Михаил I Рангаве (811-813 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Михаил I Рангаве (811-813 гг.), бывший министром двора (Курапалат). Михаил Рангаве демонстративно поддерживал дружбу с монахами, как и императрица Ирина. Он возвратил из ссылки и авву Платона, и Феодора Студита, и брата его Иосифа и других сосланных в 809 г. Но возвратившиеся вновь потребовали снять сан, возвращенный авве Иосифу, т.е. потребовали, как и раньше, запрещения аввы Иосифа за его неканонический акт, т.е. браковенчание Константина VI с Феодотой. Патриарх Никифор повиновался. Наложил запрещение священства на Иосифа. И преподобный Феодор Студит стал другом и советником патриарха. Характерны случаи советничества и участия преподобного Феодора в делах государственной политики. B делах церковных преподобный Феодор оказывался мудрым советником, a в чуждой ему чисто политической области — наоборот. Первый случай стоит в связи с затеянным благочестивым Михаилом I гонением против еретиков-павликиан (во Фригии и Лиаконии), по-видимому, по совету патриарха Никифора. Павликиане обвинялись «во всякой душевной и телесной нечистоте и в служении демонам.» Крайние «ревнители,» окружавшие трон, убедили императора издать закон ο смертной казни павликиан. Павликиане были протестантами той эпохи, врагами церковного культа, в том числе и икон. Можно было считать их первоисточником иконоборчества. Отсюда вражда к ним монахов-иконопоклонников. Β оправдание казни еретиков «ревнители» ссылались на Деян. 5:3-10; Рим. 1:32; Числ. 25:7-8; 3 Цар. 18:40 и на патриарха Иоанна Постника, который будто бы убедил в 583 г. императора Маврикия казнить волхва Павлина. Co всей силой убеждения против этих фанатиков монашеского лагеря восстал преподобный Феодор Студит и добился отмены императорского закона. «He угодно Богу такое убийство,» — писал он императору, a патриарху сказал: «Церковь не мстит мечом.» Против всех ссылок на Ветхий завет Феодор ссылался на дух Евангелия (Мф. 5:21; Лк. 9:54-56): «He знаете, какого вы духа.» Указывал на запрещение Христово выдергивать плевелы до жатвы (Мф. 13:29), на долг пастырской кротости (2 Тим. 2:24-26). «Ревнители» роптали, называли Феодора «злокачественным советником.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435419/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Мученик (греч. martis — свидетель) – человек, принявший мучения и/или смерть за исповедание веры в  Иисуса Христа .  Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее ( Мф.10:39 ). Важно отметить, что христианский мученик претерпевает мучения и смерть за исповедание Христовой веры , любые другие обстоятельства мучений и смерти не причисляют человека к этому лику святых. Жан-Леон Жером. “Последняя молитва христианских мучеников” (1883). Греческое слово martis, которое было переведено на славянский и затем на русский словом «мученик», следует переводить – «свидетель». Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям, которые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства – исповедания христианства . По древнему учению Церкви, мученическая кровь смывает все грехи, и в истории Церкви известны случаи, когда некрещеные люди, исповедавшие веру во Христа и после этого претерпевшие мучения, почитались в Церкви как святые мученики. Про них говорилось, что они крещены своей кровью.  Когда появились первые мученики? Каково их значение для Церкви? Первые мученики появились еще в апостольский период. Их мученичество было результатом преследований со стороны иудеев, смотревших на христиан как на опасную секту и обвинявших их в богохульстве. В Новом Завете содержится несколько свидетельств о мучениках, пострадавших от этих гонений. Распространение Церкви соотнесено с мученичеством св. Стефана ( Деян.8:4 и далее). В Новом Завете говорится, например, и об Антипе, «верном свидетеле (μρτυς)» Божием, умерщвленном в Пергаме ( Откр.2:13 ). Римские власти в этот начальный период христиан не преследовали, не отличая их от иудеев (иудаизм же был в Риме дозволенной религией). Так, иудеи в нескольких случаях пытались предать ап. Павла на суд римским властям, однако, эти власти отказывались осуждать апостола, поскольку рассматривали выдвигаемые против него обвинения как религиозные споры внутри иудаизма, в которые они не желали вмешиваться ( Деян.18:12-17 ; Деян.23:26-29 ; Деян.26:30-31 ). Одиннадцать из двенадцати апостолов (кроме апостола Иоанна Богослова) закончили жизнь мученическим подвигом. В ранний период именно мученичество способствовало распространению Церкви, и в этом плане оно также выступало как продолжение апостольского служения. По словам Тертуллиана , кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера. Что такое Мученические акты?

