нении с Православною церковию. Из них, по первому предложению, присоединились: игуменья Свято-Духова монастыря Екатерина и монахиня Маргарита Мартусевич – родная сестра покойного Полоцкого Епископа Иакова Мартусевича и настоятельница Оршанского женского монастыря Клавдия Щепановская – бывшая в последствии, после Евфросинии Дехтеровой, игуменьею Полоцкой Спасо-Евфросиньевской обители и пользовавшаяся, до самой своей кончины, всеобщим уважением 670 . Прочие монахини остались в унии; им предоставлено было на произвол или жить в обители, по избранию – Полоцкой и Витебской, пользуясь полным, наравне с прочими монахинями, содержанием, или даже отойти на беспрепятственное пребывание у родных. Последним воспользовались только две монахини; прочие остались в монастырях, некоторые из них и до сих пор живы и ежедневно, с благоговением, посещают Православное богослужение; но к Православной церкви не присоединяются; им, правду сказать, никто этого и не предлагает. – Вот всё, что случилось как с теми из монахинь, которые приняли Православие, так и с теми, которые остались в унии. Никаких насилий в отношении к тем из монахинь, которые не приняли Православия, не было, да и не было в насилии ни надобности, ни пользы. Местная как духовная, так и светская, администрация, а равно и высшее правительство никогда не позволило бы помрачать каким бы то ни было пятном столь торжественное событие, как воссоединение миллионов искони Русского народа с Православною церковию, под руководством своих духовных пастырей. Мысль о насилиях могла родиться только в человеке, который был снедаем озлобленностью, бессильною воспрепятствовать ходу события, которое было неизбежным естественным следствием исторической реакции. Греко-унитские пастыри, вовлеченные в несродную им стихию Римского католицизма, боровшиеся, в продолжение более двух веков с притязаниями Рима и Польского правительства, что доказывается бесчисленными формальными делами, и русский народ западных стран Империи, сохранивший, среди всех переворотов, свои пре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем владыка зачитал телеграмму Святейшего Патриарха Алексия «Выражаем сердечное соболезнование сестрам Николаевской обители и всем, знавшим почтенную матушку игумению Параскеву, ныне в Бозе почившую. Да вселит Господь душу ее в селениях праведных. Исполнение обязанностей игумений возлагается на монахиню Афанасию (Богуряк). Патриарх Алексий». После заупокойной ектении надгробнюе слово сказал иеромонах Иустин, отметив, какое горе принесла Карпатам кончина игумении, ибо она первая провела монашескую борозду и много потрудилась в обители, созданной на берегу реки Латорицы. Духовник монастыря архимандрит Василий прочел собственноручно написанное игуменией «прощание»: «Игумения Параскева, грешная, прощаюсь со всеми… Всечестнейшие отцы, мои молитвенники, прошу вас прочитать сие на моем смутном похороне. Но не могу я с вами, как прежде, устами и гласом беседовати, яко бездыханна и безгласна есмь, но беседую моим сим убогим письмецом. Храмина моего тела разрушилась и земли предается, по слову Господню: “Земля еси и в землю пойдеши” (Быт. 3: 19). Но чаю воскресения мертвых и желаю наследовать будущего века. Надежда и спасение мое Иисус Христос, Господь мой и Бог мой. Отошла я от вас в путь дальний и шествую незнакомым мне путем, от временной жизни сей я отлучаюся, и уже друг друга мы не увидим, как прежде, когда говорили и делились сего мира скорбями. Но придет время второго пришествия Христова, там встретимся, где соберутся все от века скончавшиеся. О, сподоби, Господи, там встретиться» . Похоронили игумению Параскеву на кладбище Николаевского монастыря в Мукачево. ____________________________ До 1919 г. Карпатская Русь входила в состав Венгрии (до 1918 г. – Австро-Венгрии). Максим Прокоп был привлечен к суду в ходе первого Мараморош-Сиготского процесса (1903–1904). Умер в 1907 г. (Дехтерев), инок. Сокровище неоцененное. Очерк православного девичьяго монастиря в Липше на Подкарпатской Руси. Ужгород, 1936. С. 5. Зуева А. Исповедница игумения Параскева (Прокоп), в схиме Нина// http://www.zaistinu.ru/articles?aid=1561 .

