Исторические сведения о шестом Вселенском Соборе VI. Святой Собор Вселенский шестой, Константинопольский третий I. Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отшел из сей жизни II. Высочайшая грамота, посланная Георгию, святейшему архиепископу сего славного города Константинополя, нового Рима III. Послание Мансвета, епископа медиоланского, к императору Константину Изложение веры отцов медиоланского собора Деяния святого Шестого Собора, бывшего в Константинополе, против тех, которые нечестиво учили, что Господь наш Иисус Христос, истинный Бог наш, Единый от Святой и Единосущной Троицы, в домостроительстве воплощения имеет одну волю и одно действие Деяние первое Деяние второе Деяние третье Деяние четвертое (Послание папы Агафона) (Послание Агафона и римского собора ста двадцати пяти епископов, которое было как бы инструкциею легатам, посланным на шестой собор) Деяние пятое Деяние шестое Деяние седьмое Деяние восьмое Изложение или исповедание веры ересиарха Макария Деяние девятое Деяние десятое Деяние одиннадцатое Деяние двенадцатое Деяние тринадцатое Копия с удостоверения, совершенного между Киром, бывшим папою Александрии, и последователями секты феодосиан Деяние четырнадцатое Деяние пятнадцатое Деяние шестнадцатое Деяние семнадцатое Деяние восемнадцатое Изложение веры 318-ти святых блаженных отцов, собиравшихся в Никее Изложение веры 150-ти святых и блаженных отцов, собиравшихся в Константинополе Подпись благочестивейшего и христолюбивого императора Константина Приветственное слово от шестого святого вселенского собора к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину Копия с послания, отправленного святым и вселенским шестым собором к святейшему и блаженнейшему папе древнего Рима Агафону Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина, выставленный в третьем притворе святейшей великой церкви, близ так называемого дикимвала Список высочайшего повеления Юстиниана августа, посланного к Иоанну, папе города Рима, в подтверждение шестого собора константинопольского К читателям о так называемых правилах шестого собора Приветственное слово отцов, собравшихся в Константинополе в императорском дворце Трулле, к благочестивейшему императору Юстиниану  

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

1257 Так заявляли патриархи и епископы при начале второго собрания (Mansi, IX, 196. А. Деян., V, стр. 48), когда еще по было сделано ничего, кроме прочтения высочай­шей грамоты и писем Евтихия и Вигилиия. Ясно, что ответ был заготовлен ранее и, как показывает ход речи, во время переговоров с Вигилием, т. е. на предваритель­ной конференции; на эту же мысль наводить и то наблюдение, что при слушании отрывков из сочинений Феодора собор восклицал: «это мы уже осудили; это мы уже предали анафеме!» (Mansi, IX, 214. D. Деян., V, стр. 81). 1258 Гефеле (Conciliengeschiclite. Bnd. II. § 266. S. 828) представляет письмо Вигилия (Mansi, IX, 187. 190. Μ. 1. 69, col. 66. 68. Деян., V, стр. 41–43) простым ответом на частное послание Евтихия, подкрепленное Аполлинарием и Домнином (Mansi, IX, 185. 188. Μ. 1. 69, col. 63. 65. Деян., V, стр. 39–41), простым выражением удовольствия и радости, что исповедание веры нового Константинопольского владыки православно, но, как мы видели (прим. 135), оно было адресовано собору. 1262 Mansi, IX, 184. А. Μ. 1. 