http://azbyka.ru/mucheniki

Слово в день святых апостолов Петра и Павла Во всю землю изыде вещание их и в концы вселен- ныя глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18). Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (справа) Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (справа) Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, от­печатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жиз­ни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их ду­ши представляют равно преизобильные сокровищницы добродете­лей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти. Оба одинаково «предали души свои» (Деян. 15, 26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упа­сти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «ут­вердил братию» (Лк. 22, 32), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, со­стоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присо­единять обращающихся из язычников (Деян. 15, 7-11). Другой, буду­чи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (Деян. 9, 15) народам, которые еще не слышали о Христе (Рим. 15, 20-21), прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселен­ную, чтобы «возвеселилась неплодная, нерождающая» Церковь (Гал. 4, 27; Ис. 54, 1) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников (Ис. 35, 1). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апос­тольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны (1 Пет. 4, 12; 5, 8), чтобы исполнить ска­занные ему слова Христовы: Иди за Мною (Ин. 21, 19). Другой, при­званный из гонителей, все «вменял в уметы», чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 6-8), и желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти - Израиля (Рим. 9, 3), пока муче­нически не скончал своего течения, чтобы получить венец прав­ды (2 Тим. 4, 6-8).

http://pravoslavie.ru/1752.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вся святыя помянувше...» Восемь святых, связывающих нас с Сирией 18.10.2015 542 Время на чтение 10 минут Солдат сирийской армии молится Пресвятой Богородице перед боем Из-за многовековой экспансии исламских государств Сирия воспринимается нами как исламская земля, имеющая лишь незначительную, уже канувшую в лету связь с христианством. Однако это, безусловно, не так: множество святых, которым - или словами которых - ежедневно молятся православные христиане по всему миру, так или иначе связаны с Сирией. Сегодня мы рады рассказать вам о восьмерых носителях этого живого Предания Церкви, роднящих нас с сирийскими городами, монастырями и храмами. Икона великих святых Антиохийской Православной Церкви Апостол Павел. Фреска из пещеры свв. Павла и Феклы Несмотря на то, что Савл из Тарса был, по собственному его признанию, «фарисеем, сыном фарисея» (Деян. 23: 6), его путь в древний Дамаск начался с согласия с ненавистными ему саддукеями; возглавив гонения против еретиков, молодой книжник, наверняка, счел необходимым поставить сохранение Закона Моисея выше внутренних разногласий иудейских партий. Сопровождаемый охраной Первосвященника, Савл, полный ненависти к последователям Распятого, покинул Иерусалим, чтобы вернуться обратно апостолом. Апостолом язычников. Хотя источники не сохранили для нас названия места, где будущий мученик за Христа услышал первые слова своего Спасителя (см.: Деян. 9: 1-7; 22: 1-16; 26: 9-18), церковное Предание позаботилось о том, чтобы даже стоянки (макамат) Павла остались в памяти последующих поколений христиан; одна из таких стоянок располагается к югу от сирийской столицы, в районе ат-Таббала. На самом же месте призвания апостола, в 18 километрах от Дамаска стоит православный ставропигиальный монастырь Видения, что в Джедидат-Артуз, возрожденный Антиохийской Церковью в 1962 году. Сам Дамаск, куда 20 веков назад спутники привели ослепленного Савла, помнит как его купель в доме апостола от семидесяти Анании, так и башню, через которую корзина с преображенным гонителем была спущена к подножию стен цитадели. Современные паломники без труда отыщут оба этих места в древней части города: первое из них известно как церковь святого Анании, что в Баб-Тома, второе именуется башней Баб-Кисан.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Солдат сирийской армии молится Пресвятой Богородице перед боем      Из-за многовековой экспансии исламских государств Сирия воспринимается нами как исламская земля, имеющая лишь незначительную, уже канувшую в лету связь с христианством. Однако это, безусловно, не так: множество святых, которым – или словами которых – ежедневно молятся православные христиане по всему миру,  так или иначе связаны с Сирией. Сегодня мы рады рассказать вам о восьмерых носителях этого живого Предания Церкви, роднящих нас с сирийскими городами, монастырями и храмами. Икона великих святых Антиохийской Православной Церкви      Святой первоверховный апостол Павел († 64–67) Апостол Павел. Фреска из пещеры свв. Павла и Феклы      Несмотря на то, что Савл из Тарса был, по собственному его признанию, «фарисеем, сыном фарисея» (Деян. 23: 6), его путь в древний Дамаск начался с согласия с ненавистными ему саддукеями; возглавив гонения против еретиков, молодой книжник, наверняка, счел необходимым поставить сохранение Закона Моисея выше внутренних разногласий иудейских партий. Сопровождаемый охраной Первосвященника, Савл, полный ненависти к последователям Распятого, покинул Иерусалим, чтобы вернуться обратно апостолом. Апостолом язычников. Хотя источники не сохранили для нас названия места, где будущий мученик за Христа услышал первые слова своего Спасителя (см.: Деян. 9: 1–7; 22: 1–16; 26: 9–18), церковное Предание позаботилось о том, чтобы даже стоянки (макамат) Павла остались в памяти последующих поколений христиан; одна из таких стоянок располагается к югу от сирийской столицы, в районе ат-Таббала. На самом же месте призвания апостола, в 18 километрах от Дамаска стоит православный ставропигиальный монастырь Видения, что в Джедидат-Артуз, возрожденный Антиохийской Церковью в 1962 году. Сам Дамаск, куда 20 веков назад спутники привели ослепленного Савла, помнит как его купель в доме апостола от семидесяти Анании, так и башню, через которую корзина с преображенным гонителем была спущена к подножию стен цитадели. Современные паломники без труда отыщут оба этих места в древней части города: первое из них известно как церковь святого Анании, что в Баб-Тома, второе именуется башней Баб-Кисан.

