременно с чтением лекций по этому предмету и, вероятнее всего, по одной и той же программе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Возможно ли, что митр. Димитрий, в учительных сочинения выражая официальную церковную позицию, сохранял свои «латинствующие» взгляды втайне, доверяя их лишь келейным черновым наброскам? Известно, что Димитрий разделял работы, предназначенные для широкого ознакомления и мысли, которыми он считал возможным обсуждать только в узком кругу. К таковым относились, прежде всего, те богословские проблемы, которые казались митр. Димитрию неясными. Характерна такая фраза из его письма иером. Феологу: «О чистце римском и о мытарствах много писать опасаюся, понеже наши не сказуют быти огню во удержании душ, а сами себе противно попечатали в Прологах души виденныя в огне. Обаче написах мало и послах Честности Твоей, в книжице же моей сего не положу» 428 . Причиной тому были опасения митр. Димитрия, что в реалиях Великорусской церкви нач. XVIII в. публичное обсуждение спорных богословских вопросов, а в особенности – критика великорусской церковной традиции, могли спровоцировать обвинения в отступничестве от православия и злонамеренном латинстве. Как писал Ростовский владыка: «Молю Летописца моего не очень кому лишнему давайте читать, чтоб не разлилося, яко масло по воде, яко не всяк бы о том ведал, да не умножатся лишнии слова; различни суть нравы человечестии: ин ищет пользы, а ин ухватки» 429 . Таким образом, суждения митр. Димитрия по некоторым богословским вопросам, которые он не считал возможным обсуждать публично, дошли до нас либо в его переписке, либо в бумагах, предназначенных для личного пользования. Однако прежде чем делать вывод, о том, что митр. Димитрий в тайне придерживался «латинского» взгляда на время пресуществления, следует обратиться к некоторым другим свидетельствам. Самым крупным богословским сочинением в библиотеке митр. Димитрия был сочинение иезуитского теолога из Бельгии Мартина Бекана (ван дер Беека) «Theologiarum Scholasticarum». Эта книга была приобретена 8 ноября 1690 г. у глуховского священника 430 . Труд Бекана, судя по всему, стал для митр. Димитрия пособием по схоластическому богословию. В книге много помет и подчеркиваний митр. Димитрия, свидетельствующих об интересе владыки к ряду вопросов, раскрываемых у М. Бекана. Среди них: все ли святые в разной степени зрят Бога, почему не следует перекрещивать крещёных еретиками и другие. Внимательное чтение Бекана отразилось на таких произведениях митр Димитрия как «Розыск о раскольнической брынской вере» и «Летопис келейный», где, при рассмотрении определенных вопросов, Ростовский владыка применяет сведения, почерпнутые у Бекана 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Далее вниманию участников встречи был представлен видеоролик о социальном служении на Дону, создатели которого показали работу Центра гуманитарной помощи Донской митрополии и действующих социальных проектов и направлений епархиального отдела по церковной благотворительности («Приют для мамы», «Друзья детей», «Служба помощи бездомным», «Мои года — мое богатство», курсы подготовки социальных работников и др.). Министр труда и социального развития Ростовской области Елена Елисеева приветствовала участников форума и в своем слове отметила реализующееся взаимодействие митрополии и социальных служб города и области в деле социального служения. «Совместными усилиями мы стараемся решить демографические задачи, укрепить институт семьи, материнства и детства, защитить ветеранов войны и труда, малоимущих и других людей, нуждающихся в помощи. Перспективы сотрудничества ежегодно обсуждаются на Димитриевских образовательных чтениях. Для представителей духовенства всегда открыты двери в министерство труда и социального развития Ростовской области. Мы готовы продолжать сотрудничество и реализовывать совместные проекты», — рассказала министр. Елена Елисеева отметила и взаимодействие с Донской митрополии в деле оказании помощи и заботы о пострадавших от крупнейшего пожара в Ростове-на-Дону в этом году. Заместитель министра здравоохранения Ростовской области по лечебной работе Андрей Ерошенко передал слова приветствия от министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской. В своем выступлении он подчеркнул, что социальное партнерство министерства и Ростовской епархии укрепляется с каждым годом — в частности, в сфере донорства и в работе с пациентами и врачами Детского онкогематологического центра при Областной детской больнице. «Служение врачей невозможно без Божиего благословения. Господь дает детским докторам особые силы, потому что простых человеческих сил для спасения детей просто не хватает», — сказал замминистра и от лица медицинских работников поблагодарил митрополита Меркурия и духовенство епархии за совместное служение в деле помощи пациентам.