http://pravoslavie.ru/55831.html

Грабец Мирослав. К истории Мармарошского процесса (Дело 94-х. 29/ХП 1913 3/Ш 1914). Ужгород, 1934. – Здесь даны самые различные отклики в печати, посвященные этому процессу; в частности, из этого источника мною также взято и описание святого на суде. Геровский Юрий. Почему я православный (Краткая история православной веры на Закарпатье). Ужгород, 1999. – Здесь вкратце дана героическая и мученическая история православного народа. Города и села Украинской СССР. Закарпатская область. Киев, 1982. – В книге во многих местах содержится информация о многовековом давлении на русинов, а также о преследованиях за православную веру. Данилец Юрий Васильевич. Православни монастыри Хустского району XX столиття. Ужгород, 2005 (второе издание). Эта замечательная книга, к сожалению, недоступна русскоязычному читателю, так как опубликована только на украинском языке. Данилец Юрий Васильевич. Православний монастир Успиния Божой Матери в сели Домбоки. 2006. – Здесь рассказывается о любимом монастыре преподобного Алексия. Дехтерев Алексий, инок; Грабовый B.C. Сокровище неоцененное (Очерк православного девичьего монастыря в Липше на Подкарпатской Руси)//Библиотека «Подкарпатская Русь». Выпуск 3, Ужгород: типография «Школьная помощь», 1936. – Эта книга содержит уникальные биографические сведения об основательнице и первой игумений этой обители Параскеве, в схиме Нине, в миру Иулиании Прокоп. Подробно рассказывается о нечеловеческих мучениях, которые эта беззаветно преданная Богу изянка претерпела с другими девицами за Православие и желание посвятить свою жизнь Богу. Денасий Пантелеимоновский, инок. Повесть об обращении и присоединении на Афоне угрорусса униата в Православие и о русских, о православии и об унии в прикарпатской подъяремной Руси прежде и теперь. Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, Шамордино Калужской губернии, 1913. – Это единственная прижизненная книга о преподобном Алексии, написанная его афонским другом из Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Здесь можно найти также интереснейшие сведения о церковной истории многострадального края.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Долгоруков Бароны Черкасовы Иван Антонович Черкасов начал службу, в 1705 году, писарем в канцелярии Петра Великого, коего внимание обратил на себя умом, честностию и безстрашною правдивостию. Пётр Великий, постепенно возвышая Черкасова, пожаловал его наконец действительным статским советником, своим кабинет-секретарём, и столь привык к нему, что во всех путешествиях брал его с собою. В царствование Анны Иоанновны, Черкасов был удалён в Казань, потом в Астрахань, а по восшествии на престол Императрицы Елисаветы Петровны, немедленно вызван ко Двору, пожалован в тайные советники, и возведён в день коронации, 25 апреля 1742 года, в Баронское Российской Империи достоинство. Барон Иван Антонович был потом сенатором, действительным тайным советником и кавалером святого Александра Невского; скончался 21 ноября 1752 года, на 63-м от рождения, оставив дочь, в супружестве за статским советником Евграфом Васильевичем Татищевым, и трёх сыновей: а) барона Петра Ивановича (см. далее); б) барона Александра Ивановича, действительного тайного советника, медицинской коллегии президента и святого Александра Невского кавалер, от брака с княжною Екатериною Ивановною Бирен-Курляндскою, дочерию известного Бирена, имел дочь баронессу Елисавету Александровну, за полковником Евстафием Пальменбахом, и сына барона Петра Александровича († 1828), который от брака с девицею Ивковою имел сына барона Александра Петровича, умершего бездетным в 1844 году, и трёх дочерей: баронессу Софию Петровну, баронессу Екатерину Петровну и баронессу Анну Петровну; сия, последняя была за графом Петром Фёдоровичем Букгсгевденом. Младший сын первого барона Черкасова, барон Пётр Иванович, от брака с Елисаветою Николаевною Жеребцовою, имел дочь баронессу Прасковью Петровну, за Астафьевым, и сына барона Ивана