69, col. 36. С. Деян., V, стр. 36. В другом месте по­слания император объясняет причины правительственных мероприятий против «глав». Он говорит, что последователи Нестория, не имея возможности действовать прямым путем в распространении доктрины своего учителя, старались «усвоить ее святой Божией Церкви», между прочими, «и чрез нечестивые сочинения Феодорита, которые этот напи­сал против правой веры н первого Эфесского святого собора и против святой памяти Кирилла и его двенадцати глав» (Mansi, IX, 180. D. Μ. I. 69, col. 33. В. Деян., V, стр. 32). Отсюда видно, что «опровержении» Киррского епископа обращали на себя внимание акефалов. 1266 Mansi, IX, 252. D. 253. А-С (cnf. 447. А. В. 235. В. С. 235. С. D). Деян., V, стр. 146–147 (ср. стр. 439. 116–117. 117). Cnf. epist. Palagii II – 5 (7), n. 15: Mansi, IX, 447. Migne, lat. ser. t. 72, col. 730. Деян., V, стр. 439. 1268 Mansi, IX, 254. C-D. Деян., V, стр. 149–150. Cnf. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1193, p. 1078: epist. Theodoreti 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Изложив сущность своих христологических воззрений, он замечает здесь: «это исповедали и Восточные, хотя выразили темновато» (Mansi, V, 345. С. Migne. gr. ser. t. 77, col. 225. В. D. Деян., II, стр. 403–404). 479 Synodicon, cap. CCIII: М. 84, col. 827. Балюз предполагает, что здесь разумеется Александр не Иерапольский (что несомненно), а Апамийский (ibid., not. 89). 480 Synodicon, cap. CCIII: Μ. 84, сои. 827. D-829. В этом письме Кирилова синкелла в Константинополе Епифания говорится о benedictiones разным Константинополь­ским сановникам. 481 Synodicon, cap. CCIV: Μ. 84, col. 830. В. (Mansi, V, 349. С. Migne, gr. ser. t. 77, col. 252. С. Деян., II, стр. 409–410). Cnf. epist. Ioannis ad Cyrillum: Migne, gr. ser. t. 77, col. 248–249. Epist. S. Cyrilli ad Theognostum: Migne, gr. ser. t. 77, col. 169. B. Synodicon, cap. LXXXV: M. 84, col. 700, A. 482 Mansi, V, 202. D. Migne, gr. ser. t. 77, col. 177. Ä ς ( κθσεως) δεχθε σης συν ρεσεν... χειν μ ς Νεστ ριον κατθηρημνον κτλ... Мы признаем совершенно неверным русский перевод (Деян., II, стр. 359): «принимая такую веру, мы хотели бы» и пр.... По­мимо грамматической неправильности, такое понимание (впрочем, одобряемое и признаваемое некоторыми учеными) может вести к мысли, что все примирительное послание Иоанна было отправлено вместе с Павлом Эмесским тотчас после письма св. Кирилла к Ака­кию Верийсвому, причем Антиохийский символ был предложен «Восточным» Александрий­ским архипастырем, как несправедливо (not. XIII Pagii ad an. 432: Annales, t. VII. Lucae. 1741. P. 436–437) думал Бароний (not. LIII ad an. 432: Annales, t. VII, p.437). Cnf. epist. Ioannis ad imper. Theodosium. Synodicon, cap. XCI: M. 84, col. 705. A. 483 Mansi, V, 288. D. Migne, gr. ser. t. 77, col. 168. А. Деян., II, стр. 353. Gnf. epist. S. Cyrilli ad Theognostum. Synodicon, cap. LXXXV: M. 84, col. 700. A. Migne, gr. ser. t. 77, col. 169. A-B. 485 Mansi, V, 285. Migne, gr. ser. t. 77, col. 164–165. Деян., II, стр. 350–351. Cnf. Synodicon, cap. XCI (M. 84, col.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

