33 1)Ярославские Епархиальные ведомости 1868 г. С. 227, неофициальной части. 2) Консисторское дело от 1743 года за 55 по Архиву (цит. по: Троицкий С. А. Арсений III Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский. Жизнь и деятельность. 1900. Т. 1. скоропись (част. автограф)//Ярославский Государственный областной архив. 344 (906). С. 10). 34 Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийския из ростовской Святейшаго правительствующаго Синода Члена Преосвященнаго Арсения Митрополита Ростовскаго и Ярославскаго Духовной консистории. ГМЗРК Р-287 Л. 178–179 (цит. по: Субботина Т. Ю. План посада г. Ростов 1755–1759 гг.//История и культура Ростовской земли. Материалы конференции 2002. Ростов, 2003). 37 Всеподданнейшее предложение Амвросия Новгородского и Арсения Ростовского, 1742 г. 11 ноября. Цит. по: Диомид (Дзюбан), еп. Цит. соч. С. 237. 38 Троицкий указывает Терпигорева секунд-майором (Троицкий С. А. Хозяйственные труды митрополита Ростовского и Ярославского Арсения Мацеевича и его частная жизнь в городе Ростове. Т. 2. (машинопись)//1900. Ярославский государственный архив. 344 (907). С. 31. 54 См.: Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М., 1872. 101. 58 См., например: Поучение на день Успения пресвятыя Богородицы. «Мария же благую часть избра яже не отнимется от нея»//Проповеди Арсения (Мацеевича) 1740–1760. Т. 1. (рукопись). Ярославский Государственный архив. 25 (229). 60 См. о нем: Смирнов. История московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855; Фельдштейн Г. С. Главные течения в истории науки уголовного права в России. Ярославль, 1909. Читать далее Источник: XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета : материалы. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2008-./Т. 1. - 408 с./А.Б. Григорьев. Священномученик Арсений Мацеевич в гражданском, уголовном и церковном судебном процессе. 98—107 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Заканчивая наше рассмотрение можно сделать вывод, что в обстановке судебного разбирательства, т. е. там, где проявляются как самые отрицательные, так и самые положительные качества человеческой натуры, священномученик Арсений (Мацеевич) , митрополит Ростовский и Ярославский, оставался всегда неустанным защитником интересов Христовой Церкви, сберегателем Ея имуществ, пастырем добрым для народа вверенной ему епархии и строгим, справедливым и нелицеприятным обличителем человеческих пороков. Нигде и ни разу, даже и до смерти, священномученик Арсений не изменил своим богословским, гражданским и государственным позициям и принципам, оставаясь при этом человеком своего времени. 9 Арсений (Мацеевич) , митр. Возражение на пашквиль лютеранский нареченный молоток на книгу Камень веры который молоток показался бытии восковый яко воск от лица огня сиречь от слова Божия и самыя истины исчезнувший//Григорьев А. Б. Митрополит Арсений Мацеевич . Дипломный проект. Приложение 2. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. 12 Лизунов П. В. Узники Николо-Корельского монастыря. Архиепископ Новгородский Феодосий Яновский и митрополит Ростовский Арсений Мацеевич //Духовная пристань поморов. История Николо-Корельского монастыря: Сб. статей. Архангельск, 2003. С. 152. 21 См.: Бобровский П. О. Военное право в России при Петре Великом. Артикул воинский, с объяснениями преобразований в военном устройстве и в военном хозяйстве по русским и иностранным источникам. СПб., 1886. Ч. 2. Вып. 2. С. 462–482. 23 См.: Фирсова В. В. Общественное призрение военных и их семей в дооктябрьской России//Вестник РАН. 1996. Т. 66. 8. С. 750. 24 Щербинин П. П. Особенности призрения военных инвалидов и членов их семей в России в XVII – нач. XX века//Вестник ВГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2005. 2. С. 225. 31 См.: Диомид (Дзюбан), еп. Цит. соч. Прил. 9: Доношение Арсения об исповедных росписях от 31 января 1746 года. 32 О прибытии в Ростов Арсения, митрополита Тобольского в 1742 г. Сборник. скоропись, 1833. Ярославский Государственный областной архив. 344 (907).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Наиболее показательным примером отделения от канонической Церкви носителей прораскольнического религиозного сознания является история уклонения в раскол бывшего епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Дзюбана). Придерживаясь целого комплекса псевдоправославных идей, епископ Диомид в феврале 2008 г. включился в активную информационную кампанию по дискредитации священноначалия Русской Православной Церкви, обвиняя последнее в вероотступничестве. Параллельно с этим он развернул широкую пропаганду религиозного антиглобализма (призыв к отказу от паспортов и ИНН), антиэкуменизма (обличение высшей иерархии в «созидании церкви антихриста»), радикального монархизма (отрицание допустимости любой формы правления, кроме монархии), учения о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство последнего российского императора и др. После безуспешных попыток вразумления, 27 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение о возможном извержении епископа Диомида из священного сана в случае его отказа от примирения с Церковью. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 28 июня 2008 г., епископ Диомид был уволен от управления епархией и запрещен в священнослужении. Не желая идти на примирение с Церковью, 17 июля 2008 г. епископ Диомид (Дзюбан) опубликовал обращение, в котором предал анафеме (отлучению от Церкви) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и всех архиереев Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 г. определение Архиерейского Собора об извержении епископа Диомида из священного сана вступило в силу. Не подчинившись решению священноначалия, бывший епископ Диомид в октябре 2008 г. учредил новую раскольническую религиозную организацию, получившую наименование «Русская Православная Церковь – Святейший Правительствующий Синод» 218 . 6.11. Искусственное образование новой неканоничной религиозной организации православного исповедания, не вызванное отделением группы верующих или церковной области от кириархальной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Ведь есть структуры ИПЦ и в Греции, и в Болгарии, и в Сербии и, конечно, в России. Только все отделившиеся не могут не то что войти в евхаристическое общение, но даже ладить друг с другом. Сыплются бесконечные анафемы, РПЦЗ (В) быстро обросла множеством других букв и получается: поезжай в Софрино, покупай облачение, и ты епископ или даже патриарх. Вот, к такой ИПЦ и может вполне реально прибегнуть игумен Сергий. Благо где-то сокрыт и епископ Диомид (Дзюбан) и др. Несерьезным мне кажется предположение церковного публициста священника Александра Шумского о влиянии на схиигумена Сергия (Романова) Вадима Петровича Кузнецова и церковной организации, к которой он принадлежит. Масштаб не тот, и тактические схемы там используются другие. После революции Церковь оказалась в ужасном состоянии: отречения епископов и священников, обновленческий раскол. Верующие были смущены, как такое могло случиться с иерархами. Тогда мученик Михаил и сформулировал учение об организации, в которой могут оказаться крещёные люди, фактически, по делам своим отпавшие от Церкви, созданной Господом нашим Иисусом Христом, которая свята и непорочна, но находясь в организации, не отторгнуты окончательно и в случае покаяния, могут в неё вернуться. Так и вышло со многими. Кого-то смущает корысть некоторых священнослужителей, кого-то – недостойное поведение, политизированность, адогматизм и т.д. Но всё это не даёт отпускного билета на переход в ИПЦ или какую-то другую структуру, а тем более разрешения на организацию очередной самой истинной «церкви». Святые, будучи гонимы за веру, за неприятие отступничества и вмешательства мирских властей, не помышляли покинуть Церковь. Другой путь предлагает Лурье: « и пребывание в нём (в Поместной Православной Церкви) – если оно не ведёт к выходу из него в Истинную Церковь – душегибельно». Так что вперед – в интернационал ИПЦ! Надеюсь, бывший схиигумен Сергий не пойдёт путём Лурье, а останется в Церкви, пусть лишённый сана и монастыря, но сохранивший благодать Святого Крещения и пострига.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/19/ku...

