7 ст. Ибо они ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников. Т. е. пошли на дело Божие, а посему достойны всякой помощи, тем более что за дело свое они ничего не берут с язычников, не берут потому, чтобы кто-либо не укорил их, что они действуют из корыстных расчетов. Нет сомнения, что апостол говорит здесь о странствующих проповедниках Евангелия Христова, которые назывались в апостольской Церкви евангелистами, не в смысле писателей Евангелий, а в смысле просто проповедников из устно излагаемого Евангелия Христова ( Деян.21:8 ; Еф.4:11 ; 2Тим.4:5 ; Толк, апост. кн. 2-я соб. посл. св. ап. Епископа Михаила стр. 438). 8 ст.      Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. Таковых, т.е. проповедников Евангелия Христова, мы, т. е. христиане, должны принимать с любовью, с готовностью помочь им во всем, ибо принимая, успокаивая их среди евангельских трудов их, мы этим самым споспешествуем, содействуем распространению среди людей Евангельской истины. 9 ст. Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. В этом смысле я писал церкви, т. е. обществу верующих, к которым принадлежал Гаий, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, т. е. нас в общем смысле – странников, проповедников слова Божия. 10 ст. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Итак некто Диотреф не только не принимает проповедников учения Христова, но даже запрещает это делать и тем, которые желали бы принять их и изгоняет из церкви, т. е. отлучает от общества верующих и доходит до того, что поносит нас злыми словами, т. е. клевещет на нас проповедников Евангельской истины. Все это, говорит Св. Иоанн, я, если приду к вам, раскрою и припомню ему, т. е. употреблю но отношению к нему свою апостольскую власть. 11 ст. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. Ты, Гаий, не подражай дурным поступкам и действиям этого Диотрефа, а старайся украшать себя добрыми делами. Помни, что кто делает добро, тот творит волю Божию, с тем и в том Сам Бог; наоборот, кто не делает добра, водится своею злою волею, а не Божией, с тем нет Бога, тот своими действиями показывает, что он не знает Бога, не видит Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

8:18). Третий: для чего говорит: « о всем, что Иисус делал и чему учил ». Если Иоанн, этот возлюбленный Христов, имевший такое дерзновение, удостоившийся приклониться к святой той груди, почерпнувший оттуда источники Духа, если уже он не осмелился сказать этого, но был так осторожен, что сказал: « многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг » (Ин. 21:25), то, как этот (Лука) осмелился сказать: « Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала »? Разве этот вопрос кажется вам маловажным? Притом, там (в Евангелии сказано): « достопочтенный Феофил » (Лук. 1:3), имя с прилагательным почетным. А святые не просто так говорили, и мы, кажется, уже отчасти доказали и то, что в Писании ни одна иота, ни одна черта не употреблена напрасно. Итак, если столько вопросов во вступлении, то, как много времени потратили бы мы, когда бы стали рассматривать все по порядку? Вот, почему я должен был, миновав промежуток (т. е. от начала 1 гл. Деян. Апост. до 9 гл.), идти к Павлу. Для чего же мы, предложив вопросы, не присовокупили решения их? Чтобы приучать вас — не все только разжеванную принимать пищу, но и самим (вам) изобретать решение мыслей, как это делают голубки. И они своих птенцов, доколе те остаются в гнезде, кормят из своего рта; когда же успеют вывесть их из гнезда, и увидят, что крылья у них выросли, то более уже не делают этого, но приносят зерно во рту и показывают (детям), и, как птенцы, выжидавшие (пищи), подойдут близко, матери, оставив пищу на земле, велят самим им подбирать ее. Так поступили и мы: взявши духовную пищу на уста, мы пригласили вас, как будто хотели представить вам, по обычаю, решение; а как вы пришли и надеялись получить, мы оставили (вас), чтобы вы сами подобрали мысли. Так, оставив вступление, спешим к Павлу. И скажем не только о том, сколько пользы он принес церкви, но и о том, сколько вреда, потому что необходимо нам сказать и об этом. Скажем, как он противодействовал слову проповеди, как воевал со Христом, как гнал апостолов, как питал враждебные замыслы, как больше всех обеспокоил Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В четверток Церковь ублажает память св. апостолов . Можно думать, что день этот назначен для прославления этих первых и великих провозвестников Евангелия потому, что он ознаменован в жизни их и в истории Церкви двумя важными событиями: в четверг, перед страданием, Спаситель соединил апостолов в горнице сионской и среди сего Богоизбраннаго лика установил святейшее таинство Причащения, дав им повеление и власть сие творить в Его воспоминание; в четверг же на Елеоне они получили из уст Господа окончательное утверждение в звании всемирных проповедников и учителей: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ), и вслед за тем прияли обетование от ангелов о будущем