284 . Донесения о первом вызове Диоскора на Собор. С. 234–236 148 . [Т. 2. C. 249–251.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 10–12 17–30). Mansi VI, 989–997. 5000/3. 285 . Второй вызов Диоскору [епископу, посланный Собором] и донесения о нем. С. 236–239 149 . [Т. 2. C. 251–254.] Vocatio secunda Dioscori (CPG 9002.2t) 150 //ACO II, 1, 2. P. 12–15 31–46). Mansi VI, 997–1005. 5000/3. 286 . Записка Феодора, диакона александрийского, поданная против Диоскора [папе Льву и Собору Халкидонскому]. С. 239–240. [Т. 2. C. 254–256.] Theodori diaconi Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.3t)//ACO II, 1, 2. P. 15–16 47). Mansi VI, 1005–1010. 5000/3. 287 . Записка Исхириона, диакона александрийского, против Диоскора, поданная святому и Вселенскому Собору. С. 241–244 151 . [Т. 2. C. 256-с. 259.] Ischyrionis diaconi Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.4t)//ACO II, 1, 2. P. 17–20 48–56). Mansi VI, 1012–1021. 5000/3. 288 . Записка Афанасия, пресвитера александрийского, поданная святому Собору, против Диоскора. С. 244–246. [Т. 2. C. 259–261.] Athanasii presbyteri Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.5t)//ACO II, 1, 2. P. 20–22 57). Mansi VI, 1021–1029. 5000/3. 289 . Записка Софрония против Диоскора, поданная [святому папе Льву и] святому Вселенскому Собору в Халкидоне. С. 246–248 152 . [Т. 2. C. 261–264.] Sophronii Alexandrini contra Dioscorum (CPG 9002.6t)//ACO II, 1, 2. P. 22–25 58–69). Mansi VI, 1029–1036. 5000/3. 290 . Третий вызов Диоскору, посланный от св. Собора, и донесения о нем. С. 248–251. [Т. 2. C. 264–266.] Vocatio tertia Dioscori (CPG 9002.7t) 153 //ACO II, 1, 2. P. 25–27 70–78). Mansi VI, 1036–1041. 5000/3. 291 . Продолжение рассуждений Халкидонского Собора и приговор об осуждении Диоскора. С. 251–271. [Т. 2. C. 266–287.] Damnatio Dioscori (CPG 9002.8t) 154 //ACO II, 1, 2. P. 27–34 79–96) 155 . Mansi VI, 1041–1080. 5000/3. 292 . Подписи произнесших приговор. С. 271–279. [Т. 2. C. 288–295.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 34–41 97–98) 156 . Mansi VI, 1080–1094. 5000/3. Grumel 1932, 123 (подпись свт. Анатолия Константинопольского).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Marius Mercator. Nestorii blasphemiarum capitula XII. PL. 48. Col. 907–932. Monumenta vetera ad Arianorum doctrinam. PL. 13. Col. 557–593. (Niceta Remesianensis. Opera). Burn A. E. Niceta of Remesiana, His Life and Works. Cambridge, 1905. Olympiodorus. Fragmenta. Photius. Bibliotéque. Vol. I. P. 1959. P. 166–187. Opus Imperfectum in Matthaeum. PG. 56. Col. 611–946. Origenes. De principiis. PG. 11. Col. 111–413; SC. 252. P. 1978. Passio s. Irenaei. AASS. Martii T. III. Antverpiae, 1668. P. 556–557. Paulinus. Vita S. Ambrosii. PL. 14. Col. 27–46. Paulinus Nolanus. Poemata. XVII. PL. 61. Col. 437–709. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. PL. 31. Col. 661–1174 . Philostorgius. Historia ecclesiastica. PG. 65. Col. 459–638. Phoebadius. Liber contra arianos. PL. 20. Col. 13–30. Possidius. Vita S. Augustini. PL. 32. Col. 33–66. Prisca. PL. 56. Col. 745–816. Sermo Arrianorum. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 160–175; PL. 42. Col. 677–684. Sermons ariens inédits. Recherches Augustiniennes. 