Правление бейлербеев, вызывавшее многочисленные бунты, особенно во внутренних районах эйалета, ослабло к нач. XVIII в. В 1705 г. Триполи осадил бей Туниса, но ему пришлось отступить из-за вспыхнувшей в его войске эпидемии чумы (иудейская община по этому поводу установила ежегодное празднование местного Пурима ). В 1711-1714 гг. в эйалете утвердилось господство династии Караманлы, происходившей из среды кулугли и лишь номинально подвластной султану, ее представитель сначала получил полномочия дея (янычарского командира), затем бейлербея. В этот период впервые консолидировались Триполитания, Киренаика и Феццан, офиц. языком вместо турецкого стал арабский, осуществлялись меры по укреплению администрации и экономики. Европ. страны, стремясь оградить свои флоты от пиратских налетов и получить доступ в триполийские порты, заключили с деями Караманлы ряд соглашений (Великобритания в 1751; итал. гос-ва в 1765). На экономике режима Караманлы отрицательно сказались эпидемия чумы и голод, опустошившие эйалет в 1784-1785 гг. В 1792 г. Блистательная Порта попыталась напрямую вмешаться в триполитанские дела, назначив бейлербеем Гурджи Али-пашу Бургула, к-рый, в частности, преследовал местных иудеев (в честь избавления от его правления праздновался еще один местный Пурим). В 1795 г. его сместил Караманлы Юсуф, при котором особо ужесточился фискальный гнет, вызвавший всеобщее недовольство местного населения. Захват Францией Алжира в 1830 г. заставил Высокую Порту внимательнее отнестись к ситуации в Триполи из-за опасения потерять власть над эйалетом. После смерти Юсуфа в 1832 г. султан Махмуд II воспользовался своей прерогативой третейского судьи в споре за власть между дядей и племянником умершего бейлербея. Вознамерившись ликвидировать самоуправление в эйалете, он в 1835 г. направил сюда флот под командованием Мустафы Неджиб-паши. Младший из претендентов, Али, получил подтверждение своих прав на наместничество, но обязался отправиться для этого в Стамбул. Такое развитие событий вызвало бунт триполитанцев, к-рые осадили в своей столице османский отряд. Главнокомандующий морскими силами Порты адмирал Ченгель-оглу Тахир-паша успешно снял блокаду, но потерпел неудачу в военных действиях внутри страны, и первые наместники, направлявшиеся в Триполи непосредственно из Стамбула, Махмуд Раиф-паша (1835-1837) и Чешмели Хасан-паша (1837-1838), контролировали только узкую прибрежную полосу эйалета.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Глава Христу — Бог. Глава Христу — Бог, яко Богочеловеку, по домостроительству спасения. И Сын Божий воплотившийся есть Бог, ничем не меньше Бога Отца и Бога Духа Святого; но, приняв на Себя, в совете Божества, исполнить домостроительство спасения, Он и яко Бог есть исполнитель положенного в совете Божества. Почему говорит, что снизшел с неба, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго. В сем отношении глава Христу Бог. Феодорит полагает: «Не божественные предлагая догматы и не богословие излагая, Апостол дал речи такой порядок». Что же он хотел? — Только навесть на мысль о подчинении жены мужу с христианской точки зрения. На основании сих слов никак нельзя полагать, что как жена мужу, муж Христу, так и Христос подчинен Богу. Если муж безмерно далеко отстоит от Христа, а в такой же мере и подчинение его Христу, то, измеряя сею же мерою подчинение жены мужу, где мы найдем ему меру? Святой Златоуст говорит: «Если во всей этой речи мы примем слово: глава в одном и том же смысле, то жена будет ниже мужа столько, сколько муж ниже Бога Слова. А это кто может допустить?» Излагая эту лествицу подчинения жены мужу, мужа Христу, Христа Богу, Апостол не точную меру подчинения определяет, а только наводит мысль о том, имея преимущественно во внимании подчиненное положение жены относительно мужа. Хоть мы и не поймем точно этого текста, мысль Апостола главная видна, а этого для нас и достаточно. Стихи 4 и 5. Всяк муж молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою. И всяка жена молитву деющая, или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо есть и тожде остриженней. В какой связи состоят сии слова с предыдущими, не видно. Они будто составляют особое положение, от тех независимое. Точно можно допустить, что между ними опущена связующая мысль, и именно