славном пришествии Его на землю. Верные повелению своего Учителя, апостолы пронесли имя Его до конец земли, ниспровергли идолов, очистили мир от языческих суеверий и основали Церкви. Благодарная Церковь не находит слов достаточных к выражению величия каждого из них: «Что тя именуем, апостоле, – взывает она: небо ли? яко славу исповедал еси Божию; звезду ли всех озаряющую? чашу, пиво святое изливающую? Друга Христова блаженнейшего, безплотных сожителя?...» (стих. апост.). С памятью св. апостолов она соединяет в четверток же воспоминание великого иерарха и чудотворца Николая, прославляя его пламенную ревность к вере и православию и ту многообразную помощь, которую являл он всем прибегавшим к ходатайству его и которая соделала имя его общеизвестным и любезным для всех верных. Суббота посвящается воспоминанию всех святых и в частности мучеников, святителей и преподобных. Впрочем, св. мученикам ежедневно, за исключением воскресного дня, посвящается на вечерне несколько стихир и стихов из канона. Причина сего особенного усердия Церкви к мученикам заключается не только в глубоком уважении ее к памяти св. страстотерпцев, но, может быть, и в том, что места для общественного богослужения издревле преимущественно устроялись при гробах св. мучеников. Суббота же назначается Церковью и для молитвенного воспоминания всех отшедших от мира братий. Для любви христианской, крепкой аки смерть, не доставало бы лучшего утешения, если бы Церковь не имела особого дня в неделе для моления об усопших; и – вот, каждую неделю в субботний день мы слышим молитвенные воздыхания ее к Богу об упокоении отшедших от нас собратий наших. Древнее благочестивое обыкновение посвящает субботу сверх того воспоминанию Преблагословенной Девы Марии. Впрочем, во все дни седмицы и на всех без исключения богослужениях Церковь в честь Ее воспевает не только множество отдельных стихир на всех дневных службах, но и посвящает Ей целые каноны (на повечериях ежедневно) как главнейшей Заступнице и Ходатаице христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

е. за умерших» (Бес. на посл, к Фил., гл. 1, нравоуч. 3; на 1 посл. к Коринф, гл. 15, нрав. 41; см. также на Деян. Апост. 9 гл., прав. 21). Вопреки такому множеству свидетельств, сектанты-рационалисты отвергают и не верят в благотворность молитв за умерших и говорят, что молитвы эти совершенно бесполезны, так как никто будто бы не может изменить участи умерших. Евангельский богач, мучившийся в аду, замечают они, сколько ни просил Авраама облегчить ему страдания, получил отказ; «между нами и вами, сказал ему Авраам», утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк. 16:26 ). – Но Св. Писание свидетельствует, что Христос нисходил в ад проповедывать душам мертвых ( 1Пет. 3:19 ), дабы «они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом» (–4:6), и уверовавших Его проповеди вывел из ада. Значит, для некоторых грешных людей возможно и после смерти возникновение жизни по Богу духом, а отсюда и выход из ада с помощью Господа. Что же касается евангельского богача, то для него, как умершего в неверии и жестокосердии, действительно, не было возможности переменить свою загробную участь, потому что это возможно лишь для умерших в вере и покаянии. Выражение: «хотящие перейти отсюда к вам не могут» говорит не о том, что переход из ада в рай вообще невозможен, а о том, что умершие не могут перейти из ада в рай по своему желанию, сами по себе, но Церковь так и не учит. Наконец, в притче изображено состояние умерших в ветхозаветное время, как видно из слов: «у них есть Моисей и пророки», когда, действительно, не было выхода из ада; в Новом же Завете Христос, победивши диавола, имеет «ключи ада и смерти» ( Откр. 1:18 ), и поэтому может освобождать кающихся от мук ада. 606 б) Св. Писание свидетельствует, говорят сектанты, что после смерти человека над ним тотчас же совершается суд Божий: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9:27 ), а «дары и призвание Божие непреложны» ( Рим. 11:29 ). Поэтому молитвы за умерших не могут изменить суда Божия. – По смерти человека, над ним совершается не окончательный суд, а лишь частный, и мздовоздаяние после этого суда не есть еще окончательное и решительное, так что для душ, сохранивших способность воспринимать действия божественной благодати и неповинных в смертных грехах, есть еще возможность, по молитвам Церкви, очиститься от грехов и изменить свое состояние. Только на страшном, последнем суде, имеющем быть при втором пришествии Христовом, будет определена окончательно и на вечные времена участь людей, после чего никакие изменения в их состоянии будут уже невозможны. 607