1992. Vol. 26. P. 143–179. Siricius, papa. Epistulae et decreta. PL. 13. Col. 1151–1196. Socrates. Historia ecclesiastica. PG. 67. Col. 29–842; SC. 477. P. 2004; 493. P. 2005; 505. P. 2006; 506. P. 2007. Sozomenus. Hismoria ecclesiastica. PG. 67. Col. 843–1630; SC. 306. P. 1983; 418. P. 1996; 495. P. 2005; 516. P. 2007. Sulpicius Severus. Chronicon. PL. 20. Col. 95–160; SC. 441. P. 1999. Sulpicius Severus. De vita beati Martini liber unus. PL. 20. Col. 159–176. Tertullianus. Adversus Praxeam. PL. 2. Col. 153–196. Tertullianus. Apologeticus. PL. 1. Col. 257–536. Theodoretus. Historia ecclesiastica. PG. 82. Col. 881–1280; SC. 501. P. 2006; 530. P. 2009. Vetus interpretatio latina canonum Nicaenorum, Sardicensium et Chalcedonensium. PL. 56. Col. 823–864. Victor Vitensis. Historia persecutionis Africae provinciae. PL. 58. Col. 179–260. Victorinus Petavionensis. De fabrica mundi. PL. 5. Col. 301–316. Victorinus Petavionensis. Scolia in Apocalypsin beati Joannis. PL. 5. Col. 317–344.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

2904 Cp. Василий B. Lib. cit. interr XVI, c. III, col. 960C. Cp. Григорий H. De vita s. patiis Ephraem Syri. T. XLVI, col. 836D. 2905 Ср. Нил C. Peristerla Sectio П. De temperantia seu abstinentia, col. 817B. Ср. Василий Β. lib. cit. T. XXXI, col. 1388D. 2909 Ср. Авва Исаия. Or. XV, c. II, col. 1142A: qui credit futurum esse· sanctorum regnum, caet ne in parvis aut minimis rebus peccet, ut fiat va& electum.... Qui credit corpus suum in die judicii resurrecturum, debet illud ab omni sorde at macula purum integrumque servare. 2910 Ср. Григорий H. De vita Moysis T. XLIX, col. 357A. De perfecta Christiani forma. T. XLVI, col. 285B. 2911 И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. V, c. ХХП, col. 239D–240A. Cp. Нил C. Tract. ad Eulogium, c. XXIII, col. 1124С. Максим И. II, 64. T. XC, col. 1005A. 2915 Ibid., col. 404AB. Cp. Василий B. Sermo ascet. T. XXXI, col. 876C–877. Ефрем C. Sermo asceticus. T. I. p. 58DEF. 2916 Ibid., col. 405A. Cp. Василий B. Sermo ascet. c. III. T. XXXI, col. 876CD– 877A; ibid., c. II, § 3–4, col. 876C-877A. Исаак C. Λ. XXXIV, σ. 217. 2922 Or. XXVIII. c. IV, col. 1199В. Ср. Григорий Н. Devita S. patris Epliraem Syri. T. XLVI, col. 836D. 2923 Contra Haereses. lib. IV, c. XIII, n. 2. T. VII, col. 108A: lex, quipped servis posita, per ea quod foris erant corporalia animam erudiebat. Uerbum autem liberans animam et per ipsam corpus voluntarie emundari docuit. 2926 Apophthegmata, § 15, col. 425C. Cp. И. Кассиан, Collat. XXIV, c. XXI, col. 1312В–1315А: Ев. Иоанн Богослов на примере охотничьего лука, не всегда натянутого, разъяснил, что необходимо иногда «облегчать строгость подвижнического напряжение некоторым послаблением». Cp. ibid. об авве Антонии, § 13, col. 77D–80A. Здесь рассказывается о том, что названный великий подвижник иногда «шутил» с братиею, чтобы их силы не напрягались сверх меры. 2930 Uerba Seniorum X. 20, col. 915D–916A. Cp. Древний Патерик § 24, стр. 195–196. И. Кассиан. Collat. I, c. X, col. 494AB. 2931 Интересно в этом случае филологическое значение греческого термина γκρατει’α. Санскр. kratus – способность; корень kreto – делать сильным, ciras–cuлa; καρηνον голова; cerebrum– мозг. Cp. Prellwitz. Etymologisches Wörterbuch der griechischen Sprache. Разумеется внутренняя сила, побеждающая тело, умственная, органом которой служит мозг. Ср. Проф. М. И. Орлов. Пасхальное огласительное поучение. Христ. Чтен. 1896. Март-Апрель, стр. 499, примеч. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1281 Mansi, IX, 348. D-E. 350. А (349–350 cirea fin. 351–352 init.: edit. Baluziana). 364. В-365. D. Деян., V, стр. 320–330. 353–355. См. выше к прим. 26 на стр. 312). 