Во время вашего отсутствия я, конечно, сделаю все возможное, чтобы быть полезным Кальпурнии Пизон. Однако было бы хорошо, если бы вы поручили заботу о ней не мне, а другим, более светским людям, меньше занятым общественными делами. В вашем письме, великий Цезарь, вы пишете о моей верности вам. Я этому рад, потому что теперь мне ясно, что вы понимаете верность так же, как я. Вы ведь не забыли, что я поднял против вас оружие, получил ваше прощение и часто выражал мнения, противоположные вашим? Отсюда я могу заключить, что вы признаете верными тех, кто прежде всего верен себе, и понимаете, что та и другая верность порой могут столкнуться друг с другом. В вашем письме, великий Цезарь, вы пишете о моей верности вам. Ваши слова… С огорчением должен сообщить вам, что болезнь моей жены помешает нам… перед вашим отъездом как-то выразить благодарность, которую я к вам питаю. Долг мой вам неоплатен. С раннего детства я получал… Я учел ваши распоряжения. Неблагодарность — самое низкое из всех помыслов и дея… (Следующие фразы написаны на архаической латыни. По-видимому, текст присяги, даваемой в суде.) «О Юпитер, невидимый и всевидящий, ты, кто читаешь в людских сердцах, будь свидетелем, что слова мои — правда, и если я погрешу против истины, пусть…» Три ярда шерсти средней плотности, отделанной по коринфскому обычаю; одно стило, тонко отточенное; три широких фитиля для светильника. Жена моя и я, конечно, с удовольствием… что такой могучий дуб… не забывая, на ком в последний раз остановился взор этих могучих глаз… не без удивления… и незабвенный вовеки. LXX-Б. Брут — Цезарю (Отправленное письмо)   Я учел пожелания, о которых вы мне сообщили. Порция и я с удовольствием посетим вас 15-го. Будьте уверены, великий Цезарь, мы сердечно любим Кальпурнию — как саму по себе, так и потому, что любите ее вы, и будем счастливы, если она сочтет наш дом родным. LXXI. Дневник Цезаря — письмо Луцию Мамилию Туррину на остров Капри 1023. Я был нерадив в своей переписке с тобой. Дни были заняты подготовкой к отъезду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Основатели их, следуя заповеди своего Наставника, с проповедью нового слова соединяли чудодейственный дар и сообщали его силу своим верным последователям; устроенные ими общины имели среди себя апостолов, пророков, учителей, видели чудодейственную силу в необычной вере, в дарах исцелений, в чрезвычайных действиях. Скрепленные прочным союзом любви, они преуспевали и возрастали в нравственно-духовных доблестях и прославлялись во всем мире, содействуя таким образом дальнейшему успешному распространению христианства (Дея.2:41–47; 3,4; 4,32–5 гл.6; 8,5–40; 9,31–43; гл.10; 11,19–30; гл. 13.14.16.17–19 и д.; Рим.1:7.8 ; 1Кор.1:1–7 ; 1Фес.1:1–10 и др.). Такие быстрые успехи распространения христианства еще более воспламенили ненависть нерасположенных к его учению иудеев и язычников; первые, желая удержать пальму первенства за древней феократией, со всеми ее храмовыми и обрядовыми учреждениями готовы были признать христианское учение за откровение Духа или одного из ангелов (ср. Деян.23:9 ; Кол.1:14–20 ), лишь бы удержать последователей его в сподчиненном отношении к религии верховного Бога, происшедшей не от сотворенного существа (к каким причисляли Иисуса Христа), но от самого Источника всех духов и Виновника всякой мудрости (ср. Ефес.1:20–23 ), и этим самим освятить в христианских общинах все обрядности закона, практикуемые в иудействе: проповедников, действовавших в ином духе и направлении, они старались представить не истинными служителями Христа, извращающими и искореняющими Его учение ( Гал.1:1–15 ; 2Кор.гл.10–13). Язычники со своей стороны стараясь удержать своих соплеменников от принятия новой веры, грозившей нарушением единства общественного и религиозного и отменой унаследованных обычаев и преданий, оглашали новых проповедников, приобретавших в их обществах и союзах своих последователей, людьми не заслуживающими доверия, нарушающими общественное спокойствие, руководящимися своими задними мыслями, иудейскими сектантами, и возвещаемое ими учение не заключающим в себе ничего божественного и даже не стоящим внимания и уважения как чуждое мудрости философской (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Кондак, глас 3-й Яко светильники незаходимыя разумнаго Солнца, сошедшеся днесь восхвалим песньми: возсияли бо есте сущим во тьме неразумия, всех созывающе к высоте благочестия, священномученицы. Тем вопием вам: радуйтеся, постников всех основание.  