http://pravoslavie.ru/86687.html

22 августа — день памяти святого апостола Матфия 21 серпня 2007 р. 18:31 Святой апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме. С раннего детства он начал изучать священные книги и закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих. Настало время, когда Господь, по прошествии 30 лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру: собрав учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовью — оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостью Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, но и для апостольского служения. Сначала святой Матфий принадлежал к числу 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1). После же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо и по отпадении Иуды святой Матфий был сопричислен к 11 апостолам (Деян. 1:26) как двенадцатый. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков: ибо Дух Святой опочил как на прочих святых апостолах, так и на святом Матфие, даруя ему равную благодать с учениками Господа. По сошествии Святого Духа апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси и благовествуя о явлении во Христе Иисусе спасения миру. Впрочем, не только среди иудеев, но и среди язычников проповедовал он имя Христово. Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым и к жителям Эфиопии и претерпел здесь множество различных мучений: его влачили по земле, подвергали побоям, привешивали к столбу, строгая бока железом и поджигая огнем; но, укрепляемый Христом, святой Матфий мужественно и с радостью переносил эти мучения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205509...

Болгарський " я Церкви в 27 грудня 2016 р. 18:38 26 декабря 2016 года, во второй день Рождества Христова но новоюлианскому календарю, Божественную литургию на подворье Русской Православной Церкви в Софии возглавил главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим; архипастырю сослужили настоятель подворья архимандрит Филипп (Васильцев) , представитель Румынской Православной Церкви ставрофорный священноэконом Нелуца Опря, настоятель собора святой мученицы Недели (Кириакии) ставрофорный священноэконом Мина Минчев, ставрофорный священноэконом Симеон Минчев, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ставрофорный священноэконом Александр Георгиев, диакон Деян Коруноски, доцент Богословского факультета имени святителя Климента Охридского диакон Иван Иванов. Перед началом богослужения в Никольский храм была принесена чудотворная мироточивая икона Божией Матери «Седмистрельная». За Божественной литургией молился Святейший Патриарх Болгарский Неофит . В числе молившихся в храме были секретарь Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском иеромонах Зотик (Гаевский), иерей Димитрий Тухчиев, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Болгарии А.А. Макаров, старший советник Посольства Российской Федерации в Болгарии В.Г. Казанчев, председатель общественного форума «Болгария-Россия» С.С. Шаренкова, руководитель представительства «Россотрудничества» в Болгарии П.В. Журавлев, многочисленные гости и прихожане подворья. После сугубой ектении епископ Герасим вознес молитву о мире на Украине. Затем была возглашена заупокойная ектения, на которой особо поминались новопреставленный митрополит Калинник, убиенный посол Российской Федерации в Турции А.Г. Карлов и погибшие в результате авиакатастрофы самолета Ту-154 Минобороны России в акватории Черного моря под Сочи. Евангелие читалось на болгарском языке.  После Божественной литургии было совершено славление празднику и иконе Божией Матери «Семистрельная».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4727268...