Петровича, секунд-майора, женатаго два раза. От первого брака с Мариею Алексеевною Кожиною он имел 2-х сыновей 2-х дочерей: 1) барон Пётр Иванович, полковник в отставке; 2) Алексей Иванович 219 , по приговору верховного уголовного суда 1826 года сосланный в Сибирь, в последствии служил рядовым на Кавказе; отличною службою приобрёл чин офицерский и дворянское достоннство; ныне поручик в отставке; женат на баронессе Коц-де-Добрж; 3) баронесса София Ивановна, за Михайлом Петровичем Бурнашевым; 4) баронесса Екатерина Ивановна, за Дмитрием Ивановичем Облеуховым. От второго брака с Пелагеею Андреевною Полонскою, барон Иван Петрович имел дочь баронессу Елисавету Ивановну, за Владимиром Матвеевичем Дехтеревым-Держанским, и 4-х сыновей: 1) барон Иван Иванович, капитан путей сообщения; 2) барон Гавриил Иванович, тульский губернский прокурор, женат был дважды: на Екатерине Филиповне Христианович и Наталие Дмитриевне Левшиной; от 2-го брака имеет 2-х сыновей, барона Дмитрия Гавриловича и барона Павла Гавриловича; 3) барон Павел Иванович; 4) барон Александр Иванович , женат на Марие Матвеевне Байковой; имеет двух дочерей, баронессу Марию Александровну и баронессу Александру Александровну;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Ответ. о. Серафима. Письмо, милостивеший Архипастырь, получил я нижайший 29 числа сего Августа, на которое сим всенижайше доношу. 1-е) что изволили получить провизских и жалованных три тысячи рублей, получил я предварительно от Отца Типографа и росписку его, присланную к нему от Вашего Высокопреосвященства с надписью – отдать мне. 2-е) За кровли ещё ни за ту, ни за другую мастера не принимались, за перепрыском (sic) небольших, дождей. На корпус домовой краски уже все готовы, а и на конюшню запасаются грунтом. Слава Богу, что гостя были довольны приёмом. Доволен был очень и я их ласкою. С Авдотьей Семеновной и Анной Семеновной послано вин – Венгерского 10 бутылок (в том числе 1 Наместникова) и 11 донского. Всех 21 бутылка, которые и изволили получить. Но ещё с Анной Семеновной Шамшевой послано 14 бутылок Донского, которые, как видно, ещё не изволили получить: ибо обоих сортов вин послано 35 бутылок. – Заливали накануне отъезда их из Киева когда переливали из бочонков и заливали смолою дважды. Ранее было перелить не возможно, потому что не известно было, возмутъ ли или не возмут; а потому и закупорки было заметитъ нельзя, как она была крепка. Деньги теперь вместе храним, и выдача была теперь, – только жалованной штатным, и от эконома за житьё в Теремском хуторе. Представить было нужно прихода и расхода оных ведомость, но за отлучками его в хутор остаётся до будущей почты. Ещё выдача необходимо будет купцам. Дехтеров давно требует денег и за нынешнии заборы уже не однократно приходил. Вчераший день были в Заспе и смотрели сена, которому теперь же представляется Вашему Высокопреосвященству Ведомость. Равно и Теремскому хлебу, снятому по настоящее время. Книгу Номоканон при сем покорнейше представляю. Письма Эконому доставил, а Игуменье не успел отнести; доставлю во время вечерни. О. ректор Архим. Кириллу Словарь купил в лавке за восемь руб. асс. и отослал в Курскую Семинарию. 30 Августа 1625 года. Отослано в Дикастерию с Михайлом. 47 Преподобный отец Игумен Серафим! Возлюбленный о Христе брат!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Повинуясь духу времени и установившимся при дворе и в обществе вкусам, а особенно следуя тому, чему он почти 10 лет учился в Италии, композиторская деятельность Бортнянского в области духовно-музыкальной особенно ярко выразилась в концертах, которых (считая и «Тебе, Бога, хвалим») им написано и издано 59, из них 20 – двухорных. В своих концертах, которые можно назвать по форме и по фактуре образцовыми, Бортнянский берет как текст разные стихи из разных псалмов. Исключение – рождественский концерт «Слава в вышних Богу», который представляет собой обработанную в форме концерта стихиру на Евангелии на утрени Рождества Христова, глас 6. Форма