Преподобному Тропарь, глас 4-й В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со Ангелы срадуется, преподобне (имярек), дух твой. Кондак, глас 2-й Чистотою душевною божественне вооружився и непрестанныя молитвы, яко копие, вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, (имярек) отче наш, моли непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем тя, преподобне отче (имярек), и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.   Преподобной Тропарь, глас 4-й В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со Ангелы срадуется, преподобная (имярек), дух твой. Кондак, глас 2-й За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси; но молитвами твоими противных шатание разори. Величание Ублажаем тя, преподобная мати (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.  Преподобным Тропарь, глас 4-й Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш. Кондак, глас 2-й Волнений множество невлажно проходяще, безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте, богомудрии и преподобнии, и чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас.   Бессребреникам Тропарь, глас 8-й Святии безсребреницы и чудотворцы, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам. Кондак, глас 2-й Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии; но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1735...

—267— трех тесно связанных и непосредственно один за другим следовавших моментов в деле привлечения ко Христу учеников Иоанновых, лично совершил только первый и последний, а средний предоставил кому-либо другому; почему он, сам совершив оглашение учеников Иоанновых и затем возложение рук на них, соответствующее таинству миропомазания, уклонился только от совершения крещения? Не естественнее ли думать, что и крещение совершено было им же? В подтверждение своей мысли диспутант указал, во 1-х) на самый текст пятого и шестого стихов XIX-й главы книги Деяний, где относительно крещения учеников Иоанновых нет никакого указания, кто совершал это крещение, тогда как о возложении рук прямо сказано, что оно совершено было Апостолом Павлом, и во 2-х) на то обстоятельство, что Ап. Павел (см. 1Кор.1:14–17 ) вообще крестил сам лично очень редко и немногих, упоминая о таких случаях, как об исключениях. На страницах 345 и 378-й автор переводит глагол διαλεγομαι не одинаково; в одном случае словом «рассуждать», а в другом «беседовать». Представив историческую справку относительно того, как изложены были указанные места священного текста ( Деян.18:19 и 19:8) в первоначальном переводе Петербургской академии и как затем исправлены были покойным митрополитом Филаретом, проф. Корсунский пожелал знать, на каком основании диспутант придерживается именно такого, неодинакового в обоих случаях, перевода одного и того же слова, хотя условия, в каких стоит глагол διαλεγομαι в обоих случаях одинаковы? О. Григорий разъяснил, что основание для этого он находит в свойствах и настроении той среды, с которой в том и другом случае Апостолу приходилось иметь дело. В первом случае, когда Апостол должен был столкнуться с оппозицией, необходимо предполагался оживленный обмен мыслей, для выражения которого более подходит слово «рассуждать», тогда как во втором случае почва для его проповеди в среде слушателей его была уже достаточно подготовлена напр. предшествовавшею дея- —268— тельности Акилы и Прискиллы, а потому можно было уже ограничиться спокойною «беседой».