такая: если жена и в благодатном порядке остается в подчиненном положении относительно к мужу, то она должна являть это и всем своим внешним видом, равно как и муж внешним видом должен являть власть свою и преимущество пред женою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Эту черту ригоризма уже в значительной степени мы видели в сочинениях Епифания. Но гораздо в большей степени, как преобладающая черта, она высказывается у Филастрия 670 . Сочинение Филастрия – это, можно сказать, прототип тех средневековых и позднейших католических индексов, в которых заносилось в число ересей и подвергалось анафемам всякое мнение сомнительное в глазах схоластических богословов, хотя бы оно вовсе не касалось не только существенных церковных догматов, но и вообще предметов веры, хотя бы оно относилось к общей области свободного человеческого ведения, хотя бы оно в ином случае было справедливее и православнее мнений самих богословов – обличителей и судей. За сочинением Филастрия следует в латинской церковной литературе «Книга о ересях» блаж. Августина 671 . Она написана в 428 году, по просьбе ученика Августинова Карфагенского диакона Кводвульт-Дея 672 . В этом сочинении описываются 88 ересей, начиная с Симона волхва до современных Августину пелагиан и целестиан 673 . Сравнительно с другими, рассмотренными нами ересеологическими писаниями, и сравнительно с другими произведениями блаж. Августина – это очень небольшое сочинение. Описания ересей в нем очень коротки; новых самостоятельных известий очень мало, и потому значения для истории ересей оно имеет еще менее, чем сочинение Филастрия 674 . План сочинения простой, и источники его очень несложны 675 . В описании первых 57 ересей Августин выписывает известия о древнейших сектах из Епифания, имея притом в виду не обширное Епифаниевское сочинение – Панарий, а краткое анакефалеосис 676 . Августин говорит, что он во мно­гом изменял епифаниевские описания 677 . Но эти изменения весьма не существенны: в некоторых местах иначе расположен порядок ересей 678 ; в иных одна секта разделена на две или две соединены в одну 679 . Значительнейшее отступление от Епифания состоит в том, что Августин опускает так называемые до-христианские ереси и начинает описание прямо с христианских – с Симона волхва 680 . В следующих за тем 23 главах (от 58 до 80) Августин выписывает из Филастрия те секты, каких он не находил у Епифания 681 , по порядку располагая филастриевские описания за епифаниевскими, и не обращая внимания на то, что многие из ересей, описание которых он берет из Филастрия, относятся ко времени гораздо древнейшему многих выписанных им прежде из Епифания 682 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

1550 г.) И сего ради благочестивый царь Иустиян со святыми отцы на пятом Соборе 165 святым духом просвещены о сих всех страшную и велелепную заповедь возгласиша до скончания миру тому непреступну быти. Сице написаша. Великаго нашего града и со пресвятыми твоими архиепископы 165 се пологание писанием предаваемь обидевшая святыя церкви. Иже бо кто явится неистовствуя на святыя Божия Церкви и на священныя их власти даное Господеви в наследие вечных благ и на память последняго рода, обидящих властию тем и даемое беззаконно отимает: села и винограды. Аще ли кто в сану преобидети начнет или сосуды восхищати церковныя и оправдания, или привлачащая насилием епископа или попа, или диякона, и всякого просто рещи священнаго ли монастырем даное граблением и насилием дея, и отимая от них все даное, даемое Христови, аще кто изобрящется се творя и бесчиние велие мяты и святыми Церквами Божиими, четверицею да вдасть паки въспять церковное. Аще ли и саном гордящейся негодовати начнут нашего повеления истинным правилом не покоряющеся святых отец, в каковом сану ни буди князь или воевода, воеводства чюж, или воин, воинства чюж. И паки аще велиим негодованием начнут негодовати, забывше вышняго страха и оболкшеся во безстудие, повелевает наша власть тех огнем сожещи домы же их святым церквам вдати, их же обидеша. Аще ли и сами тии венец носящии тоя же вины последовати начнут, надеющеся богатства и благородств, а истоваго не радяще, не отдавающе яже обидеша святыя Церкви, или монастыри, преже реченною виною да повини будут. По святых же правилех да будут прокляти в сий век