1282 В «приговоре» собора значилось: «так как мы видели, что последователи Не­стория старались навязать свое нечестие Церкви Божией чрез нечестивого Феодора... и, кроме этого, посредством того, что написал нечестиво Феодорит, и посредством злост­ного послания, которое, говорят, написано Ивой к Маре Персу: то и восстали мы для исправления того, что колебалось» (Mansi, IX, 369. А. Деян., V, стр. 358); «ибо было бы несправедливо, чтобы из-за тех глав возрастал соблазн и продолжалось замешатель­ство в Церкви Божией» (Mansi, IX, 369. С. Деян., V, стр. 359). 1283 Сказав о похвальной внимательности Халкидонских отцов при разборе послания Ивы, собор замечает: «тоже они наблюдали и в отношении Феодорита и потребовали, чтобы он анафематствовал то, за что обвинялся» (exegerunt eum anathematizare ea, pro quibus accusabatur). Mansi, IX, 375. В. Деян., V, стр. 370. Следует обратить внимание на осторожность в выражениях: говорится, что Феодорит обвинялся, но не сказано, что это было справедливо. 1284 Mansi, IX, 376. В. Деян., V, стр. 371. В другом месте собор поясняет, что он разумеет «то, что нечестиво написал Феодорит против правой веры и против двенадцати глав святого Кирилла и против первого Эфесского собора и что написано им в защиту Феодора и Нестория» (Mansi, IX, 375. D. 376. А. Деян, V, стр. 371), т. е. те произведения, отрывки коих были прочитаны ранее, «дабы все знали, что они извергаются и анафематствуются справедливо» (Mansi, IX, 374. А. Деян., V, стр. 368). 1285 13-е анафематство: Mansi, IX, 385. Деян., V, стр. 379. Cnf. Mansi, IX, 404. В. С. Деян., V, стр. 396. Evagrii II. Е. IV, 38: Migne, gr. ser. t. 86, 2, col. 2776. Русск. пер., стр. 239. 1286 Ясных подтверждений нашей мысли в актах не имеется, хотя она необходимо и сама собою должна предполагаться; можно воспользоваться здесь лишь одним свиде­тельством, которое гласит: his ita de Theodoro et ejus impietate discussis, panca et ex his quae impie a Theodorito conscripta sunt... ad satisfactionem legentium in gestis apud nos confectis recitari et inseri perspeximus (Mansi, IX, 374. А. Деян., V, стр. 368). Собор, очевидно, приводил разумеемые отрывки не для себя, а для других, ad satisfactionem legentium, т. е. тех, которые читают сочинении Феодорита, но не понимают их смысла, навязывают им учительный авторитет, каковой не совместим с усвояемыми им несторианами еретическими тенденциями. Такое толкование оправдывается формою praesens употребленного здесь глагола, что исключает возможность отнесении его к соборным актам. Подобное заключение вытекает и из дальнейшей фразы: ut sciant omnes, ut juste isti ejiciuntnr et anathematizantur, которая дает видеть в legentes партию, противную защитникам «глав», т. е. евтихианствующую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1242 В своем исследовании: «Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав (pro defensione trium capitulorum)» г. Доброклонский совершенно не оценил значения Факундовой апологии с этой стороны и потому отнесся к ней крайне строго и несправедливо. Автор не обратил внимания на то влияние, какое это творение оказало на направление споров, обратив их на иной путь; для сего нужно было сравнить ха­рактер движении до и после Факундовой защиты и отметить следы ее воздействия в дальнейший период, кончая пятым вселенским собором. 1248 Mansi, IX, 537–582. Migne, gr. ser. t. 86, 1, col. 993–1036; lat. ser. t. 69, col. 225–268. Деян., V, стр. 508–552. 