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Здесь исполняются слова Господни о нас грешных: «Истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Возблагодарим же Господа Спасителя за Его великую к нам любовь и милосердие. Постараемся чистою жизнью больше удерживать в своей душе духовную радость. Чем чаще будем очищать душу свою в таинстве покаяния и приступать к Святой Чаше Христовой. Нет ничего дороже и ценнее этой радости, так что если кто имеет и многое, но сего не имеет – он нищий. А кто приобщается достойно тела и Крови Христовой, тот имеет самое главное в жизни, по словам Спасителя: «Еще подобно царство небесное — купцу, ищущему хороших жемчужин, который нашел одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел и купил ее» (Mф.XIII,45—46). АМИНЬ. Сила Христовой Церкви    «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел себе Кровию Своею».(Деян.Апост.ХХ,28).    Твое последнее письмо, Дорогой Друг,исполнено тревоги за будущее родной православной русской Поместной Церкви.    Ты спрашиваешь меня, как быть с богослужебными книгами, Библией и Евангелием и вообще с книгами богословского содержания? Правда, теперь пока еще есть в каждом храме почти полный круг богослужебных книг, можно достать и Евангелие и Библию и богословские книги, хотя с большим трудом. Но где достать эти книги лет через тридцать, когда наличные износятся. Ведь печатать книги церковные и богословские мы не можем!.. Не печалься, Дорогой Друг! Нельзя печатать – будем переписывать священные книги. Припомни, как христианская письменность распространялась до изобретения книгопечатания: — путем переписывания. Находились благочестивые христиане — труженики, которые ставили подвигом своей жизни перо.    То есть, во всех делах жизни, если они не противоречат Богу, мы их исполняем,    а когда Бог велит одно, а люди другое – исполнять волю Бога, а не людей (Дeяh..V:29).    По милости Божией у нас и достаточно, в общем, священных книг, есть еще не мало    кандидатов во свяященники, в храмах мы можем свободно молиться и возвещать и    учить о вопросах веры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного. Прав. св. Апостолов, 84. См. выше (о семейной жизни) Катих. стр. 110. Грешат ли начальники и судьи против справедливости, когда наказывают виновных за их преступление? Не грешат... Ибо нет власти не от Бога, как говорит Павел, и начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Испов., III, отв. на вопр. 13. Всякому царству и начальству повинуйтесь в том, что угодно Богу, как служителям Божиим и наказателям нечестных ( 1Петр.2:13–14 ; Рим.13:1, 4 ; Тит.3:1 ). Воздавайте им всякий должный страх, всякий взнос, всякий оброк, всякую честь, сбор, подать. Таково именно постановление Божие: никому не оставаться должным ничем, кроме изъявления дружбы, которое постановил Бог чрез Христа ( Рим.13:8 ). Постанов. Апост. кн. IV, гл. 13. Как должно поступить, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противного вере или закону Божию? Тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога ( Деян.4:19 ). И должно претерпеть за веру и закон Божий все, чтобы ни последовало. Катих. стр. 110. Некоторые указания касательно поведения христианина сообразно с гражданскими отношениями его, как члена общества: a) о патриотизме; б) о том, что каждый должен избрать и добросовестно проходить какое-либо звание в обществе; в) непредосудительность для христианина общественных преимуществ. а) Как далеко должна простираться любовь к Государю и отечеству? До готовности положить за них жизнь свою ( Ин.15:13 ). Катих. стр. 108. Аще которые сопричислились к варварам и с ними во время своего имения участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом или удавлением, такожде указывали неведущим варварах пути или домы; таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы и прежде их Дух Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

И так, крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и сына и Святого Духа,умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. «Если ктоне родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие»( Ин. 3:5 ). Крещение водою начал Предтеча Христов Иоанн. «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям,чтобы веровали в грядущего по Нем, т. е.во Христа Иисуса» ( Деян. 19:4 ). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем, Он дал апостолам торжественное повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Самое важное и необходимое в священнодействии крещения – троекратное погружение в воду, с произношением: «во имя Отца и Сына и Святого Духа». От того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается пред крещением Символ веры крещающимся или, если он младенец, то восприемником. При крещении совершаются следующие обряды: 1) пред самым крещением произносится троекратное отрицание отдиавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2)Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в ней изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность христианской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). 6) Крещаемый и восприемники с возженными свещами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы, читаемой при сем действии, совершается по слову апост. Павла, заповедавшего нам вся во славу Божию творити, а здесь творится приношение И. Христу –начатка и жертвы от человеческого тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