и в будущий. Заповеди благочестиваго царя Мануила Комнина (1143–1180) греческого на обидящях святыя Церкви. Царь же сей Комнин тако узаконив и писания предав нерушима. Пряхождаху же мнозии от строителей церковных, жалующеся на наместники, како обидети хотят церковная стяжания и пошлины. Царь уэаконн написа, глаголя понеже и се ко ушима нашего царства достиже от жалобник церковных, иже повсюду, идеже аще суть церковная стяжания и пошлины, изообид мы от наместников моих или от судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Стало быть, скажут, женщинам суждено всегда оставаться на низшей степени образования? Напротив. Такое-то настроение, на которое указали мы теперь, и возвышает нравственное их достоинство; им-то и достигается прямая цель их бытия. Дух Святый так характеризует жену-домохозяйку: жену доблю кто обрящет, дражайши есть камения многоценнаго таковая: дерзает на ню сердце мужа ея: таковая добрых корыстей не лишится, делает бо мужу своему благая во все житие; обретши волну и лен, сотвори благопотребное рукама своима. Бысть яко корабль куплю дея издалеча собирает себе богатство; и востает из нощи, и даде брашма дому, и дела рабыням. Узревши село купи, от плодов же рук своих насади стяжание. Препоясавши крепко чресла своя, утвердит мышцы своя на дело, и вкуси, яко добро есть делати, и не угасает светильник ея всю нощь. Лакти своя простирает на полезная, руце же свои утверждает на вретено, и руце свои отверзает убогому, длань же простре нищу. Не печется о сущих в дому муж ея, егда где замедлит: ecu бо у нея одеяни суть. Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния. Славен бывает во вратех муж ея, внегда аще сядет в сонмищи со старейшины жительми земли. Уста своя отверзе внимательно и законно и чин заповеда языку своему ( Притч. 31:10-23, 25 ). Какая здесь в лице жены раскрывается полнота семейных добродетелей! Какая многозаботливая любовь к мужу и неутомимая усидчивость в занятиях женских! Какое благоразумное распоряжение хозяйством и неусыпное попечение о семейных до последней рабы! Какая любвеобильная благотворительность к бедным, и строгая притом внимательность к самой себе! Из уст ее не исходит ни одно нескромное слово! Не видно в ней ни тщеславия, ни пристрастия к украшению и нарядам, и ниже тени самоугодия. Ложнаго угождения и суетныя доброты женския несть в ней. Вот эти-то качества надлежало бы иметь в виду при воспитании девиц, а не ученость. Многие женщины, гоняясь за внешним просвещением, остались .навсегда потерянными для необходимых трудов, домашних занятий и семейных радостей. Выходя замуж, они не могут облегчать своим сочувствием тяжких забот своих супругов; делаясь хозяйками, они не умеют распоряжаться домом; становясь матерями, они не любят попечений, соединенных с обязанностями матери.

http://azbyka.ru/deti/o-vospitanii-devit...

317 The travels of Macarius, patriarch of Antioch, written by his attendant archdeacon, Paul of Aleppo. London 1829. I. 198. 319 Manass. Vers. 5290–5308. Характеристику Василия Македонянина, как воинственного государя можем заимствовать из хронографа Конст. Манассии, тем более что эта характеристика вошла и в русскую никон. летопись. «Самодержец Василий, – повествует Манассия», – сообразил, что Фортуна ромеев увы! уже упала на колени, и подвержена опасности попасться врагам в пасть, или – лучше сказать находится при последнем издыхании. Рассудил Василий, что нужно восприять царскую мудрость, чтобы спасти отечество полумертвое и почти готовое к погребению. Отсюда тяжкие труды, и заботы, и беспокойства, и латы на груди и доспехи железные, и воины кровавые, и попечение постоянное, и жизнь в палатках, и шлемы, и копья, и очи бессонные, и ресницы недремлющие. И таким образом царь поправил дела ромеев и морщинистую старуху фортуну снова превратил в бойкую и красивую девушку. Узнали тогда варвары, что зверь, который прежде спал, проснулся и бодро идет против врогов и все испугавшись разбежались по ущельям, – и снова поднялся высоко жезл ромеев». По русскому не совсем точному переводу Никоновской летописи последнии слова читаются так: «познаша Василиа варвари зверя, присно не спящего, храбро встаяющего на обидяща его и вси встрепетавшеся отбегоша в раздолиа». П. Собр. р. лет. IX, 12. 