1249 Mansi, IX, 561. Е. 564. А. М. gr. 86, 1, col. 1017. 1019. Μ. 1. 69, col. 249. 251. Деян., V, стр. 533–534: анафематство XII-oe. 1250 Так, Африканцы были призваны в Константинополь и принуждены уступить воле императора, а непокорные – в роде архиепископа Карфагенского Репарата – лишены сана. Victor. Tunn. Chronicon ad an. 551. 552: Migne, lat. ser. t. 68, col. 959. 1252 Перипетии этой борьбы Вигилия с Юстинианом для нас совсем не интересны, и потому мы не излагаем их в подробностях, отсылая читателей к обстоятельным и специальным исследованиям, напр., Гефеле (Concilieugeschichte. Bnd. II. §§ 264–266. S. 820–830). 1253 Мы знаем, что император «достиг того, что четыре святые собора внесены в церковные диптихи и что об них проповедуется (в Церкви), чего до дарования ему свыше власти не было в святой Церкви» (Mansi, IX, 199. А. Деян., V, стр. 52). 1255 Мы устанавливаем одновременность «конференции» с письмом Евтихия к Вигилию и ответом на него последнего, а послание папы было выдано 8-го января 553 года (Mansi, IX, 189. D. Μ. 1. 69, col. 67. В. Деян., V, стр. 43). 1256 Об этом совещании мы находим два выразительный указания; 5-го мая 553 года, после прочтения письма Вигилия к Евтихию (Mansi, IX, 187. 190. Μ. I. 69, col. 66. 68. Деян., V, стр. 41–43), нотарий Стефан замечал: «таким же образом он (папа) пи­сал и к Аполлинарию, святейшему архиепископу славного города Александрии, и к Домнину святейшему архиепископу Феопольскому, и к бывшему под их председатель­ством собору» ( κα ( πρς) τν π ατος σνοδον: Mansi, IX, 189. D. Деян., V, стр. 43–44); при открытии второго собрания архидиакон Диодор заявлял: «святой ваш собор помнит те деяния, какие имелись у вас до вручения вам высочайшей грамоты» (Mansi, IX, 194. II. Деян., V, стр. 46), т. е. до начала соборных рассуждений 553 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1050 Следует заметить, что приведенная на Халкидонском соборе цитата из Кирил­лова сочинения Scholia De incarnatione Unigeniti встречается уже во втором диалоге Феодоритова «Эраниста» (Migne, gr. ser. t. 83, col. 213, p. 169). 1052 Факт защиты Киррским епископом томоса папы отмечают Либерат (Breviarium, cap. XIII: Migne, lat. ser. t. 68, col. 1011. A), Евагрий (Hist. ecclcs., II, 18: Migne, gr. ser. t. 86, pars. 2, col. 2573 fin. Ц. И., русский пер., стр. 113) и Факунд (Pro defens., V, 3: Migne, lat. ser. t. 67, col. 640). В своем письме в Феодориту (epist. S. Leonis 120 (152), cap. 4: Mansi, VI, 249. Migne, lat. ser. t. 54, col. 1053. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1321. D, fin.) Лев ставил адресату в похвалу, что его «послания защищены по старанию его (Феодорита) братства». 1054 Mansi, IV, 1137. D (cnf. ibid. 888 sqq.). Деян., I, стр. 508 (ср. стр. 328 сл.). Mansi, IV, 1180. В (cnf. ibid. 1068 sqq.). Деян., 1, стр. 555–556 (cp. стр. 437 сл.). Mansi, IX, 321–328. Деян., V, стр. 278–292. 1055 Mansi, VII, 20. Е. Деян., IV, стр. 21. Votum Феодорита 39-й. По Факунду (Pro defens., V, 3: Migne, lat. ser. t. 67, col. 640), Киррский списком занимал в этом засе­дании 112 место и подписался 38-м. 1056 Об отношениях Никейского символа 825 года к Константинопольскому – 381 года см. у проф. Ал. И. Лебедева: Вселенские соборы IV и V века. Москва. 1879. Гл. IV, стр. 111–145. Из истории вселенских соборов IV и V веков. Москва. 1882. Стр. 211–239. 