Я уже имел опыт подобных споров с неохаризматами-пятидесятниками (потом после публикаций были и суды), и понял со временем, что это самая настоящая одержимость, в самом метафизическом смысле, то есть одержание темными силами, проще – бесами, цепко держащими своих подопечных. (Все эти ребята оставили Церковь, хотя поначалу пришли, не знаю кто где сейчас). Что интересно, сразу после объявления регистрации РНЕ, буквально через день появилось сообщение о создании и регистрации у нас же в регионе отделения Антифашистского комитета. (С каким «фашизмом» была готова бороться возникшая «ex machina» антифа, ну конечно, с «русским» (жив-жив курилка, Швыдкой, при хороших должностях). Ну и естественно - с «антисемитами», в то время, как досточтимые «семиты» разных национальностей вовсю уже грабили, делили на куски матушку Россию. Тут уж было над чем задуматься, о серьёзных с нами, с народом играх… ( Интересная подробность: в октябре 1993 г. по рекомендации генерала Ф.Бобкова, бывшего начальника 5-го управления КГБ, идеологическая контрразведка, с 1992 года сотрудничавшего с В.Гусинским, русофобом, будущим президентом Российского еврейского конгресса, группу РНЕ – «баркашовцев» пропустили, с согласия Руцкого и Хасбулатова в Белый дом, они демонстративно зиговали на камеры, что давало повод говорить о «фашистах», с которыми надо вести борьбу. В ночь с 3 на 4 октября, до расстрела танками, «баркашовцев», благодаря Бобкову, вывели из здания парламента). Кстати, поддержал РНЕ служивший тогда у нас иеромонах Диомид (Дзюбан, будущий епископ), вскоре переехавший на Камчатку, там случались на этой почве и скандалы. Был он человек горячий, пылкий, без сомнения любил Россию, любил Церковь, я видел от него только хорошее, а вот как-то всё не так потом сложилось… (Да упокоит Господь душу его). Тут можно вспомнить слова Никодима Святогорца («Невидимая брань»): «…При этом надлежит тебе осмотрительно умерять горячность ревности о других, да сохранит тебя Господь в мире и покое душевном. Смотри, не потерпела бы душа твоя ущерба в своём главном благе: в мире сердца – от неразумных забот о пользе других…» Здесь как по тонкой грани, по лезвию ножа.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/17/...