концертов Бортнянского по большей части трехчастная, с контрастным движением в этих частях; оканчивается такой концерт фугой или фугато – обычная классическая форма концерта того времени на тексты псалмов. Концерты Бортнянского получили большое распространение и вытеснили собой подобные же композиции других авторов. Немалое значение при этом имело то, что концерты других современников Бортнянскому авторов (например, Дехтерева) не были одобрены для печатания цензурой Придворной капеллы и ходили по рукам регентов в рукописном виде. А потому, когда вышло запрещение пользоваться рукописными нотами, такие концерты оказались запрещенными и исполнялись неофициально. Особенное распространение получили «Херувимские» Бортнянского. Бортнянский написал их семь; из них особой любовью пользуется « Херувимская 7», имеющаяся у каждого регента и у очень многих любителей церковного пения. Также большой (но незаслуженной) любовью пользуется его «Херувимская 5» – простой, чисто протестантского типа хорал, от начала до конца выдержанный в строгом хоральном стиле. Меньшим распространением пользуются «Херувимские» 6 и 4; последняя, несмотря на ее большие достоинства, едва ли еще исполняется эмигрантскими хорами, и обе эти «Херувимские» находятся далеко не во всех сборниках. «Херувимская 1» и до революции почти нигде не исполнялась и, вероятно, забыта, как и «Херувимские» 2 и 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возникновение значительного числа хоров по России много содействовало распространению и упрочению концертного пения. Помимо хоров, содержащихся митрополитами, архиепископами и архимандритами, хоры были также у полковых командиров, у частных любителей пения – графов Разумовского, Шереметьева, князя Трубецкого, а при приходских церквах состояли вольные хоры. Об обстановке при пении таких хоров сохранились следующие свидетельства современников: «Славные певчие Казакова, которые принадлежат ныне Бекетову, поют в церкви Димитрия Солунского в Москве. Съезд такой бывает, что весь Тверской бульвар заставлен каретами. Недавно молельщики до такого дошли безстыдства, что в церкви кричали «фора», т.е. «браво», «бис». Однако своим необыкновенным распространением и влиянием на стиль композиций для церковных хоров итальянская музыка обязана не столько самим итальянским капельмейстерам, сколько их русским ученикам и последователям, среди которых ведущее место занимают А.Ведель (1767–1808 или 1811), С.Дехтерев (1766–1813), М.Березовский (1745–1777), С.Давыдов (1777–1825) во главе с Дм.Бортнянским (1752–1825). Именно при них концертный итальянский стиль достигает наибольшего развития, но именно их деятельность вызывает в то же время серьезные критические возражения как ведущих русских композиторов, так и выдающихся иерархов Русской Церк-ви. Так, в одном из своих писем П.И.Чайковский писал: «Техника Бортнянского – детская, рутинная, но тем не менее это единственный из духовных композиторов, у которого она была. Все эти Ведели, Дехтеревы и т.п. любили по-своему музыку, но они были сущие невежды и своими произведениями причинили столько зла России, что и ста лет мало, чтобы уничтожить его. От столицы до деревни раздается слащавый стиль Бортнянского и увы! – нравится публике. Нужен мессия, который одним ударом уничтожит все старое и пошел бы по новому пути, а новый путь заключается в возвращении к седой старине. Как должно гармонизовать древние напевы, надлежащим образом не решил еще никто». А в другом месте читаем: «Европеизм вторгся в нашу церковь в прошлом веке в виде разных пошлостей, как, например, доминант аккорд и т.п., и столь глубоко пустил корни, что даже в глуши, в деревне дьячки, учившиеся в городской семинарии, поют неизмеримо далеко ушедшее от подлинных напевов, записанных в нотном Обиходе...