http://drevo-info.ru/news/23078.html

«У Ростовской области сегодня молодое лицо, для развития нашего региона нужны яркие свежие идеи, позитивная энергия, навыки и знания в области современных технологий, и все это несет молодежь. На Дону сейчас открыты небывалые возможности для реализации молодых людей, которые будут строить свою жизнь в сопричастности с судьбой страны и общества», — отметил председатель Законодательного Собрания области. Приветственный адрес губернатора Ростовской области зачитал его заместитель Сергей Бондарев. «2018 год, объявленный Президентом России Годом добровольчества, придал новый импульс социальному служению, которое всегда было в традициях Православия. Православная молодежь Дона помогает семьям, попавшим в трудную ситуацию, занимается с детьми в детских приютах. Сотни сестер милосердия несут служение в больницах, госпиталях и хосписах. Отмечу, что среди православной молодежи — самый низкий уровень противоправного поведения и самый большой процент сторонников здорового и нравственного образа жизни. Правительство Ростовской области высоко оценивает и старается поддерживать все добрые дела и начинания православной молодежи. Я благодарю духовенство и активных молодых прихожан храмов Донской митрополии, педагогическое сообщество и институты гражданского общества за работу с молодежью, формирование ответственного, здорового и целеустремленного поколения. Выражаю особую благодарность митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию за его труды на ниве духовного воспитания подрастающего поколения. Уверен в дальнейшем развитии плодотворного сотрудничества правительства Ростовской области и Донской митрополии в сфере воспитания детей и молодежи», — подчеркнул Сергей Бондарев. Его Высокопреосвященство поблагодарил правительство Ростовской области за соработничество, поддержку начинаний Донской митрополии и постоянное внимание, которое губернатор оказывает православной молодежи Дона. В рамках XXIII Димитриевских образовательных чтений состоялись 14 направлений, в рамках которых прошли около 70 секций по самому широкому кругу педагогических и научно-практических вопросов. Более четверти секций работали при непосредственном участии молодежной аудитории. Кульминацией этой деятельности стал съезд молодых православных добровольцев Дона. Таким образом, подчеркнул митрополит Меркурий, «молодежь была не только объектом дискуссий, но и действенным субъектом программы форума».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5299637...

О заботах об учениках и говорить нечего. Архипастырь часто посещал училище, сам слушал и опробовал учеников в успехах. 1266 Отобрав способнейших, обучал их зимою – толковал некоторые книги из Ветхого Завета, а летом, в селе Демьянах объяснял Новый Завет . 1267 При богослужении ученики исправляли должность певчих не только в Ростове, но и в других местах, как это видно из неизданного слова святителя на день Бориса и Глеба; сам их исповедовал и приобщал; обещал молиться за них, если достигнет милости по смерти; 1268 увещевал их учиться и более прилежным раздавал деньги по грошу на каждого, или на двоих по алтыну и брал в свои села на вакации. 1269 Во время болезни посылал за учениками и приказывал им по пяти крат на воспоминание пяти язв Христовых прочитывать молитву «Отче Наш». 1270 И впоследствии он не оставлял своих учеников, свидетельством чего может служить письмо учеников Залении и Благовещенского от 10 октября 1708 г. из Москвы. Величая святителя «Меценатом» и «отцем всем» они благодарят его, что он пожаловал, явил им бедным премногую милость: прислал милостыню во время скудости: Auxilium Christi Venit ad nos tempore tristi. 1271 Последний, пишучи просительное письмо к Досифею, преемнику св. Димитрия, поминает «батюшка нашего преосвященнаго блаженной памяти Димитрия митрополита». 1272 И так, соберем в одно те выводы, к которым мы пришли, обозревая Ростовскую школу. Школа эта явилась соответствующей древнерусской элементарной приходской школе грамотности, заключая в себе при общем церковно-православном направлении обучение чтению, письму и пению. Ростовская школа представляла движение вперед сравнительно с древнею школою, внеся в круг преподавания греческий и латинский язык. Последний был особенно важен тем, что на нем была обширная литература по всем отраслям знания, и он был тогда языком международным. Взяв некоторые формальности из западных школ, св. Димитрий не взял их духа. Семейственность, простота отношений при известной вполне обычной в то время строгости, полное отсутствие служебной формальности и иезуитизма 1273 составляют главную сторону внутренней жизни школы. Само преподавание не было проникнуто сухими отвлеченностями и чопорностью схоластики, а заключало в себе, конечно относительно, начало жизни. Главная же заслуга св. Димитрия состоят в том, что ему принадлежит почин в учреждении новой, хотя и на старом основании, элементарной народной школы, в то время когда о них никто и не думал. Ростовская школа была доступна для всех, а не для одних духовных, была общею, а не специальною; это её отличие от школ Петровских, строго специальных и предназначенных для известного класса. 