Активность в этом конфликте проявили силы с совершенно разной юридикционной принадлежностью, и стремление к «истинно церковной» позиции ряда участников кампании явно ставится под сомнение открыто декларированной анти-МП-направленностью других ее участников. Увеличивается это сомнение и удивительным согласием основных тезисов всех участников, которые эмоционально сводятся к протесту «против травли последнего честного епископа Русской Православной Церкви». Источник: Богослов.ру 17 июля 2008 года в память царственных страсторепцев и в канун праздника игумена всея Руси преподобного Сергия Радонежского бывший Анадырский и Чукотский епископ Диомид (Дзюбан), запрещенный в служении за превышение своих канонических прав и действия, способствующие церковному расколу, заявил об анафематствовании Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Патриаршего экзарха всея Белоруссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Об истоках и содержании этого заявления рассуждают преподаватель Белгородской духовной семинарии священник Димитрий Карпенко и преподаватель Воронежского государственного университета А.Ю. Борзаков. Вокруг епископа Диомида, его обращений и последствовавших прещений возникла непростая ситуация. Именно такой она стала не в последнюю очередь из-за крайней затянутости необходимой реакции на его публичные выступления. А затянутость обусловила совершенно не необходимую, но вполне, увы,  естественную и ожидаемую ныне в этих условиях каноническую неоднозначность принятых Архиерейским Собором решений. Эти решения не в последнюю очередь явились маслом в огонь массмедийного, информационного конфликта по этому поводу. Активность в этом конфликте проявили силы с совершенно разной юридикционной принадлежностью, и стремление к «истинно церковной» позиции ряда участников кампании явно ставится под сомнение открыто декларированной анти-МП-направленностью других ее участников. Увеличивается это сомнение и удивительным согласием основных тезисов всех участников, которые эмоционально сводятся к протесту «против травли последнего честного епископа Русской Православной Церкви».

http://pravmir.ru/pochemu-pravoslavnomu-...