На сайте «Веры» читатель обратился к нам с просьбой, чтобы у священника Максима Стырова мы взяли комментарий на тему о лести: «Прошу рассказать о лести, как она губительна для слушающих. Лесть и комплимент – это разные вещи. Причина лести – человекоугодничество. Лесть – это синоним лжи. А отец лжи мы знаем кто…» По нашей просьбе отец Максим делится своими размышлениями на эту тему. – Действительно, лесть весьма губительна, причём как для говорящих, так и для слушающих. По словарю Владимира Даля, лесть это «проискливая хвала; притворное одобрение; похвала с корыстною целью; лукавая угодливость; ласкательство; униженное потворство». То есть это некая ложь, сообщаемая человеку с определённой корыстной или разрушительной целью, вводящая его в искажённое, завышенное представление о себе самом, называемое прелестью. Вред лести очевиден, он огромен. Для слушающего – это потеря правильного самовоззрения, невидение своих слабостей и услаждение раздутыми достоинствами, утрата тяги к духовному совершенствованию. Не зря в народе говорят: «Хвалить – с ног валить». А Господь грозно предупреждает: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). У самого льстеца формируется привычка ко лжи, краснобайству, лицемерию, приспособленчеству, корыстолюбию. Гюстав Доре. Нагорная проповедь      Как и любой грех, лесть прикрывается благовидными намерениями, поэтому, по словам святителя Василия Великого, является скрытым злодеянием против ближнего, совершаемым под личиной добра. Грех – это паразит. Он паразитирует на добродетели, и поэтому нужно отыскать эту исходную добродетель и прочувствовать тонкие грани или критерии, отличающие одно от другого. По-видимому, исходным «материалом» для лести является здоровая похвала, то есть справедливая позитивная оценка человека. Подобные похвалы можно встретить в Евангелии из уст Спасителя по отношению к апостолу Нафанаилу (Ин. 1, 47), к апостолу Петру (Мф. 16, 17-18), а также в некоторых апостольских посланиях (3 Ин. 1, 2-5; 1 Кор. 1, 5-7; Кол. 1, 4-8). Кроме того, известен эффективный педагогический приём, когда человека (особенно ребёнка) хвалят как бы несколько выше его действительных заслуг, чтобы воодушевить, дать ему стимул для совершенствования, выразить ожидания окружающих по отношению к нему. Подобным образом, например, поступил апостол Павел, называя афинян «как бы особенно набожными» (Деян. 17, 22).

http://pravoslavie.ru/91469.html

Патриаршая проповедь в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник Пятидесятницы 7 июня 2009 г. 17:17 В праздник Пятидесятницы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры . После чтения Евангелия Предстоятель обратился к пастве с проповедью, в которой раскрыл духовный смысл празднуемого в этот день события. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник — Святую Пятидесятницу, сошествие Святаго Духа на апостолов, а через них — и на весь род человеческий. В пятидесятый день после еврейской Пасхи в Ветхом Завете праздновали Пятидесятницу ветхозаветную. Господу было угодно, чтобы именно в пятидесятый день после Пасхи Сына Его, Господа и Спасителя, на Его учеников снизошел Дух Святый. И это произошло тогда, когда собранные в Сионской горнице ученики вспоминали Воскресшего Спасителя. Раздался шум, как повествует евангелист Лука (см. Деян. 2:1-11), и в виде огненных языков снизошел Дух Святый на апостолов, они стали говорить иными языками, то есть стали понятными для всех. И мало того, что апостолы обрели великую силу убеждения и проповеди Слова Божия — они обрели и иную силу, о которой предвозвещал Спаситель накануне Своих страданий. Он говорил: Утешителя пошлю вам от Отца, Духа Истины, Который научит вас и напомнит вам все, что Я говорил вам (см. Ин. 14:26; 15:26). Удивительные слова! Зачем нужен Святый Дух, чтобы напомнить то, что произошло 50 дней назад? Человеческая память прекрасно удерживает события, которые произошли не так давно. Ученики ведь сопутствовали Спасителю, они были Его учениками, Они все слышали и помнили, что им говорил Господь. Зачем же нужно силой Божией напоминать о том, что было хорошо известно? Когда Лука и Клеопа путешествовали в Эммаус и встретился им Господь, Которого по воскресении они не признали, то с удивлением они говорили: Неужели Ты один только из пришельцев, который не знает, что произошло? (см. Лк. 24:18) Все было в памяти, и не требовалось никакого напоминания.

http://patriarchia.ru/db/text/669639.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.5:9-19 Ев.- Мф.18:10-20 апп.: Утр.: Ин.21:15-25 Лит.: Ап.- Деян.11:19-26,29-30 Ев.- Лк.10:16-21 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. апостолам Варфоломею (Нафанаилу) и Варнаве (Иосии) Тропарь апостолам Варфоломею (Нафанаилу) и Варнаве (Иосии), глас 3 Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/во плоти пришедшее Слово проповедасте всюду,/Егоже ради ов во главу усечен,/ов же камением побиен,/и есте апостольскому лику украшение,/Варфоломее и Варнаво,/темже память вашу почитаем и просим://молите Христа Бога подати нам грехов оставление. Тропарь апостолам, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолу Варфоломею (Нафанаилу), глас 4 Явился еси великое солнце вселенней/учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя,//Варфоломее, Господень апостоле. Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу) О, преславный апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь. апостолам Варфоломею (Нафанаилу) и Варнаве (Иосии)

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010