1057 Несомненно, что монофизитствующие замалчивали Константинопольский собор 381 г. (Mansi, VI, 625. С. 632. А-В. Деян., III, стр. 181. 186. Hoffmann. S. 43,35–38. 68,39–41. 69,37. 79,11–12. 16. 17. Martin. Actes. Р. 95. 158–159. 161. 180. Perry. Р. 208. 329. 332. 373. 374). 1058 Можно бы подумать, что Феодорит одобрил одно послание св. Кирилла « Το Σωτρος» без заключительных формул, но никак нельзя доказать, чтобы под τ κεφλαια у «Восточных» разумелись только ο ναθεματισμο. Все произведение Александ­рийского архиепископа составляет одно целое, и потому противники его не могли одобрять первой части, не признавай второй, или наоборот. Кажется, термины: «главы» и «анафематства» употреблялись безразлично в приложении ко всему письму св. Кирилла от 30-го ноября 430 года. Если и следует допускать за ними какое-нибудь строго специальное зна­чение, то первый нужно относить к началу Кириллова послания, а второй – к концу. Это дает нам знать следующее место из документа отступнического сщбора de schismaticis: «составленные Кириллом Александрийским еретические главы и присоединенные к ним ненужные и безрассудные анафематства святой собор («conciliabulum») отвергает и отчуждает от православной веры» (Mansi, IV, 1377. В. Деян., I, стр. 784).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

562 Epist. 83: Μ. 83, col. 1273. А. Об этих сношениях св. Кирилла с Феодоритом упоминал и Ипатий Эфесский на коллоквиуме с Северианами в 531 году (Mansi, VIII, 830. В. С). 564 Kopallik. Cyrillus von Alexandrien. S. 314. Tillemont. Memoires, XIV, p. 671, и др. Впрочем, нужно заметить, что 433 год указывается здесь именно на основании 83 письма Феодорита, которое само по себе не дает права на такую точность. Несомненно во всяком случае, что сочинение св. Кирилла против Юлиана уже было издано во время примирения его с Иоанном и потому отнесение момента появления его в свет к 439 году (Baronius. Ad an. 439 n. XI: Annales, VII, ρ. 515) совершенно неосновательно. 565 Epist. S. Cyrilly 41 (36): Migne, gr. ser. t. 77, col. 201 sqq. Mansi, V, 328–344. О письмах св. Кирилла к Акакию упоминает и Александр Иерапольский (Synodicon, cap. CLXIX: Μ. 84, col. 784) еще до своей высылки, в 435 году. 566 В письме к Евлогию св. Кирилл говорит: συνεχωρ σαμεν ατος ( τος κ τς νατολς). Mansi, V, 345. A. Migne, gr. ser. t. 77, col. 225. В-С. Деян., II, стр. 403. 567 Выражение Иоанна Антиохийского об Александре Иерапольском (Synodicon, cap. CLXXXVII: Μ. 84, col. 801. A). 569 Список пятнадцати «Восточных» епископов, сосланных в разные места греко-римской империи, см. в Synodicon, cap. СХС: М. 84, col. 803–804. Cnf. cap. CLXXIII, CLXXIV, CLXXV, CLXXVII, CLXXVIII, CLXXIX, CLXXX, CLXXXI, CLXXXII, CLXXXIII, CLXXXIV, CLXXXV. 570 Во время дела об изгнании Александра Иерапольского Несторий представляется уже сосланным, а Евфратисийский митрополит был удален из своего епархиального города 15-го апреля 435 года (Synodicon, cap. CLXXXIV: Μ. 84, col. 799). 571 См. письма св. Кирилла: к Акакию Мелитинскому (Migue, gr. ser. t. 77, col. 181 sqq. Mansi, V, 309 sqq. Деян., II, стр. 381–402), Донату Никопольскому ( Μ. 77, col. 249 sqq. Mansi, V, 348 sqq. Деян., II, стр. 407–411), Сукценсу Диокесарийскому ( Μ. 77, col. 228 sqq. et 237 sqq.), Руфу Фессалоникийскому ( Μ. 77, col. 221, 221. 224), Евлогию пресвитеру ( Μ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010