А по сути дела появился очередной «поп Гапон», собирающий людей под свои знамена, чтобы повести их на борьбу неизвестно с чем, на защиту неизвестно чего. Вы спрашиваете: что делать православным верующим? Ориентироваться на официальную церковную позицию, сохранять верность канонической Русской православной церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и не поддаваться на пропаганду раскольников. Нужно понимать, что мы живем в такое время, когда кто угодно может говорить что угодно, причем публично. И средства массовой информации сейчас доступны для каждого, во всяком случае, Интернет. Лично каждый человек, в том числе епископ, может быть подвержен ошибкам. Но на то и существует «соборность Церкви», чтобы эти ошибки исправлять. А если архиерей называет своих собратьев «волчьим собором», то он, видимо, совсем потерял разум. Надо молиться о его вразумлении… - Спасибо за беседу, владыка! ЛИЧНОЕ ДЕЛО Диомид, епископ Анадырский и Чукотский (Дзюбан Сергей Иванович), 47 лет. Родился на Украине в семье рабочего. Закончил Харьковский институт радиоэлектроники, работал в ДОСААФ. В 1989 г закончил Московскую Духовную семинарию. В 1993 г - Московскую Духовную Академию. С 1991 г находился в командировке в Камчатской и Магаданской (и временно Сахалинской) епархии. В 2000 г рукоположен в епископа Анадырского и Чукотского. 27 июня 2008 г Архиерейский Собор Русской Православной Церкви осудил деятельность Диомида, содержащую в себе нарушение канонических норм и вносящущую соблазн в церковную жизнь. И постановил извергнуть из сана за клевету и ложь в адрес Священноначалия, возбуждение раскольнических настроений и действий. Ему дан срок для покаяния до 17 июля. 28 июня Священный Синод постановил уволить Диомида от управления Анадырской епархией. Временное управление поручено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку. Иларион, епископ Венский и Австрийский (Алфеев Григорий Валериевич), 42 года. Родился в Москве. Служил в армии. В 1987 г по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Я полагаю, что, исходя из этой логики, митрополит Никодим пришел к выводу, аналогичному выводу Петра Великого о необходимости смиренно учиться у Запада. Учиться, разумеется, не ценностям и не целям, а средствам. Подобно тому, как Петр был готов учиться у Запада технологиям создания военно-промышленного комплекса ради достижения побед русского оружия, митрополит Никодим, будучи в догматическом и каноническом смысле вполне консервативным православным богословом, считал необходимым учиться у западных христиан технологиям социального действия. Таким образом, программу митрополита Никодима можно представить себе как программу минимум – научиться искусству стратегической игры с Государством ради достижения бОльшей свободы Церкви в Государстве и программу максимум, которая предполагает христианизацию Государства и сильную Церковь, проводящую активную христианскую социальную политику. У меня нет твердых доказательств, но мне кажется, что все в деятельности митрополита Никодима свидетельствует о том, что он придерживался именно такой позиции. И, хотя развернутую реконструкцию " никодимовства " я делаю сейчас впервые, но многие из изложенных здесь мыслей посещали меня еще при жизни митрополита Никодима. В том числе и мысль о том, что стратегической целью деятельности владыки Никодима является христианизация Советского Союза. И еще мне кажется, что предлагаемая здесь реконструкция никодимизма как церковной стратегии, подтверждается деятельностью нашего Святейшего Патриарха Кирилла в течение последних 20 лет. Но об этом позже. Второе, что можно с уверенностью утверждать о Патриархе Кирилле, это то, что Святейший является убежденным русским националистом. Ничуть не меньшем, чем почивший митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Иоанн (Снычев) или бывший епископ Диомид (Дзюбан). Но, разумеется, сильно более просвещенный, чем вышеупомянутые церковные деятели. Враги Святейшего из " национал-патриотического " лагеря, разумеется, с большим возмущением отрицают этот факт. Враги же его из " либерального лагеря " , напротив, с торжеством признают. Я уже цитировал в прошлой колонке " Какой Патриарх нужен нашей Церкви? " слова одного из самых ожесточенных противников Святейшего Патриарха Кирилла, главного редактора Портала-Кредо.ру Александра Солдатова – " если мы прочитаем его (т.е. митр. Кирилла – В.М.) высказывания на различных Всемирных русских народных соборах, на презентации " Русской доктрины " , мы увидим, что он, может быть, под влиянием конъюнктурных факторов, но позиционирует себя сейчас как жесткий националист, жесткий клерикал, который говорит, что Россия – это моноконфессиональное государство, и более того – мононациональное. А Московская патриархия является " государствообразующей конфессией " , то есть она стоит, в общем, выше государства, будучи источником его бытия "