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—126— старается склонить святых лукавый. Железной же дверью назвал он естественную привязанность чувств к чувственному бытию, из власти которых изымает истинно верного, как ангел, сила духовного 1017 ведения. Вопрос XXV Что значит: Хощу 1018 вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть; глава же жене муж; глава же Христу Бог. И 1019 всяк муж молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою. Всяка же жена молитву деющая или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо и тожде есть остриженный 1020 . И что ещё значит: Сего ради должна есть жена власть имети на главе ангел ради 1021 . Ответ Нужно знать, что божественный Апостол, сказав, что Христос есть глава всякого мужа, разумел, конечно (δηλοντι πεφνατο), что Христос есть глава мужа верного 1022 (усердного) к деланию божественных заповедей и созерцанию благочестивых догма тов, так что несколько широкое выражение (его) не включает в своё содержание также и неверных мужей. Да и как, в самом деле, быть Христу главою неверующих? Итак, по первому созерцанию (πιβολν) пользуясь —127— возвышенным умозрением, полагаем, что «мужем» является деятельный ум 1023 , имеющий «главою» слово веры 1024 , взирая на которое, как на Христа 1025 , ум устрояет свою жизнь, созидая её в (подвижническом) делании из благодатных плодов (χρισιν) заповедей, не срамляя (при этом) главы своей, т. е. веры, каким-либо из внешних покровов вещества, поскольку ничего не полагает выше веры из вещей временных и тленных 1026 . «Женой» же этого ума, полагаем, является самый навык (ξιν) к (подвижническому) деланию, украшенный и прикрытый многими и разнообразными подвижническими (πρακτικος) помыслами и нравами, и даже более того, имеющий самый ум, как собственную главу, покрытым сплочённой упорядоченностью и благоприличием этих помыслов и нравов. Христос же есть, полагаем, самосущая (τν νυπστατον) Вера, главой Которой явно является Бог, к Коему (и) возводит Слово веры 1027 , являя возводимому Бога, в котором Оно пребывает по естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сейчас Россия переживает многолетний многосторонний кризис. У многих возникает во-прос: какие первоочередные задачи сегодня нам нужно решать, чтобы возродить нашу страну? Спасо-Преображенская община обращается к своим членам и ко всем, кто горячо и самоотверженно любит Россию, прислать ответ на следующие вопросы: 1) Что наиболее важное и нужное упущено в указанном докладе на 49 стр., без чего невозможно будет в полноте возродить нашу любимую родину? 2) Чего у нас нет сегодня самого нужного и полезного - чего не хватает России для возрождения крепкой благополучной страны? 3) Что есть у нас вредного, что не дает этому произойти? 4) Что конкретно нужно делать для осуществления высказанных в докладе и нашем отклике предложений? Не претендуя на исчерпывающую полноту ответа, выскажу свои некоторые соображения. 1. Любовь Величайшее «изобретение» Бога Христа состоит в открытии у человека чудотворного понятия любви к Себе - Богу Христу и своим ближним. Это важнейшее свойство в поведении человека доставляет ему самую большую силу и радость в жизни. Поэтому воспитание любви и возрастание в ней является главным направлением формирования и воспитания человека в дея-тельности родителей, семьи, церкви, учебных заведений, армии и других организаций и сооб-ществ людей. 2. Смиренная любовь Особо нам необходимо настойчиво воспитывать и распространять культуру смиренной любви, при которой каждый старается никого не обижать, а еще более старается ни на кого не обижаться, как бы плохо с ним не поступили. 3. Православная вера Православную веру имеют обычно русские люди, а также белорусы, украинцы и другие славянские народы у которых есть горячая любовь к Богу Христу и своим ближним. 4. Семья Создание и сохранение крепких многодетных благополучных семей на основе православной веры, любви и русской культуры. Семьи - это непобедимые крепости России. 5. Высокая культура Обретение православной веры связано с освоением православного образа жизни, старанием и умением жить без греха - без нарушений нравственных заповедей, при которых возникает и изливается сатанинская энергия зла, разрушающая тело, душу и дух человека, жизнь в семье и обществе, и вызывает соответствующие болезни. Поэтому весьма важным является знание своих грехов, умение их распознавать и избегать. Это является одним из главных признаков обретения человеком высокой культуры.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/22/...