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподаватель Московских духовных школ Иеромонах Сергий (Голубцов), 1953 г. Фотоархив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии В 1951 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева ». Был оставлен в Академии преподавателем церковной археологии и древнееврейского языка. За два учебных года (1951-1953) написал курс лекций по церковной археологии с привлечением новых данных из области русской живописи и архитектуры, а также составил краткий курс лекций по древнееврейскому языку. Кроме того, в Московской духовной семинарии вел преподавание Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Еще будучи студентом П.А. Голубцов предложил администрации Академии создать живописный кружок и организовать Церковно-археологический кабинет . Эти идеи получили поддержку со стороны священноначалия. Первую небольшую витрину П.А. Голубцов поставил в классной аудитории и поместил в нее несколько древних церковных предметов, ему лично принадлежавших. В 1953 году иеромонах Сергий возглавил ЦАК и кружок. 3 марта 1954 года Советом МДА иеромонаху Сергию было присуждено звание доцента. 18 июля 1954 года возведен в сан архимандрита . 17 октября 1955 года Св. Синод определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским . Епископ Старорусский 30 октября 1955 года был хиротонисан во епископа Старорусского , викария Ленинградской епархии . Хиротонию в Покровском академическом храме совершили патриарх Алексий I , митрополит Пражский Елевферий (Воронцов) , митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) , епископ Волынский и Ровенский Палладий (Каминский) , епископ Алексий (Дехтерев) . 22 ноября 1956 года Новгородская епархия была выделена в самостоятельную епархию, и епископ Старорусский Сергий был назначен временным управляющим Новгородской епархией. Он организовал в Новгороде епархиальное управление, а при нем - мастерские по пошиву облачений, ряс и других церковных одежд и принадлежностей, реставрации икон, столярную мастерскую и бригаду рабочих по ремонту храмов епархии.

http://drevo-info.ru/articles/13672114.h...

После избрания Архиерейским Собором РПЦ митр. Сергия на кафедру Патриарха Московского и всея Руси (8 сент. 1943) Патриарх Христофор II братским посланием в день Рождества Христова приветствовал Предстоятеля РПЦ и выразил надежду на скорейшую победу союзных армий. 31 янв.- 2 февр. 1945 г. в Москве состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 г. , главной задачей к-рого было избрание Патриарха Московского и всея Руси в связи со смертью 15 мая 1944 г. Патриарха Сергия. В качестве почетного гостя на Соборе присутствовал Предстоятель АПЦ Христофор II в сопровождении архидиак. Парфения Койнидиса (буд. Патриарха Александрийского). 8 марта 1945 г. Патриарх Христофор II направил новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I письмо с глубокой благодарностью за оказанное гостеприимство и выражением радости и глубокого удовлетворения от увиденного и пережитого в Москве. Патриарх Христофор II наградил Святейшего Патриарха Алексия Крестом ап. и евангелиста Марка I класса. С 6 по 15 июня 1945 г. Патриарх Алексий с сопровождавшими его епископами и клириками РПЦ с ответным визитом посетил АПЦ, совершал богослужения и поклонялся древнейшим святыням Православия в Египте. 14 июня, в день Вознесения Господня, община рус. храма во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Александрии во главе с настоятелем иером. Алексием (Дехтерёвым) , пребывавшая вне общения с Матерью-Церковью, была принята Патриархом Алексием I под его Первосвятительский омофор. Александро-Невский храм получил статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, а настоятель храма - пост экзарха Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. С 8 по 19 июля 1948 г. в Москве и в ТСЛ проходило празднование 500-летия автокефалии РПЦ и Совещание Глав и представителей поместных правосл. Церквей, на к-ром АПЦ была представлена делегацией Антиохийской Православной Церкви. В июле-авг. 1955 г. состоялся визит Патриарха Христофора II с посещением Москвы, ТСЛ, Одессы. Была достигнута договоренность об учреждении в Одессе подворья АПЦ, открытого в окт.