322 Оно было два раза издано: в первый раз в 7170 т. е. в 1662 году (оглавление книг С. Медведева 31) и в другой раз 1718 г. и имелось в числе книг царевны Натальи Алексеевны (Солов. VI, 318). 328 Τριρης, – легкое трехвесельное судно. Δρμον, – бегун, – род морского рака, маленькая лодка. 329 Προτοβεστιριος – сан церковный или придворный: начальник вестиариев т. е. хранителей церковной ризницы или царских одежд. См. Glossarium Du Cange. 330 Φαρος – маяк. В Воскрес. летописи это слово толкуется так: «стражница, в нейже огнь влагаем на просвещение в нощи: се на устьи понта стражу дея, зане ту часто разбойничество и на страны нагнания. «Карамзин ист. гос. росс. I прим. 343.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Но всё же бей Алжира остался таким же вредным, заносчивым и надменным по отношению к любому, встретившемуся на его пути, христианину. В 1827 году он ударил французского консула по лицу мухобойкой из-за спора о французском долге за поставку алжирской пшеницы во Францию. Этот недипломатичный жест вызвал большой дипломатический шум во Франции. Дей, сообщил султану в Стамбуле, своему сюзерену, что французский консул оскорбил ислам и честь султана, «защитника мира.» Он велел французскому посланнику убираться домой и открыл огонь по кораблю, который вез дипломата обратно во Францию. Оскорбления незаметно перешли в войну, и крупное столкновение в Северной Африке произошло в июне 1830 года, когда французский флот под командованием адмирала Дюпера, 20 лет назад сражавшегося и победившего англичан в прибрежных водах Маврикия в битве при Гранд-Порте, вошел в воды гавани Алжира во главе конвоя, из военных и десантных кораблей, привезших 37 тысяч солдат. Три недели спустя победоносные французы погрузили дея, его гарем, детей и евнухов на борт французского фрегата и доставили в Неаполь, где те начали новую жизнь среди мандариновых рощ южной Италии, в то время как французская армия завоевывала Алжир на долгие 132 года. «В историях завоеваний не было более унизительной записи, чем это жалкое присоединение Алжира», – писал Стэнли Лейн-Пул в своей «Истории берберских корсаров», хотя и признал, что на ранних этапах «завоевание отличалось умеренностью и гуманностью, оказавших бесконечную честь французскому оружию.» Но имелись ли умеренность и гуманность, когда, однажды, генерал Пелисье завалив пятьсот берберов и арабов в пещере, включая женщин и детей, удушил всех дымом? Для мусульман героем войны стал мятежник Абд эль-Кадир, прибывший в Алжир из Египта в возрасте двадцати четырех лет и ставший вождём повстанцев. Война, где участвовали десятки тысяч французов, продлилась до 1847 года, когда, наконец, Абд эль-Кадир сдался при условии, что ему позволят перебраться в какую-нибудь мусульманскую страну. Вместо этого его заключили в тюрьму на пять лет, а затем, всё-таки, разрешили поселиться в Дамаске, где, уже будучи стариком, он спас многих местных христиан от резни мусульман во время восстания 1860 года. После Алжира французы захватили и Тунис 1880-х годах.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  Пятница. (Дея. 10, 44–11, 10; Ио. 8, 21–30). Спрашивали Господа: “Кто же Ты?” Он ответил: “От начала Сущий”. Он впереди, за Ним св. апостолы, за апостолами пастыри и учители и вся Церковь Христова. Судите теперь, кто настоящие передовые. Оттого что за ними так долго и так много идут и еще будут идти, они не перестают быть передовыми, ибо все же они впереди, а все другие идут вслед за ними. И так у нас христиан уже есть передовые; и если кто покушается выставлять новых передовых, — явно, что их надо разуметь передовыми в противоположном направлении, то есть на пути, который ведет во дно адово. Нечего прибавлять к этому: поостерегитесь — ибо кто себе враг? Только постарайтесь уразуметь это настоящим образом и крепко держитесь познанной истины Христовой, а те пусть твердят свое.   Суббота. (Дея.12, 1–11; Ио. 8, 31–42). Сказал Господь: “ Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете”. Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.   Неделя о Самарянине   (Дея.11, 19–26, 29–30; Ио. 4, 5–42). Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: “уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос”. И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова — восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010