—78— вая, что он должен познать, как и сам он познан 59 , как не познавший ещё, очевидно, того, что будет (им) познано, и кратко сказать, сказанное Апостолом: егда приидет совершенное, еже от части упразднится 60 кажется мне тожественным со сказанным Богословом: не у явися, что будем 61 . ВОПРОС X Если бояйся не совершися в любви 62 , то, как несть лишения боящимся Его 63 . Если нет лишения, то ясно, что (боящийся) совершен. Итак, как боящийся не совершен? Ответ 64 Прекрасное благочиние божественных Писаний, определяя по спасительному законоположению Духа степени тех, кто от внешней множественности страстей 65 направляется к божественному единству, называет 66 боящимися вводимых (в благочестие) и пребывающих ещё в преддверии божественного двора добродетелей; стяжавших же соответственный навык в добродетельных (κατ τν ρετν) помыслах (λγων) и нравах (τρπων) обычно называет преуспевающими; достигших же уже умозрительно самой вершины проявляющейся в добродетелях —79— Истины нарицает совершенными 67 . Итак, ни боящийся Господа, отвратившийся всецело от прежнего жития в тлении страстей и из страха (пред наказанием) предавший всё своё расположение божественным повелениям, не лишён ни одного из благ, приличествующих вводимым (в благочестие), хотя ещё (и) не приобрёл навыка в добродетелях и не сделался причастником «премудрости, глаголемой в совершенных» 68 ; ни преуспевающий также не лишён ни одного из благ, относящихся к его 69 степени, хотя ещё и не приобрёл самого ведения божественных (таин), отличающего совершенных 70 . И ещё. Те, которые мужественно проходят дея тельное любомудрие, как не отрешившие ещё души от страха и памятования о будущих божественных наказаниях, пусть будут признаваемы нами за «боящихся», кои нисколько не лишены, по блаженному Давиду, ничего из того, что потребно для борьбы за истину с противной силой, хотя и имеют ещё недостаток в чистом излиянии в уме таинственных созерцаний, (свойственных) совершенным. Удостоившиеся 71 же уже таинственно созерцательного богословия и сделавшие ум чистым от всякого вещественного мечтания и образом, носящим пол-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—554— смотрению особенностей мышления нашего автора и дадим патологический диагноз его... В одном месте статьи г. Виноградова мы встречаем такую фразу: ...„факт настолько рельефный, что он избавляет от логических рассуждений!“ (459) В этом восклицании – ключ к открытию корня всех разнообразных дефектов по части логики в статье г. Виноградова, который свободно относится к требованиям логики и слишком часто освобождает себя „от логических рассуждений“. На почве этой общей слабости логического мышления развиваются разные формы „несогласованности одних частей и положений с другими“. Весьма редко у г. Виноградова заключения согласуются с посылками. Блестящие образцы такой „несогласованности“ читатели видели выше, и здесь мы только напомним им, напр., что в конце своей статьи автор наш ставит ряд тезисов на положении выводов, хотя эти тезисы никакого отношения к предшествующему содержанию статьи не имеют и напоминают собой шишку под носом Алжирского Дея в „Записках сумасшедшего“... Тот же ревнитель „научно-дисциплинированной мысли“ клеймит всех „термином Платона“, кто отрицает метафизический метод в богословии... Согласно с правильным понятием о познании и в противоположность рационализму мы и в религиозном знании, как во всяком знании, не отводим рассудку первенствующего и исключительного положения и утверждаем, что правильное религиозное познание образуется взаимодействием рассудка и чувственности (чувства и воли, – опыта). Значит проф. Светлов, объявляет г. Виноградов, „совершенно исключает рассудочный элемент из богословия, страдает светобоязнью“ и проч. Мы говорим: вода образуется соединением двух атомов водорода с атомом кислорода и потому из одного водорода воды не получится, нужен ещё кислород. А г. Виноградов кричит: „Светлов отрицает необходимость водорода для воды!“ Или ещё – вот обвинение г. Виноградова: в книге моей все догматы изложены плохо. К этому г. Виноградов приходит путём следующего рассуждения: „Теоретическая слабость основных методологических понятий наложила