http://religare.ru/2_61900_1_21.html

Общие черты использованного в рассмотренных случаях материального права — применение практически во всех случаях (кроме еп. Иоанна и еп. Диомида) 25-го апостольского правила, но, вероятно, подразумевавшего разные запреты из этих канонов в отношении разных лиц. В случаях лишения сана еп. Иоанна, митр.Филарета и еп. Диомида общими были 6-е правило II Вселенского Собора (про клевету) и 15-е правило Двукратного Собора (про прекращение поминовения патриарха и общения с ним). При осуществлении суда над еп. Диомидом и еп. Иоанном общим было 13-е правило Двукратного Собора (про прекращение поминовения клириками своего архиерея). Таким образом, еп. Иоанна, еп. Диомида и митр. Филарета обвиняли в создании раскола. Последнего обвиняли ещё и в нарушении личной нравственности, такое же обвинение выдвигалось трём епископам в 2020–2021 гг. Во всех случаях применены наказания в виде запрещения в служении или лишения сана, в единичных случаях лица дополнительно были лишены монашества или отлучены от Церкви. 6. Заключение За период с заката советской эпохи вплоть до настоящего времени можно выделить три волны осуждения архиереев: участвовавших в украинских расколах (1989–1997 гг.), несогласных с отдельными действиями патриарха (2008 г.) допустивших проступки в сфере личной жизни (2020–2021 гг.). Самым первым осуждённым архиереем рассматриваемого периода стал епископ Иоанн (Боднарчук), бывший Житомирский и Овручский, примкнувший к Украинской автокефальной православной церкви. Он был осуждён Синодом в ноябре 1989 г., позже его апелляция была передана на Поместный Собор, однако он отказался от своих намерений, а вскоре погиб. Киевский митрополит Филарет (Денисенко) стал вторым осуждённым деятелем украинских расколов. Он был лишён сана Архиерейским Собором в июне 1992 г. вместе с одним из соратников, почаевским епископом Иаковом (Панчуком). Впоследствии Архиерейский Собор 1997 г. отлучил от Церкви бывшего монаха Филарета (Денисенко Михаила Антоновича). Анадырский епископ Диомид (Дзюбан) был лишён сана Архиерейским Собором 2008 г., впервые после принятия Положения о церковном суде, с мораторием, фактически продлившимся до синодального заседания октября 2008 г.

http://bogoslov.ru/article/6172796

Дело в том, что я неплохо знаю этого человека. Или мне кажется, что хорошо знаю. В любом случае, личной информации о нём много. Схиигумен Сергий (Романов). Сложнейшая судьба, неординарная биография. Монах, за которого молятся греки на Афоне. За его плечами - реальные дела, могущие стать украшением двух-трёх биографий реальных современных подвижников! Один всемирно известный монастырь «Ганина яма» чего стоит. Один его визит на сцену зала (в полном схимническом облачении, с напрестольным крестом и обличительным словом), где «чудотворил» сатанист Кашпировский, привёл последнего в истерику и на многие годы очистил от него екатеринбургскую землю. Очень заботлив к людям, щедр на помощь, честен перед благотворителями. Человек, с высочайшим уважением отзывавшийся о Патриархе Алексии Втором и о старце Кирилле (Павлове). Называвший Патриарха просто «добрым дедушкой». Что с ним случилось? Не пойму… Слова из проповеди 25 04 2020г.: «Кто посягает на закрытие храмов – да будет проклят, и весь род его!» Во исполнение благословений Патриарха и нашего правящего архиерея, ограничил в своём приходе участие в службах мирян. Значит, «анафема» касается и меня? Вот, дожил! За четверть века в Церкви и не думал, что когда-нибудь сподоблюсь подпасть под чью-то анафему. Как ощущение? Не из приятных, настроение портит. Даже если помнить, что этот «дружественный огонь» явно неканоничен. Хорошая, кстати, возможность ощутить на себе состояние патриарха Алексия II, когда в 2008г. ему объявил подобную «анафему» епископ Чукотский Диомид (Дзюбан). Так всё же, как расценить этот странный выпад отца Сергия? Простая запальчивость, эмоции, досадный ляп? Но ведь ты не одинокий отшельник на вершине горы, за твоей спиной живые люди - девушки, старицы. Все ли они разделяют этот твой ультрарадикализм? И вообще, за этим ли они съехались к тебе со всей страны, посвятили себя Господу, чтобы взойти с тобой на пылающие баррикады? В моей журналисткой памяти сразу всплывает одна русская игумения, которая в сложнейших условиях, ради физической(!) безопасности сестёр своего монастыря, вела себя с внешними намного осмотрительней и дипломатичней.

http://radonezh.ru/2020/05/06/pandemii-n...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010