известно, Юлиан выступил в поход против персов 5 марта 363 года. празднование памяти сих святых весьма древнее; спустя 30 лет после их кончины, Феодосий Вел. 395 г. построил в честь их в Константинополе церковь, а монах Герман, впоследствии патриарх (ум. 740 г.) написал в память их канон. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию — жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, — месяц декабрь, 25-го число, и в житии св. Иосифа Обручника, — 26 декабря. Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола — 23 октября. некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Евангелии от Луки гл. 6, ст. 16 и в кн. Деян. Апост. гл. 1, ст. 13) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:18–21); тогда Иуда сказал Господу: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Иоан. 14:22). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он — не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, — таинственное общение Его с верующими (Ин.14:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, и как говорит апостол Павел в послании к Римлянам: “Умоляю вас, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы [Л. 4] научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу Иисусу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” ( Рим. 16, 17–18 ). Сектанты только по-внешности любезны, а внутри слуги диавола. Вот что говорит тот же апостол Павел: “Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что если сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их” ( 2Кор. 11, 13–15 ). И далее: “Как Ианни и Иамври противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они немного успеют; [Л. 4 об.] ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось” ( 2Тим. 3, 8–9 ). И вот, братие-Христиане, вы действительно увидите их безумие, оно ясно обнаружится и для вас, когда мы перейдем к беседе о почитании видимой святыни в Церкви Христовой – о почитании Святых Икон. Сектанты богохульно называют Святые иконы,– Пречистый Лик нашего Спасителя, Его Пречистой Матери и Его святых угодников,– идолами, а нас, покланяющихся Господу Иисусу пред его пречистым образом,– идолопоклонниками. Но поступая так, они очевидно “уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, [л. 5] но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают” ( 1Тим. 1, 6–7 ). Беседа об иконах велась не в церкви, а на воле: в церкви, вследствие высокого купола, плохо слышно, а посему стол поставили на паперти, а народ был около паперти. Беседа шла обычным порядком. Мною указывались места из В[етхого] З[авета:] повеление сделать Херувимы в скинии и храме Соломона. Из Н[ового] З[авета:] Отношение И[исуса] Х[риста] к храму с Херуви[мами ]: по Марк. 11, 17 . Отношение Апост[ольских] Д[еяний]: Лук. 24, 53 ; Деян. 2, 46; 3, 1; 24, 11; 22, 17–18; 2 Фесс. 2, 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Но для спасения недостаточно только веры в чудеса Христа, а нужны еще добрые дела, и спасительная благодать Божия, подающаяся в святых таинствах Церкви, т. е. нужно все то, что предложено нам и в письменном и в устном учении св. Апостолов. 15) Довольно для веры и спасения тех законов, уставов и заповедей, которые записаны в Писании: «О если бы направлять пути мои к соблюдению уставов Твоих, тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои... Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца... Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» ( Псал. 118:5–6; 33–35, 113 ). 15) Нужно сектантам помнить, что уставы, заповеди и законы даны были людям гораздо раньше Писания, и путям Господним научились люди еще до Моисея через св. Предание; так, напр., Сам Господь говорит об Аврааме: «Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» ( Быт. 18:19 ). «Благословятся в семени твоем, говорит Господь Исааку, все народы земные за то, что Авраам (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» ( Быт. 26:4–5 ). Итак, в 118 псалме не отрицается, а утверждается необходимость св. Предания, бывшего руководством в вере еще раньше появления св. Писания. 16) Не нужно Предания, ибо в Писании возвещена вся воля Божия, о чем и говорит Апост. Павел пресвитерам эфесским: «я не упускал возвещать вам всю волю Божью... Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян. 20:27–31 ). 16) Последнее возражение сектантов ясно говорит в пользу Предания, а не против него, ибо, во–первых, «три года» и «непрестанно», «днем и ночью» учил Апостол ефесян устно, так как послания к Эфесянам, которое заключало бы в себе трехлетнюю его проповедь, нет; во–вторых, ап. Павел учил ефесян, «три года день и ночь», а написал им послание всего в три листа; возвещал им «всю волю Божию», а не упомянул в послании о причащении, о рукоположены и о многом другом, чему, очевидно, ефесяне научены были Апостолом устно и хранили это устное учение его так же, как и писанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010