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свенельд, как явствует отсюда, не столько был связан с князем и княжеской дружиной, сколько с воями – народным ополчением киевской общины. Далее вспоминается летописное свидетельство, до сих пор недостаточно оцененное исследователями: Свенельд «приде Киеву къ Ярополку». Следовательно, воевода вернулся не просто в Киев, а пришел к Ярополку. Здесь Ярополк фигурирует как правитель, под вассальный покров которого отдается Свенельд. То был уже полный разрыв со Святославом. 1172 Когда Святослав терпел бедствия в Белобережье, Свенельд уже находился при Ярополке. Из Киева можно было подать помощь переносившим лишения Святославу и его воинам. 1173 Но она не последовала. Святослав, как мы убедились, никому был не нужен в Киеве: ни местной общине, интересами которой он пренебрегал, Ярополку с ближними мужами, которые не желали впускать власть из своих рук. В Киеве не только не помышляли о помощи Святославу, но и устроили печенежскую ловушку неугодному князю. 1174 В итоге он погиб. В смерти его были повинны кияне, проявившие к нему полное равнодушие и даже отчуждение, Ярополк сговорившийся с печенегами, 1175 и обуреваемый властолюбием Свенельд, надеявшийся усилить свое влияние в Киеве. Последующие события, кажется, подтверждают нашу догадку. Вскоре после гибели Святослава началась кровавая усобица между его сыновьями. Летописец по-своему и, как нам думается, неверно объясняет причину начала межкняжеской распри. Он говорит: «Лов деющю Свеналдичю, именем Лют, ишед бо ис Киева гна по звери в лесе. И узре и Олег, и рече: «Кто се есть?». И реша ему: «Свеналдичь». И заехав, уби и, бе бо ловы дея Олег. И том бысть межю ими ненависть, Ярополку на Ольга, и молвяше всегда Ярополку Свеналд: «Поиди на брат свой и прими волость его, хотя отмьстити сыну своему». 1176 Затем следует описание войны Ярополка с Олегом. Данный летописный текст является, похоже, переработкой более ранних записей, которыми располагал летописец. Возможно, то было Сказание о первых русских князьях, написанное, по предположению М.Н.Тихомирова, в Киеве вскоре после крещения Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдавая должное Владимиру Мономаху как стратегу, историки, и военные в том числе, ничего не говорят о нем как о тактике, а если говорят, то касаются лишь заключительной части его военной карьеры. Между тем длинный ряд его побед в боях, не отмеченных киевским летописцем и упомянутых им в " Поучении " , без точной хронологии, как бы между прочим, свидетельствует о том, что в молодости это был выдающийся " кавалерийский начальник " . В безусловную заслугу Мономаху следует поставить. И использование на войне духовенства, религиозного воспитания для укрепления морального духа войск, особенно в тяжелой, гнетущей обстановке дальнего похода по вражеской территории. Славен Владимир Всеволодович еще и тем, что создал фактически первый на Руси труд по военной педагогике. Его знаменитое " Поучение " - не только ценнейший источник по военной истории и первый памятник военно-мемуарного жанра в нашей литературе, но и наставление по обучению будущего полководца и воина вообще. Далеко не всегда являясь примером христианской морали в отношениях со своими личными врагами, Мономах был или умел казаться таким примером в качестве правителя и защитника Руси, что нашло свое отражение и в " Поучении " . На первое место в своих воззрениях на воспитание будущих правителей и защитников Русской земли он ставил воспитание нравственное, завещая детям (скорее - внукам) быть справедливыми и милосердными, не лениться ( " да не застанет вас солнце в постели " ), вести жизнь честную, чистую, достойную защитника Отечества. Особую роль в подготовке воина-профессионала в то время играла охота. Заметно, что Мономах относился к ней как к важнейшему средству физической и морально-психологической подготовки бойца, универсальной форме обучения владению конем и оружием. Охота, с точки зрения Владимира Всеволодовича, это не отдых и развлечение, а тяжелый труд ( " труждахся ловы дея " ). Ища встречи с опасными зверями, Мономах постоянно готовил себя к войне. Не было в то время лучшего способа, чтобы закалять здоровье, развивать смелость, ловкость, силу, глазомер, быстроту реакции, без которых в рукопашном бою не прожить и минуты. Охота учила и массе полезных навыков, а при организации облав еще и развивала тактическое мышление. Неспроста Владимир Мономах так подробно перечисляет свои охотничьи подвиги. Будучи великим воином, он был и великим охотником. Разъезжая по степи и пущам, десятками ловил он диких коней-тарпанов и вязал их своими руками. Где бы ни княжил, охотился постоянно на самых разных зверей, закаляя душу и тело. На отважного охотника кидались медведи, бодали его олени, втаптывал в снег лось. Туры - огромные гнедые быки - дважды поднимали его на рога вместе с конем. Страшный вепрь, чуть-чуть промахнувшись, клыком, как бритвой, срезал с его бедра меч. Таинственный " лютый зверь вскочи ко мне на бедры и коня со мной поверже " . Без счета падал он с коня, разбивая голову, ломая руки и ноги, но никогда не падал духом, уповая на Бога, всегда готовый к походу и бою за Родину.

http://ruskline.ru/analitika/2006/06/03/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010