1274 При всем том Ростовская школа была проникнута православным началом, краеугольным камнем русской народности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Имеется в виду город Гурьев, который до восстания Пугачева назывался Яицкий городок; Шипов контаминировал два названия. «Букеевскими» овцы именовались по названию Букеевской орды киргизов (от имени хана Бакея, под водительством которого орда в 1801 г. перекочевала в Россию). «Букеевскими» овцы именовались по названию Букеевской орды киргизов (от имени хана Бакея, под водительством которого орда в 1801 г. перекочевала в Россию). На этом месте существовал некогда хивинский городок, развалины которого видны и поныне. Здесь отыскивают хивинские монеты и разные другие древние вещи. Говорят, городок тот разорён был разбойниками Нечаева. На этом месте существовал некогда хивинский городок, развалины которого видны и поныне. Здесь отыскивают хивинские монеты и разные другие древние вещи. Говорят, городок тот разорён был разбойниками Нечаева. Имеется в виду Сорочинская крепость (ныне г. Сорочинск). Имеется в виду Сорочинская крепость (ныне г. Сорочинск). Драбанты — телохранители высших начальников. Драбанты — телохранители высших начальников. Кошма — войлок, полость, свалянная из овечьей шерсти. Кошма — войлок, полость, свалянная из овечьей шерсти. «Макарьевской» (от названия Макарьевского монастыря близ Нижнего Нов города, где еще с XVI b. проводились ярмарки) называлась ежегодная нижегородская ярмарка, самая богатая и самая известная в России. В 1817 г., после пожара Макарьеве, она была перенесена в губернский центр. «Макарьевской» (от названия Макарьевского монастыря близ Нижнего Нов города, где еще с XVI b. проводились ярмарки) называлась ежегодная нижегородская ярмарка, самая богатая и самая известная в России. В 1817 г., после пожара Макарьеве, она была перенесена в губернский центр. Псалом 90. Псалом 90. Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) — митрополит Ростовский и Ярославский с 1702 г., канонизированный в качестве святого в 1757 г. Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) — митрополит Ростовский и Ярославский с 1702 г., канонизированный в качестве святого в 1757 г.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Таким образом, можно заключить, что в вопросе частого Причастия митр. Димитрий Ростовский , очевидно, придерживался могилянской традиции: об этом свидетельствует четкое заявление о минимальной норме причащения четырежды в год (и раз в год как снисхождение) в сочетании с призывами к более частому причастию без определения конкретной периодичности, но с решительным осуждением псевдо-благочестивого воздержания от таинства «по недостоинству». Прямого же католического влияния на взгляды Ростовского владыки в данном вопросе мы не находим. Итак, если евхаристическое благочестие митр. Димитрий Ростовский во многом согласно киевской традиции, то следует ли предположить, что в своей борьбе за почитание Св. Даров он явился некой безусловно новой для Великороссии фигурой? Можно сравнить воззрения митр. Димитрия с «Завещанием духовным» митр. Митрофана Воронежского . Владыка Митрофан происходил из владимирского священнического рода и не получил школьного образования. С 1682 г. по 1703 г. митр. Митрофан был главой новой Воронежской епархии. Вскоре после восшествия на кафедру, он написал свой самый значимый памятник – духовное завещание, обращенное к духовенству. Одной из лавных тем этого завещания является должное совершение литургии и таинства Евхаристии. Основное внимание митр. Митрофан Воронежский уделяет тому, что священник не должен совершать литургию, находясь в состоянии смертного греха, препятствующего богослужению, в особенности – грехах блуда и гнева. Нельзя причащать мирян, если они пребывают в нераскаянных смертных грехах. Также владыка Митрофан подчеркивает непозволительность недолжного отношения иереев к совершению Евхаристии: негоже заходить в алтарь в нетрезвом виде или в грязной одежде, невнятно читать литургические молитвы, брать для Таинства нечистые или пресные просфоры, вливать вино в потир без добавления воды, наконец – небрежного отношения к освященным Св. Дарам. Священник должен тщательно готовиться к Литургии и пребывать в неослабном внимании во время её совершения: «Ни како же и николеже по многоглаголании по вечернем пении и до литургии пребывше, приносите Пречистую Жертву, но, утишив мысли, молитву пошлите к Богу своему и не озирайтеся вспять в мыслях своих и ум имейте весь горе: со Ангелы бо вам служити; и тако Бескровную Жертву приносите и не мыслите в тот час земных ничтоже, зане Небесного Царя приемлите в сердце своем» 889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010