http://pravenc.ru/text/82070.html

АЛЕКСАНДР Еп.Сергачский 100 АЛЕКСИЙ (Баженов) Еп.Тираспольский 101 АЛЕКСИИ Архп.Велико-Устюжский и Усть- (Бельковский) Вымский, вик.Вологодской епархии 103 АЛЕКСИЙ (Буй) Еп.Уразовский, вик.Воронеж­ ской епархии 105 АЛЕКСИЙ Еп.Медонский, вик.Экзарха (ВАН ДЕР МЕНСБРЮГГЕ) Московской Патриархии в За­ падной Европе 106 АЛЕКСИЙ (ГОТОВЦЕВ) Еп·Рыльский, вик·Курской Епархии 110 АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ) Митр·Волынский 112 АЛЕКСИЙ (ДЕХТЕРЕВ) Архп.Виленский и Литовский·· 114 АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН) Архп.Владимирский и Суздаль­ ский 116 АЛЕКСИЙ (ЖИТЕЦКИЙ) Еп.Боровский Калужской епар­ хии. 123 АЛЕКСИЙ (ЗАМАРАЕВ) Еп.Бежицкий, вик.Орловской епархии 124 АЛЕКСИЙ (КОНОПЛЕВ) Архп.Тульский и Белевский....126 АЛЕКСИЙ (КУЗНЕЦОВ) Архп·Сарапульский 128 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Экзарх Грузии, архп.Карта- линский и Кахетинский 130 АЛЕКСИЙ (ОПОЦКИЙ) Архп.Тверской й Кашинский....144 АЛЕКСИЙ (ОРЛОВ) Архп.б.Омский 147 АЛЕКСИЙ (ПАЛИЦЫН) Архп.Куйбышевский и Сызранский...148 АЛЕКСИЙ (ПАНТЕЛЕЕВ) Архп. Омский и Тюменский.149 АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) Митр. Таллинский и Эстонский....150 АЛЕКСИЙ (СЕРГЕЕВ) Архп.·б·Алма-Атинский .154 АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ) Патриарх Московский и всея Руси ..157 АЛЕКСИЙ (СОБОЛЕВ) Еп.Вологодский и Тотемский....168 АЛЕКСИЙ Еп.Волчанский 169 АЛИПИЙ (ПОПОВ) Еп.Старицкий, вик.Тверской епархии 170 АЛИПИЙ (ХОТОВИЦКИЙ) Еп.Винницкий и Брацлавский...171 АМВРОСИЙ (Гудко) Еп.б.Сарапульский и Елабужс- кий .173 АМВРОСИЙ (Хелая) Католикос-Патриарх Всея Гру­ зии и архп.Мцхетско-Тбилис- ский.175 АМВРОСИЙ (Казанский) Еп.Мелекесский, вик.Ульянов­ ской епархии .177 Амвросий (Ключарев) Архп.Харьковский и Ахтырский 178 АМВРОСИЙ (Либин) Еп.Лужский, вик.Ленинградской епархии ..188 АМВРОСИЙ (Полянский) Еп.Подольский и Брацлавский. 189 АМВРОСИЙ (Смирнов) Архп.Муромский .190 АМВРОСИЙ (Сосновцев) Еп.Мстерский, вик.Владимирс­ кой еп. (единоверческий)192 Амфилохий Еп.Угличский, вик.Ярославс- (Сергиевский-Казанцев) кой епархии .194 Амфилохий (Скворцов) Еп.б.Енисейский и Краснояр­ ский ..199 АНАСТАСИЙ Еп.Ямбургский, вик.Петро- (Александров) градской еп .202

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010